Варвары и Рим

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Варвары и Рим

Введение

империя римский варвар христианизация

Актуальность. Тема колонизации земель по Рейну и Дунаю Древним Римом нередко затрагивается в исторической, археологической и лингвистической литературе. Большой вклад в изучение данной темы внесли отечественные учёные Е.М. Штаерман и Т.И. Кругликова, а также британский исследователь Э.А. Томпсон. Научный интерес данной темы состоит в том, что мы можем получить ценные сведения о взаимодействии римской и германских культур, опираясь на точечные примеры этого взаимодействия в местах их наиболее плотного соприкосновения, т.е. на территории римских колоний по Рейну и Дунаю, бывшей пограничной для двух народов, языков и культур.

Данная тема охватывает разнообразные вопросы экономического, политического, культурного взаимодействия и взаимного влияния Римской цивилизации и различных варварских народов. Это взаимодействие происходило на протяжении длительного периода с конца I века до нашей эры и до окончания процесса формирования государственности у варваров.

В длительной упорной борьбе задунайских племён с Римом важное место занимают войны 70-х годов III в. н.э. Западноевропейская буржуазная историография при изучении этих событий главное внимание уделяет вторжениям на территорию Римской империи германских племён, оставляя в тени борьбу и роль сарматов, алан, карпов. Учёные Советского Союза и Румынии много сделали для объяснения причин вторжений варваров, пролили свет на проблему падения римского господства в Дакии

Конец III-IV вв - переломное время в истории античной цивилизации, для которого характерно становление принципиально новых взаимоотношений Римской империи и варваров. Преодолев внутриполитический и внешнеполитический кризис III века, римляне выстраивали новую систему отношений на границах, построенную не на военном противостоянии с варварскими племенами, как это было в период расцвета Римской государственности, а на постепенной интеграции варваров в состав империи. Этот процесс римляне не смогли удержать под контролем, что привело к гибели античной цивилизации и возникновению раннесредневековых обществ. Причинами чего послужило множество различных факторов от внутреннего положения империи до движения гуннов в восточной Европе, приведшего к Великому переселению народов. В историографии соотношение внешних и внутренних причин гибели Западной Римской империи до настоящего времени остается спорным, поэтому актуальным является выяснение роли внешнего, варварского влияния в процессах на границе империи, и анализ политики Рима и ее результатов в отношении варварских племен.

Историография. Важнейшим источником по римской истории середины IV в. является труд Аммиана Марцеллина «История» («Res gestae») [Аммиан Марцеллин. 1994.]. Его отличают подробность и достоверность в изложении событий, во многих из которых он участвовал лично. Хотя симпатии и антипатии автора к историческим деятелям того времени выражены достаточно четко, он все же пытается быть объективным в оценках. Еще одним значительным источником является «История Августов» (Scriptores Historiae Augustae - SHA). SHA являются одним из самых противоречивых источников, вокруг которых идет очень много споров. «История Августов» представляет собой собрание биографий римских императоров I-III веков, которое заканчивается биографией Диоклетиана [Штаерман E.H. 1957. С. 221.]. Историческую ценность имеют в основном биографии императоров периода середины - второй половины III века. Однако достоверность многих сведений данного источника вызывает сомнения у некоторых исследователей.

Также в исследовании были использованы такие источники как сочинения, написанные в V-VI вв, где рассматриваются отношения варварского мира к Римской империи. Первым из таких источников является сочинение Сальвиана Массильского, ценность которого заключается в том, что это во многом самостоятельное произведение, не зависимое от других авторов и свободное в большей части от заимствований. Сальвиан Массильский жил в V веке и был свидетелем завоевания империи варварами. Отдельная тема - это рассуждения автора о достоинствах и недостатках варваров и их вероисповедания. Сальвиан стремится выяснить причины, толкнувшие варваров на завоевания. Причину нашествия он видит в Божьей воле. Таким образом, сочинение Сальвиана Масссильского интересно для нас только с точки зрения характеристики восприятия римлянами и варварами друг друга, а также анализа влияния христианизации на их взаимное восприятие [Зобина А.А. 2000 С. 205-211.].

Зарубежная историография. Научная историография Древнего Рима восходит к создателю историко-критического метода немецкому ученому Г.Б. Нибуру (1776-1831 гг.), который применил его к анализу легендарной римской традиции; с его именем также связано начало серьезного изучения социальной эволюции римского общества.

На рубеже XIX-XX вв. возникает гиперкритическое направление (Э. Пайс), возрастает интерес к социально-экономической истории (Э. Мейер, К. Бюхер, М. Вебер), борьбе сословий (Р. Пельман, Г. Ферреро), окраинам римского мира - Галлии (К. Жюллиан), Северной Африке (Ж. Тутен), Британии (Р. Холмс); прогрессирует научное изучение раннего христианства (А. Гарнак).

Во второй половине XX в. влияние модернизаторского направления заметно ослабевает: все больший акцент делается на отличие римской экономики от современной (М. Финли), выдвигается тезис об ограниченной роли рабства в римском обществе (У.У Эстерман, школа И. Фойгта), критикуется постулат об абсолютном бесправии рабов (К. Хопкинс, Ж. юмон), изучаются непрямые формы выражения социальных противоречий (Р. Мак - Маллен).

С середины XX века в западной историографии наметился перелом в подходе к изучению проблем отношений Римской империи и варварского мира. Исследователи предметом своих изысканий в области античной истории делают значительно более узкие вопросы. Одним из главных дискуссионных вопросов становится вопрос о причинах падения Римской империи (Ф. Альтхейм, А. Джоунс) и о характере перехода (континуитет или разрыв) от античности к средневековью (Г. Маррон, Т. Барнс, Э. Томпсон).

Одним из крупнейших исследований в области поздней античности является многотомное издание Э. Гиббона «История упадка и крушения Римской империи». Несмотря на то, что книга написана еще в XVIII веке, она неоднократно переиздавалась, в том числе и на русском языке. Э. Гиббон дает в своем исследовании масштабную и детальную картину истории Поздней Римской империи, в том числе рассматривает и проблемы взаимоотношений Римской империи и варваров [Гиббон Э. 1998.].

Давая обзор историографии, касающейся проблем римской истории, нельзя обойти вниманием и крупнейшего исследователя в этой области конца XIX - начала XX вв. Т. Моммзена, автора знаменитой «Римской истории», первые три тома которой впервые увидели свет в 1854-1856 гг. Тем не менее, Т. Моммзен так и не написал историю Поздней империи [Моммзен Т. 1999.].

Отечественная историография. Традиция научного изучения римской истории возникла в России в первой половине XIX в. (Д.Л. Крюков, М.С. Куторга, Т.Н. Грановский, С.В. Ешевский). Объектом исследований русских ученых были в основном политическая история, социально-политические институты, общественная идеология, религиозное сознание.

Отечественные исследователи, такие как А.И. Неусыхин, А.Я. Гуревич, Н.П. Грацианский подробно изучили развитие общественных отношений в древнегерманском обществе. В своих трудах А.И. Неусыхин [А.И. Неусыхин 1974-С. 377-390.] и Н.П. Грацианский [Грацианский Н.П. 1960.-С. 51-71.] подробно анализировали процессы формирования феодализма на основе древнегерманских социально-экономических отношений.

Проблематика, связанная с рабством (Е.М. Штаерман, Л.А. Ельницкий) и экономической системой (М.Е. Сергеенко, В.И. Кузищин), доминировала и в 1960-1980-х гг., однако постепенно повышался интерес к истории римской культуры (А.Ф. Лосев, В.В. Бычков, В.И. Уколова, Е.С. Голубцова).

Особенности римских придунайских колоний рассматривает И.Т. Кругликова в своей работе «Дакия в эпоху Римской оккупации»: «Включив Дакию в число своих провинций, римляне должны были позаботиться и об охране границ, так как окружающий «варварский» мир был слитком опасным соседом для Римского рабовладельческого государства. Обычно границей между римскими владениями и независимыми племенами, населявшими Среднюю Европу, была широкая река, как, например, Рейн или Дунай, на берегах которой римляне строили укрепленные лагери для охраняющих эту границу легионов. По там, где речная преграда не представляла достаточно надежной защиты, приходилось воздвигать искусственную линию укреплений, так называемый «лимес».

О том, что заставило римлян построить данные укрепления, подробно пишет Ковалёв: «…грозная опасность надвигалась с дунайской границы. Еще во время парфянской войны там началась затяжная борьба с германскими и сарматскими племенами маркоманнов, квадов, язигов и других, жившими к северу от Дуная. В 167 г. они прорвали дунайскую границу и хлынули на территорию империи, опустошая пограничные провинции. Борьба с ними крайне затруднялась чумой и жестоким финансовым кризисом, охватившим империю. Передовые отряды варваров проникли даже в Северную Италию [Ковалев С.И. 2002. - 864 с.].

Цель - раскрыть процессы взаимоотношения Римского государства и варварских племен, находящихся в приграничной зоне, а также установить, изменения в характере этого взаимодействия и в политической культуре варварских народов, которые происходят как следствие взаимного влияния римского и варварского миров.

Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:

изучить характер военных столкновений между Римом и варварскими племенами;

проанализировать характер региональных особенностей переселенческой политики, проводимой римскими властями по отношению к варварам на первом этапе Великого переселения народов;

выяснить как влияла христианизация на взаимоотношения Римской империи и варваров;

определить какие изменения внесла Римская империя в варварском мире.

Географические границы исследования охватывают преимущественно территории, населенные племенами, которые напрямую контактировали с римлянами, то есть так называемая ближняя варварская периферия в Европе, а также районы Римской империи, в которые переселялись варварские племена в исследуемый период.

1. Отношение Рима к варварам в конце III - начале IV вв.

.1 Военные столкновения Римской империи и варваров

Во время кризиса III века система отношений на границе эпохи принципата распадается, варварам удается во многих местах прорваться сквозь римский лимес и их племенные образования создают серьезную угрозу безопасности империи.

На протяжении нескольких десятилетий рубежа III-IV веков меняется характер вооруженных столкновений Римской империи и варваров. Варварская агрессия, многочисленные грабительские походы в пограничные районы империи, а порой и в удаленные провинции заставили императоров пересмотреть свое отношение к границе с варварским миром. В результате целого ряда военных и административных реформ римские императоры получили эффективную армию, которая была ориентирована именно на оборону значительной по протяженности римской границы. При этом вероятно римские императоры со времен Диоклетиана осознают, что варвары не признают государственности и всех ее атрибутов, в частности территории, у них нет городов и крупных центров, пересечений путей сообщения. Поэтому военные действия против них в обычной для государств форме, с захватом крепостей и городов, удержанием территории, не могут быть эффективными.

В начале правления Диоклетиана произошли события, которые показали, что римско-германский фронт удлинился еще более. Пока Максимиан в 286 г. подавлял в Галлии восстание багаудов, очаги которого, впрочем, уничтожить окончательно не удалось, так как не была устранена причина этих крестьянских волнений [Моммзен Т.С. 467.], беспрецедентно усилились морские набеги саксов и франков на Британию, которая относительно благополучно пережила кризисную для Империю эпоху 235-284 гг.

По свидетельству В.П. Будановой в первые годы резко интенсифицируются миграции и столкновения варварских племен у римской границы. По-видимому, столкнувшись с серьезным сопротивлением римлян и обновленной системой укреплений, германцы занялись переделом уже захваченного у Империи в конце III в. На границах Pax Romana появляются все новые племена, и теперь вместо прежнего равнодушия к структуре меняющегося варварского мира в 297 г. по указанию Диоклетиана составляется список племен, куда вошли все известные к тому времени германские этнонимы [Буданова В.П.С. 43, 105.].

Утверждение В.П. Будановой, что римляне и так никогда не оставались равнодушными к происходящему в варварском мире, не выдерживает критики и опровергается источниками [Буданова В.П. 1990. С. 109.]. Параллельно с этим начинаются первые войны между крупными племенными союзами за образование новых еще более крупных германских объединений, которые в перспективе могли бы подчинить себе не только обширные территории в Барбарикуме, но и на другом уровне претендовать на новые земли в Империи, куда пока постепенно просачивались мелкие группы германцев в надежде стать имперскими солдатами и военными поселенцами.

До тех пор, пока германцы были уверены в обязательном своевременном адекватном ответе на любые их военные акции против Рима, система Диоклетиана работала очень эффективно, требуя расходов не на непосредственные военные действия, а на поддержание огромной армии и бюрократического аппарата на случай их возможного ведения.

Показателем уверенности и германцев, и римлян в сохранении установившегося положения является привлечение Констанцием I на свою службу отряда аламаннов под предводительством некоего Эрока, который после смерти бывшего хозяина деятельно помогал его сыну стать императором, явно рассчитывая на преемственность хороших отношений. В обстановке поутихшей непрерывной борьбы двух миров у первых лиц Империи появляется постоянные чисто германские отряды личных телохранителей.

Однако, еще раз задержав германцев в движении на юг и тем несколько снизив их миграционную активность, Рим вновь косвенно стимулировал их внутреннее развитие [Буданова В.П.С. 106.]. Германцы, переходя по выражению Г. Дельбрюка «от службы к вражде и от вражды к службе» [Дельбрюк Г.С. 368.] с Римом, деятельно использовали все вынужденные мирные передышки, перенимая у римлян хозяйственные и технологические навыки, накапливая знания об Империи.

В длительной упорной борьбе задунайских племён с Римом важное место занимают войны 70-х годов III в. н.э. Западноевропейская буржуазная историография при изучении этих событий главное внимание уделяет вторжениям на территорию Римской империи германских племён, оставляя в тени борьбу и роль сарматов, алан, карпов. Учёные Советского Союза и Румынии много сделали для объяснения причин вторжений варваров, пролили свет на проблему падения римского господства в Дакии [А.Д. Дмитрев. 1949, стр. 76-85].

Причины Дунайских войн следует искать прежде всего в недрах самого племенного мира, располагавшегося к северу от великой европейской реки. Обитавшие в этом районе племена сарматов, германцев, гето-фракийцев переживали эпоху разложения родо-племенных отношений. Стремление к захвату земель и добычи, ненависть к римскому рабовладельческому государству толкали их на путь широкой военной экспансии.

К началу 70-х годов III в. антиримские войны варваров имели уже не менее чем тридцатилетнюю историю. Варварские племена нанесли тяжёлые удары по Малой Азии и Балкано-Дунайским областям Империи, захватив при этом большую часть Дакии. Победа императора Клавдия II несколько улучшила положение римлян. Но резервы варваров все ещё оставались весьма значительными, а силы Римской империи были по-прежнему раздроблены. Войны с персами и зарейнскими германцами, продолжавшаяся борьба народных масс Рима против своих угнетателей создавали благоприятные условия для вторжений племён из Центральной и Юго-Восточной Европы [Е.М. Штаерман. 1957, C. 484.].

Огромный поход 269-270 гг., а затем и новая дунайская война в сочетании с ожесточённой борьбой на других фронтах сделали невозможным дальнейшее удержание Дакии.

Время, когда римляне покинули Дакию, до сих пор остаётся спорным. Некоторые учёные склонны относить это событие к 274-275 гг. Однако столь поздняя дата кажется маловероятной. К 274-275 гг. Империя восстановила в основном свои прежние границы; варварам на Дунае и Рейне были нанесены сильные удары.

Захватом Дакии варвары начали расчленение Империи. Они далеко отодвинули римские базы от своих жизненно важных областей, сняли угрозу со своих флангов и тыла. Теперь они сами получили плацдарм для новых вторжений в Империю и выровняли линию фронта, что дало им вскоре возможность совершить одновременное нападение вдоль почти всей линии Дуная.

Война 277-279 гг. является одной из самых крупных Дунайских войн III в. н.э. В ней против Рима выступило большинство племён, расположенных вдоль течения Дуная. Широким фронтом вторгшись в Империю, варвары нанесли тяжёлый удар по важнейшим Балкано-Дунайским провинциям Рима. Победа же римлян в этой войне содействовала укреплению их позиций на Дунае.

Таким образом, в 70-х годах III в. племена Подунавья продолжали вести наступательные войны против Рима. По сравнению с предшествующим периодом состав противников Империи на Дунае претерпел частичные изменения. Некоторые племена впервые вступили в борьбу (ютунги, бургунды), напротив, об отдельных племенах, боровшихся с Римом в 50-60-е годы, уже нет упоминаний. Главными силами борьбы с 70-х годов были германцы (на Верхнем), сарматы (на Среднем), гето-фракийцы, сарматы и готы (на Нижнем Дунае). В качестве союзников придунайских племён выступали племена из района Меотиды.

1.2 Переселенческая политика римских императоров по отношению к варварам

Термин «варвары» использовался современниками Переселений в качестве самой общей дефиниции конгломерата племен, населявших как ближнюю, так и дальнюю периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции «варвары - не римляне». Контраст между Барбарикумом и античным миром в это время достиг своей предельной остроты и напряженности. В целом содержательная характеристика варваров основывалась на балансе неприятия и заинтересованности. Эта тенденция отразилась в лексике сочинений как латинских, так и грекоязычных авторов. В подавляющем большинстве случаев понятие «варвары» привязывалось к военному контексту и, как правило, сопровождалось словами «разрушили», «осадили», «опустошили», «совершили нападение». В ходе расселения варварских племен в империи частота его употребления заметно сокращалась. Из этого вовсе не следует, что исчез барьер взаимного отчуждения римлян и варваров [Буданова В.П. 2000. C.78].

К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории. Парадоксальное положение империи заключалось в том, что сдерживая натиск варварских племен, она вынуждена была искать опору в самих варварах, что делало ее существование особенно безнадежным. Союзники-федераты понимали, что силы римлян на исходе, и из союзников они становились явными врагами Римской империи.
К IV в. германские племена претерпели серьезные трансформации по сравнению с теми временами, о которых писали Цезарь и Тацит: у них началось объединение племен в большие союзы, т.е. шло оформление предгосударственных образований. На нижнем Рейне и в Ютландии оформились союзы англо-саксонских племен; на среднем Рейне - франкский союз племен; на верхнем Рейне - аллеманский союз племен (он включил в себя племена квадов, маркоманов и частично свевов). В бассейне Эльбы бразовались союзы лангобардов, вандалов и бургундов. С конца IV в. весь евразийский варварский мир пришел в движение. Причин было много: одни племена выталкивали другие с их территорий (гунны из восточных степей теснили славян, славяне, передвигаясь на запад, заставляли передвигаться на запад германские племена), потребность в новых, более плодородных землях, суровый климат. Пришедший в движение варварский мир объединяла общая ненависть к Римской империи. По всем дорогам Европы раздавался скрип варварских повозок, нагруженных всевозможным скарбом и домочадцами. Начало Великого переселения народов связывается с вторжением в пределы империи готов. Остготы и вестготы имели в Византии обширные земельные владения и в отличие от многих других варварских племен они не испытывали «земельного голода». Но тем не менее время от времени остготы делали набеги на Балканский полуостров.
Остготы и вестготы приняли арианство, как и многие варварские племена того времени. Проповедником арианства среди готов был епископ Ульфил, который перевел Библию на готский язык.

Готы, поселенные в Мезии, некоторое время оставались спокойными. Но продажность и насилия римских чиновников заставили их взяться за оружие. Они начали опустошать Фракию. Валент, понимая, что ему одному не справиться с готами, вызвал из Галлии Грациана, только что отразившего набег аламанов. Грациан двинулся на помощь, но еще до его прибытия Валент дал бой готам под Адрианополем (9 августа 378 г.). Римская армия потерпела поражение, а сам император погиб. Есть основания думать, что часть его войска, состоявшая из варваров, перешла на сторону готов.

После этого готы, не встречая организованного сопротивления, рассеялись по Балканскому полуострову. Аммиан Марцеллин, современник описываемых событий, оставил нам описание готского нашествия:

«Готы рассеялись по всему берегу Фракии и шли осторожно вперед, причем сдавшиеся сами римлянам их земляки или пленники указывали им богатые селения, особенно те, где можно было найти изобилие провианта. Не говоря уже о прирожденной силе дерзости, большой помощью являлось для них то, что со дня на день к ним присоединялось множество земляков из тех, что в первые дни перехода на римскую землю, мучимые голодом, продавали себя за глоток скверного вина или за жалкий кусок хлеба. К ним присоединялось много рабочих с золотых приисков, которые не могли снести тяжести оброков; они были приняты с единодушного согласия всех и сослужили большую службу блуждавшим по незнакомым местностям готам, которым они показывали скрытые хлебные магазиы, места убежища туземцев и тайники» [Буданова В.П. 2000. C.78].

Обратим внимание на эволюцию характера переселения. На первых порах Империи удавалось инкорпорировать малые дозы переселенцев. Но по мере превращения переселения в массовое явление она теряет над этим процессом контроль. Закономерно, что массовые переселения на первом этапе заканчивались для Империи внутриполитическими кризисами, острыми конфликтами с переселенцами. Так было и в конце III в., и в конце IV в. На этом этапе Великого переселения чаще всего удавалось заставить германцев смириться. Они становились главной силой римской армии, его основной и не очень надёжной опорой. Однако в это время большинство германских племён могло длительно занимать римскую территорию только в статусе федератов. По существу германцы-переселенцы, называясь союзниками Рима, создавали на его территории полунезависимые образования. Уже с конца IV в., стремясь осесть в Империи, они требовали не только земель для поселения, но и права на сохранение после переселения собственной внутренней организации и управления.

В ходе первого этапа Переселения изменился не только внешнеполитический и военный «портрет» германских племён. События III-IV вв. демонстрируют изменения их хозяйственной и социальной жизни. Торговые и военные контакты с Империей способствовали развитию племён, прогрессу у них ремесленного и сельскохозяйственного производства, совершенствованию военного дела. В результате набегов германские племена значительно обогатили свои технические и технологические знания путём захвата римских орудий труда и использования опыта пленных ремесленников. Развивались ремёсла, связанные с обеспечением дружин. В ходе Переселения усилился процесс социальной дифференциации, произошло накопление богатств в руках знати, происходило оформление наследственной власти конунга. Претерпела значительную эволюцию древнегерманская знать. Степень знатности по-прежнему определялась в первую очередь происхождением, а не заслугами. Однако все большее значение начинает приобретать имущественное положение человека. Часть старой родовой верхушки погибла во внутренних и внешних конфликтах. На основе дружинных отношений постепенно формировалась и крепла военно-служилая прослойка. Ввиду войн и переселений возникала текучесть состава знати, что не позволяло ей окончательно обособиться от основной массы свободных германцев. Материальное благополучие знати создавалось двумя путями: за счёт эксплуатации труда зависимых лиц и за счёт военной добычи. Последняя в условиях грабительских набегов на Империю и соседей давала наибольшие возможности для укрепления властных позиций знати, особенно предводителей племён и связанных с ними служилых слоёв.

Значительная часть свободных германцев пассивно относилась к участию в набегах и вторжениях, совершаемых ради наживы. Чаще всего они брались за оружие, когда речь шла о защите территории, занимаемой племенем. На первом этапе Переселения возросла профессионализация дружин. В самой дружине выделялся узкий круг лиц, связанный не узами кровного родства, а прежде всего общностью интересов и личной преданностью вождю [Буданова В.П. 1999. С. 123-126].

Победа германцев у Адрианополя открыла новый этап Великого переселения народов. Миграции и передвижения, проходившие на фоне крушения Римской империи, начали приобретать черты качественно иного уровня и масштаба. Прежде германские вторжения в Империю осуществлялись в основном ради грабежа. Преграждали путь вторгавшимся и выдворяли их за пределы Империи или пограничные части римской армии, или отряды вспомогательных войск из варваров. Конфликты между племенами происходили главным образом вне пределов Империи либо неподалёку от её лимеса. В большинстве случаев Империи удавалось осуществлять над ними контроль, манипулируя, насколько позволяла ситуация, раскладом сил в Барбарикуме. К концу IV в. взаимоотношения Империи с германцами стали более сложными. Римляне все чаще прибегали к использованию их в качестве военных союзников и наёмников.

С конца IV в. характер участия германцев в Переселении народов всё больше определялся уровнем их социального развития, ведущими тенденциями этнической консолидации, а также открывшимися возможностями вхождения германской племенной элиты в структуру политической власти Империи. Отличительная особенность этого этапа Переселения состоит также и в том, что с переселением любого племени в Империю, все его дальнейшие передвижения в её пределах являлись миграциями и переселением лишь до момента создания этим племенем своего «королевства». История многих германских племён стала как бы обретать качественно новые черты. Открылся широкий простор для проявления личного мужества в защите интересов Империи. Война стала рассматриваться германцами как работа, которая открывала возможность делать карьеру. Появился новый тип лидеров - конунгов и вождей, которые вели свой народ к созданию на земле Римской империи первых варварских «королевств».

2. Рим и варвары в к. IV века н.э.

.1 Влияние христианизации на взаимоотношения Римской империи и варваров

Эпоха великого переселения народов и образования варварских королевств была и эпохой христианизации варваров. Как правило, смена языческой веры на христианскую сопровождала характерный для общества военной демократии процесс усиления военного могущества вождей тех или иных германских племен. Не случайно источники фиксируют «совпадение» военных побед, одержанных вождями в самые критические моменты противоборства с врагом, с актами обращения их в новую веру. Именно так, согласно Григорию Турскому, принял католичество легендарный Хлодвиг.

Христианский бог для варваров не мог предстать в обличии Иисуса Нагорной проповеди (заповеди «не убий», «не возжелай жены ближнего своего» и многие другие находились в явном противоречии с основными ценностями варваров). Христианский бог для них - это бог Ветхого Завета, Пантакратор, Вседержитель, могущественный дарователь победы. Причем, он дарует победу не слепо, как языческие боги, а целенаправленно - тому, кто служит ему.

В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс «обращения» Римской империи в христианство и «обращения» христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором [Казаков М.М. 2000. - С. 196 - 204.].

В период между обращением Константина в 312 году и воцарением Юстиниана в 527 году католическая церковь, насколько нам известно, не направляла миссионеров за границу Империи для обращения живших там язычников. Ульфила поселился среди готов за нижним Дунаем для того, чтобы в качестве епископа служить тем христианам, которые уже жили в Готии. Палладий был послан Папой в Ирландию в 431 году с тем, чтобы служить «шотландцам, верующим во Христа». И мы не знаем ни одного императора этого времени, который бы верил, что общая религия может служить мостиком между двумя государствами. Однако в отношении еретиков это не совсем верно. Везеготский король Теодорих II, арианин, послал Аякса к галисийским свевам в Испанию, и тот обратил этих варваров-язычников в арианство (с. 195). В католичестве в IV, V и в начале VI века ничего подобного, пожалуй, не происходило [Томпсон Э.А. 2003. C.123].

Вопрос об обращении германцев в христианство обсуждался многократно. Вероятнее всего, до падения в 476 году Западной империи из всех германцев, все еще живших за северной границей Империи, только руги были христианами, но после того, как германцы заняли провинции, ни один народ, кроме англосаксов, не оставался языческим дольше чем на одно-два поколения.

К концу царствования персидского царя христиан в Персии жестоко преследовали. Многие жертвы преследования бежали, и многие находили убежище в римских провинциях. Вождь сарацинов Аспебет-язычник, не одобрял преследований и не помешал бегству многих христиан. Путь от бедуинского шейха до католического епископа бьш редкостью. Позже, около 473 года, во времена императора Льва I, арабский вождь по имени Аморсес ушел от персов, добился положения главного вождя сарацинов в своей местности и захватил римский остров Иотабе в Красном море. Он изгнал римских таможенников и обогатился, собирая римские пошлины. Он пытался договориться с римлянами и получить признание как главный шейх арабов, живших в окрестностях Петры. Лев пригласил его в Константинополь, радушно принимал его, даже разрешив ему сидеть среди патрициев во время застолья. В благодарность Аморсес стал христианином!

Новый период начался с воцарением Юстиниана. Он считал, что народ, принявший католическую веру, скорее всего, превратится в союзника католической Империи. Он недвусмысленно объяснил это франкам еще в 536 году, убеждая их в том, что франки и византийцы должны сотрудничать, так как придерживаются одной религии. Он также предложил эфиопам и гомеритам объединиться с Восточным Римом в борьбе против Персии «из-за единства веры» [Томпсон Э.А. 2003. C.123].

Другой феномен VI века - это приезд в Константинополь отдельных варваров или групп варваров, которые по собственной воле желали принять крещение. Некий Грет, король германского племени герулов, приехал в столицу со своей свитой и двенадцатью родственниками и попросил крестить его. Юстиниан всех их охотно принял, и они были крещены. Императора особенно должно было порадовать то, что, с радостью возвращаясь на родину, герулы пообещали ему быть его союзниками, когда бы он ни призвал их к себе на помощь. Но в этом случае инициатива исходила не от Юстиниана, а от самих варваров. Не всегда обращение в христианство оканчивалось так благополучно, как в случае с Гретом Герулом. Некий Грод, или Гордас, король гуннов, живший около крымского города Боспора, приехал в Константинополь и принял крещение. Юстиниан осыпал его подарками и отправил назад в Крым с тем, чтобы он охранял тамошние римские владения, особенно город Боспор. Подданные Грода были, конечно, язычниками и поклонялись идолам. Грод поспешил - как выяснилось, необдуманно - переплавить идолов, сделанных из серебра и золота, и продать их за наличные деньги в Боспоре. Его нетактичные действия привели в ярость языческих жрецов, которые убили Грода и поставили на его место его брата Мугеля. Это был один из тех сравнительно редких случаев, когда правитель-варвар принимал христианство, а его подданные не следовали этому примеру. Мы видим, что обращение короля не обязательно влекло за собой обращение всего народа.

Перед нами феномен, подобного которому не было ни в IV, ни в V веке. Во-первых, христианский священник по собственной инициативе решил выехать за пределы Империи только для того, чтобы проповедовать Евангелие среди местного языческого народа. Кроме того, правитель языческого народа, обитавшего далеко за границами Империи, призвал к себе миссионера с единственной целью - обучиться его вере.

Таким образом, в середине VI века появились некоторые новые феномены. До этого отдельные варвары принимали христианство во время службы в римской армии, теперь же целые группы их становились христианами, вступая в императорскую армию. Отдельные люди и даже иногда группы проделывали путь из диких просторов Barb aria в Константинополь с определенной и ясно выраженной целью принять крещение. Новообращенный варвар берет на себя обязательство быть политическим союзником римлян. На южных границах и на краю степи священники (хотя обычно не католические) по своей собственной воле решаются выехать за пределы Империи и проповедовать там Евангелие. Императоры приходят к убеждению, что общая религия - это общая внешняя политика, хотя подобное убеждение не всегда оказывается справедливым. И для франков, и для византийцев их собственные материальные интересы были гораздо важнее, чем тот факт, что и те и другие называли себя католиками. Земля, разбой и власть представляли больший сиюминутный интерес, чем природа Божественной Троицы.

Но и после принятия христианства варварское сознание оставалось языческим. Понятие «христианизированные язычники», введенное в оборот Н.А. Бердяевым, как нельзя лучше характеризует ситуацию в варварском мире той эпохи. Культурные тексты эпохи - яркое тому свидетельство. Христианка Кримхильда в «Песне о Нибелунгах» сама мстит за мужа, не возлагая на бога «заботу» о наказании убийц. Христианская вера не мешает Хагену и прибывшим вместе с ним к Аттиле бургундам во время боя утолить жажду кровью врага и т.д.

Изменение отношения и восприятия варваров, начиная со 2-й четверти IV века, сказывается на политике римских императоров. Варвары в христианской модели в отличие от традиционной историографии рассматриваются как воплощение хаоса, как противостоящая сторона, только пока они язычники. В христианской модели мира варвары приобщаются к цивилизованному миру с принятием христианства. Таким образом, в политическом сознании в IV веке появляется возможность мирного включения варваров в цивилизованный мир и Римское государство. Такое отношение к варварам вполне соответствовало сложившейся политической практике на границе, и поэтому новая идеология была быстро принята властями. Проявления христианизации в политике римских императоров выразились в следующем. Во-первых, наряду с сохранившимися от предыдущей эпохи разрушительными рейдами на варварские территории, главный акцент переносится на переселенческую политику, которая проводиться гораздо активнее, при этом племена, переселяющиеся на территории Римского государства, обязательно пригашают христианство. Христианизация варваров становится неотъемлемой частью переселенческой политики. Принятие христианства становится и обязательной частью договоров с варварами. Так христианство было распространено среди готов, скифов, сарматов и ряда других племен Причерноморья. Племена, принявшие христианство, воспринимались иначе Аммиан Марцеллин сообщает, что после того как восстали и были разбиты квады и готы во времена Валентиниана, с ними был заключен мир практически на прежних условиях. Это говорит о том, что варвары-христиане стали частью римского мира, и императоры воспринимали их как своих подданных. О том же говорит и характер переселений варварских племен, принявших христианство. Если раньше при проведении переселений варваров селили обычно на обезлюдевших территориях вдоль границы, то с середины IV века варваров начинают селить в центральных районах империи, отдаленных от границы. Известны случаи поселения варваров в Италии, Фракии и Малой Азии. Подобная политика становится следствием христианизации политического мировосприятия, когда главным критерием в многонациональной империи, отделявшим «своих» or «чужих» становится религия, поэтому христиане-варвары начинают восприниматься в равных со всеми остальными правах

И, тем не менее, христианская «прививка» постепенно давала свои плоды, постепенно изменялся стиль сознания и поведения варваров. Так, вожди усваивали христианскую мысль о правителе как пастыре своих людей и, порой, поступали в соответствии с этой этической максимой. Впрочем, процесс усвоения христианства - предмет особого разговора, о чем речь пойдет во второй части данного пособия.


Осенью 376 года в провинциях, лежащих к югу от нижнего Дуная, стали распространяться тревожные слухи. Все говорили о том, что среди северных варваров началось невиданное волнение: все народы, населявшие территорию между венгерскими равнинами и побережьем Черного моря, пришли в движение. Им неожиданно пришлось покинуть свои дома, и теперь они с семьями скитались к северу от великой реки.

Командиры римских войск, находившихся к югу от Дуная, поначалу скептически отнеслись к этим слухам. Их опыт говорил им, что ничего необычного не происходит. О войнах между варварами в этих краях жители Империи обычно узнавали только тогда, когда эти войны уже заканчивались или же противники заключали перемирие. Однако слухи продолжали распространяться.

Вторая великая волна завоеваний началась ночью 31 декабря 406 года, когда десятки тысяч вандалов, аланов и свевов начали переправу через Рейн в окрестностях Майнца.

Третье массовое вторжение в римские провинции началось на дунайской границе в 454 году, непосредственно после гибели империи Аттилы и в последующие годы.

Вторжение 376 года, начавшееся на нижнем Дунае, лишило Римскую империю всей территории Галлии к югу от Луары. Вторжение 406 года, начавшееся на Рейне, лишило Империю части Испании и всей Африки. Вторжение 455 года вывело Италию из-под контроля константинопольских императоров. Во всяком случае, оно привело к власти Одоакра, который de-facto, хотя и не de-jure, превратил Италию в почти независимое королевство [Моммзен Т. 1999. - 336 с.].

Германские племена, обитавшие в Средней Европе, принято делить на западные (от Рейна до Эльбы) и восточные (от Эльбы до Вислы). Среди западных германцев выделялись могущественные союзы франков (на среднем и нижнем Рейне) и их восточных соседей - саксов, алеманнов (в верховьях Рейна и Дуная), лангобардов (живших по левобережью средней и нижней Эльбы). Среди восточных германцев наиболее известными были племенные союзы бургундов, свевов, вандалов и маркоманнов. Бургунды обитали в низовьях Одера и по южному побережью Балтийского моря; свевы - между средней Эльбой и средним Одером; вандалы - между средним Одером и средней Вислой; в верховьях Эльбы жили маркоманны, занимая территорию до верхнего Одера на востоке и до среднего Дуная на юге.

Племена, жившие по соседству с Римской империей за Рейном и Дунаем, еще с III в. усилили свой натиск на империю. Под давлением готов Рим в III в. отвел свои войска и часть римских колонистов из Дакии (территория современной Румынии).

В нападениях варварских военно-племенных союзов на Римскую империю в IV-V вв. приняли участие не только германские, но и другие племена, обитавшие к этому времени в Средней и Юго-Восточной Европе вперемежку с германскими племенами или продвинувшиеся в Среднюю Европу под давлением гуннов с востока. Например, германцы - вандалы и свевы вместе с ираноязычным племенем аланов (Аланы - потомки скифского племенного союза сарматов, сорванные Великим переселением народов с места своего обитания в бассейне Дона.) во второй половине IV и в начале V в. совершили грандиозное переселение из Средней Европы через Подунавье и Южную Галлию сначала в Испанию, а затем в Северную Африку [Неронова В.Д. 1983 - с. 239-273].

Во второй половине V в. Западная Римская империя потеряла Британию, Галлию, Испанию и Африку и состояла уже из одних италийских владений. Но и на этой территории она недолго сохраняла свою власть. Правивший в то время император Валентиниан III (425-455 гг.) был совершенно ничтожной личностью, однако его министр - «последний великий римлянин» Аэций предпринимал лихорадочные усилия, чтобы сохранить империю, натравливая одних варваров на других.

Наиболее опасными для империи в середине V в. оказались гунны. В первой трети V в. гуннские племена объединились под властью энергичного короля Аттилы (435-453 гг.). Его столица находилась на берегах Тиссы - на территории теперешней Венгрии. Отсюда Аттила производил далекие походы на Балканский полуостров, Малую Азию, Армению и даже Месопотамию. Ему платил большую дань византийский император. В начале 50-х годов Аттила отправился с войском на запад и в 451 г. вторгся в Галлию, где взял много городов и дошел до Орлеана - важнейшего стратегического пункта Галлии. После длительной осады Орлеан был взять гуннами, но Аэций сумел организовать против Аттилы федерацию варваров и вынудил его отойти от Орлеана и повернуть со своими полчищами обратно на восток.

В 451 г. около теперешнего города Труа на так называемых Каталунских полях произошло сражение между племенами, населявшими Галлию и боровшимися под руководством римского полководца Аэция, с германским племенем гуннов. К этому времени Аттиле удалось создать обширный племенной союз с центром в Паннонии, включавший в свой состав ряд покоренных племен. На стороне галло-римлян против Аттилы выступили вестготы, оургунды и франки, и в результате завоеватель вынужден был отступить. Римляне одержали свою оследнюю победу. Гуннский союз, объединявший покоренные гуннами племена и державшийся силой Оружия, сразу распался. Аттила вскоре после этого Умер.

Вандалы, захватившие Рим в 455 г., подвергли этот город сокрушительному разгрому, при котором погибло много ценнейших памятников культуры. Вот почему массовое и бессмысленное уничтожение культурных ценностей называется вандализмом.

год считается датой падения Римской империи. Именно в этом году один из германских военачальников - Одоакр, находившийся тогда на службе у римлян, свергнул с престола последнего римского императора Ромула Августула. Так Западная Римская империя формально прекратила свое существование. Остаток ее территории в Северной Галлии был завоеван спустя 10 лет, в 486 г., франкским королем Хлодвигом. Государство Одоакра было пестрым и по своему этническому составу. Под его властью были скиры, часть готов, аланы (северокавказское племя) и др. Он наделил своих сторонников землями, конфисковав около 1/3 земель италийской знати. Но во внутреннее управление местного итало-римского населения он не вмешивался.

Заключение

В социальной революции, уничтожившей рабовладельческую формацию в Средиземноморье, участвовали внутренние и внешние силы. Внутри Римской империи носителями новой, феодальной, тенденции были владельцы поместий нового типа, шедшие по феодальному пути, и находившиеся у них на службе гражданские и военные служилые люди. Феодализация охватила широкие массы населения - прежде всего колонов и другие категории мелких зависимых держателей земельных наделов, которых римское законодательство последовательно и настойчиво сближало с рабами, посаженными на землю.

Второй, внешний, лагерь участников социальной революции, сокрушившей Римскую рабовладельческую державу, составляли варвары. В IV-V вв. соотношение сил между Римской империей и варварской периферией изменилось в пользу варваров. Племена, окружавшие империю, выросли численно и усилились в экономическом и военном отношении. В последнее столетие существования Римской империи происходили многочисленные вторжения варварских племен из-за рейнской и дунайской границ на римскую территорию. Варвары расселились на землях западной половины империи и образовали свои королевства.

Субъективно, по своим осознанным ближайшим интересам, население Римской империи и вторгавшиеся в нее варвары-завоеватели обычно оказывались врагами. Завоеватели несли смерть и разорение населению империи. Если императоры или отдельные племена вступали в союз с варварскими племенами, чтобы использовать их в борьбе за власть либо для защиты от вторжения других варварских племен, то земли для поселения варваров-союзников отводились опять-таки за счет местного населения.

Взаимоотношения между населением Римской империи и варварами, расселявшимися в IV-V вв. на ее территории, зависели от конкретных условий. В одних случаях варвары предпринимали насильственные завоевания, а правители империи и по мере сил ее население, особенно жители укрепленных городов, оказывали им сопротивление. В других случаях варвары проникали на территорию империи как союзники, которым отводились земли для поселения. Тогда производился раздел земли и другого имущества, а также рабов между варварами и местными землевладельцами-рабовладельцами. Иногда случался переход отдельных лиц или групп населения империи на сторону варваров.

Но главное состояло в том, что большинство населения империи, недовольное существовавшим в ней положением и в той или иной форме боровшееся фактически против рабовладельческого строя (путем народных движений, перестройки производства на феодальный лад, политического обособления крупных земельных владений, приобретавших черты феодальных поместий, и т.п.), и вторгавшиеся в нее варвары делали общее историческое дело - сокрушали Римскую рабовладельческую империю, т.е. были объективными союзниками в социальной революции, уничтожавшей существовавшую формацию и расчищавшей почву для следующей, феодальной формации. Переход от античности к феодальному средневековью был долгим и мучительным процессом как для народных масс поздней Римской империи, так и для варваров - участников Великого переселения народов.

В III-V вв. в Средней и Юго-Восточной Европе возникли многочисленные военно-племенные союзы. В Северном Причерноморье сформировался готский союз. Готы - восточногерманское племя, которое в начале нашей эры жило на южном побережье Балтийского моря, в устье Вислы, а во II в. переселилось из Прибалтики в Причерноморье. Готский союз включал в себя две основные племенные массы: вестготов (западных готов) в низовьях Днестра и остготов (восточных готов) в низовьях Днепра. Готы жили на территории, непосредственно примыкающей к Черному и Азовскому морям. Во главе готов стояли военно-племенные вожди - конунги. Другие племенные союзы тоже возглавлялись подобными предводителями.

За Рейном и Дунаем сложились и другие военно-племенные союзы германцев. Они располагались на территории от Рейна на западе до Вислы на востоке, от верхнего и среднего Дуная на юге до Северного и Балтийского морей на севере; северные германские племена жили на Скандинавском полуострове, а также на Ютландском полуострове (на территории современной Дании), где в III-V вв. были известны юты и англы.

Германские племена, обитавшие в Средней Европе, принято делить на западные (от Рейна до Эльбы) и восточные (от Эльбы до Вислы). Среди западных германцев выделялись могущественные союзы франков (на среднем и нижнем Рейне) и их восточных соседей - саксов, алеманнов (в верховьях Рейна и Дуная), лангобардов (живших по левобережью средней и нижней Эльбы). Среди восточных германцев наиболее известными были племенные союзы бургундов, свевов, вандалов и маркоманнов. Бургунды обитали в низовьях Одера и по южному побережью Балтийского моря; свевы - между средней Эльбой и средним Одером; вандалы - между средним Одером и средней Вислой; в верховьях Эльбы жили маркоманны, занимая территорию до верхнего Одера на востоке и до среднего Дуная на юге.

Начиная с верховьев Одера и Вислы, на юг и восток в сторону Черного моря и до верховьев Оки и Волги простиралась обширная территория, заселенная славянскими племенами. К северу от славян размещались балтийские племена.

Племена, жившие по соседству с Римской империей за Рейном и Дунаем, еще с III в. усилили свой натиск на империю. Под давлением готов Рим в III в. отвел свои войска и часть римских колонистов из Дакии (территория современной Румынии) [Неронова В.Д. 1983 - с. 239-273.].

В нападениях варварских военно-племенных союзов на Римскую империю в IV-V вв. приняли участие не только германские, но и другие племена, обитавшие к этому времени в Средней и Юго-Восточной Европе вперемежку с германскими племенами или продвинувшиеся в Среднюю Европу под давлением гуннов с востока. Например, германцы - вандалы и свевы вместе с ираноязычным племенем аланов (Аланы - потомки скифского племенного союза сарматов, сорванные Великим переселением народов с места своего обитания в бассейне Дона.) во второй половине IV и в начале V в. совершили грандиозное переселение из Средней Европы через Подунавье и Южную Галлию сначала в Испанию, а затем в Северную Африку.

Противостояние между Римом и германцами закончилось, началась борьба бывших приграничных германцев против Великого переселения народов в целом, как огромного исторического процесса. Появление гуннов необратимо нарушило стратегический баланс в Европе, с таким трудом выстроенный и удержанный в войнах Константина, Юлиана и Валентиниана I и дипломатией Феодосия. Предусмотреть это, и даже обнаружить, так как гуннское нашествие развивалось относительно медленно, а самих гуннов было не слишком много, римские императоры и полководцы не смогли. Да и сами гунны выступали долгое время не как заклятые враги, а зачастую как помощники, наводящие порядок в беспокойном Барбарикуме, именно они казнили бежавшего за Дунай Гайну и помогли Стилихону справиться с Радагайсом. Римская администрация в новом конфликте выступала только в качестве организатора совместных действий (деятельность Флавия Аэция) и своеобразного знамени для обозначения принадлежности к тому или иному лагерю (для другого это была «держава Аттилы»), так как нередко представители одного племени сражались по разные стороны, что и было продемонстрировано в битве на Каталаунских полях.

Таким образом, Империи не удалось закончить постепенное включение германцев в свою систему, которое могло бы обновить и улучшить ее людские ресурсы. Своеобразное разделение труда между римлянами и германцами, когда одни производят, а другие воюют, было вполне реально, и в известном смысле этот принцип был реализован в Европе в Средневековье при строительстве сословной структуры общества.

Отдельные результаты умелой дипломатии и последовательной военной политики по сдерживанию варварской миграционной активности и переориентации приграничных германцев на сохранение status quo были достигнуты. Однако выбранная стратегия оказалась бессильна в обстановке Великого переселения народов, которое требовало чисто военного стиля решения вопросов, не оставляя Империи выбора, так как вести переговоры со спасающимися от гибели ордами было бесполезно. Те из германцев, кто уже был включен в имперскую систему, осознав к началу V в. бессилие Империи справиться с переселением варваров, начали спасаться от нашествий самостоятельно, используя остатки римской администрации. Пусть даже самые выдающиеся из их лидеров, пока еще вели себя скорее как «главари разбойничьих шаек», шансы сохранить государство германскими руками уже были упущены. Германцы стали внутри Империи полностью самостоятельной политической силой, независимой от умирающей государственной системы.

Список используемой литературы

1. Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной империи. Варвары - пособники Рима и варвары-христиане. «Ювента». Санкт-Петербург, 2003.

. Казаков М.М. Проблема христианизации Римской империи. Смоленск, 2000. - С. 196 - 204.

. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное. - СПб.: «Издательство «Полигон». - 2002. - 864 с.

. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой римской империи: в 7 тт. - М., 1998.

. Неронова В.Д. Вторжение варваров и крушение Римской Империи. / История Древнего мира. Упадок древних обществ. - М.:Знание, 1983 - с. 239-273.

. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990; 2-е изд. СПб., 1999. С. 123-126.

. А.Д. Дмитрев. Падение Дакии. ВДИ, 1949, №1, стр. 76-85

. Е.М. Штаерман. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957, стр. 484.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!