Анализ финансовой политики предприятия на примере ОАО 'ЛГЭК'
Введение
финансовый политика тактический
Финансовая политика является важнейшим базовым элементом функционирования предприятия.
Финансовая политика предприятия - это важнейшая характеристика его экономической деятельности. Она является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и может быть определена как система рационального и эффективного управления использованием финансов организации.
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность в разработке и использовании долгосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия.
Финансовая политика как концепция управления финансами охватывает всю деятельность современного предприятия, представляя основу функционирования организации в условиях рыночной экономики, отражает все стороны деятельности предприятия - его прибыльность и доходность (рентабельность), платежеспособность и ликвидность, а так же финансовую устойчивость.
Предприятия проводят свою собственную финансовую политику, осуществляющуюся в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. В их числе федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-инструктивные документы Центрального Банка, Федеральной налоговой службы, министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции и методические указания.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Однако рыночная ситуация требует разработки финансовой политики на будущее.
Предметом исследования является финансовая политика организации.
Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании процесса формирования и осуществления финансовой политики организации.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
. Раскрыть теоретические основы финансовой политики организации.
. Провести анализ финансовой политики предприятия на примере ОАО «ЛГЭК».
. Рассмотреть осуществление финансовой политики организации.
1. Теоретические основы финансовой политики организации
.1 Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики организации
Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения его целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
Финансовая политика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политика предприятия - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. (4, с. 109)
Финансовая политика предприятия проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпы развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты и пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие верно идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.
Финансовая политика является наиболее важным составным элементом общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую и маркетинговую политики.
Объектом финансовой политики предприятия являются хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами предприятия, а так же денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат.
Предмет финансовой политики предприятия - внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.
Субъектами финансовой политики предприятия являются учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли. (7, с. 13)
Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.
Финансовая политика предприятия имеет всеобъемлющий характер и не ограничивается решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры происхождения и согласования договоров, организация контроля над процессами производства.
Достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансовыми затратами, доходами и денежными потоками, а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. (4, с. 122)
Финансовая политика не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов и денежных потоков, а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. При этом ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволяют предприятию развиваться. (4 с.130)
Основа финансовой политики - четкое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля. (9, с. 79)
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.
Основная цель создания предприятия - обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством. (5, с. 82)
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
) оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
) максимизация прибыли;
) достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности предприятия;
) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
) использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)
Для реализации главной цели финансовой политики предприятия необходимо найти оптимальное соотношение между такими стратегическими задачами как максимизация прибыли и обеспечение финансовой устойчивости. (6, с. 113)
Реализации стратегических целей предприятия способствует решение тактических задач.
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики и возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства. В отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.
Приоритетность стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории - внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы:
. Масштаб предприятия - в малых и средних предприятиях автономия занимает обычно доминирующее место, в крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
. Стадия развития предприятия, существенно влияющая на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность. (5, с. 93)
. Субъективный фактор руководства предприятия и собственников. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
На приоритетность той или иной стратегической цели предприятия могут оказывать влияние и внешние факторы. Например, на главные параметры функционирования предприятия могут влиять состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства, а так же законодательные основы государства. (10, с. 98)
Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
Организация финансовой политики строится на определенных принципах:
) Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов.
) Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности, заключающийся в самостоятельном определении перспектив развития организации, самостоятельном планировании своей деятельности и обеспечении производственного и социального развития предприятия.
) Принцип материальной ответственности, означающий наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы.
) Принцип заинтересованности в результатах деятельности, определяющийся основной целью предпринимательской деятельности - систематическим получением прибыли.
) Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Финансы предприятия выполняют контрольную функцию, т.к. данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность - финансовый контроль.
) Принцип формирования финансовых резервов, связанный с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры.
Так же одним из основных принципов финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.
Таким образом, финансовая политика предприятия - это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
1.2 Основные направления, методы и этапы финансовой политики организации
Основными направлениями разработки финансовой политики организации являются:
. Анализ финансово-экономического состояния предприятия, являющийся базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:
Øанализ бухгалтерской отчетности - изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.
Øгоризонтальный анализ - состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.
Øвертикальный анализ - проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Øтрендовый анализ - основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
Øрасчет финансовых коэффициентов.
. Разработка учетной и налоговой политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета, являющаяся обязательной для всех организаций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08).
При определении учетной политики у организации существует выбор, который касается главным образом методов списания сырья и материалов в производство, методов оценки незавершенного производства, возможности применения вариантов амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов.
. Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, требующее значительного количества времени, и здесь наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами - выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов организации становится меньше ее кредиторской задолженности).
Финансовой службе организации целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:
Øхеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
Øфинансирование по краткосрочным ссудам;
Øфинансирование по долгосрочным ссудам;
Øфинансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика);
Øфинансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).
5. Управление издержками, включая выбор амортизационной политики, рекомендующие использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек организации, а также уровне рентабельности. При разработке учетной политики организации рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.
Большую роль при формировании финансовой политики организации играет выбор амортизационной политики. Организация может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств, что повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а, следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль организации.
6. Выбор дивидендной политики. Проблемами, решение которых обусловливает необходимость выработки дивидендной политики, являются:
Øс одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией;
Øс другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла организации. Например, если руководство организации предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций. (2, с. 85)
Финансовую политику предприятия можно охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.
Содержание финансовой политики многогранно и имеет следующие этапы:
.Определение стратегических направлений развития.
. Планирование (стратегическое, оперативное и бюджетное).
. Разработка оптимальной концепции управления: капиталом, активами, денежными потоками, ценами и издержками.
. Контроль, включающий проверку выполнения планов, сравнительный анализ, ревизии и аудит.
Этапы финансовой политики подразделяют на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочная финансовая политика признана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, закупка оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет.
Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до года. Например, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки.
Долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.
Основными методами формирования финансовой политики предприятия являются:
) Финансовый анализ. Для принятия правильных экономически обоснованных управленческих решений на перспективу большое значение придается анализу финансового состояния, платежеспособности, финансовой устойчивости, диагностике и прогнозированию возможного банкротства, деловой активности, рентабельности.
) Важнейшим инструментом регулирования финансовой политики является операционный анализ, изучающий зависимости финансовых результатов от издержек и объемов производства и реализации.
) Текущее регулирование финансовой политики, обеспечивающееся с помощью оперативного анализа. Оперативный анализ проводят на основании данных текущего учета, первичной документации, информации, полученной из средств связи, устно и т.д. Его могут осуществить за любой временной отрезок, а также в режиме реального времени с помощью глобальных информационных сетей.
) Важной задачей финансовой политики является оптимизация финансовых процессов. Их теоретической основой являются методы исследования операций.
) В условиях неопределенности важнейшими являются эвристические методы, представляющие неформализованные способы решения экономических задач на основе интуиции, прошлого опыта и экспертных оценок.
) Экспертные методы, заключающиеся в интуитивно-логическом анализе исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов и явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Обычно такие методы реализуются путем опроса группы специалистов (возможно, посредством заполнения специальных анкет). Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
) Технический анализ. Для разработки и проведения внешней политики на финансовых рынках используют так называемый технический анализ. Технический анализ - это метод прогнозирования цен с помощью графиков движений рынка за предыдущие периоды времени.
Таким образом, финансовая политика предприятия является основой процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники и акционеры предприятия.
Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для
достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач.
Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к
тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен
соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.
2. Анализ финансовой политики предприятия на примере ОАО «ЛГЭК»
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «ЛГЭК»
Открытое акционерное общество «Липецкая городская энергетическая компания» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации путем реорганизации в форме преобразования в него Общества с ограниченной ответственностью «Липецкая городская энергетическая компания» (зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Левобережному району г. Липецка Липецкой области 21 мая 2004 года, ОГРН 1044800169160) в соответствии с решением внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Липецкая городская энергетическая компания» (протокол № 26 от 19 октября 2009 года).
Юридический и фактический адрес: 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а.
Форма собственности по ОКФС - Совместная муниципальная и иностранная.
Единоличный исполнительный орган ОАО «ЛГЭК» - генеральный директор Парий А.В.
Совет директоров общества:
Øпредседатель Совета директоров - Трошкин С.Н.
ØЧлены Совета директоров - Давыдов С.Н., Иванов А.В., Медведев И.Ю., Мигита В.А., Парий А.В., Тиньков И.В.
Состав ревизионной комиссии: председатель комиссии Овсянникова Л.М. (ОАО «НЛМК»), Кладиенко Л.В. (ОАО «НЛМК») и Горбунова Т.В. (ОАО «НЛМК»).
Аудитор общества - ООО АКФ «Мелон», местонахождение: г. Липецк, ул. Л. Толстого, 1.
Уставный капитал общества составляет 1 219 286 тыс. руб., который разделен на 91 675 648 713 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 0,0133 рубля каждая.