работы: Общий объем основного текста 31 страниц. Список использованной литературы составляет 24 литературных первоисточников. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов.
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
.1 История возникновения сознания
Сознание не может возникать врожденно, врожденно может появляться лишь возможность возникновения сознания.
Существует несколько теорий о возникновении сознания человека:
. Мутационная теория (Де Фриз [5], В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.
. Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания». (теория коллективного бессознательного Юнга [23]и есть теория сверхсознания личности неоламаркистов).
. Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса [22]. Это - наиболее вероятная версия.
Однако если мы говорим о том, что сознание возникло тогда, когда человек начинает осознавать и выделять себя и других людей из природы, то, возможно, что сознание начало развиваться тогда, когда у человека стали развиваться высшие чувства.
Изменение (развитие) животных происходит с помощью механизма наследственной приспособляемости, под воздействием внешней силы - это копирование, отражение изменяющейся внешней среды.
Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны, механизм приспособляемости - наследственности стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает его, но уже на качественно другом уровне.
Под влияние своего образа жизни, требующего, чтобы руки выполняли иные функции, чем ноги, обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Но чтобы обезьяна изменилась и превратилась в человека окончательно нужно, чтобы изменилась внешняя среда - среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, чтобы обезьяньему сообществу для того чтобы выжить и приспособиться к окружающей среде, необходимо было бы возникновение сознания.
Глобальное похолодание - тот природный катаклизм, который дал толчок возникновению сознания у первых прачеловек. Глобальное похолодание надвигалось на человекообразных обезьян. В связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии и огонь. Между тем погода становилась все холоднее и холоднее и обезьяны, в конце концов, стали осознавать, что от огня исходит необходимое им тепло. Между тем, популяция обезьян неуклонно снижается, поскольку случайный огонь не мог быть панацеей от холода. Но, однажды, одна обезьяна непреднамеренно бросила ветку в огонь. Наиболее умные из остальных начали замечать (осознавать) что ветка, брошенная в огонь - горит. Этот момент, по мнению автора статьи на тему «Возникновение сознания» Кушатова И., и был моментом возникновения сознания. Но мы хотим проследить чуть дальше за историей пралюдей.
Сумев поддерживать огонь, люди могли переносить его и на другое место, что дает возможность освоению новых территорий. Для того чтобы поддерживать огонь, нужно было заниматься заготовкой дров, что приводит к различным манипуляциям деревом. В результате этой деятельности передние конечности обезьян трансформируются в руки человека, а обыкновенная толстая ветка в руках превращается в дубину, которая служит оружием.
Тем временем климат становится все холоднее и холоднее, и тяжелый труд поддержания огня становится необходимостью, а такой труд требует дополнительных затрат энергии. И вот здесь возникает антагонизм - желание отобрать пищу. В связи с этим вспыхивают ссоры и драки, и прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину, в связи с этими обстоятельствами возникает каннибализм. Только по прошествии некоторого времени их агрессия переходит на остальной живой мир. Прачеловек становится охотником вследствие каннибализма.
По мере антропогенного воздействия на природу человек приспособил ее себе - в этот момент он стал выделять себя из природы, осознавать свое отношение к ней и другим людям. Осознанной становилась и его деятельность, т. к. труд требовал предвидения результата труда, а значит, трудовая деятельность выполнялась в соответствии с определенной целью. Постепенно стали развиваться специальные сенсорные области в мозге человека, что привело к развитию высших чувств и совершенных движений. Мы полагаем, что именно проявление высших чувств первобытных людей к своим ближним стало моментом возникновения сознания.
Сильная способность сострадания и уважения к умершим из своей общины наблюдается в захоронениях времени позднего палеолита [16]. Приведем в пример одно из захоронений, найденного в Крыму, которое освещает духовную жизнь данной эпохи: на дне могилы лежали 2 скелета подростков (девочке 7-8 лет и мальчику 12-13 лет), тесно прижатые к друг другу головами. Очень длинные веретенообразные стержни, сделанные из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, лежали как копья вдоль погребенных. У правого виска девочки был найден тонкий прорезной диск из бивня, к прорезям этих красивых и хрупких украшений прикреплялись ремешки, которые служили парадными явлениями и имели церемониальное значение; аналогичный был найден и у мальчика. На руках погребенных были надеты пластинчатые браслеты и кольца [17]. Не сложно представить, сколько тяжелой кропотливой и мелкой работы проделали люди, тесавшие маленькие бусинки из бивней или сколько потратили сил те, кто в то время знал удивительную технику расщепления и выпрямления бивней мамонта - каторжная работа. В период позднего палеолита начала развиваться духовная и материальная культура этой эпохи.
Также можно предположить, что наскальные рисунки доказывают существования психики, простых форм мышления и сознания человека. Ведь, неспроста дикие коты и другие звери времен палеолита, обладая психикой, подобной человеческой, наскальных рисунков или признаков своего пребывания после себя не оставили. А люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.
Вывод: Природа не наградила прачеловека сознанием с самого начала существования человечества, но зато не обделила мозгом и ничем не отличительной от животной формой психики. Сознание человека возникло тогда, когда он стал выделять себя и других людей из природы, когда на стенах его убежища появились наскальные рисунки, когда у человека стали развиваться высшие чувства. Сознание человека высшего порядка связано с абстрактным мышлением и речью - процессами, без которых существование коллективного и индивидуального сознания невозможно.
1.2 Этапы развития сознания
Развитие сознания - движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.
Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося входе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя, между тем, его психика формируется в процессе жизнедеятельности. Наша задача заключается в том, чтобы понять, какая структура сознания была у человека на определенных этапах его жизнедеятельности.
Чтобы разобраться в структурах сознания первобытных людей, предлагаем ознакомиться с формами сознания.
Различают (по К.К. Платонову [15]) несколько форм сознания:
) индивидуальное, включающее атрибуты сознания (отношение, познание, переживание), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание), динамику сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);
) групповое сознание, проявляющееся в общественном настроении, соревновании, панике и т.д.;
)общественное сознание - в форме религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического и философских взглядов.
Когда мы говорим об общественном сознании, то отвлекаемся от всего индивидуального; общественное сознание поступательно и непрерывно, ему присуща стабильность и инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории и идеи проверенные временем, практикой, но никогда это не происходит спонтанно. Индивидуальное же сознание рождается и умирает с рождением и смертью данного человека; его движение прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая его границы, обогащая его, делая продукты своего познания бытия достоянием всех.
Теперь предлагаем рассмотреть такие этапы развития сознания:
) психика животных и предчеловека;
) стадное сознание;
) сознание разумного человека;
) сознание человека родового общества и появление самосознания.
Психика животных и предчеловека практически не отличались. Можно лишь утверждать, что первые предчеловеки отличались от «умных» обезьян только тем, что у них было общественное сознание. И можно предположить, что общественное сознание первых пралюдей состояло всего из одной общей для всех мысли, идеи, эта одна для всех мысль должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.
Стадное сознание исключало понятие «особь» [7], т.е. стадом управлял вожак. Иначе они жить бы не могли, потому что социум должен иметь иерархическую управленческую структуру. Внутри стада обезьян существовали сложные взаимоотношения, а значит, существовал и «язык» общения. Суть стадного сознания состояла в том, что чем больше общих интересов и целей было у представителей стада, и чем больше была численность самого стада, тем проще было достичь целей о захвате территории или о возможности выживания, потому как в стаде отдельная особь чувствовала себя защищеннее. Люди этого уровня только что выделились из животного царства, ибо стали хоронить своих родственников и соплеменников.
Можно сказать, что все долгие тысячелетия своей истории Homo Sapiens стремились познать самих себя и окружающий мир. Развитие сознания человека разумного происходило последовательно и логично с помощью открытий. По мере роста и развития нервной системы, человек, взаимодействуя с природой, мыслил, благодаря чему начал осознавать себя и ориентироваться в среде обитания.
И, наконец, этап развития сознания человека родового общества и появление самосознания. Родовая община - исторически первая форма общественной организации людей - (община <#"justify">Вывод: Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.
1.3 Развитие сознания в онтогенезе
сознание мозг человек онтогенез
Существует гипотеза о том, что сознание отдельного человека - это сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества [11]. В это подразделе мы попытаемся сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с этапами развития сознания человека.
В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Точно также с самого начала эволюции человечества труд имел общий характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. В процессе труда люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово, связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале является коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.
В онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человека. В онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой. Развитие психики индивида повторяет путь исторического развития предшествующий поколений, на этот процесс почти не может повлиять восприятие и обучение ребенка.
Опираясь на биогенетический закон[12] Зигмунд Фрейд утверждал[20], что душевное развитие отдельного человека - сокращенно повторяющийся ход развития всего человечества, и распространял выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.
Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык - общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества.
Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов.
Самая элементарная форма психики - ощущение - носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт.
Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.
Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.
Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.
Контактируя с предметами и явлениями материального мира, в процессе общения с другими людьми и коллективного труда, особенно посредством речи, человек, научается в онтогенезе активно познавать объективную реальность (ощущение, восприятие), творчески (мышление) ее преобразовывать (произвольная деятельность) для лучшего удовлетворения своих потребностей. Мозг - не источник сознания, а его орган, та часть нашего организма, в которой воздействующий на него объект трансформируется и получает субъективную форму бытия, становясь сознанием - субъективным образом объективного мира.
Вывод: Пик для возникновения сознания человека наступил тогда, когда субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях - словах. Уже в подростковом возрасте человек может изъясняться в словах. И, если искать параллели между этапами развития сознания и его развитием в онтогенезе, то это может означать, что эволюция развития сознания не окончена - есть следующие этапы развития после возникновения речи. Мы просмотрим этапы развития сознания человека через призму развития человеческого сознания в онтогенезе. А если уже в подростковом возрасте дети владеют словом, то в расцвет сил (в 30-45 лет) человек может намного больше. Вышесказанное дает возможность предполагать, что через миллиарды лет (при условии существования человечества - что практически невозможно) сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях. Однако развитие психики человека идет к упадку со старением организма, поэтому после всплеска развития все пойдет к упадку.
Вывод к разделу 1: Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становится осознанным. Поэтому творчество - это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. Сознание современного человека - продукт постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествовавших поколений, результат исторического прогресса общественной практики, накопленной человеком в связи с необходимостью, а затем и благодаря активному стремлению к преобразованию внешнего мира. Новые элементы и высшие формы сознания обогащали и усложняли познавательный процесс, что, в конечном счете, вело к совершенствованию самого сознания.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Структура сознания
Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта [2]. «Сознание, - писал он, - заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа [13]: «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя».
Сознание личности определяется качествами динамичности и константности:
Øдинамичность - это свойство сознания изменяться, развиваться, что обуславливается быстро сменяющимися кратковременными процессами, которые, в свою очередь, могут изменить личность; <#"justify">Øпознание;
Øпереживание;
Øотношение.
Ø Сознание невозможно без знания. Внимание и память - необходимые атрибуты познавательной деятельности человека.
Ø В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"justify">Øактивностью;
Øцелостностью;
Øпреемственностью;
Øясностью.
Самый низкий уровень ясности сознания - это «спутанное» сознание - когда человек только что проснулся. Такое состояние бывает у людей и при переутомлении.
Сознание обычно проявляется в деятельности, поэтому его структура в определенный отрезок времени соответствует структуре деятельности человека в этот отрезок времени.
Вывод: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">2.2 Сознание и мозг
Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия.
Мозг - это орган сознания, а сознание в свою очередь представляет собой одну из функций мозга.
Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности - с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшейся характер этой деятельности и соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с перефирическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия (вторичное зрительное поле).
Поскольку у человека органом сознательной деятельности является кора, вопрос о взаимоотношении психики и мозга сосредотачивается в первую очередь на вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга. Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий, отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического параллелизма.
Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.
Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития архитектоники коры. Примененный впервые К. Бродманом [3] принцип деления коры на основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н. Филимонова, Г.И. Полякова, Н.А. Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития выступает деление коры большого мозга на три основные зоны: изокортекс; аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс; определяющую алло- и изокортекс межуточную область. Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание заключить, что оно имеет существенное значение.
Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х.Джексона, Г. Хэда, работами К. Монакова, Х. Гольдштейна, К. Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением различных участков.
Чем сложнее организован мозг, и чем он развит, тем выше уровень сознания. Связь мозга и сознания характеризуется, прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.
Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами [24]:
Øсознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;
Øстержнем сознания, способом его существования является знание;
Øтруд развивает сознание;
Øречь (язык) формируют сознание;
Øсознание является функцией мозга;
Øсознание многокомпонентное, но составляет единое целое;
Øсознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.
Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи.
Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание - в правом полушарии, а знание языка - в левом [6]. Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.
Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.
Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.
Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.
У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.
Если мы рассматриваем сознание со стороны теории Энгельса, то из вышесказанного можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто.
Многие нейрофизиологи подходили к изучению связи мозга с сознанием с научной точки зрения.
Джон Эклз развил теорию о том, что наш мозг не обладает сознанием как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты выделения синаптических медиаторов молекул, которые передают нервные импульсы в этих структурах, дендронах [21]. Это сходящиеся вместе отростки пирамидных клеток коры головного мозга, которые как бы служат модулями для входа духа и сознания, контакт с физическим телом.
По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуза, сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию. Он утверждал, что разумные процессы не объясняются вычислительными свойствами нервной системы, и поэтому сознание должно иметь некие особые свойства и через квантовые эффекты [14].
Анохин же говорил, что сознание - есть процесс, протекающий в мозге, инструмент мозга и есть активность нервных клеток, организованных определенным образом. Эта активность не находится вне мозга, она не находится между нами и между мозгами, она находится в космосе [1].
Дарвин также глубоко задумывался о происхождении разума мозга и сознания и его биологических основах, как он думал о биологических основах эволюции [4].
А выдающийся психофизиолог и нейрофизиолог Алексей Михайлович Иваницкий предложил такую схему понимания, того, что происходит в момент осознания, которую назвал «кругом ощущений» [8]. Когда сенсорные сигналы поступают в первичные сенсорные области, такие как зрительная кора, они дальше начинают циркулировать по нервной системе, распространяясь по разным потокам тарзального и вентрального, из зрительной коры, например, в лобную кору. И постепенно через некоторое время они извлекают из памяти субъективный опыт. Для того, чтобы это произошло, они должны активировать нейроны в височной коре гиппокампе. Это занимает время, и через некоторое время эта информация, которая уже обогащена содержанием, извлекаемым из памяти, поступает вновь в те же структуры, которые были исходными приемниками этой информации. Этот процесс циклической активности, называемый реверберацией, имеет определенные частоты, и эти частоты обычно в гамма-диапазоне считаются одним из нервных коррелятов сознания. Когда происходит эта реверберация, она происходит с задержкой в несколько сот миллисекунд, тогда мы наблюдаем моменты осознания.
Вывод: Мозг современного человека, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание тесно связано с вниманием, т.е. мы осознаем только то, на что обращается внимание.
Различные механизмы первичного сознания, то есть сознания, которое не включает язык и культуру, возникали в эволюции у разных таксонов, независимы и имеют разные нервные основы.
Выводы к разделу 2: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <#"center">ВЫВОДЫ
Целью нашей курсовой работы было выделение этапов развития сознания человека.
В ходе написания курсовой работы мы выделили 4 этапа развития сознания:
) психика животных и предчеловека (появление общественного сознания);
) стадное сознание (люди выделились из животного царства; возникновение языка общения; в стаде каждой отдельной особи было проще выжить);
) сознание разумного человека (познание и осознание себя и окружающего мира с помощью открытий);
) сознание человека родового общества и появление самосознания (основание коллективного труда; социальное равноправие; желание и способность совершенствоваться).
Выделив этапы развития сознания человека можно утверждать, что сознание человека формировалось по мере усовершенствования функций мозга в процессе эволюции.
Также, в исследовательской работе, мы выполнили все задачи курсовой работы:
. Мы рассмотрели и выделили возможные варианты возникновения сознания человека:
Øвозникновение сознания как результат усилий некоего "сверхсознательного";
Øвозникновение сознания как результат крупных единичных скачкообразных наследственных изменений в организме животного, близкого человеку;
Øвозникновение сознания в результате трудовой деятельности человека;
Øвозникновение сознания в момент осознания обезьянами того, что палка, брошенная в огонь - горит;
Øвозникновение сознания в результате развития высших чувств;
Øвозникновение сознания в момент, когда человек начинает выделять себя и других людей из окружающего мира;
Øвозникновение сознания вследствие возникновения и развития речи.
Последний вариант мы считаем самым вероятным т.к. речь включена во все психические процессы человека, она содействовала развитию у человека абстрактного мышления, без нее не могла осуществляется совместная трудовая деятельность людей, а соответственно, без нее не могло развиться общественное сознание человека. А поражение речевой зоны в левом полушарии приводит к расстройству не только речи, но и других интеллектуальных функций, т.к. речь тесно связана с мышлением.
2. Мы сравнили периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека, и пришли к выводу о том, что исторические этапы развития сознания человека идентичны периодам развития сознания человека в онтогенезе. Мы предполагаем, что через миллиарды лет сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях, потому как сейчас мы находимся на четвертом уровне развития сознания, а впереди их еще будет не мало.
. Также мы попытались определили, основные качества, уровни знания и характеристики и функции сознания человека. Изучив суждения других научных деятелей можно сказать, что сознание является условием протекания психических процессов, оно бесструктурное и обладает такими характеристиками как: ощущение себя познающим субъектом, мысленное представление и воображения действительности, способность к коммуникации и наличие интеллектуальных схем в сознании. Уровни знания сознания человека представляют собой этапы развития сознания - в этом заключается взаимосвязь между развитием знания и этапами развития сознания человека.
. Мы установили взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием и пришли к выводу, что психика и сознание невозможны без нормально функционирующего мозга, т.к. структура мозга, как органа сознания, изменялась в последствии трудовой деятельности человека, возникновения речи и другим изменениям.
Таким образом, мы можем заключить, что индивидуальное сознание человека формировалось благодаря общественному сознанию посредством речи и усложнялось по мере развития структур мозга. Сознание человека продолжит развиваться и дальше благодаря развитию самосознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Анохин К.В. Мозг и разум. 1-я лекция (26.04.10 ACADEMIA)./ Россия.
.Бадагина Л.П. Основы общей психологии. Возникновение и развитие психики человека./ Изд-во 2012 г.
4.Дарвин Ч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B7> Происхождение видов…,/Соч., том 3.иМ., 1939.103с.
.Де Фриз Г. Избранные произведения. Перевод А.П.Розовской. Под редакцией и со вступительной статьей В.Л.Рыжкова./ Москва: Медгиз. 1932.
.Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. Асимметрия мозга и памяти./ 1987. 22-30с.
.Зимичев А.М. Стадное сознание, которое можно применить к людям. Интервью в программе «Ночь на Пятом»/29.09.11/Москва.
.Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки./ 2005. №11.9 - 14с.
.Кушатов И.М. Возникновение сознания./ Казахстан. 2007. 2-25с.
. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930 / Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении./ М., 1937.
. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность./ М., 2005. - 356 с.
. Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон./ М.-Л., 1940/ 2с.
. Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142c.)
. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика./ М. Ижевск. 2003. 368 с.
. Платонов К.К. О системе психологии./ М., «Мысль», 1972. 99-112 с.
. Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука./ М. 1984. 233с.
. Рыбаков Б.А. Археология СССР. Палеолит СССР. Наука. /М. 1984. 234с.
. Тайлор Э.Б. Первобытная культура./ Москва: Издательство политической литературы, 1989.
. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ М.: Политиздат. 1980. 800-804c.
. Фрейд З. Психоанализ./ М.: Психология, 2003.
. Эклс Д. Физиология нервных клеток./ М., 1959. 26с.
. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека./ 1896. 7-8с.
. Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного. Электронная библиотека RoyalLib.Ru./ 2010-2014. 1-2с.
24. <http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00131763_0.html> . Сознание как высшая форма отражения действительности.