Народные игры казахов Южного Алтая
Народные игры казахов Южного Алтая
Е.Б.Абатаев, Бийский Государственный педагогический институт
Игры
во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится
к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно
сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной
деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции:
воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические,
коммуникативные и др.[1][1]
Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые
функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие
из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и
перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [1][2].
В
силу кочевого уклада жизни казахов Южного Алтая наибольшее распространение
получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях
силу, ловкость, мужество. Почитание лошади и любовь к конным играм стали
традицией у казахов, сохранившихся до наших дней. Рассмотрим некоторые из них.
Байга
– скачка на средние дистанции (3, 6, 9 км.) является одним из древних и
популярных видов состязаний. Байга проводилась на всех праздниках и была
доступна всем желающим. Казахская байга устраивалась на ровной местности по
замкнутому кругу. Скачки проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км. для
лошадей не моложе 3-х лет (кунан байга), от 2,5 до 4,8 км для лошадей до 4-х
лет (донен байга); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте 5 лет и старше
(собственно байга)[1][3].
Призы, в зависимости от количества наездников и материальных возможностей
организаторов-спонсоров, были разными, в основном до 3–5 всадников.
Кокпар
тарту, известный у русского народа, как козлодранье.Происхождение кокпара,
видимо, имеет несколько истоков:
1)
участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада и подобным
образом уничтожающих их баранов;
2)
возможно, что таким способом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали
от плена раненого батыра;
3)
связана с борьбой фратарий за тушу тотемного животного[1][4]. Цель – первым донести тушу
козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу,
остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу. Поэтому всадник, овладевший
тушей, старался покрепче удержать ее на седле, зажать под ногу или перекидывать
с одной стороны на другую от наседавших соперников и оторваться от
преследователей [1][5].
Большой
популярностью у казахов Южного Алтая пользовалась борьба (казахша курес).
Казахша курес проводились на всех праздниках между известными силачами
(палуанами) и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Борцам
были известны разнообразные приемы, включая подножки и подсечки, а также броски
стоя и падением, повороты с рывками и зацепами.
Одним
из важных приоритетов для молодежи является переплетение развлекательной игры с
элементами духовной культуры и песенного творчества. Алты бакан (буквально
"шесть столбов") – казахские качели, сооружались из шести столбов,
концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный
шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сиденья. Алты бакан проходил
в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и должны были при
этом начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на
домбре, пары сменяли друг друга [1][6]. Молодежные игры, вопреки
предписаниям шариата, способствовали близкому знакомству, взаимопониманию,
дружбе между юношами и девушками, перераставшими нередко в любовь [1][7].
Наряду
с молодежными играми у казахов Южного Алтая широко представлены детские игры,
которые часто используются на внеклассных уроках в национальных школах
Кош-Агачского района. Самыми любимыми играми являются асыки – раскрашенные
овечьи и надкопытные бабки. Нередко к этим играм подключались молодежь и
взрослые. Существовало несколько вариантов асыка. Наиболее известными были
алши, онка хан, бес тас, атбакыл, жирма бир, в качестве выигрыша являлись бабки
или деньги. Играли также в жмурки (жасрынбак, сокыр теке, сокыр сиыр),
отгадывали загадки (жумбактар).
Таким
образом, они охватывали многие стороны трудовой, духовной деятельности и быта
представителей казахской диаспоры на Южном Алтае, чему в немалой степени
способствовало и то обстоятельство, что многие из них возникли в кочевой среде
своих предков и "своей тематикой, аксессуарами, местом и временем
проведения, всем свои строем отражали особенности мировоззрения и материальной
культуры кочевников скотоводов" [1][8]. Со временем с изменением
материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.
Список литературы
[1][1] Симаков Г.Н. Общественные
функции киргизских народных развлечений в конце XIX – начале ХХ в. – Л., 1984.
– С.99.
[1][2] Алман байга – скачка на
длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и
популярных видов состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом,
необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, а также при угоне
табунов. В настоящее время проведение алман байга у казахов Чуйской степи
полностью отсутствует; сайыс – единоборство всадников на пиках, представляет
собой один из старинных военизированных игр, устраиваемых только на особо
крупных торжествах; аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника с
седла.
[1][3] Казахи. Алтаты: Казахстан,
1995. – С.200.
[1][4] Там же. – С.203.
[1][5] Полевые материалы. 1999 г.
Праздник Наурыз.
[1][6] Игры и развлечения. –
Алма-Ата, 1960. – С.127–128.
[1][7] Казахи. Алтаты: Казахстан,
1995. – С.206.
[1][8] Симаков Г.Н. Советские
праздники и киргизские национальные развлечения (этнографические аспекты
изучения современности). – Л., 1980. – С.109.