Русская литература
Русская литература
Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и
получила признание со стороны крупнейших художников.
Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее
происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего
возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с
христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим
образом повлияло на место и роль литературы в истории русской культуры.
Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной
умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем
самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом,
русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и
государственным бытием.
К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся
поучения митрополита Иллариона (XI в.), "Повесть временных лет" (XI -
нач. XII вв.), "Поучение князя Владимира Мономаха" (XI - нач. XII
вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), "Слово о Полку
Игореве" (XII в.), "Хождение Даниила Заточника" (XII в.). Это
была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных
форм и жанров для последующих веков.
Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение
избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв.
придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде
случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы
"многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа
Аввакума". Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла
устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот
источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как
правило, перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.
С конца XVII в. русская культура испытывает стремительное вторжение в
нее западноевропейских ценностей. Мировоззренческий переворот, совпавший с
реформой языка и правописания, обусловил культурный кризис XVIII в. Писатели
того времени колеблются между безусловным подражанием французским образцам и
поисками собственных тем, языка и стиля. Стремление придать литературе
национальное своеобразие прослеживается на протяжении всего периода: В.К.
Тредиаковский и М.В. Ломоносов создают теорию правильного русского
стихосложения; А.В. Сумароков пишет песни в народном стиле; Д.И. Фонвизин
создает комедии с русским бытовым содержанием и живым разговорным языком;
Державин предвосхищает "священный жар" позднейшей русской лирики.
Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве
Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.
Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения,
когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного
творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным
духовным подвигом и призванием, приобрела значение
"священнодействия". В литературном творчестве чувствуется какая-то
особая сила жизни, высшим выражением которой стало творчество А.С. Пушкина.
С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая
тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Возникает тема
"лишнего человека¦.
Эпоха "великих реформ" 1860-1870-х гг. пробудила внимание
литературы к социальным вопросам. Обозначаются две творческие магистрали
русской литературы. Сторонники "чистого искусства" (А. Григорьев,
А.В. Дружинин, А.А. Фет) решительно восстают против морально-утилитарной
функции литературы, в то время как Л.Н. Толстой ставит целью "разрушение
эстетики" ради нравственного преображения людей посредством искусства.
Религиозное осмысление русского опыта XIX в. нашло выражение в произведениях
Ф.М. Достоевского. Преобладание в литературе философской проблематики
обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы отчетливо
звучат и в лирике (Ф.И. Тютчев).
В предреволюционные годы в литературе происходит новый культурный
подъем, получивший название "серебряного века".
С 1890-х гг. начинается новый расцвет русской поэзии. Символизм стал не
только литературным движением, но также и новым духовным опытом. Поэзия и
литература снова получают особую жизненную значимость, как путь к вере и
вечности через искусство. Художники стремятся стать "по ту сторону добра и
зла", преодолеть этику эстетикой. Мистика В.С. Соловьева находит
гениальный поэтический комментарий в творчестве А.А. Блока. Реакцией на
религиозную возбужденность символизма, на понимание поэта как медиума высших,
иррациональных сил, становится акмеизм (Н.С. Гумилев). В то же время А.П. Чехов
и И.А. Бунин продолжают классическую линию русской литературы, обогащая ее
новейшими достижениями в области формы.
Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы
на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные
писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на
причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной
степени присутствуют как в творчестве И.А. Бунина, В.В. Набокова, И.И. Шмелева,
Г.И. Газданова, Г.В. Иванова, В.Ф. Ходасевича, так и О.Э. Мандельштама, М.А.
Булгакова, Б.Л. Пастернака, М. Горького, М. Шолохова. Именно эта линия русской
литературы заслужила в XX в. мировое признание.
Последние великие образцы русской прозы дал А.И. Солженицын, сумевший
придать второе дыхание классическому русскому роману. В области поэзии мировое
признание получило творчество И. Бродского.
Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее
непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/