Совершенствование денежно-кредитной политики и развития банковского сектора России
Совершенствование
денежно-кредитной политики и развития банковского сектора России
1.
Особенности денежно-кредитной политики в переходной экономике стран СНГ
1.1 Сущность,
необходимость формирования и реализации денежно-кредитной политики в условиях
переходной экономики
Денежно-кредитная политика в
настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику.
Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли
денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры:
экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях
деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного
процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Денежно-кредитная политика - одно из
основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система
согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика
направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные
цели денежно-кредитной политики: обеспечение стабильности цен, полная
занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс.
Достижение этих целей - глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика
ориентируется на более конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим
выделяют промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в
денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах (год и
более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И
наконец, каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены
на достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер
денежно-кредитной политики. Жесткая монетарная политика в качестве цели
предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы. Цель,
преследующая фиксацию процентной ставки, характерна для гибкой
денежно-кредитной политики.
Таким образом, осуществляя политику,
направленную на обеспечение экономической стабильности в государстве,
правительства и центральные банки разрабатывают основные направления
денежно-кредитной политики на определенный срок, формулируют промежуточные
цели, достижение которых обеспечивает выполнение задачи более высокого порядка,
корректируют и конкретизируют выполнение тактических целей.
1.2 Банковская система,
сущность и принципы ее организации
Современная банковская система
России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и
представительства иностранных банков. Банковская система России создана в
результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в
период централизованной плановой экономики.
Таким образом, отечественная
банковская система построена по двухуровневому принципу, что схематически может
быть представлено следующим образом:
Рис. 1. Двухуровневая
банковская система России
Банки в РФ создаются и действуют на
основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. №395-1 «О банках и банковской
деятельности» (в ред. от 03.03.08 №20-ФЗ), в котором дано определение кредитных
организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен
порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций
и т.п.
На процесс развития банковской системы
влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так
и внутренних. К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы
среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность
взаимоувязанных факторов, которые можно разделить на пять основных групп:
экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные [9, c. 545].
Экономическими факторами можно
считать принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой
денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты
проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования
банковской системы.
К политическим факторам относятся те
решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном
уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской
системы:
Центральным банком, банками,
кредитными организациями, банковскими ассоциациями.
1.3 Роль Центрального
Банка в денежно-кредитной политике СНГ
В кредитной системе каждой страны
выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные
финансово-кредитные учреждения. Главным звеном банковской системы любого
государства является центральный банк страны. Он является государственным
учреждением. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через
денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает
определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере
зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых
институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны.
Особенности национальной банковской
системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов
денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или
иных инструментов денежной политики [5, c. 29].
Центральный банк Российской
Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского
республиканского банка Госбанка СССР.
Таким образом, Центральный банк РФ
как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного
регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в
стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения
данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а
также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами
государственной власти, органами местного самоуправления, государственными
внебюджетными фондами, воинскими частями.
1.4 Эволюция развития
денежно-кредитной политики стран СНГ, специфика ее основных целей
На первых этапах осуществления
рыночных реформ перед Центральными банками стран с переходной экономикой встали
особые задачи, от решения которых зависит во многом успех самих реформ.
Во-первых, это укрепление доверия к
национальной валюте, а в тех странах, которые получили независимость, - это
введение собственных денежных единиц.
Во-вторых, это проведение
антиинфляционной политики и обеспечение покупательной способности национальной
валюты, ибо в условиях высокой инфляции, переросшей в ряде стран в
гиперинфляцию, отсутствуют предпосылки выхода из экономического кризиса (с
которым столкнулись все страны с переходной экономикой) и реальной структурной
перестройки [6, c. 95].
Переход к собственной валюте во
вновь образовавшихся государствах происходил с разной скоростью. Первыми среди
республик бывшего СССР собственную валюту ввели страны Балтии: Эстония и Латвия
- в 1992 г. В других республиках бывшего СССР введение собственной валюты происходило
постепенно. До июля 1993 г., пока Россия не ввела собственный рубль, они
являлись частью рублевого пространства. Экономические связи этих республик с
Россией были очень тесными, Россия являлась их основным торговым партнером, в
их политике отчетливо прослеживалось желание остаться в рамках рублевой зоны,
что предполагало выделение им кредитов Центральным банком России (ЦБР).
Введение собственной валюты представляло собой очень сложный процесс.
Центральные банки образовавшихся государств столкнулись с серьезными
проблемами. Остро встал вопрос об обеспеченности денежной базы. Процесс
введения собственной валюты в бывших республиках СССР затруднялся также
отсутствием доверия ко вновь образованным центральным банкам.
Таким образом, все это в условиях высокой
инфляции делало национальную валюту крайне неустойчивой, приводило к
«долларизации» экономики. С целью преодоления последствий финансового кризиса
1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, с
целью улучшения работы коммерческих банков. В результате взвешенной
денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой ЦБР,
увеличились золотовалютные резервы РФ, поэтому на современном этапе нет резких
колебаний обменного курса.
2. Состояние и динамика
функционирования современной банковской системы стран СНГ
.1 Банковские системы
стран СНГ: перспективы и риски
Банковская система стран СНГ
включает банковские системы Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана,
Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Украины и Туркмении.
Банки первыми испытали на себе
разрушительную мощь кризиса и понесли значительный урон. В посткризисный период
ужесточится борьба за клиентов, и именно банки с низкой диверсификацией бизнеса
имеют больше шансов потерять устойчивость из-за ухода ключевых клиентов.
Улучшение макроэкономической обстановки и повышение доверия клиентов является
движущей силой роста банковских систем стран СНГ. Однако потенциал роста в
разных странах не одинаков.
Крупные кредитные риски (KSKR) в
целом по банковской системе составили около 26,4% активов по состоянию на конец
2010 года. Уровень рисков в банковских системах стран СНГ - один из самых
высоких в мире. Бурный рост активов и ссудной задолженности, недостаточная
информационная прозрачность, низкая капитализация и высокая степень
концентрации бизнеса делают банки неустойчивыми по отношению к экономическим и
политическим потрясениям и препятствуют развитию банковских систем в целом.
Ведущие позиции в проведении реформ в банковской сфере занимают Казахстан,
Украина и Россия (см. рис. 2).
Доля российских банков составила
79%, украинских - 9%, казахстанских банков - 6,9%. То есть, три крупнейшие
банковские системы СНГ, как по объемным показателям, так и по уровню и качеству
развития своих национальных банковских систем являются наиболее
конкурентоспособными на постсоветском пространстве.
Рис. 2. Доля активов в банковской
системе по странам СНГ (%)
Динамика инвестиций банков стран СНГ
представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика инвестиций банков
стран СНГ за 2008-2010 гг. (млн. долл.)
Темп прироста капитала в 2009 году
по сравнению с 2008 годом снизился вдвое (21,2% против 42,7%). В то время как
темп прироста капитала в 2010 году по сравнению 2009 годом снизился на 6%.
2.2 Банковский сектор
Беларуси: состояние и динамика развития
Беларусь обладает большим
потенциалом привлечения внешнего финансирования. По данным МВФ, на современном
этапе в Беларуси сохраняется высокий уровень достаточности нормативного
капитала банковского сектора (в июне 2010 года показатель составил 19,8% против
19,8% в 2009 году и 21,8% в 2008 году).
Несмотря на проявления мирового
финансово-экономического кризиса, важнейшие финансовые показатели деятельности
белорусских банков сохраняют стабильность (рис. 4).
Рис. 4. Динамика финансовых
показателей деятельности банков Республики Беларусь за 2008-2010 гг. (%)
Так, достаточность нормативного
капитала в начале кризисных проявлений несколько снизилась, однако в
последующих периодах оставалась в пределах 20%. Также при незначительных
колебаниях уровня (что объясняется увеличением собственного капитала) сохраняют
стабильность величина рентабельности нормативного капитала и величина
рентабельности активов банка. В случае формирования резервов под возможные
потери по ссудам в полном объеме показатели прибыльности, рентабельности и
достаточности капитала белорусских банков могут в определенной мере ухудшиться.
2.3 Тенденции развития банковской
системы
Возобновление роста банковского
сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее
время, а скорее усугубило их.
Кредитование корпоративного и
розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими
темпами: дисбаланс между кредитами и депозитами увеличился за месяц почти на 80
млрд. руб.
Так, удельный вес проблемных активов
банковской системы Беларуси в июне 2010 года возрос до 4,9%. По данным
Нацбанка, по состоянию на 1 сентября 2010 г. доля проблемных активов банков в
активах, подверженных кредитному риску, возросла до 5,4%. В то же время в
Украине доля «плохих» долгов в банковской системе составила 41,6%, в Казахстане
- 26,9%, в Литве - 19,2%, в Латвии - 17,9%, в Молдове - 17,3%, в Сербии -
16,5%, в России - 9,5%, в Венгрии - 7,8%, в Болгарии - также 7,8%, в Грузии -
7%.
Несмотря на это, в последнее
десятилетие отмечается рост интереса к региону СНГ со стороны зарубежных
кредитных учреждений.
Таким образом, многократное
увеличение инвестиций объясняется появлением новых банков, увеличением
уставного капитала зависимых учреждений, ростом числа сделок по слиянию и
поглощению существующих кредитных организаций, эмиссионный доход.
3. Денежно-кредитная
политика в XXI в.: цели, результаты, проблемы и пути совершенствования
.1 Цели и результаты
развития денежно-кредитной политики в 2011 году
На современном этапе восстановления
российской экономики после спада, восстановление потребительской и
инвестиционной активности сопровождается улучшением условий внешней торговли,
ростом промышленного производства, снижением инфляции и безработицы. Текущие
результаты за 2011 год приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сопоставление заявленных
целей и ожидаемых результатов денежно-кредитной политики в 2011 году (%)
Показатель
|
Ориентиры денежно-кредитной политики
|
Текущие результаты
|
|
на 2011 год
|
2011 года
|
Индекс потребительских цен
|
9-10%
|
6,20%
|
в том числе базовая инфляция
|
8,5-9,5%
|
4,30%
|
Реальный объем ВВП (в% по сравнению с предыдущим годом)
|
0,2 - 4,4%
|
4,2%
|
1. Инвестиции в основной капитал
|
10,9%
|
2. Показатель
|
Ориентиры денежно-кредитной политики
|
Текущие результаты
|
|
на 2011 год
|
2011 года
|
3. Реальные располагаемые денежные доходы населения (в% по
сравнению с предыдущим годом)
|
-0,624
|
7,9%
|
4. Прирост денежной массы (агрегат М2)
|
8-18%
|
32,8%
|
Таким образом, по итогам января 2011
года прирост потребительских цен составил 5,4% (за аналогичный период
предыдущего года он составлял 8,1%), при этом наиболее существенный рост цен
наблюдался в течение января - февраля (2,5%).
Целевой ориентир годовой инфляции,
заданный в 2010 году (9-10%) (см. табл. 1), еще не превышен. Есть все основания
полагать, что инфляция не выйдет за обозначенные рамки, даже учитывая, что
существенная доля расходов федерального бюджета придется на завершающие месяцы
2011 года. На данный момент официально ожидаемый уровень инфляции по итогам
года составляет 8-9%. Выполнение целевых ориентиров по инфляции достижимо,
прежде всего, за счет замедления инфляции в начале года и в некоторой степени станет
возможным при замедлении темпов роста денежной массы.
Состояние экономики соответствует
наиболее оптимистичным условиям проведения денежно-кредитной политики в 2011
году. При этом уже сейчас очевидно, что ожидаемая инфляции будет ниже
прогнозируемых значений (или максимально близка к нижней границе коридора).
Однако стоит отметить, что темпы роста денежной массы намного превысили верхнюю
границу прогнозируемого диапазона.
Ускорению инфляции в России
содействуют рост производственных затрат, а также низкий уровень рыночной
конкуренции и возникновение дисбалансов в ценообразовании из-за рисков
административного вмешательства.
Основными факторами, определившими
рост объемов денежной массы, являются:
продолжающаяся дедолларизация
экономики;
понижение стоимости кредитов и
доступности кредитных ресурсов;
повышение общего спроса на деньги,
вызванного оживлением экономической активности;
покупка Банком России иностранной
валюты.
На 1 января 2011 года объемы
кредитов, выдаваемых банками юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, не изменились по сравнению с аналогичным периодом 2010 года,
в то время как кредиты, выданные физическим лицам, увеличились. Росту последних
способствовало снижение стоимости заемных средств.
Динамика денежного предложения увеличила
ликвидность банковского сектора. Процентные ставки по однодневным кредитам на
межбанковском рынке не превышали 3%. В результате понизился спрос на операции
по рефинансированию Банка России со стороны коммерческих банков. В конце 2010
года Банк России приступил к постепенному сворачиванию антикризисных мер
благодаря стабилизации ситуации с банковской ликвидностью. В связи со
структурным избытком ликвидности в банковском секторе особое значение приобрел
уровень процентных ставок
по депозитным операциям Банка России.
Востребованность основных
инструментов предоставления ликвидности, используемых Банком России, в течение
года снижалась. Общий объем ломбардных кредитов в январе - феврале 2011 года
составил 200 млрд. руб. - в 20 раз больше данного показателя за аналогичный
период прошлого года.
Рис. 5. Динамика представленных
кредитным организациям кредитов и процентной ставки (млн. руб.)
У кредитных организаций имелась
возможность в 2010 году получать кредиты без обеспечения, но спрос на данные
кредиты был минимальным.
Банк России в течение года
постепенно снижал ставку рефинансирования, что свидетельствует о смягчении
проводимой денежно-кредитной политики. Стратегия снижения уровня процентных
ставок со стороны регулятора была направлена на формирование тенденции к
повышению активности банковской системы в области кредитования предприятий
реального сектора и стимулирования конечного спроса со стороны населения.
Таким образом, в данное время
основная часть населения сберегает в ущерб потреблению, лишь небольшая часть
покупает товары длительного пользования. Вышесказанное отражает то, что
покупательная способность населения существенно ограничивается отсутствием у
них уверенности в собственном благополучии в будущем. Население уже сейчас
экономит: почти треть отказывается от некоторых видов товаров, и примерно такая
же часть исключала из потребления дорогие товары. В свою очередь, отсутствие
спроса со стороны населения не стимулирует предприятия к инвестированию в
развитие производства. Следовательно, в данное время ставка рефинансирования
все еще не является эффективным инструментом для стимулирования экономики, а
политика Центрального банка Российской Федерации, связанная с использованием
данного инструмента, остается недостаточно результативной.
3.2 Перспективы развития
и совершенствования денежно-кредитной политики стран СНГ
Опыт проведения денежно-кредитной
политики в различных странах в течение нескольких десятилетий позволяет выявить
ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее
эффективность. С одной стороны, согласованная с правительством в рамках общих
направлений регулирования экономики и проводимая Центральным банком
денежно-кредитная политика отличается гибкостью.
Во всех странах СНГ центральные
банки обладают известной независимостью от правительства и могут оперативно
принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от
меняющейся экономической ситуации.
Проведение центральными банками
текущих мероприятий в денежно - кредитной сфере не связано с продолжительными
процедурами согласовании и принятием специальных распоряжений органами
государственной власти.
В предстоящий трехлетний период
главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение
инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году.
При сохранении антиинфляционной
направленности денежно - кредитной политики действия Банка России в области
денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени
будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово -
экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.
Банк России исходит из общих с
Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий
функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития
в 2010 году и на период до 2012 года.
В предстоящий период Банк России
усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного
снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в
его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
Динамика обменного курса рубля будет
определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических
факторов. В рамках выбранного режима валютной политики. Банк России будет
использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне,
необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.
Сокращение объема интервенций Банка
России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику
международных резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых
иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного
предложения. С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на
деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков.
Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного
предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики
Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий
функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов. На
успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной
бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования
бюджетных средств.
По мере замедления инфляционных
процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее
влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать
ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.
Банк России также будет использовать
инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности
банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный
уровень ликвидности в банковском секторе.
Самостоятельность центральных банков
в проведении денежно-кредитной политики позволит также успешно противостоять
давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели
правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией
макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в условиях
приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т.д. Все
это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом
государственного регулирования экономики.
С другой стороны, в проведении
денежно-кредитной политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе
опасность ухудшения экономической ситуации.
Во-первых, это обусловлено общими
особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же
мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный
эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других
рынках. Например, политика дорогих денег снижает темпы инфляции, обеспечивая
стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем
кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов
экономического роста и усилить безработицу. В связи с этим при проведении
денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные
последствия и принять меры для их нейтрализации.
Однако здесь возникают свои
трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный
прогноз развития экономической ситуации, существуют так называемые временные
лаги, или временные задержки, между изменениями денежной массы, находящейся в
обращении, и реакцией на них других экономических переменных. В эти периоды ряд
привходящих обстоятельств может нарушить ход экономических процессов.
Таким образом, возникнет
необходимость корректировки денежно-кредитной политики, что, в свою очередь,
может привести к противоречию между ее долго- и краткосрочными целями. Подобное
явление известно как проблема временных несоответствий. Наличие таких
несоответствий, по мнению основоположников неоклассической теории рациональных
ожиданий, способно свести на нет все усилия монетарных властей, направленные на
обеспечение экономической стабильности.
За последние 20 лет эволюционные и
революционные изменения в экономике сформировали современную картину банковских
систем стран СНГ. Их современное состояние отражает уровень экономического
развития, финансовых возможностей, успешность проводимых экономических реформ,
а также степень интегрированности стран СНГ.
В целом эти банки (за исключением
нескольких системообразующих банков) характеризуются низким уровнем
капитализации, малым количеством подразделений, хроническим дефицитом
долгосрочных ресурсов и ликвидности, и т.д.
Динамика потенциала банковских
систем России, Казахстана и Украины в 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика потенциала
банковских систем России, Казахстана и Украины в 2008-2010 гг. (%)
|
2008
|
2009
|
2010
|
Уровень реализации потенциала на
конец года, %
|
|
|
|
Россия
|
57,3
|
60,6
|
66,1
|
Казахстан
|
59,9
|
68,7
|
62,6
|
Украина
|
47,7
|
47,1
|
48,5
|
Индекс потенциала, за год
|
|
|
|
Россия
|
1,015
|
1,058
|
Казахстан
|
1,039
|
1,147
|
0,911
|
Украина
|
1,040
|
0,989
|
1,028
|
На протяжении 2008-2009 гг. лидером
по уровню реализации потенциала являлись банки Казахстана, в 2010 году
Казахстан уступил лидерство российским банкам, уровень реализации потенциала
которыми достиг 66,1%. Украинский банковский сектор на протяжении всего
рассматриваемого периода уступал, как казахским, так и российским банкам,
причем со временем отставание украинских банков от российских и казахских
конкурентов увеличилось.
Анализ показателей реализации
потенциала отдельными банками рассмотренных стран показал, что если
характеристики потенциала банковских секторов России, Казахстан и Украины
находятся на близком уровне, колеблющемся в диапазоне 50-60%, то для отдельных
банков разрыв является гораздо более существенным. По уровню реализации
потенциала отдельные кредитные организации Казахстана и Украины в разы уступают
своим российским конкурентам, что может являться препятствием для успешной для
всех участников интеграции финансовых этих государств.
Комплекс антикризисных мер,
выработанных и реализуемых в странах СНГ, стал логическим продолжением
проводимой экономической и денежно-кредитной политики и фактором,
корректирующим траекторию развития банковских систем. Успехи антикризисных
программ, проводимых странами СНГ, были предопределены двумя основными
условиями: наличием у той или иной страны международных резервов, а также
обоснованностью, оперативностью и адекватностью принимаемых решений.
С точки зрения наличия резервов, в
относительно выигрышном положении были Россия и Азербайджан, а Грузия и Армения
вынуждены были обратиться к МВФ и другим странам. Поэтому успешность этих мер
была разной, и, соответственно, последствия реализации этих программ для
дальнейшей посткризисной трансформации банковских систем стран СНГ будут
различными.
В г. Баку в мае 2010 года было
принято решение о создании Общественной Организации «Центрально-Евразийская
Банковская Федерация - ЦЕБФ» при соучредительстве нижеследующих организаций:
Ассоциации Банков Азербайджана, Ассоциации Банков Грузии, Союз Банков
Кыргызстана и Ассоциации Банков Украины. Цель Федерации: усиление регионального
делового сотрудничества и развития финансово-банковских отношений, на фоне
возрастающей роли процессов регионального сотрудничества, способствующих
укреплению безопасности и стабильности, экономическому развитию и социальному
процветанию региона Центральной Евразии.
Создание Федерации призвано
способствовать тесному и скоординированному взаимодействию банковских
ассоциаций региона.
В частности, деятельность
Центрально-Евразийская Банковской Федерации (ЦЕБФ) направлена на:
формирование предпосылок для
расширения высококачественного банковского сопровождения движения товаров, услуг
и капиталов на экономическом пространстве участников;
развитие инфраструктуры
межбанковского обслуживания на базе современных информационных технологий и
международных стандартов, включая установление прямых корреспондентских
отношений между банками стран региона;
совершенствование механизмов,
препятствующих использованию банков для осуществления операций, связанных с
«отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также с финансированием
терроризма;
внедрение в кредитно-расчетные
отношения между хозяйствующими субъектами государств денежно-кредитных
инструментов, принятых в мировой практике;
анализ банковского законодательства
государств и выработку предложений по его совершенствованию и унификации для
интеграции банковских систем согласно международным стандартам;
обмен текущей
финансово-экономической и банковской информацией, нормативно-правовыми актами.
Таким образом, кредитно-денежная
политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения
устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы,
преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Если
фискальная политика имеет более выраженный антициклический характер, связана с
налогами и бюджетом, то денежно-кредитная политика ограничивается стабилизацией
денежного обращения и больше ориентирована на денежную массу. Отсюда следует,
что целевые задачи денежно-кредитной политики - подавление инфляции,
стабилизация уровня цен, стабилизация покупательной способности и курса
национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение постоянного
денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, контроль денежной массы,
спроса и предложения денег посредством банковской системы.
Заключение
Регион СНГ - один из немногих, где
кредитные организации стран содружества имеют благоприятные перспективы для
развития банковского бизнеса. Так как уровень развития банковских систем
регионов не позволяет их кредитным организациям конкурировать с финансовыми
институтами разных стран. В последние годы банки из стран СНГ активизировали
поглощение кредитных организаций из соседних стран региона, преимущественно
небольших. Российские государственные банки, наоборот, нацелены на приобретение
лидеров банковского бизнеса. Например, ВТБ проглотил армянский Армсбербанк и Объединенный
грузинский банк, входящие в пятерку крупнейших кредитных организаций этих
стран.
В банковских системах стран СНГ
мировой кризис породил типичные проблемы, которые проявились в той или иной
степени: это снижение ликвидности, необходимость погашения внешних
заимствований, дополнительные расходы на компенсацию курсовой разницы,
увеличение просроченных кредитов, плохих долгов, невозвратов кредитов и займов,
необходимость в дополнительных средствах на резервирование, убытки, снижение
капитала, банкротства и т.д.
Чтобы преодолеть эти проблемы, во
всех странах были выработаны и реализованы антикризисные программы. Эти
программы исходили из общей философии экономической политики, выбранной модели
экономической системы и специфических особенностей экономической ситуации в
каждой стране.
В монетарной форме
макроэкономическая денежная политика связывается, в первую очередь с
воздействием на денежную массу. Жесткой считается такая денежная политика,
когда государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, содействует
поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. Мягкой же
называют такую политику, когда государство способствует увеличению денежной
массы или хотя бы не мешает ему, практически не сдерживает выпуск в обращение
новых денег и помогает получению дешевых кредитов. Государство проводит свою
эмиссионную политику в основном через ЦБ страны.
Основными же частями и одновременно
инструментами государственной денежно-кредитной политики является политика
рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования,
политика обеспечения ликвидности. Вместе эти инструменты позволяют регулировать
денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты, таким образом
оказывать косвенное влияние на изменение рыночных цен, уровни инфляции,
товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, доходы и
расходы субъектов рынка, рыночный обмен. Даже если учесть, что государство,
используя ЦБ, держит в своих руках весьма эффективные средства воздействия на
денежную массу, проведения денежной политики, в некоторых критических ситуациях
оно далеко не всесильно. Ярким примером здесь является кризис лета 1998 г.,
который сложился во многом благодаря безответственной политике центральных
властей.
Список литературы
денежный кредит банк центральный
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном
банке РФ (Банке России)» // Справочно-правовая система «Гарант».
2. «Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» //
Центральный банк Российской Федерации, 2008 г.
. Федеральный закон от 28 октября 2008 г. «О дополнительных
мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря
2011 года» // Справочно-правовая система «Гарант».
. Банковская система РФ. Учебное пособие / Под ред.
Шестакова А.Н.М.: Вершина, 2006. - 123 с.
. Братко А.В. Центральный банк в банковской системе России
Учебник /. М.: Юрайт, 2007 - 179 с.
. Ведев А.; Лаврентьева И.; Шарипова Е. Российская
банковская система. Кризис и перспективы развития. - М.: Ось-89, 2007. - 320 с.
. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»,
2004. - 480 с.
. Деньги, кредит, банки: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп.
/ под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
- 848 с.
. Кураков, Лев; Кураков, Владимир; Тимирясов, Виталий.
Современные банковские системы. Учебное пособие - Екатеринбург: Несси-Пресс,
2008. - 192 с.
. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко.
- М.: ЭкономистЪ, 2006. - 813 с.
. Никольский Д.В. Состояние и перспективы развития
банковского сектора в России // Банковское дело. 2008, №4.
. Беляев М.С., Ермаков С.В. Банковское регулирование в
России. От прошлого к будущему // Деньги и кредит, 2008, №11, С. 4-10.
. Валитов Ш.М., Кириченко Е.Г. Конкуренция в банковском
секторе России // Ведомости, 2008. №24. C.2 - 9.
. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные
аспекты // Деньги и кредит, 2008. №5. С. 3-8.
. Ильясов C.М., Бацына C.Ю., Цапиева О.К. Банковские системы
развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России // Деньги
и кредит, №7, 2008, C. 35 - 38.
. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит, 2007, №9, С. 3-21.
. Открытое заседание Международного координационного совета
// Сборник аналитических материалов, 2010,
http://www.asros.ru/media/File/sbornik_analitika.pdf.
. Смирнов Е.Е. Изменение законодательной базы финансовой
сферы в условиях кризиса // Финансист, 2008, №9, с. 7-8.