История межевания и землеустройства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,48 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История межевания и землеустройства

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное и автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский металлургический колледж»








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Земельные имущественные отношения»

на тему: «История межевания и землеустройства»


Выполнила:

Студентка гр. ЗО-3.8

Васильева Ирина Владимировна





Самара

г.

Оглавление

Введение

Глава 1. История землеустройства в России до 18 века

.1 Землеустройство в России до середины 15 века

.2 Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III

.3 Реформы землеустройства второй половины 16 века

.4 Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках

Глава 2. Экономическое и политическое положение в России в 19-начале 20 века

.1 Реформа П.А. Столыпина

.2 Результаты реформы

Глава 3. Формирование системы землепользования в условиях земельной реформы 90-х гг. XX века в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальностью исследования данной темы является то, что земля является самым ценным и важным богатством. Землеустройство и межевание является одной из самых исторически «старых» проблем, так как, из древне земля, как природный ресурс, являлась самым важным элементом в жизни общества, именно из - за нее начинались войны, для того чтобы овладеть большей территорией. Внутри государства, земля так же играла важную роль, так как по тому сколько квадратных метров земли принадлежит одному человеку определялся и его статус в обществе. В настоящее время данная тема не потеряла своей актуальности, земля является таким элементом, который будет актуален всегда независимо от формы государства, его статуса. Если анализировать историю землеустройства и межевания, то можно увидеть, что на каждом этапе развития общества земля так же оставалась в центре внимания. Один вождь сменял другого, государство прогрессировало, возникали какие - то новые гражданско - правовые отношения, культура общества так же повышалась, но интерес к земле оставался прежний. На протяжении всей истории России, именно земельные отношения подвергались наибольшему реформированию.

Хотя землеустройство и начало путь своего развития с самого образования государства, но до настоящего времени еще не все проблемы решены при землеустройстве и межевании, осталось множество нерешенных вопросов. И они будут всегда, так как само общество и государство не стоят на месте они развиваются, создавая все новые формы землепользования. Поэтому исследование данной темя является наиболее актуальным на сегодняшний день.

Целью данного исследования является изучение нормативно - правового материала, а также исторической научной литературы, которая регулировала, и регулирует в настоящее время землеустройство и межевание.

Исходя из цели работы, перед исследованием можно поставить следующие задачи:

изучить историю землеустройства и межевания до 18 века;

рассмотреть экономическое и политическое положение России в начале 19 века;

формирование системы землепользования в начале 90-х годов 20 века.

Предметом данного исследования является землеустройство и межевание.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при землеустройстве и межевании.

Методологию данного исследования составили следующие методы познания: метод индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, исторический метод, логический метод, сравнительный метод.

Структура данной работы состоит из введения, трех глав, которые в совокупности содержат в себе шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. История землеустройства в России до 18 века

1.1 Землеустройство в России до середины 15 века

Возникновение землеустройства связано с возникновением самого государства, можно даже сказать, что они возникли одновременно, так как невозможно представить отдельное государство без его границ. Одной из главных частей землеустройства всегда было межевание. Межевание можно определить, как комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землевладений и землепользовании с выдачей документов, которые удостоверяют права на землю. Такие межевания необходимы для установления порядка и ясности в использовании земель, обложении землевладельцев и землепользователей земельным налогом. Поэтому они всегда находились под контролем государства.

В городах и посадах того времени преобладали ремесленники, купцы, служилые люди, многие из которых владели грамотой. Как правило, большинство из них вело в небольшом размере сельское хозяйство, что вынуждало их знать не только основы земледелия, но и сталкиваться с различными простейшими измерениями земельных участков.

Основной формой сельских поселений в Центральной Руси были деревни и починки (4-5 дворов), села (15-20 дворов). В лесостепной и степной полосе селения имели более крупные размеры. Крестьяне, которые были воспитаны еще в традициях язычества, и руководствовались обычным правом, не имели потребности в письменности и были абсолютно неграмотными. Княжеская же администрация нуждалась не только в элементарной грамотности, но и в знаниях иностранных языков, риторики, религиозных и философских учений, основ медицины, географии, навигации.

Удельные князья постоянно сталкивались с решением земельных вопросов. По их указанию наделяли землей, отводили земельные участки в натуре, разрешали земельные споры.

Русские князья брали пример пользовались византийской практикой по описанию земельных владений своих подданных. Это делалось из цели распределения податей, повинностей и дани. Такие описания проводились, как правило, княжескими служителями (писцами).

Этому свидетельствуют уставные грамоты князя Святослава 1137г. и смоленского князя Ростислава 1150 г., в которых распределение многочисленных княжеских доходов сделано по каждой местности, поэтому можно сказать, что такой описи подвергались большинство земель.

Особое развитие опись земель получила после того, как Русь попала под власть Золотой Орды. Татары применяли перепись всех земель и населения в целях взимания налога. Позже, после того, как Русь вышла из под власти Золотой Орды, такую практику переписи стали применять и русские князья.

Выполняя требования законодательства, повеления князя или духовных властей, решения судов, собраний горожан, княжеские служители делили и обмеряли землю, отводили и изымали земельные участки, устанавливали границы (межи) княжеских земель, между селениями и внутри них, отдельных участков. Эти уполномоченные князем люди (как правило, писцы) были, по сути, первыми землемерами. Они должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться в княжеских законах и владеть простейшими методами измерения.

С момента образования Русского государства в нем преобладало вотчинное землевладение. Вотчина представляла собой территорию, которой его владелец мог беспрепятственно распоряжаться: продавать, дарить, завещать, то есть владеть на праве полной собственности.

На Руси было три вида вотчин: наследственные (родовые), которые могли переходить из поколения в поколение в княжеских и боярских фамилиях; выслужные, которые были получены от князя (впоследствии от государя) за военные и иные заслуги; купленные, которые были приобретены феодалом у других феодалов за деньги.

Границы вотчины, как правило устанавливались по обоюдному согласию землевладельцев, а границами, как правило служили реки, ручьи, дороги, т.е. они носили естественный характер.

После того, как Русь освободилась от татаро - монгольского ига, началось быстрое объединение русских земель и образование единого государства. Присоединение удельных княжеств к Великому княжеству Московскому, централизация власти привели к усложнению функций управления земельными ресурсами. Нужно было произвести новую раскладку податей в казну, вследствие чего возобновились переписи и началось перераспределение земель. Переписи проводили особые чиновники, которые назывались «численниками», «пошлинниками» или писцами. Они описывали и исчисляли не только территорию княжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица.

1.2 Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III

С царствования Ивана III (1462-1505) начинается новый этап в организации межевания, который связан с введением поместной системы землевладения. Поместья предоставлялись государством служилым людям, в числе которых как правило были военные, на срок их службы и на определенных условиях. Обширная раздача таких владений Иваном III началась после завоевания Новгорода на вновь присоединенных землях. То же самое сделал его сын Василий (1505-1533) на псковских землях.

В состав поместья обычно включались земли, обрабатываемые крестьянами, с которых помещик собирал феодальную ренту.

Еще в XV в. в качестве единицы измерения земли на Руси была установлена десятина. Землю мерили «хозяйственными» десятинами (3200 кв. саженей), «сотенными» (10 000 кв. саженей) и др. В дальнейшем наиболее распространенной была десятина в 2400 кв. саженей (1,095га).

До конца XVI в. большинство крестьян еще не были закрепощены. Они свободно владели своими землями, за которую выплачивали князю посошную подать. Земли же черносошных крестьян находились, как правило, в общинном пользовании. Участки пашни и сенокосов распределялись между отдельными дворами и подлежали периодическому переделу. Пастбища использовались сообща. При переделах угодий, особенно пашни, община стремилась точнее учесть качество отдельных участков, как по плодородию, так и по удаленности от селения, и наделять каждый двор равнокачественной землей. Поэтому общинному землевладению были органически присущи такие недостатки, как чересполосица, мелко - и узкополосица, дальноземелье.

В XIII-XIV в. у крестьян было право свободного перехода от одного землевладельца к другому в течение всего года. В 1497г. Иван III в «Судебнике», первом со времен Киевской Руси общегосударственном своде законов, устанавливал определенный срок такого перехода - осенний Юрьев день (26 ноября по старому стилю). В дальнейшем в течение XVI и особенно в начале XVII в. государством принимались все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле (вплоть до их розыска и принудительного возвращения).

Большой удельный вес в Московском государстве занимало монастырское и церковное землевладение, с развитием центральной власти выделились дворцовые и государственные земли.

Дворцовые земли находились в феодальной собственности княжеской семьи, доходы от таких земель шли на содержание двора великого князя (царя). Доходы же, получаемые от государственных земель, шли в общегосударственную казну.

Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и земельные отношения в России оказываются сильно запутанными. Причинами такой путаницы, стало то, что не было ясности в том, сколько существует земель, количество определенных видов земель, таких как, государственные, монастырские, церковные, крестьянские. Так же отсутствовала информация о тех землях, которые были присоединены к России в первой половине XVI в. Все это тало причиной того, что опись земель перестала проводиться. Для разрешения такой проблемы необходимо было переписать все земли, всех владельцев, установить на каком основании или за какие заслуги они владеют данной землей. Выявить наиболее плодородные земли. Все это требовало немалых усилий.

1.3 Реформы землеустройства второй половины 16 века

Немалый вклад в развитие землеустройства был внесен Иваном IV (Грозным). Именно при нем стало широко практиковаться раздача земель за службу.

По записи 1550г. служилые люди делились на три статьи с поместными окладами в 200, 150 и 100 четвертей пахотной земли (одна четверть равнялась примерно 0,55 га). Царским писцам, которые проводили межевые действия, приходилось в этот период не только вновь отводить поместья, но и проверять отведенные ранее, чтобы изъять самовольно захваченные земли.

Наведение порядка в использовании земель потребовало от государства проведения специальных землеустроительных работ, которые получили название «писцовые описания». Но так как, при производстве таких работ осуществлялся целый комплекс землеустроительных работ по учету земель, установлению границ, оценке качества земель, правовому оформлению земельных участков, то, такие указанные действия можно назвать «писцовыми межеваниями». Этими работами ведал Поместный приказ, который являлся специальным учреждением центрального управления, образовавшееся во время царствования Ивана IV.

Через Поместный приказ предоставлялись земли служилым людям в поместное владение. Он вел земельные книги, которые назывались доточными, там записывалось, кому, где и за какую службу были даны земли. Здесь же осуществлялась регистрация перехода землевладений от одного лица к другому, разрешались в высшей инстанции земельные споры. В архиве приказа сосредоточивались дела и документы писцовых описаний.

Описания проводились писцовыми партиями (комиссиями), которые направлялись Поместным приказом из Москвы в отдельные города и округа. Они состояли из старшего писца (дьяка) и его помощников (подьячих). Местный воевода выделял в распоряжение партии отряд стрельцов в количестве 5-15 человек.

В 1556г. был составлен «Писцовый наказ» с приложением «землемерных начертаний». В первой половине XVI в. в России были проведены картографические работы: составлена первая карта, которая изображала Московию, а также карта Московского государства с частью Сибири и Татарии. Чуть позже была написана первая русская «геометрия» (геодезия), которая имела название: «Книга, именуемая геометрия, или землемерие радиксом и циркулем, глубокомудрая, дающая легкий способ измерять места самые недоступные, плоскости, дебри».

Для того чтобы иметь достоверные сведения о всей земле, писцами государства осуществлялись сплошные описания государства в целом. Такие работы назывались валовыми описаниями или валовыми межеваниями; они были проведены в XVII в. До этого времени были известны валовые писцовые описания 1592г.; по царскому указу от 1597г. землевладения, которые были записаны в писцовых книгах 1592 г., признавались бесспорными.

1.4 Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках

В начале XVII в. произошли большие изменения в землепользованиях. Такие изменения касались того, что многие земли незаконно приобретались и расхищались. В 1622г. был издан указ о сыске поместных окладов (земель), которые были получены в Смутное время, по которому были произведены описания большей части земель России, но в 1626г. здание Поместного приказа сгорело со всеми документами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начаты вновь. Большое значение при этом имело Соборное уложение 1649 г. Такой правовой акт стал первым сводом законов России, где межевание признавалось как самостоятельное юридическое действие. Соборное Уложение 1649г. называло два основных вида межевания:

спорное и бесспорное восстановление межевых знаков.

Уложение устанавливало меры взыскания за порчу межевых знаков, за нарушение границ землевладения и незаконное пользование землей, за неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялся порядок отвода и раздела поместий, разрешения земельных споров, установления и восстановления границ.

Межевые работы, которые были проведены в России в соответствии с Соборным Уложением 1649г., навели определенный порядок в землевладениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили прав всех помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 г., по наказам писцам 1680, 1683, 1684гг., было осуществлено новое валовое писцовое описание земель России.

Межевание велось от уездных городов, постепенно распространяясь по волостям; границы землевладений устанавливались в натуре (на местности).

Границы обозначались различными способами, применяли столбы, деревья с тесаными гранями, рыли ямы, вырубали просеки, использовали также межники и границы живых урочищ.

Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической точки зрения производилось только описание земель без изображения на бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, которые были знакомы с правильными геометрическими приемами и сложными землемерными инструментами.

Вместе с тем писцовые описания принесли большую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их составлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находились. Существовали также правила размещения новых дорог для проезда, для отвода и размежевания земель.

С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра I (1682 - 1725) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства. С переходом при Петре I на постоянную армию она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделять поместные оклады, заменив их денежным жалованием.

Указом «О единогласии» от 23 марта 1714г. было полностью ликвидировано различие между вотчинами и поместьями. Их объединили, и они стали называться «недвижимой собственностью» или «имением».

В это же время был ликвидирован Поместный приказ и на его базе была создана Вотчинная коллегия. Этому учреждению передавались права производства межеваний по указаниям Сената, правительства, частных лиц, а также все дела по оформлению недвижимого имущества и операциям с ним.

При Петре I появились усовершенствованные приемы межевой техники с применением астролябии и мерной цепи, которые впервые были использованы при размежевании земель в Ингерманландии - так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями).

Уменьшение объемов межевых работ, которое связано с ликвидацией поместной системы, привело к большому числу земельных беспорядков. В царском указе 1731г. отмечалось, что оставалось все же много земель, которые не были размежеваны, а те которые размежеваны, то границы между ними практически стерлись, а так как, границей служили ямы, деревья, т.е. естественные материалы, то они в конченом счете портятся и создается необходимость в новом размежевании с определением границ. Из - за этого стало происходить большое количество убийств, так как люди не могли поделить свои земли, из - за того, что границ практически уже не стало видно.

В связи с этим встала острая необходимость в сплошном межевании. Такое межевание было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Только в мае 1754г. была утверждена «Инструкция межевщикам». При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь).

С межеванием по инструкции 1754 г. было связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, которые занимались исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве - губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии

Основными задачами межевания являлись:

производство ревизии всех земель с целью проверки прав на владение землей;

осуществление «редукции», то есть вернуть в пользу государства земли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов, так называемые примерные земли.

Примерными землями государство могло распоряжаться различными способами - отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимному согласию перераспределяя между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории.

В ходе межевания с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец мог оправдать документально. Примерная земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами, соединенными в одну округу. Ставилась цель - каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву.

Общее и чересполосное землевладение уничтожалось принудительно даже при бесспорном владении землей. Этим обеспечивалось создание компактных участков, которые находились у конкретного землевладельца.

По проведенным работам межевщик давал Вотчинной коллегии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межевание как на средство приобрести лишний участок. Некоторые из них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания.

Межевщики в то время в большинстве своем не имели специального образования, необходимого запаса юридических знаний и опыта. По свидетельству комиссии о государственном межевании, которая рассматривала недостатки межевания по инструкции 1754г., «все владельцы стали быть подвержены во всем своем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жизни, под рассмотрение посылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованных в государственных делах, межевщиков, избирающихся из штаб - и обер-офицеров, состоящих более из молодых людей».

По указанным причинам елизаветинское межевание 1754-1764гг. потерпело неудачу и не обеспечило решения поставленных задач. Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов). Всего по России обмежевали 359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был связан также с практически полным отсутствием специальных землемерных школ, общим недостаточным уровнем развития образования и культуры в то время.

землеустройство межевание реформа столыпин

Глава 2. Экономическое и политическое положение в России в 19-начале 20 века

2.1 Реформа П.А. Столыпина

Не малый вклад в развитие землеустройства и межевания внесла реформа П.А. Столыпина. Целями данной реформы было:

создание в деревне прочной опоры для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

разрушение общины, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в реализации целей реформы был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, плативших помещикам и за землю, и за волю.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем, стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Несмотря на обширные цели реформы, все же, главным ее направлением было разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, которые состояли в его постоянном пользовании. Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Так же, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Во избежание спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы.

2.2 Результаты реформы

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, которая была создана в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

Глава 3 Формирование системы землепользования в условиях земельной реформы 90-х гг. XX века в России

К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства и землепользования, которая способна выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия.

Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была утверждена республиканская программа проведения земельной реформы, которая предусматривала ее организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» стал первым законодательным актом, который определил сроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов.

Для реализации новой земельной политики государства с использованием экономических методов был принят Закон РСФСР «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю - продажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность, а также ее отчуждение.

В целях создания условий для развития предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Правительство РФ 29 декабря 1991 г. приняло постановление «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а 4 сентября 1992 г. - Постановление «О порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в соответствии с которыми была проведена перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий, осуществлено преобразование большинства из них в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Перечисленные законодательные акты, которые связаны с перераспределением и использованием земли, потребовали проведения большого объема землеустроительных работ, включая:

передача земель в ведение сельской (поселковой) администрации;

формирование земельных фондов специального назначения;

отвод земель крестьянским хозяйствам, для личного подсобного хозяйства, под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительства и т.д.;

проведение землеустроительных работ на землях, которые реформируются сельскохозяйственными предприятиями;

выдача документов на право собственности на землю; отвод земель при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, которые были уволены в запас из рядов Вооруженных Сил;

межевание земель с установлением границ территорий с особым режимом и условиями использования (административно-территориальных образований, земель природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и др.);

создание общинно-родовых хозяйств в удаленных районах;

установление обременении (сервитутов) в использовании земель правами третьих лиц с указанием границ обремененных земель, режима их использования и прав третьих лиц на ограниченное использование чужих земельных участков.

Землеустроительные работы по передаче земель в ведение сельской (поселковой) администрации проводились на основании инструктивного письма РосНИИземпроекта (бывшего Росземпроекта) от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 «О проведении работ по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов». Целью было упорядочение, организация рационального использования и охраны земель в границах сельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. В течение 1991 г. эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов на основании соответствующих проектных проработок. В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн га, в том числе 17,7 млн га сельскохозяйственных угодий.

В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР «О земельной реформе» проведено также формирование специального земельного фонда для последующего перераспределения и наделения земельными участками на площади 15 млн га. Формирование этого фонда шло по административным районам из тех земель, которые использовались не по целевому назначению, из земель неэффективного использования, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрации и установлении статуса новых хозяйств, были осуществлены новые виды землеустроительных работ по разграничению земель, которые находились в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей и местоположения земельных массивов:

подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно;

остающихся в государственной собственности;

рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, которые выходили из предприятий с целью создания крестьянских хозяйств, а также другим работникам этих хозяйств, которые объединялись в кооперативы, товарищества, акционерные общества;

При разграничении земель, которые осуществлялись согласно Рекомендаций по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г., составлялись проекты землеустройства или перераспределения земель реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая дифференцировалась по каждому хозяйству в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю.

Такая норма определялась на основании Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», в соответствии с которым вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением тех земель, которые передавались в ведение местной администрации, делилась на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

Земельные участки, которые остались после бесплатной передачи в собственность гражданам, коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и акционерным обществам, были включены в фонд перераспределения земель района, границы которого также определялись с помощью землеустроителей. Общая площадь этого фонда на начало 1994 г. составила 66 млн га, в том числе 13,3 млн га сельскохозяйственных угодий.

Земли фонда перераспределения использовались для последующей передачи их администрацией района в собственность, пользование, аренду гражданам и юридическим лицам для создания личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, и других целей, которые связаны с сельскохозяйственным производством.

В 1991-1994гг. было передано гражданам для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства 15,5 млн га. В результате к 1 января 1995 г. в собственности, владении и пользовании граждан России находилось 19,8 млн га земель, в том числе для ведения:

садоводства и огородничества - I,8 млн га (22,4 млн семей);

личного подсобного хозяйства - 5,7 млн га (16,5 млн семей);

индивидуального жилищного строительства - 0,5 млн га (5 млн семей);

дачного строительства - 0,02 млн га (0,1 млн семей).

На 1 января 1995 г. в России функционировало 278,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 2,8 млн га.

В результате перераспределения земель около 30 млн рабочих и специалистов реорганизованных колхозов и совхозов, пенсионеров и работников социальной сферы стали собственниками земельных долей площадью от 2 до 15 га, которые находились в коллективной совместной либо в коллективно-долевой собственности. В порядке оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям по реорганизации и приватизации земли было разработано 2150 землеустроительных проектов.

В 1994 г. документы, которые удостоверяли право на землю, были выданы 11,7 млн граждан, из них 6 млн - собственникам земельных долей. В целом документы, удостоверяющие право на землю, получили 95,2 % сельскохозяйственных предприятий, 78,2 % несельскохозяйственных предприятий, 95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 % владельцев личных подсобных хозяйств, 45 % собственников индивидуальных жилых, дачных и гаражных строений, 56 % владельцев садовых участков, 61,5 % собственников земельных долей.

В 1993 г. землеустроительной службой России была также проведена инвентаризация земель части населенных пунктов, уточнены границы 230 городов и поселков городского типа. Более чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев, в том числе переселяющихся из районов Крайнего Севера, получили земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1994г. более 17 тыс. хозяйств получили земельно-кадастровые карты, а проведенная по 470 административным районам инвентаризация земель позволила выявить дополнительно 1,5 млн га, пригодных для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и для других целей.

На Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере было создано 322 общинно-родовых хозяйства на площади 28,3 млн га, из которых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья.

Вместе с тем, поскольку процесс перераспределения земель проходил ускоренными темпами, без должного учета требований землеустроительного проектирования, повсеместно нарушались устойчивость землепользования, сложившаяся организация территории, деформировались специализация и экономика хозяйств, не осуществлялись мелиоративные, природоохранные и противоэрозионные мероприятия. К началу земельной реформы в России практически по каждому сельскохозяйственному предприятию были разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства, имелись научно обоснованные системы ведения хозяйства и земледелия. По большинству административных районов были разработаны схемы землеустройства, а в областях, краях и республиках - схемы использования и охраны земель, противоэрозионных мероприятий. В результате массового перераспределения земель и реорганизации предприятии имеющиеся схемы и проекты землеустройства были нарушены; они нуждаются, как минимум, в существенной корректировке, а в большинстве случаев в полной переработке. Комплекс землеустроительных проектных работ приходится начинать заново с учетом изменившихся условий и требований.

Для осуществления земельной реформы, организации землеустройства и перераспределения земель вместо Главного управления землепользования и землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР, которое ранее руководило землеустроительными работами, в Российской Федерации в 1991 г. был создан специальный государственный орган Роскомзем (Госкомзем).

Итак, земельная реформа вновь поставила на повестку дня вопрос об увеличении подготовки инженеров землеустроительного профиля и совершенствовании землеустроительного образования.

Ключевым в области земельной политики стал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

В соответствии с этим документом земельные участки и все, что прочно с ними связано (инженерные сооружения, мелиоративные сети, многолетние насаждения, строения и другие объекты), отнесены к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранного, иного специального законодательства и рассматриваемого указа.

Было определено также, что граждане и юридические лица - собственники земельных участков - имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

Гражданам и юридическим лицам дано право образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков или долей (паев).

В целях установления и защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, создания эффективной системы платежей за землю, осуществления государственного регулирования операций с землей и недвижимым имуществом 11 декабря 1993г. Президентом РФ был издан Указ № 2130 о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. В частности, была установлена единая система государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость на всей территории России.

В настоящее время землеустройство и межевание регулируют такие нормативно - правовые акты, как Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2013) «О государственном кадастре недвижимости» и многие другие.

Заключение

Землеустройство и межевание за всю историю своего развития претерпела различные изменения. Такие изменения связаны прежде всего с развитием, как самого общества, так и государства. Что бы дойти до модели правового, демократического государства, Россия прошла не мало этапов своего становления, имела как взлеты, так и падения. Землеустройство так же претерпевало ряд изменений. В самом начале своего развития, как правового института, землеустройство находилось в руках самих людей, т.е. они оседали на определенной территории и пользовались земельными ресурсами, обрабатывали земли производили продукцию. Как такого межевания тогда не было, границы территории определенной общины определяли реки, ручьи, ложбины. Уже намного позже, встала необходимость в межевании территорий земли, во избежание конфликтов.

Межевание приобрело силу только в 16-17 веках. Далее межеванию стали уделять намного больше внимания. Земли делились между феодалами, помещиками, монастырями, церквами. За все эти земли, владельцы платили налоги. Кроме того, помещик имел право из своих земель, выделить определенный участок крестьянам, но за это они платили ему налог.

В связи с распределением земель и наделением некоторых лиц определенным участком земли, остро встала необходимость в учете таких земель, т.е. в переписи. В учетные книги заносились все сведения не только о земле, но и о собственнике такой земли. Перепись земельных участков и их собственников, сыграло большую и очень важную роль для экономики страны.

Вообще за всю историю России, проводилось не мало земельных реформ. Такие реформы проводились Петром 1, Елизаветой Петровной. Но самая главная и наиболее важная реформа была проведена Столыпиным П. А. Хотя она и не нашла полного признания и можно сказать не реализовалась так, как должна была, но первые шаги все же были сделаны. Такие шаги были сделаны в том, что крестьяне стали иметь право на бесплатные участки земли, определенного размера. Столыпинская аграрная реформа, проводилась всего 8 лет, а по его расчетам должна была проводиться 20 лет, для того, чтобы достичь всех ее целей.

В начале 90 - х годов, происходит новая земельная реформа, которая затронула земли, принадлежащие государству. Во времена СССР, практически все земли принадлежали только государству. Это не соответствовало новой модели экономике. В связи с данной реформой, были распущены все колхозы и совхозы, а земли, принадлежащие им были бесплатно раздарены людям, которые стали иметь право собственности на них. Те же земли, которые остались в ведении местных администраций, стали сдаваться в аренду гражданам для сельскохозяйственных целей.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013), (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.09.2013) // Российская газета, N 211-212, 30.10.2001.

.Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета, N 137, 27.07.2002

.Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» // Российская газета, N 165, 01.08.2007

.Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.01.1992, N 1, ст. 53

.Указ Президента РФ от 02.03.1992 N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ, 12.03.1992, N 11, ст. 561

.Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 01.11.1993, N 44, ст. 4191.

.Указ Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ", 13.12.1993, N 50, ст. 4868,

.Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 28.04.1993) «О земельной реформе» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 26, ст. 327.

.Постановление Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 // СПС Консультант плюс

.Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991г.

.Варламов А.А. История земельных отношений и землеустройства. М.: «Колос», 2000г.

.Волкова Н.А. Земельное право. Учебник. 7-е издание. Изд. «ЮНИТИ-ДАНА», 2013г.

.Вехи российского землеустройства: Время, события, люди/Сост.: С.Н. Волков.-М.:ГУЗ,2000г.

.История землеустройства и инвентаризации в России А.Г. Анисимов, А.Н. Медведь, С.В. Гришачев, С.В. Покровская. Изд. «Деловые Консультации», 2009г.

.Коцонис Я. Как крестьян делали отсталыми. - М.: «Новое литературное обозрение», 2006г.

.М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное Уложение 1649 года М., Изд-во Моск. ун-та, 1961г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm

.Нуприенкова А.В. Землеустройство вчера и сегодня // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013г. N 2.

.Пахомчик С. А., Петуховский С. Л. Столыпинскан аграрная реформа и развитие производительных сил Сибири: Монография. Омск: ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012г.

.Ялбулганов, А.А. Российское законодательство о землеустройстве: Основные этапы развития //Правоведение. -2005г. - № 2.

Похожие работы на - История межевания и землеустройства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!