Развитие лизинга в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,3 Мб
  • Опубликовано:
    2014-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие лизинга в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Великом Новгороде

(филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде)

Заочное отделение



КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Деньги, кредит, банки»

на тему: «Развитие лизинга в России»

Работу выполнил

студент гр З.11.3,5 СПО

Канаева В.В

Проверил преподаватель:

К.Э.Н., доцент

Середюк И.Л



Великий Новгород 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы « Развитие лизинга в России». Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих, есть уверенность, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.

Перспективы развития лизинга в России огромные. Основные средства производства в стране морально и технологически устарели. Для того чтобы производить конкурентноспособную продукцию, да и просто продукцию высокого качества одного желания мало. Необходимо серьезное финансирование. Которое, предприятию существующему со времен СССР, а особенно начинающему свою деятельность, взять просто негде. Вот тут российские предприниматели обратили внимание на опыт западных компаний, в части лизинга. Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века. Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей.

В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в Западной Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства, и это произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях. В настоящее время 25 - 30% инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производятся как раз на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего «лизинговых инвестиций» среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46% от общего объема) и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы - Чехия. В Европе чаще всего пользуется услугами лизинговых компаний частный сектор (42.4%), промышленность и строительство (38.1%). В аренду чаще всего берут магазины розничной торговли (27.1%), промышленные здания (25.6%) и офисы (19.1%). А из оборудования предпочтение получают легковые автомобили (38.8%), промышленное оборудование (24.3%), а также компьютеры и оргтехника (13.9%). Но, как и любые предприятия, лизинговые компании сталкиваются с вызовами современности, подвержены в силу направления своей деятельности, колебаниям рынка, как и объекты их деятельности в силу их неразрывной связи. Ниже мы рассмотрим, как перспективы развития рынка лизинговых услуг, так и рифы, подводные камни, которые неизбежно появляются на пути любой компании. Так же не будет обойден вниманием и глобальный вызов современности- «Мировой экономический кризис» который ниже по тексту будет именоваться Бурей, штормом, так как по всей видимости события которые мы сейчас наблюдаем, являются предвестниками событий более опасных и серьезных. Но это тема отдельной работы.

Глава 1. РОЛЬ ЛИЗИНГА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РФ

.1.     Определение лизинга и его история

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки.

Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

По мнению историков и экономистов лизинговые сделки заключались, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных.

Историки также утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э.

Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э.

Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга - они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. Введение в экономический лексикон термина "лизинг" (от англ. to lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду.

Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией «United States Leasing Corporation», и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели «перевезли» лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания - "Deutsche lising GMbH" появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.

К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. долларов, а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. долларов, т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз.

Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза".

Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений («Совфрахт», «Совтрансавто»).

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки, для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня членами «Рослизинга» являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации.

Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал «Технологии лизинга и инвестиций».

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон «О лизинге» и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга.

Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок.

В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами «Рослизинга», составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации «Рослизинга», его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

1.2 Виды лизинга

Существует два основных вида лизинговых операций: лизинг с полной окупаемостью и лизинг с неполной окупаемостью арендуемой техники.

ЛИЗИНГ С НЕПОЛНОЙ ОКУПАЕМОСТЬЮ обычно называется оперативным; в этом случае затраты лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием лизингового оборудования не окупаются полностью в течение срока лизинга. В силу того, что срок договора лизинга короче, чем нормативный срок службы оборудования, лизингодатель вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. В связи с этим при всех прочих равных условиях размеры лизинговых платежей гораздо выше, чем в финансовом лизинге. Другой особенностью оперативного лизинга является то, что обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на лизинговой компании. Лизинговая компания, приобретая оборудование при оперативном лизинге, не знает его конкретного пользователя, поэтому ей необходимо хорошо знать конъюнктуру. рынка лизингового оборудования, причем как нового, так и бывшего в употреблении.

ЛИЗИНГ С ПОЛНОЙ ОКУПАЕМОСТЬЮ лизингового оборудования называется финансовым. Срок, на который передается оборудование во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости оборудования. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию, страхованию ложится на лизингополучателя.

Финансовый лизинг является наиболее распространенным видом лизинга и содержит в себе множество различных форм, которые получили самостоятельное название. По объему обслуживания передаваемого оборудования лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый».

ЧИСТЫЙ ЛИЗИНГ - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в этом случае расходы по обслуживанию включаются в лизинговые платежи. Эти отношения характерны для финансового лизинга.

МОКРЫЙ ЛИЗИНГ предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе.

Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетингу и рекламе готовой продукции, поставке сырья и т.п. Этот вид отношений характерен в основном для мокрого лизинга.

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:

ВНУТРЕННИЙ ЛИЗИНГ - все участники сделки представляют одну страну;

ВНЕШНИЙ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ) ЛИЗИНГ - лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве.

На первом этапе - (1994 - 1996гг.) использовались в основном следующие схемы проведения лизинговых сделок (см. Рис.1 и Рис. 2)



Данные схемы проведения лизинговых сделок позволяли лизингодателю, кредитору и лизингополучателю и их дочерним, зависимым компаниям экономить собственные средства при покупке основных средств.

На втором этапе, с конца 1996 года и до кризиса 17 августа 1998 года, на 80% использовалась схема раздельного финансового лизинга.

1.3 Значение, преимущества и недостатки лизинговых сделок

Преимущества лизинговых сделок:

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычной ссудой:

·    Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости покупки оплачивать из собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже.

·        Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий, так как предполагается, что обеспечением сделки является само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.

·        Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей - отличаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плавающей.

Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг, или может быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды. Арендная плата относится на издержки производства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль.

Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования.

Недостатки, присущие лизинговым операциям:

·        Если это финансовый лизинг, а научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, тем не менее, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;

·        Сложность организации;

·        Стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя забывать, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации.

·        Причины, сдерживающие развитие лизинговой отрасли:

·        Неэффективные налоговые льготы. Анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что развитие лизинга зависит от тех налоговых льгот, которые закреплены в законодательстве.

Так, одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). В Великобритании лизинг получил значительное развитие после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились.

В России основной налоговой льготой является возможность применение ускоренной амортизации. Но на практике, эффективность данной льготы является ограниченной, так как за счет данной льготы амортизационные платежи ускоряются во время действия договора, но прекращаются начисляться в последующие периоды.

Таким образом, реально лизингополучатель имеет преимущество только за счет того, что увеличивает объем амортизационных платежей в текущем периоде за счет будущего. Сложилась ситуация, когда кроме существующих преимуществ лизинговой деятельности необходимы более эффективные инструменты налоговых льгот.

В качестве такой льготы могла бы, служить наиболее эффективная и доказавшая свою жизнеспособность в мировой практике инвестиционная льгота. Т.е. лизингополучатель, приобретающий по договору лизинга имущество, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму инвестиций, осуществленных в виде приобретения имущества по договору лизинга.

В последнее время стало практиковаться предоставление различных видов региональных льгот участникам лизинговых операций.

Например, Законом «О льготном налогообложении в Московской области» лизингодателям предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль и освобождение от уплаты налога на имущество на 50 % в части средств, зачисляемых в областной бюджет.

Однако эффективность данного инструмента значительно снизилась, так как в настоящее время реализуется политика государства, заключающаяся в концентрации финансовых потоков в федеральном бюджете. Прежде всего, это осуществляется через снижение регулирующих налогов, а также через снижение доли налогов, поступающих в региональные бюджеты. Так, с 2001 года НДС поступает полностью в Федеральный бюджет.

В соответствии с 25 Главой НК РФ законодательные органы субъектов Федерации вправе снижать ставку налога с 17 % до 13 %, т.е. не более чем на 4 %.

Данное ограничение существенно снижает большинство региональных льгот по налогу на прибыль, предоставляемых участникам лизинговой деятельности.

Таким образом, важным инструментом государственной поддержки лизинговой деятельности должно стать предоставление федеральным налоговым законодательством льгот по уплате налога на прибыль, а также налога на имущество предприятия на срок действия договора финансового лизинга, но не менее 3-х лет. Основным направлением по стимулированию лизинга должен стать не затратный метод, т.е. возможность увеличивать затраты в целях налогообложения, а, наоборот, частичное освобождение от уплаты налога. В этом случае лизингополучатель будет заинтересован в лизинге, как в механизме увеличения свободных денежных средств, путем высвобождения прибыли, а не увеличения затрат.

Ограничение сферы применения лизинга. Проблема связанна с возможностью использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Такой подход закреплен в Гражданском кодексе РФ и в законе «О финансовой аренде (о лизинге)»

Это законодательное ограничение препятствует предоставлению лизинговых услуг большому количеству потенциальных клиентов лизинговых компаний. Вместе с тем в Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая может применяться российскими предприятиями в соответствии с ФЗ от 8 февраля № 16-ФЗ «О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», определено, что Конвенция «регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором в основном для личных или семейных целях, а также для домашних нужд». Так как в соответствии со ст. 15 Конституции РФ в случаях, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, необходимым условием развития лизинга является правовая возможность использования лизинга не только в предпринимательских целях, но также и в иных, не связанных с извлечением прибыли.

Решением данной проблемы должно стать официальные разъяснения налоговых органов, в которых Министерство по налогам и сборам РФ должно подтвердить возможность передавать в лизинг имущество для осуществления профессиональной деятельности не связанной с извлечением прибыли.

Барьеры таможенного законодательства. Действующее российское таможенное законодательство предусматривает, что товары, ввозимые на территорию России по лизинговым сделкам, могут ввозиться в соответствии с двумя таможенными режимами - режим выпуска товаров для свободного обращения и режим временного ввоза товаров.

Недостатком применения режима временного ввоза/вывоза для лизинговых сделок является тот факт, что максимальный срок временного ввоза или вывоза товаров не может превышать двух лет, в том время как срок действия договора лизинга обычно составляет большее количество лет.

Было бы целесообразно, предусмотреть в таможенном законодательстве, правила, в соответствии, с которыми временный ввоз оборудования, ввезенного по договорам оперативного лизинга, совпадал бы со сроком действия договора лизинга, (выкуп). Серьезной проблемой, препятствующей развития лизинга в России является: отсутствие льгот/преимуществ при ввозе/вывозе товаров на основании договоров лизинга, по сравнению с обычном ввозом/вывозом товаров на таможенную территорию.

Барьеры антимонопольного регулирования лизинговых операций. В соответствии со ст. 18 Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» необходимо предварительное согласие на осуществление сделок в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов превышает 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда, в случае, если стоимость активов поставщика и лизингодателя или лизингодателя и лизингополучателя больше 200 тысяч МРОТ, то необходимо получение предварительного согласия МАП РФ.

В соответствии с действующим законодательством многие лизинговые сделки могут подпадать под антимонопольное регулирование. Особенно в связи с падением курса рубля и незначительно изменившейся минимальной заработной платой, количество сделок, подпадающих под антимонопольное регулирование, увеличилось. В настоящее время, имеется существенная необходимость внести изменения в антимонопольное законодательство, которые позволили бы при определении балансовой стоимости активов учитывать не только МРОТ и его кратность, но и уровень инфляции.

Барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Действующее законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле предусматривает комплекс ограничений на осуществление валютных операций, распространяющихся, в том числе и на лизинговые отношения.

В частности, операции связанные с движением капитала могут осуществляться только при наличии лицензии выдаваемой Центральным Банком. В то же время, положения 34 ст. Закона вступают в противоречия с действующим российским законодательством в области валютного регулирования и валютного контроля.

Так в законе говорится, что лизингодатель может осуществлять данные операции без лицензии Центрального Банка. Таким образом, для исключения волокиты является целесообразным инициировать рассмотрения возможности увеличения стоимостных цензов.

Барьеры банковского законодательства. Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитования банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках.

Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного «рассеивания» бренда.

Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе «О финансовой аренде (лизинге)» в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии субъекта лизинга у не кредитоспособного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухгалтерского учета, таможенной службы и др.

Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов.

Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, не говоря уже о телекоммуникационном и тем более о компьютерном, важнейшей составной частью имеет, как принято говорить, «программное обеспечение» (по соответствующему законодательству применяется термин «программы для ЭВМ и баз данных»). Зачастую стоимость программного обеспечения превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Но это же оборудование, которое без программного продукта является просто «грудой железа», необходимо предоставлять в лизинг.

Более того, часто возникает необходимость комплексного участия в лизинговом проекте и правообладателей отдельных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и самостоятельный поиск путей обхода законодательных тупиков.

Фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока больше экспериментальный характер.

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. К счастью пока это скорее потенциальная, чем насущная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений с некредитоспособным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Вторичные рынки оборудования все еще слабо развиты, что не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

Для большинства лизинговых компаний «длинное и дешевое» финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. Еще одна причина заключается в неразвитости в России источников досрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие таковых позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более широкодоступным инструментом.

Глава 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РФ

.1 Перспективы развития лизинговой деятельности в России в условиях роста промышленного производства, его стагнации или его падения

Рынок лизинга вошел в фазу бурного роста в 2006 году - прирост объема нового бизнеса составил 83%. Высокие темпы развития и большой потенциал роста - это и новые возможности, и новые вызовы, среди которых усиление конкуренции и снижение маржи.

Лизинговый рынок бьет рекорды в 2006 году - рост основных показателей оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд. долл. (8 млрд в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых компаний - 19,5 млрд долл.

Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. -0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005 г. 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд. долл. (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Основные показатели состояния рынка лизинга

Рисунок 4 - Темпы прироста объемов профинансированных средств

Рост рынка в значительной степени был обусловлен избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств. А это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов Вот пример конкретной лизинговой компании ЗАО «Универсальная лизинговая компания» 680028, г. Хабаровск, ул. Тургенева 96.

Рисунок 5 - Динамика лизингового портфеля ЗАО «Универсальная лизинговая компания»

Графики, приведенные выше, не отражают текущих событий, но на них хорошо видна динамика развития рынка лизинга и его зависимость от экономической ситуации с 2005 по 2007 год мы видим рывок, а вот график роста нефтяных цен, основы нашего бюджета.

Рисунок 6 - Рост цен на нефть

Диаграмма развития лизингового портфеля компании ЗАО «Универсальная лизинговая компания» Имеет довольно выраженную связь с динамикой колебаний стоимости нефти. С 2004 по 2008 год мы видим рост по экспоненте, затем в 2009 году на обоих графиках происходит замедление роста . Значительное падение лизинговых операций в 2009 и последующих годах или их отрицательный рост отсутствует на графиках ,по причине проведения Центробанком РФ, вливаний ликвидности в банковскую систему Часть этой ликвидности оттянули на себя и лизинговые компании аффилированные с банками, поэтому на данном этапе катастрофы произошло, хотя явное замедление очень заметно.

Рисунок 7 - Результаты деятельности лизинговых компаний

Основываясь на данных графика 7 в 2010 году, результаты деятельности лизинговых компаний достигли уровня 2008 года, на 2011 год обозначенный на графике как прогноз, результаты деятельности лизинговых компаний превысили уровни 2007 года.

На данном этапе лизинговые компании должны войти в фазу падения в результате общего падения промышленного производства, в некоторых отраслях которого наблюдается стагнация. Падение промышленного производства происходит на фоне замедления всей экономики России. В 2013 году, по сведениям Минэкономразвития, рост ВВП России составил 1,4%, в то время как ранее прогнозировался рост на 1,8%. По первоначальным оценкам, экономика России должна была вырасти в 2013 году на 3,6%., рынок нефти имеет очень высокую волатильность с неясными перспективами, как в плане стоимости на международных рынках, так и в количественном выражении (сланцевая нефть, альтернативные виды топлива и т. д). Это неминуемо окажет свое влияние и на рынок лизинговых услуг, который не может существовать вне экономики в целом и в частности, вне экономики производственного сектора. Есть ненулевая вероятность падения рынка лизинга ниже уровней 2009 года уже в 2014-2015 годах

2.2 Выживание лизинговых компаний в 2009 году, во время экономического кризиса, основные приоритеты и технологии спасения

Отсутствие знаний и опыта в лизинговой сфере привело к тому, что российские компании, кто по неведению, кто намеренно, игнорировали риски, о которых давно было известно в других странах.

Буквально еще недавно казалась очень странной узкая специализация по секторам экономики или по типу оборудования, которая существует среди лизинговых компаний в Европе. В России такую специализацию можно найти только в лизинговых компаниях - дочерних образований иностранных компаний.

Впрочем, проблемы есть и у высокоспециализированных компаний.

Основные, специфические именно для лизингового бизнеса проблемы, с которыми сталкиваются лизинговые компании, так или иначе связаны либо с отсутствием финансирования, либо с неплатежами, либо со снижением платежеспособного спроса. Прежде чем на этом остановиться, следует уточнить один принципиальный момент, дающий представление о сути управления рисками в лизинговой компании. Если рассматривать лизинг с философской точки зрения, то, полагаем, большинство согласится с тем, что лизинг - это посредничество.

(Нужно оговориться, что в полной мере это утверждение применимо только к финансовому лизингу, при котором клиент просто получает через лизинговую компанию финансирование. А лизинговая компания для этой цели рефинансируется банком или иным финансовым институтом. Для операционного лизинга это не совсем верно, так как в данном случае лизинговая компания на базе финансирования, полученного от финансовых институтов, предоставляет клиенту на определенный срок услугу, в которой хорошо прослеживается вновь созданная (добавочная) стоимость.)

В любом секторе экономики посредничество сводится к продаже готового продукта, произведенного кем-то другим, и получению вознаграждения за услугу посредничества. А раз лизинговая компания - посредник, она может продавать только то, что у нее есть. Приведем пример - если рефинансирование осуществляется в валюте, то и лизинговый договор должен быть заключен в той же валюте, что и валюта рефинансирования.

Если рефинансирование базируется на плавающей ставке (LIBOR, EURIBOR, MOSPRIME и т.п.) Кредиты с плавающей ставкой, то и лизинговый договор должен базироваться на этой же плавающей ставке. Кроме того, он должен предусматривать возможность пересмотра сумм лизинговых платежей одновременно с индексацией кредитного договора.

При отсутствии слишком резких перепадов на финансовом рынке переменные ставки обычно на 1, максимум - до 2% ниже фиксированных. Однако заемщик берет на себя все риски, связанные с нестабильностью экономической ситуации в стране. Обычно такие кредиты выдают крупные дочки зарубежных банков - для развитых стран кредит с плавающей ставкой правило, а не исключение.

Если в договоре между лизинговой компанией и финансовым институтом содержится условие о досрочном расторжении, соответствующее условие должно быть внесено в договор лизинга, который финансируется из этого источника.

Четкая связь между финансовыми ресурсами и их использованием - основной ключ к финансовой стабильности любой лизинговой компании.

Из-за того, что это правило не соблюдалось большинством лизинговых компаний, у них и появились проблемы.

Яркий пример нарушения этого базового правила - финансирование среднесрочных (3-5 лет) лизинговых договоров с фиксированной ставкой за счет «дешевых» денег (короткий срок, плавающие ставки, кредиты в иностранной валюте). В результате такой политики потерявшие осторожность лизинговые компании до начала финансовых потрясений показывали очень хорошие результаты. Однако, в связи с приближением экономического кризиса начались проблемы с ликвидностью, и именно те лизинговые компании, которые основывались на «коротких» деньгах, первыми попали под удар.


Чтобы закрыть позиции, таким компаниям пришлось срочно искать новое финансирование и соглашаться на повышенные ставки, существовавшие в тот момент на рынке. Однако даже при повышенных ставках кредитования рефинансирование удалось найти далеко не всем. Некоторые компании не пошли на рефинансирование, так как более высокая стоимость заемных средств ударила по рентабельности, сделав нецелесообразным продолжение лизинговой деятельности. Зачастую такие лизинговые компании начали в спешке требовать досрочного расторжения лизинговых договоров.

Иными словами, последствия недальновидной политики были очевидны: финансовое состояние компаний резко ухудшилось, что сделало практически невозможным получение новых кредитов. Ситуацию усугубила девальвация рубля, проведенная ЦБ РФ в конце 2008 года.

Финансовые показатели лизинговых компаний существенно ухудшились как следствие переоценки пассивов и отсутствия соответствующей переоценки активов в российском бухгалтерском учете.

Таким образом, у банков сложилось представление о том, что финансовое положение в большинстве лизинговых компаний очень плохое. В результате финансирование лизинговых компаний стало считаться делом очень рискованным.

В итоге даже сейчас, когда в большинстве своем проблемы с ликвидностью уже решены, лизинговые компании по-прежнему испытывают трудности с привлечением финансирования, расплачиваясь за рискованную политику, которой придерживались в прошлом.

Помимо сложностей с финансированием, в период кризиса большинство лизинговых компаний столкнулись также с проблемой неплатежей. Которая имеет несколько иной характер в отличии от неплатежей по обыкновенным кредитам. Лизинговые компании, как, впрочем, и банки, очень чувствительны к изменениям конъюнктуры, так как проблемы, зародившиеся в каком-либо секторе экономики, впоследствии, так или иначе отражаются на финансовых институтах, прокредитовавших этот сектор экономики.

Во время кризиса финансовые институты особенно восприимчивы к тем негативным изменениям, которые в итоге приводят к росту числа неплательщиков. Однако стоит заметить, что проблема неплатежей не всегда связана с плачевным состоянием клиентов: среди неплательщиков встречаются не только неплатежеспособные компании, но и те, кто в силу тех или иных причин просто не хотят или не считают нужным платить.

Можно условно разделить всех неплательщиков на три группы:

. Клиенты, чье финансовое положение действительно ухудшилось и является причиной, по которой клиент перестал выполнять обязательства по договору лизинга (то есть те, кто платить не может).

. Клиенты, пользующиеся сложившейся ситуацией для того, чтобы не платить (платить могут, но не хотят).

. Клиенты, которые воспринимают лизинг как банальную аренду и предпочитают возвращать оборудование, которое резко упало в цене, чтобы потом купить идентичное оборудование на более выгодных условиях (платить могут, но не будут, если есть более выгодная альтернатива). К сожалению, такие, аморальные с точки зрения лизинговой компании, случаи не редкость. Наверное, не стоит останавливаться на том, что именно нужно делать в подобных ситуациях. Решения, принимаемые лизинговыми компаниями в большинстве своем схожи между собой и хорошо всем знакомы. Однако надо отметить, что еще на стадии заключения сделки можно существенно уменьшить риски, связанные с возникновением неплательщиков, относящихся ко второй и третьей группам, и предотвратить значительную часть потерь, связанных с неплательщиками, относящимися к первой группе.

Прежде всего, по сравнению с другими финансовыми институтами у лизинговой компании (по крайней мере теоретически) есть очень важное преимущество, которое заключается в том, что лизинговая компания является собственником предмета лизинга, за пользование и владение которым обязан платить клиент.

Однако для того, чтобы право собственности можно было рассматривать как реальное преимущество, необходимо также, чтобы предмет лизинга обладал определенной «ценностью» для клиента и у лизинговой компании была бы реальная возможность изъять предмет лизинга в случае необходимости.

Очень важным, можно сказать первостепенным, является качество предмета лизинга, а если быть более точным, его «ценность» для клиента.

Чем меньше «ценность» для клиента, тем больше приходится уповать на его этико-моральные качества и финансовое благополучие. Что в условиях экономического шторма маловероятно.

Можно сказать, что «ценность» определяется легкостью, с которой клиент готов отказаться от предмета лизинга и, соответственно, от услуг лизинговых компаний. Чем сложнее и труднее клиенту отказаться от принадлежащего лизинговой компании основного средства, тем ценнее это средство для клиента.

Какие факторы, кроме этико-моральных, могут повысить ценность объекта в глазах клиента?

Фактор 1: Рыночная стоимость данного предмета лизинга по сравнению с его остаточной стоимостью по графику лизинговых платежей.

Чем больше рыночная стоимость превышает остаточную стоимость по графику лизинговых платежей, тем более ценно основное средство для клиента. Причина здесь проста: клиент в большинстве случаев не захочет терять деньги, которые легко заработать. Отказываясь от лизингового оборудования, клиент потеряет разницу, которую получил бы, продав это оборудование по рыночной стоимости и предварительно оплатив лизинговой компании остаточную стоимость. Разумеется, такой вариант возможен только в случае существования вторичного рынка для этого предмета лизинга.

Фактор 2: Важность предмета лизинга для деятельности клиента.

Основное средство важно для клиента, если без этого основного средства у клиента возникнут серьезные трудности, вплоть до невозможности продолжать существующую деятельность. На первый взгляд может показаться, что к этой категории относится любое промышленное оборудование, однако это не так. Любое промышленное оборудование может быть определено в одну из следующих трех групп:

. Оборудование, являющееся частью нового проекта в новой для компании области деятельности. Важность основного средства для клиента в этом случае минимальна, так как она зависит от множества факторов, связанных с реализацией проекта.

В большинстве случаев такие проекты рассматриваются компанией как инвестиционные и до самого последнего момента могут быть остановлены или изменены. Компания может очень легко отказаться от вашего основного средства либо заменить его на купленное у вашего соседа.

Зачастую клиенты до конца не обдумывают все варианты возможных инвестиций, не анализируют все риски. Даже на финальных этапах проекта клиент может решить, что что-то должно быть сделано по-другому.

Кроме того, лизинговые компании по оборудованию часто не устанавливают аванс либо делают его минимальным, тем самым облегчая клиенту принятие решения об отказе от проекта или же только от лизингового оборудования.

. Основное средство, участвующее в оптимизации производства продукции и (или) повышении эффективности производства продукции.

Важность предмета лизинга для клиента - средняя.

Компания может выжить и без этого основного средства, но, владея и пользуясь им, она может увеличить объем выручки и (или) поднять рентабельность. В большинстве случаев ценность такого типа основных средств существенно падает в периоды шторма, экономического спада, финансовых проблем. В период, когда все стремятся достичь максимальной эффективности по затратам, отказ от такого основного средства, особенно если оно не используется с максимальной загрузкой, может показаться логичным решением большинству компаний.

Именно этот тип основных средств был предметом лизинга в большинстве лизинговых договоров, заключенных в период до 2009 года.

В условиях экономического роста и постоянного увеличения спроса оборудование покупалось именно под увеличение объемов производства.

В последующем, когда на большинстве рынков рост не наблюдался, часть этого оборудования просто не использовалось.

. Основные средства, без которых продолжение текущей деятельности компании практически невозможно.

Ценность предмета лизинга для клиента максимальная. Если вдобавок заменить такое оборудование технически сложно, то важность такого оборудования в глазах клиента становится только больше.

Можно привести несколько примеров, начиная с серверов для хранения данных (сами серверы не имеют большой ценности, но данные, содержащиеся в этих серверах, являются жизненно важными для компании) и заканчивая линией для предпродажной подготовки продукции, без которой производство этой продукции теряет смысл, так как рынка незавершенного производства для этой продукции не существует. Кроме ценности, которую представляет для клиента предмет лизинга, немаловажным является и то, может ли лизинговая компания изъять принадлежащее ей имущество.

Конечно, любое решение по изъятию должно быть очень хорошо проанализировано с экономической точки зрения. При этом должны быть приняты во внимание как затраты на ремонт, хранение, транспортировку и т.п., так и рыночная стоимость имущества. Именно возможность изъятия лизингового имущества, как правило, ускользает из поля зрения в момент одобрения финансирования. Помимо случаев мошенничества, когда предмет лизинга исчезает, есть еще два случая, когда изъятие практически невозможно:

. Предмет лизинга расположен на территории объекта с ограниченным доступом (территория военной базы, охраняемого объекта со специальным режимом и т.п.).

. Предмет лизинга участвует в предоставлении социальных услуг, жизненно важных для населения (производит тепло, электроэнергию, очищает воду, перерабатывает токсичные отходы и т.п.).

Как уже отмечено выше, этот риск, то есть невозможность изъятия, в большинстве случаев был проигнорирован лизинговыми компаниями. Именно этому риску следует уделять повышенное внимание, так как существенная часть инвестиций 2009 и последующих годов будет направлена на развитие именно социально значимых объектов инфраструктуры.

Таким образом, доля рынка, которая приходится на предметы лизинга, относящиеся к этой группе, в ближайшие годы существенно возрастет.

2.4 Снижение платежеспособного спроса

Что касается проблем, связанных со снижением платежеспособного спроса и сокращением объемов лизингового рынка, эти проблемы, несомненно, близки всем компаниям, которые на нем работают.

Парадокс заключается в том, что отдельно взятая лизинговая компания не в состоянии как-либо повлиять на текущую ситуацию на рынке, однако ситуация на рынке во многом зависит от поведения большинства лизинговых компаний. Можно даже сказать больше: зачастую именно лизинговые компании, осложняют текущую ситуацию.

Снижение спроса спровоцировано прежде всего двумя факторами - экономическим и психологическим.

Экономический фактор

Объективно говоря, экономическое положение многих компаний, действующих на рынке в 2009 году, существенно ухудшилось, по сравнению с предыдущим отрезком времени. Проблемы в нескольких секторах экономики очень быстро распространились в большей или меньшей степени на всех. Многие компании думали только о том, как пережить трудные времена, стремились оптимизировать затраты и даже не вели разговоров о том, чтобы делать инвестиции (не из чего). Одновременно с этим в условиях, когда цены на новые основные средства падали, лизинговые компании вынуждены были увеличивать размер аванса, для того чтобы обезопасить свои инвестиции от такого падения. Такие движения со стороны лизинговых компаний еще больше сократили платежеспособный спрос на лизинговом рынке. С экономической точки зрения, для того чтобы выйти из кризиса, нужно активизировать потребление. На макроэкономическом уровне все это понимают, но, к сожалению, когда речь идет об индивидуальных действиях, все происходит наоборот. Все ждут, что потребление будет простимулировано кем-то другим, и как следствие потребление продолжает падать.

Психологический фактор

Всем нам хорошо известно, что некоторые компании, несмотря на экономическую бурю, чувствовали себя довольно хорошо. Одни это признали, другие - нет. Что более трагично, большинство платежеспособных компаний, руководствуясь принципом осторожности, оставили инвестиции до лучших времен, даже если у этих компаний нет ни одной объективной причины так себя вести с экономической точки зрения.

Иными словами, боясь повторения шторма, заставила их сокращать объемы своей деятельности. Одновременно с этим финансовые институты (банки, лизинговые и факторинговые компании) сталкиваясь с ростом числа неплательщиков, ужесточили условия одобрения сделок в надежде на улучшение портфеля. (Факто́ринг (англ. factoring от англ. factor - посредник, торговый агент) - это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа). Следствием этого факта является то, что еще сильнее сократилось количество компаний, которые могли бы получить финансирование, соответственно, платежеспособный спрос упал еще сильнее.

Так набрал обороты водоворот недоверия к завтрашнему дню и отдалил момент выхода из зоны турбулентности.

Подводя итог сказанному выше, нужно отметить, что причина большинства проблем, с которыми сталкивались лизинговые компании на данном этапе развития рынка, кроется прежде всего в поведении самих же лизинговых компаний. Им пришлось дорого заплатить за ошибки, совершенные в прошлом. С другой стороны, такое развитие событий абсолютно нормально, это в своем роде естественный отбор: выжил тот, кто смог извлечь уроки из полученного опыта.

Рисунок 8 - Структура сделок в объеме нового бизнеса

На графике 8 очень четко обозначилась активность государственных институтов (Государственных банков). Активность их связана с наличием огромных финансовых ресурсов и отсутствием качественных заемщиков, по сути дела государство, может посредством своих банков, влиять на бизнес, контролировать его, диктовать направление и приоритеты развития.

Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через «ГТЛК», судостроительной - через «ВЭБ-Лизинг»), так и со сменой топ-мененджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях - «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

Так же на графике 8 хорошо заметна и роль частных банков это 13.7% от общего числа сделок. При относительно небольшом объеме сделок - 13.7% частные компании (банки) имеют на рынке 14.1% объема сделок. А вот государственные компании имеют - число сделок 6.9% , а объем сделок 47.7%. То есть мы наблюдаем интересную закономерность - присутствие на рынке у госкомпаний в процентном отношении ниже, а вот стоимость заключенных сделок относительно присутствия на рынке выше. В частных компаниях не последнюю роль здесь играет развитие различных национальных программ, требующих долгосрочных инвестиций с относительно небольшой маржей, но большим значением для экономики в целом.

Таблица 1 - Географическое распределение лизинговых сделок по регионам


Здесь в распределении лизинговых сделок играют роль два фактора:

. Большинство крупных компаний имеют главный (центральный) офис в Москве, иногда в Санкт Петербурге, соответственно распределился и объем сделок заключенных в регионах.

. Москва и Санкт-Петербург по объективным причинам являются также и крупнейшими потребителями услуг лизинговых компаний (постоянное строительство новых дорог, веток метрополитена, расширение Москвы и т.д.) требуют огромное количество техники и оборудования.

Таблица 2 - Ведущие сегменты экономики, охваченные лизинговыми компаниями


Рынок лизинга испытывает более сильное сжатие во время экономической кризиса и более сильное падение в отличие, например, от рынка кредитования и факторинга.

Основываясь на табличку 10, приведенную выше, и учитывая развитие ситуации в 2009 году, можно сделать выводы применимые к нынешней ситуации. На данный момент мы имеем лишь общую картину развивающегося действия.

Пункт 1:

Нефтедобыча - имеем увеличение на грани погрешности порядка 1%.

Пункт 2:

Телекоммуникации и средства связи - тут есть куда расти, за счет постоянного развития технологий (высокоскоростной Интернет, цифровое ТВ.3 джи,4 джи технологии (и т.д.)

Пункт 3:

Оргтехника и офисное оборудование, на фоне общего сокращения доходов компаний, сокращения их количества - рост маловероятен.

Оборудование для сельского хозяйства.- это стратегически важная отрасль и при должном внимании со стороны государства, рост возможен.

Пункт 5:

Автотранспортные средства - на данный момент основываясь на данных по «АвтоВазу», падение производства за 2013 год составило 12 % , уже имеется определенный опыт решения подобной проблемы, это, например, программа утилизации старых автомобилей, этот опыт дал положительные результаты. Пункт 6 .

Строительное оборудование и дорожно-строительная техника.

На примере 2009 года видно, что падение объема строительного рынка произошло одним их первых. На фоне нынешнего декларируемого ужесточения условий кредитования и общей закредитованности населения, перспективы у этого рынка не радужные и падение его произойдет одним из первых, так как основным драйвером роста в последние годы была ипотека и государственный, муниципальный заказ. В настоящий момент грядущая Олимпиада и другие спортивные мероприятия государственной важности, немного поправили положение дел в строительной отрасли, но будущее его довольно непредсказуемо.

Пункт 7.

Медицинская техника - тут наблюдаются реальные перспективы для роста экономических влияний, даже на фоне общей стагнации, так как это стратегически важная отрасль, стремящаяся к самофинансированию и оснащение ее далеко до совершенства, причем драйвером роста, может выступить и само население.

Пункт 8.

Железнодорожная техника - ситуация в этом направлении складывается неоднозначная. РАО РЖД , по сути монополист на данном рынке, в последнее время ведет себя довольно неустойчиво, постоянный рост тарифов вместе с ухудшающимся качеством обслуживания, привело к заметному сокращению железнодорожных перевозок и одновременному росту, перевозок автотранспортом, бизнес в условиях доставки товара в течении 3-4 месяцев на Дальний Восток, например, (Интервью господина Капралова - директора завода оборонного комплекса России «Квант», город Великий Новгород, газете «Новгород») существовать не может и вынужден искать альтернативу для соблюдения условий контрактов, в данном случае для решения проблемы был нанят самолет «Руслан» за 7000000 рублей в Белоруссии.

К тому же в ответ на призыв правительства к сокращению издержек и заморозке тарифов, данная компания сокращает порядка 60000 тыс. рабочих мест. Хотя на рынке лизинговых услуг эта компания решающего значения не имеет (доля 0.5 процента ), но падение одного сегмента практически неизбежно тянет за собой другие отрасли, что не может не отразиться на общей картине, включая и рынок лизинговых услуг.

Подведем предварительный итог по этому разделу:

Наиболее устойчивыми в современных условиях, а следовательно и наиболее привлекательными для лизинговых компаний в среднесрочной перспективе(горизонт планирования 1-2 года) будут:

. Нефтедобыча (ввиду концентрации интересов государства, элиты и общества). Это, например, проекты освоения Арктического шельфа и др.

. Телекоммуникационное оборудование и др. (при условии поддержки правительством, но не является стратегическим приоритетом).

. Рынок оргтехники - рост маловероятен.

. Оборудование для сельского хозяйства - стратегически важное направление и, скорее всего, получит поддержку от государства.

. Автотранспортные средства - вероятнее всего будет значительный провал в количестве перевозок на фоне сжимающегося спроса по отраслям и как результат без поддержки государства, уйдет на дно одним из первых.

. Строительное оборудование - Олимпиада кончится, а с нею вероятнее всего и рынок с некоторым временным лагом.

. Медицинская техника - имеет значительный потенциал роста, даже в условиях экономического спада и заслуживает пристального внимания со стороны лизинговых компаний.

. РЖД - без замены руководства, головного менеджмента и в условиях сокращающегося спроса, перспектив не имеет.

Итак, по итогам 2009 года сокращение портфеля лизинговых компаний на 75 % и уход с рынка около 20% участников, включая крупных игроков российского значения. ( Данные за 2009 год - рейтинг агентства «Эксперт- РА»). Во время экономических пертурбаций большое значение для лизинговых компаний имеет качество портфеля, его диверсификация по отраслям бизнеса, для этого и были выше подробно раскрыты риски.

В 2009 году коммерческие и государственные банки фактически остановили финансирование отрасли - это привело к тому, что многие лизинговые компании свернули деятельность, так как поступлений по действующим договорам лизинга не хватало для покрытия расходов и исполнения обязательств.

В выигрышном положении оказались компании, находящиеся в прямой связи с банками, а так как 2009 год был обозначен программой вливания ликвидности в банки, то они устояли.

В большинстве случаев устоявшими во время шторма оказались дочерние компании региональных банков и банков с иностранным капиталом, т.к. имели более мощные и дешевые финансовые ресурсы.

Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

.1 Перспективы развития, тенденции, направление развития ситуации (косвенные признаки) и риски лизинговых компаний

В 2013 году, по сведениям Минэкономразвития, рост ВВП России составил 1,4%, в то время как ранее прогнозировался рост на 1,8%. В декабре 2008 года, если исходить из официального прогноза, рост промышленного производства составил 1,9% (в 2007 году рост 6,3%), в 2012 году рост промышленного производства в России составил 2,6%. По официальным прогнозам рост промышленного производства в 2008 году планировался в 1.9 %. Этот год промышленного производство завершило, по оценкам Росстата, падением на 10,8% . А по прогнозам на 2013 год рост планировался на 1.8 процента. в начале декабря Минэкономразвития РФ ухудшило прогноз по всем ключевым экономическим показателям <http://fd.ru/news/40034-minekonomrazvitiya-uhudshilo-a-hrefprognoz-po-klyuchevym-pokazatelyama>. В частности, прогноз роста промышленного производства понижен с 0,7 до 0,1%.Пока официальных оценок прошедшего 2013 года нет. Точных данных Росстата по итогам года не будет до конца января, но предварительная оценка <http://www.finmarket.ru/economics/article/3606396> заместителя министра экономического развития Андрея Клепача - примерно 1,3%.

Тенденции довольно тревожные, а по ряду показателей 2008 год напоминает 2013. 4 декабря прошла 12 конференция «Лизинг в России» , в ходе которой были освещены некоторые проблемы компаний, вот, например, выдержки из этой конференции:

Российские предприниматели не доверяют способу «временного» владения производственным оборудованием, предпочитая, если есть возможность, приобретать его в собственность. По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста.

В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии. Совокупный портфель лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2013 года составил 2,65 трлн. рублей, в том числе объем нового бизнеса - 940 млрд. рублей. Половину лизингового портфеля на 1.10 занимает железнодорожная техника, хотя ее доля и сокращается. В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, оперативный лизинг за год, наоборот, увеличился вдвое. Впрочем, оперативный лизинг остается сегментом лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки в общем объеме рынка заняли только 8%, не слишком увеличится их доля, по прогнозу, и в 2014-м. Развивать оперативный лизинг в ближайшие два года, согласно опросу "Эксперт РА", собираются менее пятой части лизингодателей - лишь 10-15% компаний.

% сделок оперативного лизинга суммарно пришлось на сегменты железной дороги и авиатехники, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости. Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов, а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, - при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Для сравнения, в Европе средняя доля оперативного лизинга в общей структуре рынка составляет 35-40%. «Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, - отметил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. - Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании». Как и год назад, на первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса «Эксперт РА» поставили нехватку именно платежеспособных «качественных» клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра. «Рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению».

спрос лизинг сделка платежеспособный

3.2 Возможные пути решения надвигающихся проблем

Ввиду большой вероятности развития негативных экономических событий (падение производства, стоимости и объема реализации нефти и газа, основных столпов нашей экономики и целого ряда других факторов), представляются необходимыми следующих действий лизинговых компаний:

Диверсификация портфеля, уход из стагнирующих регионов.

Создание более весомых страховых фондов, сокращение издержек, переориентация на более перспективные направления.

Диверсификация портфелей: особенно опасны следующие направления:

черная металлургия и связанные с ней отрасли (автомобилестроение - падение порядка 13 % «Автоваз», строительство, металлообработка).

химическая промышленность (ввиду общего сокращения спроса).

Так как явления, которые мы наблюдаем, носят системный характер и имеют на данный момент видимое направление, имеет смысл обратить внимание на действия правительства, если в 2009 году это было спасение банков, то в 2013 -14 годах этой тенденции не наблюдается, скорее наоборот их санация, которая привела уже к некоторым проблемам в экономике страны. Спасение моногородов, соответственно целых отраслей промышленности, так же не декларируется. Имеет смысл обратить внимание на системозначимые отрасли промышленности, например ОПК, сельское хозяйство. Интересной и перспективной является задумка правительства о реализации сельскохозяйственной техники с 15% скидкой аграриям с последующей компенсацией производителям затрат Минсельхозом.

Обсуждаются варианты поддержки Вагоностроения в виде запрета на продление срока службы старых вагонов и другие программы утилизации вплоть до судостроения, эта мера довольна перспективна. В общем, необходим постоянный мониторинг, а лучше инсайд в наблюдении за действиями правительства. Так же лизинговым компаниям следует обратить внимание на качественный состав своего менеджмента. Дело в том, что ввиду грядущих событий, обанкротится, как показал прошлый опыт огромное количество конкурирующих компаний, которые имели в своем составе и грамотных управленцев, которых следует привлечь на свою сторону. Возможно, вынести в порядке предложения к лизингополучателям возможность льготного и досрочного погашения лизинговых контрактов, пусть и с некоторой потерей маржи. Для досрочного закрытия рискованных позиций. По мнению министра финансов - Антона Силуанова, ситуация в региональных бюджетах настораживающая. «Наше беспокойство очень серьезно в отношении исполнения бюджетов регионов, в прошлом году они увеличили дефицит больше чем в 2 раза, дефицит бюджетов регионов составил около 700 млрд рублей. Дефицит был покрыт за счет тех остатков ресурсов, которые были накоплены в предыдущие годы субъектами РФ. Такой возможности в 2014 году у регионов не будет.

Учитывая, что у регионов нет такой подушки безопасности, как у РФ (Резервный фонд), конечно вопрос об их устойчивости является одним из важнейших для балансировки всей бюджетной системы». Необходимо особое внимание при заключении договоров лизинга с компаниями принадлежащими муниципальным образованиям или напрямую связанных с ними через субсидии, дотации и компенсации. Ввиду начавшегося выпадения доходов, связанного с падением налогооблагаемой базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лизинговые компании в России, далеко не исчерпали возможности роста, скорее наоборот, расти и развиваться на огромном рынке России можно и нужно. Но есть ряд вопросов требующих законодательного регулирования

Необходимо, прежде всего, снять барьеры таможенного и антимонопольного законодательства, которые препятствуют быстрому и качественному проведению сделок, а так же ограничивают их по срокам.

Ограничение сферы применения лизинга. Проблема связанна с возможностью использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Такой подход закреплен в Гражданском кодексе РФ и в законе «О финансовой аренде (о лизинге)»

Это законодательное ограничение препятствует предоставлению лизинговых услуг большому количеству потенциальных клиентов лизинговых компаний.

Неэффективные налоговые льготы. Анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что развитие лизинга зависит от тех налоговых льгот, которые закреплены в законодательстве. Особенно заметна, на графиках и стат.данных ограниченное присутствие лизинговых компаний в регионах связано это опять же с несовершенством налогового законодательства. В соответствии с 25 Главой НК РФ законодательные органы субъектов Федерации вправе снижать ставку налога с 17 % до 13 %, т.е. не более чем на 4 %. Данное ограничение существенно снижает большинство региональных льгот по налогу на прибыль, предоставляемых участникам лизинговой деятельности. Барьеры валютного ограничения - действующее законодательство РФ о валютном регулировании и валютной контроле предусматривает комплекс ограничений на осуществление валютных операций, распространяющихся, в том числе и на лизинговые отношения.

Барьеры банковского законодательства - Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитования банками лизинговых компаний в необходимом объеме.

Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии субъекта лизинга у не кредитоспособного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Здесь вытекает из предыдущего абзаца еще одна проблема не менее серьезная - практически отсутствие вторичного рынка оборудования, а так же отсутствие законодательной базы под него. Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов , здесь тоже интересный момент, дело в том что зачастую высокотехнологичное оборудование требует и определенное программное обеспечение под конкретные цели, без которого оно является куском никчемного железа. Часто программное обеспечение стоит дороже железа на котором оно используется имеет правообладателя и приобретается отдельно. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и самостоятельный поиск путей обхода законодательных тупиков.

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя.

Проблема длинных денег. Для большинства лизинговых компаний «длинное и дешевое» финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. За исключением окологосударственных компаний аффилированных с государственными банками. Но эти компании ориентированы на глобальные проекты, зачастую имеющие государственное финансирование. Так же имеется проблема менталитета российского предпринимателя, который предпочитает иметь оборудование в собственности и не рассматривает иные варианты развития бизнеса. Теперь нужно обратить внимание на состояние рынка и промышленного производства на данный момент. В ряде секторов (металлургия, металлообработка, производство автомобилей и т.д.) Наметилась не декларируемая стагнация, а скорее падение объемов производства, что потянет за собою и все сопутствующие сектора производства, за исключением, вероятно, нефтегазодобычи, что так же не может не сказаться на лизинговых компаниях. Так же в бюджете на 2014 год заложена более низкая стоимость добываемых невосполнимых ресурсов в России ( бюджет на 2014-2016 гг. рассчитан исходя из цен на нефть Urals ниже $100 за баррель - $93, $95 и $95 за баррель).

Обоснованием для таких прогнозов служит увеличение добычи сланцевой нефти и переход на альтернативные виды топлива, пример - программа энергетической независимости Финляндии и Евросоюза. Это не может не сказаться на России, как в плане стоимости, так и в плане количества реализуемой нефти и газа. Это неизменно ударит по бюджету России.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе Лизинговым компаниям предстоит не простой период, как показала практика 2009 года, предстоит сокращение рынка и выживут далеко не все Лизинговые компании. Необходима осторожность при заключении сделок как при выборе партнера (лизингополучателя) так и к сегменту промышленности в которую направляется финансирование.

Необходимо формирование собственных финансовых резервов, пускай даже при сокращении объема и количества сделок. Также нужно пересмотреть систему страхования сделок. Но после падения как правило наблюдается рост рынков, хотя в этот раз период восстановления может быть несколько больше чем 2009 году. Вследствие сокращения американских «программ количественного смягчения» иссякнет и поток дешевой ликвидности.

За счет вышеописанных проблем начинают вырисовываться перспективы бюджетного голода в России. В какой-то момент нашей стране придется менять принципы построения бюджета, придется обратить внимание на производственный сектор. И лизинговые компании будут как раз тем инструментом, способным дать толчок к развитию производства в России.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // Российская газета. 1993. 25 дек. (N 237).

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федер. Закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федер. закон от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.) // СЗ РФ. 1999. N 32. Ст. 4040.

. О финансовой аренде (лизинге): Федер. закон от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.

. О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. N 752 // СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3279.

. Безуглая М.В. Существенные условия договора лизинга / М.В. Безуглая // Юрист. 2010. N 11.

. Бутузова Н.А., "Международные банковские операции", N 2, март-апрель 2010 г.

. Говоров С.Н. Государственный финансовый контроль на рынке лизинговых услуг / С.Н. Говоров // Банковское право. 2009. N 1.

. Договор финансовой аренды (лизинга). Учет. Налоги. Арбитраж: Практическое пособие. М., 2010.

. Долгушина Ю.Б. Лизинг / Ю.Б. Долгушина. М., 2011.

. Егорова П.В., Курило, В.В. Некоторые аспекты правового регулирования договора лизинга / П.В. Егорова, В.В. Курило // Юрист. 2012. N 2.

. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: ИНФРА-М, 2012.

. Кучер А. Закон о лизинге шаг вперед или два назад?/ А. Кучер // Законодательство и экономика. 2009. N 6.

. Логвинов М. Непаханое поле российского лизинга // Профиль от 17.03.2010.

. Мельников В.С. Лизинговые сделки / В.С. Мельников // Современное право. 2012. N 2.

. Нигаматзянов, Т.Т. Существенные условия договора лизинга / Т.Т. Нигаматзянов // Право и экономика. 2010. N 7.

. Павлодский, Е.А. Соглашение лизингодателя с продавцом об обратном выкупе / Е.А. Павлодский // Право и экономика. 2011. N 5.

. Павлодский, Е.А. Гражданский кодекс о финансовой аренде / Е.А. Павлодский // Право и экономика. 2011. N 1.

. Павлодский Е.А. Лизинг как инструмент рыночных отношений: пути совершенствования / Е.А. Павлодский // Журнал российского права. 2012. N 10.

. Решетник И. Юридическая конструкция лизинга / И. Решетник // Российская юстиция. 2011. N 12.

. Сидорова В., Байкова, Т. Экономико-правовые проблемы российского лизинга / В. Сидорова, Т. Байкова // Бюллетень нотариальной практики. 2012.

. Смирнов Е.Е., Издательский дом "Регламент", "Банковское кредитование", N 3, май-июнь 2008 г.

. Стародубова Л.В. Ответственность сторон по договору финансовой аренды / Л.В. Стародубова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009.

. Смирнов Е.Е., "Организация продаж банковских продуктов", N 3, III квартал 2008 г.

. Шаталов, С. Композитарная трактовка лизинга / С. Шаталов // ЭЖ Юрист. 2012. N 29.

Похожие работы на - Развитие лизинга в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!