Сущность судебной власти в РФ
Введение
Актуальность темы исследования выражается в следующем. Используемая Конституцией России формула «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, дистанциированных от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Таким образом, сказанное отмечает особое положение судебных органов власти в государстве. Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Научно-теоретическую базу исследования составили идеи, концепции и теории, изложенные российскими (советскими) учеными в работах по правоведению, философии, истории. В частности, проведению исследования значительно способствовало изучение трудов таких деятелей отечественной науки, как
Также основу данной работы составили Конституция России и такие правовые акты как Федеральный Конституционный Закон «Об основах судебной системы Российской Федерации», «О Конституционном суде РФ» и др.
Цель работы - изучить и проанализировать конституционные начала осуществления судебной власти в России.
Постановка цели предопределила постановку задач исследования:
охарактеризовать принцип разделения властей как основу государственной власти в Российской Федерации;
рассмотреть судебную власть как особую ветвь власти;
изучить правосудие в контексте принципов организации судебной власти в РФ;
проанализировать судебную систему и правовой статус судебных органов.
Объект исследования - механизм и основные принципы организации государственной власти в РФ.
Предмет исследования - правовой статус судебной власти и судебных органов в российской Федерации.
Методология исследования складывается из совокупности системного анализа, комплексного подхода, метода сравнений.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Функции судебной власти в механизме государства
1.1 Принцип разделения властей как основа государственной власти в Российской Федерации
Система государственной власти РФ включает в себя, согласно ст. 10 Конституции, федеральные органы трех самостоятельных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, территориальные органы федеральной власти, а также законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Для правового государства характерным является только демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. В свое время главное требование, выдвинутое Д. Локком и Ш. Монтескье, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой - либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделение властей.
Система государственной власти РФ включает в себя, согласно ст. 10 Конституции, федеральные органы трех самостоятельных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, территориальные органы федеральной власти, а также законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Для правового государства характерным является только демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. В свое время главное требование, выдвинутое Д. Локком и Ш. Монтескье, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой - либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделение властей.
Система государственной власти РФ включает в себя, согласно ст. 10 Конституции, федеральные органы трех самостоятельных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, территориальные органы федеральной власти, а также законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Для правового государства характерным является только демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. В свое время главное требование, выдвинутое Д. Локком и Ш. Монтескье, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой - либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделение властей.
В настоящее время в активе фирмы огромный опыт производства мебели, развитая сеть сбыта, новый мебельный центр, ставший украшением поселка и самые оптимистичные планы на будущее. Гибкая ценовая политика, применяемая в торговле мебелью (используется минимальная торговая наценка) и постоянный рост ассортимента продукции, удивляющей своим качеством и уровнем производства, использование ведущих дизайнерских решений позволяют говорить о том, что фирма динамично развивается. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Федеральное правительство в целях единства государственного управления осуществляет общее руководство деятельностью правительств субъектов Федерации и глав местных администраций, обеспечивает осуществление федеральных полномочий на всей территории России, сочетание интересов Федерации и ее субъектов, а также органов местной администрации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации участвуют в разработке проектов важнейших постановлений федерального Правительства по предметам совместного ведения, по вопросам межрегионального значения и федеральных государственных программ, вносят на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти предложения по предметам федерального и совместного ведения.
Принцип верховенства конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ означает, что в случае расхождения законов субъектов РФ с Конституцией РФ и федеральными законами, действует Конституция РФ и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
.2 Судебная власть как особая ветвь власти
Судебная власть в России в первую очередь опирается на главу 7 Конституции страны. Статья 118 Конституции гласит:
. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
На основе положений Конституции был принят Федеральный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Таким образом, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
В соответствии со ст.10 Конституции Российской Федерации судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Но теория разделения властей, необходимость выделения судебной власти в самостоятельную и независимую от законодательной власти возникла уже в античный период.
Эта идея в основе своей разработана в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и других, реализована в судебной практике Античного мира, присутствует в английской Великой Хартии Вольностей 1215 года, освещалось в трудах французских политических мыслителей Ш.Л.Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Так, в работе О духе законов Монтескье писал: В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и ведающая вопросами гражданского права. Эта власть карает за преступления и разрешает споры при столкновении частных лиц, её можно назвать судебной властью.
Конституционное закрепление самостоятельности судебной власти в России произошло в результате демократических преобразований в обществе, начавшихся в конце 80-х годов. Первые признаки данного принципа проявились в конце 1980 года в законах СССР О статусе судей в СССР, Об ответственности за неуважение к суду, О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан, подтверждавших, что стране нужна сильная, независимая судебная власть. Представленная Президентом РФ и одобренная Верховным Советом 24 июня 1991 года Концепция судебной реформы в РФ эту позицию подняла на новый доктринальный уровень, признав, что сильный и независимый суд выступает гарантом законности и справедливости, обеспечения верховенства закона, является безальтернативным механизмом охраны прав и законных интересов граждан.
Из указанного же политико-правового документа следует, что судебная власть выполняет функции правосудия (рассмотрение и разрешение дела по существу), судебного контроля за досудебным производством, судебного надзора за законностью правосудия и судебного контроля за содержанием закона. Названы и формы судебного контроля: санкционирование следственных действий, связанных с возможностью ограничения конституционных прав и свобод граждан; последующая проверка законности и обоснованности таких действий и решений органов расследования; разрешение споров между органами, ведущими процесс, и расследование жалоб граждан на органы правосудия.
Свою историю компания «МАСК», одно из крупнейших на Юге России предприятий по производству мебели и фурнитуры, ведет с 1994 года, когда на территории швейной фабрики в поселке предприниматель арендовал площади в целях организации производства мягкой и корпусной мебели из материалов отечественного производства. Одновременно с этим было начато строительство производственных помещений на выезде из поселка вдоль автомобильной трассы. Тогда «МАСК» был малым предприятием - здесь работали всего четыре человека. Основными трудностями, с которыми столкнулись предприниматели, было несовершенство законодательной базы, особенности налогообложения и подобные проблемы, с какими сталкивался в то время любой, пожелавший открыть свое дело. Но компания росла, строилась. На месте бывшего болота с камышами и скользкими глиняными склонами, превращенное силами жильцов окрестных домов в свалку, выросло настоящее производство, расположенное на площади в 4.5 тысячи квадратных метров. Основные направления деятельности - это производство мягкой и корпусной мебели и фурнитуры. Постепенно осваивались и новые сферы деятельности - была организована продажа производимой мебели, налажены связи не только с предприятиями и организациями региона, но и были освоены межрегиональные рынки. Мебель, изготовленная компанией «МАСК» начала продаваться не только на региональных рынках Юга России (Краснодарский край, Ростовская область), но и в столице. Драматические события августа 1998 года практически не отразились на фирме. К этому моменту ее продукция занимала определенную нишу на международном рынке стран СНГ, в частности, мебель пользовалась спросом в Белоруссии. В том году произошло значительное увеличение ассортимента продаваемых товаров, впервые в нашем городе была введена в действие система управления качеством на частном предприятии. В настоящее время в активе фирмы огромный опыт производства мебели, развитая сеть сбыта, новый мебельный центр, ставший украшением поселка и самые оптимистичные планы на будущее. Гибкая ценовая политика, применяемая в торговле мебелью (используется минимальная торговая наценка) и постоянный рост ассортимента продукции, удивляющей своим качеством и уровнем производства, использование ведущих дизайнерских решений позволяют говорить о том, что фирма динамично развивается. Ее руководство собирается совершенно преобразить прилегающую к предприятию территорию. Здесь уже разбит сад на пятьдесят фруктовых деревьев; имеется собственное подсобное хозяйство, обеспечивающее нужды сотрудников фирмы, численность работников за прошедшие десять лет увеличилась до 40 человек.
Функции правосудия, судебного контроля за законами и судебного надзора за деятельностью судов получили закрепление в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года О судебной системе Российской Федерации (ст.4, 5, 19, 20). Причем в ст. 19 этого закона говорится об осуществлении судебного надзора в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах. Стало быть, судебные функции нельзя смешивать с формами их реализации.
Между тем, в литературе можно встретить суждения, подменяющие понятия функция и форма.
Так, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова называют правосудие, надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти, судебный конституционный контроль формами осуществления судебной власти. По мнению В.Н. Кудрявцева, функцией судебной власти является правосудие, а судебный контроль, формирование судейского корпуса, руководство судебной практикой являются полномочиями судебной власти, видами её реализации.
Недопустимо и отождествление судебного контроля на досудебных стадиях процесса с правосудием вследствие наличия существенной разницы между ними. Она выражается, прежде всего, в характере решаемых вопросов.
Глава 2. Организация судебной власти: основные принципы, статус судебных органов
2.1. Правосудие как основной принцип организации судебной власти в России
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Из положений Конституции и Федерального Конституционного закона можно сказать, что правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.
Осуществление правосудия возложено на судебную власть, являющуюся самостоятельной ветвей (видом) государственной власти, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти. Именно самостоятельная и независимая судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, способна обеспечить беспристрастное, объективное рассмотрение уголовных, гражданских и иных дел, защиту права от всякого нарушения, независимо от его субъекта.
Правосудие осуществляется органами судебной власти только в форме судебного разбирательства с соблюдением установленных законом процессуальных правил и норм. Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Вместе с тем основные организационно-процессуальные начала и принципы деятельности органов судебной власти, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, едины. Все суды действуют в рамках единой судебной системы Российской Федерации. Посредством конституционного судопроизводства осуществляется судебная власть Конституционным Судом Российской Федерации, а также конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации осуществляют судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным Судом Российской Федерации - посредством гражданского (искового) и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Из положений Конституции и Федерального Конституционного закона можно сказать, что правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.
Осуществление правосудия возложено на судебную власть, являющуюся самостоятельной ветвей (видом) государственной власти, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти. Именно самостоятельная и независимая судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, способна обеспечить беспристрастное, объективное рассмотрение уголовных, гражданских и иных дел, защиту права от всякого нарушения, независимо от его субъекта.
Правосудие осуществляется органами судебной власти только в форме судебного разбирательства с соблюдением установленных законом процессуальных правил и норм. Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Вместе с тем основные организационно-процессуальные начала и принципы деятельности органов судебной власти, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, едины. Все суды действуют в рамках единой судебной системы Российской Федерации. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Из положений Конституции и Федерального Конституционного закона можно сказать, что правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.
Осуществление правосудия возложено на судебную власть, являющуюся самостоятельной ветвей (видом) государственной власти, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти. Именно самостоятельная и независимая судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, способна обеспечить беспристрастное, объективное рассмотрение уголовных, гражданских и иных дел, защиту права от всякого нарушения, независимо от его субъекта.
Правосудие осуществляется органами судебной власти только в форме судебного разбирательства с соблюдением установленных законом процессуальных правил и норм. Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Вместе с тем основные организационно-процессуальные начала и принципы деятельности органов судебной власти, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, едины. Все суды действуют в рамках единой судебной системы Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
.2 Судебная система, правовой статус судебных органов
Судебная система - это совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев Судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Согласно Конституции РФ 1993 г., Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему РФ входят суды трех категорий: обычные суды (суды общей компетенции и военные суды), арбитражные суды и конституционные (уставные) суды. Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Судебный надзор осуществляется Верховным Судом Российской Федерации как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела в отношении судей по их требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, а также дела:
-об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
-о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации;
-об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
-по разрешению споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
-иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах;
-об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей.
Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании нормативных и ненормативных правовых актов недействительными или сообщения о таких решениях подлежат опубликованию в Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации и в тех изданиях, в которых были опубликованы указанные правовые акты.
Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Судебные документы выдаются этим лицам на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.
Наряду с рассмотрением дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и федеральные административные суды, а также за деятельностью мировых судей, Верховный Суд Российской Федерации:
1)изучает и обобщает судебную практику путем истребования дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства;
2)на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
)разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом.
Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Представление Президента Российской Федерации о назначении на должность Советом Федерации председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основывается на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, которая формируется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 марта 2002 года Об органах судейского сообщества в Российской Федерации. Заместители председателей названных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении председателей соответствующих судов и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Председатели и заместители названных выше судов назначаются сроком на шесть лет. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации с учетом мнения председателей соответствующих судов и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Их полномочия не ограничены определенным сроком. Закон устанавливает лишь предельный возраст пребывания в должности всех судей федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации) - 65 лет. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Например, осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Интенсивный законотворческий процесс в Российской Федерации и ее субъектах, необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, обеспечения соответствия принимаемых законов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также необходимость исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, обеспечения полного и достоверного учета нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть- один из видов государственной власти.
В статьях 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации последовательно развивается логика ее статьи 118, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Именно исходя из того, что конституционное судопроизводство в соответствии со статьей 125 возложено на Конституционный Суд Российской Федерации, в статьях 126 и 127 определено, что к полномочиям других судов отнесено судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам и по разрешению экономических споров.
Перечень полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов не является закрытым, поскольку статьи 126 и 127 допускают рассмотрение ими и иных, не названных в этих конституционных нормах категорий дел, что связано с возможностью введения (на основании статьи 128 Конституции Российской Федерации) новых судебных процедур, не нашедших закрепления в действующей Конституции Российской Федерации. Однако это ни в коей мере не предполагает осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами проверки конституционности нормативных актов, перечисленных в статье 125 Конституции Российской Федерации, поскольку она прямо возлагает данную функцию на Конституционный Суд Российской Федерации.
Правомочием по проверке конституционности указанных нормативных актов наделен только Конституционный Суд Российской Федерации, который осуществляет ее в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства. Это обусловлено тем, что решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как соответствующие нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Автономии в государстве федеративном - это не то же самое, что автономии в государстве другом. Демократия дала нашей автономии право и близость к демократическим институтам.
Список использованной литературы
судебный власть государственный российский
1.Конституция РФ. - М.: Норма, 2012.
.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации // СПС «Гарант», 2012.
3.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации // СПС «Гарант», 2012.
4.Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. - Воронеж, 2002.
5.Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юристъ, 2003.
6.Концепция судебной реформы в РФ // СПС «Гарант», 2012.
.Комментарий к Конституции РФ / Под редакцией Л.А. Окунькова. Изд. 3-е., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.
.Конституционное право РФ / Под редакцией М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе. - М.: Юристъ, 2006.
.Колоколов Н.А. Судебный контроль: некоторые проблемы истории и современность. - Курск, 2006.
.Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. Сборник тезисов / Под ред. А. Хабриевой. - М.: РАГС, 2008.
.Кудрявцев В.Н. Правосудие в борьбе с преступностью. - М.: Юристъ, 2003.
.Лазарева В.А. Судебная власть и её реализация в контексте конституционного права. Автореферат диссертации кандидата юридических наук. - Саратов: СЮУ, 2008.
.Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 2001.
.Никитин С.Р. Роль суда в построении правового государства в современной России // Законность, 2008. - № 11.
.Огибалин Ю.А. Материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения демократии и свободы личности. - Тверь, 2006.
.Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ // Российская юстиция, 2012. - № 2.
.Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М.: Юристъ, 2007.
.Правоохранительные органы РФ / Под ред. В.П. Божьева. - М.: высшее образование, 2006.
.Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М.: Наука, 2007.
20.Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. - М.: Кнорус, 2007.
21.Яковлева Н.В. Судебная система Российской Федерации: статус, принципы, перспективы // Государство и право, 2008. - № 2.