Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД















Курсовая работа

Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД

План

Введение

.Понятие и значение организации исполнения управленческих решений

.Основные элементы процесса организации исполнения решений

.Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД

Заключение

Список использованной литературы

исполнение элемент управления решение

Введение

Тема об организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел актуальна потому, что в последнее время на территории России продолжает развиваться и расти различного вида преступность. Успешное решение задач борьбы с такой преступностью в стране, в решающей степени зависит от четкой и слаженной работы штабов, аппаратов отраслевых и функциональных служб, т.е. органов управления, деятельность которых направлена на выработку обоснованных и оптимальных управленческих решений и организацию их непосредственного исполнения подразделениями и сотрудниками, выступающими в качестве исполнителей.

Среди функций процесса управления, осуществляемых органами управления, административно-правовое и организационное обеспечение исполнения управленческих решений занимает важнейшее место, представляя собой совокупность мероприятий, проводимых субъектом управления, организованных в соответствии с требованиями действующего законодательства по реализации объектом управления принятого управленческого решения в условиях конкретно сложившейся оперативной обстановки.

Известно, что, в конечном счете, эффективность принятого решения определяется степенью его реализации. Даже самые целесообразные и оптимальные решения сами по себе не смогут обеспечить достижения целей управления, если не будет проделана соответствующая организаторская работа по созданию необходимых условий для их воплощения в жизнь. Так, одним из неоднократно отмечавшихся негативных факторов в управлении органами внутренних дел является разработка и формулирование множества хороших и перспективных положений при недостаточном уровне организации их исполнения.

Недооценка роли организаторской работы отрицательно сказывается на эффективности функционирования любой системы, а незнание ее технологии на практике, зачастую, приводит к принятию множества дублирующих друг друга решений, влекущих нерациональное использование сил, средств и времени, вследствие чего ни одно из них не достигает желаемого результата.

Этими и многими другими обстоятельствами подчеркивается значение организации исполнения управленческих решений, которая являясь стадией управленческого цикла, предопределяет конечный успех управления.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели - создания новой системы либо совершенствования существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждающихся в улучшении. Однако в любом случае при этом необходимо в первую очередь четкое определение либо уточнение предназначения создаваемой системы, т. е. ее целей, задач и функций. В силу многофункционального характера деятельности органов внутренних дел и большого объема задач решения, вырабатываемые ими, весьма разнообразны по содержанию, масштабности, назначению и форме. Нужно упорядочивать и выполнять типовые решения обеспечивающие оперативность действий в органах внутренних дел.

Таким образом, управление - это не только поиск и принятие решений, но и работа по организации их исполнения. Нередко в процессе управления именно это звено выпадает из поля зрения руководителей органов внутренних дел и их штабных подразделений, а зачастую работа по обеспечению исполнения управленческого решения носит формальный характер. Все это сопровождается наличием проблем обеспечительной и организационной работы, которые нужно рассматривать.

Поэтому считаю выбранную тему достаточно интересной, и ставлю цель написания данной курсовой работы, раскрыть основные принципы, этапы и систему контроля за исполнением организационных решений в органах внутренних дел.

1. Понятие и значение организации исполнения управленческих решений

Организация - это организационно-регулирующая функция управления. Рассматривая ее сущность, следует иметь в виду, что понятие «организация» трактуется неоднозначно. В одних случаях под данной научной категорией подразумевается определенное социальное образование: государственный или общественный орган, трудовой коллектив; в других - состояние объекта или субъекта управления, их упорядоченность и целостность в функционировании и структурном отношениях. Наконец, организация может быть представлена как одна из важнейших функций управления, т. е. сознательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований.

Следовательно, между различными аспектами организации существует тесная связь. Организация, выступающая как упорядоченное состояние системы, есть одновременно результат целенаправленного осуществления организаторской функции управления.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели - создания новой системы либо совершенствования существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждающихся в улучшении. Однако в любом случае при этом необходимо в первую очередь четкое определение либо уточнение предназначения создаваемой системы, т.е. ее целей, задач и функций.

Общая цель системы органов внутренних дел едина для всех ее элементов. Вместе с тем фактические условия деятельности того или иного органа обусловливают обязательность конкретизации его задач и функций с учетом, например, социально-экономических, демографических и иных особенностей обслуживаемой им территории. В результате такой конкретизации, точно определяется функциональная структура системы. При этом уточняются и нормативно закрепляются объективно необходимые функции, реализация которых органами внутренних дел в изменяющейся обстановке обеспечивает достижение ими соответствующих целей.

Процесс создания системы предполагает далее формирование ее организационной структуры. В данном случае главным является определение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций. Формирование организационной структуры требует соблюдения следующего правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специализацией подразделений органов внутренних дел здесь следует также обеспечить согласованность их деятельности для решения общих задач. Таким образом, организация системы предполагает определение и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и создание условий для их согласованных действий.

Формирование организационной структуры требует выяснения потребностей системы в штатной численности работников и установления номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, технического персонала)2. Большое значение имеет также установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющие координационные отношения и взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, т.е. числа работников, которыми их непосредственный начальник может руководить достаточно эффективно. Следовательно, формирование организационных связей приводит к наличию различных уровней управления в органе внутренних дел и созданию в нем соответствующей системы информации.

Для разработки организационной системы необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел. Здесь фиксируются конкретные виды их работы, права, обязанности и ответственность (компетенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников и др.

Процесс создания системы предполагает обязательное нормативное закрепление организационных отношений. Для этого, например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутренних дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенклатура должностей, права и ответственность должностных лиц.

Как отмечалось, наряду с определением функциональной и организационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров, формирование коллектива, материально-техническому обеспечение сотрудников помещением, оборудованием, средствами транспорта, связи, организационной и специальной техникой и т.п.

Сложность функции организации, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливает создание в социальных системах специализированных служб и аппаратов относительно высокого уровня. Однако это не освобождает руководителей от обязанности реализации данной функции. Более того, с повышением уровня управления она занимает все большее место в их работе.

В наиболее общем виде организация исполнения управленческих решений основывается на использовании соответствующих принципов и методов социального управления, направленных на их практическое осуществление. При этом уровень управления, на котором осуществляется данная деятельность, во многом определяет содержание организационной работы. Например, МВД России является тем уровнем, на котором не только детализируются требования директивных указаний государственных органов власти, но и вырабатываются собственные управленческие решения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Нижестоящие уровни управления, в том числе территориальные и транспортные органы внутренних дел, организуют исполнение предписаний министерства и в рамках собственной компетенции принимают решения, адресованные подчиненным структурным подразделениям.

Помимо, использования вышеуказанных методов, субъекты управления должны соблюдать ряд требований к организации исполнения управленческих решений, выполнение которых обеспечивает должный уровень организаторской работы. Основными из них являются:

. Сочетание административных и научных методов организации исполнения управленческих решений. Это требование является примером того, что практическая деятельность основывается на выводах научной или теоретической деятельности. Существует неразрывная взаимосвязь научных и административных методов управления. В большей степени, конечно, административные управленческие методы обосновываются и опираются на научные, которые рассмотрены с теоретической стороны, и у которых уже оценена возможная эффективность, действенность при внедрении их в практическую деятельность органов внутренних дел. Административная сторона организаторской работы заключается в умении руководить и решать поставленные задачи, опираясь на предоставленную административную власть. В то же время администрирование не должно полностью подменять научную сторону организаторской работы, поскольку административному воздействию не поддаются многие аспекты реализации принятых решений. В пример таких аспектов, можно привести социально-психологические, морально-этические.

. Эффективность и оптимальность организации исполнения управленческих решений. Это требование предполагает полное использование возможностей органов внутренних дел, их аппаратов, служб а так же отдельных сотрудников для достижения наилучших результатов с наименьшими затратами времени, людских и материальных ресурсов.

. Выделение основной, или центральной задачи. В этом требовании предполагается отыскать и поставить перед исполнителями такую задачу, решение которой позволит максимально приблизить к достижению поставленной в управленческом решении цели. Есть много примеров когда руководители, не владея методом определения главного элемента, тонут в мелочах, оставляя в стороне без внимания важные и проблемные вопросы, нанося существенный ущерб интересам дела.

. Инициативное и ответственное отношение к реализации решения, обеспечиваемое сочетанием инициативы и ответственности, личной дисциплинированности, как руководителей, так и иных сотрудников органов внутренних дел в процессе выполнения управленческого решения.

. Конкретность организаторской работы, сущность которой состоит в обязанности субъекта управления четко и недвусмысленно формулировать задачи для исполнителей, намечать конкретные пути, средства и способы, а так же реальные сроки исполнения решения.

. Стимулирования интересов исполнителей. Это требование обеспечивается созданием необходимых условий для повышения заинтересованности и ответственности аппаратов, служб и отдельных сотрудников органов внутренних дел в достижении целей поставленных решением. К таким условиям, прежде всего, относится а) правильный учет и объективная оценка работы; б) материальное и моральное поощрение за инициативу; в) творческий подход и умелое исполнение управленческих решений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно подвести итог, что организация исполнения управленческих решений представляет собой стадию управленческого цикла, на которой субъект управления осуществляет деятельность, состоящую из ряда мероприятий и операций организационного характера, направленных на создание и обеспечение оптимальных условий для успешного достижения исполнителями поставленных в управленческих решениях целей и задач.

2. Основные элементы процесса организации исполнения решений

Организация исполнения управленческих решений - довольно сложная и многообразная по содержанию деятельность. Руководители органов внутренних дел и их подразделений, а так же инспекторский (оперативный) состав аппаратов управления отраслевых функциональных служб и штабных подразделений ежедневно проделывают организаторскую работу по исполнению множества разнообразных решений. Непосредственно на уровне органов внутренних дел субъектами организации исполнения решений вышестоящих органов выступают: начальник данного органа, его руководящий состав, аппарат управления, а также их сотрудники, в чьи обязанности входят отдельные направления организаторской деятельности (материально-техническое обеспечение, обеспечение мобилизационной готовности, обслуживание средств связи, технических средств управления и т.д.). При этом иногда приходится организовывать исполнения решений, принятых не только своими руководителями, но также и вышестоящими. Характер исполнения может иметь различный по времени характер. Одни проходят очень скоротечно, другие длятся определенный промежуток времени, иногда довольно большой. Поэтому по каждому из них требуется выполнить массу однотипных действий, которые как раз и образуют элементы, или стадии, процесса организации исполнения решений. Выделяют четыре общих основных элемента организации исполнения любых управленческих решений:

подбор и расстановка исполнителей;

обеспечение деятельности исполнителей;

контроль за исполнением, коррегирование и регулирование

подведение итогов исполнения решения

Также имеется дополнительный или факультативный элемент - доведение решения до исполнителей. Фактически, получается, пять этапов организации исполнения управленческих решений.

Начнем рассмотрение стадий с факультативного, то есть с этапа доведения принятого решения до исполнителей. Значение этого этапа обусловлено тем, что качественное его осуществление создает необходимые предпосылки для последующей реализации решения. Практикуется два способа выполнения работы по доведению принятого решения: опубликование решений для всеобщего ознакомления и доведение их до исполнителей. Первый из названных способов, по сути, включает в себя второй, и поэтому четких разграничений между ними найти нельзя. Можно сказать о том, что второй способ позволяет более детально довести положения до исполнителей, разъяснив им при этом замысел старшего начальника и предстоящих действий, а также в некоторых случаях и ответственность, предполагаемую за неисполнение действий либо выхода за рамки такой деятельности.

Как уже было сказано, прежде всего, имеет своей целью ознакомить исполнителей с содержанием управленческого решения. В нашем случае нас больше интересует непосредственное доведение решения до исполнителей. Оно может осуществляться:

непосредственным (устным) доведением до исполнителей решения на совещаниях, во время инструктажа, в индивидуальной беседе и т.п.

направление руководителем письменного решения;

передачей решения с использованием средств связи и др.

В случае, когда в резолюции начальника органа внутренних дел указаны два и более лиц, ответственных за организацию исполнения решения, приобретает значение порядок и способ их ознакомления с документом - параллельный и последовательный.

При этом, чем выше уровень принимаемого решения, тем сложнее и дольше процесс доведения содержания решения до исполнителей, тем больше внимания требуется для выполнения данной работы.

Доведение решений до непосредственных исполнителей не исключает, а в ряде случаев предполагает необходимостью информирования о принятом решении других служб, аппаратов и сотрудников, которые не являются непосредственными его исполнителями.

Содержание доведения решения до исполнителей не исчерпывается рассмотренными выше действиями субъекта управления. На этом этапе управленческого цикла ему также следует разъяснить исполнителю обоснованность своего решения и сформировать у него желаемое отношение к данному решению. При этом у исполнителя должна сложиться убежденность в том, что порученное решение является результатом объективной необходимости, а не субъективного желания начальника.

Исполнитель должен уяснить, и понять все детали решения. Ведь неправильное или неполное выполнение этих условий приведет к неправильному его пониманию, и неэффективному выполнению. Поэтому организатор в первую очередь, сам принимает меры к его уяснению. Для этого он выясняет общий смысл, главную идею, которую иногда из-за многоуровневой структуры скрывают в общих, абстрактно-идеальных положениях законодательства. Порой деятельность по уяснению перетекает в деятельность по детальному изучению. И именно детальному изучению, ведь каждая деталь, элемент в цепи определяет её прочность.

В системе Министерства внутренних дел обычно принимают такие решения, как инструкции, положения, правила и т.п. Достаточно часто МВД России и МВД республик, входящих в состав РФ, своими приказами объявляют нормативные акты принятые органами представительной власти и исполнительной государственной власти (законы, указы, постановления). Для уяснения этих норм применяется толкование правовых норм, а так же иные способы толкования: логическое, грамматическое, историческое, по объему и т.д.

Все вышесказанное направленно, по сути, на цель и порядок достижения этой цели, при этом стараясь сделать деятельность эффективной. Именно это уясняют и детализируют. Целеполагание - процесс развития обсуждения и формализации целей, которых работники могут достичь. Если цели не определены, то подчиненные не знают, что от них ожидают, какую ответственность они несут, они не могут сосредоточиться на своей работе, они не участвуют в принятии решений и теряют мотивацию в напряженной деятельности. Упрощенная модель целеполагания включает с одной стороны имеющиеся трудности, и конкретизировать цели, которые через связующий механизм (элементы связующего механизма: усилия, настойчивость, руководство, стратегия, планы) влияет на исполнение. С другой стороны исполнение зависит от определенных регуляторов (целевые обязательства, обратная связь, сложность задачи, ситуация).

Этап подбора исполнителей, их обучения и инструктажа. Этот этап необходим, поскольку отдельные положения управленческого решения указывают лишь структурную (отраслевую) принадлежность соответствующих исполнителей. Таким образом, руководитель должен уже в процессе принятия решения и последующей детализации определиться с составом исполнителей, заранее предвидя, что выполнять его будут конкретные органы, структурные подразделения, группы сотрудников и отдельные лица. Степень сложности задачи для конкретного исполнителя должна полностью соответствовать должностным обязанностям сотрудника и его опыту оперативно-служебной деятельности на вверенном участке. Помимо этого учитываются деловые, моральные, психологические качества. Учёт этих факторов необходим, поскольку в правоохранительной деятельности уровень профессионально-деловых качеств во многом определяется стажем работы, а совершенствование профессиональных навыков происходит в системе их служебной подготовки. Задачей руководителя остается подбор квалифицированных кадров для исполнения решения.

Существует несколько правил, которые следует выполнять при работе на данной стадии:

исполнитель должен подбираться под задачу, а не задача под исполнителя. Если было бы все наоборот, то орган внутренних дел решал ограниченные характеристиками кадров, по профессиональному опыту, физическим возможностям, функции, что недопустимо, так как в этом случае закрепленные цели, которые должны выполняться, уходят на второй план.

степень сложности задания должна достигать верхней границы возможностей исполнителя. Необходимость соблюдения этого правила, обуславливается тем, что если границы будут выше, существует опасность срыва выполнения задания. Если ниже, то это по сути ведет к нерациональному использованию ресурсов, и профессиональному застою человека. Конечно, иногда назначаются такие задания, которые имеют границы немного выше, в целях развития и повышения квалификации, но при строгом соблюдении условий того, что последствия некачественной работы будут обратимы, и исполнитель имеет достаточно времени на исполнение.

учет индивидуальных особенностей, знаний, умений и функциональных обязанностей исполнителя. Это позволяет субъекту управления из числа возможных кандидатур выбрать в наибольшей степени подходящую. для исполнения конкретного решения. При этом более конкретно доводя информацию на инструктажах, для исключения риска недопонимания целей, не смотря на профессиональную квалификацию, и подобные систематические поручения.

Следующий этап - это этап обеспечения деятельности исполнителей, который служит созданию условий, при которых поставленные в управленческом решении цели и задачи могут быть достигнуты - это нормативно-правовое и методическое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение; моральное и психологическое обеспечение; обеспечение временем; информационное обеспечение.

Под психологическим обеспечением предполагается деятельность по формированию у исполнителей ответственного отношения к делу, убежденности в важности и социальной значимости выполняемого задания, заинтересованности в качественном и своевременном исполнении решения дел. Важным элементом этой деятельности является формирование у подчиненных психологической устойчивости при действиях в экстремальных ситуациях, формирования готовности полной самоотдачи для выполнения порученного задания. Достигается это методами психологического воздействия на сотрудников, в том числе использованием примера и авторитета руководителя, оказанием доверия и т.д.

Под правовым обеспечением понимается наделения исполнителя правами и полномочиями, необходимыми для выполнения конкретного управленческого решения, для того чтобы исполнитель осуществлял свою деятельность в определенных рамках, но без помех и преград для исполнения решения. Под материально техническим и финансовым обеспечением понимается снабжение исполнителей транспортными средствами, оружием, обмундированием, пищевым, денежным и иными видами довольствия, необходимыми для выполнения задания. Организационное обеспечение предполагает решение субъектом ряда вопросов, основными из которых являются:

обеспечения соответствия временного фактора характеру и объему задач, которое выражается в наиболее точном определении срока исполнения заданий и работ, полученных исполнителем. При этом, срок устанавливается разумный.

организация системы информации, которая способна бы была обеспечить субъекта управления достаточно полными и своевременными сведениями о ходе выполнения решения, а с другой стороны - информированность исполнителей о достигнутых результатах, изменениях решения либо условий деятельности.

организация взаимодействия между исполнителями, координация их деятельности. То есть организация такой деятельности, при которой в реализации решения участвуют несколько исполнителей, выполняющих порученные им задания. При этом создается и организовывается в общем виде основанная на подзаконных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность исполнителей в совместном решении поставленных задач путем оптимального сочетания присущих средств и методов.

Под координацией деятельности исполнителей понимается такая деятельность субъекта управления по определению взаимодействующих исполнителей, видов и форм такого взаимодействия, организация практической отработки взаимодействия исполнителей, оказывая им помощь в работе, поддерживая взаимодействие между исполнителями. Этап регулирования процесса исполнения управленческого решения, по существу, является исключительной компетенцией руководителя и состоит во внесении отдельных изменений в организационную деятельность. В связи с этим регулирование, как разновидность управленческой деятельности, в ряде специальных изданий относят к числу самостоятельных функций управления.

Этап подведения итогов исполнения решения. Это заключительный этап всего процесса организации исполнения. Подведение итогов, связанных с организационными процессами в структуре органа внутренних дел, имеет две основные цели. Во-первых, дать общую оценку итогу работы, оценить при этом вклад в общую деятельность отдельных исполнителей. Во-вторых, указать на наиболее существенные ошибки и просчеты, которые были допущены в процессе исполнения управленческого решения. К наиболее практикуемым в органах внутренних дел формам подведения итогов исполнения решений относятся: проведение совещаний; издание обзоров, приказов; индивидуальное обсуждение результатов с исполнителями.

Если же решение является постоянно действующим, то итоги по нему подводятся за определенный в органе внутренних дел период. На основе полученной информации принимается новое решение и таким образом управленческий цикл возобновляется.

3. Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД

Понятие «организация» в науке управления употребляется в двух основных значениях: организация как состояние управляемого объекта и организация как функция управления или, что одно и то же, элемент управленческого цикла.

В первом значении организация - это упорядоченное состояние управляемой системы, ее внутренняя структура. Именно это имеют в виду, когда, например, говорят об государственных организациях. В этом смысле организациями являются и государство, и государственные органы любого уровня, в том числе и органы внутренних дел.

В отличие от этого организация, понимаемая как функция управления, предполагает уже не стабильность, а динамичность. В этом смысле организация - это деятельность. Организация как деятельность, в свою очередь, имеет два аспекта: это, во-первых, деятельность по построению и совершенствованию структуры какой-либо системы, ярким примером может служить, исправительно-трудовые учреждения и, во-вторых, деятельность по проведению в жизнь управленческих решений. Второй аспект может быть охарактеризован как составная часть процесса управления.

Принято считать, что управление нуждается в организации. Тем не менее, понятия «управление» и «организация» необходимо четко различать, имея в виду, что первое является более широким и включает в себя второе.

Организация исполнения управленческого решения - необходимый элемент деятельности субъектов управления любого уровня. При этом каждый из них, во-первых, осуществляет организацию исполнения своих собственных решений и, во-вторых, организацию исполнения решений вышестоящих субъектов управления. Организация исполнения управленческого решения начинается с момента его получения исполнителем - управляемым объектом. Организаторская работа может занимать и весьма длительный период, и протекать скоротечно - в форме осуществления комплекса разовых управленческих действий.

Организация управленческого решения как элемент управленческого цикла, в свою очередь, состоит из несколько этапов - рабочих операций, важнейшими из которых являются:

)Уяснение и детализация управленческого решения;

2)Подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение;

)Обеспечение деятельности исполнителей, организация взаимодействия между ними и координация их усилий;

)Контроль за исполнителями и учет результатов их работы.

Рассмотрим подробнее данные этапы и узнаем, что происходит на каждом из них.

Первый этап, уяснение и детализация управленческого решения. Каждое управленческое решение должно быть обоснованным, непротиворечивым, конкретным и так далее; всё это объективно способствует его лучшему усвоению и уяснению. Минимальное же условие, которому должно отвечать распоряжение и несоблюдение которого сделает невозможным его исполнение, заключается в том, чтобы оно четко формулировало хотя бы общую цель деятельности исполнителя. Уяснение и детализация управленческого решения начинается с выяснением основной идеи, которую субъект управления хотел донести до исполнителя.

Довольно часто управленческие решения содержат лишь общие требования - выполнить определенные задания, но не оговаривают вариантов, способов и деталей достижения поставленных целей. Более того, чем орган или должностное лицо выше по своему положению в системе органов внутренних дел, тем менее детализировано он может излагать требования, обращенные к исполнителям. Это вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, управляющий субъект практически не может предусмотреть специфические особенности и частные моменты деятельности исполнителей, конкретные, подчас незначительные с точки зрения общего руководства, но чрезвычайно важные детали их работы и варианты возможных действий. Необходимо также иметь в виду, что специальные познания и практический опыт исполнителей нередко бывают в полном смысле слова уникальным. Поэтому в целом ряде случаев стремление к излишней детализации способно привести к принятию не только громоздкого, но и недостаточно обоснованного или практически не выполнимого в данных конкретных условиях управленческого решения. В любом случае желательно стремиться к предоставлению исполнителям возможности действовать самостоятельно, хотя и, безусловно, в рамках общего направления, предписанного управленческим решением, и с соблюдением установленных нормативных требований. Все это предполагает необходимость не только уяснения, но и детализации управленческого решения исполнителями.

В наибольшей степени детализации подлежат управленческие решения общего характера, их называют также глобальными. Детализация заключается в выделении составных частей глобального управленческого решения, в расчленении его основной идеи или общей цели на ряд более частных идей и целей. В данном случае общее управленческое решение можно рассматривать в качестве своеобразного системного образования, которое расчленяется на составляющие его элементы до необходимой степени детализации и конкретизации.

Второй этап, подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение.

Говоря о данном этапе, то можно сказать, что уже в ходе детализации управленческого решения и «росписи» заданий субъект управления отчетливо представляет, что выполнять их будут конкретные исполнители - органы, структурные подразделения, группы работников, отдельные лица. Именно на этой стадии руководитель решает творческую задачу, которую можно представить в виде формулы «конкретное задание плюс конкретный исполнитель». Следовательно, стадия подбора и расстановки исполнителей является стадией распределения заданий.

Распределяя задания, руководитель учитывает и рассматривает целый комплекс организованных, кадровых, психолого-педагогических и социально-психологических факторов. В том числе руководитель решает вопрос о соответствии объективных условий деятельности и функциональных обязанностей исполнителя, а также его субъективных характеристик конкретному заданию, которое ему предстоит выполнить. На этой стадии организаторской работы отчетливо проявляется уровень профессиональной квалификации руководителя, его психолого-педагогические качества, умение учесть реальные возможности и способности исполнителей принятого решения.

Говоря о подборе и расстановки исполнителей можно сформулировать правило такого подбора: исполнители подбираются под задачи, но не задачи под исполнителей. Исполнители должны подбираться с учетом особенностей поставленных перед ними задач.

Подбор и расстановка исполнителей сопровождается доведением до них заданий, подлежащих выполнению. При этом задания должны быть доведены в форме, исключающей возможность возникновения смыслового и психологического барьеров между начальником и подчиненным. Соответственно, формулировка заданий должна быть максимально точной и четкой, а манера их доведения - психологически обоснованной.

Одним из важных элементов подбора и расстановки исполнителей является инструктаж исполнителей. Содержание и конкретность инструктажа зависят от должностного положения лица, проводящего инструктаж, и состав инструктируемых. Так, инструктаж руководителем ОВД своих заместителей и руководителей структурных подразделений отличается от инструктажа, осуществляемого руководителем, имеющим в подчинении непосредственных исполнителей. Во время инструктажа разрешаются непонятные вопросы и вносится полная ясность в порядок действий исполнителей. Четкий и исчерпывающий инструктаж в значительной степени гарантирует эффективность деятельности исполнителей.

Таким образом, тщательные и всесторонне обоснованные подбор и расстановка исполнителей, их инструктаж и обучение создают необходимые предпосылки для точного выполнения управленческих решений любого уровня сложности.

Третий этап, обеспечение деятельности исполнителей, организация взаимодействия между ними и координация их усилий. Обеспечение деятельности исполнителей - чрезвычайно важный и сложный элемент организации исполнения управленческого решения. На этом этапе руководитель должен практически решать вопросы создания объективных условий, способствующих выполнению управленческого решения. Если цели, поставленные перед исполнителями, представляют собой в известном смысле лишь предположения о желательных изменениях в системе управления, то, будучи всесторонне обеспечены, они становятся реальными и обоснованными заданиями.

В плане обеспечения общего управленческого решения и детализированных команд управления каждый руководитель на своем уровне решает вопросы:

нормативно-правового обеспечения;

материально-технического и финансового обеспечения;

обеспечения деятельности исполнителей, исходя из их индивидуальных особенностей;

обеспечения соответствия временного фактора характеру и объему задач, выдвигаемых управленческим решением;

организационного обеспечения.

Подавляющее большинство управленческих решений предусматривает сроки, в течение которых должно быть выполнено то или иное задание. Команда управления может стать нереальной, если руководитель определит недостаточно обоснованный срок для ее исполнения. Поэтому, стремясь достичь желаемого результата в максимально сжатые сроки, необходимо строго учитывать характер и объем работ.

Огромное значение в плане организационного обеспечения управленческого решения имеет налаживание взаимодействия между исполнителями и координация их усилий. Эта работа уже начинает осуществляться уже в процессе детализации общего управленческого решения, подбора, расстановки исполнителей и их инструктирования.

Четвертый этап, контроль за исполнителями и учет результатов их работы. После того, как намечены четкие цели и задания, подобраны соответствующие исполнители, исполнители проинструктированы и обучены, а их деятельность всесторонне обеспечена, можно сказать, что именно с этого момента начинается само исполнение управленческого решения. На этой стадии руководитель, в рамках организаторской работы осуществляет контроль за деятельностью исполнителей и учитывает результаты их труда.

Контроль является одной из необходимых функций всех систем и процессов управления. Контроль - это не просто наблюдение с целью фиксации результатов деятельности исполнителей, а одна из форма оказания на них управляющих воздействие. Контроль как функция управления и как элемент организаторской работы - «это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, стандартам, правилам и т. д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект».

Таким образом, деятельность по организации исполнения управленческих решений завершается выполнением поставленных задач.

Заключение

Итак, мы определились, что управление - это не только поиск и принятие решений, но и работа по организации их исполнения. Нередко в процессе управления именно это звено выпадает из поля зрения руководителей органов внутренних дел и их штабных подразделений, а зачастую работа по обеспечению исполнения управленческого решения носит формальный характер. Все это сопровождается наличием проблем обеспечительной и организационной работы, которые нужно рассматривать.

Эта работа по своему содержанию самая главная, то ради чего и принимается решение, для практического воплощения в жизнь. А для этого необходимо разрабатывать и совершенствовать работу по организации обеспечения исполнения управленческих решений.

Мы так же определились с тем, что существуют стадии исполнения управленческого решения, каждой из которых присущи определенные действия, выполняемые как субъектами управления, так и исполнителями. Это такие стадии как:

подбор и расстановка исполнителей;

обеспечение деятельности исполнителей;

контроль за исполнением, коррегирование и регулирование

подведение итогов исполнения решения.

Так же отдельно мы выделили стадию доведения содержания решения до исполнителя, в виду её особенного значения для процесса исполнения управленческого решения.

В наиболее общем виде организация исполнения управленческих решений основывается на использовании соответствующих принципов и методов социального управления, направленных на их практическое осуществление. При этом уровень управления, на котором осуществляется данная деятельность, во многом определяет содержание организационной работы. Например, МВД России является тем уровнем, на котором не только детализируются требования директивных указаний государственных органов власти, но и вырабатываются собственные управленческие решения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Нижестоящие уровни управления, в том числе территориальные и транспортные органы внутренних дел, организуют исполнение предписаний министерства и в рамках собственной компетенции принимают решения, адресованные подчиненным структурным подразделениям.

В заключении нужно сказать, что тема должна привлекать достаточно пристальное внимание в настоящее время, когда в ведомстве происходят координальные изменения в структуре и содержании. Но, как показало изучение научной литературы и законодательства, источников информации о исполнении управленческих решений не так много. Поэтому считаю необходимым на данном этапе управленческого цикла разрабатывать и совершенствовать законодательную базу и методологические основы, которые помогли бы усовершенствовать этот этап, для получения практической реализации решения и позитивных результатов.

Список использованной литературы

1.Приказ МВД России от 5 января 2007 г. N 5 «Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства Внутренних дел Российской Федерации на 2007 - 2017 годы».

.Приказ МВД России от 28 февраля 2005 г.(ред. 30.09.2008 г.) N 132 «Об утверждении регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти».

.Афанасьев В. Г. «Научное управление обществом» - Госполитиздат, 1968.

.Воронов А.М. Процесс управления в органах внутренних дел: учебное пособие. - М., 2003.

.Гречикова И. Н. «Менеджмент». - М.,1995.

.Гречикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений // Менеджмент в России и зарубежом. - 2007. - №12.

.Ипакян А. П. «Подготовка и принятие управленческих решений в ОВД» - М., 1971 г.

.Камышников А.П., Махинин В.И. Основы управления в правоохранительных органах: учебник.- М., 2007.

.Кикоть В. Я., Маилян С. С., Грядовой Д. И. «Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности» - М., 2010.

.Корнеев А.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник.- М., 2001.

.Малюткин В.А. Организация исполнения управленческих решений, формы и методы контроля оперативно служебной деятельности в горрайорганах внутренних дел.- М., 1990.

.Сальников В.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник.- М., 2002.

.Туманов Г. А. «Организация исполнения управленческих решений в ОВД» - М., 1971.

.Фатхутдинов Р. А. «Управленческие решения» - М., 2006.

.Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в ОВД: учебное пособие. - М., 2000.

Похожие работы на - Характеристика отдельных этапов организации исполнения управленческих решений в ОВД

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!