Философия модернизма. Становление неклассического типа научной рациональности
В течение довольно длительного времени господствовало представление о том, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Подобная точка зрения не учитывала целостной картины развития науки, в которой на протяжении более длительных стадий происходит ревизия прежних ее понятий, принципов и концепций. В конечном итоге подобная ревизия начинает носить радикальный характер, что, по сути, и является научной революцией.
В истории развития естествознания можно выделить три научных революции: 1-я революция (аристотелевская) произошла в VI - IV вв. до н.э. в познании мира; в результате и появилась на свет наука; 2-я глобальная научная революция (ньютоновская) пришлась на XVI - XVIII вв. Её исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической; 3-я революция (эйнштейновская) произошла на рубеже XIX - XX вв.
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классической науки и ее стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
Следует отметить, что физика как ведущая отрасль всего естествознания с этого периода играет роль стимулятора по отношению к другим отраслям естествознания. После исследований в области квантовой физики новый феномен не укладывался в ньютоновское понимание вещества, материи. Объяснение этому явлению дал А.Эйнштейн [9], который в своей теории относительности (1905) доказал, что материя, пространство и время взаимосвязаны. Ньютоновская картина мира с абсолютным пространством и абсолютным временем была окончательно отвергнута: по Эйнштейну, время при скоростях, близких к скорости света, замедлялось, а пространство могло искривиться. Работы ученого получили всемирную известность.
Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. В принципе можно показать, что эта "категориальная сетка" вводила новый образ объекта, который представал как сложная система. Представления о соотношении части и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Причинность не может быть сведена только к ее лапласовской формулировке - возникает понятие "вероятностной причинности", которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории. Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.
Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.
Отсюда следует, что неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутри научными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Неклассическая парадигма исходила из представления, что нет какого-то "абсолютного" научного метода типа декартовского или ньютоновского и что знания об объектах должны учитывать характер методов и средств исследования. Так, В. Гейзенберг подчеркивал, что ответ природы на вопрос исследователя зависит не только от её устройства, но и от способа постановки вопроса [5].
В эпоху неклассической науки ведущее значение приобрели проблемы "активности" научных теорий, их включенности в структуру научного метода. Научный метод можно определить как теорию в действии по приобретению новых знаний. Включенность теории в структуру научного метода приводит к тому, что метод становится все более эффективным в изучении разнообразных фрагментов действительности.
Для методов неклассической науки характерны прежде всего вероятностные, статистические подходы, которые преобразуют само видение мира, содержат больше внутренних возможностей для репрезентации свойств и закономерностей бытия, нежели теоретические системы, построенные на базе принципиально жесткого детерминизма.
Реформируются также идеалы и нормы обоснованности научного знания. Так обоснование в науках предполагает здесь выяснение связей между исторически сменяющими друг друга научными теориями. Принятие неклассической наукой новых идеалов и норм исследования обеспечило принципиальную возможность существования также объектов исследования нового типа - саморегулирующихся систем.
При рассмотрении философских оснований неклассической науки выделяются экзистенциально-феноменологическое, марксистское, неокантианское философские направления.
Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека.
Важным представляется учение Э. Маха, об относительности применявшихся в науке фундаментальных представлений о реальности и принципов, фундирующих ее существование [8].
Важными философскими течениями, обозначившими переход к логике неклассической рациональности стали конвенционализм и эмпириокритицизм.
Философские концепции, являющиеся методологической основой неклассической науки в значительной большей степени, чем классические философские концепции оказывали неопосредованное воздействие на становление психологических теорий и подходов (Dasein -анализ Л.Бинсвангера и Dasein-аналитика М.Босса; культурно-историческая психология Л.С. Выготского, деятельностный подход С.Л. Рубинштейн и др.). Отдельно следует сказать о психологических подходах, включающих в свою структуру самостоятельно сконструированные неклассические философские представления и концепции (например, концепция З. Фрейда).
2. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология
Методология науки - специфическая область знания, занимающая промежуточное положение в иерархии познавательных сфер между конкретными науками и философией. Поэтому методология наук не входит специально в предмет исследования конкретных научных дисциплин.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Метод (с греч. путь, исследование) - способ достижения определенных целей, совокупности приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Хотя методология вырабатывает общие подходы и принципы, она не дает готовый рецепт нового знания. Она указывает на возможные варианты решения проблемы и на тупиковые пути. Методология, как учение о познавательной деятельности, может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной. Дескриптивная методология - это история отношения научного знания. Ее называют также первичным уровнем рефлексии или самосознания определенной науки. Нормативная методология - учение об общезначимых путях познавательной деятельности, сформулированных в форме методологических принципов. Нормативная методология рассматривается как феномен явного самосознания науки, явная рефлексия. Существуют еще понятия «протометодология». Это интуитивный выбор пути познания, на основе индивидуального познавательного опыта. Различают еще формальную и содержательную методологию. Предмет формальной методологии - это язык и логика научного познания. Формальная методология в основном занимается решением проблем обоснования научного знания. Она характерна для позитивизма и неопозитивизма. Предмет содержательной методологии - это зарождение нового знания и его рост. Она характерна для постпозитивизма. В методологии можно выделить три уровня: философский, общенаучный, частнонаучный.
Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Если раньше понятие методология охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне-дифференцированная и специализированная область познания.
Надо заметить, что большая важность для человека освоения принципов (методов) по сравнению с освоением знаний как некой суммы отмечалась многими мыслителями, которые так или иначе говорили, что многознанье не есть необходимый признак мудрости.
Объяснительных принципов, как и базовых категорий, реализуемых в психологических теориях, достаточно много. Но только часть их претендует на статус общих принципов психологии. В качестве принципов психологии выступают наиболее общие направления построения психологических объяснений.
Принцип объективности рассмотрения предмета предполагает сосредоточение на познании собственной сути данного предмета, его природы, характера, объективной логики его существования, функционирования, развития. Этот принцип задает целый ряд глубинных, сущностных ориентиров исследования. Во-первых, он определяет необходимость всестороннего исследования предмета, учета его связей и отношений с другими предметами, состояний и качеств, порождаемых данными связями. Во-вторых, объективность рассмотрения предполагает исторический анализ предмета, рассмотрение его в развитии. В-третьих, этот принцип требует выделения главных сторон и связей предмета, в наибольшей степени определяющих его состояние, характер существования и развития. В-четвертых, объективность рассмотрения предполагает учет конкретного состояния и особенностей предмета (места, времени, конкретной обстановки и др.). В-пятых, объективность предполагает представление предмета как целостной, развивающейся системы, разрешающей актуальные противоречия в заданных условиях среды. Системное представление предмета объединяет в себе и синтезирует предшествующие ориентиры познания (всесторонность, историчность, выделение главного и др.), означая высшую, интегративную ступень объективного познания.
Важным является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.
Под развитием в широком смысле слова обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований). Принцип развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Психологические теории используют при этом представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Другой аспект проблемы: существование психологического только в его процессуальном развитии. Сложность понимания принципа развития в психологии связана с тем, что развитие выступает и как предмет изучения, и как базовая категория, и как объяснительный принцип. В самом же принципе развития можно выделить смены его интерпретаций не только в психологических теориях, но и в разных парадигмах, что еще не стало предметом специальных работ.
Принцип системности изначально присущ диалектике, но внимание к нему связано с развитием системного подхода. Последний возник в 20-е гг. ХХ в., благодаря появлению сложных социальных и технических систем, таких, напр., как современное городское хозяйство. Сам по себе системный подход не содержит определенных познавательных процедур, а только ориентирует познание на принцип системности и использование соответствующих терминов: элементы, фрагменты, подсистемы, структура, функция, обратная связь и т.д.
Однако, с самого начала предпринимались и доныне предпринимаются попытки создать строгие системные учения общего порядка. Одной из первых в этом ряду можно считать тектологию - "всеобщую организационную науку", которая разработана еще в первые десятилетия ХХ века крупным русским ученым (и революционером-большевиком) А.А. Богдановым [4] .
Тектология Богданова [4] - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Несомненно, что Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, хотя и не получавшей признания длительное время. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных. Самые разнородные явления объединяются общими структурными связями на основании единства и объективности законов организации объектов. А.А. Богданов [1] был одним из пионеров использования математических методов при анализе организации и управлении ею. Исследователю принадлежит заслуга в разработке личной тектологии - науки об организации своей жизнедеятельности. Исходным пунктом такой организации А.А. Богданов [4] считал сознание и самосознание, желательное тождество сознания и бытия, действия и бытия. Самосознание - исходный пункт, первоначало, основной принцип менеджмента, с реализацией которого связаны самопознание, самовоспитание, саморегуляция. Из общения с другими людьми человек формирует наибольшую долю своего опыта и особенно методов его организации, долю настолько большую, что его личный вклад по сравнению с этим представляет величину неизмеримо малую и к тому же величину зависимую. Таким образом, и в обыденной тектологии существуют элементы, общие для массы людей, если даже не для всех, элементы, так сказать, общепринятые. Богданов выступил против утверждения софистов, что у каждого человека истина своя. Он поддержал и развил идеи Сократа и Аристотеля о том, что существуют общие нормы и методы организации жизнедеятельности, ведущие людей к взаимопониманию и согласию.
А.А. Богданов [8] писал о народной тектологии, основанной на житейском опыте. Многие правила, выработанные самим народом ("где тонко, там и рвется", "куй железо, пока горячо", "любой ребенок сломает прутик, веник не сломает даже сильный человек" и др.), имеют всеобщее значение. Их познание, например, для руководителя представляет большую ценность. Этот вывод представляется очень важным для российской действительности, оберегая управленческое мышление от субъективизма и переоценки модного сейчас индивидуализма.
Тектология считается предшественницей кибернетики, которая также разрабатывала проблемы системной организации (Н. Винер и др.) В 1947 году австрийский биолог Л. фон Берталанфи [1] основал общую теорию систем. Одной из своих главных задач этой теории ее автор считал установление строгих законов в нефизических областях знания. Общая теория систем возникла у Берталанфи в русле защищаемого им «организмического» мировоззрения как обобщение разработанной им в 1930-х гг. «теории открытых систем», в рамках которой живые организмы рассматривались как системы, постоянно обменивающиеся со средой веществом и энергией. По замыслу Берталанфи [2] общая теория систем должна была отразить существенные изменения в понятийной картине мира, которые принес 20 в. Для современной науки характерно: 1) ее предмет - организация; 2) для анализа этого предмета необходимо найти средства решения проблем со многими переменными (классическая наука знала проблемы лишь с двумя, в лучшем случае - с несколькими переменными); 3) место механицизма занимает понимание мира как множества разнородных и несводимых одна к другой сфер реальности, связь между которыми проявляется в изоморфизме действующих в них законов; 4) концепцию физикалистского редукционизма, сводящего всякое знание к физическому, сменяет идея перспективизма - возможность построения единой науки на базе изоморфизма законов в различных областях.
В 1950-70-х гг. предложен ряд других подходов к построению общей теории систем (М.Месарович, Л.Заде, Р.Акофф, Дж.Клир, А.И.Уемов, Ю.А.Урманцев, Р.Калман, Е.Ласло и др.). Основное внимание при этом было обращено на разработку логико-концептуального и математического аппарата системных исследований. В 1960-е гг. (под влиянием критики, а также в результате интенсивного развития близких к общей теории систем научных дисциплин) Берталанфи внес уточнения в свою концепцию, и в частности различил два смысла общей теории систем. В широком смысле она выступает как основополагающая наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем (в теоретическую часть этой науки включаются кибернетика, теория информации, теория игр и решений, топология, теория сетей и теория графов, а также факторальный анализ). Общая теория систем в узком смысле из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов стремится вывести понятия, относящиеся к организменным целым (взаимодействие, централизация, финальность и т.д.), и применяет их к анализу конкретных явлений. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Берталанфи, системотехнику, исследование операций и инженерную психологию. Общая теория систем имеет важное значение для развития современной науки и техники: не подменяя специальные системные теории и концепции, имеющие дело с анализом определенных классов систем, она формулирует общие методологические принципы системного исследования, а также к настоящему времени фактически является отраслью математики [7].
Важный вклад в представления о свойствах систем принадлежит лидирующей дисциплине современного естествознания - синергетике. В изучении общих свойств систем различными науками имеются серьезные достижения; но всеохватывающая частнонаучная теория систем не построена, и даже вряд ли может осуществима (в виду беспредельного многообразия действительности).
Тем не менее, в практике научного исследования и проектирования применяются особые видоизменения (т. н. дериваты, от лат. derivatus - отведенный) системного подхода, позволяющие использовать строгие методы познания. Иногда их объединяют под названием системного анализа, иногда так называют особый метод, применяемый в системотехнике. Его основная процедура заключается в построении обобщенной знаковой модели, отображающей своеобразие изучаемой ситуации. Впервые этот прием был в полной мере использован на отечественной почве, при создании в 20-х гг. знаменитого плана ГОЭЛРО. Сегодня технической базой системного анализа служат компьютеры и другие информационные устройства.
Неклассическая наука богата общенаучными концепциями и концептуальными подходами. Часто в качестве наиболее яркого примера общенаучных концепций неклассического типа приводят концепцию ноосферы В.И.Вернадского [1]. По мнению В.И. Вернадского [8], в результате познавательной и, как следствие, преобразующей деятельности человека развитие биосферы выходит на новый уровень. Образуется ноосфера, представляющая собой новый элемент космоса, характеризующийся социальным опосредованием природы.
Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский [5] (1896-1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. «Трактовка Л.С. Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической теории - теории общественно-исторического («культурного»- в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека»,- писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского [9]. Здесь А.Н. Леонтьев назвал, как основную идею творчества Л. С. Выготского [9], положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах. Выготский [3] ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Исследование нового предмета - развития высших психических функций - потребовало разработки нового метода, так как, согласно Л.С. Выготскому [6], «методика должна соответствовать природе изучаемого объекта». Выготский называл свой метод или экспериментально-генетическим, или каузально-генетическим. Принципиальный смысл метода Л.С. Выготского [6] заключается в том, что он показал, что единственно адекватным исследованию проблемы развития, т.е. исследованию того нового, что возникает в психике человека, может быть только способ искусственного восстановления генезиса и развития исследуемого процесса. Этот метод положил начало принципиально новой методологии психологического исследования, получившей в последующем значительное развитие в советской психологии (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Создание культурно-исторической концепции стало также важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма (учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности). Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.
Услугами кибернетики стали пользоваться математики и физики, биологи, физиологи и психиатры, экономисты и философы, инженеры различных специальностей. У них к этой науке, так сказать, двоякий интерес. С одной стороны - развивать и совершенствовать процессы управления в различных сферах деятельности человека, повышать производительность его труда. С другой - стремиться постоянно, глубоко и всесторонне изучать объекты управления, находить все новые и новые закономерности, которым подчиняются процессы управления, раскрывать принципы организации и структуры управляющих систем.
. Методы неклассической психологии
Для аргументации принадлежности неких подходов к методологии неклассического типа следует базироваться на критериях данного этапа методологии. А именно, для неклассической науки подходит новое положение о том, что целое теперь признается несводимым к простой сумме его частей (холизм). Так же важным критерием для отбора подходов служит детерминизм, но не линейный, как это было на классическом этапе методологии, а 3 новых типа детерменизма: вероятностного ( основанного на том, что между причиной и следствием зависимость является вероятностной), целевого (опирающегося не на причину, предшествующую во времени, а на цель, к которой данное явление стремится) и круговой (есть причина, которая обуславливает следствие, и это следствие в свою очередь обуславливает следующую причину, и так по кругу пока не возвращается к первой причине).
Гештальтпсихология - появилась в начале 20-го столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад такие известные психологи как Курт Коффка и Вольфганг Келлер [8]. Основным постулатом гиштальтпсихологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. То есть главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Гештальт - форма, вид, он воспроизводит отношения между элементами внешнего физического поля, пространства, с которым взаимодействует организм. Развитие психики отождествляется с ростом и дифференциацией гештальтов. Различные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы, оптико-геометрических иллюзий. Основа развития психики и сознания - восприятие. Гештальтисты показали, что на основе восприятия во взаимосвязи развиваются память, мышление и эмоции.
Культурно - историческая психология, основателем которой является знаменитый российский психолог Л.С. Выготский [5]. Согласно ее замыслу, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследованием психику испытуемого человека, как это делалось во многих других эксперементальных направлениях психологии (например, в бихевиоризме), а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека.
Л.С. Выготский [3] предложил существование двух линий развития в культурно - исторической психологии: натуральной, культурно опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития в культурно - исторической психологии выделяются «низшие» (из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции, например, произвольное внимание и произвольная память) и «высшие» (непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка) психические функции. Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики - знаками и носит культурный характер. Природа психики социальна, а это значит, что индивидуальное сознание человека на самом деле является огромным множеством взаимодействующих между собой элементов.
Психодинамический подход - главное внимание уделяется содержанию бессознательной части нашей психики. Психодинамический подход в психологии подразумевает, что не один наш поступок не является случайным. В основе фрейдовской концепции лежит разделение психики на определенные структуры: Ид (бессознательное), Эго (сознание) и СуперЭго (предсознательное). Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя порой мы осознанно можем не понимать мотивов, которые нами движут. Так же в психодинамическом подходе рассматривается идея о стремлении человека к получению удовольствия. Следовательно существует два цикла: здоровый цикл (который приводит к получению удовольствия и гомеостазу) и невротический цикл (который не приводит к удовлетворению, так как потребность является асоциальной). Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте [6].
Экзистенциально - феноменологическая психология - психологическая дисциплина, которая ищет объяснение сущности, структуры или форм как человеческой жизнедеятельности, так и человеческого поведения, как обнаруживаемых посредством описательных по своей сути техник, включающих дисциплинированную рефлексию. Это направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает сознанием себя. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к тому же опыту, что был в прошлом [6].
Человек является способным мыслить и осознавать свое бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за свое существование. Человек должен осознать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
«Экзистенциально-феноменологический подход стремится к сохранению описательного и открыто-законченного уровня анализа человеческой жизни, которая, одновременно, признает как уникальность каждого бытия-в-мире, так и видоразделенность транскультуральной данности бытия человеком, устанавливающей границы - или варианты данности - для возможностей нашей жизни» [8].
Все выбранные подходы отражают данные принципы, следовательно подходят к неклассическому типу методологии психологии.
Гештальтпсихология базируется на принципе холизма. В данном подходе ни в коем случае не сводится целое к простой сумме его частей, гештальтпсихологии рассматривают сознание не как отдельные элементы, а как целостные психические образы.
В культурно-исторической психологии на основе положения о формировании «высших» и «низших», которые в свою очередь развиваются при помощи знаков, и психика предстает как огромное множество взаимодействующих между собой элементов, проявляется вероятностный детерминизм, так как есть причина, по которой будет идти развитие, но каким будет развитие точно сказать невозможно. Также рассматривается холизм, например, в том, что психика не выступает в роли совокупности ее элементов, скорее ей отдается право на свободное обширное развитие.
Психодинамический подход является представителем холизма в проявлении своей структуры психики, т.к. психика не сводится к сумме своих частей, эти структуры неотъемлемы друг от друга, потому что развиваются одна из другой, и благодаря своему взаимодействию не являются простой суммой. Так же в данном подходе прослеживается целевой детерминизм на примере здорового или невротического цикла, когда целью становится достижение удовольствия и гомеостаза, учитывая, что причина заключалась в том, чтобы снять напряжение за счет удовлетворения, это и является целью, к которой психика стремится.
Сразу два вида детерминизма, а именно, круговой и вероятностный можно выделить в экзистенциально-феноменологической психологии. На примере их идеи о том, что любое решение - это опыт в будущем, либо повторение прошлого опыта, можно увидеть их проявление. Существует вероятность развития двух путей данного решения, либо если решение выступает как опыт прошлого, то это можно определить как круговой детерминизм.
От количественного подхода к качественному. Последние десятилетия психологическая наука переживает буквально бум качественных исследований. Связанная с классической моделью науки измерительная парадигма подразумевает вычленение четко дифференцированных друг от друга переменных, каждой из которых соответствует своя количественная мера. Однако человеческую реальность образуют жизненные миры, смыслы, цели и другие элементы, которые нельзя описать через набор количественных показателей; она требует качественной характеристики содержаний. Только при изучении человека и продуктов его деятельности наука впервые сталкивается с такой реальностью как содержания - во всей остальной живой и неживой природе содержаний нет. Психология впервые столкнулась с ней при появлении психоанализа, проективных методов, а затем методов анализа документов. Во всех этих случаях перед исследователем разворачивалась качественно своеобразная реальность, которую предстояло понять, истолковать, сделать из нее какие-то выводы без опоры на данные каких-либо измерений. Фактически проблема состояла в специфическом переводе с языка той реальности, в формах которой исходной содержание было дано (сновидения, протоколы ТАТ или теста Роршаха и др.) на язык психологических терминов. Именно перевод является сутью любой интерпретативной или герменевтической работы: понимание есть перевод из одной знаковой или смысловой системы в другую. Конечно, при работе с качественным содержанием полностью трансформируется и принимает иной вид проблема валидности и достоверности выводов. Сейчас эти проблемы по-новому встают применительно и к таким методам получения данных, как контент-анализ или интервью, которые получают новую интерпретацию как диалогические процессы. Движение от не знающих содержаний количественных стратегий познания в психологии к качественным, опирающимся на не измеряемые, но понимаемые и интерпретируемые содержания, также представляет собой одно из хорошо различимых измерений неклассического вектора в психологии.
Подробнее о контент-анализе. В психологии - это метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в коих соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Контент - анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ как научный метод психологии применяется для получения информации, отвечающей некоим критериям качества - как объективность, надежность и валидность. Заметно повысить качество контент-анализа позволяет применение методов анализа статистического многомерного к его данным. Особенно широко применяется анализ факторный, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов. Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США.
Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. Метод Контент анализ широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент анализ м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных [2].
Проективные методы (в психологии развития) [лат. projectus - выступающий, выдающийся вперед] - методы исследования личностных и эмоциональных особенностей ребенка, основанные на принципе проекции, сформулированном 3. Фрейдом. Проективные методы широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги «взрослых» проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) - аналог Теста тематической апперцепции ТАТ; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: «Дом - дерево - человек» (J.N. Buck), «Рисунок семьи» (W. Wolff; W. Hulse), «Динамический рисунок семьи» (R. Burns, S. Kaufman), «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и др. А.Л.Венгер [6].
Исследовательское интервью. Этот вид интервью предназначен для исследования психологических аспектов профессиональной, социальной, личной жизни человека. Оно направлено на выявление того, как человек понимает мотивы своих поступков, реакций, выборов; какое у него представление о себе, своём характере, своём темпераменте и психотипе; как он видит свои психологические проблемы и как пытается их решить и т.п. - это также характеризует подход к исследованию с качественной стороны и как диалогический процесс.
Рассматривая методы неклассической психологии, мы, таким образом, можем обратиться к классификации и описанию методов описательной психологии, предложенным Слободчиковым, Исаевым, дополнив ее генетико-моделирующим методом Л.С.Выготского [7], а также психоанализом.
Интроспекция становится методом неклассического типа, только если исследователь при рассмотрении объекта познания восходит над атомистическим его видением, а также не проводит жестких границ между собой как субъектом исследования и интересующей его стороной психического как его объектом.
Самоотчет выступает продолжением метода интроспекции, позволяя фиксировать результаты самонаблюдений. Самоотчет может оформляться в виде писем, дневников, автобиографий, исповедей и имеет в данном контексте смысл только если опирается на интроспекцию как метод неклассической психологии. Одним из недостатков самоотчета выступает социальная желательность, свойственная для самоотчетов испытуемых.
Включенное наблюдение, в отличие от невключенного, предполагает реальное участие исследователя в изучаемом явлении или в процессе исследования. Исследователь вербализует свои роли в исследовании, заявляет о своих переживаниях, смыслах, ценностях и т.д.
Эмпатическое слушание предполагает отождествление себя с испытуемым с целью переживания идентичных эмоциональных состояний.
Идентификация предполагает мысленную постановку исследователем себя на место исследуемого. В отличие от эмпатического слушания идентификация опирается на когнитивные механизмы понимания другого: сравнение, анализ, синтез, отвлечение, обобщение и пр.
Диалогическая беседа выстраивается на принципах равноправности общения. Познание исследуемого субъекта усматривается только через его понимание. Исследовательская задача не является преобладающей, но выступает наряду с коррекционной, педагогической и др.
Биографический метод основан на описании биографии человека. Биографический метод предполагает психологическую реконструкцию жизненного пути личности с целью фиксации последовательных изменений его психологии как целого. Метод интуиции предполагает интуитивное «схватывание» психологических особенностей человека, не предполагающее специальных техник, а также осознанного использования интеллектуальных операций. Метод интерпретации внутреннего мира человека предполагает обращение при понимании психологического состояния другого к аналогиям из собственной жизни.
Герменевтика представляет собой истолкование психологии исследуемого субъекта как текста. Такое истолкование предполагает соотнесение психики как текста с контекстами и подтекстами ее становления и объективизации, ориентация на традицию истолкования текстов подобного рода.
Экспериментально-генетический метод разработан Л.С.Выготским как часть его культурно-исторического подхода к проблеме развития высших форм психической активности человека. Основная идея этого метода заключалась в изучении перспективных путей развития высших форм психической деятельности на определенном возрастном этапе и определении условий, обеспечивающих возможности такого развития. Особенностью формирующего метода является ориентация на проект-програмный тип научности.
Метод психоанализа, разработанный З.Фрейдом (частично, совместно с К.Г.Юнгом), предполагает анализ исследователем сновидений, описок, оговорок, а также свободных ассоциаций пациента, которые затем истолковываются в соответствии с основными положениями фрейдизма. Сопоставляя методы различных научных направлений неклассической психологии, возможно выделить следующие критерии отнесения этих методов к неклассическим: соотнесение предмета, орудием изучения которого является рассматриваемый метод, со шкалой «холизм-элементализм»; степень предопределенности результатов исследования характеристиками его метода; характер взаимоотношений субъекта и объекта исследования. В наибольшей степени этим критериям удовлетворяет группа методов, которые В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев [9] определяют как методы описательной психологии. Неклассический этап научной рациональности характеризуется отказом от элементалистской (в пользу холистской) направленности и линейного (в пользу вероятностного и кругового) детерминизма. Эти же тенденции наблюдаются и в ходе анализа принципов построения психологии описательного типа. Но главным свойством, объединяющим неклассическую рациональность и описательную психологию, является принятие неизбежности влияния операционально-познавательных особенностей исследователя на получаемые им в ходе исследования результаты.
Выводы
Третья глобальная научная революция, произошедшая на рубеже XIX - XX вв, была связана с преобразованием классической науки и ее стиля мышления и становлением нового, неклассического естествознания. Этому не мало способствовали научные открытия в различных областях знаний (физика, кибернетика, биология и пр.). Практически все представители неклассической философии (Маркс, Кассирер, Риккерт, Виндельбанд, Вебер, Фрейд, Ницше и др.) в различных формах реализовывали идею о включенности познающего субъекта в мир, который он познает, и о том, что свойства познаваемых объектов определяются тем, как эти объекты участвуют в деятельности человека. В эпоху неклассической науки ведущее значение приобрели проблемы "активности" научных теорий, их включенности в структуру научного метода, это приводит к тому, что метод становится все более эффективным в изучении разнообразных фрагментов действительности.
Процесс становления общенаучного уровня методологии в неклассической психологии происходил на основе принципов объективности, развития, историзма и системного подхода. На сам процесс становления существенное влияние оказали содержательные научные концепции и универсальные концептуальные системы, авторами которых и идейными вдохновителями новых поколений ученых были В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Л.С. Выготский, Н.Винер, а также многие активные продолжатели их идей и направлений. Все это значительно расширило и коренным образом повернуло подход к научному познанию практически во всех областях, и в психологии в частности, в совершенно ином, более целостном представлении.
Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии иллюстрирует новое движение от не знающих содержаний количественных стратегий познания в психологии, к качественным, опирающимся на не измеряемые, но понимаемые и интерпретируемые содержания.
неокантианский рациональность контент анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, описанные выше исторические тенденции развития психологической науки на рубеже и в ХХ столетии можно рассматривать как разные стороны, или грани единого направления, который был обозначен как неклассический. Общий знаменатель всех описанных тенденций состоит в том, что они знаменуют переход от классического типа научного исследования, характерного для естественных наук, к все более полному и многостороннему учету специфики человека как уникального объекта познания и разработке специфической методологии познания этого объекта.
Очевидно, что классический и неклассический способы построения психологического знания не во всех отношениях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Правомерно говорить о постепенной трансформации психологической науки от классической модели и отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта изучения, что требует разработки иной, гуманитарной методологии. Этот общий вектор складывается из ряда более частных и конкретных векторов, обозначающих направления, в которых классическая модель психологической науки претерпевала изменения в разных конкретных психологических подходах.
ЛИТЕРАТУРА
2.Борытко, Николай Михайлович. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
.Величковский, Борис Митрофанович. Когнитивная наука: Основы психологии познания [Текст] : учеб. пособие. Т. 1 / Б. М. Величковский. - М. : Академия, 2006. - 447 с.
.Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] : Учебное пособие / Д. С. Горбатов. - Самара : БАХРАХ-М, 2006. - 272 с.
.Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.
.Давыдов, Владимир Петрович. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. - М. : Логос, 2006. - 128 с.
.Дружинин, Владимир Николаевич. Экспериментальная психология [Текст] : учебник / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с. : ил.
.Корнилова Т.В. Принцип толерантности к неопределенности: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. №3 (11). URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html.
.Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии [Текст] : учеб. пособие / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2007. - 320 с.