Народные игры казахов Южного Алтая

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,35 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Народные игры казахов Южного Алтая

Народные игры казахов Южного Алтая

Е.Б.Абатаев, Бийский Государственный педагогический институт

Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.[1][1] Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [1][2].

В силу кочевого уклада жизни казахов Южного Алтая наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество. Почитание лошади и любовь к конным играм стали традицией у казахов, сохранившихся до наших дней. Рассмотрим некоторые из них.

Байга – скачка на средние дистанции (3, 6, 9 км.) является одним из древних и популярных видов состязаний. Байга проводилась на всех праздниках и была доступна всем желающим. Казахская байга устраивалась на ровной местности по замкнутому кругу. Скачки проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе 3-х лет (кунан байга), от 2,5 до 4,8 км для лошадей до 4-х лет (донен байга); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте 5 лет и старше (собственно байга)[1][3]. Призы, в зависимости от количества наездников и материальных возможностей организаторов-спонсоров, были разными, в основном до 3–5 всадников.

Кокпар тарту, известный у русского народа, как козлодранье.Происхождение кокпара, видимо, имеет несколько истоков:

1) участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада и подобным образом уничтожающих их баранов;

2) возможно, что таким способом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали от плена раненого батыра;

3) связана с борьбой фратарий за тушу тотемного животного[1][4]. Цель – первым донести тушу козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу. Поэтому всадник, овладевший тушей, старался покрепче удержать ее на седле, зажать под ногу или перекидывать с одной стороны на другую от наседавших соперников и оторваться от преследователей [1][5].

Большой популярностью у казахов Южного Алтая пользовалась борьба (казахша курес). Казахша курес проводились на всех праздниках между известными силачами (палуанами) и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Борцам были известны разнообразные приемы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами.

Одним из важных приоритетов для молодежи является переплетение развлекательной игры с элементами духовной культуры и песенного творчества. Алты бакан (буквально "шесть столбов") – казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сиденья. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и должны были при этом начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре, пары сменяли друг друга [1][6]. Молодежные игры, вопреки предписаниям шариата, способствовали близкому знакомству, взаимопониманию, дружбе между юношами и девушками, перераставшими нередко в любовь [1][7].

Наряду с молодежными играми у казахов Южного Алтая широко представлены детские игры, которые часто используются на внеклассных уроках в национальных школах Кош-Агачского района. Самыми любимыми играми являются асыки – раскрашенные овечьи и надкопытные бабки. Нередко к этим играм подключались молодежь и взрослые. Существовало несколько вариантов асыка. Наиболее известными были алши, онка хан, бес тас, атбакыл, жирма бир, в качестве выигрыша являлись бабки или деньги. Играли также в жмурки (жасрынбак, сокыр теке, сокыр сиыр), отгадывали загадки (жумбактар).

Таким образом, они охватывали многие стороны трудовой, духовной деятельности и быта представителей казахской диаспоры на Южном Алтае, чему в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что многие из них возникли в кочевой среде своих предков и "своей тематикой, аксессуарами, местом и временем проведения, всем свои строем отражали особенности мировоззрения и материальной культуры кочевников скотоводов" [1][8]. Со временем с изменением материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.

Список литературы

[1][1] Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX – начале ХХ в. – Л., 1984. – С.99.

[1][2] Алман байга – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных видов состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, а также при угоне табунов. В настоящее время проведение алман байга у казахов Чуйской степи полностью отсутствует; сайыс – единоборство всадников на пиках, представляет собой один из старинных военизированных игр, устраиваемых только на особо крупных торжествах; аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла.

[1][3] Казахи. Алтаты: Казахстан, 1995. – С.200.

[1][4] Там же. – С.203.

[1][5] Полевые материалы. 1999 г. Праздник Наурыз.

[1][6] Игры и развлечения. – Алма-Ата, 1960. – С.127–128.

[1][7] Казахи. Алтаты: Казахстан, 1995. – С.206.

[1][8] Симаков Г.Н. Советские праздники и киргизские национальные развлечения (этнографические аспекты изучения современности). – Л., 1980. – С.109.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!