Теория организации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория организации

Вопрос 1. Анализ функционирования организации (на примере коллектива предприятия, организации, где Вы работаете, учитесь)

Ответ: В организации постоянно протекают сложные внутренние процессы, в которых выражается ее функционирование и развитие.

Функционирование -достижение организационных целей на основе использования и преобразования окружающей среды и ее элементов; при этом организация сохраняет себя как целое в изначальном виде.

Для анализа функционирования организации нужно проанализировать воздействие факторов окружающей среды (факторы прямого и косвенного воздействия внешней и внутренней среды). Учреждение где я работаю называется Муниципальное учреждение здравоохранения центральная городская больница.

Основными переменными внутренней среды организации являются:

Цели. Оказание медицинской помощи населению.

Структура. В составе нашей горбольницы: поликлиническое и стационарное отделения, пищеблок, бухгалтерия, автохозяйство, больничная аптека.

Ресурсы. К ним относятся трудовые (врачи, медсестры, санитарки, обслуживающий персонал,водители, сантехники и др.) материальные (медицинская аппаратура, инструментарий, лекарственные препараты), денежные (наличие финансов для приобретения необходимых инструментов, аппаратуры и выплату заработной платы), информационные (компьютеризация)- в количествах, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.

Оборудование. медицинская аппаратура, которая позволяет проводить различные виды исследований и лечение.

Материальные запасы. Необходимость постоянно иметь на складах необходимое количество медицинских препаратов (лекарственные и перевязочные), инструментов (шпатели, шприцы и т.д.), хозяйственного инвентаря (лампочки, белье, тапки и т.д.), канцелярских товаров.

Культура организации. Наличие культурного уровня общения между врачами, медсестрами и пациентами (деонтология), а также взаимоотношения между персоналом внутри подразделений.

Рассмотрим факторы прямого воздействия внешней среды

Поставщики. К данным факторам в ЦГБ можно отнести электроэнергию, отопление, водоснабжение, различные фонды (ОМС, бюджет, спец.счет), которые являются основными средствами финансирования больницы.

Законы и государственные органы. Для того, чтобы больница могла оказывать медицинские услуги она обязательно должны иметь государственную лицензию (с перечислением всех видов оказываемых услуг), Устав, государственную регистрацию (в налоговом органе, пенсионном фонде, в муниципалитете). Ведомственная подчиненность- Министерство здравоохранения Оренбургской области, которое регламентирует деятельность больницы (издание нормативных актов, приказов).

Факторы косвенного воздействия внешней среды.

Экономические. Оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как, оплата труда. На деятельность больницы отражается кредитно-денежная и налоговая политика, наличие рабочих мест и уровень безработицы, размеры инфляции и т.п.

Политические. Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Например, программы правительства «Здоровье» реально увеличила заработную плату участковым врачам и медсестрам, производится покупка нового медицинского оборудования.

Демографические. Анализ демократических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициента смертности и рождаемости, например, с увеличением роста населения увеличивается количество оказываемых медицинских услуг.

Социально-культурные факторы. Он характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда. Например, учитывая какова заработная плата санитарки и врача можно сделать выводы каково отношение этих категорий к выполняемомой работе

Технологические. Данная группа факторов отражает уровень научно-технического развития. Сегодня в нашей больнице имеется много видов нового медицинского оборудования, позволяющего проводить более углубленное и качественное обследование пациентов.

Вопрос 2. Анализ факторов прямого воздействия внешней среды организации

Ответ: Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и взаимоотношения с внешним окружением.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К ним относятся:

·        Поставщики (материалов, энергии, оборудования и т.д.) Здесь проявляется зависимость от цен, сроков, качества и т.п.; поставщики капитала и финансовых услуг. Здесь проявляется зависимость от объемов, условий займов и взаиморасчетов, страховых услуг и т.д. К ним относятся банки, страховые компании, финансовые компании.

Трудовые ресурсы-необходимость иметь высококвалифицированных специалистов. Здесь же имеют значение гарантия занятости, социальная защищенность.

·        Законы и государственные органы. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, что и определяет как она может вести дела, какие имеет права и какие обязанности несет перед государством и местными органами управления. Государство оказывает на организацию через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, а также через законодательные акты.

·        Потребители. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и получить свое развитие. Большое значение имеют и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм.

·        Конкуренты. Важным фактором внешней среды является конкуренция, которая в современных условиях приобретают новые черты благодаря использованию информационных технологий. Конкуренты определяют какой товар и по какой цене можно продавать. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят к значительным потерям и к кризисам. Конкуренция толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела ранка до кооперации между конкурентами.

·        Собственники. Наличие фактора собственности и собственников сочетается с внешними и внутренними средами организации. Формирование слоя собственников оказывает существенное влияние на развитие организации.

Вопрос 3. Анализ факторов косвенного воздействия внешней среды организации

 

Ответ:. Косвенные факторы воздействия внешней среды не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их составе политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы и международное окружение.

·        Экономические. Оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста ВНП и продукции отраслей, оплата труда, его производительность. Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влияние на положение организации из-за снижения инвестиций с ее отрасль. В этой группе факторов можно рассматривать и такие экономические параметры, как кредитно-денежная и налоговая политика, наличие рабочих мест и уровень безработицы, размеры инфляции и т.п.

·        Политические. Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Например, смена программы правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики.

·        Демографические. Анализ демократических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициента смертности и рождаемости, например, может привести к снижению спроса на детские вещи и т.п.

·        Социально-культурные факторы. Оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризуют отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.

·        Технологические. Данная группа факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях.

·        Международное окружение. Эти факторы оказывают влияние на организации, действующие на международном рынке, но многие из них могут оказывать не только косвенное, но и прямое влияние на организации, действующие только на мировом рынке.

Вопрос 4. Анализ основных переменных внутренней среды организации

Ответ: Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации являются:

·        Цели. Это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели имеют большое значение для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов отдельных работников, подразделений и организации в целом.

·        Структура. Это состав и соотношение входящих в организацию подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. В структуре управления нередко создаются функциональные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление нововведениями, управление производством и т.п.

·        Ресурсы. Эти факторы внутренней среды связаны с протекающими в организации процессами. К ним относятся трудовые, материальные, денежные, информационные- в количествах, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.

·        Оборудование. Развитие механизации, стандартизации оборудования, сборочных конвейеров, компьютеризация имеет большое воздействие на характер обязанностей и задач, квалификацию и содержание работы, в том числе и на управление в целом.

·        Материальные запасы. Приобретают и накапливаются для того, чтобы обеспечить производство товаров и услуг. Одна из причин необходимости материальных запасов- обеспечение непрерывности производственного процесса. Вторая - обеспечение независимости процесса производства от конъюнктуры рынка.

·        Технология. Имеет широкое значение и определяется как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги, и представляет собой способ, который позволяет осуществить такое преобразование.

·        Культура организации. Совокупность коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающих влияние на поведение отдельных индивидов и групп людей, а следовательно и на процессы, протекающие в организации.

Вопрос 5. Особенности внутренних взаимоотношений между людьми в формальных и неформальных организациях

Ответ: Организация - степень, мера соответствия упорядоченности структуры какой-либо системы ее функции, решаемым ею задачам. Современный мир нередко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Большое разнообразие организаций вызывает необходимость группировки по различным критериям.

На основании критерия формализации выделяются:

·        Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы

·        Неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.


характеристика

Взаимоотношения между людьми

формальные

Создаются официально для решения тех или иных производственных, хозяйственных или социальных задач; их деятельность регламентируется соответствующими нормативными документами, как и отношения между участниками. Такие организации требуют от своих членов наличия определенного уровня знаний, опыта, квалификации, активного участия в своих делах, исполнительности, ответственности, дисциплинированности. В таких организациях налицо разделение целей и ценностей, подчинение установившимся в ней правилам и нормам поведения

Все члены организации должны иметь уверенность в завтрашнем дне, иметь определенные гарантии социальной защищенности. В противном случае сотрудники пытаются удовлетворить потребность в поддержке, защите, в решении личных проблем, общении. Формальные отношения закреплены документами ( например, уставом, приказами, распоряжениями и т.д.)

неформальные

Образование происходит в большинстве официальных структур. Не имеют юридического зафиксированного статуса не имеет.

Налицо личный характер отношений, занимаемая человеком должность не имеет принципиального значения, стихийное определение местакаждого участника происходит на основе волевого решения руководства. Участники пытаются решить свои проблемы путем объединения в неформальные группы Неформальные отношения возникают в процессе работы организации, связывая ее участников симпатий или антипатией, устанавливая иную чем указано в документах, последовательность действий, изменяя порядок согласования решений и т.п.


Вопрос 6. Анализ существующих организационных структур

Ответ: Структура (лат. Struktura) - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы.

Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа , т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.

Существует несколько видов организационных структур

Вид структуры

Характеристика

Элементарная

Развитие может происходить либо по вертикали, либо по горизонтали и вертикали одновременно. Тогда в первом случае формируется анархическая, а во втором- сложная линейная схема. Анархическая - основа ее- совокупность рабочих групп, связанных общей задачей, но не имеющих центрального руководителя, поэтому на практике групповые интересы преобладают над общими, и их координация возможна лишь на основе специальных соглашений.

Четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными производственными подразделениями (исполнительный директор-производственный менеджер-мастер)

функциональная

Создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты функциональной деятельности, т.е. принятие решений и контроль их исполнения. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграций функцией управления объектом, набором полномочий и ответственности. Налицо нарушение принципа единоначалия, что может отрицательно сказаться на информационном и коммуникационном уровнях. Управленческие решения могут противоречить одно другому. Такая структура может быть использована в малом бизнесе.

Линейно-функциональная

Применима на предприятиях крупного и среднего бизнеса. Типичные уровни :  высший- институциональный уровень( генеральный директор, директор, президент).На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств. Средний - управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена ( менеджеры отделов -производственного финансового и т.п.) Они решают задачи, вытекающие из функциональной специфики. Низший - производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими ( старший мастер, мастер)

Дивизиональная

Отдельные виды структур бюрократического типа, в которых варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. С ростом размеров фирмы, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды структуризации систем менеджмента происходит путем выделения управленческих звеньев, специализирующихся по видам товаров ( продуктовая структура), группам потребителей ( структура, ориентированная на потребителя), географическим районам ( территориальному принципу).

Матричная

Помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Представляет собой решетчатую организацию, простроенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны-непросредственному руководителю базового подразделения ( службы), которое выделяет ресурсы и иную помощь руководителю проекта или целевой программы, с другой - руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе.


Вопрос 7. Анализ основных моделей менеджмента, встречающихся в правовой практике

Ответ: Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных фирм. Здесь непосредственным образом сказываются преобладание в отдельных странах традиционно сложившихся типов компаний; различие в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность фирм; связь фирм с военно-промышленным комплексом и др. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но именно их сочетание определяет особенности организационной структуры как конкретной фирмы, так и фирм отдельных стран.

В правовой практике существует 2 типа моделей менеджмента:

·        Американская. Ее суть -изначальное убеждение, что успех фирмы зависит от факторов, лежащих в ее границах (рациональная организация производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, рост производительности труда и эффективность использования этих ресурсов.

Фирма представляет собой « закрытую систему».

Цели и задачи имеют длительный и стабильный характер.

Основная стратегия - непрерывный рост и углубление специализации производства.

Организационная структура строится по функциональному принципу (с учетом разделения аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение управленческих указаний.

В отношении к кадровой политике американская модель имеет следующую характеристику.

1.       Работники нанимаются на относительно короткое время

2.      индивидуальный характер принятия решений

.        индивидуальная ответственность

.        налицо возможность быстрого развития и продвижения

.        способствование развитию специализированной карьеры работников

.        избирательно отношение к работнику с позиции дифференциации.

·        Японская Суть - модель, обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации.

Особенность японской системы характерны в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

Основные характеристика японской модели состоят в следующем: данная модель является системой пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве.

Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Японская модель менеджмента является моделью, где организация приспосабливается под человека. Вот характерные черты кадровой политики в японском менеджменте:

1.      пожизненный найм работников

2.      коллективное принятие решений

.        коллективная ответственность

.        медленное развитие и продвижение

.        способствование неспециализированной карьеры работника

.        целостный подход к работнику как личности

Вопрос 8. Законы организации и их приложения в практике деятельности предприятий и коллективов (на примере организации, где Вы работает, учитесь)

Ответ: В любой организации происходят различные процессы (процессы принятия решений, процессы управления и т.д.). Все эти явления и сама возможность функционировать предопределяет необходимость соблюдения законности.

Закон- устойчивые количественные и качественные соотношения между управляющей и управляемой системой.

К законам организации относятся:

·        Закон синергии

·        Закон информированности и упорядоченности

·        Закон самосохранения

·        Закон единства анализа( синтеза)

·        Закон развития

·        Законы композиции и пропорциональности

·        Специфические законы социальной организации

·        Закон онтогенеза.

Закон синергии- свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием.

В составе больницы находятся различные подразделения и возможность функционирования всей больницы будет только в случае, когда будут функционировать все эти подразделения в частности. Например, без работы пищеблока невозможно лечить больных, находящихся на круглосуточном стационаре, т.к. эти больные должны получать питание. Или без работы отделения лаборатории невозможно проводить лечение больных, т.к. без результатов анализов ни один врач не будет назначать лечение.

Закон информированности и упорядоченности- чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.

Следствие закона: « Информированность работника после достижения критического уровня переходит в компетентность».

В соответствии с данным законом главный врач постоянно проводит пятиминутки с персоналом, где информирует своих работников о различных изменениях (финансирование, оплата труда, повышение квалификации и т.д.). Кроме того, ежегодно проводятся собрания всего коллектива о результатах работы предприятия в соответствии и соблюдением коллективного договора, где обсуждаются все показатели работы больницы и главный врач отчитывается о проделанных мероприятиях.

Закон самосохранения -каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Для оказания более качественного и квалифицированного лечения, а следовательно, повышения в глазах больных пристижа больницы весь медицинский персонал обязательно проходит повышение квалификации с получением сертификатов. Или в связи с уменьшением финансирования ( т.к. бюджетная организация-зависит от количества средств предоставляемых бюджетом), для того, чтобы сохранить больницу главный врач может сократить количество занимаемых ставок медперсоналом, снизить различные надбавки к заработной плате или экономить расход электроэнергии и т.д.

Закон единства анализа( синтеза)- суть анализа в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих, суть синтеза - в соединении простых составляющих в единое целое.

На примере больницы можно сказать следующее. Вся городская больница подразделяется на две составляющие (поликлиническая служба - горполиклиника, детская поликлиника) и стационарная служба (терапевтическое, гинекологическое, анестезиология, хирургия и др.отделения). Т.е. здесь показан закон анализа, каждое простое звено входит в состав всей больницы. А закон синтеза здесь будет следующим. Каждое составляющее звено (поликилика и стационар) в совокупности представляют собой всю городскую больницу.

Закон развития - каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

В больнице постоянно улучшается материально-техническая база (закупается новое оборудование, старое и неэффективное заменяется более новым), для того, чтобы у медперсонала была заинтересованность в повышении своей работы вводятся различные надбавки к заработной плате, изменяется и само отношение к своему труду, умению работать на новом оборудовании ( постоянное повышение квалификации).

Законы композиции и пропорциональности - каждая материальная система стремиться сохранить в своей структуре все необходимые элементы ( композицию), находящиеся в заданном подчинении ( пропорции).

Для рассмотрения данного закона будем учитывать принципы планирования,координации и полноты.

Для постоянного проведения лечебного процесса больница должна планировать свою работу с учетом воздействия всех внутренних и внешних факторов. Например, ежегодно в май текущего года составляется план повышения квалификации медицинских работников на следующий год. Также в соответствии с выполненным планом за прошлый период( выполнение койко-дней, количество пролеченных больных- в стационаре, или количество выполненных прививок в детской поликлинике) осуществляется планирование работы на следующий год с учетом данных( выполнено, не выполнено) за прошлый период.

Принцип координации - это внесение различного вида корректив в работу больницы на текущий момент с учетом возникших изменений. Например, из больницы увольняется специалист, который проводил операции- главный врач проводит мероприятия (делает запрос в Министерство здравоохранения Оренбургской области в кадровую службу с целью привлечения нового специалиста или отправляет на переобучение другого специалиста своей больницы)

Принцип полноты заставляет руководителя принимать решения для создания полноценного функционирования всей организации. Т.е. главный врач ежедневно должен создавать условия для работы всех подразделений больницы( для автохозяйства- запчасти, бензин, для оперблока-инструменты, для рентгенкабинетов- наличие рентгеновской ленты и т.д.), обеспечивать своевременную выплату зарплаты,предоставлять отпуска и т.д.

Специфические законы социальной организации - с целью производственной необходимости может происходить объединение или появление новых структурных подразделений в организации( например, главный врач может объединить два небольших отделения в одно более крупное) ,а также возможность работников организации иметь возможность проявления своих личных качеств (умение общаться, воспринимать критику, подчиняться, контролировать себя и других и т.д.), а также варианты взаимоотношений в коллективе (возникновение формальных и неформальных отношений в коллективе). Например, у главного врача есть заместители, которые организовывают работу на своем участке)

Закон онтогенеза - любая организация имеет свое начало, проходит развитие, и логически должна наступать фаза угасания. Поэтому для того, чтобы последняя наступала как можно позже главной целью любой организации является улучшение ее работы.

Вопрос 9. Анализ принципов деятельности организации

Ответ: Принципы- совокупность разработанных наукой и апробированных практикой правил, характеризующих те или иные аспекты деятельности организации. Принципы определяются потребностями внешней среды и организации в целом по решению возникающих проблем и задач.

Если рассматривать организации с точки зрения изменений структуры, то их можно поделить на статические (ее структура фиксирована с течением времени) и динамические (структура подвержена изменениям во времени). С учетом этого разделения у данных видов организаций имеются и свои принципы.

Статические организации

·        Принцип целеустремленности. Цель первична. Для ее реализации должна формироваться надлежащим образом организованная совокупность технических средств и обслуживающих их людей, т.е. система.

·        Принцип компромиссов. Он применим в случае, если системе задано несколько глобальных целей. В данном случае указывается последовательность достижения целей (сначала более важных, а затем менее важных).

·        Принцип относительности. Одна и та же совокупность элементов может рассматриваться как самостоятельная система и как часть подсистемы) другой, большей системы, в которую она входит. В свою очередь, эта же совокупность элементов может рассматриваться как большая система по отношению к частям (подсистемам), которые входят в нее.

Данный принцип подтверждает, что ни одна система не может рассматриваться изолированно, т.к. она является элементом большей системы.

·        Принцип связности. Система выделенная для самостоятельного исследования, должна быть управляемой по отношению к старшим и управляющей по отношению к младшим в иерархическом отношении системам.

Это означает, что выбранную для исследованию систему необходимо рассматривать так, чтобы все связанные с ней системы были сгруппированы в два уровня: старший и младший.

·        Принцип установления единства директивы и распоряжения. Смысл этого принципа- в установлении единой программы и единого начальника. Данным принципом обеспечивается признание власти руководителя как законной.

Динамические организации

·        Принцип соответствия задач и возможностей организуемой системы.

Несоответствие задач и структуры возможностям организационной системы ведет к снижению уровня устойчивости и в конечном счете может привести к полному прекращению существования системы

·        Принцип главной цели. Он заключается в ответственности руководителя за достижение главной цели. Он предполагает определение всего состава целей и задач системы заранее, а также назначение ответственных лиц

·        Принцип компетентности. Он заключается в назначении для принятия решений специалистов по функциям системы.

·        Принцип профессионального соответствия. Предусматривает назначение лицами, принимающими решение, только тех должностных лиц, которые обладают необходимыми организаторскими качествами.

·        Принцип стабилизации деятельности. Его смысл снижение затрат энергии должностных лиц на достижение результатов.

·        Принцип персонализации авторитета. Для качественного движения авторитета по иерархическим направлениям кроме служебного авторитета необходим еще и персональный.

Современная управленческая деятельность осуществляется в соответствии с основными правилами, позволяющими рациональным способом функционировать в нынешних условиях. И эта деятельность осуществляется в соответствии с принципами рационализации. Здесь учитывается и влияние внешней среды, и человеческий фактор (работники данной организации, поставщики и т.п.), и политические, и экономические, и социальные факторы.

Вопрос 10. Основные аспекты организационной культуры

Ответ: Организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни в деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям- ориентиры их поведения и действий. Это ценностные ориентации передаются индивидом через « символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов.

Организационная культура имеет три « символических» уровня:

·        Первый « поверхностный» уровень включает в себя: технология и архитектура, использование пространства и времени, поведение, язык, заработная плата, стимулирование, кадровая политика, контроль и отчетность

·        Второй «подверхностный» уровень -ценности и верования, стиль руководства, распоряжения и принципы, структура и технологии, стандарты и нормы, правила и положения

·        Третий « глубинный» уровень включает базовые предположения. Это скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, миссия, цели, стратегия.

В зависимости от того, какие уровни изучаются организационная культура делится на субъективную и объективную.

Субъективная- это разделяемые работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также групповое восприятие организационного окружения с его ценностями, нормами, существующими вне личности.

Объективная - физическое окружение, создаваемое в организации, здание, место расположения, оборудование, мебель и внешнее окружение.

Вопрос 11. Анализ степени организационной культуры в зависимости от региона мира

Ответ: Велико влияние национального в организационной культуре. Для изучения влияния степени организационной культуры применяют различные виды переменных: индивидуальность/коллегиальность, зона власти, устранение неопределенности, мужественность/женственность, долгосрочная или краткосрочная ориентация.

Учитывая эти виды переменных можно проанализировать степень организационной культуры в зависимости от региона мира.

Регион мира

Характеристика организационной культуры

Скандинавия

Высокая степень индивидуализма, близкое приближение к лидерам,ярко выраженная женственность

Германия

Высокая степень индивидуализма, мужественность

США

Индивидуалисты, удаленность от лидеров, более жесткие структуры, плохо воспринимают неопределенность, мужественность

Япония

Высокая коллегиальность, мужественность

Франция

Индивидуализм, высокая степень неравенства в обществе

Китай

Низкая степень индивидуализма, высока степень неравенства в обществе

Россия

Средняя степень индивидуализма, высокая степень неравенства в обществе, трудно воспринимается неопределенность


Т.о. каждая организационная культура в определенном регионе мира имеет налицо национальные признаки, которые отражают особенности культуры, отношения к ценностям, особенности развития общества и т.п.

Вопрос 12. Анализ существующих структур систем управления

Ответ: Построение системы управления организацией- это важная составная часть общей функции управления - организовывания. Велико значение этой функции, одной из задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее реализация требует структуризации как самой организации, так и ее управляющей системы.

Самым распространенным структуры иерархического типа является линейно-функциональная.

В основу ее построения положены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации ( маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы и т.д.)

Достоинства

Недостатки

Высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков Централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации Функциональная специализация и опыт Высокий уровень использования мощностей и потенциала специалистов по функциям Экономичность, достигаемая за счет однородности ( массовости) работ и рынков

Возникновение проблем межфункциональной координации Ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне Недостаточная реакция на изменения рынка, достижения в области науки и техники Ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций Увеличение времени принятия решений из-за необходимости их согласований


За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель (руководитель организации), задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение.

Дивизиональная структура- основывается на выделении в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся руководители производственных отделений.

Достоинства

Недостатки

Усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри рынков Рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации, а также за счет более быстрой реакции на местные запросы в изменении спроса потребителей Глубокое знание специфики продуктов, рынков и регионов

Дополнительные уровни управления между высшим менеджментом и бизнес-единицами Дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления и, как следствие, рост управленческих затрат Сложность разделения задач между уровнями управления по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты Усложнение централизованной координации между продуктовыми, региональными и рыночными отделениями, каждое из которых имеет свой самостоятельный курс развития


Проектная структура

Ускорение процессов, связанных с научными исследованиями, разработками и нововведениями, неизбежно приводит к активизации проектных разработок в организациях. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.

Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование и ход выполнения работ, контроль за расходованием выделенных ресурсов и сроками проведения работ, материальное стимулирование работников. В связи с этим большое значение придается умению руководителя прежде всего сформировать команду и четко обозначить концепцию управления проектом.

Достоинства

Недостатки

Обладает большой гибкостью

При проведении нескольких проектов приводит к необходимости распределения ресурсов между ними в соответствии с важностью, приоритетностью Плохая кооперация между проектными группами Отсутствие необходимой увязки с внешней средой и базовой структурой управления Необходимость дополнительных ресурсов и нередко несоответствие качества


Матричная структура

Помогает решать проблемы координации и связывает воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.


Достоинства

Недостатки

Улучшение и рост информационного объема в организации Сбалансированная ориентация развития

Возможный рост конфликтности, который может снизить быстроту реакции на изменения Двойственность полномочий и подчинения


Вопрос 13. Анализ коммуникационных структур управления

Ответ: Информация в системе управления передается по коммуникационным каналам, т.е. линиям связи, возникающим между отдельными элементами управленческой структуры-подразделениями, должностями, людьми.

Совокупность каналов, по которым осуществляется коммуникация в организациях,образует коммуникационную структуру управления.

По направленности коммуникационные каналы могут быть односторонними и двцусторонними. По первым информация движется только в одном направлении- от источника к получателю, по вторым происходит обмен сведениями, или поступают сигналы обратной связи.

Формальные каналы - официально предусмотренные в структуре организации коммуникационные каналы, связывающие должности и подразделения управления и служащие для обмена официальной информацией.

Неформальные каналы- коммуникационные каналы, связывающие работников организации как частных лиц и используемые для обмена неофициальной информацией.

В организациях, где занято более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое.

Существует три вида коммуникационных сетей:

·        Открытые -поток управленческой информации может быть остановлен либо потому, что он попадает в тупик (к элементу управленческой структуры), находящемуся в конце канала, или наткнувшись на посредника (контролера) - промежуточное звено управленческой структуры, которым по каким-то личным соображениям может ему препятствовать (не только остановить, но исказить или направить а другую сторону)

·        Замкнутые- отсутствие таких тупиков или контролеров, либо возможностью их обойти.

·        Комбинированные- сочетающие в себе элементы открытых и замкнутых.

Простой тип открытой системы - линейная одноуровневая «змея»

Элементы этой сети А и Б, которые она соединяет находятся в ее тупиках, а Б выполняет роль не только посредника коммуникаций, но и может контролировать информацию. Такая сеть неформальна и соединяет работников одного уровня управленческой иерархии, или служит элементом более сложных структур.

А-В-Б

Сеть типа « звезда».

Она позволяет быстро принимать и реализовывать управленческие решения, так как информация, сконцентрированная в звене А, одновременно и в кратчайшие сроки поступает к исполнителям Б,В,Г. Звену А легко поддерживать порядок в структуре, т.к. отсутствую посредники, создающие помехи движению информации.

Эта сеть является простой линейной схемы


Сеть типа « Шпора».

Применяется в крупных управленческих структурах. У центрального звена появляется помошник (посредник) Б, конкретизирующий управленческую информацию и доводящий ее до исполнителей Б1,Б2,Б3.

Эта сеть- функциональная.

Кроме перечисленных сетей существуют сети, имеющие наряду с вертикальными и горизонтальные каналы коммуникации, с помощью которые подчиненные могут напрямую решать стоящие перед ними проблемы, передавая руководителю взаимно согласованную управленческую информацию, давая ему возможность сосредоточиться на важнейших делах. К таким сетям относятся сети «дом», «палатки».

Сеть «дом».

Горизонтальные каналы устанавливаются между всеми элементами управленческой структуры. Является замкнутой коммуникационной структурой.

Присуща формальным иерархическим организациям.


Сеть «палатки».

Горизонтальные каналы устанавливаются только между вторыми лицами. Предполагает подчинение одних звеньев другим.


Сеть типа « круг»

Круг может быть сложным , если структура достаточно крупная. Характерен для структур с благоприятным морально- психологическим климатом. Круговой оборот облегчает творческие процессы, помогает объединять всех причастных к нему лиц заинтересовать, позволяет оценивать друг друга. Круг становится не очень устойчивым если отсутствует координирующий центр.

 

Сеть типа «колесо»

Наличие центра, который является общепризнанным лидером, который поощряет коммуникации между остальными звеньями.


Вопрос 14. Основные аспекты организационной схемы руководства (на примере организации, где Вы работаете (работали)

Ответ: Я работаю в муниципальном учреждении здравоохранения центральная городская больница. Количество работающих в ЦГБ 720 человек. В штате нашей больницы находятся и стационарные отделения и поликлиники, а также отделения параклинической направленности (физиотерапевтическое и лаборатория, рентгенологическое), т.е. отделения, которые обслуживают больных и стационара и поликлиники.

Схема характеризующая нашу больницу имеет следующий вид (см.приложение )

Анализируя схему больницы можно сказать, что это линейно-функциональная организация. В ее основе принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (бухгалтерия, стационар, поликлиника, отдел кадров и т.д.). В каждой подсистеме существует своя иерархия (зав. отделением, который подчиняется заместителю главного врача, старшая медсестра отделения, которая подчиняется заведующему отделением, средний медперсонал, который подчиняется старшей медсестре и зав.отделением, младший медперсонал, который также подчиняется старшей медсестре и зав.отделением.

Результаты работы каждого подразделения составляют общие показатели работы всей больницы Например, лечебные отделения выполняют план пролеченных больных, план выполнения койко-дней. Бухгалтерия просчитывает и фиксирует затраченные средства. Отдел кадров контролирует работу персонала. И т.д.

управление менеджмент среда

Вопрос 15. Анализ подходов проектирования организационных систем

Ответ: Простой набор людей и работ еще не представляет собой организации. Для того, чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы( виды деятельности) и работников (людей) между собой. Это соединение должно обеспечить взаимодействие между людьми, выполняющими эти работы.

Параметры организационной структуры оказывают существенное влияние на эффективность функционирования системы управления. Завышенная численность управленческих работников снижает экономичность работы аппарата управления. Лишнее число уровней управления увеличивает длительность цикла прохождения информации и снижает оперативность принятия управленческого решения.

Необходимость проектирования новых организационных структур возникает в двух случаях:

·        для вновь создаваемых организаций

·        для действующих организаций, когда крупные изменения внешней и внутренней среды требуют внесения кардинальных преобразований в организационную структуру.

Одним из методических подходов к формированию организационных структур является системно-целевой подход. Он требует, чтобы структура управления отражала не совокупность сложившихся функций, а соответствовала бы целям системы. Особенностью этого подхода является то, что проектирование ведется « от цели». Преимущество данного подхода - возможность формирования такой оргструктуры, которая в максимальной степени соответствует производственным условиям. В соответствии с этим подходом организация и содержание процесса совершенствования структур управления включает три этапа: предпроектная подготовка, состоящая в изучении и анализе действующей организационной структуры, выявлении ее недостатков и определении путей их устранения; проектирование организационной структуры; внедрение проекта организационной структуры.

Проектирование организационной структуры важный этап в создании и успехе предприятия. Проектирование организации отражает разделение труда и взаимозависимость работ. Проектирование организации связано с принятием решения по таким вопросам, как определение степени специализации, установление оптимального масштаба управляемости, установление связей иерархии, распределение прав и обязанностей, установление пропорций между степенью централизации и децентрализации, а также дифференциации и интеграции.

Похожие работы на - Теория организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!