Формирование здорового образа жизни
Оглавление
Введение
1. Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни
1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)
1.2 Проблемы формирования ЗОЖ
1.3 Методы воспитания ЗОЖ
2. Интерактивные методы обучению учащихся ответственному поведению
3. Государственная политика по формированию ЗОЖ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью. Это в первую очередь актуально для профессиональной Школы, готовящей будущих специалистов.
Ни одну воспитательную проблему нельзя решить, не изучив ее социальных аспектов. Отсутствие четких целевых жизненных установок на данном возрастном этапе развития личности, несформированность ее социальных установок, способности к адаптации в любых обстоятельствах негативно сказывается на здоровье учащихся. На протяжении последних трех лет показатель психологической неготовности учащихся учреждений профессионального образования к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни не опускается ниже 47%, и, как следствие, моральная деградация части молодежной среды. В связи с этим развитие нравственной сферы личности следует рассматривать в качестве основной цели и результата воспитания.
На состояние психологического и физического здоровья учащихся, их мотивации на здравосозидающий образ жизни влияет умение педагогического коллектива создавать положительный эмоциональный фон общения. Далеко не все педагоги готовы серьезно разбираться в проблемах учащихся: слушая, слушать; не лезть в душу, если не пускают; уметь организовать обсуждение любой без исключения темы, касающейся проблем здоровья, и при этом дать анализ ее развития, раскрыть актуальность и своевременность.
Практика учреждений среднего специального образования свидетельствует о том, что учебные занятия не имеют должного воспитывающего эффекта в процессе формирования у учащихся знаний и навыков здорового образа жизни, не решают в полной мере задачу по развитию творческой познавательной деятельности в данном направлении, ведению конструктивного диалога, позволяющего создать ситуацию успеха. Важной составляющей процесса формирования здорового образа жизни является развитие экологической культуры юношей и девушек. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенной активной позиции, знаний и убеждений, готовность к действиям по охране окружающей среды, подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботе об окружающей среде, умения сохранять благоприятные природные условия и прилагать конкретный труд в этом направлении [2, с.18].
1. Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни
1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)
Здоровье - одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности.
Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни - это воспитание у подростков осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у учащихся понимание сущности здорового образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде.
Так что же такое "здоровый образ жизни"?
Здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного.
К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, любовь и вера [1, с.11].
Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением.
Здоровый образ жизни предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок.
Здоровый образ жизни предусматривает определенный комплекс норм поведения.
Это, прежде всего:
Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.
Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей.
Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.
Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
Здоровое сексуальное поведение [1, с.15].
Компоненты здорового образа жизни.
Реформирование в нашей республике системы образования ориентировано и на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребенка с самим собой и окружающим миром.
Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов:
духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, её менталитетом по отношению к самому себе, природе обществу;
физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма;
психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, характером проявления и степенью регуляции эмоционально-волевой сферы;
интеллектуальный компонент - это восприятие учащимися информации, касающейся их здоровья, умение ею пользоваться, извлекая знания из самых разнообразных источников;
эмоциональный компонент здоровья характеризуется пониманием своих чувств и умением выражать их, уверенным владением целым рядом эмоций с целью адекватного отношения к действительности;
социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Данное выделение компонентов здоровья позволяет, с одной стороны, более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, с другой - показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, что в конечном итоге обеспечивает уровень работоспособности, творческой активности и долголетия.
В соответствии с кодексом создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности должно стать важнейшей целью учреждений. Особое внимание необходимо уделить развитию творческого потенциала личности, максимальному приближению воспитания каждого обучающегося к его способностям и возможностям, формированию навыков построения карьеры и эффективного продвижения молодых людей на рынок труда [4, с.89].
1.2 Проблемы формирования ЗОЖ
Практика учреждений среднего специального образования свидетельствует о том, что учебные занятия не имеют должного воспитывающего эффекта в процессе формирования у учащихся знаний и навыков здорового образа жизни, не решают в полной мере задачу по развитию творческой познавательной деятельности в данном направлении, ведению конструктивного диалога, позволяющего создать ситуацию успеха. Важной составляющей процесса формирования здорового образа жизни является развитие экологической культуры юношей и девушек. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенной активной позиции, знаний и убеждений, готовность к действиям по охране окружающей среды, подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботе об окружающей среде, умения сохранять благоприятные природные условия и прилагать конкретный труд в этом направлении. Однако результаты мониторинга показывают, что только 7% учащихся средних специальных учебных заведений понимают опасность для окружающей среды жизнедеятельности человека, например, курения [6, с.30].
Острая проблема в молодежной среде - это болезни социального характера: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерические заболевания, СПИД.
По последним данным, каждый третий учащийся учебных заведений профессиональной школы курит. Причем, курение становится все более популярным среди девочек.
Анализ причин курения показывает, что формирование данной привычки наиболее часто отмечается среди юношей и девушек, имеющих членов семьи, сверстников или друзей, которые курят.
Пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Наша молодежь ведет довольно веселый образ жизни, что объясняется тем, что около 65% почти еженедельно посещают дискотеки, бары, кафе и т.д. Посещение таких заведений способствует употреблению алкоголя, наркотиков и никотина. Причем было выяснено, что около 45% молодежи покупают сигареты и пиво ежедневно, что естественно пагубно влияет на их здоровье. И только около 2-4% употребляют данные изделия реже, чем два раза в месяц [6, с.34].
Анализ показывает, что на формирование вредных привычек влияют негативные стереотипы поведения окружающих: членов семьи, сверстников или друзей, которые злоупотребляют спиртным, курят. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации. С одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, а с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химической зависимости, способствуют развитию психологического дискомфорта.
1.3 Методы воспитания ЗОЖ
Таким образом, единственный путь решения проблемы - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения [7, с.112].
Составными элементами профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи, для вступления в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления ПАВ (психоактивных веществ); организация информационно-консультативной работы по предупреждению употребления психоактивных веществ с привлечением специально подготовленных молодых людей - участников программ "Равный обучает равного". Необходимо добиваться, чтобы воспитательная среда была несовместима с употреблением психоактивных веществ. Дискотеки, походы и прочие мероприятия, проводимые как с целью профилактики, так и с иными воспитательными целями, должны исключать возможность употребления спиртных напитков. Примером системной работы по формированию здорового образа жизни учащихся являются: Лидский педагогический колледж учреждения образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы", Оршанский педагогический колледж учреждения образования "Витебский государственный университет им.П.М. Машерова", в котором систематизирован опыт работы взаимодействия педагогического коллектива, учащихся и родителей в формировании здорового образа жизни.
В педагогическом колледже имени Ф. Скорины учреждения образования "Полоцкий государственный университет" создана и внедрена система работы с учащимися, в основе которой - здоровьесберегающие технологии. В учреждении образования "Борисовский государственный педагогический колледж" создана система воспитательной работы по формированию здоровья как базовой человеческой ценности. Учебно-образовательное учреждение "Барановичское государственное медицинское училище" активно ведет работу, используя современные технологии по экологическому воспитанию. По проблеме создания условий для позитивного влияния социума на формирование здорового образа жизни учащихся активно ведет поиск коллектив Могилевского государственного политехнического колледжа. Система физического воспитания учащихся эффективно действует в Бобруйском государственном автотранспортном колледже [1, с.28].
Таким образом, роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого молодого человека отношение к здоровью как к главной человеческой ценности. Будущему специалисту необходимо осознать важность здорового образа жизни, постараться сделать это основой самовоспитания.
Эффективность здоровьесберегающей воспитывающей среды в учреждениях профессионального образования находится в прямой зависимости от качества решения следующих проблем:
анализа (на основе мониторинга) эффективности процесса формирования здорового образа жизни с точки зрения личности учащегося, стимулирования их к самовоспитанию, формирования у них умений и навыков самоанализа, адекватной самооценки, обусловливающей уверенность в своих силах, потребности в самореализации и непрерывном самосовершенствовании; обеспечение формирования воспитательной системы открытого характера, посредством тесных контактов с семьей, другими институтами социума в направлении профилактики в молодежной среде вредных привычек;
физического совершенствования, сознательного отношения к сохранению и развитию своего здоровья как необходимому условию подготовки к трудовой деятельности и защите Отечества; приобщения юношей и девушек к активному образу жизни как престижному;
развития различных форм участия учащихся в сохранении окружающей среды, природы, формирования понимания природы как первоосновы становления и эволюции человечества, осознания социальной обусловленности взаимоотношений человека с окружающей средой;
развития разнообразных видов творческой деятельности, направленных на сохранение здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся;
создания в каждом учебном заведении системы рационального питания, формирования знаний и привычек культуры питания, обеспечения рационального режима питания учащихся в условиях общежития;
создания комфортной психологической атмосферы через деятельность социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, предотвращения конфликтных ситуаций, создания доброжелательно-оптимистической атмосферы через внедрение интерактивных технологий в деятельность педагогов, подавления внутренней агрессии, развития самоуважения учащихся, выявления и укрепления в них положительного, приобщения к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества;
организации деятельности органов ученического самоуправления, общественных организаций на выработку коллективных идеалов образовательной среды как здоровьсберегающей, направленной на стремление личности созидать себя и окружающую среду;
стимулирования организации проектной деятельности учащихся в процессе воспитания здравосозидающего образа жизни, создание ситуации успеха в процессе освоения учащимися технологии проектной деятельности; обеспечение реализации педагогом позиции консультанта, помощника в процессе претворения учащимися собственного проекта здорового образа жизни;
организации деятельности методических служб на осознание воспитательной среды как совокупности всех условий, составляющих и обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс как здоровьесберегающий; в содержании подготовки и переподготовки педагогов - воспитателей руководствоваться принципом моделирования, программирования, прогнозирования воспитательного процесса как здоровьесберегающий;
повышения воспитательного потенциала учебного процесса как здоровьесберегающего. Решение этой проблемы необходимо осуществлять по трем основным направлениям:
отбирать содержание учебного материала для каждого урока необходимо с целью формирования у учащихся принципов здорового образа жизни;
развивать творческую деятельность учащихся на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, в сочетании коллективных интересов и индивидуализации личности посредством создания ситуации успеха для каждого воспитанника;
И проблема формирования информационного пространства образовательного учреждения как средства воспитания осмысленного отношения учащихся к состоянию своего здоровья и занятиям физической культурой.
Важная роль формировании здорового образа жизни отводится методам вовлечения учащихся в различные виды деятельности, дискуссионные мероприятия с последующим осмыслением своего отношения к проблемам воспитания.
Диагностическая деятельность:
самодиагностика;
взаимооценивание;
наблюдение и оценивание результатов деятельности;
экспресс-опросы и беседы с учащимися, родителями и педагогами;
тестирование, анкетирование, социологические опросы;
проектирование физического, нравственного, духовного саморазвития и др.
Исследовательская деятельность:
поисковая работа над проблемами вредных привычек (причины появления у учащегося потребности употребления алкоголя. наркотических и токсических средств), мотивация вредных привычек;
деловые, ролевые и сюжетные игры по формированию здорового образа жизни и ответственного поведения и др.
Учебно-познавательная и просветительская деятельность:
дебат-клубы "Правильно ли я питаюсь?", "Мои жизненные интересы", "А правда ли это вредные привычки";
обзорные и тематические воспитательные и информационные часы по формированию здорового образа жизни;
встречи с "волонтёрами" по проблеме профилактики наркомании, со специалистами по профилактике алкоголизма, токсикомании и др.
Ценностно-ориентационная и ценностно-поисковая деятельность:
метод конструирования последствий того или иного выбора;
коллективный анализ тех или иных ситуаций, которые проигрывает перед учащимися куратор по проблемам безопасного и ответственного поведения;
экспресс-анализ конфликтных ситуаций, возникающих при общении учащегося с коллективом и др [5, с.139].
2. Интерактивные методы обучению учащихся ответственному поведению
Обсуждение в группе (в малых или больших группах). Группа изучает интересную проблему или тему с целью принятия наилучшего решения или разработки новых идей и направлений для группы. Дает учащимся возможность учиться друг у друга и практиковать обращение друг к другу при решении проблем. Дает уч-ся возможность углубить свое понимание темы и персонифицировать свою связь с ней. Помогает развивать навыки слушания, уверенности в себе и сопереживания. Решите, как оборудовать места для проведения обсуждения.
Определите цель обсуждения и понятно изложите ее.
Задавайте значимые, открытые вопросы.
Отслеживайте процесс обсуждения [3, с.54].
Мозговая атака. Учащиеся активно выдвигают самые разнообразные идеи в отношении определенной темы или вопроса за определенный, часто короткий промежуток времени. Количество идей - основная задача данного упражнения. Оценка или обсуждение идей проводится позже. Дает возможность уч-ся очень быстро и спонтанно выдвигать идеи. Помогает уч-ся использовать свое воображение, отходить от установленных форм реакции. Является хорошим началом для обсуждения, поскольку класс может творчески выдвигать идеи. Важно оценивать все "за" и "против" каждой идеи или ранжировать идеи в соответствии с определенными критериями. Определите лидера и протоколиста.
Изложите вопрос или проблему и попросите дать идеи.
Учащиеся могут предлагать любые идеи, которые приходят на ум.
Не обсуждайте идеи сразу после того, как они будут предложены.
Записывайте идеи там, где они будут видны всем.
После мозговой атаки проанализируйте все идеи, сделайте дополнение, уберите, что считаете не нужным, распределите по значимости [3, с.57].
Малая группа. Для работы в малых группах большой класс делится на маленькие группы по шесть или менее человек, учитывая ограниченное время для выполнения задания, выполнения действий или обсуждения конкретной темы, проблем или вопросов. Полезно проводить, если группы большие, а время ограничено. Максимально увеличивает вклад каждого уч-ся. Дает возможность уч-ся лучше узнать друг друга и увеличивает вероятность того, что они будут учитывать мнение других людей. Помогает уч-ся услышать и получить знания от своих сверстников. Сообщите о цели обсуждения и времени, которое отводится на него.
Сформируйте небольшие группы
Расставьте стулья таким образом, чтобы члены группы могли хорошо слышать друг друга.
Попросите группу выбрать протоколиста.
В конце попросите протоколистов рассказать. Как проходило обсуждение в группе [3, с.62].
Игры и имитации. Учащиеся играют в такие игры, которые могут быть использованы для обучающего контекста, критического мышления, решения проблем, принятия решения, а также для анализа и закрепления. Имитационные игры спланированы таким образом, чтобы создать учащихся ощущения реального опыта. Игры и имитационные упражнения вызывают веселье, способствуют активному обучению и обогащают обучение в классе, так как участники очень стараются подтвердить свои очки или заработать их. Они требуют комплексного применения знаний, отношений и навыков и позволяют уч-ся апробировать свои предложения и способности в относительно безопасной обстановке.
Игры:
Напомните уч-ся, что это упражнение должно быть в удовольствие для них, поэтому не важно, кто будет победителем.
Имитация:
Это упражнение бывает эффективнее всего, когда оно короткое и обсуждается сразу.
Учащихся просят представить себя в какой-то ситуации или они должны играть соответствующим образом в организованную игру, или проводить такое действие, чтобы у низ возникло чувство, которое может возникнуть и в другой ситуации [3, с.67].
Ситуационный анализ и конкретные ситуации. Упражнения по ситуационному анализу позволяют уч-ся подумать, проанализировать и обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться. Конкретные ситуации - это реальные жизненные истории, которые детально описывают, что случилось в обществе, семье, школе или в жизни конкретного человека. Ситуационный анализ позволяет уч-ся исследовать проблемы и дилеммы, а также безопасно апробировать решения; он дает возможность работать вместе, обмениваться идеями, а также узнать, что люди иногда видят вещи по-другому. Конкретные ситуации являются мощными катализаторами мышления и обсуждения. Участвуя в таком мыслительном процессе, уч-ся могут улучшить собственные навыки принятия решений. Классные занятия могут быть привязаны к конкретной деятельности для того, чтобы помочь уч-ся принять правильное решение до того, как они столкнуться с риском для здоровья в реальной жизни. Наводящие вопросы бывают полезными для стимулирования.
Ведущий должен уметь получить ключевые моменты от учащихся, отступить и поставить "более широкие" вопросы.
Ситуационный анализ и конкретные ситуации требуют адекватного времени для развития и творческого мышления.
Учитель должен выступать как ведущий и как наставник. А не как единственный источник "ответов" и знаний [3, с.70].
Дебаты. В дебатах определенная проблема или вопрос представляется классу, и учащиеся должны занять определенную позицию в отношении решения проблемы или вопроса. Класс может участвовать в дебатах в целом или в маленьких группах.
Дает возможность рассмотреть определенный вопрос детально и творчески.
Вопросы охраны здоровья хорошо подходят для этой цели. Дает возможность уч-ся защищать значимую для них позицию. Позвольте учащимся выбрать позицию по собственному смотрению. Если слишком много учащихся занимают одну и ту же позицию, попросите добровольцев придерживаться противоположной точки зрения.
Дайте уч-ся достаточно времени, чтобы изучить тему.
Не допускайте доминирования одних учащихся за счет других, желающих высказаться.
Обеспечьте условия для того, чтобы учащиеся проявили уважение к мнению и мыслям других участников дебатов.
Контролируйте класс и следите, чтобы дебаты не выходили за рамки заданной темы [3, с.74].
Рассказы. Учитель или учащиеся рассказывают или читают рассказ группе. Рассказ можно иллюстрировать рисунками, комиксами или слайдами. Учащиеся просят подумать и обсудить важные (касающиеся здоровья) моменты или методы, приведенные в рассказе. Могут помочь учащимся думать о местных проблемах и развивать навыки критического мышления. Учащиеся могут использовать свои собственные навыки, помогая составить рассказы, или группа может работать в интерактивном режиме во время рассказа. Рассказ позволяет провести аналогию или сравнения, помогает людям найти здоровые решения. Рассказ должен быть простым и понятным, содержать один или два основных момента.
Необходимо, чтобы рассказ (и рисунки, если они включены) касался жизни учащихся [3, с.76].
Рассказ должен быть достаточно драматичным, чтобы вызвать интерес. Постарайтесь включить в него примеры проявления счастья, печали, возбуждения, смелости, серьезных мыслей, решений и способы решения проблем.
3. Государственная политика по формированию ЗОЖ
Принятие Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27) и Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь 04.03.2011 № 269) определили стратегию в организации работы по формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к себе и всему окружающему, ответственности за свою жизнь. В рамках реализации данных программ деятельность педагогических работники должна быть направлена на:
профилактику вредных привычек;
широкомасштабную информационно-пропагандистскую работу по доведению требований законодательства о недопущении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в общественных местах;
совершенствование работы по созданию условий для полноценного и разнообразного питания студентов;
развитие физической культуры и спорта, в том числе улучшение материально-технического состояния спортивной базы;
создание условий для организованного отдыха и оздоровления учащихся, совершенствования деятельности спортивных и оздоровительных центров досуга, секций, клубов, кружков, студий по реализации творческих инициатив учащихся [2, с.5].
В соответствии со статьями 41, 126 Кодекса и приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2010 № 516 "Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь" учреждения образования и прилегающие к ним территории являются "зонами, свободными от курения". В связи с этим необходимо:
внести необходимые изменения в правила внутреннего распорядка, положения, договоры, контракты и иные правовые документы, регулирующие данные вопросы;
при разработке планов идеологической и воспитательной работы включать разделы по профилактике табакокурения, воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности;
при проведении мониторинга состояния идеологической и воспитательной работы анализировать вопросы распространенности табакокурения среди учащейся молодежи, а также эффективность проводимой профилактической работы;
обеспечить проведение комплекса профилактических и пропагандистских мероприятий в рамках ежегодной республиканской акции "Беларусь против табака", проводимой по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь [2, с.6].
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 "О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования" необходимо разработать и реализовать комплекс мер по профилактике и пресечению курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждениях образования.
На формирование навыков здорового образа жизни, профилактику всех видов зависимостей должна быть направлена совместная работа учреждений образования с поликлиниками, центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, наркологическими диспансерами, органами внутренних дел. Решение данной задачи предполагает системный подход к образовательному процессу как здоровьесберегающему.
В целях формирования здорового образа жизни молодежи в новом учебном году в учреждениях образования традиционно будут проводиться мероприятия, направленные на популяризацию массовой физкультуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья юношей и девушек: акции "Здоровый я - здоровая страна!", "Беларусь против табака", "Нет курению!", молодежный марафон "Формула Будущего: Молодежь + здоровье" круглогодичные спартакиады, единые дни здоровья. Рекомендуется применять активные формы работы во взаимодействии с социальными институтами и родительской общественностью, нацеленные на формирование мотивации здоровьесберегающего поведения, привитие навыков защиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, представляющих опасность для физического, психического здоровья (ток-шоу "Твой выбор", практикум "Слагаемые здоровья", интеллектуальный брейн-ринг "Правильное питание - залог здоровья", марафон "осторожно! опасно для здоровья" и др.) [2, с.7].
Заключение
Итак, формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям, а носит целостный характер. В процессе деятельности учащиеся вступают в разнообразные отношения с учителями, родителями, которые могут стимулировать формирование у них здорового образа жизни. Возможности учебной деятельности ограничены и не позволяют воспитать привычки безопасного поведения. Процесс формирования валеологических качеств учащихся должен осуществляться также и вне учебной деятельности.
"… Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого тона, единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".А.С. Макаренко [9, с.36].
Здесь требуется специфическая и разнообразная работа, тесно связанная с различными ее направлениями и не может рассматриваться в отрыве от них.
Сегодня образовательные учреждения являются той структурой, которая позволяет осуществлять проведение массовых профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Однако традиционные формы и методы воспитания, "субъект - объектного" характера, когда социально-педагогические роли учителя и ученика разграничены, а в педагогической деятельности воспитателя преобладают монологовые назидания и рекомендации, уже не эффективны. Более того, категоричное словесное отрицание педагогом какого-то факта или явления у многих учащихся вызывает обратный эффект противостояния и противодействия, навязчивое желание бросить "вызов" воспитателю и демонстративно поступить противоположно рекомендациям.
В то же время формы и методы опосредованного воспитания, когда педагогическая деятельность воспитателя скрыта, а учащиеся, незаметно для самих себя, выполняют его роль (эффект "диспропорционирования") являются более успешными.
Практика показывает, что человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации принимать участие в обсуждении неясных моментов, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки безопасного и ответственного поведения. Это позволяет вовлечь участников в процесс обучения, сделать его доступнее, легче и интереснее. Существуют методы, сочетание которых позволяет достичь этого. К ним можно отнести: лекцию, чтение, использование аудио-визуальных средств, наглядных пособий, обсуждение, практические действия, выступления в роли обучающегося, ролевые, деловые и компьютерные игры, программы которых специально разработаны и контекстно направлены.
В этом случае, учащиеся сами добывают знания и на рефлексивном уровне познают негативность девиантного поведения. На основе внутреннего отрицания последнего возникает потребность созидательной деятельности и положительного ценностно-значимого отношения к природе, обществу, к своему здоровью как составляющей здоровья нации [8, с. 198].
Реализуя некоторые идеи и замыслы в воспитательной работе с учащимися, приходим к выводу что, только цели, которые носят реальный характер и достижимы в условиях развития ученического коллектива, приносят конкретный положительный результат.
И если принципы построения деятельности педагога логически не исходят из определенного содержания деятельности и не проектируются от самого ребенка, от его потребностей, то и невозможно эффективно решать проблемы учащихся, в том числе и вопросы по формированию здорового образа жизни.
Поэтому, успех всего воспитательного процесса и формирования здорового образа жизни в частности, зависит от тесного взаимодействия всех заинтересованных его участников. И только совместная творческая работа помогает личному становлению и росту, как педагога, так и его воспитанников, делая их активными членами общества научно-технический прогресс, потребность в высококвалифицированных кадрах способствуют более глубокому изучению естественнонаучных и технических наук, развитию творческих способностей учащихся профессионально-технических учреждений образования. Поскольку любое занятие ограниченно временными рамками и не может способствовать более широкому изучению предмета, преподаватели используют такое воспитательную работу, как дополнительную работу по предмету [6, с.43].
Список использованной литературы
1. Дорофеева С.М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3/С.М. Дорофеева. ГГМУ, 2007. - 32 с.
. Журавский А.Ю. Фізічная культура і здороўе: журнал №2/А.Ю. Журавский. Минск, 2011. - 24 с.
. Качан Г.А. Социально - педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Здоровье: теория и практика / Г.А. Качан. Витебск, 2004. - 155 с.
. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В.Р. Кучма.М., НЦЗД РАМН, 2002. - 280 с.
. Лукашева М.В. Вестник ЗОЖ: журнал №13/М.В. Лукашева.М., июль 2007. - 32 с.
. Магницкая Л.Д. Воспитание культуры здоровья у подростков: Концепция / Л.Д. Магницкая. М.,: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006 - 50 с.
. Маркс К. О воспитании, образовании / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1957. - 185 с.
. Шклярук В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека / В.Я. Шклярук. М., 2007. - 238 с.
. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А Асташова. М., Воронеж, 2000. - 272 с.
Приложение
Интеллектуальная игра
"В здоровом теле - здоровый дух"
План:
творческое задание. Конкурс плакатов, посвященных пропаганде здорового образа жизни (5-10 минут).
интеллектуальная игра "В здоровом теле - здоровый дух".
Материалы в помощь организации игры.
Для первой части необходимы:
листа формата А 2;
кисточки;
краски;
фломастеры:
маркеры;
карандаши (4 комплекта).
Для второй части необходимы:
разноцветных кубика (размером 25х25х25), для каждой команды кубик определенного цвета.
В начале игры учащиеся делятся на 4 команды. Принцип деления может быть любой, например, по группе крови, по цвету глаз, по зодиакальному созвездию и т.д.
Образовавшиеся команды придумывают себе названия.
Ведущий игры объясняет, что сегодняшнее мероприятие посвящено актуальнейшей проблеме современности - здоровому образу жизни, основными составляющими которой являются:
отказ от курения;
отказ от алкогольных напитков:
отказ от наркотиков;
отсутствие всевозможных заболеваний;
занятия физкультурой и спортом;
отказ от сквернословия.
ХОД ИГРЫ
часть
Командам дается задание за 5-10 минут нарисовать плакат, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Основные требования к плакату:
яркость;
образность;
запоминаемость;
информативность;
оригинальность.
Именно по этим критериям определяется лучший плакат, за который победившая команда получает 10 игровых монет, остальные команды - по 5 игровых монет.
Этими плакатами украшается сцена.
часть
Интеллектуальная игра "В здоровом теле - здоровый дух" (25-30 минут). Очки, набранные в этой игре, прибавляются к очкам, заработанным командами в 1 части.
Музыкальное сопровождение: тихая спокойная музыка, не отвлекающая частников во время обсуждения.
Правила игры.
Игра проводится в 4 тура. В каждом туре меняются правила и тематика вопросов. Задача участников - набрать наибольшее количество очков.
тур
Проводится индивидуально с каждой командой. Ведущий предлагает бросить команде кубик, который поможет определить количество баллов за правильный ответ на предложенный вопрос. Каждой команде дается возможность один раз выбросить кубик.
Вопросы к первому туру "Бросай курить!"
Американские врачи в начале прошлого века, разумеется, знали, что беременным женщинам вредно набирать большой вес, но вот рекомендованное ими средство для похудения сейчас кажется диким.
Женщинам советовали меньше двигаться, не есть сладкого и делать то, что действительно может в начале снизить вес. Что это? (Курение)
Халфан Маер, бывший директор Всемирной организации здравоохранения считает, что это - самая распространенная из предотвратимых причин болезней. Что это? (Курение)
После первой мировой войны в США это вошло в моду. Заниматься этим в квартире или офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Что же сегодня является объектом всеобщего осуждения американцев и причиной того, что злоупотребляющих этим не принимают на некоторые работы? (Курение)
Одно из правил противопожарной безопасности по-болгарски звучит: "Не пушете в леглото!" Переведите его на русский язык. ("Не курите в постели")
А.П. Чехов говорил: "Целовать курящую женщину все равно, что …" Продолжите его высказывание, (… целовать пепельницу")
Врачи считают, что это самое доступное из всех веществ, к которым у человека вырабатывается наркотическая привязанность. Что это? (Никотин)
тур
Проводится одновременно со всеми командами. Ведущий предлагает по команде всем выбросить кубики. Команда, выбросившая наибольшее количество очков, отвечает на вопрос, при чем цена вопроса соответствует выброшенному числу. Остальные команды могут участвовать в этом туре за 1 очко. В этом туре предлагается 5 вопросов.
Вопросы ко второму туру "Наркотики, алкоголь - никогда!"
Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (наркоманом, греч. narke - оцепенение, mania - влечение)
По мнению А.П. Чехова, водка, хотя и белая, но красит нос. А что она чернит? (Репутацию)
Назовите болезнь, которой во Франции страдает около четверти всей молодежи, а каждый год умирает больше людей, чем от белокровия, туберкулеза и полиомиелита вместе взятых? (Алкоголизм)
Что, по одной народной китайской мудрости, приносит сто горестей и одну радость? (Алкогольные напитки)
"Его покидает дух веры и благочестия, остается же в нем дух мерзости и порочности. Его будут проклинать Бог, ангелы и правоверные. Сорок дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет свисать изо рта, слюна стекать на его грудь, от жажды поднимается вопль в груди". В каком случае мусульманина ждет такое наказание? (Если принимает алкоголь)
тур
Проводится индивидуально с каждой командой. Ведущий предлагает каждой команде перед сбросом кубика сделать прогноз на будущий сброс. В случае правильного прогноза цена вопроса увеличивается до 10 баллов. Каждая команда в этом туре играет один раз.
Вопросы к третьему туру "Нам не страшны никакие болезни!"
Врачи считают, что самая распространенная заразная инфекционная болезнь в мире - это насморк. А что считается самой распространенной в мире незаразной инфекционной болезнью? (Кариес)
Какая болезнь, по мнению греков, раскалывает ум и душу? (Шизофрения, shiizo - раскалываю, phren - душа, ум)
По мнению американских медиков, эти существа являются главными переносчиками гриппа в США. Именно они ответственны за то, что каждый год осенью вспыхивают эпидемии. Кто они? (Школьники)
По данным Всемирной организации здравоохранения, одной из профессиональных болезней педагогов является полиоз. Болезнь эта не смертельна, но рано или поздно поражает каждого человека, за исключением некоторых счастливцев, которые сами тому не рады. Педагогов, однако, полиоз поражает раньше средне статистического срока. Назовите основной симптом этой болезни. (Седые волосы, полиоз - это поседение, седеют все, кроме лысых)
тур
Проводится одновременно со всеми командами. Ведущий предлагает по команде выбросить кубики. Причем, каждая команда свои броском определяет, в скольких вопросах из 6 она примет участие. Каждый правильный ответ в этом туре оценивается в 3 балла.
Вопросы к четвертому туру "Если хочешь быть здоров - занимайся!"
Изобретатель этого предрекал своему детищу две области применения: доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз этого предмета. (Велосипед)
П. Брэгг говорит, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого, это: естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода)
О каком виде спорта говорится в остроумном английском изречении: "Это обмен знаниями при помощи жестов"? (О боксе)
Очень долгое время на Олимпийских играх в Древней Греции был один единственный вид легкой атлетики. Какой? (Бег)
Появлению этой спортивной игры помогло обыкновенное недозрелое яблоко. С Востока эта игра пришла в Европу. В позапрошлом веке ее привез английский герцог, поместье которого находилось недалеко от города, откуда и берет свое название эта игра. О какой спортивной игре идет речь? (Бадминтон)
В русский язык это слово пришло в конце XVIII века из французского языка. Так первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма, донесение специальными посыльными, которые сменяли друг друга в пути в определенных пунктах. Назовите это слово, которое в наши дни получило иное значение. (Эстафета)
Примечание.
Во всех вопросах принимают участие все команды, только за разную цену. Одна команда - "основной игрок" - за те баллы, которые им далось получить в результате розыгрыша, остальные 3 команды могут получить 1 очко в случае правильного ответа на вопрос. Поэтому при подведение итогов необходимо наградить команду, которая дала наибольшее количество правильных ответов.
В конце игры подсчитываются очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков, также награждается [1, с.26].