Марка,
модель автомобиля (при-цепа)
|
Количество
автомобилей, имеющий пробег с начала эксплуатации ( возраст ), тыс. км
|
Всего
автомобилей
|
В
том числе
|
Среднесуточный
пробег, км
|
|
До
50 или 0,25 15 Lкр
|
51-100
(0,25-0,5) Lкр
|
101-200
(0,5-0,75) Lкр
|
201-300
(0,75) Lкр
|
301-500
(1-2) Lкр
|
Свыше
500 Свыше 2 Lкр
|
|
не
про-шед-ших кап.рем.
|
Прошедших
кап.рем.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
ГАЗ-53
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
150
|
ГАЗ-53
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
|
1
|
150
|
ГАЗ-53
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
|
1
|
150
|
ГАЗ-53
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
150
|
ГАЗ-53
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
|
1
|
150
|
ГАЗ-3307
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
|
1
|
160
|
ГАЗ-3307
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
|
1
|
160
|
ГАЗ-3307
|
|
|
1
|
|
|
|
1
|
|
1
|
160
|
ЗИЛ-130
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
|
1
|
160
|
ЗИЛ-130
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
|
1
|
160
|
ЗИЛ-431410
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
140
|
ВАЗ-2109
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
|
1
|
210
|
КАМАЗ-5320
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
|
170
|
КАМАЗ-5320
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
170
|
КАМАЗ-5320
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
170
|
КАМАЗ-5320
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
|
170
|
ГАЗ-2401
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
1
|
|
120
|
МАЗ-5429
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
|
150
|
МАЗ-5429
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
|
150
|
ГАЗ-2752
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
120
|
ГАЗ-52
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
120
|
МАЗ-5551
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
150
|
МАЗ-5551
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
150
|
ВСЕГО
|
|
|
|
|
|
|
23
|
10
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 Приведение парка к основным
моделям
Для сокращения объемов расчетных работ
необходимо привести парк к основной модели. Основными моделями принимаем, для
карбюраторных - ЗИЛ-130, для дизельных - МАЗ-5429. При выполнении проектов по
текущему ремонту, коэффициентов приведения рассчитываются по расчетной формуле
трудоемкости на 1000 км пробега:
Кпр = (2.1)
где tтр, tтр - соответственно
нормативные трудоемкости ТР, приводимые к основной модели автомобилей.
К2, К2 - коэффициент, учитывающий
зависимость трудоемкости ТО от модификации подвижного состава соответственно
для приводимой и основной моделей.
Для карбюраторных двигателей
ЗИЛ-130 КПр===0,9
Для дизельных двигателей
МАЗ-5429 КПр===1,44
Данные расчета и результаты расчета
сводим в таблицу 2.2
Таблица 2.2 - Количество приведенных автомобилей
Марки
автомобилей
|
Колич.
автомобилей
|
Пр
tтр
|
tтр
|
пр
К2
|
Кпр
|
Апр
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ГАЗ-53
|
5
|
4,2
|
3,8
|
1,0
|
0,9
|
4
|
ГАЗ-3307
|
3
|
4,2
|
3,2
|
1,0
|
0,76
|
2
|
ЗИЛ-130
|
2
|
4,2
|
4,2
|
1,0
|
1
|
2
|
ЗИЛ-431410
|
1
|
4,2
|
3,6
|
1,0
|
0,86
|
1
|
ВАЗ-2109
|
1
|
4,2
|
3,0
|
1,0
|
0,71
|
1
|
КамАЗ-5320
|
4
|
5,4
|
6,75
|
1,0
|
1,44
|
7
|
ГАЗ-2401
|
1
|
4,2
|
3,0
|
1,0
|
0,71
|
1
|
МАЗ-5429
|
2
|
5,4
|
5,4
|
1,0
|
1
|
ГАЗ-2752
|
1
|
4,2
|
3,0
|
1,0
|
0,71
|
1
|
ГАЗ-52
|
1
|
4,2
|
3,8
|
1,0
|
0,9
|
1
|
МАЗ-5551
|
2
|
5,4
|
5,4
|
1,15
|
1,15
|
2
|
Всего
диз.
|
8
|
|
|
|
|
11
|
Всего
бенз.
|
15
|
|
|
|
|
13
|
и т.д. по всем автомобилям из таблицы 2.1.
Количество автомобилей, приведенных к основной
модели рассчитывается по формуле:
Апр = Аи ∙ Кпр, (2.2)
где Апр - количество приведенных автомобилей;
Аи - списочное количество приведенных автомобилей.
Для карбюраторных двигателей
ЗИЛ-130 Апр =2∙1=2
Для дизельных двигателей
МАЗ-5429 Апр=2*1 =2
Расчет остальных автомобилей ведется аналогично.
2.3 Выбор и корректирование
нормативов периодичности технического обслуживания
Периодичность ТО-1 рассчитываем по формуле:
, (2.3)
где - нормативная периодичность ТО-1,
К1 - коэффициент, учитывающий
категорию условий эксплуатации,
К3 - коэффициент, учитывающий
природно-климатические условия.
К3 = К3' ∙ К3'', (2.4)
где К3'- коэффициент, учитывающий
характеристику района по климату,
К3''- коэффициент, учитывающий
агрессивность окружающей среды.
ЗИЛ-130 = 2500∙0,8∙0,9=1800км
=1,0∙0,9=0,9
Кратность ТО-1 с учетом
среднесуточного пробега автомобиля рассчитывается по формуле:
Кто-1=L1 /Lсс (2.5) где L1 -
расчетная периодичность ТО-1.
ЗИЛ-130 Кто-1= =22
Фактический пробег ТО-1 определяем
по формуле:
L1 = Кто-1 ∙ Lсс (2.6)
ЗИЛ-130 L1=22*80=1800 км
Данные расчета периодичности ТО-1 и результаты
расчета определяем по одной марке автомобиля, по остальным - расчетные значения
сводятся в таблицу 2.3
Таблица 2.3 - Расчетная периодичность ТО-1
Марка
автомобилей
|
н
L1, км
|
К1
|
К3
|
р
L1, км
|
Кто-1
|
Lcc,
км
|
Ф
L1, км
|
ЗИЛ-130
|
2500
|
0,8
|
0,9
|
1800
|
22
|
80
|
1760
|
МАЗ-5429
|
8000
|
0,8
|
0,9
|
5760
|
57
|
100
|
5700
|
Периодичность ТО-2 рассчитывается по формуле:
= L2 ∙ К1 ∙ К3, (2.7)
где L2 - нормативная периодичность ТО-2.
ЗИЛ-130 L2= 12500∙0.8∙0.9=9000 км
Кратность ТО-2 с учетом фактического пробега
ТО-1 автомобиля равна:
Кто-2=L2 /L1 (2.8)
где L2 - расчетная периодичность ТО-2-
фактическая периодичность ТО-1
автомобиль ремонт технический
обслуживание
ЗИЛ-130 Кто-2=9000/1800=5
Фактический пробег ТО-2 определяем по формуле:
= Кто-2 ∙ L1 (2.9)
ЗИЛ-130 2=5∙1800=9000км
Расчет остальных автомобилей ведется
аналогично.
Данные расчета периодичности ТО-2 и
результаты расчета -расчетные значения сводятся в таблицу 6.
Таблица 2.4 - Расчетная
периодичность ТО-2
Марка
автомобилей
|
н
L2, км
|
К1
|
К3
|
р
L2, км
|
Кто-2
|
Ф
Lто-1, км
|
Ф
Lто-2, км
|
ЗИЛ-130
|
12500
|
0,8
|
0,9
|
9000
|
5
|
1800
|
9000
|
МАЗ-5429
|
24000
|
0,8
|
0,9
|
17280
|
3
|
5700
|
17100
|
2.4 Выбор и корректирование
нормативной трудоемкости технического обслуживания
Трудоемкость одного уборочно-моечного
воздействия:
ум= tум *К2*К5*Км, чел.-ч, (2.10)
где tум - нормативная трудоемкость одного
уборочно-моечного воздействия,
К2 - коэффициент, учитывающий зависимость
трудоемкости от модификации подвижного состава
К5 -коэффициент, учитывающий зависимость
трудоемкости от мощности АТП (числа автомобилей в АТП),
Км - коэффициент, учитывающий степень сокращения
нормативной трудоемкости при механизации и автоматизации уборочно-моечных работ
(Км=0.3…1).
Соответственно определяются трудоемкости ТО-1 и
ТО-2:
= t1 *К2*К5*Км, чел.-ч, (2.11)= t2 *К2*К5*Км,
чел.-ч, (2.12)
При поточном методе производства ТО-1 и ТО-2 Км
принимается 0.8…0.9.
Трудоемкость сезонного обслуживания
(дополнительных работ)
С * t2со= 100 чел.-ч, (2.13)
где С - процент работ СО в зависимости от
климатических условий.
Для районов с умеренно-теплым влажным климатом
принимается 20%.
Расчетные значения трудоемкостей сводятся в
таблицу 2.5
Пример расчета для автомобиля ЗИЛ-130:
ум=1,0*1,0*1,3*1,0=1,3
чел/ч.=2,5*1,0*1,3*1,0=3,25 чел/ч.=10,6*1,0*1,3*1,0=13,78
чел/ч.со=20*13,78/100=2,75 чел.ч
Таблица 2.5 - Трудоемкость ТО
Марка
автомобилей
|
н
tто-1чел.-ч
|
н
tто-2 чел.-ч
|
К2
|
К5
|
С %
|
Р
tто-1,чел.-ч
|
Р
tто-2; чел.-ч
|
Р
tто- р tсо, чел.-ч
|
|
ЗИЛ-130
|
2,5
|
10,2
|
1
|
1,3
|
20
|
3,25
|
13,78
|
2,75
|
|
МАЗ-5429
|
4,8
|
11,3
|
1
|
1,3
|
20
|
6,24
|
14,69
|
2,94
|
|
2.5 Выбор и корректирование нормативной
трудоемкости текущего ремонта
Трудоемкость текущего ремонта определяется по
формуле:
тр= tтр∙К1∙К2∙ К3∙К4(ср)
∙К5, чел.-ч, (2.14)
где tтр - нормативная трудоемкость текущего
ремонта,
К4(ср) - коэффициент, учитывающий влияние
пробега с начала эксплуатации на трудоемкость ТР
Данные расчета и расчетные значения сводятся в
таблицу 2.5
Таблица 2.5 - Трудоемкость текущего ремонта
Марка
автомобиля
|
К1
|
К2
|
К3
|
К4(ср)
|
К5
|
Трудоемкость,
чел.-ч/1000км
|
|
|
|
|
|
|
Нормат.
|
Расчет.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ГАЗ-53
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,4
|
1,3
|
3,8
|
6,69
|
ГАЗ-3307
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,4
|
1,3
|
3,2
|
5,64
|
ЗИЛ-130
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,4
|
1,3
|
4,2
|
7,39
|
ЗИЛ-431410
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,4
|
1,3
|
3,6
|
6,34
|
ВАЗ-2109
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
0,7
|
1,3
|
3,0
|
2,64
|
КамАЗ-5320
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,4
|
1,3
|
6,7
|
11,8
|
ГАЗ-2401
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
0,7
|
1,3
|
3,0
|
2,64
|
МАЗ-5429
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,4
|
1,3
|
5,4
|
9,51
|
ГАЗ-2752
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,3
|
1,3
|
3,0
|
4,91
|
ГАЗ-52
|
0,8
|
1,0
|
1,21
|
1,3
|
1,3
|
3,8
|
6,21
|
МАЗ-5551
|
0,8
|
1,15
|
1,21
|
1,3
|
1,3
|
5,4
|
10,15
|
ЗИЛ-130 tтр=4,2∙0,8∙1,0∙1,21∙1,4∙1,3=7,39
чел./час
И т.д. по всем автомобилям, принятым к расчету.
2.6 Определение пробега автомобиля
до капремонта
Пробег автомобиля до капремонта определяется как
средний по каждой марке по формуле:
L крср= ∙ К1∙
К2∙ К3, (2.15)
где Ан - число новых автомобилей;
Акр - число автомобилей, прошедших
капремонт;кр - пробег автомобиля до первого капремонта;кр1 - пробег автомобиля
после первого капремонта до следующего, принимается равным 0.8L кр;
Аи - списочное количество
автомобилей, принятое к расчету после приведения парка.
Б L крср= 0,8 ∙1,0∙
0,9 =234199 км
Д L крср= 0,8 ∙1,0∙
0,9=56064 км
2.7 Определение коэффициента
технической готовности
Определение коэффициента технической
готовности по формуле:
αт = (2.16)
где Дгэц - количество дней, готовых
к эксплуатации автомобиля за цикл,
Дор - количество дней простоя автомобиля в ТО-2
и ТР за цикл;
Дгэц= (2.17)
Дор= Дкр+dто и тр ∙ ∙
К4(ср), (2.18)
где Дкр - количество дней простоя
автомобилей в капитальном ремонте dто и тр - удельный простой автомобиля в ТО-2
и ТР в днях/1000км
К4 (ср) - среднее значение
коэффициента, учитывающего зависимость простоев в ТО-2 и ТР от «возрастного»
состава парка
Рис. 2.1
К4(ср)= , (2.19)
где А0.5Lк, ……, А> Lк - число
автомобилей в группах, имеющих одинаковый пробег с начала эксплуатации.
К4(ср)= =1,4
Для ЗИЛ-130
ДГЭЦ = =2927дн
Дор=22+0,5∙ =185 дн
αт ==0,94
Для МАЗ-5429
ДГЭЦ = =560 дн
Дор=22+0,6∙ =69 дн
αт ==0,89
2.8 Годовой пробег парка
Годовой пробег парка рассчитывается
по формуле:
п = Аи∙ Lсс∙ Дрг ∙ αт ∙Ки,
(2.20)
где Ки - коэффициент, учитывающий
простои подвижного состава по эксплуатационным причинам (0.95…0.97).
Дрг - дни работы за год , Дрг=305дн
Б Lп=13∙80∙253∙
0,94∙0,96=237439 км
Д Lп=9∙100∙253∙0,89∙0,96=194546
км
2.9 Годовая производственная
программа по текущему ремонту
Годовая производственная программа
по текущему ремонту рассчитывается по формуле:
Ттр= t тр, (2.21)
К Ттр== 997чел./ч
Д Ттр= · 5,4 = 1050 чел./ч
Результаты расчета производственной
программы по ТО и текущему ремонту заносятся в таблицу 2.6
Таблица 2.6 - Годовая
производственная программа по ТО и ТР
Показатели
|
Условные
обознач.
|
Численные
значения по маркам
|
Итого
|
|
|
Карбюраторные
|
Дизельные
|
|
Годовой
объем работ по ТР
|
Ттр
|
997
|
1050
|
2047
|
2.10 Определение годового объема
работ проектируемого участка
Годовой объем работ производственного отделения
определяется по формуле:
ТТР(отд)=·C (2.22)
где С - объем работ, выполняемых на
постах %; определяется как суммарный процент контрольно-диагностических,
крепежных, регулировочных и разборочно-сборочных работ в общей трудоемкости
текущего ремонта. На АТП на слесарно-механическом участке 100% годового объема
работ текущего ремонта.
Б (отд) =997 чел./ч
Д (отд) =1050 чел./ч
(отд)= 997+1050= 2047чел./ч
2.11 Определение численности
производственных рабочих
Для определения технологически
необходимого количества исполнителей используется выражение:
Ря=, чел (2.23)
где Фм - номинальный годовой фонд
одного явочного рабочего, или рабочего места при односменной работе, ч
(приложение 14).
В общем случае годовой
производственный фонд времени рабочего места Фм при 5-дневной рабочей неделе
может быть определен по формуле:
Фм=Тсм∙(Дкг-Дв-Дп)-6ч=8*(365-104-9)-6=2010
ч. (2.24)
где Тсм - продолжительность рабочей
смены, ч; Тсм=8ч
Дкг - число календарных дней в году;
Дкг=365дн
Дв - число выходных дней в году;
Дв=104дн
Ря ==1,01 чел
Принимаем Ря = 1 чел
Количество штатных рабочих
Ршт= = =1,1чел (2.25)
где Фр - годовой (эффективный)фонд времени
штатного рабочего, ч Определяем по формуле:
ФР=Фм-(ДО-ДУП)·8, (2.26)
где ДО - число дней отпуска
ДУП - число дней, пропущенных по уважительной
причине
ФР = Фр=2010-(30+10)*8=1850 ч.
Принимаем Ршт =1 чел
Полученная численность рабочих окончательно
уточняется по результатам проектирования зон и отделении
2.12 Подбор технологического
оборудования
Подбор технологического оборудования выбирается
по табелям технологического оборудования, а также по справочникам и каталогам.
Технологическое оборудование участка текущего
ремонта представим в виде таблицы:
Таблица 2.7 - Ведомость технологического
оборудования
Наименование
|
Тип
или модель
|
Количество
|
Размеры
в плане, мм
|
Общая
площадь, м2
|
Станок
горизонтально-фрезерный
|
6Т80Ш
|
1
|
1600Х1875
|
3
|
Станок
токарно-винторезный
|
1Б62Г
|
1
|
2800Х1190
|
3.3
|
Станок
точильно-шлифовальный
|
3К634
|
1
|
1000Х665
|
0.7
|
Агрегат
для отсоса пыли
|
ПА2-12М
|
1
|
480Х480
|
0.2
|
Тумбочка
инструментальная
|
0206.5.800-1
|
1
|
665Х551
|
0.4
|
Слесарный
верстак
|
Орг-5365
|
1
|
1300Х920
|
1.2
|
Подставка
для узлов и агрегатов
|
0317.5.800-1
|
1
|
1200Х500
|
0.6
|
Всего
|
|
7
|
|
9.4
|
2.13 Определение площади
реконструируемого подразделения
Площади зоны ТР высчитываем по следующей формуле
:з=Fоб ∙ Kп=9.4∙4.5=42.3 м²
(2.27)
где об - суммарная площадь горизонтальной
проекции оборудования, расположенного вне территории, занятой постами или
линиями, м²
Kп - коэффициент плотности расстановки постов и
оборудования (Kп = 4-5). Меньшие значения Kп принимаются для крупногабаритных
автомобилей и при числе постов не более 10.
Принимаем Fз=42м2, 6 *7м.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
.1 Организация управления
Структура организации такого производства
приведена на рисунке 1:
Рисунок 1 - Примерная структура и назначение
подразделений производства при агрегатно-участковой организации труда:
1,2,3,4,5,6-основные участки; 7,8,9-вспомогательные участки
3.1 Организация управления в
Дорожно-строительном управлении № 7
Агрегатно-участковой называют такую форму
организации труда, при которой на производственный участок (бригаду рабочих)
возлагается выполнение всех работ по ТО и ремонту одного или нескольких
агрегатов автомобиля АТП.
Производственный участок производит и ремонт
соответствующих агрегатов, снятых с автомобилей. Таким образом при
агрегатно-участковой организации производство делится на ряд производственных
участков, которые специализированы на выполнение всех работ по конкретным агрегатам
и системам автомобиля.
В состав каждого производственного участка
входят рабочие таких специальностей и разрядов, которые необходимы для
обслуживания и ремонта закреплённых за участком агрегатов. На крупных
предприятиях рабочие участка распределяются по видам ТО и ремонта. При этом
отдельные группы рабочих участка выполняют: ТО-1, ТО-2 и ТР ”своих” узлов и
агрегатов на автомобиле, ремонт агрегатов, снятых автомобилей. Такие группы
рабочих в любом виде обслуживания и ремонта выполняют все работы по закреплённому
за ними агрегату (агрегатам). При этом составляется перечень операций, который
должен выполнять каждый рабочий при обслуживании “своих” агрегатов.
Количество производственных участков, а
следовательно, и распределение систем и агрегатов между ними зависят от
программы работ и конструкции автомобилей. Программа работ главным образом
зависит от количества, типа, возраста, интенсивности и условий эксплуатации
автомобилей. На крупных предприятиях целесообразно создавать восемь или девять
производственных участков. Они подразделяются на основные и вспомогательные.
Основными участками считаются те, которые выполняют работы по обслуживанию и
ремонту закреплённых за ними агрегатов, а вспомогательными - участки,
способствующие своевременному и качественному выполнению работ основными
участками.
Агрегатно-участковую организацию можно применять
практически на всех предприятиях, кроме тех, где производственная база
рассредоточена по территории.
Однако при этой форме организации труда сложнее
осуществлять оперативное руководство производством и труднее равномерно
загрузить рабочих производственных участков на постах и линиях технического
обслуживания автомобилей.
.2 Технологический процесс
Работы по ТО-2 выполняются в межсменное время
после возвращения автомобилей с линии, т.е. с 16.00 до 1.00. При возвращении
автомобилей в парк контрольно-технический пункт (КТП) осуществляет инвентарный
и технический приём автомобилей. Затем автомобили в зоне ЕО проходят
моечно-уборочное обслуживание и заправляются маслом и водой.
Далее все исправные автомобили направляются в
автозаправочный пункт для заправки топливом и далее - в зону хранения, а
нуждающиеся в ТО и ремонте - в соответствующие производственные зоны. Схема
технологического процесса ТО и ТР приведена на рисунке 2:
Рисунок 2 - Схема технологического процесса ТО и
ТР автомобилей
После выполнения ТО и ремонта автомобили также
направляются в зону хранения. Если количество автомобилей, возвращающихся с
зоны в единицу времени, больше пропускной способности зоны ТО, то часть
автомобилей после КТП поступает не в зону ЕО, а в зону хранения. Эти автомобили
проходят ЕО позже, когда зона ЕО не будет загружена автомобилями,
возвращающимися с зоны.
3.3 Управление качеством
Система управления качеством ТО и ТР - это
совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с
помощью материально-технических и информационных средств.
Основные показатели ТО и ТР определяются через
наработку в километрах пробега на выполнении операции ТР, нормированное
предельное количество отказов за определенный пробег (или за время эксплуатации
в днях), нормированное предельное количество брака или отклонений от
технических условий в заранее определенной выборе автомобилей (работ) проверяемых
отделом технического контроля.
Такой нормативный показатель качества, как
наработка в километрах пробега на выполненную операцию ремонта в начальной
стадии функционирования системы, определяется статически как средняя
достигнутая на данном АТП. Частное от деление фактически получившейся наработки
(в километрах на операции ремонта) на её нормативную величину состояния
объекта, так и качества выполненной работы.
Частота появления отказов и неисправностей в
значительной мере зависит от качества выполнения работ, входящих в ТО 1 и ТО 2.
Поэтому формирование значений наработки на операцию ремонта, как показателя
качества, производится за период между очередными ТО 2.
Показатель качества выполнения ТР определится,
если в знаменатель дроби поставить число операций, входящих в номенклатуру
работ ТР, а в числитель - число операций, также входящих в эту номенклатуру, но
потребовавших между очередными ТР повторного выполнения. Для удобства
пользования этим показателем полученную дробную величину вычитают из единицы и
получают значение показателя качества меньше единицы.
Определение показателя качества ТР производится
ОТК методом приемочного контроля определенной выборки из общего числа
автомобилей, подвергшихся ТР.
Полученный показатель сравнивается с аналогичным
нормативным. Последний выявляется при разработке схемы по средним
статистическим данным АТП, а затем постепенно ужесточается.
4. ОХРАНА ТРУДА
.1 Требования техники безопасности,
предъявляемые к производственным помещениям
Территория, производственные, вспомогательные,
санитарно-бытовые помещения и площадки для хранения автомобилей должно
соответствовать действующим санитарным нормам проектирования промышленных
предприятий, а также правилам по охране труда на автомобильном транспорте.
Территория предприятия должна иметь ограждение
высотой 1.6м, освещаться в ночное время и содержаться в чистоте и порядке.
Территория должна иметь не менее двух ворот для въезда и выезда.
Для прохода людей на территорию в
непосредственной близости от ворот должна быть калитка. У ворот,
предназначенных для проезда автомобилей, должны быть установлены
предупреждающие плакаты и схема движения автомобилей по территории.
На рабочих местах в помещениях, где полы имеют
цементное, бетонное или каменное покрытие устанавливаются деревянные переносные
пастилы.
Осмотровые канавы должны быть защищены от
сырости и облицованы светлой плиткой. Ворота рабочих помещений должны
открываться наружно. Во избежание несчастных случаев или повреждении подвижного
состава, ворота снабжаются фиксаторами открытого положения и запорами для
закрытых ворот.
В производствах помещениях ремонтной зоны не
разрешаются применять открытый, а также в тех цехах, отделения где имеются
горючие вещества, легко воспламеняющиеся материалы, производятся молярные
работы.
В отделениях и участках учтены нормы на
освещение и вентиляцию. Помещения оборудуются средствами пожаротушения.
4.2 Требования техники безопасности,
предъявляемые к технологическому оборудованию
Инструменты, оборудование и приспособления в
течение всего года эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности.
Придаточные механизмы, также как зубчатые,
цепные и ременные передачи, должны быть ограждены.
Стационарное оборудование необходимо
устанавливать на фундамент и надежно крепить болтами.
Конструкция подставок должно иметь достаточно
жесткости, прочность и устойчивость.
4.3 Требование техники безопасности
выполнения на ТО и ТР
Запрещается ставить на техническое обслуживание
и ремонт грязные автомобили так, как их обслуживание может привести к правилам.
Заправлять автомобили водой необходимо при помощи воронки.
Все крепежные и регулирование операции
необходимо выполнять в последовательности, указанных в технологической карте.
В них должно быть правила и безопасность
выполнения соответственных операций, а также указаны применяемые инструменты и
приспособления. При выполнении крепежных работ нельзя наращивать ключи другими
ключами или трубами, ударять по ключу. Необходимо постоянно следить, чтобы
инструмент был чистым и не замасленным.
При работающем двигателе запрещается любая
работа, кроме регулировки систем зажигания, питания и проверки работы
двигателя. Перед регулировкой сцепления на а/м необходимо рычаг переключение
передач поставить в нейтральное положение и выключить зажигание. Необходимо
пользоваться при этом переносной рамкой.
При работе с аккумуляторными батареями следует
остерегаться попадания электролита на тело и одежду. Попавший на тело
электролит необходимо быстро промыть водой и вытереть насухо место ожога.
Нейтрализовать 10 % раствором соды в воде.
4.4 Охрана окружающей среды
Постоянное развитие производства требует
развитие автомобильного транспорта, как по числу подвижного состава, так и по
количеству проводимой работы. Этот процесс прямо или косвенно отрицательно
воздействует на окружающую среду. Прямое негативное воздействие связано с
выбросами вредных веществ в атмосферу, шумом и различными электромагнитными
излучениями. Важным средством в решении этой задачи является улучшения
технического состояние подвижного состава выпускаемого на линию. Исправной, а/м
издаем меньше шума, а правильно от регулируемый карбюратор меньше выброса
вредных веществ в атмосферу.
Организация теплых стоянок, электроподогрев
резко улучшает состояние окружающей среды. На стоянку можно ставить только
исправный автомобиль у которого нет подтекания топлива и масла. Отработанное
масло следует собирать и сдавать их на сливосборочный пункт.
4.5 Расчет вентиляции
В гараже с профилакториями будет существовать
естественная и искусственная вентиляция. Естественная вентиляция обеспечивает
объем воздуха в помещении вследствие разности температур наружного воздуха и
воздуха внутри помещения, в которых по санитарно-техническим нормам кратность
обмена воздуха не соответствует требованиям в проекте гаража, так же отделения
как аккумуляторное, ремонта топливной аппаратуры и электрооборудования, зоны ТО
и ТР применена искусственная вентиляция.
Производительность вентилятора рассчитываем
исходя из обмена помещения и кратности воздухообмена.
(4.1)
где К - коэффициент кратности
воздухообмена, К=3- объем помещения
(4.2)
где F - площадь помещения, F=42м²; h =4,5м
м ³
м ²
Мощность электродвигателя приводимая
вентилятора рассчитывается по формуле:
дв = (4.3)
где L - производительность
вентилятора, L=3645 м ³
Нв - напор воздуха, Нв = 65 кг ⁄м³
ηв - КПД вентилятора, ηв= 0,5
β - коэффициент запаса мощности (β=
1,2…1,5)
Принимаем β=1,5
Nдв = =1,97
Выбираем вентилятор ЦАГИ - 4 [II
прил. 21]
Производительность вентилятора
составляет 1800м³∕ч.
Устанавливаем в зоне ТР 2 вентилятора. Двигатель выбираем А - 41 - 4; мощностью
1,5кВт, число оборотов 1500 об∕ мин. Расчеты заносим в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 - Данные искусственной
вентиляции
Отделение
|
Площадь
м²
|
Час.
крат. возд.
|
Оборот
элек. двигателя
|
Марка
вентилятора
|
Подача
м³∕
ч
|
Мощность
эл. двигателя кВт
|
Слесарно-механический
|
42
|
3
|
1500
|
ЦАГИ
- 4
|
1800
|
1,5
|
5. ЭНЕРГО-РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
В проекте гаража применяем искусственное
освещение с расположением светильников с потолка. Для освещения применяются
лампы накаливания. Расчет освещения приводим по методу удельной мощности.
Удельная мощность для освещения по нормам берется в пределах 20…30Вт∕ м².
Принимаем Руд=30 Вт∕ м².
Нужную мощность лампы для освещения рассчитываем
по формуле одинакова для всех отделений гаража с профилакторием:
Р= (4.4)
где Р - потребляемая мощность, Вт,
Fотд - площадь отделения, м², Руд - удельная мощность Вт∕
м².
Рто и тр= 42∙30=1260Вт
Принимаем лампы накаливания
мощностью 150Вт.
Рассчитываем необходимое количество
ламп по формуле:
= (4.5)
где Р - потребляемая мощность
отделения, Рл - мощность одной лампы
тоитр ==8,4 ламп.
Общее количество ламп:
nобщ =9 ламп.
6. КОНСТРУКТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
.1 Описание разработки
Раньше для вывинчивания шпилек в рабочих
мастерских использовали две гайки и ключ данного размера гайки. Этот способ
вывинчивания был долговременный и нецелесообразный для мастерской, что вело к
большим потерям рабочего времени и искривлению шпилек которые несли небольшие
затраты в капиталовложения. Для облегчения выполнения съемных работ, предлагаю
использовать мною предложенное универсальное приспособление с гайкой и винтом
для вывинчивания шпилек. Его можно использовать как для вывинчивания шпилек
блока цилиндров, так и шпилек коробки передач переключения передач.
6.2 Устройство и работа
предлагаемого оборудования
В приспособление входит корпус 2 (рис.) с
рукояткой 3 и ввернутый в него винт 5 с воротком 4. В нижней части корпуса
имеется гнездо для сменных гаек 1. Чтобы вывернуть шпильку, нужно в гнездо
вставить гайку 1 с резьбой, соответствующей резьбе вывинчиваемой шпильки, и
закрепить гайку винтом 6. Затем надеть корпус на шпильку и вращать его до тех пор,
пока шпилька не выйдет из гайки на 10...15 мм. После этого надо ввернуть винт 5
до упора в шпильку с усилием не более 30 Н и, наконец, вращая корпус за
рукоятку 3, вывернуть шпильку из детали, куда она была ввернута, ослабить винт
5 и удалить шпильку из приспособления.
Рис. 6.1 - Приспособление с гайкой и винтом: 1 -
гайка; 2 - корпус; 3 - рукоятка; 4 - вороток; 5 - винт с воротком; 6 - винт
6.3 Расчет детали на прочность
Задача. Рассчитать на прочность и смятие винт, к
которому приложена сила Ft=150Н, с длинной винта ℓ=150мм, если болт
изготовлен из стали Ст3,[σсм]=135МПа
Решение. Определим силу зажима на рукоятки
приспособления, с чьей силой может возникнуть смятие торца винта. Силу находим
по формуле:
(5.1)
Где - радиус резьбы, =8мм
φ- угол трения в резьбовой паре
(принимают из условий μ=tgφ=0.15
α - угол подъема резьбы;
Угол подъема резьбы находится из
соотношения
tgα= (5.2)
где
S - шаг резьбы, S=1,5 мм;- диаметр резьбы винта, d=16 мм
tgα==0,10
тогда
=4942,3 Н⁄
мм²
Рассчитываем
напряжение при смятии
σсм= ≤ [ σсм] , (5.3)
где
- площадь
смятия,
=2πR² (5.4)
=2∙3,14∙64=401,9мм²
σсм==12,29МПа ≤
135МПа
Из
расчета видно что рассчитанная меньше нормативной - значит смятие не
произойдет.
Рассчитаем
на прочность винт приспособления:
σ = ≤[σ]=80…100МПа (5.5)
σ = =38 ≤80 МПа
Прочность выдерживается σ ≤ [σ]
7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
.1 Расчет капиталовложений
При определении экономической эффективности ТР
автомобилей учтен объем работ по ТО и ТР, выполняемых только на станции ТР
автомобилей. За базу для сравнения приняты показатели существующей на участке
ТР автомобилей.
Стоимость основных производственных фондов
определяется по формуле:
Со = Сзд + Соб + Спи, (6.1)
где Сзд - сметная стоимость зданий, руб.;
Соб - балансовая стоимость оборудования, руб.;
Спи - стоимость приспособлений, инструмента,
инвентаря, штучная оптовая цена которых превышает 100 рублей, со сроком службы
свыше одного года.
Со =4176+3931+1872=9979 тыс.руб.
Стоимость зданий определяется по формуле:
Сзд = С'зд * F, (6.2)
где С'зд - средняя стоимость
строительно-монтажных работ, отнесенная к 1м² площади,
руб/м²;
F - площадь зданий, м².
Сзд =29*42=4176 тыс. руб.
Стоимость установленного оборудования
определяется по формуле:
Соб = С'об * F, (6.3)
где С'об - стоимость оборудования, приходящегося
на 1м²
площади.
Соб =27,3*42=3931 тыс.руб.
Стоимость приспособлений, инструмента, инвентаря
определяется по формуле:
Спи = С'пи * F, (6.4)
где С'пи - стоимость приспособлений,
инструмента, инвентаря, приходящихся на 1м² площади.
Спи =13*42=1872 тыс. руб.
Стоимость строительно-монтажных работ,
оборудования, инструмента, инвентаря, отнесенная к 1м²
площади,
принимается по данным типовых проектов участка ТР для заданной программы.
Средняя величина этих показателей приблизительно равна: С'зд=17000-35000 руб/м²;
С'об=25000-30000
руб/м²;
С'пи=9000-13000
руб/м².
С учетом коэффициента привязки, для условий
Республики Беларусь, равного 1.2…1.3, капиталовложения будут равны:
К=(1.2…1.3)*Со, (6.5)
где К - капиталовложения участка ТР, руб.
К=9979*1,2=11975 тыс. руб.
7.2 Расчет себестоимости годового
объема продукции
.2.1 Расчет заработной платы
производственных рабочих
Основная заработная плата производственных
рабочих определяется по формуле:
Зо = Сср * Т, (6.6)
где Сср - средняя тарифная ставка оплаты труда,
руб./ч;
Т - годовой объем работы участка ТР, ч.
Зо =1039*1228=1276 тыс. руб.
Часовая тарифная ставка рассчитывается из ставки
первого разряда, тарифных коэффициентов, повышающего коэффициента и фонда
рабочего времени.
Ci*Кт*Кп
(6.7)
Ci = --------------------
Fр
Кт - тарифный коэффициент(Кт=1.36 для III
разряда), Кп - повышающий коэффициент, Fр - фонд рабочего времени
118000*1,35*1,1
C3 = --------------------- = 1039 руб.
169,9
Дополнительная заработная плата составляет 10%
от основной:
Зq = 0.1 * Зо, (6.8)
Зq = 0.1 *1276 = 127,6 тыс. руб.
Заработная плата производственных рабочих с
начислениями равна:
Зп = 1.36* (Зо +Зq), (6.9)
где 1.36 - коэффициент, учитывающий начисления
на социальное страхование.
Зп =1,36*(1276 + 127,6)= 1909 тыс. руб.
7.2.2 Определение затрат на запасные
части
Затраты на запасные части определяются в
соответствии с затратами на ТР и ТО автомобилей на СТОА.
= m
Сзч = ∑ Нзч * Lri *К, (6.10)=1
где Нзч - норма расхода запасных частей на 1000
км пробега для данной марки автомобиля, руб/1000км пробега;- суммарный годовой
пробег автомобилей данной марки, тыс.км.
К - коэффициент удорожания
Норматив затрат на запасные части корректируется
по формуле:
Н′= (6.11)
где Н - норма затрат для ЗИЛ-3,61 ;МАЗ - 8,89
- коэффициент корректирования
нормативов в зависимости от условий эксплуатации, =1,4
- коэффициент корректирования в
зависимости с учетом модификации автомобиля, =1
- коэффициент в зависимости от
условий окружающей среды, = 1
- коэффициент удорожания, =1850
К Н′= 3,61∙1,4 ∙1∙1∙1850=9198руб
Д Н′=8,89∙1,4∙1∙1∙1850=22652руб
Результаты расчетов сводятся в
таблицу 7.1.
Таблица 7.1 - Расчет стоимости
запасных частей
Марка
автомобиля
|
Суммарный
годовой пробег, тыс.км
|
Норма
расхода запасных частей, руб/1000 км
|
Стоимость
запасных частей, тыс. руб
|
ЗИЛ-130
|
237,4
|
9,198
|
2183,6
|
МАЗ-5429
|
194,5
|
22,652
|
4405,8
|
ИТОГО
|
431,9
|
|
6589,4
|
Стоимость ремонтных материалов рассчитывается
аналогично стоимости запасных частей по нормам расхода ремонтных материалов на
1000км пробега.
Норматив корректирования затрат на ремонтные
материалы корректируется с учетом коэффициента удорожания
Срм=Куд∙Км (6.12)
где Км - коэффициент затрат на ремонтные
материалы; ЗИЛ-1,83,МАЗ-2,74
К Срм=1850∙1,83=3330,6
Д Срм=1850∙2,74=4986,8
Результаты расчетов сводим в табл. 7.2.
Таблица 7.2 - Расчет стоимости ремонтных
материалов
Марка
автомобиля
|
Суммарный
годовой пробег, тыс.км
|
Норма
расхода рем. материалов на 1000км пробега для ТР, руб
|
Стоимость
ремонтных материалов, тыс. руб.
|
ЗИЛ-130
|
237,4
|
3,3
|
783,4
|
МАЗ-5429
|
194,5
|
4,99
|
970,6
|
ИТОГО
|
431,9
|
|
1754
|
7.2.3 Расчет общепроизводственных
расходов
Общепроизводственные расходы определяются по
статьям и их расчетным формулам, приведенным в табл. 7.3.
Таблица 7.3 - Полная смета годовых
общепроизводственных расходов
№
статьи расходов
|
Наименование
статей расходов
|
Усл.
обозначения и численные значения нормативов
|
Расчетная
формула
|
Годовые
затраты, Оп, т. руб
|
1
|
Основная
заработная плата общепроизводственного персонала (ИТР, вспомогательных
рабочих, МОП)
|
Зитр-300-320
Звс-280 Зсл-280-300 Змоп-190-240
|
Опз=12∙
(Зитр∙ mитр + Звс ∙ mвс +Зсл∙ mсл + Змоп ∙ mмоп)
Опз=12∙(320∙0.1+300∙0,3+300∙0,4+200∙0,03)=3600
|
3600
|
2
|
Дополнительная
заработная плата
|
Зqитр
=0,15*Зитр Зqсл.+вс=0.11*(Зсл+Звс) Зqмоп=0.093 *Змоп
|
Опзд=12(0.15∙Зитр∙
mитр + 0.11∙ ( Звс∙ mвс +Зсл∙ mсл) + 0.093∙Змоп ∙
mмоп) Опзд=12(0,15∙300∙0,1+0,11∙ (300∙0,3+300∙0,4)+0,093∙280)=645
|
645
|
3
|
Отчисление
с заработной платы на соцстрах
|
Ксс=0.36
|
Опс=0.36
(Опз+Опзд)= =0,36(3600+645)=1528
|
1528
|
4
|
Амортизация
зданий, оборудования, приборов, приспособлений, инструментов
|
Азд=Сзд*(0.025…0.030)
Аоб=Соб*(0.10…0.13) Апи=Спи*(0.10…0.14)
|
Опа=Сзд*(0.025…0.030)+Соб*(0.10…0.13)+
Спи*(0.10…0.14) Опа=4146∙0,025+3931∙0,035+1872∙0,1=428
|
428
|
5
|
Текущий
ремонт зданий и оборудования
|
Стр.зд=0.015*Сзд
Стр.об=Соб*(0.035…0.040)
|
Сп.тр=0.015*Сзд+Соб*(0.035…0.040)=0,015∙4146+3931∙0,035=200
|
200
|
6
|
Содержание
оборудования и малоценного инвентаря
|
Ссод.об=Соб*(0.004…0.005)
Ссод.ин=60∙mпр.раб
|
Сп.сод=Соб*(0.004…0.005)+60mпр.раб=3931∙0,004+60=76
|
76
|
7
|
Вспомогательные
материалы
|
Св.мат.=
=(0.015…0.020)*(Сзч+Срм)
|
Оп.в.мат=(0.015…0.020)*
(Сзч+Срм)=0,015∙(6589,4+1754)=1252
|
1252
|
8
|
Охрана
труда
|
Сохр=(35..40)руб/рад
|
Оп.охр=(35…40)*mраб=37∙1=37
|
37
|
9
|
Изобретательская
и рационализаторская работа
|
Сиз=(50..60)руб/рад
|
Оп.из=(50..60)
*mраб=55∙1=55
|
55
|
10
|
Командировки,
литература
|
Ском=80-100тыс.руб/1итр
|
Оп.ком=90∙литр=90∙0,1=9,0
|
11
|
Прочие
расходы
|
10Спр.р=0.03*∑Oni1
|
10Опр.р=0.03*∑Oni1
|
235
|
ИТОГО
|
|
|
11Оп=
∑Oni1
|
8065
|
7.2.4 Расчет общехозяйственных и
внепроизводственных расходов
Величина общехозяйственных расходов принимается
в размере 20-30% от основной заработной платы производственных рабочих. Тогда
Ок = Зо∙0,2 (6.12)
Ок = 1276∙0,2=255 тыс. руб
Внепроизводственные расходы составляют 0.5…1.0%
от общих производственных расходов. Результаты расчетов себестоимости годовой
программы работ СТОА сводим в табл. 7.4.
Таблица 7.4 - Расчет полной себестоимости
продукции СТОА
Статьи
расходов
|
Сумма,
тыс.руб
|
Зарплата
производственных рабочих
|
1909
|
Стоимость
запасных частей
|
6589,4
|
Стоимость
ремонтных материалов
|
1754
|
Общепроизводственные
расходы
|
8065
|
Общехозяйственные
расходы
|
255
|
Внепроизводственные
расходы
|
81
|
ИТОГО
|
18653,4
|
Определяем затраты в расчете на 1000 км пробега
= (6.13)
где Пс - полная себестоимость
продукции СТОАтыс.км - суммарный пробег МТП.
==43 тыс.руб
До реконструкции зоны ТР. Затраты на
1000 км пробега составляли 48,3 тыс.руб.
Годовая экономия рассчитывается по
формуле:
Эг = () ∙ Lтыс.км (6.14)
где - затраты в расчете на 1000км
пробега до реконструкции участка,
- затраты в расчете на 1000км
пробега после реконструкции зоны ТР.
Эг = (48,3-43)∙431,9=2303
тыс.руб
Тогда срок окупаемости определяется по формуле:
Ток= (6.15), Ток==5,2года
Коэффициент экономии эффективности
капвложения рассчитывается по формуле:
Е= (6.16), Е==0,19
Полученный коэффициент экономической
эффективности выше нормативного Н = (0,15), что свидетельствует о
целесообразности проекта.
Рис. 7.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В пояснительной записке проекта дана
характеристика предприятия и объекта проектирования. Выбраны исходные данные из
нормативной документации и произведена их корректировка для реальных условий.
Для сокращения расчетов парк автомобилей приведен к основной модели. Определены
проектные величины коэффициентов технической готовности и использования
автомобилей. Рассчитана производственная программа на реконструируемом участке
и определена численность исполнителей.
Проанализирован график работы автомобилей на
линии и выбран режим работы производственных подразделений.
Подобрано технологическое оборудование и
техническая оснастка. Определены производственная площадь отделения. В
технологической карте разработан процесс.
Разработаны мероприятия по технике безопасности
в отделении.
В графической части выполнена планировка
отделения по текущему ремонту автомобилей и генерального плана ДСУ-7, а также
разработано универсальное приспособление с гайкой для вывертывания шпилек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анисимов А.П., Юфин В.К. Экономика, организация и планирование автомобильного
транспорта: Учебник для учащихся автотрансп. техникумов. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Транспорт, 1986 - 248 с.
.
Банников А.Г. и др. Охрана природы. М.: Агропомиздат, 1985. - 87 с.
.
Карташов В.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживания и ремонта
автомобилей. - М.: Транспорт, 1979. - 300 с.
.
Крамаренко Г.В., Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: учебник
для техникумов. - М.: Транспорт, 1982 - 368 с.
.
Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся
машиностроительных специальностей техникумов/ С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М.
Чернин и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Машиностроение, 1987. - 416 с.: ил.
.
Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козинцов Б.С. Расчеты деталей машин: Справ. пособие.
- 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Вышэй. шк., 1986. - 400 с.
.
Кушелев В.П. Охрана природы от загрязнения промышленными выбросами. М.: Химия,
1979. - 124 с.
.
Латушкин В.Н. Надежность двигателей СМД-14 после капитального ремонта / Повышение
качества ремонта сельскохозяйственной техники: Бел. сельхоз. акад.- Горки,
1986.- Вып. 95.- С. 60-62.
.
Миклуш В.П. Баранов А.К. Практикум по организации ремонтно-обслуживающего
производства в АПК: Учебное пособие. - Минск.: «БГАТУ», 2003. - 276 с.
.
Миклуш В.П., Баранов Л.Ф., Трубилов А.К., Шило И.Н., Кашко В.М. Ремонт машин.
Курсовое и дипломное проектирование: учебное пособие. - Мн.: Издательство
«БГАТУ», 2004 - 490 с.
.
Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и
станций технического обслуживания: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Транспорт, 1993. - 271 с.
.
Оборудование для текущего ремонта сельскохозяйственной техники: Справочник /
Сост.: С.С. Черепанов, А.А. Афанасьев, И.И. Мочалов и др.; под ред. С.С.
Черепанова. - М.: Колос, 1981. - 256 с.
.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта. - М.: Министерство транспорта и коммуникаций РБ.
Транспорт, 1998. - 57 стр.
.
Проектирование авторемонтных предприятий: Учеб. пособие / Дехтеринский Л.В.,
Абелевич Л.А., Карагодин В.И - М.: Транс-порт,1981. - 218 с.
.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др.; Под
ред. В.М. Власова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- 480 с.
.
Трудовой Кодекс Республики Беларусь - Мн.: Национальный центр правовой
информации РБ, 1999. - 192 с.