Шифр
прибора
|
Наименование
прибора
|
Количество
|
Примечание
|
ВГ-1Б
|
Основной
прибор
|
1
|
---
|
АМГ-212
|
Агрегат
питания
|
1
|
Для
судовой сети 3, 220В, 50 Гц
|
АМГ-222
|
|
1
|
Для
судовой сети 3, 380В, 50 Гц
|
ПМТ-1111
|
Магнитный
пускатель
|
1
|
---
|
ВГ-2Б
|
Прибор
питания
|
1
|
---
|
ВГ-3В
|
Штурманский
пульт (корректор-транслятор)
|
1
|
---
|
19Н-1(19Н)
|
Репитеры
для пеленгования
|
2
|
---
|
38Н-1(38Н)
|
Информационный
репитер
|
2
|
---
|
20М(21Г)
|
Пелорус
|
2
|
---
|
15М
|
Разветвительная
коробка
|
1
|
---
|
ВГ-6
|
Сигнальный
прибор
|
1
|
---
|
23К
|
Курсограф
|
1
|
---
|
---
|
Амортизатор
|
1
|
---
|
ПГК
-2
|
Пеленгатор
оптический
|
2
|
---
|
В арктическом варианте комплектации вместо
прибора ВГ-ЗВ используют прибор ВГ-ЗБ.
В дополнение к приборам 19Н-1(19Н) возможно
применение прибора 19НД, который представляет собой пеленгаторный репитер с
датчиком пеленга. Для установки этого прибора в состав комплекта должен входить
пелорус 20К-11.
Перечисление всех систем, входящих в состав
гирокомпаса, с указанием назначения и состава систем. Подробное описание
системы питания (АМГ-202).
В основном приборе ВГ-1Б размещены несколько
самостоятельных по назначению систем:
гироскопический чувствительный элемент 15
(гиросфера) и система его подвеса;
двухканальная система косвенного управления
стабилизированным гироблоком, сообщающая ему свойство избирательности по
отношению к меридиану, и преобразующая его в чувствительный элемент
гирокомпаса;
двухканальная следящая система;
система термостабилизации гирокомпаса;
система ускоренного приведения гироблока в
меридиан;
блок выработки компенсационных сигналов для
минимизации статического дрейфа гироскопа.
Элементы ряда систем гирокомпаса находятся в
разных приборах. К ним относятся:
блок питания гирокомпаса с пускорегулирующей
аппаратурой, элементы которой размещены в агрегате АМГ 212(222), магнитном
пускателе ПМТ-1111, приборе питания ВГ-2А и основном приборе ВГ-1Б;
блок коррекции девиаций гирокомпаса
(обусловленных действием гироскопических моментов), элементы которого размещены
в приборах ВГ-ЗВ и ВГ-1Б;
система трансляции курса к потребителям; к ней
относятся репитеры, курсограф, разветвительная коробка, блок трансляции в
приборе ВГ-ЗВ и датчик курса в приборе ВГ-1Б;
контрольно-сигнальная система, элементы которой
присутствуют в основном приборе (на корпусе, на гироблоке, в усилителях), в
сигнальном приборе ВГ-6 и в приборах ВГ-2Б, ВГ-ЗВ;
система автоматической компенсации
азимутального, дрейфа гироблока размещена в приборах ВГ-6 и ВГ-ЗВ.
В блок питания гирокомпаса входят: агрегат
АМГ-212, прибор питания ВГ-2Б и магнитный пускатель ПМТ-1111.
Агрегат АМГ-212(АМГ-222) предназначен для
преобразования трехфазного судового тока частотой 50 Гц напряжением 220 (380) В
в трехфазный переменный ток частотой 500 Гц и напряжением 120 В.
Прибор питания ВГ-2Б предназначен для включения
гирокомпаса, выработки необходимых напряжений, защиты основных цепей и контроля
исправности электросхемы.
Снаружи в нижней части корпуса 6 прибора (рис.
2.15) установлены кнопки 4(2SB2) "Пуск" и 5(2SB1) "Стоп",
предназначенные для пуска и остановки гирокомпаса. Также там присутствует
переключатель 3(2S1) "Контроль", на три положения, с помощью которого
вольтметр 2(2PV1) подключают к различным фазам тока, питающего гироблок. На
крышке прибора смонтированы световые табло 10 (" 110 В 50 Гц"), 9
("Система") и 8 ("Агрегат"). Помимо этого на крышке
предусмотрено окно 1 для наблюдений за показаниями счетчика 18(2РТ),
регистрирующего время наработки гирокомпаса.
Внутри корпуса прибора (рис. 2.16) размещены три
понижающих трансформатора - 14(2Т4), 15(2ТЗ) и 16(2Т5), с которых снимается
трехфазное напряжение 40 В 500 Гц для гироблока.
Трансформатор 11(2Т2) служит для рабочего
обогрева гироблока. Трансформатор 12(2Т1) подает питание сигнальным табло и
лампам подсветки в приборах ВГ-1Б, ВГ-2Б, ВГ-ЗВ. Трансформатор 13(2Т6)
обеспечивает током систему сигнализации о неисправностях схемы.
На плате 17(П2) установлены счетчик 18(2РТ), два
реле - 19(2К1) и 20(2К2).
На обратной стороне панели П2 укреплены:
конденсатор 2СЗ, резисторы 2R1, 2R4, 2R5 и 2R6, выпрямители 2V1-2V8, реле 2КЗ,
контакты которого 2КЗ. 1 блокируют кнопку 4(2BS2) "Пуск".
Под платой П2 размещен блок термостабилизатора
БТС, который относится к системе обогрева гироблока. Блок БТС подключен к схеме
прибора с помощью штепсельного разъема 21. В секции 26 установлены реле времени
27(2КТ) и кнопка 29(2SB3). Несколько выше секции 26 размещена плата 28 с
предохранителем F15 в цепи магнитного пускателя ПМТ.
В секции 25 можно производить контроль токов
ТПГ. Здесь находятся контрольные гнезда 2XS5-2XS6, 2XS7-2XS8, 2XS9-2XS10.
Секция 24 имеет предохранители для защиты
устройств прибора ВГ-1Б. Предохранители F1 и F2 защищают цепь рабочего обогрева
гироблока, а предохранитель F5 - цепь форсированного обогрева. Предохранители
F3, F4 и F9 защищают от перегрузки обмотки всех реле, питающихся током 24 В (от
500 Гц), двигатели 1М1 и 1М2, а также усилители 1А1 и 1А2 прибора ВГ-1Б
соответственно. Предохранители F6, F7 и F8 защищают гироблок. Предохранители
секции 23 защищают от перегрузки цепи штурманского пульта ВГ-ЗБ. Предохранители
F11 и F10 защищают усилитель ЗА1 и двигатель ЗМ1 соответственно. Предохранители
F13 и F14 защищают цепи однофазного тока 50 Гц 110 В, а предохранитель F12 -
цепи однофазного тока 120 В 500 Гц. В обоих случаях эти цепи, в основном,
относятся к репитерным системам гирокомпаса.
В секции 22 нижней платы размещены контрольные
гнезда 2XS1- 2XS2, 2XS11-2XS12 для проверки линий питания реле и цепей обогрева
гироблока. Гнезда 2XS3-2XS4 позволяют при нажатой кнопке 29(2SB3) проверить
величину сопротивления 1R4 в гироблоке.
Подготовка ГАК «Вега» к пуску
Перед включением питания необходимо провести
внешний осмотр всех приборов, проверить надежность соединения штепсельных
разъемов, наличие всех предохранителей и сигнальных ламп.
В приборе ВГ-1А :
открыть колпак и убедиться, что индекс N на
гироблоке обращен в сторону уровня установочного кольца, а пузырек уровня
отклонен не более чем на одно деление от среднего значения;
если карданов подвес заарретирован, необходимо
извлечь штифт вертикального карданова кольца, ослабить винты втулок, вывинтить
и снять стойки вместе со втулками, закрыть колпак и снятые детали убрать в ЗИП;
переключатель режимов схемы установить в
положение «Подготовка»;
риску на рукоятки резистора «Скорость
приведения» совместить с риской на корпусе прибора.
В приборе ВГ-2А :
убедиться, что шкала реле времени установлена на
420 с;
переключатель «Контроль» установить в крайнее левое
положение.
В приборе ВГ-3А :
переключатель режимов работы установить в
положение «Гирокомпас»;
шкалу скорости установить на нуль;
шкалу широты установить на отсчет,
соответствующий наименованию и широте места;
переключатель следящей системы установить в
положение «Следящая система».
В приборе 23Т :
установить курсограмму, поджать стопорную гайку;
установить шкалу курса и курсовое перо на отсчет
шкал курса прибора ВГ-3А;
установить переключатель «Приемник курса» в
положение «Включено»;
установить рукоятку часового привода в положение
«Стоп».
Показания всех репитеров согласовать с
показаниями шкал прибора ВГ-3А.
Для включения гироазимуткомпаса при
ошвартованном судне необходимо выполнить следующие действия :
На распределительном щите :
Включить переключатели «3-50 Гц 220 В» и «50 Гц
110 В», при этом начнет работать ревун прибора ВГ-3А.
В приборе ВГ-2А :
нажать кнопку «Пуск», при этом загорается табло
: «Пуск», «Подготовка» на приборе ВГ-1А; «50 Гц 110 В», «Агрегат», «Система» на
приборе ВГ-2А; «Подготовка» на приборе ВГ-3А (если какое - либо табло не
загорелось, гироазимуткомпас следует выключить);
проверить напряжение в трех фазах питания
гироблока, используя для этого вольтметр и переключатель «Контроль» (напряжение
должно быть 40+\-4 В).
В приборе ВГ-1А :
отметить момент времени, когда погаснет табло
«Пуск» (примерно через 3-5 мин. после срабатывания термореле 1ВК3). В этот
момент автоматически подается питание на стабилизирующие двигатели, что
сопровождается характерным «рывком» шкалы прибора ВГ-1А. Если этот рывок не
наблюдается или шкала не начнет вращаться с большей частотой, гироазимуткомпас
следует выключить. Если через 40 мин. после включения корпус прибора ВГ-1А не
начал нагреваться или не гаснет табло «Пуск», температурный режим гироблока
нарушен и гироазимуткомпас тоже подлежит выключению. Через 5 мин после
выключения табло «Пуск» осторожно снять колпак прибора ВГ-1А и убедиться в том,
что отклонение пузырька уровня не превышает 1-1,5 деления. Затем убедиться в
том, что пузырек уровня возвращается в это же положение после отклонения
установочного кольца с гироблоком от вертикали на 15-20°. После этого колпак
поставить на место и закрепить;
через 10 мин после погасания табло «Пуск»
переключатель режимов работы поставить в положение «Работа». С этого момента
прибор начинает работать в режиме гирокомпаса, а в приборах ВГ-1А и ВГ-3А
загораются табло «Гирокомпас» и гаснут табло «Подготовка».
В приборе 23Т :
включить часовой привод курсографа, поставив его
рукоятку в положение «Пуск»;
отрегулировать подогрев перьев. С этого момента
времени курсограф регистрирует (при надежно ошвартованном судне) кривую
затухающих колебаний гтрокомпаса.
В приборе ВГ-3А :
установить переключатель «Следящая система» в
положение «Отключено»;
снять отсчет курса со шкал прибора ВГ-3А и
проверить, насколько показания курсографа и всех репитеров согласуются с этим
отсчетом;
после согласования показаний репитеров
переключатель поставить в положение «Следящая система».
Ускоренное приведение в меридиан. Если
отклонение чувствительного элемента от меридиана превышает 3°, то можно
выполнить ускоренное приведение его в меридиан. Эту операцию следует
осуществить после погасания табло «Пуск». Движением гироблока управляют с
помощью рукоятки «Скорость приведения», поворачивая ее в нужную сторону. Когда
против курсовой черты прибора ВГ-1А установиться значение истинного курса,
рукоятку возвращают в среднее положение.
Кривая затухающих колебаний
Полученные данные:
φ,
˚
|
T,
мин
|
f
|
45
|
_____
|
___
|
Паспортные данные:
φ,
˚
|
T,
мин
|
f
|
45
|
107,0
|
2,8
|
Согласно полученным данным делаем вывод, что
гироазимуткомпас не пригоден в навигационном отношении, т.к. фактор затухания
должен быть больше 3, что б гироблок установился автоматически в меридиан при
любом отклонении за 6 часов.
Оценка погрешностей гирокомпаса «Вега» и их
влияние на точность судовождения
Оценка возможной погрешности в определении места
судна, полученного способом пеленгования двух береговых ориентиров в условиях,
когда гирокомпас вследствие состоявшегося маневрирования имеет инерционную
девиацию.
Широта
φ
|
Азимут
А2
|
Расст.
L
|
Скорос.
V1=V2
|
Курс
до манёвра КК1
|
Курс
до манёвра КК2
|
Длител.
манёвра
|
Комп.
пеленг ориент. О1 КП1
|
Комп.
пеленг ориент. О2 КП2
|
Время
t2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75
|
84
|
10,0
|
19,0
|
010
|
150
|
10,0
|
132
|
227
|
11
|
Составили программу по формулам :
Где
В1=-В2=1743×10-8 см-1×с
(от широты не зависят); параметры m=0,02565 c-1 (от широты не зависит);
n=0,0003875 с-1 (от широты не зависит). Значения В3 и q см. в таблицах:
j
|
0
|
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
75
|
80
|
В3
(см-1×с)
|
635×10-8
|
698×10-8
|
741×10-8
|
823×10-8
|
965×10-8
|
1258×10-8
|
1750×10-8
|
2511×10-8
|
В3=1750×10-8см-1×с
j
|
0
|
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
75
|
q
(c-1)
|
1.064×10-3
|
0.98×10-3
|
091×10-3
|
0.82×10-3
|
0.70×10-3
|
0.54×10-3
|
0.43×10-3
|
=0.43×10-3 c-1
При расчетах будем иметь в виду, что в течении
времени маневра t1=t, а после окончания маневра значение t1 остается фиксированным,
а значение t непрерывно растет.
Рассчитали суммарную инерционную девиацию в
интервале времени от t = 0 до t = 7200 сек. (с шагом Δt
= 180 сек.)
t,
сек
|
0,0
|
180
|
360
|
540
|
720
|
900
|
1080
|
1260
|
1440
|
1620
|
1800
|
δ,
o
|
-0.52
|
1.53
|
1.31
|
1.09
|
0.89
|
0.70
|
0.53
|
0.38
|
0.24
|
0.12
|
0.01
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t,
сек
|
2520
|
2700
|
2880
|
3060
|
3240
|
3420
|
3600
|
3780
|
3960
|
4140
|
4320
|
δ,
o
|
-0.29
|
-0.33
|
-0.37
|
-0.40
|
-0.42
|
-0.43
|
-0.44
|
-0.44
|
-0.44
|
-0.43
|
-0.42
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t,
сек
|
5040
|
5220
|
5400
|
5580
|
5760
|
5940
|
6120
|
6300
|
6480
|
6660
|
6840
|
δ,
o
|
-0.36
|
-0.34
|
-0.32
|
-0.30
|
-0.27
|
-0.25
|
-0.23
|
-0.21
|
-0.19
|
-0.17
|
-0.15
|
Суммарная инерционная девиация
В соответствии с заданным значением времени
t2=11 мин найдем величину
δj(факт.)= 1,0˚.
Произвели оценку возможной погрешности в
значении поправки гирокомпаса при ее определении по навигационным створам в
условиях, когда после маневра судна существует инерционная девиация.
№
вар.
|
Широта
места манёвра
|
Компасный
курс КК
|
Скорость
до манёвра V1
|
Скорость
после маневра V2
|
Длительность
манёвра, мин
|
Момент
времени t2
|
9
|
60
|
355.0
|
5.0
|
20.0
|
10.0
|
20.0
|
Инерционная девиация, равноускоренное движение,
t1=15 мин.
Используя табл. №10 инерционной девиации,
равноускоренного движения для времени маневра 15 мин. построили кривую
суммарной инерционной девиации гирокомпаса «Вега» для стандартного маневра ΔVN
= -25 узл.
Т
|
0
|
5
|
10
|
15
|
20
|
25
|
30
|
35
|
40
|
45
|
50
|
55
|
60
|
0,0
|
0.5
|
0.9
|
0.7
|
0.4
|
0.2
|
0.0
|
-0.1
|
-0.3
|
-0.3
|
-0.4
|
-0.4
|
-0.4
|
Т
|
65
|
70
|
75
|
80
|
85
|
90
|
95
|
100
|
105
|
110
|
115
|
120
|
-0.4
|
-0.3
|
-0.3
|
-0.2
|
-0.2
|
-0.1
|
-0.1
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.0
|
0.1
|
Погрешность гирокомпаса
Выбрали δj(табл.)
= 2,4˚ на заданный момент времени t2 = 20 мин. после начала маневра.
Определили фактическую величину девиации δj(факт.)
= - 1,4˚, пересчет производили по формуле :
Оценили погрешность ξΔГК,
допущенную в определении величины поправки гирокомпаса в момент времени t2 = 15
мин. по формуле : xDГК= -dJ(факт.)(t2)= 1.4˚.
Так как фактическое значение
инерционной девиации составило δj(факт.) = - 1,4˚, то делаем
вывод, что т.к. время после маневра, по истечении которого инерционная девиация
станет пренебрежимо мала, составляет 120 мин , то место судна следует
определять минимум по трём пеленгам, но лучше использовать дистанции для ОМС в
этот промежуток времени.
Произвели оценку возможной величины
поперечного линейного сноса (бокового смещения) судна, возникающего с
результате появления инерционной девиации гирокомпаса при маневрировании.
По формуле поперечного сноса судна
при управлении по ГАК «Вега» :
№
вар.
|
7
|
j
|
75
|
КК1=КК2
|
340
|
V1
|
5.0
|
V2
|
21.0
|
T1
|
10
|
t,
сек
|
0,0
|
180
|
360
|
540
|
720
|
900
|
1080
|
1260
|
1440
|
1620
|
1800
|
1980
|
d,
o
|
-1.5
|
-13.0
|
-38,7
|
-33.5
|
-50.8
|
-65.1
|
-76.5
|
-85.4
|
-91.9
|
-96.4
|
-98.9
|
-99.9
|
t,
сек
|
2520
|
2700
|
2880
|
3060
|
3240
|
3420
|
3600
|
3780
|
3960
|
4140
|
4320
|
4500
|
d,
o
|
-91.0
|
-86.5
|
-81.5
|
-75.9
|
-70.0
|
-63.8
|
57.5
|
-51.1
|
-44.8
|
-38.4
|
-32.2
|
-26.2
|
t,
сек
|
5040
|
5220
|
5400
|
5580
|
5760
|
5940
|
6120
|
6300
|
6480
|
6660
|
6840
|
7020
|
d,
o
|
-9.5
|
-4.5
|
0.2
|
4.6
|
8.7
|
12.5
|
16.0
|
19.2
|
22.1
|
24.7
|
27.0
|
29.0
|
Суммарный снос
Используя полученную кривую нашли величины d1max
= 30.84 в 7200сек. и d2max = -99.9 в 1800сек. и ½d1max½+½d2max½=
130,7.
Анализ неисправностей ТСС и методика их
устранения
Курсовая шкала после погасания табло «ПУСК» быстро
вращается.
Реле времени включено, а гироскоп не
разгоняется.
Признаки
неисправности
|
Возможная
причина неисправности
|
Способ
обнаружения и устранения неисправности
|
1.
Курсовая шкала после погасания табло «ПУСК» быстро вращается.
|
Мала
выдержка реле времени.
|
Установить
шкалу реле времени на отсчёт 210 - 300 с.
|
2.
Реле времени включено, а гироскоп не разгоняется.
|
Ток
третьей фазы трёхфазного тока напряжением 40 В, частотой 500 Гц через
предохранитель FU3 не поступает на гироблок.
|
Заменить
предохранитель FU3.
|
Список литературы
Учебное
пособие Гирокомпас «Вега». Ред. В.В. Воронов, А.В. Яловенко. Москва, В/О
«Мортехинформреклама». 1988 г.
Учебник
«Технические средства судовождения» Теория. Ред. Е.Л.Смирнов, А.В. Яловенко,
А.А. Якушенков. Москва, «Транспорт» 1988 г.
Учебник
«Технические средства судовождения» Конструкция и эксплуатация. Ред. В.В.
Воронов, В.К. Перфильев, А.В. Яловенко. Москва, «Транспорт» 1988 г.