Культурный облик Древней Руси
Культурный облик Древней Руси
Письменность,
литература, образование.
60е
годы IX века – время
создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские
братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод
Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной
литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения
повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое
повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо
отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых
летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном
материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой
летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в третих
- летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё –
жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо
просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место
занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения.
Но были также и научные труды, так в XIIв (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех
високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. назывался он «Учение им же
ведати человеку числа всех лет». Но несмотря на такое разнообразие
«древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного
сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой
жизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров (главная направленность –
эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг
оставались Князья.
Образование
на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при
монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).
Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила
в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в
таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в
руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили
коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным
заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря
выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые
должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную
литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний
могут дать энциклопедии XI
века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике,
философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди
учились в заграничных университетах.
Зодчество и архитектура в Киевской
Руси
Русская
архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с
социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева:
на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном
деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались
дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у
последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших
традиций архитектура и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Давайте же на
них и остановим наш взгляд.
Несмотря
на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания,
в облике русского храма «утрачено всякое подобие греческого архитектурного
стиля: весь облик храма – чисто русский, в особенности его заострённые главы, -
всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму». На Руси было
достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке
храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней
остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или
более столбами его интерьер делиться на продольные (восток – запад) части –
нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками,
поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство
храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части
интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды,
полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и
находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие,
присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (спаская церковь
ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим «отличительной чертой искусства
домонгольской Руси является монументальность форм».
Скоморохи.
Скоморохи
- люди, сделавшие забаву своим ремеслом. Не вполне выяснено происхождение и
значение самого слова. Наиболее вероятным представляется мнение, что слово
"скоморох" происходит от византийского "скоммарх" - мастер
смехотворства.
Ремесло
этих народных потешников было одинаково: они были, прежде всего, музыкантами на
разных инструментах (гусельники, домрачеи, сопельники, сурначи, волынщики и
т.д. ), певцами, исполняли различные акробатические фокусы, а также целые
представления.
Скоморохи
устраивали и кукольные спектакли. По описанию путешественника Адама Олеария
театр кукол устраивался просто - скоморох надевал юбку с обручем в подоле,
затем поднимал ее кверху так, чтобы она закрывала ему голову, и из-за
импровизированной занавески показывал свои куклы.
Веселое
и жизнеутверждающее искусство скоморохов было враждебно церковной идеологии.
Церковь и цари боролись с проявлениями скоморошества. Митрополит Иосаф писал
Ивану Грозному о скоморохах: "Бога ради, государь, вели их извести, кое бы
их не было в твоем царстве ...".
По
царским указам 1648 г., скоморохи со всякими "бесовскими играми" и
соучастники их "богомерзкого дела", т.е. зрители, подлежали наказанию
батогами и ссылке. Музыкальные инструменты, скоморошьи маски и все, связанное
со скоморошьими играми, царские грамоты предписывали ломать и жечь.
Царскими
указами о запрещении народных представлений и скоморошества народному театру
был нанесен тяжелый удар. Однако никакие репрессии не могли уничтожить народное
творчество, не могли убить любимого народом искусства.
Скоморошество
было высшей формой русского народного творчества, существование которого в
течение ряда веков являлось почвой, на которой возник русский народный театр.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agat32.boom.ru/