Технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,96 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы















Курсовая работа

Технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы

Введение

Резьба по дереву является одним из разделов декоративного - прикладного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия. Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России.

Цель изучения этого раздела - способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материально духовной культуры, художественно - творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно - прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

Русское искусство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного.

Целью данной работы является технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы, а для достижения цели мне необходимо выполнить следующие задачи:

1.      Дать анализ исторического развития и становления промысла, а также современное состояние промысла.

2.      Рассмотреть стилевые особенности богородской объемной композиции.

.        Дать анализ современного состояния богородского промысла.

.        Рассмотреть технологию выполнения изделий в технике богородской резьбы.

.        Дать характеристику технике богородской резьбы, инструментам и материалам.

.        Рассмотреть процесс изготовления изделий в технике богородской резьбы.

Объект исследования - богородский художественный промысел.

Предмет исследования - технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы.

Данная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.

1. Анализ исторического разития богородской резьбы

.1 Становление и развитие Богородского промысла

Существует в пос. Богородскоее Сергиев-Посадского района Московской области с XVI-XVIII веков.

На рубеже XVII-XVIII веков в России начинают промыслы складываться по производству продукции на продажу, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий. Народный промысел, в том числе и художественный, - это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий.

Подмосковье издавна славилось народными промыслами. Сергиев Посад и его окрестности - признанный исторический центр игрушечного дела в стране. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». В окрестностях города во многих селах делали игрушку. Но самым знаменитым, волею судеб; стало село Богородское, расположенное на высоком берегу реки Куньи, приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной и рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. «По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я «ауку» да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской». Но это всего лишь очень трогательная в своей простоте легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно. В течение нескольких десятилетий большинство публикаций о богородской игрушке и скульптуре утверждали, что уже с XVII века в Бгородском занимались объемной резьбой по дереву. Авторы, как правило, ссылались на исторический документ - дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей. Причем, чаще всего в любом издании, будь-то статья, или научно-популярный очерк, ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли. Они в свою очередь, опираются не на архивные документы, а на знаменитое исследование известного историка И. Забелина. Не совсем внимательное изучение первоисточника привело к неточной датировке промысла. О покупке деревянных игрушек для царских детей указывается и в книге расходов жены Петра I Екатерины Алексеевны, запись 1721 года. Но как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…» По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны - Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музея народного искусства им. С.Т. Морозова, Художественно - педагогического музея игрушки РАО, датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII-XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII - началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков. В большинстве своем они занимались изготовлением так называемого «серого» товара, который производился для окончательной отделки, окраски и реализации в Сергиев Посад. Однако, следует заметить, что именно на первоначальном этапе становление богородского промысла появляются произведения, которые можно отнести к шедеврам народного искусства, среди них знаменитая скульптура малых форм - «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками и др. в этом проявление своеобразной противоречивости богородского промысла в первоначальной стадии его становления и развития. Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры - посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников - живописцев. Сотрудничество богородских и сергиевских мастеров помогло выработать устойчивый круг тем и сюжетов, единую систему образов. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское.

Дальнейшее становление самостоятельного промысла в Богородском происходило по мере уменьшения его зависимости от Сергиева Посада. Связано это было, прежде всего, с появлением в Сергиевом Посаде нового материала - папье-маше. С этого времени, приблизительно (1850-60-е года) Богородское становится олицетворением всех местных традиций резьбы по дереву. Резьба становилась все искусней. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля в этот период оказало творчество таких мастеров как А.Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П.Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов - период расцвета богородского резного кустарного промысла. Следующий интереснейший этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах.

Земства - выборные органы самоуправления были введены реформой 1864 года. Они ведали народным образованием и здравоохранением. Большую роль сыграли эти организации и в развитии и сохранении народных художественных промыслов, хотя их деятельность в этой области и по сей день оценивается неоднозначно. Развитие капитализма в России болезненно сказалось на состоянии большинства русских художественных промыслов, в том числе и на богородском, на это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890-х годах земство проводит ряд мероприятий в области кустарного производства, в том числе и игрушечного. Одним из важнейшим было создание в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской в 1891 году. Эта организация, говоря современным языком, объединила в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществляла организацию сбыта кустарных изделий в России и за ее пределами. Несколькими годами раньше (в1885) в Москве при поддержке известного мецената С.Т. Морозова был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. Оно захватило представителей отечественной интеллигенции, меценатов, любителей искусств. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н.Д. Бартрам, В.И. Боруцкий.

Профессиональный художник, коллекционер, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне ХПМИ РАО) был одним из первых, кто серьезно начал сотрудничать с сергиевскими и богородскими кустарями, пытаясь сохранить и уберечь древние традиции, которые были бы близки и понятны художниками из народа, отвечали бы его мировоззрению и пониманию красоты. Стремясь восстановить традиции подлинно народного искусства Н.Д. Бартрам предлагал богородским мастерам старые сергиевские и богородские изделия, но, видимо время их ушло. Он понимал, что старые работы не увлекают кустарей, начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла. Можно много говорить о том, чего больше - вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров - резчиков. Действительно, для рубежа веков (XIX-XX) было характерно обращение к народным сказкам, легендам, поверьям даже в среде художников-профессионалов. Пример тому - творчество В. Васнецова. Поэтому достаточно органично выглядело и обращение мастеров Богородского к народной картине - лубку, темы которой были близки и понятны народу. Хотя на этом пути было сделано много ошибок, в частности, это привело к созданию крупных по размерам композиций, несвойственных богородской пластике, к появлению иного пластического языка, более близкому к профессиональному изобразительному искусству. В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А.Я. Чушкин и Ф.С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций. Работа в артели была хорошей школой практического мастерства. В этом же, 1913 году, в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа - недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы. Да и учили в школе рисунку, лепке - очень уж непривычным предметам для народных мастеров. О роли «земского периода» в развитии промысла нельзя судить однозначно. С одной стороны, он снял остроту вопроса «Быть, или не быть промыслу?», а с другой - породили массу новых проблем, отголоски которых доносятся и до наших дней. Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов. В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. В эти годы в Богородском происходит активное развитие игрушечной пластики. Новые условия жизни, изменившееся сознание людей активно стимулировали поиски новых форм и художественных решений. Именно тогда возникает проблема станковизма, зачатки которой наметились еще в «земский период» усилению течения станковизма способствовала деятельность профтехшколы. Творчество мастеров в этот период еще достаточно традиционно, но уже в 1930-х годах появляются игрушка скульптура, которые при всей традиционности приемов резьбы отличаются новизной темы и ее раскрытия. Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники профессионалы и художественные критики - в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах происходила тогда откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало такое явление, как развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше, способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в богородской пластики в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны. Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Еще несколько десятков лет тому назад Богородское с его природой, деревенским бытом, простором, уютом деревенских домов было идеальным местом для жизни и творчества, развития знаменитого художественного промысла. В середине 1970-х годов на реке Кунье было решено строить первую в стране ГАЭС. По иронии судьбы местом ее постройки было выбрано село Богородское - старейший в России народный промысел. До сих пор еще никто не ответил на вопрос - что это? Возможно, откровенное непонимание чиновниками всех уровней значения такого явления как богородская игрушка и скульптура? Возможно нечто худшее. Главный архитектор ГАЭС в то время не понял всей сложности ситуации. По его мнению, деревня никакой архитектурной ценности не представляет. Вопрос о создании охранной зоны так и не был решен. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г.Л. Дайн еще в 1984 году писала: «…маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет ее теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.» [15] В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера исполнители.

богородский композиция промысел стилевой

1.2 Стилевые особенности богородской объемной композиции

Игрушка Подмосковья отличается от северной и от поволжской. Ее особенности формировались под воздействием Москвы. Известно, что в XVII веке при Оружейной палате делали игрушки «с живства». Традиция реалистической игрушки непоколебима в Богородском и до сегодняшнего дня. (рис 1.)

Рис.1.

Богородское и Посад издавна кооперировались. Богородские «балбешники» из чурок-балбешек резали игрушку и на возах доставляли к сергиевским «красилам». Те ее раскрашивали: дорогие сорта эмалевыми, дешевые - клеевыми красками. Тут же и продавали. Скупщики и владельцы торговых складов распространяли ее большими партиями.

В Посаде тоже было немало хороших резчиков, которые работали при крупных мастерских. Кроме резной игрушки, они делали и деревянные формы-болвашкн для игрушек из папье-маше: фигурки птиц, зверей, домашних животных, «пузанов» - сатирически изображенных купцов, «пеленашек» - барынь в узких платьях, «кувырканов» - ванек-встанек.

Эти болвашки, старейшие образцы подмосковной игрушки, представлены в музее. Они созданы в первой половине XIX века. Сколько раз нож разрезал на них просохшую бумажную массу, повторявшую форму фигурок! С боков у болвашек так и остались глубокие борозды.

Эти болвашки, старейшие образцы подмосковной игрушки, представлены в музее. Они созданы в первой половине XIX века. Сколько раз нож разрезал на них просохшую бумажную массу, повторявшую форму фигурок! С боков у болвашек так и остались глубокие борозды.

Но повреждения не мешают сейчас любоваться этими скульптурами из почерневшего дерева, выполненными мелкими осторожными срезами, выявляющими формы тела человека и животных, фактуру оперения птиц, шерсть зверей, детали одежд. Господа изображались с оттенком сатиры, простые люди - с симпатией.

Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья - это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, слегка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

Простыми приемами резьбы ножом и долотом переданы тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты. Это сравнительно дорогие, сверкающие красками куклы из трехгранных чурок 30-40 сантиметров высоты или из крохотных кусочков дерева 2-5 сантиметров. И наряду с ними «серый» дешевый товар из отходов, из плоских неровных отщепов. Тут парад нарушается. Богородские «фигуристы» и посадские мастера «по личному долу» дают волю юмору, изображая Нянек, монахов и монахинь, всевозможных солдатиков и вновь гусаров и барынь (рис 2.), но напыщенных, со свирепыми лицами. Режут фигурки упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта, и раскрашивают «с маху».

Рис. 2.

Непосредственность исполнения делает этот ряд игрушек, может быть, выразительнее тех, торжественных и нарядных.

На протяжении XIX столетия складываются стилистические особенности подмосковной игрушки. В столбоватости фигур, фронтальности явно проступает чисто народное понимание скульптуры как объема, подчиненного тому блоку, из которого он высвобождается. В то же время вытянутость пропорций, по-архитектурному четкое членение форм и их соразмерность, композиционная строгость обнаруживают значительное влияние на парадную игрушку искусства классицизма, мелкой фарфоровой пластики.

Воздействие последней особенно заметно в росписи игрушек. Недаром ими как декоративными статуэтками часто украшали горки и комоды вместо недоступных по цене фарфоровых.

Кроме окрашенной игрушки, богородские мастера делали и неокрашенную.

В ней также проявляются черты жанровой скульптуры и чувствуется воздействие не только фарфора, но и лубка. Главные герои - крестьяне-труженики, то опоэтизированные, то комические фигурки. Одна из лучших игрушек этого круга в собрании Русского музея - «Крестьянин с барашком» (рис 3.) - была экспонирована в 1965 году на юбилейной выставке богородского искусства в Москве. [5]

Занимательны игрушки с движением - «Кузнецы» (рис 4.), «Чаепитие» (рис 5.), «Клюющие курочки» (рис 6.) на раздвижных планках, па кругах, с веревочками и гирьками-противовесами.

Рис. 3.

Формы приземистых, большеголовых человечков с резкими чертами лиц решены упрощенно. Характер резьбы энергичный. Порезки контрастируют с гладкими поверхностями, обработанными наждачной шкуркой. Вся массовая подмосковная игрушка конца XIX - начала XX века приобрела эту грубоватость.

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6

1.3 Современное состояние промысла

В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его не стабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители - все это факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы». В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1912 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза - любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости. В настоящее время ситуация на промысле уже не кризисная, она трагическая. Практически прекратила деятельность фабрика художественной резьбы, которая за 90 лет существования сменила столько названий, что в них немудрено запутаться. Очень сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Если раньше существовал тандем - БПТШ - Богородская фабрика художественной резьбы, который позволял молодым мастерам закрепиться на промысле, то сегодняшняя ситуация всячески работает против выпускников художественно-промышленного техникума: низкие зарплаты на едва сводящей концы с концами фабрике, отсутствие жилья, все это не способствует привлечению молодежи. Самые талантливые продолжают обучение в ВУЗах и окончательно порывают с промыслом. Перспективы дальнейшего развития богородского промысла представляются далеко не радужными. Местным властям, художественной общественности уже давно пора бить тревогу по этому поводу. Без преувеличения можно сказать, что Богородский промысел художественной резьбы находится на грани исчезновения. Как известно, народный промысел может плодотворно развиваться только на земле бытующей традиции, в народной среде, среди людей потомственных носителей традиционного мастерства в единении с природой и укладом жизни. В той форме, в которой влачит свое существование богородский промысел, он долго не проживет. Каковы же пути развития у искусства, бывшего в свое время одним из символов российской традиционной культуры, сейчас сказать трудно. Вполне возможно, что богородская резьба по дереву, традиционная богородская пластика пойдет по пути развития творчества индивидуальных мастеров, сохраняющих коллективный опыт традиции. К великому сожалению, такое положение дел наблюдается не только в Богородском. Ситуация на народных промыслах всей России такова, что по словам М.А. Некрасовой, известного исследователя народного искусства, «…малые российские города и села, а их очень много могут остаться без народных промыслов - символов не только места и края, где они исторически возникли и живут, но символов России для всего мира, где их любят и ценят». Ею был предложен ряд мер, способствующих сохранению очагов традиционной русской культуры и традиционных культур национальных субъектов федерации. Среди них и создание Министерства традиционной культуры с научно-исследовательским центром, и государственная система реализации изделий народного искусства. Система мер включает в себя и упразднение ряда учреждений и организации, деятельность которых в области народных промыслов не оправдала себя. Самое главное, что народные промыслы нуждаются в сильной государственной поддержке. Один из самых важных моментов - народный мастер, а в его лице и народное искусство должны быть защищены законодательно, кроме того, закон должен защищать природу и среду, породившие этот промысел. В этом видится возможности сохранения и развития традиционного промыслового искусства.

Среди советских мастеров богородской резьбы - Ф.С. Балаев, А.Г. Чушкин, В.С. Зинин, И.К. Стулов, М.А. Пронин, М.Ф. Баринов и другие.

2. Технология изготовления богородской резьбы

.1 Техника богородской резьбы

Из глины, пластилина или эглина вылепливается вначале эскиз будущей работы. При работе с этими материалами открываются широкие возможности поиска благодаря их высокой пластичности. Если скульптура из дерева создается удалением лишнего материала, то из глины и пластилина она создается также и наращиванием пластических объемов.


В дереве, как и в других твердых материалах, такой возможности нет: одно неосторожное движение стамески - и ошибка чаще всего непоправима. Поэтому для скульптуры из любого материала, как правило, эскиз выполняют из глины или пластилина. Но, работая над эскизом, не стоит забывать, что в конечном итоге работа будет выполнена из дерева, а деревянная скульптура должна быть монолитной и компактной. Если в металлической скульптуре допустимы далеко отстающие от основной массы детали, то в дереве они будут казаться «чужими». Прорабатывая объемные формы, одновременно нужно следить за силуэтом. Хорошо найденный силуэт имеет в скульптуре большое значение.

Последовательность выполнения объемной резьбы: (рис 1.)

. Заготовка.

. Нанесение вспомогательного рисунка.

. Зарубка топором.

. Проработка формы стамесками.

. Законченная работа.

Когда эскиз завершен, руководствуясь его габаритными размерами (высотой, длиной и шириной), вначале отпиливается, а затем вырубается заготовка. Направление волокон у заготовки должно совпадать с преобладающим направлением предполагаемых порезок. На заготовку наносится карандашом основные очертания фигуры. Теперь заготовка берется в левую руку, осторожно выполняется зарубку, срубая древесину остро отточенным топором по форме и силуэту. Средней частью топора срубаются выступающие куски, а носиком выбираются заглубленные участки. Чтобы удобно было работать, локоть правой руки должен упираться в правую бедренную кость. Такое положение руки обеспечивает хорошую точность удара. Топором работают до тех пор, пока не будут исчерпаны все его возможности. Только тогда в руки можно будет взять полукруглую стамеску. Грубую проработку форм на начальном этапе выполняют широкими стамесками, осторожно снимая тонкую стружку и постоянно сверяясь с эскизом. Несмотря на то, что древесина липы, осины и ольхи имеет сравнительно однородное строение, нужно учитывать направление волокон, выбирая направление движения стамески. Известны три основных случая резания древесины: торцовое, поперечное и продольное [4].

Основные виды резания древесины: (рис 2.)

а - торцовое,

в-продольное,

- угол резания,

- утол заточки.

Рис. 2.

Резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон при продольном резании, оставляя чистый гладкий срез. При поперечном и торцовом резании возможны сколы и рваные срезы. Кроме того есть еще промежуточные: продольно-торцовое, продольно-поперечное, поперечно-торцовое. При выполнении объемной резьбы встречаются все без исключения случаи резания. Научиться правильно выбирать направление движения стамески можно, только «почувствовав» материал, а это приходит с большой практикой. В процессе работы инструменты нужно постоянно править. Богородские деревянные игрушки, как правило, не раскрашиваются. Их декор создается исключительно пластическими средствами. [13]

2.2 Материалы, инструменты, оборудование рабочего места

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу. Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы. Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,

Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8-10%, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями получают бруски разных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент

Любая древесина очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыхает и коробится. Сушка древесины - очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и смазывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходящий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протопленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, укладывают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным расстоянием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.

Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2-3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу.

Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки - атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.

При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15-20%. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

При сушке изделий очень часто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины - это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыхания клея место соединения строгают и зачищают рубанком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

При работе над объемной игрушкой, резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. В него входят семь-девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор.

Инструменты для резьбы по дереву:

. Нож-косяк (рис 1.)

. Богородский нож. (рис 2.)

. Угловая стамеска. (рис 3.)

. Полукруглая стамеска. (рис 4.)

. Стамеска клюкарза. (рис 5.)

Рис 1.

Рис 2.

Рис 3.

Рис 4.

Рис 5.

Некоторые резчики применяют дополнительные инструменты: клюкарзы для обработки сложных криволинейных поверхностей, нож-косяк для нанесения на поверхность скульптуры геометрического орнамента, угловые стамески для контурной резьбы. К сожалению, инструменты для объемной резьбы по дереву купить почти невозможно. Поэтому резчики-любители делают их сами из прямых стамесок, имеющихся в продаже, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников разных размеров. По профилю сечения полукруглые стамески бывают трех типов: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Крутизна стамесок зависит от величины радиуса округления. Чем он меньше, тем круче будет стамеска. На чертеже приведены размеры лишь самых употребительных полукруглых стамесок, необходимых на первых порах.

В дальнейшем число стамесок следует увеличить, изготовив стамески с более широкими или узкими полотнами, а также промежуточные, с различными радиусами округления. Чтобы сделать, например, стамеску с шириной полотна 25 мм, нужно для матрицы подобрать отрезок трубы длиной 170 мм и диаметром внутренней поверхности 34 мм. Трубку распилить пополам и на некотором расстоянии от краев просверлить два отверстия под шурупы. В торце березового чурбака прорезать соответствующего размера желоб, уложить в него матрицу и привернуть ее шурупами. Головки шурупов должны быть заподлицо с поверхностью матрицы. Для других стамесок матрицы изготовляют в той же последовательности, подбирая подходящие по размерам трубки. Пуансоны делаются из стальных цилиндрических прутков длиной 270 мм. Диаметр каждого пуансона будет зависеть от размеров матрицы и толщины полотна стамесок.

Топором выполняют черновую зарубку, установив заготовку на полуметровой высоты липовом кряже из комлевой части дерева. Делать дальнейшие операции можно за обычным столом или столярным верстаком. Но практика показала, что. объемную резьбу сподручнее выполнять на низком верстаке. Высота верстака, за которым работает богородский резчик, 60 см, а скамьи, на которой он сидит, - 35 см. [5]

2.3 Процесс изготовления богородской объемной композиции

Работу по созданию объемной композиции из дерева можно разделить на несколько этапов, во время которых будет нужен различный инструмент и материал.

Подготовительный этап

Первый этап - подготовительный. Необходимо решить, что именно нужно сделать. Идеи создания скульптуры могут возникать самым разным образом - иногда это результат продолжительных поисков, а иногда, идея буквально падает, как снег на голову. Порой, образы возникают после просмотра фильмов, чтения книг, бесед с друзьями, иногда просто приходят во сне. Большую помощь может оказать посещение художественных выставок и литература по искусству. Накопленный объём информации часто приводит к рождению собственной оригинальной идеи.

Итак, идея есть. Теперь необходимо создать эскизы. Здесь могут быть различные пути. Это зависит от пространственного воображения. Если мастер хорошо представляет себе создаваемую фигуру, то может ограничиться схематичным наброском в двух проекциях. Если фигура сложная и то необходимо разобраться в её пространстве, можно сделать модель, где сохранены основные пропорции, но без тщательной деталировки. Если же резчик плохо представляет в пространстве создаваемый образ, следует сделать подробный эскиз с деталировкой и проработанной светотенью. Потом на основании этого эскиза лепится модель, по которой уточняется эскиз и строятся схемы в двух или трёх проекциях.

На этом этапе понадобятся карандаш, ластик, бумага (для рисования), проволока для каркаса, пластилин или глина и стеки (для создания объемной модели). (рис 1.)

Рис 1.

Дерево подбирают в соответствии с замыслом. Следует помнить, что для работ с обилием мелких деталей не стоит брать дерево с выраженной фактурой, и напротив, древесина с выраженным рисунком красиво подчеркнёт простые, лаконичные формы. И ещё, если мастер планирует миниатюру с тонкой резьбой и обилием мелких деталей, не стоит брать мягкие породы дерева, так как они плохо держат тонкую грань и скалываются, если не в процессе резьбы, то позже.

Грубая обработка и выборка основных форм

Второй этап - грубая обрубка и выборка основных форм. Первым делом необходимо определить основание - «ноги» фигуры. Заготовку опиливают пилой со средним зубом по возможности перпендикулярно центральной оси. Потом, если спил получился неровный, его подравнивают. Необходимо ответственно отнестись к выполнению этой работы, так как от неё зависит весь последующий результат.

Затем, находят центр симметрии заготовки и размечают его. Через центр следует провести две перпендикулярных линии. От этих перпендикуляров проводят линии по вертикальной части заготовки. Это - линии симметрии заготовки во фронтальной и боковых плоскостях. Их следует проводить, пользуясь угольником - они должны быть строго перпендикулярны основанию. Линии симметрии заготовки не обязательно должны совпадать с осью симметрии фигуры. Эти линии являются вспомогательными, с их помощью на заготовку переносятся приготовленные схемы. В процессе резьбы эти линии срезаются, но желательно их возобновлять.

Эту работу лучше выполнять при помощи угольника, рулетки, штангенциркуля и линейки. Если вы работаете с достаточно крупной формой, линии лучше наносить маркером или фломастером, так как они ярче и меньше стираются, чем карандаш. (рис 2.)

Рис. 2. Опиленные и размеченные брёвна для скульптуры

Грубая обрубка прямых плоскостей проводится пилой или топором, фигурные плоскости вырубаются теслом. При работе тяжёлым инструментом следует оставлять значительный запас древесины.

Исходный эскиз обобщается до геометрической фигуры, состоящей из прямых линий. Контрольные точки - вершины углов наносятся на заготовку и соединяются прямыми. Разметку следует проводить пользуясь измерительным инструментом. При работе с круглым бревном надо помнить о перспективном сокращении и строить перпендикуляры от плоскостей, а не по поверхности бревна.

Обычно первой вырубается проекция, требующая максимального удаления материала. После этого, на полученной поверхности восстанавливают линии симметрии заготовки, и, отталкиваясь от них, тем же способом строят абрис второй проекции. При обрубке надо следить, чтобы грани не перекручивались и были параллельными (фронтальная и тыльная, правая и левая). (рис 3.)


Рис. 3. Обрубленные по четырем плоскостям заготовки с эскизами и основным инструментом

 

Вырубка фигуры на четыре грани

Третий этап - вырубка фигуры на четыре грани. На основе созданных эскизов, на заготовку наносится уточнённый абрис фигуры, и вырубается по фронтальной, тыльной и боковым граням. Углы между гранями должны быть прямыми. (рис 4.) На этом же этапе разделяются основные массивы - например - разведённые руки, правая и левая нога. Абрис фигуры продолжает оставаться обобщённым. Попытка округлить фигуру на этом этапе приводит к неизбежным ошибкам.

Для этой работы используются крупные стамески.

Рис. 4. Фигуры, обрубленные на четыре грани

 

Гранение на восемь граней

Четвёртый этап - гранение на восемь граней. У получившихся квадратных заготовок срезают углы, образуя ещё четыре дополнительных грани. Обрезку следует проводить с учётом будущего рельефа фигуры (в отлогих, вогнутых местах грань снимают шире, на выпуклостях - уже). Оси симметрии заготовки теряют своё значение их можно больше не возобновлять, зато большое значение приобретают оси симметрии самой фигуры и её частей. (рис 5.) При изображении фигуры человека эти оси проходят вдоль позвоночника и крупных костей конечностей. Наносить эти линии лучше простым карандашом, так как он меньше пачкается и не проникает глубоко в древесину.

На этом этапе окончательно уточняется положение фигуры, её динамика и пластика. Мелкие детали пока отсутствуют, но художественный замысел виден уже вполне отчётливо. Именно сейчас есть возможность окончательно отредактировать позу и силуэт фигуры, уточнить до сих пор не ясные моменты.

Округление и деталировка на этом этапе также преждевременна.

На этом этапе используются более мелкие стамески и ножи (косяки и богородские).

Рис. 5. Фигуры, гранёные на восемь граней

 

Округление и деталировка фигуры

Пятый этап - округление и деталировка фигуры. Наконец можно избавиться от граней, начать проработку мелких деталей, черт лица,

драпировок и т.д. (рис 6.)

На этом этапе следует как можно меньше рисовать на заготовке, так как грязь от карандаша неизбежно останется на фигуре и позже придётся её удалять наждачной бумагой или режущим инструментом.

Для этой работы используются мелкие стамески разной кривизны, ножи - косяки, скальпелеобразные и богородские, церазики.

Рис. 6. Детализированные фигуры

Вышкуривание

Шестой этап - вышкуривание. (рис 7.) В некоторых случаях шлифование пропускается. Это зависит от художественного замысла, материала, степени детализации фигуры. Иногда окончательную деталировку проводят после предварительного вышкуривания. В некоторых случаях это оправдано, хотя приводит к тому, что режущий инструмент быстро тупится.

Для работы с деревом, особенно мягким или светлым лучше брать стеклянную или корундовую (красную, коричневую, жёлтую или белую) наждачную бумагу на тканевой основе, средней и мелкой зернистости. Большую помощь в шлифовании окажет бормашина с насадками из наждачной бумаги (цилиндрическими и дисковыми) и наждачными камешками разной формы. Шлифование всегда проводят переходя от абразива с крупной зернистостью, к более мелкому.

Для этой работы потребуются наждачная бумага, бормашина с насадками из наждачной бумаги, абразивного камня, с «алмазным» напылением; надфили.

Рис. 7. Детализированные и отшлифованные работы, подготовленные к отделке

Отделка

Заключительный этап - отделка. (рис 8.) Отделка деревянной скульптуры - тема для отдельной статьи или даже монографии. Здесь следует упомянуть два важных момента: первое - некачественной отделкой можно испортить любую, самую замечательную работу (следовательно - на отделочных материалах не стоит экономить); второе - отделка всё-таки необходима так как она защищает дерево от внешних воздействий (колебаний влажности и т.д.) придаёт ему дополнительную механическую прочность и подчёркивает художественный замысел автора[12].

Заключение

богородский композиция промысел стилевой

Рассмотрев историю становления и развития богородского промысла получена информация о том, что в нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура богородской резьбы живет столетия но постепенно гаснет. Самое главное, что народные промыслы нуждаются в сильной государственной поддержке. Один из самых важных моментов - народный мастер, а в его лице и народное искусство должны быть защищены законодательно, кроме того, закон должен защищать природу и среду, породившие этот промысел. В этом видится возможности сохранения и развития традиционного промыслового искусства.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета. В представленной выше курсовой работе мы ознакомились с таким видом резьбы по дереву, как богородская, технике и приемах ее выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованию древесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современные приспособления и материалы.

Список литературы

1.   Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.

2.      Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003

.        Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -160 с

.        Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил

5.   Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

6.      Художественные промыслы и игрушка, М., 1973

.        Воронов В.С., О крестьянском искусстве, М., 1972

8.   Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву. М.: Искусство, 1991

9.      Большая советская энциклопедия, 3 изд. Лит.: Василенко В.М., Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв., М., 1960.

.        Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1977.

.        Осетров Е.И. Живая древняя Русь. - М.: Просвещение, 1984

.        Электронный ресурс: ttp://www.rezbaderevo.ru/topic.php? topic_id=322

.        Станицкий А.В., Народные художественные промыслы СССР, М., 1983

.        Энциклопедический словарь юного художника. - М 1983. - 415 с.

.        Журнал Декоративное искусство СССР 1984.

Похожие работы на - Технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!