экологическое окружающая мониторинг
По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг - это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.
Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами
На основе его выделяются понятия ПДК (предельно допустимых концентрация), ПДВ (предельно допустимых выбросов) и ПДС (предельно допустимых сбросов). На основе этих параметров устанавливаются ПФК химических веществ, не угрожающих здоровью человека. При этом по каждому химическому веществу вычисляется отдельный показатель.
Физический мониторинг - система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).
Биологический мониторинг - мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде).
Экобиохимический мониторинг - мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).
Дистанционный мониторинг - в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных;
В зависимости от принципа классификации имеются различные системы мониторинга.
Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.
Комплексный экологический мониторинг окружающей среды - это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов. Различают мониторинг локальный, региональный и фоновый.
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:
а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;
б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
. Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Цель экологической экспертизы - предупреждение возможных негативных последствий хозяйственной деятельности человека. Экологическая экспертиза основана на принципе доминирования, презумпции вреда хозяйственной деятельности человека состоянию окружающей среды. Задача заказчика - доказать безопасность своей деятельности, предусмотреть систему очистных сооружений.
Виды экологической экспертизы представлены на рисунке 2.
.Экологическое моделирование.
Экологическое моделирование - область моделирования, включающая широкий спектр различных видов моделирования, занимающаяся изучением экологических процессов и объектов на их моделях с целью расчета поведения человека в некоторых стационарно-изменяющихся условиях среды, либо для выработки рекомендаций с целью координирования форм и масштабов хозяйственной деятельности.
Методы экологического моделирования можно условно разделить на физические и математические. При физическом моделировании изучаемое явление воспроизводится в том или ином масштабе с сохранением его физической природы.
В первой главе были рассмотренные основные теоретические аспекты экологического состояния окружающей среды. Можно сказать, что экологическое состояние - это совокупность условий среды обитания и жизнедеятельности населения (состояния атмосферного воздуха, вод, почв, растительности и др.), определяемых воздействием природных и антропогенных (производственных, социальных и бытовых) факторов. Также были рассмотрены основные методы оценки состояния окружающей среды, такие как экологический мониторинг, экологическая экспертиза и экологическое моделирование.
ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
.1 Экологическое состояние Астраханской области
Площадь Астраханской области 49 тыс. км2 (54-е место в РФ), население - 1,014 млн. чел (51-е место в РФ)из которых 67 % проживает в пяти городах области.
Основные экологические проблемы связаны с добычей нефти и газа, транзитным загрязнением Волги и гидроэнергетическими попусками, нерациональным использованием живых природных ресурсов, и обращением с отходами.
Атмосферный воздух
% населения области (76% городского населения) живут в условиях «высокого» и «очень высокого» загрязнения атмосферного воздуха . Астрахань (где живет более половины населения области) в 2011 г . входила в список 100 городов России с наибольшим индексом загрязнения атмосферного воздуха (67-е место). Область на 11-м месте в стране по высокому уровню проб воздуха с превышением максимальных разовых концентраций загрязнений в городских поседениях. Основные источники загрязнения - автотранспорт, теплоэнергетика (включая отопление частного сектора), свалки ТБО. Область на одном из первых мест в стране по высокому удельному выбросу загрязняющих веществ стационарными источниками - 53,5% валового выброса в атмосферу - 135 тыс.т. в 2012 г.
По расчетам, 358 тыс. зарегистрированных в области автомашин (2011 г.) выбрасывали в атмосфер14,3 тыс. т (46,5% всех выбросов). На каждого жителя области в 2012 г. приходится в общей сложности 39 кг/год вредных выбросов (из них 133 кг - от стационарных, и 106 кг от автотранспорта). По удельному весу (на человека) объему выбросов область - на первом месте в ЮФО и на 24-м месте в стране .
Область - одна из худших в стране по объему улавливания вредных выбросов - в 2011 г. было уловлено и обезврежено только 8,7% выбросов (в 2010 г. 0,7%) .
Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в местах наблюдения определяется концентрацией пыли, диоксида азота, формальдегида, сероводорода, сажи, аммиака и бенз(а)пирена .
В 2008 - 2011 гг. средние концентрации диоксида серы, сероводорода, формальдегида и аммиака в Астрахани превышали предельно допустимые коэффициенты (ПДК). В последние годы загрязнение воздуха по ряду показателей растет .
Одной из заметных причин загрязнения атмосферного воздуха являются места захоронения твердых бытовых и промышленных отходов. Так, например, возгорание промышленных отходов бывшего целлюлозно-картонного комбината на окраине Астрахани вызывало в июне 2012 г . серьезное загрязнение атмосферы Трусовского района города, с многократным (по бензолу и диоксиду серы - более чем в 20 раз) превышением ПДК.
Водные проблемы
На территория области около 900 водотоков, озер, ильменей. Вода занимает 16% территории области (7,1 тыс. км2) в межень, и до 40% всей территории (44,1 тыс. км2) во время половодья. Общая протяжённость береговой линии водных объектов на территории области около 19 тыс. км.
Доля поверхностных вод в водоснабжении населения составляет более 99,7%. Централизованным водоснабжением в области охвачено 81% населения.
В Астрахани централизованной системой канализации пользуются около 70% населения, в районах области - 5-25%. До 37% сельского населения пользуются водой без какой-либо предварительной очистки. Более 40% сел и поселков области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10% из них пользуются привозной водой.
В ряде районов области проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер, как по причине дефицита водных ресурсов, так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды поверхностного источника. В 2012 г . 6,8% проб воды в источниках централизованного водоснабжения не соответствовал нормативам по санитарно-химическим показателям, и 3,8% - по микробиологическим. По сравнению со средне-областными, худшими по показателям загрязнения источников централизованного водоснабжения в 2012 г . были Наримановский, Володарский, Ахтубинский районы области и ЗАТ. Многие сельские населенные пункты используют в качестве питьевой воду непосредственно из водоемов без всякой подготовки . В 2012 г . 40% проб воды из колодцев не соответствовало санитарно-химическим нормативам. Наиболее критическая ситуация по обеспечению населения качественной питьевой водой складывается в Енотаевском, Икрянинском, Черноярском, Володарском, Наримановском и Приволжском районах области. В целом по области, около 240 тыс. человек не обеспечены водой питьевого качества .
Одна из причин низкого качества питьевой воды -износ сетей и водопроводных сооружений: к началу 2011г их износ составил 72,7%. Протяженность ветхих сетей водопровода по всем видам собственности составляла к началу 2010 г . 1753,5 км. (более 95% - собственность муниципальных образований).
Земля и почвы
В результате резкого антропогенного изменении гидрологического режима Волги в 60-е гг. прошлого века (увеличения против природных скоростей сезонного подъема и падения уровней, резкого сокращения твердого стока) интенсифицировались процессы переработки и обрушения берегов. В настоящее время интенсивная переработка и обрушение берегов наблюдается на территории 45 населенных пунктов.
В 2011 г. 36,8% обследованных берегов правой части Волго-Ахтубинской долины были поражены боковой эрозией. Размываются северные оконечности пойменных островов, вогнутые берега с прижимным течением Волги и крупных водотоков. Местами развиваются оползневые процессы. В 2011 г. у с. Никольское часть берега протяжённостью 500 метров и шириной 50 м. сошла вниз (высота стенок отрыва до 18 м). В северной части области развита овражная эрозия (в Черноярском, Енотаевском районах). В ряде случаев образование оврагов вызвано многолетними протечками сельских водопроводов. Регулярные наблюдения за состоянием застроенных подтопленных территорий даже в Астрахани в последние годы не проводятся.
Область занимает второе место в стране по высокому уровню загрязнения почв селитебных территорий паразитами (7,9% проб в 2012 г.). В окрестностях практически всех поселков почва загрязнена бытовыми отходами. В местах буровых работ нередки загрязнения почв отходами бурения (шламами, отработанным буровым раствором, осадком буровых сточных вод).
Растет число случаев противозаконного захвата берегов (бичевника и общедоступной прибрежной полосы) коттеджным / рекреационным строительством.
Проблема отходов
В 2007 г . из 132 санкционированных мест размещения ТБО в области, только четыре были сооружены в соответствии с утвержденной документацией. Тогда же в области было обнаружено более 450 несанкционированных свалок (346 - только в Астрахани). В 2011 г . по официальным данным, в области действовало 20 санкционированных полигонов ТБО и было обнаружено 54 несанкционированных свалки. По другим данным, только во втором полугодии 2011 г . в области было выявлено 154 несанкционированных свалки общей площадью 225,5 га, а в 2012 г . - 400 мест несанкционированного размещения отходов только в Астрахани .
Несмотря на некоторые успехи (работа предприятий по раздельному сбору и переработке отходов «Эко-сервис» и «Эко-Плюс») единая система обращения с отходами производства и потребления в области отсутствует и эффективность системы очистки селитебных территорий от твердых бытовых отходов низка. В ряде сельских поселений организованное удаление отходов вообще отсутствует.
При эксплуатации санкционированных объектов размещения практикуется противоправное сжигание ТБО. ТБО зачастую выбрасываются на придорожные территории, закапываются на личных и муниципальных землях.
Захоронение ТБО Астрахани без сортировки и переработки до недавнего времени осуществлялось на полигоне на землях Приволжского района вблизи Фунтово (бугор Тас-Тобе). Проектный срок эксплуатации этого полигона закончился в 2005 г . В 2008 г . срок эксплуатации полигона был продлен до конца 2013 г . Новый, соответствующий санитарно-экологическим требованиям, полигон для захоронения брикетированных ТБО Астрахани вместе с мусоросортировочным комплекса у с. Рассвет (Наримановский р-н) должен вступить в строй в 2014 г . (мощность до 200 тыс. т ТБО/год).
Важным источником загрязнения области являются отходы бурения. Они скапливаются в шламовых амбарах, которые превращаются в несанкционированные свалки токсичных отходов. Например, только на территории Ильинского цеха распределительно-перевалочного комплекса «Астраханский» десятки тыс. т нефтесодержащих и буровых отходов находится в 19 «нефтяных ямах», занимающих площадь около 40 га. Часть этих ям находится в водоохранной зоне.
Радиационные проблемы.
В 1980-1984 гг. на территории области было проведено 15 подземных ядерных взрывов для образования подземных полостей для хранения газоконденсата (проект «Вега»). Взрывы проводились в 35-40 км севернее и северо-восточнее Астрахани, на глубинах около 1000 м. Их суммарная мощность составила более 120 килотонн (для сравнения - взрыв в Хиросиме - 20 кт). В результате, в подземных соляных куполах были созданы емкости объемом 10 - 30 тыс. м3. Однако, через 2-3 года объем 13 полостей неожиданно резко уменьшился, а оставшуюся часть заполнили подземные воды. Теперь существует угроза, что эти радиоактивные соляные рассолы могут быть выдавлены на поверхность и будут разгружаться по подземным горизонтам в открытые водоемы. Фактически произошла крупнейшая в Европейской части России радиационная авария, а область стала местом неконтролируемого захоронения колоссального количества
высокорадиоактивных отходов. Эти отходы будут оставаться радиационно-опасными на протяжении столетий, и требуют постоянного дорогостоящего контроля не только в ближайших окрестностях, но и на расстоянии десятков километров от мест взрывов.
На основании более 100 тыс. измерений радиоактивности воздуха, почв, растительности, воды в 2012 г. в районе населенных пунктов Молодёжный и Красный Яр, и на территории АГПЗ и в реках Ахтуба, Бузан, Кигач и Берекет, в источниках водоснабжения и контрольно-наблюдательных скважинах, «Астрахань-Газпром» утверждает, что естественный радиационный фон не увеличен (за исключением отдельных приустьевых площадок боевых скважин). Это говорит о том, что существенной миграции радионуклидов из полостей взрывов пока не происходит. Однако настораживает то, что в пробах приземного воздуха и атмосферных выпадениях в районе Сеитовского, Сары-Сорского и Айдикского соляных куполов и воздуха рабочей зоны обнаруживаются незначительные количества цезия-137, стронция - 90 и трития (не превышающие нормативно безопасные уровни среднегодовой объемной активности для населения).
.2 Мероприятия по оздоровлению экологической ситуации в Астраханской области
В социально-экономическом развитии области налицо опасное противоречие: основную часть бюджета составляют поступления от газо-нефте-химического комплекса, но значительная часть населения занята в сельском и рыбном хозяйстве. Хотя общие ресурсы газа и газоконденсата на территории области очень велики, доступные для безопасной эксплуатации ресурсы реально исчерпаемы в обозримом будущем. Чтобы не оказаться у «разбитого корыта», сегодня необходимо направлять большую часть средств, получаемых от развития газонефтяного комплекса, на решение созданных этим комплексом экологических проблем, на поддержку и развитие сельского и рыбного хозяйства области, на минимизацию негативных последствий географического расположения области («сливной бачок» для трети Европейской части России) и максимизацию использования позитивных черт такого расположения (акватории, охватывающие в разные сезоны от 20% до 40% площади области).
При стратегическом планировании развития области необходимо в корне изменить подход к использованию природных ресурсов: необходимо создать условия для сохранения и восстановления стремительно деградирующих рыбных ресурсов и почв, а не делать ставку только на углеводородное сырье, запасы которого ограничены и невосстановимы. Доля рыбного и сельского хозяйства в экономике региона должна быть не меньше 50%. В сельском хозяйстве необходимо ориентироваться на производство экологически чистой продукции с минимальным использованием агрохимикатов (сейчас область - российский лидер по их применению). Необходимо уйти от экстенсивного использования земельных ресурсов (ведущего к их необратимой деградации), применяя новейшие технологии и компенсируя использование больших площадей увеличением урожайности на поддерживаемых в продуктивном состоянии меньших площадях.
Для восстановления рыбных ресурсов необходим комплекс мероприятий, включающий водную мелиорацию, восстановление естественных нерестилищ, установления приоритета рыбного хозяйства перед нефтегазовым комплексом, там, где эти отрасли вступают в противоречие (дельта Волги, Северный Каспий), расширение масштабов и качества рыборазведения, резкое сокращение масштабов нелегального изъятия.
Необходим пересмотр на федеральном уровне приоритетов в использовании водных ресурсов бассейна Волги. Сейчас ключевую роль в их использовании играет гидроэнергетика. Интересы рыбного хозяйства учитываются в последнюю очередь. Серьезной альтернативой гидроэнергетики должно стать использование солнечной и ветровой энергии.
Особенно это актуально непосредственно в Астраханской области, где эти резервы особенно велики.
Проблемой федерального уровня является борьба с рыбным браконьерством. Канули в лету браконьеры-одиночки. Сегодняшние браконьеры - хорошо организованные преступные группировки, находящиеся под покровительством государственных органов.
Подводя итоги всему изложенному выше, можно сделать следующие выводы:
.Сложившаяся в области в последние годы система природопользования является тупиковой, и в обозримом будущем может привести к экологической катастрофе, за которой последуют экономическая и социальная.
.Необходим коренной пересмотр принципов развития региона, с переориентаций от доминирования использования невозобновляемых природных ресурсов, к приоритету восстановления и расширенного использования возобновляемых ресурсов.
Озеленение г. Астрахани, увеличение площади зелёных насаждений в городах и посёлках Астраханской области, в санитарно защитных зонах предприятий, безусловно, увеличат уровень экологической комфортности проживания для населения.
В перспективе оздоровлению воздушного бассейна будет способствовать использование нетрадиционных источников получения энергии (ветровой, солнечной), перевод автотранспорта на газовое топливо, применение катализаторов для более полного сгорания топлива в двигателях автомобилей.
Загрязнение и захламление территории области твёрдыми отходами производства и потребления (ТОПП), неудовлетворительное обращение с отходами на существующих полигонах ТОПП, несанкционированное размещение ТОПП на землях, представляющих хозяйственную или рекреационную ценность (стихийные свалки) - вот наиболее острый перечень проблем в области управления отходами на территории Астраханской области.
В перспективе до 2025 г. необходимо проводить строительство заводов по глубокой переработке и утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов (при условии внедрения раздельного сбора бытового мусора населением); использование промышленных и бытовых отходов как вторичного сырья для производства товаров народного потребления.
Формирование природно - экологического каркаса Астраханской области основывается на сложнейших проблемах экосистемного уровня. Природно-экологический каркас территории в комплексе со средо- и природоохранными мероприятиями должен обеспечить сбалансированное экологическое развитие территории и благоприятные условия жизни людей. Его основное назначение:
· сохранение уникальных и эталонных природно-территориальных комплексов;
· сохранение видового разнообразия растительного и животного мира;
·создание и сохранение «природных компенсационных зон», создание защитных лесополос, способных нейтрализовать негативное влияние сельскохозяйственного и промышленного производства;
· сохранение и повышение плодородия земель.
Экологическое равновесие может быть достигнуто на территориях, где остаются обширные площади природных ландшафтов, поскольку урбанизированные пространства не в состоянии обеспечить воспроизводство основных природных ресурсов. На территории Астраханской области по состоянию на 01.01.2008 г. расположена сеть особо охраняемых природных территорий Астраханской области, которая состоит из двух государственных природных заповедников («Астраханский», «Богдинско - Баскнчакский»), общей площадью 85,3 тыс. га, 4 государственных природных заказника регионального значения («Ильменно-Бугровой», «Степной», «Богдинско-Баскунчакский», «Пески Берли») общей площадью 132,186 тыс. га, 8 государственных биологических заказников регионального значения («Буховский», «Енотаевский», «Кабаний», «Икрянинский», «Теплушки», «Жиротопка», «Мининский» и «Крестовый») общей площадью 36,2 тыс. га и 35 памятников природы, которые, в свою очередь, подразделяются на ботанические, зоологические, геологические, водные и комплексные. В 2008-2013 гг. планируется создание природного парка в Волго-Ахтубинской пойме.
Существующие и проектные заповедники, природные парки, лесные массивы, водоохранные зоны приобретают двойную функцию не только сохранения ландшафтов, редких видов флоры и фауны, но и противовеса негативному воздействию урбанизации или интенсивному сельскохозяйственному производству.
К первоочередным задачам в этом направлении относятся:
·оптимизация туристического комплекса Астраханской области (сокращение числа баз и гостиниц в дельте Волги, увеличение числа баз отдыха в Волго-Ахтубинской пойме, повышение экологичности и комфортности легализованных баз, развитие круизного отдыха).
·запрет на строительство новых баз отдыха на Никитинском и Гандуринском каналах и на р. Волге в районе Хмелевки в связи с перегруженностью данного района и расположенного ниже по течению района рекреационными учреждениями.
·оборудование водных маршрутов с использованием гребных и парусных судов, а также пеших и конных экскурсионных троп.
·выделение и благоустройство «зелёных стоянок» для самодеятельных туристов в свободных от рекреационной застройки местах.
· в связи с особым значением дельты Волги как крупного нерестового массива необходимо проведение ежегодного мониторинга всех объектов рекреации по специально разработанной программе.
К наиболее насущным проектам, требующим первоочередных инвестиций в систему мониторинга состояния окружающей среды, относятся следующие:
· мониторинг биологического разнообразия ландшафтов как основы их биоценотической, познавательной и рекреационной ценности;
·мониторинг состояния наиболее ценных ВБУ, имеющих особый природоохранный статус: ООПТ, функционирующие и потенциальные ВБУ со статусом угодий международного значения, предлагаемые биосферные полигоны;
· мониторинг биоресурсов как основы функционирования отдельных направлений туристической деятельности (любительского рыболовства и охоты).
·выявление, учёт и мониторинг состояния природно-территориальных объектов, представляющих особую ценность в сфере рекреации и туризма (пляжи, острова, природные достопримечательности, лесные массивы и др.).
·выявление, учёт и мониторинг зоологических объектов, представляющих познавательную и демонстрационную ценность в сфере туристической деятельности (места гнездовий и концентраций местообитания млекопитающих, рептилий, насекомых и т.д.)
Таким образом, современная экологическая обстановка на территории Астраханской области неоднозначна в разных районах. На значительных площадях природные ландшафты еще сохраняют свои естественные свойства и способность к самоочищению. Максимальная напряжённость экологических проблем наблюдается в нижней части Волго-Ахтубинской поймы и в дельте Волги. Северная часть области испытывает негативное влияние расположенных по соседству промышленных предприятий соседней Волгоградской области.
В целом Астраханская область в настоящее время может быть отнесена к числу регионов с умеренными нагрузками на природную среду.
Основные приоритеты инвестиционной политики связаны с развитием сырьевой базы и освоением имеющихся ресурсов в ведущих отраслях промышленности: газонефтедобыча и рыбохозяйственный комплекс.
Основными задачами при дальнейшем формировании природно-экологического каркаса области являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегулированию и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Во второй главе были рассмотрены основные проблемы экологической ситуации Астраханской области: проблемы атмосферного воздуха, земли и почвы, водные проблемы и проблемы отходов. Во второй части были предложены основные меры совершенствования экологической ситуации Астраханской области: необходим коренной пересмотр принципов развития региона, с переориентаций от доминирования использования невозобновляемых природных ресурсов, к приоритету восстановления и расширенного использования возобновляемых ресурсов, улучшение мониторинга экологической ситуации, озеленение, оздоровление воздушного бассейна и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные экологические проблемы связаны с добычей нефти и газа, транзитным загрязнением Волги и гидроэнергетическими попусками, нерациональным использованием живых природных ресурсов, и обращением с отходами.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в целом экологическая обстановка в Астраханской области хоть и не критична, но все равно оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что в последние годы экологии уделяется много внимания антропогенная нагрузка на окружающую среду региона по-прежнему высока.
Экологически нестабильные районы находятся на всей территории Астраханской области.
Обычно причинами столь неблагополучной экологической обстановки служит изношенность промышленного оборудования, отсутствие или недоработанность экологической политики предприятия, проблемы утилизации бытового мусора.
До сих пор имеет место в нашей стране и экологическая безграмотность, а подчас и равнодушие, населения. Об этом громко говорят несанкционированные свалки.
Поэтому, чтобы улучшить экологическую обстановку по области в целом, необходимо сделать акценты на таких мерах:
· Доработка экологического законодательства;
· Разработка и внедрение на промышленных предприятиях наиболее экологических технологий;
· Замена изношенного и устаревшего оборудования предприятий, в частности, очистных сооружений;
· Экологическое воспитание населения;
· Интеграция экологии в экономику и политику.
Не следует забывать и о том, что силами одного государства многие экологические проблемы решить крайне сложно, потому что экология не может заканчиваться на государственных границах: часть загрязнителей через воздух и воду передаются от одного государства к другому, многие экологические проблемы не решаются в одиночку. Поэтому очень важно разрабатывать и принимать межгосударственные соглашения, международные программы по экологии.
Выполнение перечисленных условий - это серьёзный шаг в улучшении экологической обстановки Астраханской области. Сохранение природы - это спасение жизни всему человечеству в настоящем и в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
) Государственный доклад о состоянии и охране окружающей природной среды в Российской Федерации в 2013 году. 2014. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (www.mnr.gov.ru/part/?pid=1032).
) Проект государственного доклада о состоянии и об охране окружающей природной среды в Российской Федерации в 2013году. 2014(www.mnr.gov.ru/online/detail.php?ID=131170).
) О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2013 году. Государственный доклад. 2014. М.Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 167с. (www.rospotrebnadzor.ru/files/documents/doclad/2125/pdf).
) Государственный доклад об экологической ситуации в Астраханской области в 2012 году. 2013. Краснов И.О., Чуйков Ю.С. (ред.(nat.astrobl.ru).
) Государственный доклад об экологической ситуации в Астраханской области в 2012 году. 2013. Чуйков Ю.С., Сангина Е.Г ., Вишнякова М.Ю. (ред.). Астрахань, 305 с. (nat.astrobl.ru.).
) Доклад о состоянии и охране окружающей среды Астраханской области в 2007 году. 2008. Сандриков А.А., Чуйков Ю.С. (ред.) Астрахань, 248 с.
7) Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года. Утв. Пост. Правительства АО № 54-П от 24.02. 2010 (www.jilkin.ru/strategiya <http://www.jilkin.ru/strategiya>).
) Музалевский А.А. Экология: учебн. пособие. Под ред. д. ф.-мат. наук, профессора Л.Н. Карлина - СПб.: Изд-ва РГГМУ, ВВМ, 2008. - 604 с.
)Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: учебник. - 3е изд., испр., дополн. - М.: Изд-во Агар, 2008. - 432 с.
)Грешневиков А.Н., Протасов В.Ф. Экология безопасности / «Природа и человек» («Свет») - 2004. - №10. - 70 с.
)Музалевский А.А. Экология: учебн. пособие. Под ред. д. ф.-мат. наук, профессора Л.Н. Карлина - СПб.: Изд-ва РГГМУ, ВВМ, 2008. - 604 с.
) Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: учебник. - 3е изд., испр., дополн. - М.: Изд-во Агар, 2008. - 432 с.
)Грешневиков А.Н., Протасов В.Ф. Экология безопасности / «Природа и человек» («Свет») - 2004. - №10. - 70 с.
)Донченко В.К., Питулько В.М. и др. «Экологическая экспертиза», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2004
) Емельянов А.Г. «Основы природопользования», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2003
)Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования», учебное пособие, М., 2001