Проблемы бизнес-туризма
Введение
В наше время каждый четвертый из
десятков миллионов человек, ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в
поездки - ближние и дальние, краткосрочные и длительные, - делает это по
служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми
разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом.
Деловой туризм играет важнейшую роль
в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее
интеграции в мировой рынок. С каждым годом деловые, культурные и научные связи
между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловая
коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск
партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через
PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это
деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм - это
один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и
конгрессах, через бизнес-образование. Деловой туризм - это одно из важнейших
условий успешного бизнеса. Всё это говорит об актуальности выбранной темы.
Целью курсовой работы является
разработка предложений по совершенствованию организации бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group».
Реализация поставленной цели потребовала
решения следующих задач:
. Изучить теоретические основы
бизнес-туризма как динамичного сектора экономики.
. Провести анализ организации
бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group».
. Разработать предложения по
совершенствованию организации бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group».
Для решения поставленных задач были
использованы следующие подходы и методы исследования: системный подход;
сравнительно-описательный и статистический методы, а также методы маркетинговых
исследований, состоящих в анализе вторичных данных на основе внутренних и
внешних источников информации об организации (внутренних отчетов компании,
отчетов о продажах, жалоб и предложений потребителей, СМИ, публикаций
исследовательских и консалтинговых фирм, тематических и отраслевых сайтов сети
Интернет и др.).
Объектом исследования курсовой
работы стало ЗАО «Nicko Travel Group». Предметом исследования являются проблемы развития
бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group».
Курсовая работа состоит из введения,
трех разделов, выводов и предложений и списка использованной литературы.
Во введении автор обозначил
актуальность выбранной темы, определил цели и задачи курсовой работы, выявил
объект и предмет исследования. В первом разделе автор рассмотрел теоретические
основы бизнес-туризма как динамичного сектора экономики, привел его понятия и
виды. Во втором разделе - проанализировал организацию бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group». В третьем -
разработал предложения по совершенствованию организации бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group».
В курсовой работе рассмотрено
многообразие определений понятия «бизнес-туризм». Практическая значимость
работы заключается в том, что она дает возможность рассмотреть бизнес-туризм
как динамичный сектор экономики страны, выявить факторы, влияющие на его развитие,
а также разработать стратегию развития бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group», что позволит усилить
его конкурентоспособность на рынке фирм, специализирующихся на организации
бизнес-туризма.
Для написания работы были
использованы труды таких зарубежных специалистов в области географии мирового
хозяйства, мировой экономики и страноведения, как Дж. Боуэн, Ф. Котлер, К.
Купер. Среди отечественных разработчиков данной темы следует отметить А.В.
Бабкина, А.П. Дуровича, А.А. Самойленко. Также были использованы тематические
журналы, Интернет-ресурсы, документы организации.
1. Теоретические основы
бизнес-туризма как динамичного сектора экономики
.1 Понятие и виды
бизнес-туризма
туризм бизнес
организационный
Бизнес-туризм, или деловой туризм,
по определению А.А. Самойленко - одно из направлений туристического бизнеса по
организации деловых мероприятий (семинаров, встреч, посещения предприятий и
выставок, конференций, презентаций, пресс-конференций, поездок по изучению и
обмену опытом). Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина
среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или
руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием
является владение английским языком [12, c.32].
Любопытно, что в английском языке,
который является международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин
tourism в сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное
понятие - business travel. Специалисты вместо понятия «бизнес-туризм» часто
используют английский термин-аббревиатуру - MICE, точно отражающий структуру
этого вида туризма: Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions - Деловые
встречи/Инсентив-туризм/Конференции/Выставки [23].
«Всемирная туристская организация»
определяет деловой туризм как поездки «со служебными целями без получения
доходов по месту командирования» [11, c.67]. Таким образом, деловой туризм подразделяется на собственно
деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей,
конгрессно-выставочный туризм и инсентив-туризм (поощрительные поездки для
сотрудников).
Конгрессно-выставочный туризм
является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Это
деятельность, связанная с организацией конгрессов, выставок, ярмарок,
конференций и прочих мероприятий. По статистике ВТО, доля
конгрессно-выставочного туризма в общем объеме деловых поездок составляет
10-12%. Ученые, бизнесмены, врачи, деятели культуры, туризма и других отраслей
охотно принимают участие в подобных мероприятиях, чтобы получить свежую информацию,
увидеться с коллегами, обменятся с ними мнениями и опытом, провести переговоры,
отвлечься от привычной обстановки и приобщится к предлагаемой культурной
программе [4, c.64].
Объединение конгрессов и выставок
указывает на то, что это понятия родственные: конгрессный туризм представляет
собой разновидность выставочного. Различия проявляются в составе групп и
требованиях, предъявляемых к инфраструктуре принимающей стороны. В частности,
одним из основных условий развития конгрессно-выставочного туризма является
международное признание принимающего направления. Обычно страны, успешно
развивающие у себя конгрессно-выставочный туризм, имеют репутацию лидеров в
научно-технических направлениях. Важным условием для привлечения участников
конгрессно-выставочных мероприятий является степень экономического развития
страны и особенно уровень развития новых технологий, транспортной
инфраструктуры, средств связи, гостиничной базы. Участие в выставке -
мероприятие затратное, учитывая стоимость площадей, перевозки оборудования,
командировку стендистов и прочие расходы, поэтому решение принимается после
предварительного анализа преимуществ, которые такое мероприятие способно дать
(выход на новый рынок с высоким потребительским потенциалом, налаживание связей
с новыми партнерами, продвижение продукта на рынке). Конгрессные мероприятия
мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и
требовательный состав участников, ориентируются на эксклюзивное обслуживание
[4, c.66].
Конгрессный туризм имеет одну
отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик:
правительство, отдельные министерства, крупные корпорации, холдинги.
Мероприятия, организуемые на правительственном уровне, способны во много раз
увеличить свою привлекательность, поэтому многие организаторы конгрессов
пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов.
Несмотря на продолжающийся рост
популярности азиатско-тихоокеанского направления, 80% рынка конгрессного
туризма приходится на Европу, где сосредоточены лучшие профессиональные кадры,
имеется богатая традиция проведения этих мероприятий (Франция, Великобритания,
Германия, а также США). Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной
деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон,
Нью-Йорк, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург.
Названные города имеют соответствующую материально-техническую базу и
располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей
[2, c.132].
Помимо организации и проведения
конференций и семинаров, конгресс-туризм включает предоставление широкого
спектра дополнительных услуг по питанию, размещению, организации культурной
программы. Первое и основное требование, предъявляемое организаторами к
гостинице, - емкость номерного фонда, достаточная для того, что бы все
собравшиеся на конгресс представители проживали в одном отеле. Иногда группа
участников конгресса может составлять тысячу и более человек. Учитывая другие
брони, а так же тот факт, что деловые гости предпочитают одноместное
размещение, можно сказать, что список гостиниц, соответствующих поставленным
требованиям, становится предельно мал [4, c.70].
Выставочное движение набирает силу
во всем мире. Увеличивается число выставок и ярмарок, расширяются их география
и круг участников, становится более разнообразной направленность. В настоящее
время проводятся специализированные выставки гостиничного и ресторанного
хозяйства, спортивного, экологического, познавательного,
лечебно-оздоровительного и конгрессного туризма, ярмарки туристического и
спортивного инвентаря и т.д. За короткий срок этот сегмент туристического рынка
стал одним из самых крупных и стабильных.
Наряду с поездками на конгрессы и
выставки деловой туризм включает инсентив-туры. Понятие «incentive» (англ.) трактуется как
побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки,
которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели
в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, проведение
выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив-туров:
индивидуальные туры и выездные семинары, конференции, дилерские школы [8, c.106].
Первый инсентив-тур был проведён в
1910 г. в США компанией «National Cash Register Company of Danton». Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в
Нью-Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования
поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. ХХ века благодаря началу
полетов гражданских реактивных самолетов [8, c.109].
Инсентив-туризм преследует несколько
целей:
) презентация и продвижение нового
продукта или услуги;
) повышение производительности и
качества;
) создание дилерской и агентской
сети;
) формирование лояльной и сплоченной
команды.
В зависимости от целей выделяют 3
вида инсентив-программ: поощрительные программы, мотивационные программы и
построение команды (team building).
Инсентив-программа - это лучшее
средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена,
клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время [7, c.65].
Отличительной особенностью
инсентив-программ является то, что они разрабатываются исключительно
индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассные
размещение и обслуживание.
В настоящее время США являются
основным «поставщиком» премированных туристов. На их долю приходится 60%
поездок в Европу по линии инсентива. О популярности инсентив-туров в США
говорит опережающий рост расходов американских компаний на поощрительный туризм
по сравнению с затратами на материальное стимулирование труда работников.
Предпочтительными направлениями поощрительных туров из США считаются Мексика,
Великобритания, страны Азии и др.
Вознаграждение поездкой получает все
большее распространение в Европе. Практика показывает, что инсентив-туры
являются лучшим стимулятором к труду по сравнению с любым потребительским
товаром. В Великобритании на них приходится 2/5 общей суммы расходов фирм на
вознаграждение своих сотрудников, во Франции и Германии - почти половина.
Стоимость инсентив-туров варьируется от 500 до 1500 долларов США и даже выше на
человека, а продолжительность - от трех до семи дней. Маршруты поощрительных
поездок пролегают преимущественно по территории европейских стран: Франции, Испании,
Швейцарии, Австрии, Кипра, а так же США и островам Карибского бассейна [4, c.73].
По данным европейской ассоциации по
инсентив-туризму SITE, среди основных стран-поставщиков поощряемых туристов по-прежнему
лидируют США (около 60%), Великобритания (20%) и Германия (11%). В последние
годы выросло число инсентив-посетителей из Японии. Что касается российских
инсентив-групп, то их в Европе единицы.
Доминирующим сегментом на рынке
инсентив-туризма остаются групповые поездки. Число туристов в инсентив-группе
может колебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп
численный состав не превышает 10 человек. Инсентив-группы комплектуются из
работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего
руководящих уровней, а так же рядовых потребителей, например, постоянных
покупателей. Состав инсентив-групп включает в себя руководящий персонал (31%),
менеджеров по продажам (20%), потребителей (26%), агентов и дистрибьюторов
(14%) [4, c.74].
С расширением рынка инсентив-туризма
появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они
оказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ
стимулирования трудового коллектива. Действенность этой системы поощрения не в
последнюю очередь зависит от того, насколько удачно выбран маршрут путешествия.
Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их
возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам.
Поэтому турфирма часто предваряет свою работу наблюдением за потенциальными
клиентами. Наиболее известными туристическими фирмами, организующими
поощрительные туристические поездки, в США являются «Е.Ф. МакДоналд Тревел
Компани», «Мариц Тревел Компани» и «Топ Вэлью Интерпрайзис» [4, c.75].
В простейшем случае инсентив-тур -
это обычный тур с проживанием в четырёх- или пятизвездочном отеле и насыщенной
экскурсионной программной. Такие стандартные программы, как ни странно, больше
всего заказывают американские туристы. Существует и другая разновидность
инсентива, когда программа поездки строится в соответствии с какой-то главной
идеей. Инсентив-операторы предлагают на выбор, как правило, 20-30 программ по
каждой стране. Это может быть турнир по гольфу для инсентив-группы в загородном
клубе, прогулка на воздушном шаре, пикник на альпийской вершине, круиз с
музыкально-танцевальными вечерами, питейный или гастрономический тур. Эксперты
отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее. В ХХI веке он станет главной формой
поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства [5, c.119].
Таким образом, деловой туризм очень
многогранен. Свыше 73% его объема составляют корпоративные поездки (так
называемый corporate travel). Сюда же относятся и инсентив-туры - поездки,
организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников, занятых в основном
продвижением и продажей производимого этой компанией товара. Поездки, связанные
с участием в съездах, конференциях, семинарах под эгидой политических,
экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций,
составляют около 16% рынка делового туризма. И, наконец, 11% объема делового
туризма занимают поездки с целью посещения торгово-промышленных выставок,
ярмарок и участия в их работе.
Иногда бывает довольно сложно
провести грань между различными видами делового туризма, так как участие в
конференции может одновременно рассматриваться и как поощрение (инсентив-тур),
и как работа (конгрессный туризм), а проведение встреч и переговоров во время
выставки или конференции - характерный признак бизнес-туризма. Инсентив-поездки
могут стать дополнением профессиональных встреч, предшествуя или следуя за
основным мероприятием.
1.2 Проблемы развития
бизнес-туризма в мире
Ежегодно в мире совершается свыше
100 млн бизнес-поездок. Их территориальное распределение характеризуется
крайней неравномерностью. Большая часть турпотоков со служебными целями
направляется в Европу. Стремительно развивается бизнес-туризм на американском
континенте. Каждая 8-я поездка в Новом Свете совершается со служебными целями.
Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику.
Поток деловых туристов набирает силу
в Латинской Америке. Увеличивается число прибытий со служебными целями в
Парагвай, Гватемалу, Коста-Рику. В Юго-Восточной Азии популярностью пользуются
Сянган, Сингапур и Тайвань [12, c.245].
В Африке и на Ближнем Востоке
деловой туризм развивается неравномерно. Подъемы и спады в динамике прибытий
зависят главным образом от политической ситуации в регионе. Начало 90-х гг.
было относительно спокойным как на африканском континенте, так и на Ближнем
Востоке, где набирало силу движение за мир. По мере стабилизации положения
разворачивалась деловая активность. В последние несколько лет политическая
обстановка на Ближнем Востоке накалилась до предела. С осени 2000 г. Израиль
живет на пороге полномасштабной войны. Естественно, это повлекло за собой спад
не только познавательного, лечебно-оздоровительного и религиозного туризма, но
и делового.
В Африке высокие темпы роста
бизнес-туризма показывали Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в
абсолютном выражении лидировали Египет, Южно-Африканская Республика и Марокко.
На Ближнем Востоке основные потоки деловых людей устремлялись в нефтедобывающие
страны (Саудовскую Аравию и др.), а также в Израиль и Иорданию [4, c.78].
Во второй половине 90-х гг.
политическая ситуация обострилась. Эскалация напряженности на Ближнем Востоке,
серия террористических актов в Африке (гибель туристов от рук исламских
фундаменталистов в Египте, взрывы у американских посольств в Кении и Танзании)
привели к спаду в деловом туризме. Перспективы его развития в обоих регионах
неясны.
Занимая первое место в мире по числу
прибытий и расходам на деловой туризм, Европа тем не менее постепенно
утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристического рынка. Основной
«поставщик» бизнес-туристов в Европе - Германия. Среди европейских государств,
принимающих потоки деловых людей, выделяются также Великобритания, Франция,
Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным
городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии
каждое 10-е прибытие осуществляется с деловыми целями, в Великобритании -
каждое 3-е [2, c.213].
По данным, полученным в результате
исследования, которое провела консалтинговая компания Mercer, самым благоприятным
в мире городом для делового туризма является Цюрих. Следом за ним идут еще один
швейцарский город Женева, австрийская столица Вена, канадский город Ванкувер и
новозеландский - Окленд.
При составлении рейтинга специалисты
Mercer учли около сорока параметров, в том числе уровень жизни населения,
социальную стабильность, безопасность, климатические условия, состояние
окружающей среды, развитие инфраструктуры, здравоохранения и культуры, а также
доступность товаров и услуг.
Наиболее благоприятными признаны
условия в городах Европы и Австралии. Наихудшие показатели - у стран третьего
мира. Нижнюю строчку занимает Багдад. Немногим лучшие оценки получили
африканские города Браззавиль, Банги и Хартум. Российские города не попали в
первые 50 позиций основного рейтинга. Однако в прилагаемом обзоре отмечается,
что Москва занимает 201-е место по качеству медицинских услуг и санитарным
условиям. Санкт-Петербург, Новосибирск и Казань получили более высокую оценку,
нежели российская столица, заняв соответственно 184-е, 182-е и 174-е места,
пишет Lenta.ru [22].
Западные компании давно освоили
такой вид проведения мероприятий как бизнес-туризм. Выездные конференции,
семинары, тренинги - прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Это
не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала,
установление деловых связей, но и способ укрепить корпоративный дух команды,
инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять
настроение участникам. Российские бизнесмены, оглядываясь на западных коллег,
тоже начинают задумываться о возможностях делового туризма. Вот только
возможностей этих пока маловато [3, c.322].
На российском рынке этот сектор
турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Круг
отечественных туроператоров, специализирующихся исключительно на
бизнес-туризме, достаточно компактен. Причем практически все компании
ориентированы на организацию деловых поездок за рубеж. Пока российские
туроператоры настроены скептически. Деловой туризм как отдельное направление
предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в
первую очередь на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой тур или
организовать коллективный выезд в рамках направления «индивидуальный туризм»,
но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно.
Среди основных игроков рынка - ВАО «Интурист», КМР Group, «Компания МОСКО»,
«Академсервис ДМС», «Спутник Тревел Клаб», «Бизнес-центр Планета Тур», а также
представительства крупных западных сетевых концернов American Express, Euro
Lloyd. Отдельный сектор составляют компании, специализирующиеся на бронировании
билетов и отелей для бизнес-поездок - «Аэро Клуб», «Инна Тур», Infinity Travel
[15].
В создании инфраструктуры въездного
бизнес-туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги - в
Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и
бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации,
расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта
тенденция легко объяснима - за последние годы бизнес-туризм превращается в одну
из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии.
В России популярность поездок на
выставки очень высока, а доля «чистого» инсентива практически равна нулю. При
этом если в мировом турпотоке доля бизнес-туристов составляет 25-30%, то в
России - менее 20%. В то же время абсолютно другое распределение демонстрируют
Москва и С.-Петербург, где во въездном потоке доля бизнесменов приближается к
60%.
Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с
деловыми целями. В 2007 году их было более 1 млн. человек. Объемы международных
контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего
приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство
комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей (как правило, категорий
4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве,
Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи,
Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым
годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и
конгресс-туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов [2, c.57].
Гораздо хуже обстоит ситуация в
регионах. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически пришла в
негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного
туризма, привлеченного так называемой «русской экзотикой». Стоимость транспортных
услуг также не может составить конкуренцию. Для сравнения: перелет на озеро
Байкал обойдется в 400$, в то время как поездка на поезде, например, до Варшавы
стоит 100$. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в
лучшем положении: если вы вдруг захотите провести бизнес-семинар в российской
глубинке, соблазнившись низкими ценами на аренду и питание, то, скорее всего,
можете столкнуться с такими проблемами, как отсутствие подходящего зала для
мероприятия, наличие компьютеров, организация интернет и мобильной связи. Еще
одной проблемой является то, что немногие российские компании могут позволить
себе дорогостоящие корпоративные выезды. В основном организуются разовые
деловые поездки в страны, где работают основные партнеры компании [14].
В любом случае, бизнес-туризм по
России может быть весьма прибыльным направлением, но это пока только в очень
далекой перспективе. В России проводится не только множество крупных
международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам
производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга
посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и России. В то же
время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых
фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые
сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические
фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные -
транспорт, размещение, питание, экскурсии - но и специфические услуги: собрать
информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы,
организовать встречу и пр. Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Им
туркомпания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.
Особенностью бизнес-туризма является то, что бизнес-туристы оставляют в стране
гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует
примеру многих стран мира и почти каждый год принимает у себя тот или иной
международный форум [10, c.90].
Таким образом, бизнес-туризм
сформировался как самостоятельная ветвь современного туризма в последние
десятилетия прошлого века и представляет собой поездки за границу для участия в
работе различных выставок, конференций, симпозиумов, посещения предприятий и
фирм-партнеров.
Инфраструктура делового туризма
включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию,
платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек
вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе
своего бизнеса.
Бизнес-туры предусматривают
организацию как индивидуальных, так и корпоративных поездок. Отдельной услугой
бизнес-туризма становятся инсентив-туры - поощрительные поездки работников
компании, которые могут быть совмещены с профессиональными тренингами и
профильным обучением, выступая в качестве дополнительной мотивации.
Бизнес-туризм из года в год обретает
все большую популярность среди россиян. Этот вид туризма оптимально совмещает
приятное с полезным: он позволяет одновременно заключить очередную сделку и
расслабиться несколько дней в новой обстановке.
Как показывают маркетинговые
исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых
экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а
порой даже увеличивает свои объемы.
2. Анализ организации
бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group»
.1 Краткая
характеристика ЗАО «Nicko Travel Group»
ЗАО «Nicko Travel Group», основанное в 1991
году, является одним из лидеров российского рынка делового туризма, признанным
экспертом по организации деловых поездок и мероприятий. Высокий профессионализм
сотрудников, многолетний опыт работы и большие возможности компании позволяют
ей предоставлять клиентам качественный сервис по организации бизнес-встреч,
инсентивов, корпоративных мероприятий и отдыха.
Отвечая потребностям клиентов, ЗАО «Nicko Travel Group» стремится к расширению
географии предоставления услуг по единым стандартам качества.
Центральный офис компании находится
в Москве. С 2007 года в регионах действуют 7 филиалов: в Санкт-Петербурге,
Казани, Киеве, Краснодаре, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Новосибирске, -
которые позволяют обслуживать более 600 корпоративных клиентов.
В 2005 г. Nicko Travel Group была
номинирована на главный приз международной выставки EIBTM '05 за организацию
корпоративных инсентивных программ. В 2008 г. - получен международный
сертификат качества ISO 9001:2000; Nicko Travel Group стала лауреатом в
категории «Лучшая программа инсентив-туризма» в международном конкурсе EIBTM.
В декабре 2008 года ЗАО «Nicko
Travel Group» подписала трехлетний контракт с компанией Travelport GDS - одной
из крупнейших в мире глобальных распределительных систем, лидером в области
предоставления IT-услуг и программного обеспечения для турбизнеса.
По своей организационно-правовой
форме «Nicko Travel Group» - закрытое акционерное общество. ЗАО «Nicko Travel Group» является юридическим
лицом, имеет круглую печать и штампы со своим наименованием (эмблемой), свой
торговый знак, расчетный и иные счета в банках, другие реквизиты, необходимые
для хозяйственной и иной деятельности; ведет бухгалтерский учет и
статистическую отчетность. Высшим органом управления в компании является общее
собрание акционеров; руководство текущей деятельностью осуществляется
генеральным директором. Компания включает в себя пять подразделений, каждое из
которых нацелено на выполнение определенных задач корпоративного обслуживания.
Компания действует на основании
Устава, в котором указано полное и сокращенное фирменное наименование, сведения
о месте нахождения общества, права акционеров, сведения о структуре и
компетенции органов управления общества и порядок принятия ими решений,
сведения о размере уставного капитала, о филиалах и представительствах общества
и т.д.
Офис компании в Набережных Челнах
находится по адресу: 423800, пр-т Сююмбике, 19/01; директор филиала - Крюкова
Ирина Александровна.
2.2 Анализ организации
бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group»
ЗАО «Nicko Travel Group» -
профессиональный помощник в организации деловых поездок и командировок. Своей
отличительной чертой Nicko Travel Group считает инновационный подход к развитию
бизнеса: внедрение новых технологий, непрерывная разработка IT-продуктов,
интересных клиенту, привлечение альтернативных стратегий к освоению рынка,
формирование гибких внутренних бизнес-процессов, повышающих эффективность
работы компании.
В комплекс услуг ЗАО «Nicko Travel
Group» входит:
бронирование авиабилетов;
выписка железнодорожных билетов;
бронирование отелей;
автотранспортное обслуживание;
обслуживание в VIP залах аэропортов;
бесплатная доставка документов;
предоставление аналитических
отчетов.
Благодаря сотрудничеству с компанией
Nicko Travel Group клиент получает возможность:
) экономии времени и средств за счет
взаимодействия с одним поставщиком всех вышеперечисленных услуг, вместо работы
с несколькими подрядчиками;
) экономии средств за счет
формирования наиболее выгодного пакета услуг, а также получения от компании
аналитических финансовых отчетов;
) гибкой системы оплаты заказанных
услуг.
Сегодня компания Nicko Travel Group
работает в пяти основных направлениях, каждое из которых нацелено на выполнение
определенных задач корпоративного обслуживания.
. «Nicko Business Line» - отдел
деловых поездок. Подразделение состоит из профессиональных менеджеров,
обслуживающих корпоративных клиентов в области командировок и деловых поездок.
В комплекс услуг входит бронирование и выписка авиа и железнодорожных билетов,
бронирование гостиниц, VIP обслуживание, встречи и проводы в аэропортах,
экскурсионное обслуживание и прочие услуги, необходимые для организации
командировки сотрудников клиента.
2. «Nicko Visa Service
Center» - центр
визовых услуг. Единый центр предоставления всех услуг, связанных с оформлением
выезда российских граждан за рубеж, а также въезда и пребывания иностранных
граждан на территории РФ.
. «Nicko Conference and Incentives»
- отдел корпоративных мероприятий, занимающийся организацией конференций,
семинаров и инсентивных поездок, мероприятий, посвященных запуску новых
продуктов.
. «Nicko Forum» - отдел
конгрессно-выставочных и массовых мероприятий. Подразделение занимается
организацией крупномасштабных мероприятий, проводимых ассоциациями, отраслевыми
министерствами, научно-исследовательскими институтами, общественными
организациями и партиями, спортивными федерациями и комитетами,
административными и городскими структурами и другими государственными и коммерческими
организациями.
. «Nicko Tours» - отдел
индивидуальных поездок, разрабатывающий эксклюзивные маршруты, опираясь на опыт
путешественников и предлагая клиентам самые новые, самые интересные и самые
необычные виды поездок.
От профессиональной работы персонала
здесь зависит всё: какое впечатление останется у гостя от пребывания в городе,
от работы с данной компанией; вернется ли он сюда за новым контрактом, если
заключаемая сделка по каким-то причинам сорвется; порекомендует ли туристскую
организацию своим коллегам. Характеристика персонала ЗАО «Nicko Travel Group» представлена в таблице
2.2.1.
Таблица 2.2.1. Характеристика
профессиональных качеств персонала ЗАО «Nicko Travel Group»
№ п/п
|
Должность
|
Образование
|
Специальность
|
Стаж работы сфере туризма
|
Владение английским языком
|
1
|
Менеджер отдела деловых поездок
|
Высшее
|
Менеджер по туризму
|
5 лет
|
Свободное владение
|
2
|
Менеджер отдела визовых услуг
|
Высшее
|
Менеджер организации
|
3 года
|
Элементарный уровень
|
3
|
Менеджер отдела корпоративных мероприятий
|
Высшее
|
Менеджер по туризму
|
3 года
|
Не владеет
|
4
|
Менеджер отдела конгрессно-выставочных мероприятий
|
Высшее
|
Менеджер по туризму
|
4 года
|
Средний уровень
|
5
|
Менеджер отдела индивидуальных поездок
|
Высшее
|
Менеджер организации
|
2 года
|
Средний уровень
|
Таблица 2.2.1. показывает, что все
сотрудники ЗАО «Nicko Travel Group», занимающие руководящие должности, имеют высшее образование. По
специальности «менеджер по туризму» в компании работает 3 человека, 2
руководителя имеют лишь общее менеджерское образование. Следует отметить, что в
компании сотрудники, получившие специальность «менеджер делового туризма»
отсутствуют. Средний стаж работы персонала в сфере туризма от 2 до 5 лет.
Владение персоналом английским языком не соответствует требованиям работы в
сфере делового туризма. Свободно говорит на английском лишь один человек,
уровень знаний языка остальных сотрудников недостаточен и требует улучшения.
Nicko Travel Group является единственным в Набережных Челнах туристским
предприятием, специализирующимся на организации деловых поездок. В числе
корпоративных клиентов компании - такие организации нашего города, как ОАО
«Камаз», компания «Bohem LLC», компания «Delko», ООО «ИнтурВолга». С каждым годом число клиентов ЗАО «Nicko Travel Group» значительно
увеличивается (см. рис. 2.2.1.).
Рис. 2.2.1. Рост числа корпоративных
клиентов ЗАО «Nicko Travel Group» (2006-2008 гг.)
Из рисунка видно, что за исследуемый
период наметилась положительная динамика роста числа корпоративных клиентов ЗАО
«Nicko Travel Group» в г. Набережные Челны, количество которых к началу 2009 года
увеличилось в 3 раза по сравнению с 2006 годом. Диаграмма указывает на
возрастание значимости деловых поездок, а соответственно и деятельности
компании Nicko Travel Group, особенно в 2008-2009 гг. в связи с нестабильной ситуацией в
условиях мирового экономического кризиса.
В 2008 году компания получила право
на использование Знака городского проекта «OPEN City», цель которого - сделать
комфортной жизнь иностранцев в городе. Необходимость в этом возникла в связи с
серьезно увеличивающимся количеством иностранцев, посещающих город Набережные
Челны в деловых или туристических целях. Динамика деловых поездок в г.
Набережные Челны представлена на рис. 2.2.3.
По данным статистических
исследований администрации города Набережные Челны, количество поездок с
деловыми целями в наш город с каждым годом увеличивается. Рис. 3 показывает,
что бум деловых визитов пришелся на 2008 год: число приезжих выросло примерно в
2 раза по сравнению с 2006 годом. Бизнесмены Набережных Челнов также активно
выезжают за пределы города. Всё это объясняется настоящей экономической
ситуацией в мире. В условиях кризиса и нестабильности компаниям необходимо
налаживать деловые связи как с отечественными, так и зарубежными партнерами по
бизнесу.
С 2002 по 2008 год филиал Nicko
Travel Group в городе Набережные Челны организует поездки делегацией ОАО
«КАМАЗ» на Финиш Ралли «Дакар», а также деловые поездки в Германию. Компания
Nicko Travel Group оказывает помощь менеджерам КАМАЗа в проведении переговоров
с представителями ряда немецких компаний, которые осенью 2008 года выразили
интерес к продукции камского автогиганта. Среди немецких партнеров ОАО «КАМАЗ»
следует назвать такие фирмы, как Hüller,
Liebherr, Dürr, G.W.B., RBL, WABCO Automotive Products Group. В свою очередь, известные немецкие производители MAN, Volkswagen и
Daimler Chrysler, наоборот, закупают на КАМАЗе изделия литейного и кузнечного
производств и периодически направляют в наш город свои делегации.
Кроме представителей немецких
компаний, Набережные Челны также активно посещают делегации из таких стран
Дальнего Зарубежья, как Китай, Япония, Италия. Все они стремятся наладить
перспективное сотрудничество с предприятиями нашего города в целях создания
совместных бизнес-проектов и обмена технологиями и информацией. На рис. 2.2.3.
показаны объемы деловых туристов из других регионов России, стран Дальнего и
Ближнего Зарубежья, посетивших наш город в 2008 году, а также количество
жителей Н. Челнов, выехавших в 2008 г. за пределы города с деловыми целями.
Рис. 2.2.3. Объемы въезда и выезда
бизнес-туристов в г. Набережные Челны (2008 г.)
Из рисунка видно, что за 2008 г. наш
город посетило в общей сложности 13994 человека, из которых 54% - приезжие из
других регионов России, 41% приходится на деловые поездки представителей стран
Ближнего Зарубежья. Что касается Дальнего Зарубежья, то из Н. Челнов в 2008
году в эти страны выехало 2712 человек, что в 4 раза больше количества
прибывших в наш город представителей данных стран. Страны Ближнего Зарубежья
также популярны у наших граждан, за 2008 г. в них было совершено 30% от общего
числа деловых поездок.
На основании проведенного анализа
можно сделать вывод, что город Набережные Челны с каждым годом становится все
более экономически привлекательным для бизнес-туристов из-за рубежа.
Представители многих компаний нашего города также осознают потребность в поиске
новых рынков, партнеров для инвестиций и активно выезжают с бизнес-целями за
границу. Периоды экономического спада и кризиса, когда бизнесмены особенно
остро ощущают потребность в услугах ЗАО «Nicko Travel Group» как предприятия сферы
делового туризма, позволяют ему во много раз увеличить объемы продаж, привлечь
большое число клиентов.
2.3 Факторы, снижающие
эффективность организации бизнес-туризма
в ЗАО «Nicko Travel Group»
Автор работы проанализировал
деятельность ЗАО «Nicko Travel Group» в области организации бизнес-поездок. В ходе анализа были
выявлены сильные стороны компании, обеспечивающие ей конкурентные преимущества
на рынке предприятий, специализирующихся на организации деловых туров, а также
ряд недостатков, снижающих эффективность организации бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group».
Главными достоинствами ЗАО «Nicko Travel Group» автор считает,
во-первых, многопрофильность деятельности компании - клиент получает
возможность работать с одним поставщиком полного комплекса услуг, экономя свое
время и средства, кроме того, благодаря использованию в своей работе IT-системы бронирования, Nicko Travel Group увеличивает свою
эффективность и производительность. Во-вторых, компания находится в партнерских
отношениях с различными транспортными ассоциациями и сотрудничает со многими
отелями и гостиничными сетями, что позволяет ей предоставлять своим клиентам
услуги по более низким ценам. В-третьих, ЗАО «Nicko Travel Group» - это компания с давно
сформировавшимся положительным имиджем, имеющая множество наград и номинаций в
сфере своей деятельности. Всё это помогло сформировать постоянную клиентскую
базу, которая с каждым годом значительно увеличивается.
На основе анализа деятельности ЗАО «Nicko Travel Group» автор выявил 3
основных фактора, которые отрицательно воздействуют на работу организации и
препятствуют ее успешному функционированию.
Одним из них является отсутствие в
ЗАО «Nicko Travel Group» Службы Маркетинга. Компания сформировала свою клиентскую базу и
продвигает только те направления, страны, отели, услуги, по которым она может
предложить наиболее выгодные условия. Иными словами, ЗАО «Nicko Travel Group» просто поставила свой
бизнес «на конвейер», не принимая во внимание тот факт, что запросы клиентов,
отправляющихся в зарубежные поездки по делам, намного более разнообразные, чем
запросы обычных отдыхающих. В нашем городе большое количество предприятий
различных сфер бизнеса - крупные и мелкие - которые всё более интенсивнее
выезжают за рубеж в поисках новых рынков и партнеров для инвестиций. Но, как
видно из анализа, Nicko Travel Group выделила так называемые популярные направления (Германия, Италия,
Китай) и специализируется исключительно на них. Как показал анализ деятельности
ЗАО «Nicko Travel Group» большое количество представителей бизнеса города Н. Челны
активно выезжают не только в страны Дальнего, но и Ближнего Зарубежья. Компания
не собирает информацию о структуре рынка, динамике его изменений, не проводит
регулярный мониторинг удовлетворенности клиентов.
В городе Набережные Челны нет ни
одной туристской компании, которая могла бы составить конкуренцию ЗАО «Nicko Travel Group» в организации деловых
поездок и мероприятий, и это лишает потребителей права выбора. Отсутствие
конкуренции, которая всегда является мощным стимулом для компании стать лучше,
в значительной степени влияет на разнообразие и новизну оказываемых Nicko Travel Group услуг.
По мнению автора, в организации
также особенно актуальна проблема подготовки кадров. Анализ деятельности
организации показал, что штат компании Nicko Travel Group составляют
квалифицированные кадры, тем не менее уровень профессиональной подготовки
сотрудников остается недостаточным из-за несовершенных стандартов образования.
Сейчас практически в каждом вузе открыта специальность, дающая возможность
работать в сфере туризма. Однако система обучения в них довольно общая,
стандартная и отдельной специальности «Деловой туризм» в российских вузах нет.
Сотрудники ЗАО «Nicko Travel Group» - это люди со специальностями «менеджер по туризму» или просто
«менеджер организации», но нет ни одного узкопрофильного специалиста, чья
квалификация позволяла бы работать непосредственно в сфере бизнес-туризма.
Многие считают, что туризм и деловой
туризм - почти одно и то же. На самом деле это два «параллельных мира», которые
практически не пересекаются. Разница между «неделовым» и деловым
туризмом заключается в том, сто в первом случае отправляют отдыхающих к морю, а
во втором - бизнесменов в командировки. В каждой отрасли приняты собственные
стандарты качества предоставляемых услуг, свои методы и стили работы, а значит,
и требования к подготовке и квалификации персонала.
Итак, наряду с большим количеством
преимуществ в работе ЗАО «Nicko Travel Group» в организации присутствуют и факторы, снижающие эффективность ее
деятельности. Автор обозначил две проблемы, которым компании следует уделить
особое внимание и принять меры по их устранению:
) отсутствие в ЗАО «Nicko Travel Group» Службы маркетинга;
) отсутствие в компании
узкоспециализированных кадров непосредственно для сферы бизнес-туризма.
. Разработка предложений
по совершенствованию организации бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group»
Для того чтобы ЗАО «Nicko Travel Group» стало лучшим
предприятием в сфере делового туризма и успешно функционировало на рынке
туристских услуг, автор предлагает разработать Программу совершенствования
организации бизнес-туризма в компании по двум направлениям, исходя из
выявленных проблем.
Проект
Программа совершенствования
организации бизнес-туризма
в ЗАО «Nicko Travel
Group»
1. Положение о Службе Маркетинга в
ЗАО «Nicko Travel Group»
.1. Общие положения
Настоящее Положение устанавливает в
общем виде цели и задачи Службы Маркетинга (далее по тексту «Служба»), состав,
обязанности, права и ответственность его сотрудников.
Службу Маркетинга возглавляет
Директор по маркетингу, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
распоряжением Генерального директора.
Постановка проблемы: в современных
экономических условиях способны выжить лишь те туристские организации, которые
наиболее адекватно реагируют на запросы рынка туристских услуг и состояние
макросреды. В деятельности ЗАО «Nicko Travel Group» очевидна необходимость создания специализированного отдела,
выполняющего функции сбора, обработки и анализа коммерческой информации - как
внутренней, так и внешней.
Служба Маркетинга - самостоятельное
структурное подразделение ЗАО «Nicko Travel Group», действующее на основе принципов и методов маркетинга, и подчиняющаяся
непосредственно его директору.
В своей деятельности Служба
Маркетинга руководствуется:
законами Российской Федерации;
постановлениями Правительства РФ;
уставом предприятия, правилами
внутреннего трудового распорядка, этическим кодексом и настоящим положением;
иными
организационно-распорядительными документами и инструкциями.
Ценность Службы Маркетинга
заключается в выработке стратегии поведения предприятия на рынке туристских
услуг.
.2. Цели и задачи Службы Маркетинга
Целями функционирования Службы
Маркетинга в ЗАО «Nicko Travel Group» является:
) внедрение концепции маркетинга в
деятельность всех подразделений ЗАО «Nicko Travel Group»;
) обеспечение выживаемости компании,
основанной на совершенствовании производства и реализации услуг, удовлетворении
потребностей и запросов потребителей;
) обеспечение роста продаж за счет
достижения превосходства над конкурентами;
) достижение установленных
показателей прибыли.
Задачи Службы Маркетинга ЗАО «Nicko Travel Group»:
) проводить маркетинговые исследования,
включая выделение и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики
спроса на туристские услуги, а также исследование возможностей и состояния
собственного предприятия;
) обеспечивать регулярный мониторинг
удовлетворенности клиентов: ввести в практику работы Службы Маркетинга
ежеквартальные опросы (анкетирование) клиентов о качестве предоставляемых
услуг;
) оперативно реагировать на
поступающие от клиентов претензии: претензии от клиентов должны немедленно
поступать руководителю Службы Маркетинга, который контролирует их устранение и
организует мероприятия по предотвращению их впоследствии;
) проводить регулярные внутренние
аудиты качества предоставляемых услуг: материалы внутренних аудитов
предоставляются руководству компании Nicko Travel Group и являются основой для
постоянного улучшения качества оказываемых услуг;
) прогнозировать состояние рынка,
динамику его изменений;
) организовывать работы по рекламе,
стимулированию сбыта и PR и оценивать их эффективность
) организовывать подготовку и
рассылку потенциальным заказчикам информационных материалов (рекламных
проспектов);
) организовывать работы по созданию
фирменного стиля предприятия;
) участвовать в работах по
организации внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами через совместные
предприятия и ассоциации;
) формировать спрос и стимулировать
сбыт туристских услуг;
) искать новые виды и формы расчетов
с потребителями и осваивать новые рыночные ниши;
) организовывать и проводить
маркетинговый контроль на предприятии.
.3. Организационная структура службы
Структура отдела определяется
возложенными на него задачами и спецификой предоставляемых предприятием услуг.
Структуру и штатную численность
Службы Маркетинга утверждает генеральный директор ЗАО «Nicko Travel Group» по представлению
директора Службы Маркетинга.
За выполнение отдельных функций
маркетинга отвечают менеджер по маркетингу и рекламе; менеджер по маркетинговым
исследованиям; менеджер по стимулированию и PR; дизайнер,
мерчендайзер.
.3. Оценка эффективности работы
Службы Маркетинга
) качество, своевременность и
глубину проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка и, как следствие,
точность разработанных прогнозов объема реализации туристских услуг на кратко-,
средне- и долгосрочные периоды;
) осуществление поиска потребителей
основных видов услуг предприятия, выявление основных причин отказа от
заключения договоров: качество, ассортимент, цена, порядок и форма оплаты,
степень выполнения договорных обязательств предприятием, уровень обслуживания
потребителей при продаже туристских услуг и др.
) качество и своевременность
выполнения работ в сфере разработки предложений по планированию и/или
совершенствованию ассортимента, рекламы, включая выставочную деятельность и
формирование имиджа предприятия, паблик рилейшнз и программ по стимулированию
сбыта в соответствии с утвержденными планами работ.
.4. Система оплаты труда сотрудников
Службы Маркетинга
Базовый оклад (тариф) - постоянная
составляющая заработной платы сотрудника, размер которой определяется штатным
расписанием.
Базовый оклад следует установить в
размере 20-40% от средней заработной платы сотрудника, которую он имел до
введения новой системы оплаты труда.
Персональная надбавка - денежное
вознаграждение, устанавливаемое каждому сотруднику по представлению
руководителя службы маркетинга в рамках утвержденного общего фонда на
персональные надбавки всем сотрудникам службы.
Размер персональной надбавки может
составлять 50-60% от базового оклада.
П.прог. - денежное вознаграждение
сотрудникам Службы Маркетинга за точность разработки реализации туристских
услуг на конкретный период времени. В случае если прогнозная оценка, данная
Службой Маркетинга, совпадает с фактическими данными по заключенным договорам
за тот же период, П.прог. плюсуется при расчете вознаграждения. В противном
случае эта же сумма вычитается.
.5. Права
Служба Маркетинга имеет право:
.5.2. Требовать и получать от
структурных подразделений предприятия материалы, необходимые для осуществления
деятельности Службы.
.5.3. Вести переписку по вопросам,
входящим в компетенцию Службы и не требующим согласования с руководителем
предприятия.
.5.4. Представлять предприятие по
вопросам, относящимся к компетенции Службы, во взаимоотношениях с
государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями,
организациями, учреждениями.
.5.5. Проводить и участвовать в
конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам маркетинга.
.5.6. Знакомиться и вносить
корректировки в планы разработки туристкой услуги в зависимости от конъюнктуры
рынка.
.5.7. Вносить предложения по
приостановке решений руководителей других подразделений, которые могут привести
к ухудшению позиций предприятия на рынках сбыта туристских услуг, повредить его
имиджу.
.5.8. Требовать соблюдения
фирменного стиля.
.5.9. Иметь доступ к базам данных
клиентов.
.5.10. Директор Службы Маркетинга
визирует все документы, связанные с деятельностью Службы (планы, договоры,
отчеты, сметы, справки и пр.).
.6. Ответственность
.6.1. За своевременное и
качественное выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением, а также
выполнение оперативных заданий дирекции.
.6.2. За своевременную подачу
достоверной маркетинговой информации руководству и подразделениям предприятия.
.6.3. За научно-экономическую
обоснованность рекомендаций по стратегии продвижения предприятия, по выбору
рынков сбыта и разработке новых видов туристских услуг.
.6.4. За обоснованный выбор средств
рекламы и стимулирования сбыта, эффективность их использования.
.6.5. Ответственность сотрудников
Службы Маркетинга устанавливается должностными инструкциями.
.6.6. На Директора Службы Маркетинга
возлагается персональная ответственность в случае:
несоответствия законодательству
издаваемых Службой инструкций, приказов;
необеспечения или ненадлежащего
обеспечения руководства предприятия информацией по вопросам работы Службы
Маркетинга;
несвоевременного, а также
некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия.
.8. Конечный результат
Конечным результатом настоящего
Положения является достижение ЗАО «Nicko Travel Group» высокой эффективности деятельности путем выработки и реализации
стратегии поведения предприятия на рынке туристских услуг, которая позволила
бы:
обеспечить выживаемость компании в
условиях постоянно изменяющейся окружающей среды;
обеспечить рост продаж за счет
достижения превосходства над конкурентами;
достичь высоких показателей прибыли.
. Стратегия развития персонала ЗАО «Nicko Travel Group»
.1. Создание на базе ЗАО «Nicko Travel Group» собственного
Корпоративного Университета
В современных вузах, готовящих
специалистов по туризму, отсутствует узкая специализация для конкретного вида
туристской деятельности. Данная проблема актуальна в ЗАО «Nicko Travel Group». Все сотрудники
компании - дипломированные специалисты в области туризма, однако уровень их
профессиональной подготовки не в полной мере соответствует требованиям,
предъявляемым к данному виду работы.
По мнению автора, многих проблем
удастся избежать с созданием на предприятии собственного базового учебного
заведения по подготовке кадров для индустрии бизнес-туризма - Корпоративного
Университета, функциями которого станет разработка программ обучения и
проведение обучения как для сотрудников компании «Nicko Travel Group», так и для ее будущих
кадров. Введение в курс Университета новых проектов позволит разработать
узкоотраслевые программы развития для сотрудников ЗАО «Nicko Travel Group», что значительно
повысит эффективность работы организации в целом.
Такой вуз должен иметь солидный
имущественный комплекс - свою учебную турфирму, гостиницу, ресторан для
прохождения студентами практики.
.2. Организация студенческой
практики
Автор считает, что для студентов,
будущих менеджеров ЗАО «Nicko Travel Group», целесообразно организовывать учебные туры по аналогии с
рекламными. С использованием групповых скидок в низкие сезоны такая поездка для
студента вполне доступна. Это позволит молодежи увидеть тур изнутри,
ознакомится с работой гостиницы, ресторана, транспортной компании.
.3. Непосредственное участие
менеджеров высшего звена Nicko Travel Group в учебном процессе
По мнению автора, представители
турбизнеса обязаны принимать непосредственное участие в учебном процессе и
заниматься студентами, подменяя преподавателей. Автор считает, что в высших
учебных заведениях следует ввести курсы современных технологий развития
туризма. Будущим менеджерам по туризму азы мастерства должны преподавать главы
туристской компании Nicko Travel Group.
Менеджерам ЗАО «Nicko Travel Group» стоит также принимать
непосредственное участие в организации студенческой практики. Студенческая
практика входит в учебную программу, туркомпания Nicko Travel Group как принимающая сторона
должна планировать и организовывать деятельность по приему и обучению
практикантов.
Такие меры, по мнению автора,
способны в значительной степени повысить качество образования и готовить
будущих сотрудников непосредственно для данной туристской организации.
.4. Изменение в ЗАО «Nicko Travel Group» системы продвижения
(ротации) персонала
На сегодняшний день выпускники
вузов, получающие специальность «менеджер по туризму», не понимают, что такое
туризм: многие из них просто хотят ездить по разным странам, некоторые хотят
стать директорами гостиниц. Большинство студентов видят себя по окончании вуза
в должности не ниже замдиректора туркомпании. Работать горничной желающих мало.
В этом состоит проблема туристской компании Nicko Travel Group: неподготовленность
персонала приводит к весьма неприятным последствиям.
Автор работы предлагает руководству
ЗАО «Nicko Travel Group» пересмотреть систему набора, отбора и ротации кадров,
ориентируясь на опыт западных компаний, где в порядке вещей начинать трудовую
деятельность дворником, швейцаром. Автор считает, что человек даже с высшим
образованием должен пройти низовые должности. Это идет на пользу новичкам, и
впоследствии они становятся толковыми руководителями.
Таким образом, руководству ЗАО «Nicko Travel Group» следует обратить
внимание на существующие проблемы компании. Автор работы предложил программу
совершенствования организации бизнес-туризма в компании посредством введения на
предприятии Службы Маркетинга и реализации Стратегии развития персонала,
ориентированной на узкопрофильное обучение с максимальным привлечением к
учебному процессу работодателя.
Выводы и предложения
Глобализация мировой экономики и
связанная с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей
превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся
отраслей мирового хозяйства, что позволило признать его экономическим феноменом
ХХ столетия. По данным исследований, увеличение оборота в этой сфере на один
миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. Стоит
отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в
среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как
показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в
периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает
менее всего и даже увеличивает свои объемы.
В качестве примера можно привести
такие актуальные события, как
межнациональные конфликты. Чем опаснее ситуация, тем более активные меры принимаются
для ее ликвидации - проводятся политические переговоры и консультации; в
«горячую точку» направляются международные наблюдатели и гуманитарные миссии.
При этом, естественно, об обычных туристических поездках в опасный регион нет и
речи. Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и
многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания
мощной индустрии услуг.
Бизнес-туризм в России напрямую
зависит от развития внутреннего туризма вообще, то есть само государство должно
быть заинтересовано в его развитии. В связи с выходом Российского бизнеса на
более высокие рыночные позиции все чаще возникает необходимость в оптимизации и
интенсификации деловых, научных и культурных связей. Бизнес-туризм здесь
призван способствовать расширению сферы бизнес-контактов, развитию
экономического потенциала России и её интеграции в мировое сообщество.
Международная классификация в
понятие делового туризма включает:
. Деловые поездки, контакты,
переговоры.
. Поездки, связанные с участием в
конференциях и семинарах.
. Поездки, связанные с участием в
выставках и ярмарках.
Таким образом, «деловой туризм» -
довольно своеобразное сочетание, поскольку понятие «туризм» ассоциируется с
отдыхом, а никак не с работой, но в данном случае получается «на отдых по
делам». Иными словами, деловой туризм - это сочетание приятного с полезным.
Правда, это утверждение будет верно только в том случае, если деловая поездка
будет организована грамотно, профессионально и на высоком уровне. Организация
деловых поездок - это совершенно особое направление в туризме. Не каждая
туристическая компания сможет взяться за организацию делового туризма,
поскольку в этой области нужны совершенно особые связи и наработки.
Автор работы проанализировал организацию
бизнес-туризма в ЗАО «Nicko Travel Group», выявил основные проблемы в деятельности компании и разработал
предложения по их устранению: введение на предприятии Службы Маркетинга и
реализация Стратегии развития персонала.
Рациональность нововведений в ЗАО «Nicko Travel Group» автор обосновывает
тем, что, организация делового туризма приносит компании огромные доходы. Более
того экономический спад и кризис, начавшийся в 2008 году, как нельзя лучше
способствует увеличению числа клиентов компании и, как следствие, резкому
возрастанию объема продаж.
Служба Маркетинга позволит
обеспечить выживаемость и конкурентоспособность ЗАО «Nicko Travel Group» посредством выхода на
новые рыночные ниши, прогнозирования динамики изменений рынка, организации
эффективных рекламных кампаний и таким образом обеспечить себе высокие
показатели прибыли.
Маркетинговая служба также позволит
решить проблему удовлетворенности гостей города туристским обслуживанием. В
Набережных Челнах нет должного взаимодействия туристского бизнеса и власти, что
в конечном итоге снижает эффективность деятельности компании Nicko Travel Group. Деловой туризм - это
всегда комплекс, система. Как бы ни старались организаторы делового тура,
разбитые дороги, отсутствие мест для парковки, плохое освещение на улицах
способны снизить эффект от удачных переговоров. И туркомпании самостоятельно
эти проблемы не решить. Организовав прекрасную туристскую организацию и не
поработав с персоналом, трудно будет встретить гостя как следует. И, затеяв тот
же ремонт дорог, надо бы заранее подумать о людях, которым этот ремонт причинит
неудобства сегодня, чтобы они понесли как можно меньше потерь.
Таким образом, сотрудники Службы
Маркетинга должны представлять предприятие по вопросам, относящимся к
компетенции Службы, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными
организациями.
ЗАО «Nicko Travel Group» - одна из
крупнейших туристских компаний, удерживающая часть рынка бизнес-туризма в
России, поэтому требует от сотрудников знаний и навыков на уровне мировых
стандартов. Взамен гарантирует высокие зарплаты и быстрый карьерный рост.
Когда на рынке труда возник спрос на
менеджеров по туризму, вузы мгновенно отреагировали на него. Однако профильные
вузы ориентированы на подготовку сотрудников для туризма, а не для индустрии
бизнес-трэвел: отдельной специальности «Деловой туризм» в российских вузах нет.
А существующие специальности дают слишком общую подготовку: с избытком теории и
явным недостатком практики. Основной причиной, мешающей готовить кадры для
делового туризма, называют недостаточное количество преподавателей с богатым
практическим опытом.
Именно поэтому для успешного
функционирования компании в области бизнес-туризма автор считает целесообразным
создание на базе ЗАО «Nicko Travel Group» собственного Корпоративного
Университета. Компания как принимающая сторона должна способствовать
организации студенческой практики. Топ-менеджерам ЗАО «Nicko Travel Group»
стоит принимать непосредственное участие в учебном процессе, подменяя
преподавателей и преподавая азы мастерства.
Список использованной
литературы
1. Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября
1996 года.
2. Александрова А.Ю. География
мировой индустрии туризма: учеб. пособие / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект
Пресс, 2007. - 336 с. - ISBN 985-6516-63-3.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. пособие / А.Ю.
Александрова - М.: Аспект Пресс, 2008. - 461 с. - ISBN 985-6316-34-2.
. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А.В.
Бабкин - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 252 с. - ISBN 978-5-222-13213.
. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес:
учебник / Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 348 с. - ISBN 5-8316-004-1.
. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович.
- 7-е изд., стер. - Минск: Новое издание, 2007. - 496 с. - ISBN 978-985-75-286-0.
. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство.
Туризм: зарубежный учебник / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. - Юнити, 2007.
- 1071 с. - ISBN 978-5-238-01263-6.
. Купер К. Современный туризм: учеб. пособие / К. Купер. - Elsevier Science, 2008. - 400 с. - ISBN 978-0-7506-6350-2.
. Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: учебник / Н.К. Моисеева -
М.: Аспект Пресс, 2009. - 496 с. - ISBN 967-954-432-234-0.
. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта:
возможности и реальность: учеб.-метод. пособие / О.В. Остроумов - Ростов н/Д:
Феникс, 2007. - 128 с. - ISBN 987-5-455-12324.
. Сенин В.С. Организация международного туризма: учеб. пособие /
В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 305 с. - ISBN 985-13-0627-4.
. Самойленко А.А. География туризма: учеб. пособие / А.А.
Самойленко; - Изд. 2-е - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 368 с. - ISBN 5-222-10153-3.
. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: учебник / А.Д.
Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 218 с. - ISBN 5-7695-1435-3.