Танидзаки Дзюнъитиро
Танидзаки Дзюнъитиро
История Сюнкин
Кого
Модзуя, известная под именем Сюнкин, родилась в Осаке в семье аптекаря в 1828
г. Она была самой красивой и самой одаренной из всех детей аптекаря, к тому же
обладала ровным, веселым нравом. Но в восемь лет девочку постигло несчастье:
она ослепла. С этого времени она оставила танцы и посвятила себя музыке.
Учителем её был мастер игры на кого и сямисэне Сюнсё. Сюнкин была та лантлива и
старательна. Она принадлежала к богатой семье, занималась музыкой ради
собственного удовольствия, однако же столь усердно, что мастер Сюнсё ставил её
в пример другим ученикам. Поводырем у Сюнкин был мальчик, прислужник в лавке
аптекаря по имени Сасукэ. Родители отдали его в учение к отцу Сюнкин как раз в
тот год, когда Сюнкин лишилась зрения, и он радовался, что не видел Сюнкин до
того, как она ослепла — ведь тогда нынешняя красота девочки могла бы показаться
ему ущербной, а так он находил внешность Сюнкин безупречной. Он был старше
Сюнкин на четыре года и так скромно держался, что она всегда желала, чтобы
именно он провожал её на уроки музыки.
Потеряв
зрение, Сюнкин стала капризна и раздражительна, но Сасукэ старался угодить ей
во всем и не только не обижался на её придирки, но считал их знаком особого
расположения. Сасукэ втайне от всех купил сямисэн и по ночам, когда все спали,
стал учиться играть на нем. Но однажды его тайна раскрылась, и Сюнкин взялась
сама обучать мальчика. В ту пору ей было десять лет, а Сасукэ четырнадцать. Он
звал её «госпожа учительница» и относился к занятиям очень серьезно, она же
бранила и поколачивала его, ибо в ту эпоху учителя частенько бивали учеников.
Сюнкин нередко доводила Сасукэ до слез, но то были слезы не только боли, но и
благодарности: ведь она не жалея сил занимается с ним! Родители как-то пожурили
Сюнкин за чересчур суровое обращение с учеником, а она в свой черед выбранила
Сасукэ за то, что он плакса и ей из-за него достается. С тех пор Сасукэ никогда
не плакал, как бы плохо ему ни приходилось.
Меж
тем характер Сюнкин делался совершенно невыносимым, и родители Сюнкин послали
Сасукэ учиться музыке к мастеру Сюнсё, сочтя, вероятно, что роль учительницы
оказывает дурное влияние на её нрав. Отец Сюнкин обещал отцу Сасукэ сделать из
мальчика музыканта. Родители Сюнкин стали задумываться о том, чтобы подыскать
для нее подходящую партию. Поскольку девушка была слепа, трудно было
рассчитывать на выгодный брак с ровней. И вот они рассудили, что заботливый и
покладистый Сасукэ мог бы стать ей хорошим мужем, но пятнадцатилетняя Сюнкин и
слышать не хотела о замужестве.
Тем
не менее мать вдруг заметила подозрительные перемены в облике дочери. Сюнкин
всячески отпиралась, но через некоторое время скрывать её положение стало
невозможным. Сколько родители ни пытались выведать, кто отец будущего ребенка,
Сюнкин так и не сказала им правду. Они расспросили Сасукэ и с изумлением
обнаружили, что это он. Но Сюнкин отрицала его отцовство, а о том, чтобы выйти
за него замуж, не хотела и слышать. Когда ребенок родился, его отдали на
воспитание. Отношения Сюнкин и Сасукэ уже ни для кого не были тайной, но на все
предложения узаконить свой союз брачной церемонией оба в один голос отвечали,
что между ними ничего нет и быть не может.
Когда
Сюнкин исполнилось девятнадцать, скончался мастер Сюнсё. Он завещал любимой
ученице свою учительскую лицензию и сам выбрал для нее прозвище Сюнкин —
Весенняя лютня. Сюнкин занялась преподаванием музыки и поселилась отдельно от
родителей. Верный Сасукэ последовал за ней, но, несмотря на близкие их отношения,
по-прежнему называл её «госпожа учительница». Если бы Сюнкин вела себя скромнее
с людьми, менее одаренными, чем она сама, у нее не было бы столько врагов. Её
одаренность вкупе с тяжелым характером обрекли её на одиночество. Учеников у
нее было немного: большинство из тех, кто начинал у нее учиться, не выдерживали
брани и наказаний и уходили,
Когда
Сюнкин было тридцать шесть лет, её постигло ещё одно несчастье: однажды ночью
кто-то плеснул ей в лицо кипятком из чайника. Так и неизвестно, кто и почему это
сделал. Может быть, это был её ученик Ритаро, наглый и развратный юноша,
которого Сюнкин поставила на место. Может быть, отец девочки, которую она
ударила на уроке так, что у нее остался шрам. Судя по всему, действия злодея
были направлены и против Сюнкин, и против Сасукэ:
если
бы он хотел заставить страдать одну Сюнкин, то нашел бы другой способ отомстить
ей. Согласно ещё одной версии, это был кто-то из учителей музыки — конкурентов
Сюнкин. Согласно «Жизнеописанию Сюнкин», составленному по поручению Сасукэ,
когда он был уже стариком, ночью в спальню Сюнкин проник грабитель, однако,
услышав, что Сасукэ проснулся, бежал, ничего не прихватив, но успев швырнуть в
голову Сюнкин подвернувшийся под руку чайник: на её дивную белую кожу брызнуло
несколько капель кипятка. След от ожога был крошечный, но Сюнкин стеснялась
даже такого маленького изъяна и до конца жизни прятала лицо под шелковой
вуалью. Далее в «Жизнеописании» говорится о том, что, по странному совпадению,
несколько недель спустя у Сасукэ началась катаракта и вскоре он ослеп на оба
глаза. Но если учесть глубокое чувство Сасукэ к Сюнкин и его стремление в иных
случаях утаить истину, становится ясно, что все было не так. Прекрасное лицо
Сюнкин было жестоко изуродовано. Она не хотела, чтобы кто-либо видел её лицо, и
Сасукэ неизменно зажмуривал глаза, подходя к ней.
Когда
рана Сюнкин зажила и настало время снять бинты, она обливалась слезами при
мысли, что Сасукэ увидит её лицо, и Сасукэ, который тоже не хотел видеть её
обезображенное лицо, выколол себе оба глаза. Чувство неравенства, разделявшее
их даже в минуты физической близости, исчезло, сердца их слились в единое
целое. Они были счастливы, как никогда прежде. В душе Сасукэ Сюнкин навсегда
осталась молодой и прекрасной. Даже став слепым, Сасукэ продолжал преданно
ухаживать за Сюнкин. Они взяли в дом девочку-служанку, которая помогала им по
хозяйству и училась музыке у Сасукэ.
В
первое десятидневье шестой луны 10-го года Мэйдзи (1877) Сюнкин тяжело
заболела. За несколько дней до этого они с Сасукэ вышли погулять, и она
выпустила из клетки своего любимого жаворонка. Жаворонок запел и исчез в
облаках. Напрасно они ждали его возвращения — птица улетела, С той поры Сюнкин
была безутешна и ничто не могло её развеселить. Вскоре она заболела и через
несколько месяцев умерла. Сасукэ все время думал о ней, а поскольку он и при
жизни видел свою возлюбленную только в мечте, то, возможно, для него и не
существовало четкой границы между жизнью и смертью. Сасукэ надолго пережил
Сюнкин и даже после того, как был официально удостоен звания мастера и стал
именоваться «учитель Киндай», считал свою учительницу и госпожу много выше
себя.
Его
могила — по левую сторону от могилы Сюнкин, и надгробный камень на ней — вдвое
меньше. За могилами ухаживает старушка лет семидесяти — бывшая служанка и
ученица по имени Тэру, сохранившая верность и преданность покойным хозяевам… С
ней и беседовал рассказчик, который незадолго до этого прочел «Жизнеописание
Сюнкин» и заинтересовался её историей. «Когда преподобный Гадзан из храма Тэнрю
услышал историю о самоослеплении Сасукэ, он восхвалил его за постижение духа
Дзэн. Ибо, сказал он, с помощью духа Дзэн удалось этому человеку в одно
мгновение изменить всю свою жизнь, превратив безобразное в прекрасное и
совершив поступок, близкий к деяниям святых».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/