Эмпирическое исследование интернет-зависимости
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ -
ЗАВИСИМОСТИ
.1 Понятие психологической зависимости в научной литературе
.2 Интернет - зависимость, сущность, специфика
.3 Изучение интернет - зависимости в литературе
Выводы
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ
.1 Организация исследования
.2 Результаты исследования, и их интерпретация
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важно понимать, что зависимость - это болезнь, при которой человек уже не
принадлежит себе полностью. Понимание, поддержка и эмоциональный контакт с
зависимым человеком необходима для того, чтобы ему помочь. Преодоление
зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в
которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.
Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction - зависимость) занимается сразу несколько наук,
такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого века на
стыке этих наук образовалась новая наука - аддиктология или наука о
зависимостях.
В психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося
поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является
одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода
чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из
таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние
и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя,
еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, утруждать
себя походами по магазинам, засиживаться в библиотеке, работать, создавая
сайты/блоги или собственный Интернет - магазин, получить всю необходимую
информацию можно, не отходя от экрана монитора. Появился новый вид
психологического расстройства - интернет - зависимость (синонимы: интернет -
аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет - поведенческая
зависимость, избыточное/патологическое применение интернета).
Актуальность работы заключается в том, что мало кто задумывается над тем,
что проблема психологической зависимости, в частности интернет - зависимости,
сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех
стоящих перед человечеством затруднений. Зависимость в широком смысле слова -
это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая
его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая
наркомания, либо интернет - зависимость, оказывается непреодолимой преградой на
пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем.
Проблема интернет - зависимости приобрела большое значение в связи с
распространением интернета и стала причиной утраты связи между людьми, которые
предпочитают проводить всё своё свободное время в сети, нежели общаться с
окружающими людьми при взаимодействии друг с другом. Во-первых, происходит
постоянное увеличение числа пользователей интернета (в не зависимости от
возраста); во-вторых, тем, что пристрастие к интернету вызывает отрицательное
воздействие на психику человека, происходит застой в организме и человек,
прикованный к монитору, ведёт сидячий не здоровый образ жизни. В-третьих,
отсутствием глубоких исследований в этой области, так как явление интернет -
зависимость является новым, который до настоящего времени в русскоязычной
литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ, посвящено
проблеме интернет - зависимости. И это еще одна причина, по которой
психологическое изучение интернет - аддикции является актуальной областью в
исследовательской деятельности.
Цель исследования заключается в изучении склонности студентов психологов
к зависимости от интернета.
Объектом исследования являются студенты 3 курса факультета психологии и
педагогики ЕИ КФУ.
Предметом исследования является исследование склонности студентов
зависимости от интернета.
Задачи:
) изучить понятие психологической зависимости в научной
литературе;
) сделать теоретический анализ литературы об интернет -
зависимости;
) провести эмпирическое исследование склонности интернет -
зависимости у студентов;
) анализ результатов эмпирического исследования и их
интерпретация.
Методы исследования:
теоретический, изучение и анализ литературы по теме исследования;
эмпирический, анкетирование, анализ полученных результатов.
Теоретические положения исследования базируются на представлениях
Голдберга А., Янг К., Короленко Ц.П., Войскунского А.Е. В качестве источников
были использованы электронные сайты, учебники, научные статьи, средства
массовой информации, посвящённые данной проблеме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе
представлен анализ основной литературы по теме, рассматривается история
развития исследований интернет - зависимости. В первой главе так же представлен
анализ литературы об интернет - зависимости. Вторая глава состоит из
эмпирической части исследования, где было проведено исследование на студентах
факультета психологии и педагогики по анкете К. Янг на выявление уровня
интернет - зависимости. В исследовании приняло участие 30 респондентов. По
результатам анкеты был проведён анализ данных и сформулированы выводы по
исследованию.
психологический интернет зависимость болезненный
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ
.1 Понятие психологической зависимости в научной литературе
Психологическая зависимость - это самое распространённое явление в нашей
жизни. Под психологической зависимостью можно понимать неконтролируемую тягу к
чему-либо: к употреблению алкоголя или пищи, к просмотру телевидения или
интернет сайтов. Также к психологическим зависимостям можно отнести постоянную
потребность в труде, игроманию, зависимость от общения с другим человеком и
аддикция к алкоголю, наркотикам и табаку. Психологическая зависимость
возникает, если появляются какие-то нерешенные жизненные проблемы,
неудовлетворенные потребности: человек чувствуют острую нехватку чего-то,
нерешенные конфликты, внутри самого человека, или существуют сложности в
отношениях с окружающими людьми [16].
Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость)
занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На
рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась - аддиктология
или наука о зависимостях.
С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными
или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры и другие
пристрастия. В современной медицинской литературе используется такой термин,
как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из
медицины, является относительно новым и популярным в наше время.
Короленко Ц.П. является одним из основателей современной аддиктологии. В
2001 году Короленко Ц.П. предложил первую в России классификацию аддикций:
химические и нехимические формы аддикций. К нехимической форме аддикции
относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная
аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег,
ургентные аддикций (ощущение нехватки времени). Промежуточное место между
химическими и нехимическими аддикциями занимает аддикция к еде (переедание и
голодание), так как при этой форме аддикций задействуются непосредственно
биохимические механизмы. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует
развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта [7].
1.2 Интернет - зависимость, сущность, специфика
Интернет - зависимость (интернет - аддикция) относится к классу
нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от
реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.), можно
говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет
психическое состояние, чем склонные интернет - аддикции личности и стали
пользоваться. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании
его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе.
Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её
отсутствие) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых
пользователей, склонных к нетаголизму [8].
Свободная энциклопедия Википедия определяет интернет - зависимость как
психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и
болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [14].
Психолог,
автор сайта “Психология Интернета” Елена Щепилина <#"732653.files/image001.gif">
Результаты
анкетирования показали, что у студентов 3 курса факультета психологии и
педагогики ЕИ КФУ средний уровень пользования сети интернет (17 студентов). Они
не испытывают проблем из-за сети интернет.
Среди
студентов было выявлено, что 2 студента являются интернет - зависимыми.
Процентное
соотношение результатов по анкете К. Янг.
Рис.1
Графическое изображение степени интернет - зависимости студентов.
По
диаграмме мы видим, что основная масса студентов является средним пользователем
сети.
%
(2 человека) испытуемых являются зависимыми от сети Интернет. Виртуальные
социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чему способствуют
анонимность, открытость и лёгкость общения в интернете. У них присутствует
постоянное желание следующего выхода в интернет. Резкий отказ от интернета, или
запрет на него - вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Им
стоит оценить влияние интернета на их жизнь и немедленно обсудить со
специалистом по психическому здоровью проблемы, вызванные их деятельностью, как
пользователя “Всемирной паутины”.
%
(11 человек) испытуемых исследовательской группы, находятся на начальном уровне
интернет - зависимости. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного,
но определённо владеют ситуацией. Но они находятся на начальном этапе появления
интернет - зависимости.
%
(17 человек) - испытуемых не пользуются интернетом, или проводят там
минимальное количество времени. Они предпочитают поддерживать в сети уже
имеющиеся отношения. Интернет для них предоставляет уникальную возможность для
поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым потребностям. При
малейшем разочаровании или неудовольствии в интернет - собеседнике может
прервать общение или найти другого собеседника. Таким образом, интернет не
вызывает никаких проблем в их жизни, и для них он является лишь полезным инструментом.
Итак,
в результате проведённого исследования, мы выяснили, что среди студентов 3
курса факультета психологии и педагогики ЕИ КФУ, что основная часть студентов
являются средними пользователями сети. Это говорит нам о том, что студенты
затрачивают минимальное количество времени в сети. И у них нет проблем с этим.
Для них интернет является источником информации, или используют его для работы
и не проводят там время без причины. Но у 40% исследовательской группы выявлен
начальный уровень зависимости от сети интернет. Главное - не перейти ту грань,
за которым находится только виртуальный мир, из которого в дальнейшем сложно
выбраться. Мы считаем, что для студентов с начальным уровнем интернет -
зависимости необходимо провести профилактическую беседу. Но этого недостаточно.
Среди них необходимо провести дополнительное исследование для выявления
личностных особенностей, и разработать программу профилактики интернет -
зависимости.
Так
же было установлено, что у 7% студентов есть интернет - зависимость. Они проводят
в интернете почти всё время, и предпочитают виртуальное общение, чем реальное.
Им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, и стараться сокращать
время, проводимое сети. . Она вызывает значительные проблемы в их жизни. Семья,
друзья и учёба отходят на второй план. Присутствует усталость, снижается
работоспособность, депрессия, социальная изоляция. Но мы считаем, что это
положительный знак, так как среди исследовательской группы в количестве 30
человек всего 2 человека являются зависимыми от сети интернет.
Выводы
Из эмпирической части исследования по анкете Кимберли Янг на выявление
уровня интернет - зависимости было установлено, что среди студентов 3 курса
факультета психологии и педагогики было выявлено, что 17 человек средний
уровень зависимости от сети. Это говорит нам о том, что студенты затрачивают
минимальное количество времени в сети. И у них нет проблем с этим. 11 студентов
находятся на начальном этапе появления интернет - зависимости. Главное - не
перейти ту грань, за которым находится только виртуальный мир, из которого в
дальнейшем сложно выбраться. Было установлено, что 2 студента находятся в
зависимости от сети. И это положительный знак, так как среди исследовательской
группы в количестве 30 человек всего 2 человека являются зависимыми от сети
интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена интернет - зависимость студентов
факультета психологии и педагогики 3 курса ЕИ КФУ.
Теоретические исследования показали, что по статистике в России сегодня
около 10 миллионов пользователей интернет сетью, и число их постоянно растёт
[14]. В основном пользователями сетью интернета является молодое поколение.
Проблема использования сети интернет довольно молодая. Как заметили израильские
психологи У. Аmichai-Hamburger и E.Ben-Artzi (2003), “кажется, нет такого аспекта
в жизни, которое не затронул бы интернет”. Студенты составляют основную массу
посетителей Всемирной паутины, и именно среди этой группы населения больше
всего велик риск интернет - зависимости. Постоянная потребность в новой
информации, социальная активность, высокая познавательная мотивация и
недостаток времени формируют из них основную массу пользователей интернета.
Лёгкость в использовании возможности сети, простота в общении, нахождении новых
собеседников, доступность в хранившейся там информации, возможность посещений
магазина через интернет, большой каталог развлечений и возможностей становится
основными причинами интернет - зависимости студентов.
По результатам эмпирического исследования было выявлено 53% студентов (17
человек) с средним уровнем зависимости от сети интернет и 7% интернет -
зависимых студентов (2 человека). И это положительный знак, так как среди
исследовательской группы в количестве 30 человек всего 2 человека являются
зависимыми от сети интернет. Но 40% группы (11 человек) имеют склонность к
зависимости, то есть находятся на начальном этапе зависимости от сети. Им стоит
учитывать время провождения в сети, так как находятся в группе риска.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева
Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность.
Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - Москва:
Изд-во Можайск, 2000. - 431 с.
. Войскунский
А.Е. Психологические исследования феномена Интернет - аддикции // Тезисы докладов
2-й Российской конференции по психологии. - Москва: Изд-во Экопсицентр РОСС,
2000. - С. 251 - 253.
. Войскунский
А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете
/ под ред. А.Е. Войскунского. - Москва, 2000. - С. 100-131.
. Войскунский
А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. -
2004. - № 25. - С. 41-62.
. Войскунский
А.Е. Исследования интернета в психологии // Интернет и российское общество /
под ред. И.Н Семенова. М. 2002. - С. 235-250.
. Егоров
А.Ю. Нехимические зависимости. - Спб.: Речь, 2007. - 190 с.
. Короленко
Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Олсиб, 2001.
- 251с.
. Кристал
Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и
лечение зависимого поведения / под ред. С.К Даулинга. - М., 2007. - С. 350
. Руководство
по аддиктологии: учебник /А.В Борцов, А.Ю. Егоров, Т.В Клименко [и др.] / под
ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
. Чудова
И.В. Особенности образа Я - Жителя Интернета: Психологический журнал. - 2002. -
№ 1. - С. 113-117.
11. Войскунский А.Е
Метафоры интернета: сайт Электронная библиотека. - 2005 [Электронный ресурс]. URL:
<http://library.by/portalus/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1106583828&archive=1129709116&start_from=&ucat=15&category=15>
(дата обращения: 25.11.13).
. Дрепа М.И.
Психологический портрет личности интернет - зависимого студента // Вестник
ТГПУ. - 2009. - №4 [Электронный ресурс] URL: <http://cyberleninka.ru/article/n/psichologicheskie-portret-lichnosti-internet-zavisimogo-studenta> (дата обращения: 06.01.2014).
13. Жичкина
А.Е. Социально - психологические аспекты общения в Интернете. - 2006
[Электронный ресурс] URL:
http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения: 25.11.13).
. К. Янг Диагноз -
Интернет-зависимость // сайт Русский народный сервер против наркотиков:
электронный журнал Мир Internet. - 2001. - №41 [Электронный ресурс] URL:
<http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html> (дата обращения: 28.11.13).
. Психологическая
зависимость // сайт Свободная энциклопедия Википедия. - 2013 [Электронный
ресурс]. URL:
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%E7%E0%E2%E8%F1%E8%EC%EE%F1%F2%FC>
(дата обращения: 25.11.13).
. Щадрина И.В. Лекция
интернет - зависимость: сайт Ваш психолог. - 2009 [Электронный ресурс] URL: <http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1855-internet-zavisimost-> (дата обращения: 25.11.13)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета на выявление уровня интернет - зависимости (К.Янг)
Этот тест поможет Вам определить, зависимы ли Вы от сети интернет. Не
раздумывайте долго над ответами, так как правильных и неправильных ответов
здесь нет. При ответе на вопросы используйте следующие варианты ответов:
= Редко
= Иногда
= Часто
= Очень часто
= Всегда
= Не применимо
. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем
задумывали?
. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести
больше времени в сети?
. Как часто Вы предпочитаете развлечения Интернета близости с Вашим
партнером?
. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое
Вы проводите в сети?
. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает Ваше образование и
работа?
. Как часто Вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться
чем-то другим?
. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность на работе
из-за использования Вами Интернета?
. Как часто Вы сопротивляетесь и секретничаете, когда Вас спрашивают о
том, что Вы делаете в сети?
. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни,
заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
. Как часто Вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в
сеть?
. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и
безынтересной?
. Как часто Вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда
кто-то беспокоит Вас, когда Вы в сети?
. Как часто Вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?
. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда находитесь в
сети, или воображаете, что Вы там?
. Как часто Вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда
находитесь в сети?
. Как часто Вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите
неудачу?
. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенное Вами в
сети?
. Как часто Вы выбираете провести больше времени в сети вместо того,
чтобы встретиться с людьми?
. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете,
когда Вы вне сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет снова?
После того, как Вы ответили на все вопросы, подсчитайте свои баллы,
складывая цифры у отмеченных Вами ответов. Чем больше Ваш суммарный балл, тем
выше уровень зависимости и проблем, которые возникают из-за использования
интернета. Вот общая шкала для объяснения Вашего результата:
- 19 баллов: Вы не пользуетесь интернетом или проводите там минимальное
количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в Вашей жизни.
- 49 баллов: Вы - средний пользователь сети. Вы можете изучать сеть
временами чуть дольше нужного, но определенно владеете ситуацией.
- 79 баллов: Вы, по всей видимости, испытываете некоторое количество
проблем из-за интернета. Вам стоит учитывать серьезное влияние сети на Вашу
жизнь. Это начальный уровень интернет - зависимости.
- 100 баллов: Ваше пользование интернетом вызывает значительные проблемы
в Вашей жизни. Вам стоит оценить влияние сети на Вас и Вашу жизнь и немедленно
обсудить со специалистом по психическому здоровью проблемы, вызванные Вашей
деятельностью как пользователя сети интернет.