[9].
«Чу» означает «хозяин», а «чхе» - «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.[14]
В трудах Ким Ир Сена и Ким Чен Ира можно встретить определение чучхе и сонгун как «самобытной социалистической (революционной) идеологии». По Конституции 1972 года, КНДР - суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями чучхе - «мировоззрением, в центр которого ставится человек, и революционными идеями, нацеленными на осуществление самостоятельности народных масс»[12]. Чучхе - важная составная часть кимирсенизма-кимчеринизма и его идеологическая квинтессенция[13].
Ким Ир Сен говорил, что согласно идеям чучхе в центре всего находится человек, то есть человек хозяин всего. «Поклоняться народу, как небу» - это было девизом его жизни и идейно-теоретической деятельности, размышления и поиска. Он всегда считал приоритетом интересы народных масс [13] Согласно идеям чучхе субъект истории есть трудящиеся народные массы, они Ким Чен Ир развивал кимирсеновскую теорию: «Субъект истории - трудящиеся народные массы. В его роли (т.е. субъекта истории) не могут выступать реакционные классы. Если первые - создают и развивают историю, то последние стремятся остановить ход истории». Ким Чен Ир, однако, отмечает, что не в каждом обществе их роль и место одинаковы. Он говорил: «Исход революции и строительства ,в конце концов, зависит от того, насколько широко проявляются творческие силы народных масс. Народные массы - это бесконечное множество людей, их сила и ум неиссякаемы. Они самые сильные и умные в мире. Поэтому, если они осознают своё место хозяина и поднимутся, то любой трудный вопрос в революции строительстве можно решать успешно» [7, с.16].
Чучхе - тоталитарная идеология. Многие тоталитарные режимы после развала Советского Союза трансформировались или пали под натиском Запада. Почему в КНДР тоталитаризм сохранился почти в первозданном виде? Стоит отметить, что этому способствовала восточная ментальность, склонная к иерархии, коллективизму и обожествлению руководителя государства, партии и так далее. Одним из факторов является чучхейский принцип самостоятельности и опоры на собственные силы. Ещё одним мощным фактором стоит обозначить осадное положение КНДР, сильнейшую блокаду и империалистическую пропаганду. Во многом режим КНДР держится на высоком общественном консенсусе, доверии народа к партии и руководству. Если же в народных массах начнутся малейшие сомнения - северокорейский режим, рухнет достаточно быстро. Поэтому Трудовая партия Кореи борется за сохранение роли гегемона, руководящей и направляющей силы, повсеместном установлении принципов чучхе, а инакомыслие подавляется репрессивными методами.
По трудам вождей социалистической Кореи, можно выделить следующий комплекс идей чучхе.
Чучхе в идеологии. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, необходимо вооружится революционными идеями рабочего класса, линией и политикой своей партии. Установить принципы чучхе в идеологии - это значит ,что каждый должен усвоить и выработать такую точку зрения и такой подход, чтобы приобрести самосознание хозяина революции. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно в совершенстве знать специфику и особенности своей страны[7,.с.38].
Независимость в политике. Ким Ир Сен учит, что независимость в политике - первый признак суверенитета. То есть, чтобы установить политическую самостоятельность , нужно установить народную власть, власть трудящихся. По Ким Ир Сену - политические силы составляют основу революционных сил. Чтобы обеспечить независимость в политике, необходимо иметь собственные руководящие идеи. Разрабатывать и проводить политику самостоятельно, опираясь на собственные идеи. Для обеспечения самостоятельности в политике, в полной мере нужно сохранять принцип независимости ,равноправия и суверенитета в внешних сношениях [7,с.43].
Самостоятельность не противоречит интернационализму <#"justify">Идеи «сильного, процветающего, великого государства» - это собственное развитие Ким Чен Иром идей чучхе Ким Ир Сена, но на новом историческом этапе. Эти идеи Ким Чен Ир создал потому, что он предан Ким Ир Сену как почтительный сын, и предан государству как верный подданный. (Для передачи этих понятий в корейском тексте были использованы традиционные для корйской культуры категории «сыновней почтительности» хё и «преданности» чхун). Понятно, что целью этих новых идей является превращение КНДР в сильное и процветающее государство. Общественным строем его будет социализм. Не «советского» образца, естественно, а корейский национальный, в котором главным является то, что всё подчинено не индивидуальным интересам, а интересам общества в целом. А каждая отдельная личность добивается удовлетворения своих личных интересов через реализацию интересов коллектива. В идеях кансон дэгук Ким Чен Ира присутствуют и совершенно новые элементы. Так, говорится о том, что для построения сильного и процветающего государства требуется научный и технический обмен с другими странами. Это означает, что теперь в Северной Корее, несмотря на традиционную и вполне понятную приверженность к самостоятельности, начинает проводиться политика большей открытости и она фиксируется на идеологическом уровне, связанном с именем Ким Чен Ира. Северная Корея начала XXI века стоит на пороге больших перемен. [9]
По мнению некоторых политологов, сегодня национализм полностью заменил в КНДР социалистические идеологию [1,с.36].
2.2 Кимирсенизм-кимчениризм как трансформация идей чучхе
В части 1.2 уже было упомянуто, что чучхе есть суть кимирсенизма-кимчениризма. Идеологи ТПК посчитали необходимым изъять из чучхе некоторые положения марксизма-ленинизма, которые по их мнению стали неактуальными в современных реалиях.[9] Уже к апрелю 2012 с главной площади Пхеньяна, где проходят массовые шествия и военные парады, были убраны портреты Маркса и Ленина.
Трудовая партия Кореи провозгласила «Кимирсенизм» и «Кимчениризм» официальной идеологией страны. Об этом передало северокорейское агентство ЦТАК после проведения четвёртого съезда ТПК в 2012 году. Цитата: «ТПК примет Кимирсенизм и Кимчениризм единственной идеологией партии и будет формировать все общество на основе Кимирсенизма и Кимчениризма - высшей партийной программы. Партия будет под руководством Ким Чен Ына бороться за победу дела Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и революционной идеи Чучхе», - говорится в сообщении азиатского агентства. Данное решение было принято во время четвертого партийного съезда ТПК[5].
Таким образом, можно сказать что понятие «марксизм - ленинизм» было интегрировано в чучхе. Ким Чен Ир пишет: «Создав в середине XX века марксизм, Маркс и Энгельс указали историческую миссию рабочего класса и осветили путь к его освобождению.» [7,с.3]. Далее он пишет: «Ленин развил марксизм дальше, применительно к новым историческим условиям перерастания капитализма в стадию империализма. Он создал ленинизм и вдохновил народы на борьбу за разгром цитадели империализма…» [7,с.3] Там же подчёркивается, что Ким Ир Сен взглянул на историческую ситуацию «по новому». Следовательно, чучхе признаёт марксизм-ленинизм как идеологию рабочего класса, но при это считает, что марксизм-ленинизм не является совершенной революционной идеологией. Своё влияние оказали так же история коммунистического движения в Азии и национальная специфика.. Учтён опыт революционного движения в Корее. Попытка Коминтерна сделать революцию «правильно, по-марксистски» довели корейское комдвижение до многочисленных расколов и бесчисленных междоусобиц. Идеи Ким Ир Сена наилучшим образом адаптировали социалистические идеи под восточный менталитет. Как и марксизм-ленинизм чучхе исходит из материалистического миропонимания, многие положения очень схожи.
При составлении костяка самостоятельных революционных идей, призванных прокладывать новый путь корейской революции, и при создании идей чучхе, Ким Ир Сен использовал идеи и идеалы марксизма-ленинизма идейно-теоретической предпосылкой.Есть и отличия. В отличие от ленинского интернационализма, чучхе находится гораздо ближе к сталинскому принципу построения социализма в отдельно взятой стране. На это повлияла всё та же национальная специфика, во время японской оккупации стихийный и массовый национализм среди корейского населения получил широкое распространение и коммунистические идеи социальной справедливости повсеместно совмещались с корейским национализмом, вызванным ущемлением национального достоинства корейского народа
2.3 Актуальность и перспективы функционирования идей чучхе
Чучхе - это , прежде всего, восточная философия. То, что для корейца хорошо, для восточнославянского менталитета может быть неприемлемым. Народы востока гораздо более склонны к иерархичности, к сильной централизации, к коллективизму. Нельзя говорить, что чучхе и сонгун абсолютно неприменимы в наших реалиях, но в данном случае имеет смысл говорить лишь об отдельных элементах. Всё-таки восточнославянская ментальность гораздо более либеральна, чем корейская или,например, китайская.
В целом, имеет смысл полагать, что чучхе в обозримом будущем сохранится в качестве государственной идеологии КНДР. Этому способствуют сильная изоляция страны, высокая доля общественного консенсуса, непрерывная работа идеологических отделов ТПК и наличие достаточно сильной армии для противостояния агрессии.
Если говорить о идеях чучхе в мире, то стоит упомянуть следующую статистику: Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов, в Японии существует международный институт по идеям Чучхе. Во Франции, например, действует Чучхейская партия Франции. Разнообразным кружкам и обществам уже давно потерян счёт . По факту сейчас существует 27 национальных комитетов,4 континентальных организации и Международный институт изучения идей чучхе[4].
В России существует «Союз сторонников идей чучхе». На постсоветском пространстве чучхе наиболее симпатизируют компартии сталинского типа и некоторые националисты, например, идеи чучхе очень популярны среди сторонников идеологии национал-большевизма. Очевидно из-за того, что чучхе во многом отражает национал-большевистский лозунг «Нация! Родина! Социализм!», привлекает лимоновцев своей тоталитарностью.
Интересна идеология чучхе и для угнетённых народов третьего мира, которые борются как за социальную справедливость, так и за национальную независимость.
Идеи чучхе, которые являются официальной государственной и партийной идеологией КНДР представляют интерес так как являются идеологией государства, которое сохраняет преданность идеям социализма. Эти идеи функционируют в модели идеологии тоталитарного типа. КНДР в социально-экономическом плане и в плане международной изоляции переживает непростые времена.
В КНДР существуют определённые проблемы, среди них можно выделить дефицит товаров народного потребления, нехватка продовольствия и вытекающий из этого голод, имевший место быть в КНДР. По некоторым данным, голод 1995-1999 годов унёс от 10.000 до 3.000.000 жизней[3]. Однако, даже по данным ООН, голод всё-таки остаётся вопросом спорным. Цитата «…откуда появились якобы миллионы погибших. В середине 1990-х годов ряд западных ученых провели оценки масштабов возможных жертв голода в тех регионах КНДР, которые сильнее всего пострадали от наводнения и засух. Были получены определенные цифры. При этом было подчеркнуто, что это „предполагаемые оценки ситуации в наиболее пострадавших отдельных районах», повторяю, „отдельных районах», а не по всей стране. Многие регионы пострадали гораздо меньше. Но другие специалисты взяли эти расчеты и приложили ко всей Северной Корее, отсюда и получились пресловутые миллионы погибших. Не спорю, пострадало вероятно очень много, точных цифр нет, и вряд ли мы их получим в ближайшее время, но не миллионы». Джеймс Моррис, директор Всемирной продовольственной программы ООН (World Food Program): «Данные о миллионах жертв голода в КНДР не соответствуют действительности»[3].
Востоковед А.Н. Ланьков, считает что: «Сообщения об улучшении ситуации в КНДР до мирового читателя не доходят. Каждую осень в мировых СМИ пишут, что Северная Корея, дескать, находится на грани голода. К январю эти новости исчезают, так как очевидно, что никакого голода в КНДР нет, а на следующую осень разговоры о надвигающейся катастрофе начинаются по новой. Голод с массовыми смертями остался в прошлом, в конце 1990-х. После 2000-2002 годов с голода в стране никто не умирает. ….в последние 7-8 лет экономическая ситуация в КНДР постепенно улучшается. Однако об этом мировые СМИ не пишут»[10].
Все существующие проблемы КНДР неразрывно ассоциируются с чучхе.
К чучхе, как и к Северной Корее в целом, можно относиться по разному, но бесспорным остаётся то,что создание чучхе Ким Ир Сеном оказало огромнейшее влияние на мировую историю Кореи и мировую историю в целом. Так же не стоит забывать, что Корея- крохотный кусочек земли, с населением около 20 миллионов человек. Корейцы строят социалистическое государство в условиях почти полного отсутствия природных ресурсов, тотального экономического эмбарго, постоянной угрозы империалистической агрессии.
.Чучхе - идеология, однозначно, тоталитарная с ярковыраженным милитаристским оттенком.
.Трансформации чучхе имеют место быть и на данный момент выражаются в замене некоторых элементов марксизма-ленинизма.
.Чучхе интересна для мировой общественности, изучается во многих странах мира.
.В обозримом будущем сохранится в КНДР.
Следовательно, в чучхе нужно подчеркнуть следующие положения:
.Тоталитаризм.
.Руководящая роль ТПК, при наличии ещё нескольких партий.
.Вождизм.
.Изоляционизм
.Концентрация средств производства в руках государства. (Государственный социализм)
. Человек является хозяином всего окружающего мира.
.Субъектом истории являются народные массы.
. Чучхе официально считают в КНДР высшим этапом развития революционной мысли, остальные не отрицаются, но считаются предшествующими
Нужны или не нужны в КНДР реформы - решать должен народ КНДР. В конце концов, корейский народ сам выбрал путь социализма и не западному миру диктовать, по какой дороге идти Северной Корее.
Хотелось бы завершить работу следующей цитатой:
Список использованных источников
1. Балканский, А. Жизнь замечательных людей. Ким Ир Сен /А.Балканский .-.М.: Молодая гвардия ,2011.- 257 с.
2. Волынец,А. За Союз и коммунистическую партию Союза.-[Электронный ресурс]- Режим доступа: <#"justify">10. Ланьков,А.Н.: С новым вождем! Как изменится политика КНДР после смерти Ким Чен Ира.-[Электронный ресурс]-Режим доступа:#"justify">11. Панина, И. Ю Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления / И.Ю. Панина. Автореф. на соискание ученой степени канд. полит наук 23. 00. 01. Теория и философия политики, история и методология политической науки .- М.: 2011 - 19 с.
.Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. Принята на I сессии Верховного Народного Собрания КНДР пятого созыва 27 декабря 1972 года, в нее внесены изменения на III сессии Верховного Народного Собрания КНДР девятого созыва 9 апреля 1992 года - [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: vkpb.ru/old/kndr/const_kndr.shtml. - Дата доступа: 10.02.2014
.Союз сторонников идей чучхе. Интернет сайт организации.-[Электронный ресурс]- Режим доступа: #"center">1.