Эмпирическое исследование интернет-зависимости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эмпирическое исследование интернет-зависимости

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ

.1 Понятие психологической зависимости в научной литературе

.2 Интернет - зависимость, сущность, специфика

.3 Изучение интернет - зависимости в литературе

Выводы

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ

.1 Организация исследования

.2 Результаты исследования, и их интерпретация

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Важно понимать, что зависимость - это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе полностью. Понимание, поддержка и эмоциональный контакт с зависимым человеком необходима для того, чтобы ему помочь. Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction - зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого века на стыке этих наук образовалась новая наука - аддиктология или наука о зависимостях.

В психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).

Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, утруждать себя походами по магазинам, засиживаться в библиотеке, работать, создавая сайты/блоги или собственный Интернет - магазин, получить всю необходимую информацию можно, не отходя от экрана монитора. Появился новый вид психологического расстройства - интернет - зависимость (синонимы: интернет - аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет - поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение интернета).

Актуальность работы заключается в том, что мало кто задумывается над тем, что проблема психологической зависимости, в частности интернет - зависимости, сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Зависимость в широком смысле слова - это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания, либо интернет - зависимость, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем.

Проблема интернет - зависимости приобрела большое значение в связи с распространением интернета и стала причиной утраты связи между людьми, которые предпочитают проводить всё своё свободное время в сети, нежели общаться с окружающими людьми при взаимодействии друг с другом. Во-первых, происходит постоянное увеличение числа пользователей интернета (в не зависимости от возраста); во-вторых, тем, что пристрастие к интернету вызывает отрицательное воздействие на психику человека, происходит застой в организме и человек, прикованный к монитору, ведёт сидячий не здоровый образ жизни. В-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области, так как явление интернет - зависимость является новым, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ, посвящено проблеме интернет - зависимости. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение интернет - аддикции является актуальной областью в исследовательской деятельности.

Цель исследования заключается в изучении склонности студентов психологов к зависимости от интернета.

Объектом исследования являются студенты 3 курса факультета психологии и педагогики ЕИ КФУ.

Предметом исследования является исследование склонности студентов зависимости от интернета.

Задачи:

)        изучить понятие психологической зависимости в научной литературе;

)        сделать теоретический анализ литературы об интернет - зависимости;

)        провести эмпирическое исследование склонности интернет - зависимости у студентов;

)        анализ результатов эмпирического исследования и их интерпретация.

Методы исследования:

теоретический, изучение и анализ литературы по теме исследования;

эмпирический, анкетирование, анализ полученных результатов.

Теоретические положения исследования базируются на представлениях Голдберга А., Янг К., Короленко Ц.П., Войскунского А.Е. В качестве источников были использованы электронные сайты, учебники, научные статьи, средства массовой информации, посвящённые данной проблеме.

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе представлен анализ основной литературы по теме, рассматривается история развития исследований интернет - зависимости. В первой главе так же представлен анализ литературы об интернет - зависимости. Вторая глава состоит из эмпирической части исследования, где было проведено исследование на студентах факультета психологии и педагогики по анкете К. Янг на выявление уровня интернет - зависимости. В исследовании приняло участие 30 респондентов. По результатам анкеты был проведён анализ данных и сформулированы выводы по исследованию.

психологический интернет зависимость болезненный

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ

 

.1 Понятие психологической зависимости в научной литературе


Психологическая зависимость - это самое распространённое явление в нашей жизни. Под психологической зависимостью можно понимать неконтролируемую тягу к чему-либо: к употреблению алкоголя или пищи, к просмотру телевидения или интернет сайтов. Также к психологическим зависимостям можно отнести постоянную потребность в труде, игроманию, зависимость от общения с другим человеком и аддикция к алкоголю, наркотикам и табаку. Психологическая зависимость возникает, если появляются какие-то нерешенные жизненные проблемы, неудовлетворенные потребности: человек чувствуют острую нехватку чего-то, нерешенные конфликты, внутри самого человека, или существуют сложности в отношениях с окружающими людьми [16].

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась - аддиктология или наука о зависимостях.

С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в наше время.

Короленко Ц.П. является одним из основателей современной аддиктологии. В 2001 году Короленко Ц.П. предложил первую в России классификацию аддикций: химические и нехимические формы аддикций. К нехимической форме аддикции относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикций (ощущение нехватки времени). Промежуточное место между химическими и нехимическими аддикциями занимает аддикция к еде (переедание и голодание), так как при этой форме аддикций задействуются непосредственно биохимические механизмы. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта [7].

1.2 Интернет - зависимость, сущность, специфика


Интернет - зависимость (интернет - аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.), можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние, чем склонные интернет - аддикции личности и стали пользоваться. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к нетаголизму [8].

Свободная энциклопедия Википедия определяет интернет - зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [14].

Психолог, автор сайта “Психология Интернета” Елена Щепилина <#"732653.files/image001.gif">

Результаты анкетирования показали, что у студентов 3 курса факультета психологии и педагогики ЕИ КФУ средний уровень пользования сети интернет (17 студентов). Они не испытывают проблем из-за сети интернет.

Среди студентов было выявлено, что 2 студента являются интернет - зависимыми.

Процентное соотношение результатов по анкете К. Янг.

Рис.1 Графическое изображение степени интернет - зависимости студентов.

По диаграмме мы видим, что основная масса студентов является средним пользователем сети.

% (2 человека) испытуемых являются зависимыми от сети Интернет. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чему способствуют анонимность, открытость и лёгкость общения в интернете. У них присутствует постоянное желание следующего выхода в интернет. Резкий отказ от интернета, или запрет на него - вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Им стоит оценить влияние интернета на их жизнь и немедленно обсудить со специалистом по психическому здоровью проблемы, вызванные их деятельностью, как пользователя “Всемирной паутины”.

% (11 человек) испытуемых исследовательской группы, находятся на начальном уровне интернет - зависимости. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией. Но они находятся на начальном этапе появления интернет - зависимости.

% (17 человек) - испытуемых не пользуются интернетом, или проводят там минимальное количество времени. Они предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения. Интернет для них предоставляет уникальную возможность для поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым потребностям. При малейшем разочаровании или неудовольствии в интернет - собеседнике может прервать общение или найти другого собеседника. Таким образом, интернет не вызывает никаких проблем в их жизни, и для них он является лишь полезным инструментом.

Итак, в результате проведённого исследования, мы выяснили, что среди студентов 3 курса факультета психологии и педагогики ЕИ КФУ, что основная часть студентов являются средними пользователями сети. Это говорит нам о том, что студенты затрачивают минимальное количество времени в сети. И у них нет проблем с этим. Для них интернет является источником информации, или используют его для работы и не проводят там время без причины. Но у 40% исследовательской группы выявлен начальный уровень зависимости от сети интернет. Главное - не перейти ту грань, за которым находится только виртуальный мир, из которого в дальнейшем сложно выбраться. Мы считаем, что для студентов с начальным уровнем интернет - зависимости необходимо провести профилактическую беседу. Но этого недостаточно. Среди них необходимо провести дополнительное исследование для выявления личностных особенностей, и разработать программу профилактики интернет - зависимости.

Так же было установлено, что у 7% студентов есть интернет - зависимость. Они проводят в интернете почти всё время, и предпочитают виртуальное общение, чем реальное. Им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, и стараться сокращать время, проводимое сети. . Она вызывает значительные проблемы в их жизни. Семья, друзья и учёба отходят на второй план. Присутствует усталость, снижается работоспособность, депрессия, социальная изоляция. Но мы считаем, что это положительный знак, так как среди исследовательской группы в количестве 30 человек всего 2 человека являются зависимыми от сети интернет.

 

Выводы


Из эмпирической части исследования по анкете Кимберли Янг на выявление уровня интернет - зависимости было установлено, что среди студентов 3 курса факультета психологии и педагогики было выявлено, что 17 человек средний уровень зависимости от сети. Это говорит нам о том, что студенты затрачивают минимальное количество времени в сети. И у них нет проблем с этим. 11 студентов находятся на начальном этапе появления интернет - зависимости. Главное - не перейти ту грань, за которым находится только виртуальный мир, из которого в дальнейшем сложно выбраться. Было установлено, что 2 студента находятся в зависимости от сети. И это положительный знак, так как среди исследовательской группы в количестве 30 человек всего 2 человека являются зависимыми от сети интернет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе была рассмотрена интернет - зависимость студентов факультета психологии и педагогики 3 курса ЕИ КФУ.

Теоретические исследования показали, что по статистике в России сегодня около 10 миллионов пользователей интернет сетью, и число их постоянно растёт [14]. В основном пользователями сетью интернета является молодое поколение. Проблема использования сети интернет довольно молодая. Как заметили израильские психологи У. Аmichai-Hamburger и E.Ben-Artzi (2003), “кажется, нет такого аспекта в жизни, которое не затронул бы интернет”. Студенты составляют основную массу посетителей Всемирной паутины, и именно среди этой группы населения больше всего велик риск интернет - зависимости. Постоянная потребность в новой информации, социальная активность, высокая познавательная мотивация и недостаток времени формируют из них основную массу пользователей интернета. Лёгкость в использовании возможности сети, простота в общении, нахождении новых собеседников, доступность в хранившейся там информации, возможность посещений магазина через интернет, большой каталог развлечений и возможностей становится основными причинами интернет - зависимости студентов.

По результатам эмпирического исследования было выявлено 53% студентов (17 человек) с средним уровнем зависимости от сети интернет и 7% интернет - зависимых студентов (2 человека). И это положительный знак, так как среди исследовательской группы в количестве 30 человек всего 2 человека являются зависимыми от сети интернет. Но 40% группы (11 человек) имеют склонность к зависимости, то есть находятся на начальном этапе зависимости от сети. Им стоит учитывать время провождения в сети, так как находятся в группе риска.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - Москва: Изд-во Можайск, 2000. - 431 с.

.        Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет - аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по психологии. - Москва: Изд-во Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251 - 253.

.        Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - Москва, 2000. - С. 100-131.

.        Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2004. - № 25. - С. 41-62.

.        Войскунский А.Е. Исследования интернета в психологии // Интернет и российское общество / под ред. И.Н Семенова. М. 2002. - С. 235-250.

.        Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - Спб.: Речь, 2007. - 190 с.

.        Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Олсиб, 2001. - 251с.

.        Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С.К Даулинга. - М., 2007. - С. 350

.        Руководство по аддиктологии: учебник /А.В Борцов, А.Ю. Егоров, Т.В Клименко [и др.] / под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

.        Чудова И.В. Особенности образа Я - Жителя Интернета: Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 113-117.

11.    Войскунский А.Е Метафоры интернета: сайт Электронная библиотека. - 2005 [Электронный ресурс]. URL: <http://library.by/portalus/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1106583828&archive=1129709116&start_from=&ucat=15&category=15> (дата обращения: 25.11.13).

.        Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет - зависимого студента // Вестник ТГПУ. - 2009. - №4 [Электронный ресурс] URL: <http://cyberleninka.ru/article/n/psichologicheskie-portret-lichnosti-internet-zavisimogo-studenta> (дата обращения: 06.01.2014).

13.    Жичкина А.Е. Социально - психологические аспекты общения в Интернете. - 2006 [Электронный ресурс] URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения: 25.11.13).

.        К. Янг Диагноз - Интернет-зависимость // сайт Русский народный сервер против наркотиков: электронный журнал Мир Internet. - 2001. - №41 [Электронный ресурс] URL: <http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html> (дата обращения: 28.11.13).

.        Психологическая зависимость // сайт Свободная энциклопедия Википедия. - 2013 [Электронный ресурс]. URL: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%E7%E0%E2%E8%F1%E8%EC%EE%F1%F2%FC> (дата обращения: 25.11.13).

.        Щадрина И.В. Лекция интернет - зависимость: сайт Ваш психолог. - 2009 [Электронный ресурс] URL: <http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1855-internet-zavisimost-> (дата обращения: 25.11.13)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Анкета на выявление уровня интернет - зависимости (К.Янг)

Этот тест поможет Вам определить, зависимы ли Вы от сети интернет. Не раздумывайте долго над ответами, так как правильных и неправильных ответов здесь нет. При ответе на вопросы используйте следующие варианты ответов:

= Редко

= Иногда

= Часто

= Очень часто

= Всегда

= Не применимо

. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?

. Как часто Вы предпочитаете развлечения Интернета близости с Вашим партнером?

. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое Вы проводите в сети?

. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает Ваше образование и работа?

. Как часто Вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность на работе из-за использования Вами Интернета?

. Как часто Вы сопротивляетесь и секретничаете, когда Вас спрашивают о том, что Вы делаете в сети?

. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

. Как часто Вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в сеть?

. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

. Как часто Вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит Вас, когда Вы в сети?

. Как часто Вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?

. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

. Как часто Вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда находитесь в сети?

. Как часто Вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите неудачу?

. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенное Вами в сети?

. Как часто Вы выбираете провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы вне сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет снова?

После того, как Вы ответили на все вопросы, подсчитайте свои баллы, складывая цифры у отмеченных Вами ответов. Чем больше Ваш суммарный балл, тем выше уровень зависимости и проблем, которые возникают из-за использования интернета. Вот общая шкала для объяснения Вашего результата:

- 19 баллов: Вы не пользуетесь интернетом или проводите там минимальное количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в Вашей жизни.

- 49 баллов: Вы - средний пользователь сети. Вы можете изучать сеть временами чуть дольше нужного, но определенно владеете ситуацией.

- 79 баллов: Вы, по всей видимости, испытываете некоторое количество проблем из-за интернета. Вам стоит учитывать серьезное влияние сети на Вашу жизнь. Это начальный уровень интернет - зависимости.

- 100 баллов: Ваше пользование интернетом вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Вам стоит оценить влияние сети на Вас и Вашу жизнь и немедленно обсудить со специалистом по психическому здоровью проблемы, вызванные Вашей деятельностью как пользователя сети интернет.

Похожие работы на - Эмпирическое исследование интернет-зависимости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!