Рассчитаем общий годовой фонд заработной платы всех работников данного участка:
Фгод.= Ф г 1,15 · количество аккумуляторщика 5-го разряда, (24)
Фгод. = 268451,26 · 1=268451,26 руб.
Для более удобного восприятия полученных данных занесем значения вычислений в таблицу 13
Таблица 13
ДолжностьКоличество человекРазрядДолжностной оклад, Руб.Доплата 20% Руб.Премия, руб.Годовой фонд Зарплаты с учё -том районного Коэффициента, Руб.Общий годовой фонд зарплаты всех работников, руб.1234567Слесарь-электрик1613518,121081,455839,83282063,72282063,72Слесарь по ремонту электро- оборудования1411060,28-4424,11213684,58213684,58Аккумуля- торщик1512406,241488,755558268451,26 268451,26 Итого:336984,642570,215821,94764199,56764199,56
.3 Определение потребностей материалов и запасных частей
Материалы и запасные части вагонное депо получает в соответствии с заявкой на предстоящий год. Данная заявка составляется на основе утвержденных норм расхода материалов и планируемого объема работы по эксплуатации, ремонту вагонов, зданий и оборудования.
Норма расхода материала - его количество, которое необходимо затратить на производство одного изделия или на выполнение единицы работы при установленном технологическом процессе и соответствующей организации производства.
Депо получает материалы и запасные части, как правило, с участкового материального склада или транзитом в вагонах.
Учет движения материалов и запасных частей в депо осуществляется на основании документов, отражающих приходные и расходные операции.
Каждое предприятие должно располагать необходимым запасом материалов для бесперебойного снабжения ими участков и рабочих мест. Величина запасов должна быть достаточной для бесперебойного протекания производственного процесса, но в то же время и минимально необходимой для обеспечения нормальной работы предприятия и исключения длительного оседания материалов на складе и замедления оборачиваемости оборотных средств. Поэтому устанавливают норму запаса.
Норма запаса - минимальное количество материалов, которое должно быть на складе и в кладовых для обеспечения ритмичной работы производства в условиях принятой периодичности завоза материалов и режима их потребления.
Таблица 14 - Расчёт количества и стоимости запасных частей и материалов аккумуляторного участка
Наименование материалов и запасных частейНорма на 1 вагонКоличество на годовую программуСтоимость единицы, рублейОбщая стоимость, рублейДоска обрезная 50мм0,0032,8 м3755021140Доска обрезная 25мм0,0043,8 м3693026334Окись натрия гидрата ГОСТ 2263-790,6568 кг3821584Окись калия гидрата ГОСТ 9285-780,6568 кг4726696Окись лития гидрата ГОСТ 8595-830,4378 кг9837044Масло индустриальное И-12А, И-20А0,2189 кг285292Сода кальцинированная ГОСТ 5100-85Е0,0547 кг18846Кислота фосфорная0,019,5 кг3543363Канифоль сосновая ГОСТ 19113-840,0032,8 кг225630Припой ПОС-30 5.00,019 кг3503150Грунтовка ХС-0590,3283 кг9426602Эмаль ХВ-7850,2189 кг12223058Эмаль ЭП-7730,2189 кг12724003Шпатлёвка ЭП-00-100,0656 кг1075992Труба металлическая d200,0547 м.п.522444Труба металлическая d320,0547 м.п.592773Труба металлическая d560,0547 м.п.643008Рубероид0,0876 рулонов23017480Ветошь безворсовая ТУ63-178-77820,0766 кг11726Бензин Б-70 ГОСТ 1012-720,0328 кг26728Клей резиновый ГОСТ 2199-780,0219 кг3646916Наконечник медный ТМ0,3283 шт41132Шайба 14х50,875743028Кабель медный 1х250,4378 м.п.22886184Резина листовая 2,5 мм0,0766 м2563696Полоса металлическая оксидированная 30х20,194 м.п.767144ИТОГО:17 262360 993
Таблица 15 - материалы и запчасти для участка по проверке и наладке полупроводниковых блоков, радиооборудования
№Наименование.Норма на 1 вагонКоличество на год. программуСтоимость одной единицы,руб.Общая стоимость,руб.123451Реле температуры 0,194130122202Блок СПС «Комета»0,0657450256503Блок СПС «Тесла»0,0657510290704Электромашинные преобразователи для питания электробритв0,43784101549805Блок СПС « Дельта »0,08761200912006Блок СПС « УПСВМ »0,087613901056407Блок СПС «УПС -1»0,087616901284408Блок СПС «УПСТ -М»0,087614101071609Электромашинные преобразователи для питания ламп светильников 0,04195801102010Радиоустановка поездного радиовещания0,0547610028670012Динамический громкоговоритель 0,05472903478013Межвагонные радиосоединения0.1943703478014БУЗ0,1 94390 3666015БРЧ0,194410 38540 16РНГ ( каждого наименования)0,194375 3525017БЗ (каждого наименования) 00,194465 4371018Тиристорная защита 0,2189350 6615019БУО 0,3 189740 13986020Комплект радиодеталей( транзисторы, тиристоры, диоды, стабилитроны, конденсаторы, резисторы, светодиоды) 0,1941010 9494021Спирт технический0,0219 кг210399022Флюс0,0219 кг180342023Канифоль0,0328 кг225630024Олово0,0218 кг467840625Смазка 0,0438кг157596626Бензин Б-700,0328 кг501400итого21 3691 591 302
Общий расход на материалы и запчасти составил 1952295 руб.
.4 Определение себестоимости ремонта
Составим план эксплуатационных расходов участка. Для этого необходимо рассчитать основные показатели хозячйственной деятельности проектируемого участка депо или ПТО.
План эксплуатационных расходов представим в виде таблицы.
Раздел 1 «Производственная программа»
Согласно расчётам производственная программа проектируемого участка ТО-3 равна 946 вагонов.
Раздел 2 «План по труду и заработной плате»
В этом разделе спланируем следующие показатели:
. Контингент рабочей силы участка (парка ПТО) согласно равен - 3 человек.
. Среднемесячный заработок и фонд заработной платы производственных рабочих, руководителей и специалистов :
Среднемесячный заработок:
764199,56 / 3 / 12 =21227,77 руб.
Фонд заработной платы: 764199,56 руб.
3. Показатель производительности труда.
Показатель производительности труда, П, рассчитаем по формуле:
П=Nгд / К, (25)
где: Nгд - годовая программа ремонта,
Nгд - равна 946 (формула 1.2.1)
К - контингент рабочей силы, К=3
П=946 / 3≈ 315 вагонов на человека.
Раздел 3 «План эксплуатационных расходов»
В плане эксплуатационных расходов спланируем сумму денежных средств, необходимую для выполнения производственной программы.
По экономическому содержанию расходы делятся на основные по перевозкам в вагонном хозяйстве; основные общие для всех хозяйств железных дорог и общественные.
План эксплуатации в проекте представим в виде табл. 13 и порядок её расчёта следующий:
Статья 260 «ремонт ТО-3 вагонов».
Графа «3» Контингент рабочей силы участка 3 человека.
Графа «4» Фонд заработной платы производственных рабочих согласно расчётам табл. 13 равен: 764199,56руб.
Графа «5» Расходы на материалы и запасные части согласно расчёта таблице 15 - 1 952 295руб.
Статья 457 «Дополнительная зарплата и отчисления на соцстрахование рабочих».
Графа «3» Контингент рабочей силы участка 3 человека.
Графа «4» Расходы на оплату отпусков определим в % от их фонда зарплаты:
Процент отчисления на отпуск определим принимаем Н0 = 11%.
Ротпуск = Фгод. з/п · Н0, (26)
Ротпуск = 764199,56· 11 / 100= 84061,95 руб.
Графа «8» Расходы на оплату прочих невыходов на работу по уважительным причинам - 3% от фонда зарплаты с учётом доплат на отпуск.
Рпроч = (Фгод. з/п + Ротпуск) · 3% (27)
Рпроч = (764199,56+ 84061,95) · 3 / 100 =25447,85 руб.
Статья 458 «Расходы по форменной одежде».
Графа 9 «Расходы по форменной одежде определяются в зависимости от числа работников, пользующихся ею со скидкой:
а · Rсп + b · Rрук, (28)
где : а - 12000 руб. -годовые расходы депо на одного рабочего, руб.;- 8000 - годовые расходы депо на одного руководителя, руб.
· 3 = 36000 руб.
Статья 459 «Отчисления на социальные нужды производственного персонала».
Графа «8» Отчисления на соцстрахование рабочих составляет 5,4% от фонда зарплаты и всех доплат:
(Фгод. з/п + Ротпуск) · 5,4%, (29)
(764199,56+ 84061,95) · 5,4 / 100 = 45806,12 руб.
Статья 461 «Расходы по технике безопасности и производственной санитарии».
Принимаем в размере 23% от фонда зарплаты рабочих:
РТБ = Фгод. з/п · 23% , (30)
РТБ = 764199,56 · 23/100=175765,90 руб.
Статья 463 «Обслуживание производственных зданий и сооружений»
Расходы принимаем в размере 40% от годового фнда заработной платы:
Робслуж.= Фгод. з/п · 40% (31)
Робслуж = 764199,56 · 40 / 100 = 305679,82 руб.
Статья 464 «Ремонт зданий и инвентаря».
Расходы на текущий ремонт зданий принимаются в размере 1.5% от их стоимости, которая определяется по формуле:
Сзд=а · Vу, (32)
где а- стоимость1м3 здания руб, а=50000 руб;
Сзд=50000· 604,8= 30240000 руб.
Ртек.рем =Сзд · 1,5%, (33)
Ртек.рем = 30240000 / 100 · 1,5= 453600 руб.
Расходы на текущий ремонт инвентаря принимаются 5% от его стоимости:
Синв. =В · Rсп, (34)
Где В - стоимость инвентаря ,приходящегося на одного рабочего, руб.
Стек.рем.инв = 119378,34 · 5 %= 5968,92 руб.
Сумма расходов заносится в графу «5».
+5968,92=459568,92 руб.
Статья 465 «Амортизация производственных фондов».
Графа№8 амортизация от стоимости зданий составляет ̶ 2,6%:
Азд=Сзд · 2,6/100 (35)
Азд=30240000 · 2,6 /100=786240 руб.
Амортизация от стоимости оборудования:
Аоб=Соб · 12,5/100, (36)
где Соб - стоимость оборудования, Соб=4643300 руб. (таблица 10).
Аоб=4643300 · 12,5/100=580412,5 руб.
Сумма отчислений заносится в графу «8»
786240+ 580412,5=1366652,5руб.
Статья 469 «Содержание и ремонт оборудования».
Графа 5 Расходы на материалы и запчасти для ремонта оборудования принимаются в размере 4% от его стоимости:
Ррасходы = Соб · 4%, (37)
Ррасходы= 4643300 · 4/100 = 185732руб.
Графа «7» Расходы на электроэнергию для работы оборудования:
Эо=1,2 · Ксп · ∑Nэ · Fобд · i · Цэ ,
где: 1,2-коэффициент, учитывающий потери энергии в сети;
Ксп- коэффициент спроса, Ксп=0,35;
∑N- суммарная мощность, ∑N=271,2 кВт;коэффициент загрузки, i=0,7-0,75;
Фобд=1891ч.
Цэ = стоимость 1кВт электроэнергии, руб. (на 2013 год Цэ =3,5 руб.):
Эо=1,2 · 0,35 · 271,2 · 1891 · 0,7 · 3,5 = 527711,54 руб.
Статья 495 «Изобретательство и рационализация».
Графа «8» Расходы в размере 1% от общего фонда зарплаты работников участка:
Ризобрет.= Фгод. з/п · 1%, (38)
Ризобрет.= 764199,56· 1% =7642 руб.
Статья 497 «Подготовка кадров».
Графа «8» Расходы в размере 0,1% от общего фонда зарплаты работников участка.
Рподгот.= Фгод. з/п · 0,1%, (39)
Рподгот.= 764199,56· 0,1%= 764,20 руб.
Статья 501 «Отчисления от фонда оплаты труда».
Графа «8» отчисления от общего фонда оплаты труда работников:
.На социальное страхование - 5,4%:
Рсоц.= Фгод. з/п · 5,4%, (40)
Рсоц =764199,56· 5,4 / 100=41266,78 руб.
. В пенсионный фонд - 28%:
Рпенс.= Фгод. з/п · 28%, (41)
Рпенс.= 764199,56 · 28/100=213975,88 руб.
. В фонд занятости - 1,5%:
Рф.занят.= Фгод. з/п · 1,5%, (42)
Рф.занят.= 764199,56 · 1,5/100=11463 руб.
. На медицинское страхование 3,6%:
Рмед.стр..= Фгод. з/п · 3,6%, (43)
Рмед.стр..= 764199,56 · 3,6 / 100 = 27511,18руб.
Общие отчисления от фонда оплаты труда:
,78 +213975,88 +11463+27511,18 = 294216,84 руб.
Статья 532 «Прочие расходы».
Прочие расходы принимаем 20% от суммы основных расходов:
Рпроч. = Росн. · 20%, (44)
Рпроч. = (2716494,56+3216360,04) · 20% =1186570,92 руб.
План эксплуатации участка электроцеха составляет 7422048,56 руб.
Себестоимость ремонта одного вагона 7845,72 руб.
Таблица 16
№ Статьи стНаименования статьиКонтингент, человекРасходы в рубляхзарплатаМатериалы и запчастиТопливоЭлектроэнергияПрочиеВсего1234567891. Основные расходы по перевозкам по вагонному хозяйству260-пас.Текущий ремонт 3764199,561952 295---2716494,56Итого3764199,561952 295---2716494,561234567892. Основные расходы, общие для всех хозяйств железных дорог457Дополнительная зарплата и отчисления на соцстрахование производственных рабочих384061,95---25447,85109509,8458Расходы по форменной одежде------36000459Отчисления на социальные нужды производственного персонала-----45806,1245806,12461Расходы по технике безопасности и производственной санитарии-----179699,34179699,34463Обслуживание производственных зданий и сооружений-305679,82305679,82464Ремонт зданий и инвентаря--459568,92---459568,92465Амортизация основных производственных средств---1366652,51366652,5469Содержание и ремонт оборудования--185732-527711,54 713443,54Итого784061,95645300,92645300,921923285,633216360,043. Общехозяйственные расходы495Изобретательство и рационализация-----76427642497Подготовка кадров-----764,20764,20501Отчисления от фонда оплаты труда-----294216,84294216,84532Прочие расходы1186570,921186570,92Итого-----1489193,961489193,96Всего7848261,512597595,92645300,923412479,597422048,56
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Требования охраны труда перед началом работы
Слесарь-электрик обязан явиться на работу в установленное руководителем время, имея при себе удостоверение на допуск к работе с электроустановками.
Перед началом работы слесарь-электрик должен получить задание и пройти целевой инструктаж по специфике выполняемых работ, в том числе по мерам безопасности в аварийных ситуациях.
Перед началом работы слесарь-электрик должен надеть полагающиеся ему исправные спецодежду и обувь, привести их в порядок:
застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;
заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали.
Не допускается носить расстегнутую спецодежду и с подвернутыми рукавами.
Обувь должна быть на прочной подошве, в зашнурованном (застегнутом) виде.
Головной убор не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов.
Спецодежду и спецобувь слесарь - электрик не должен снимать в течение всего рабочего времени.
Средства индивидуальной защиты должны быть исправны и подобраны по размеру.
Перед началом работы слесарь-электрик должен проверить наличие и исправность инструмента, приборов и приспособлений. У измерительных приборов проверить дату очередной проверки. У переносных лестниц и стремянок проверить наличие трафаретов и надписей со сроками испытаний. Неисправный инструмент должен быть заменен исправным. Электроинструмент применять только с изолирующими ручками, с не истекшим сроком испытания. Защитные приспособления (диэлектрические перчатки, боты и т.д.) должны быть испытаны. С истекшим сроком испытания защитные приспособления заменяются на новые.
Слесарь - электрик должен проверить целостность, исправность, сроки испытаний предохранительного пояса, очков и других СИЗ.
Слесарь - электрик должен проверить наличие необходимых запасных частей и материалов.
Детали и инструмент следует размещать так, чтобы работа с ними не вызывала лишних движений.
При выполнении работ с повышенной опасностью ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ, и расписаться в наряде - допуске, выданном на поручаемую работу.
Обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках работник должен сообщить мастеру цеха и далее выполнять его указания.
Во время работы
Работы в электроустановках выполняются либо по наряду - допуску, либо по распоряжению, либо по перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
Работа в порядке текущей эксплуатации (перечень работ) распространяется только на электроустановки напряжением до 1000 В; работа выполняется силами оперативного или оперативно - ремонтного персонала на закрепленном за этим персоналом оборудовании, участке; подготовка рабочего места осуществляется теми же работниками, которые в дальнейшем выполняют необходимую работу.
В действующих электроустановках все работы должны выполняться по технологическим картам, учитывающим требования правил устройства электроустановок, межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Технологические карты должны быть составлены в первую очередь на работы в местах повышенной опасности, где имеются особые условия, создающие повышенную опасность поражения током.
Получив задание на обслуживание и ремонт электрооборудования, слесарь-электрик все необходимые отключения в пультах и в вагонах производит единолично.
Слесарь-электрик обязан:
Качественно производить подготовку электрооборудования пассажирских вагонов перед рейсом, согласно эксплутационных инструкций.
При обходе пассажирских вагонов производить проверку состояния исправности электрооборудования, чистоты в пультах управления, подвагонных ящиках с электрооборудованием, светильников, наличие надписей на электрооборудовании, заземляющих перемычек, предохранительных скоб и их креплений, исправность подвагонной магистрали и магистрали ЭПТ.
При повреждении электрооборудования пассажирских вагонов самостоятельно принять меры по устранению выявленных дефектов, сообщить мастеру о неисправностях.
При работе в электроустановках напряжением до 1000 В. без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них необходимо:
оградить расположенные вблизи рабочего места другие токоведущие части, находящиеся под напряжением, к которым возможно случайное прикосновение;
работать в диэлектрических галошах или стоя на диэлектрическом коврике;
применять инструмент с изолирующими рукоятками (у отверток кроме того, должен быть изолирован стержень); при отсутствии такого инструмента пользоваться диэлектрическими перчатками.
При производстве работ без снятия напряжения на токоведущих частях с помощью изолирующих средств защиты необходимо:
держать изолирующие части средств защиты за рукоятки до ограничительного кольца;
располагать изолирующие части средств защиты так, чтобы не возникла опасность перекрытия по поверхности изоляции между токоведущими частями двух фаз или замыкания на землю;
пользоваться только сухими и чистыми изолирующими частями средств защиты с неповрежденным лаковым покрытием.
При обнаружении повреждения лакового покрытия или других неисправностей изолирующих частей средств защиты пользование ими должно быть немедленно прекращено.
При работе с применением электрозащитных средств (изолирующие штанги и клещи, электроизмерительные клещи, указатели напряжения) допускается приближение человека к токоведущим частям на расстояние, определяемое длиной изолирующей части этих средств.
Без применения электрозащитных средств запрещается прикасаться к изоляторам электроустановки, находящейся под напряжением.
Работы, требующие подъема на высоту, производятся при полном снятии напряжения.
Применяемые для ремонтных работ лестницы должны быть изготовлены согласно требованиям ГОСТ 26887-86. На лестницах, стремянках указывается инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность цеху, участку.
Длина приставных лестниц должна быть не более 5 метров.
На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон и др.) на них должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.
Запрещается применять лестницы с истекшим сроком испытания, сбитые гвоздями, без скрепления тетив стяжками (не менее 2 - х) и врезки ступенек в тетивы, без резиновых наконечников.
Верхние концы лестниц, приставляемых к проводам, снабжаются специальными крюками - захватами, предотвращающими падение лестницы от напора ветра или от случайных толчков.
Размеры приставной лестницы должны обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 метра от верхнего конца лестницы.
При работе с приставной лестницы на высоте более 1,3 м. надлежит применять предохранительный пояс, прикрепляемый к конструкции сооружения или к лестнице при условии ее закрепления к строительной или другой конструкции.
Места установки приставных лестниц на участках движения транспортных средств или организованного прохода людей надлежит на время производства работ ограждать или охранять.
Устанавливать дополнительные опорные сооружения из ящиков, бочек и т.п. в случае недостаточной длины лестницы не допускается.
Уклон лестниц при подъеме работников не должен превышать 60 градусов.
Находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку не допускается.
Поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент не допускается.
До начала работы должна быть обеспечена устойчивость лестницы, при этом необходимо убедиться путем осмотра и опробования в том, что лестница не может соскользнуть с места или быть случайно сдвинута.
Использование переносных металлических лестниц в распределительных устройствах напряжением 220 кВ. и ниже не допускается.
Лестницы должны храниться в сухих помещениях в условиях, исключающих их случайные механические повреждения.
При работе с приставной лестницы, в случаях, когда невозможно закрепить лестницу при установке ее на гладком полу, у ее основания должен стоять работник в защитной каске и удерживать лестницу в устойчивом положении.
При перемещении лестницы двумя работниками лестницу необходимо нести наконечниками назад, предупреждая встречных об осторожности. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.
При работе на лестнице не допускается:
работать с электрическим и пневматическим инструментом;
выполнять газо- и электросварочные работы;
работать около или над вращающимися механизмами и работающими машинами;
поддерживать на высоте тяжелые детали;
поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент.
Требования охраны труда при работе с мегаомметром:
измерять сопротивление изоляции мегаомметром может работник, имеющий группу 3.;
в электроустановках выше 1000 В измерения проводятся по наряду, а до 1000 В - по распоряжению;
соединительные провода от мегаомметра до испытуемого прибора или кабеля, проводки и т.п. следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг);
в электроустановках выше 1000 В, кроме того, следует пользоваться диэлектрическими перчатками;
после окончания работ следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.
Слесарю-электрику запрещается:
производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;
использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не отвечающие номинальным значениям защищаемой цепи;
использовать временно проложенные кабели (провода), сращенные скруткой или пайкой, как внутри вагона, так и из вагона в вагон;
производить соединение электрических межвагонных соединений через открывающиеся фартуки переходных суфле.
производить замену ламп в светильниках на лампы большей мощности;
работать в вагонах без спецодежды и защитных средств.
Для снятия предохранителя, находящегося на распределительном щитке, электрик должен использовать специальную рукоятку. Запрещается заменять
При переходе из вагона в вагон электрик должен убедиться в том. что переходные площадки -фартуки обоих вагонов находятся в опущенном состоянии. В зимнее время переходные площадки могут быть покрыты льдом или снегом, поэтому по ним следует передвигаться осторожно, становиться на поверхность площадки всей ступней, а рукой опираться на специальную скобу межвагонного суфле. Двери закрывать и открывать следует только за ручки дверей.
Слесарю-электрику запрещается:
садиться в вагон после начала движения, а также выходить из вагона до полной остановки поезда;
открывать во время движения боковые тамбурные двери, спускаться на подножки вагона, высовываться из тамбура или окна;
подниматься на крышу вагона при движении поезда, в пассажирском парке при не огражденном составе, в снег, дождь, при тумане или сильном ветре.
При выходе из вагона слесарь-электрик должен поднять откидную площадку и надежно закрепить ее на фиксатор. Если откидная площадка не открылась под действием пружины, то, открывая ее рукой, необходимо придерживать откидную площадку, так как пружина может сработать.
При осмотре и ремонте любого вида вагонного оборудования запрещается вставать на откидные столики, упираться ногами в стенки и перегородки вагона, а также пользоваться стремянками на ходу поезда.
Для освещения труднодоступных мест вагонного оборудования электрик должен применять переносной светильник с предохранительной сеткой и лампой напряжением не выше 42 В или переносной светильник с автономным источником питания.
При производстве маневровой работы слесарь- электрик, находящийся в вагоне, должен прекратить работу, сесть на диван и не производить никаких работ до полной остановки состава.
Для подготовки рабочего места при работах со снятием напряжения должны быть выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:
- произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;
на приводах ручного и на ключах дистационного управления коммутационной аппаратурой вывешены запрещающие плакаты;
проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током;
наложено заземление;
вывешены указательные плакаты «Заземлено», ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части, вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты.
Во время работы персоналу запрещается переставлять или убирать плакаты, снимать установленное ограждение.
В электроустановках напряжением до 1000 В. отсутствие напряжения нужно проверять как между фазами, так и между каждой фазой и заземленным корпусом оборудования или заземляющим проводом. Допускается применять предварительно проверенный вольтметр.
Электрик не имеет права без ведома производителя работ вносить какие - либо изменения в схемы электроустановок.
При назначении на дежурство по обслуживанию вагонов в выходные и праздничные дни, электрик обязан ставить на подзарядку аккумуляторные батареи, предварительно проверив уровень электролита в банках батареи, если напряжение низкое; производить проверку подвагонных генераторов.
Для производства работ на высоковольтном электрооборудовании вагона, электрик согласовывает свои действия с дежурным электриком по обслуживанию высоковольтного оборудования. Ремонт высоковольтного оборудования вагона производить только тогда, когда состав не стоит на отоплении от стационарного пункта электроотопления.
При понижении напряжения на аккумуляторной батарее, утечках тока на аккумуляторной батарее вагона, слесарь-электрик сообщает аккумуляторщикам для устранения выявленных дефектов.
Используемые электроприборы должны иметь клейма и пломбы с не просроченными сроками испытания.
При работе под вагоном слесарь- электрик обязан убедиться, что состав огражден. Составы в пассажирском парке ограждает сменный осмотрщик переносными красными сигналами, устанавливаемыми на оси пути на расстоянии не менее 50 м. от вагона. Если крайний вагон находится от предельного столбика менее чем на 50 м., то переносной сигнал устанавливается на оси пути против предельного столбика. Электрик предупреждает осмотрщика о начале своей работы под вагоном и вывешивает на вагоне красный сигнал.
При работах под вагоном электрик должен использовать защитную каску.
Требования охраны труда при работе со слесарным инструментом.
Работники должны пользоваться исправным слесарным инструментом.
Режущие кромки слесарного инструмента должны быть в заточенном состоянии, бойки ударного инструмента должны быть заправлены по кромке до необходимого радиуса, не иметь трещин и наклепанной шляпки.
У слесарного инструмента ударного, нажимного и режущего действия рукоятки должны быть гладкими, не иметь заусенцев, изготовляться из сухой древесины твердых и вязких пород, плотно насажены на инструмент и оснащены бандажными (стяжными кольцами).
Слесарные молотки, кувалды должны иметь ровную, слегка выпуклую поверхность бойковой части, надежно насажены на рукоятки. Зевы гаечных ключей должны соответствовать размерам гаек или головок болтов и не иметь трещин, забоин.
Разводные ключи, плоскозубцы, отвертки и другой слесарный инструмент должны быть исправными и иметь изолирующие рукоятки. Отвинчивание гаек, требующее применения больших усилий, следует производить с помощью ключей, имеющих удлиненную рукоятку. Не допускается наращивание ключей, заполнение зазора между губками ключа и гайкой прокладками. Запрещается отворачивать гайки при помощи зубила, молотка. Если гайка прикипела к металлу, ее откручивание затруднено, необходимо пользоваться растворителями типа «Жидкий ключ».
При хранении и переноске слесарного инструмента его острые кромки должны быть защищены от механических повреждений колпачками, футлярами.
При работах вблизи электрических установок и других объектов, находящихся под напряжением, должен применяться изолированный или не проводящий ток слесарный инструмент.
При работе со слесарным инструментом ударного действия работник должен пользоваться защитными очками (щитками) с небьющимися стеклами.
При резке металла ручными ножовками необходимо следить за тем, чтобы полотно было прочно закреплено и достаточно натянуто.
Требования охраны труда при работе с ручным электрифицированным инструментом.
Ручной электрифицированный инструмент должен подключаться на напряжение не более 42 В.
Присоединение к электрической сети должно производиться при помощи штепсельных соединений, имеющих заземляющий контакт.
При получении ручного электрифицированного инструмента слесарь - электрик должен проверить комплектность и надежность крепления его деталей, исправность кабеля, штепсельной вилки, изоляции, защитных кожухов, надежность работы выключателя и работу инструмента на холостом ходу.
При работе с ручным электрифицированным инструментом слесарь - электрик должен выполнять следующие требования:
не подключать электроинструмент к распределительному устройству, если отсутствует безопасное штепсельное соединение;
предохранять провод, питающий электроинструмент, от механических повреждений;
не переносить электроинструмент за провод, пользоваться для этого ручкой;
не производить замену режущего электроинструмента до полной остановки электродвигателя;
при перерывах в работе или прекращении подачи электроэнергии отключить электроинструмент от электросети;
не работать с приставных лестниц;
не передавать инструмент даже на короткое время другим лицам;
не удалять руками стружку или опилки до полной остановки электроинструмента.
При работе с ручным электроинструментом не допускается:
оставлять без надзора инструмент, присоединенный к электросети;
натягивать и перегибать провод электроинструмента, допускать его пересечение со стальными канатами машин, электрическими кабелями, проводами, находящимся под напряжением;
работать на открытых площадках во время дождя и снегопада без навеса над рабочим местом.
Не допускается эксплуатация ручного электроинструмента со следующими неисправностями:
повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной оболочки, крышки щеткодержателя;
нечеткая работа выключателя, искрение щеток на коллекторе;
появление дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
появление повышенного шума, стука, вибрации, поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении.
Переносные светильники должны иметь закрепленную на рукоятке защитную сетку и крючок для подвески. Токоведущие части патрона и цоколя лампы должны быть недоступны для прикосновения.
Разборка и ремонт ручного электроинструмента, штепсельных соединений, проводов разрешается только электротехническому персоналу.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
При техническом обслуживании и ремонте электрооборудования вагонов в пассажирском парке могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
сход подвижного состава с рельс;
загорание, могущее привести к пожару или взрыву.
При возникновении аварийной ситуации слесарь- электрик обязан прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации.
Работники, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранению возникшей аварийной ситуации.
При возникновении пожара сообщить в пожарную часть и руководителю работ, а затем приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.
При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.
При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В., не допускается подводить раструб ближе 1 метра до электроустановки и пламени.
Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй - по команде раскатывающего рукав открывает кран.
При пользовании кошмой при тушении пламени его накрывают кошмой так, чтобы огонь из - под нее не попал на тушащего человека.
При тушении пламени песком совок, лопату не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м. от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.
Тушить горящие предметы водой и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
Тушение горящих предметов, расположенных на расстояние более 7 м. от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.
При обнаружении взрывного устройства или других посторонних подозрительных предметов необходимо изолировать доступ к ним окружающих и немедленно сообщить об этом мастеру и работникам правоохранительных органов.
Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным взрывным устройством.
В случае срабатывания взрывного устройства необходимо вызвать мастера и принять меры к спасению пострадавших и оказанию первой медицинской помощи
Требования охраны труда по окончанию работ.
По окончании работы слесарь-электрик должен:
привести в порядок свое рабочее место;
закрыть все крышки, кожухи, створки или дверцы панелей, шкафов, пультов электрооборудования после ремонта его узлов. Снятые предохранители необходимо установить на место, автоматические выключатели питания - выключить;
снять с разрешения мастера запрещающие плакаты, заземления и ограничения (сигналы);
сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места;
Все средства измерения, приспособления, оборудование должны быть очищены от грязи, осмотрены и при наличии неисправностей сданы в ремонт;
По окончании работы слесарь-электрик должен снять спецодежду и другие СИЗ, развесить по вешалкам и убрать в шкаф в гардеробной.
Для поддержания кожных покровов в хорошем состоянии после работы следует использовать борный вазелин, ланолиновый крем и другие мази.
Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и СИЗ.
После работы электрик должен принять душ с теплой водой и мылом.
О всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению, электрик должен сообщить мастеру участка по ремонту электрооборудования.
Общие требования к аккумуляторщику:
К обслуживанию аккумуляторных батарей пассажирского вагона допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, изучившие правила техники безопасности (ПТБ), устройства электроустановок (ПУЭ), технической эксплуатации электроустановок ПТЭ, железных дорог, настоящую инструкцию.
До назначения на самостоятельную работу по обслуживали: аккумуляторов каждый аккумуляторщик обязан пройти обучение на рабочем месте.
Для производственного обучения администрацией должен предоставляться срок, достаточный для приобретения практических навыков обслуживания электрооборудования.
Обучение должно производиться под руководством опытного аккумуляторщика.
Квалификационная комиссия по проверке знаний ПУЭ, ПТБ, ПТЭ по техминимуму обслуживания оборудования. Результаты проверки заносятся в журнал РБУ-10, ЭУ-39, каждому работнику выдается удостоверение с присвоением квалификационной группы на право обслуживания электрооборудования. Аккумуляторщик должен иметь квалификацию не ниже третьей.
Периодическая проверка знаний аккумуляторщика по правилам, инструкциям, техническому минимуму проводится один раз в два года, проверка знаний по электробезопасности - раз в год.
Из основных защитных средств аккумуляторщик использует резиновый фартук и перчатки, костюм аккумуляторщика, очки, резиновые сапоги, сигнальный жилет.
Защитные средства должны удовлетворять следующим требованиям - чистота, исправность, отсутствие внешних повреждений.
При нахождении на ж.д. путях аккумуляторщик должен соблюдать следующие требования:
а) приходить к месту работы и уходить обратно по специально установленному маршруту, обозначенному указателями;
б) ходить только вдоль путей по обочине или посредине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;
в) переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии движущегося по ним состава;
г) обходить группы вагонов или отдельно стоящие на путях вагоны на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
д) проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10м;
е) обходить локомотивы на расстоянии не менее 15 м
При переходе путей в плохую погоду (при туманах, снегопадах, метелях, дожде и т.п.), когда видимость световых и слышимость звуковых сигналов значительно понижаются, необходимо остановиться в средней части междупутья и внимательно посмотреть как в одну так и в другую сторону. Если виден приближающийся состав, следует переждать, когда он пройдет.
Во время выхода из служебных помещений в темное время суток необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.
Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов и других зданий, ухудшающих видимость пути необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава
При нахождении на путях ПТС, депо, особенно в темное время суток, необходимо помнить о сооружениях и устройствах которые располагаются на междупутьях.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
а) переходить и перебегать пути перед движущимся подвижным составом;
б) останавливаться или садиться на рельсы;
в) садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
г) проходить по междупутью, у которого возможно безостановочное проследование поездов по смежным путям;
д) переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией в местах расположения остряков и поперечных стрелочных переводов;
е) производить какие - либо работы по ремонту вагонов во время маневров и других перемещений/
При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактном сети, а также свисающих с них посторонних предметов, немедленно сообщить об этом через оператора дежурному по станции оградив это место любыми подручными средствами и до прибытия бригады монтеров контактной сети следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. Если оборванный провод и другие элементы контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы выходят за пределы габарита приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, опасное место необходимо оградить переносными сигналами согласно Инструкции по сигнализации железных дорог РФ, как место препятствия.
Находясь на территории ПТС, ПТО, депо (во дворе, в здании на подъездных путях) необходимо выполнять следующие требования:
а) ходить по автодорогам, придерживаясь левого края, навстречу движущемуся транспорту;
б) быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками, водителями движущегося транспорта и выполнять их.
При зарядке аккумуляторов имеют место опасные и вредные производственные факторы:
наезд подвижного состава;
работа с химическими веществами;
пониженная и повышенная температура.
Общие требования безопасности <#"justify">К обслуживанию аккумуляторных батарей пассажирского вагона допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, изучившие правила техники безопасности (ПТБ), устройства электроустановок (ПУЭ), технической эксплуатации электроустановок ПТЭ, железных дорог, настоящую инструкцию.
До назначения на самостоятельную работу по обслуживали: аккумуляторов каждый аккумуляторщик обязан пройти обучение на рабочем месте.
Для производственного обучения администрацией должен предоставляться срок, достаточный для приобретения практических навыков обслуживания электрооборудования.
Обучение должно производиться под руководством опытного аккумуляторщика.
Требования безопасности перед началом работы <#"justify">Надеть исправную спецодежду, чтобы не было развевающихся концов, застегнуть обшлага рукавов, надеть сигнальный жилет, волосы подобрать под плотно облегающий головной убор, работать в легкой обуви (тапочки, сандалии) запрещается. Проверить наличие и исправность защитных средств (резиновые перчатки, очки, фартук).
Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать все мешающие приметы, проверить исправность рабочего инструмента и приспособлений.
Получить целевой инструктаж, ознакомиться с телеграмма указаниями, расписаться в журнале формы ТНУ-19
Требования безопасности во время работы <#"justify">Кислоту следует хранить в специальных емкостях или стеклянных бутылях с притертыми пробками, снабженных бирками с ее названиями.
Выливать кислоту из бутылей необходимо только при помощи приспособления, не допускающего ее переливания, обязательно в два лица.
Электролит следует подготавливать в специальной емкости. Лить кислоту в дистиллированную воду следует тонкой струей периодически помешивая раствор. Запрещается при приготовлении электролита вливать воду в кислоту.
Аккумуляторы, приготовленные к заряду, должны быть соединены в батарею посредством плотно прилегающих зажимов или наконечников, обеспечивающих надежный электрический контакт и исключающий возможность искрения. Запрещается соединять аккумуляторы в батарею проволокой.
Требования безопасности при аварийных ситуациях <#"justify">В случае попадания серной кислоты на кожу или в глаза немедленно смыть ее обильной струей воды, затем промыть 1% раствором питьевой соды, сообщить мастеру.
В случае попадания щелочи на кожу или в глаза немедленно смыть ее обильной струей воды и промыть 3-х % раствором борной кислоты, сообщить мастеру.
При получении травмы обратиться в медпункт депо, к товарищу по работе и сообщить о случившемся мастеру.
После окончания работы все инструменты и индивидуальные средства защиты, применяемые во время работы, промыть, высушить, убрать в отведенное для этого место.
Привести в порядок служебное помещение.
О всех замечаниях по работе аккумуляторного отделения доложить мастеру электроцеха ПТС.
Рабочую спецодежду повесить в шкаф, умыться или принять душ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном курсовом проекте было рассмотрено назначение, состав и характеристика участка ТО-3. Определен фонд рабочего времени ( явочная и списочная численности). Была определена программа участка, расчетным путем были определены размеры участка, площадь и объем, численность рабочих и составлено штатное расписание.
В данном курсовом проекте отдельным разделом представлена экономическая часть, в которой рассчитывается: зарплата работников участка, определяется потребность в материалах и запчастях. Составляется план эксплуатационных расходов, в котором рассчитываем дополнительную заработную плату и отчисления на соцстрахование, отчисления на социальные нужды производственного персонала, расходы по форменной одежде, расходы по технике безопасности и производственной санитарии, содержание и ремонт оборудования, изобретательство и рационализация, подготовка кадров, зарплата аппарата управления, прочие расходы.
Годовая программа 700 вагонов в год.
Откорректированная программа участка составила 946 вагона.
План эксплуатации расходов участка ТО-3 составил 7 422 048,56 руб. Себестоимость единицы ремонта 7845,72 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Типовой технологический процесс подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс ТК-140-1986 г
.Инструкция осмотрщику вагонов ЦВ-ЦЛ-408 1996 год
.Инструкция по техническому обслуживанию электрооборудования № 021 ПКБ ЦЛ-2007 РЭ
.Системы контроля нагрева букс пассажирских вагонов. Руководство по эксплуатации014 ПКБ ЦЛ -00 РЭ -2000 г
.Инструкция электромеханику пассажирского поезда № 0020-99 ПКБ ЦЛ
.Инструкция по техническому обслуживанию поездного радиоузла № 329 ПКБ ЦВ
.Инструкция для оперативно-ремонтного персонала обслуживающего электроустановки напряжением до 1000 В, ИОТ 18-ВЧ-4 -001-06.
.Инструкция по эксплуатации электрического и комбинированного отопления пассажирских и почтово-багажных поездов ЦЛ \ 64 -ЦТ \ 14 1996 г
.Руководство по ремонту полупроводниковых блоков № 379 ПКБ ЦВ
.Электрическое оборудование пассажирских вагонов (руководство по ремонту) 030 ПКБ ЦЛ -03РК 2004г.
.Правила техники безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании и ремонте вагонов МПС, 1992 г
.Типовая инструкция по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в пассажирском хозяйстве ТОИ Р -32 -ЦЛ -800-00 2000 г
.Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО -112, 1999 г
.Приказы, указания МПС, ФПД, РДОП.
.Оформление и комплектация технологической документации на предприятиях и в организациях вагонного и пассажирского хозяйства РТМ 32 ЦБ-200-87)
. Б.В.Быков Устройство и техническое обслуживание пассажирских вагонов М.: Желдориздат, 2006. - 344 с.
. Б.В.Быков Технология ремонта вагонов. М.: Желдориздат, 2001. - 560 с.10
. Вагоны пассажирские и грузовые колеи 1520 мм. Отраслевой каталог. М.: Желдориздат, 2004
. Е.А. Клочкова Охрана труда на железнодорожном транспорте. Учебник для ССУЗ. М.: Маршрут, 2004 - 412 с.
. А.Е. Зорохович, А.З. Либман. Ремонт электрооборудования пассажирских вагонов. М.: Транспорт,
21. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине Экономика отрасли для специальности 190304 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Установки и электрические аппараты вагонов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Параметры батарей
НаименованиеТип батареи26 ВН-440-02 56 ВН-440-0226 ВНЦ-440 56 ВНЦ-440TL8в-320 TL10в-44013х13Гт4В390 28х13Гт4В39056PzS(М)-350Количество электролита заливаемого в один аккумулятор, кг10,38,8146,55,57Уровень электролита над предохранительным щитком, мм20 - 301510-2030-5530-55Плотность заливаемого электролита при 30ºС, кг/см31,261,26-1,281,281,26±0,011,27Конечное напряжение при заряде первой ступени,В2,42,42,42,42,4Максимальная температура электролита при заряде, ºС,4545454748Тренировочный цикл: ступени заряда, А: первая вторая 60 30 60 30 50/651 25 62 24 70 35Плотность электролита при 30ºС в конце заряда, кг/см31,28±0,0051,27-1,281,251,26±0,011,28Разрядный ток пяти часового режима, А507065/8017870Конечное напряжение при разряде, В1,71,81,751,71,7Максимально допустимый ток при разряде, А1209053,3/66,61150130Емкость, А·ч440350/400*320/4001390350* Параметры десяти часового разряда. 1 - Числитель дроби - для батареи TL 8 в - 320 знаменатель дроби - TL 10 в - 440
Приложение Б
Параметры батарей
НаименованиеТип батареи40ТНЖ-250-У2 84ТНЖ-250-У240ТНЖ-300П-У2 84ТНЖ-300П-У240ТНЖ-350-У2 40ТНЖ-350-У240ВНЖ-300-У2 84ВНЖ-300-У213х3-13К-375-НАК-375Количество электролита заливаемого в один аккумулятор, кг3,63,5-44,54,23,54,2Уровень электролита над предохранительным щитком, мм25-3545-5515-3045-5540-5560Режим заряда: ток, А время, ч тренировочный цикл контрольный цикл 65 12 6 75 12 6 90 10 6 75 12*/10** 8*/6** 80 7 7 85 7 7Режим разряда: тренировочный цикл ток, А время, ч контрольный цикл при токе пяти часового разряда, А 50 5 50 60 5 60 70 5 70 60 5 60 75 5 75 75 5 75Напряжение в конце разряда не менее, В: на аккумуляторе на батарее 1,0 40/841 1,0 40/821 1,0 39,2/82,51 1,0 39/821 1,0 82,5 1,0 82,5Емкость, А·ч250300350300375375* Для батарей смонтированных из аккумуляторов, поступивших с завода ** Для батарей смонтированных из аккумуляторов, после ремонта или эксплуатации. 1Числитель дроби - для батарей напряжением 50 В. Знаменатель дроби - для батарей напряжением 110 В.
Приложение В
Соотношения объемов дистиллированной воды и электролита плотностью 1.40 г/см³, для получения электролита плотностью 1.21 г/см³.
№ п/пОбъем электролита Р = 1.40 (Л)Объем добавленной дистил. воды (Л)1.1.00.952.2.01.903.3.02.854.4.03.805.5.04.756.6.05.707.7.06.658.8.07.609.9.08.5510.10.09.50
Приложение Г
Соотношения объемов дистиллированной воды и электролита плотностью 1.40 г/см³, для получения электролита плотностью 1.23 г/см³.
№ п/пОбъем электролита Р = 1.40 (Л)Объем добавленной дистил. воды (Л)1.1.00.852.2.01.703.3.02.554.4.03.405.5.04.256.6.05.107.7.05.958.8.06.809.9.07.6510.10.08.50