Разработка содержания профессионального обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,58 Мб
  • Опубликовано:
    2014-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка содержания профессионального обучения

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВИРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет Управление и социально - технических сервисов

Кафедра Профессионального образования и управления образовательными системами




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Разработка содержания профессионального обучения











Нижний Новгород - 2014г

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы профессионального обучения

.1 Понятие и сущность профессионального образования

.2 Содержание профессионального обучения

.3 Критерии и принципы отбора содержания профессионального обучения

Глава 2. Разработка содержания практического занятия по дисциплине «Операционные системы и среды»

.1 Разработка плана практического занятия на тему «Установка операционной системы

.2 Разработка методического обеспечения практического занятия

Заключение

Список литературы

Введение

Система профессионального образования - социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции. Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности.

Ныне действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.

Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего, среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной.

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях содержания профессионального образования.

Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий к формированию профессионального обучения. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.

Актуальной проблеме подготовки и переподготовки специалистов для экономики и государственного строительства Российской Федерации было посвящено заседание Совета законодателей Федерального Собрания Российской Федерации 9 октября 2007 года, на котором В.В. Путин отметил: «Стабильно растущая российская экономика сегодня, прежде всего, нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей. Их дефицит уже остро ощущается в стройиндустрии, инфраструктурном комплексе, некоторых других сферах. Система подготовки кадров, структура ее направлений, специальностей и профессий должны отвечать современным потребностям рынка труда. Одновременно с этим вся система профобразования должна становиться более вариативной, более гибкой, мобильной. Она должна быть готова к тому, чтобы своевременно отвечать на меняющиеся запросы рынка и экономики».

Согласно экспертной оценке в настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три корневые проблемы.

Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей, стимулирует безработицу, а в результате делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.

Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.

Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет некачественной подготовки во многих профессиональных образовательных учреждениях «специалистов» по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения.

Целью курсовой работы является проектирование содержания профессионального обучения.

Задачи:

Изучить понятие и сущность профессионального обучения.

Изучить подход к формированию профессионального обучения.

Разработать план и методическое обеспечение профессионального обучения.

Разработать инструкционную карту.

Предмет: содержание профессионального обучения.

Объект - профессиональное обучение.


Глава 1. Теоретические основы профессионального образования

.1 Понятие и сущность профессионального образования

Понятие "профессиональное образование" происходит от слов "профессия" и "образ". Под профессиональным образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности в выбранной ею профессии; процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель).

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынков труда. В последнее время возрастает занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое обеспечение), в налогово-бюджетной сфере, в управлении персоналом. Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования кадров со средним профессиональным образованием, но и предоставляет специалистам среднего звена принципиально новые возможности для самостоятельного создания новых рабочих мест.

Профессиональное образование является особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением в определенной области знаний.

Начиная работать с проблемой профессионального образования, крайне важно по возможности точно зафиксировать позицию, оформляющую и организующую эту работу. Образование - слишком большой и сложный предмет для того, чтобы рассчитывать на его легкое освоение; тщательнейшее рефлексивно-методологическое сопровождение здесь не роскошь, а средство жизнеобеспечения.

Цель профессионального образования - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.

Задачи:

.        формирование у выпускника учреждения профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;

.        гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;

.        развитие творческого потенциала его личности;

.        воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

.2 Содержание профессионального обучения

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

Содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем.

Содержание специального образования лает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает тщательный учет тех существенных различий, которые всегда имеются между той или иной наукой и соответствующим учебным предметом. Учебная дисциплина отличается от конкретной науки, как совокупностью понятий, так и самой логикой изложения. Мастерство преподавателя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве селекции, отбора из него той части, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;

. Психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.

Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;

. обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;

. содержание обучения должно соответствовать поставленным перед системой образования социальным целям развития человека, общества и государства, которые диктуются характером данной цивилизации, культуры, уровнем развития науки.

Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителях содержания образования». Среди них главными являются:

стандарты;

планы;

программы;

учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

. Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).

В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них. При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социально-гуманитарных, естественнонаучных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образовательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демократизацию, что и характеризует в настоящее время российское образование.

Через создание и внедрение стандартов государство реализует свою руководящую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений независимо от форм собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обученности, а для выпускников общеобразовательных школ - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Основными причинами введения стандартов нового поколения стало:

•        по завершению обучения в ОУ профессионального образования большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию;

•        отсутствие мобильности ОУ в части изменения содержания образования; частичная, а не полная ориентация ОУ на потребности рынка труда;

•        необходимость перехода на ключевые компетенции обучающегося, а не на приобретение суммы знаний;

•        высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации;

•        появление новых профессий на рынке и не готовность ОУ готовить специалистов по ним.

Реализация ФГОС в перспективе должна обеспечить:

) единство образовательного пространства Российской Федерации;

) преемственность основных образовательных программ и подпрограмм основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена структура ФГОС включающего 3 вида требований: к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной профессиональной образовательной программе (ОПОП):

Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) (к общим, и профессиональным компетенциям, а также умениям, знаниям и практическому опыту обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

Второе требование ФГОС: требования к структуре основных профессиональных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.)

Стандарты третьего поколения: содержат инвариативную часть,- 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ).

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.

В чем еще различие ГОС и ФГОС. Вернемся вновь к стандартам второго поколения. В них были независимые блоки дисциплин (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД) с четко определенным перечнем самих дисциплин, их содержанием, а также раздел практика. И преподаватель зачастую не задумывался, а порою и не знал, к какому блоку дисциплин относится его дисциплина, как дисциплины этого блока связаны между собой, как его дисциплина работает на качество профессиональной подготовки. Главное было выдать содержание своей дисциплины, так как его и определяет стандарт. профессиональное обучение стандарт занятие

. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение Госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

. Учебная программа - еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе Госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

Одна из современных новаций в этом деле - предоставление права отдельным преподавателям создавать в одном и том же учебном заведении альтернативные учебные программы, учитывающие особенности различных по уровню развития и характеру интересов групп учащихся. Однако способы практического применения подобных программ разработаны еще слабо.

. Учебник - еще один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в печатной, но и в электронной форме. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы) особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде кассет, дисков, а также сайтов Интернета.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

информационную, состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;

обучающую, с помощью, которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:

контрольную, которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. Признается необходимость комплексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обучения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, - качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержание обучения - этот последний фактор по своей значимости занимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эффективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, - говорил Ушинский, - все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Поэтому наряду с содержанием обучения еще одной и более важной дидактической проблемой является проблема качества деятельности преподавателя, применяемых им методов обучения, от чего, прежде всего, зависит общая эффективность любой системы образования.

.3 Критерии и принципы отбора профессионального обучения

Основными принципами формирования содержания образования являются следующие (В. В. Краевский):

. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности предполагает включение в содержание образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

. Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

. Принцип гуманитаризации содержания образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Содержание образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

. Принцип фундаментализации содержания образования предполагает интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Для отбора содержания образования в педагогике разработана следующая система критериев (Ю.К. Бабанский).

. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

. Критерий высокой научной и практической значимости содержания, включаемого в основы наук.

. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

. Критерий учета международного опыта построения содержания образования.

. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной образовательного учреждения.

Глава 2. Разработка содержания практического занятия по дисциплине «Операционные системы и среды»

.1      Проектирование учебного занятия на тему «Установка ОС ubuntu»

Тема урока: Установка ОС ubuntu

Цели урока:

Образовательная цель:

Формировать навыки установки операционных систем семейства Linux;

Научить правильности и последовательности установки операционных систем семейства Linux;

Развивающая цель:

Развивать умение установки ОС:

Выделять главное в проблеме (последовательность и правильность установки);

Воспитывающая цель:

Содействовать развитию необходимых личностных качеств: воли, целеустремленности, ответственности, собранности, аккуратности.

Содействовать развитию следующих специальных способностей: аналитическое мышление, усидчивость;

Тип урока:

Урок изучения трудовых (производственных) приемов и операций.

Методы обучения:

Наглядно - практический

Материально-техническое оснащение урока:

ПК.

Инструкционная карта.

Проверка явки учащихся, проверка внешнего вида.. Вводный инструктаж (40 - 50 минут):

Сообщение темы занятий «Установка операционных систем семейства Linux».

Ознакомление учащихся с целями и задачами занятия.

Показ и объяснение трудовых приемов и действий в последовательности выполнений работы согласно инструкционной карте и разработанной презентации;

проверить наличие установочного CD, указать на особенности требований различных ОС к файловой системе и особенности параметров установки, организацию рабочего места, выполнение требование ТБ, обратить внимание на подготовку учащихся.

проверить правильность выполнения технологического процесса, соблюдение техники безопасности, повторно указать на особенности установки системных компонентов.

проверить правильность выполнения технологического процесса, проверить правильность ведения самоконтроля.

проверить правильность выполнения технологического процесса, проверить правильность ведения самоконтроля, организацию рабочего места, соблюдение требований ТБ, указать на особенности проверки функционирования ОС

Наглядная демонстрация сборки ПК:

Выбор языка установки

Выбор часового пояса

Выбор раскладки клавиатуры

Разметка дискового пространства

Создание учетной записи

Установка операционной системы

Инструктаж по ТБ:

Требования безопасности перед началом работы

. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой

. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви.

. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся

. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету

. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены

. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие

. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования

. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя

. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы

. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры

. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю

. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно

. Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель

. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку

. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея

. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.

Запрещается

. Эксплуатировать неисправную технику

. При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера

. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера

. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры

. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации

. Во время работы касаться труб, батарей

. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры

. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары

. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши

. Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят

. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями

. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера

. Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет

. Быстро передвигаться по кабинету

. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.

. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде

. Работать при недостаточном освещении

. Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя

. Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование

. Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)

. Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру

. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы

. Пользоваться преподавательским компьютером

Требования безопасности по окончанию работы

. По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась

. Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся

Ответственность за нарушение правил техники безопасности

. При нарушении техники безопасности учащемуся будет объявлен выговор, взыскание вплоть до отстранения от работы за оборудованием

. При регулярных нарушениях техники безопасности учащийся будет отстранён от занятий информатики вплоть до исключения из учебного заведения. Текущий инструктаж: (200 - 240 минут):

Самостоятельная работа студентов с инструкционной картой:

Выбор языка установки

Выбор часового пояса

Выбор раскладки клавиатуры

Разметка дискового пространства

Перенос настроек других операционных систем

Установка операционной системы

Целевой обход мастера:

Указать на особенности требований операционных систем к комплектующим ПК, необходимости соблюдения ТБ, последовательность и правильность установки ОС.

Целевой обход 1 - Запуск среды установки и выбор параметров установки.

Целевой обход 2 - Разметка дискового пространства.

Целевой обход 3 - Установка основных пакетов программ и создание учетной записи.

Целевой обход 4 - Первый запуск. . Заключительный инструктаж (45 - 50 минут):

Подведение итогов работы за учебный день. Цель

Назвать цель сегодняшнего урока и как она достигнута.

Разобрать причины наиболее типовых ошибок в работе учащихся:

Неверная разметка разделов HDD;

Неккоректная запись загрузочного сектора;

Неккоректная настройка сетевых компонентов ОС;. Задание на дом и уборка рабочих мест (5 минут).

Реализовать установку другой ОС: заснять на видео с пояснение операций или реализовать аналогично выданной на уроке инструкционной карте.

.2 Разработка методического обеспечения практического занятия

Инструкционная карта «Установка операционной системы Ubuntu»

Как только вы записали ISO-файл, загруженный c официального Web-сайта Ubuntu <#"724301.files/image001.gif">

Шаг 2 из 8: Выбор часового пояса

Нужно выбрать ваш часовой пояс. Можно либо просто щёлкнуть в нужном месте на карте, либо выбрать регион или крупный город, находящийся в вашем часовом поясе

. Установив часовой пояс, нажмите кнопку Вперед.


Шаг 3 из 8: Выбор раскладки клавиатуры

Третий шаг связан с настройкой клавиатуры.

. указать язык клавиатуры на левой панели и раскладку клавиатуры на правой панели.

Определившись с выбором, нажмите кнопку Вперед.


Шаг 4 из 8: Разметка дискового пространства

.Выберите Задать разделы вручную.

. нажмите Вперед, не обращая внимания на то, что сейчас есть на диске.


Шаг 5 из 8: Создание учетной записи

.Если весь диск полностью размечен под Windows, выполняйте указания Части A. <#"724301.files/image005.gif">

.В появившемся диалоговом окне вам нужно сократить размер раздела Windows, чтобы появилось свободное место для Ubuntu. В первое поле введите размер (в мегабайтах), до которого вы хотите уменьшить раздел Windows, а во втором поле выберите «не использовать раздел». Нажмите OK.


Появится диалоговое окно с просьбой подтвердить изменения. Это ваш последний шанс всё отменить, прежде чем изменения вступят в силу. Если вы готовы, нажмите Продолжить.


Таким образом, вы получили свободное пространство для установки.

 <#"724301.files/image009.gif"> <#"724301.files/image010.gif"> <#"724301.files/image011.gif"> <#"724301.files/image012.gif"> <#"724301.files/image013.gif"> <#"724301.files/image014.gif"> <#"724301.files/image015.gif"> <#"724301.files/image016.gif"> <#"724301.files/image017.gif"> <#"724301.files/image018.gif"> <#"724301.files/image019.gif"> <http://help.ubuntu.ru/lib/exe/fetch.php?hash=72be6c&media=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c6/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA-19.pn>

Через какое-то время CD-привод откроется, и вам предложат достать диск и нажать клавишу Enter.

После загрузки BIOS, вас поприветствует начальный загрузчик Ubuntu: GRUB <http://help.ubuntu.ru/wiki/grub>. Если Ubuntu - это единственная операционная система, то система загрузится сразу, если нет, то у вас будет три варианта загрузки. Первая опция - система Ubuntu, которая автоматически загрузится через 10 секунд. Вторая опция - «recovery mode», аналогичный «safe mode» в Windows. Третья опция - запуск теста оперативной памяти. Windows будет четвёртой опцией. Можно подождать 10 секунд до загрузки Ubuntu или воспользоваться курсорными клавишами, чтобы вручную выбрать одну из опций и нажать Enter.

Все, система установлена, теперь можете приступать к русификации, настройке оформления и установке дополнительных приложений.

Заключение

В данной курсовой работе мною были исследованы основы профессионального обучения: содержание, принципы и сущность. Профессиональное образование является особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением в определенной области знаний.

Проведя данное исследование, можно сказать, что профессиональное обучение очень актуально в наше время. Основными задачами профессионального обучения является:

формирование у выпускника учреждения среднего профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;

гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;

развитие творческого потенциала его личности;

воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителях содержания образования». Среди них главными являются:

стандарты;

планы;

программы;

учебники.

В ходе выполнения курсовой работы были исследованы теоретические основы профессионального обучения: понятие, сущность, критерии и принципы отбора профессионального обучения, был использован наглядно-практический метод. Также разработано практическое занятие и проект урока производственного обучения по дисциплине «Операционные системы и среды» на тему «Установка операционной системы». Разработано соответствующее методическое обеспечение в виде инструкционной карты и презентации, которая грамотно и точно поможет преподавателю провести занятие.

Список литературы

1. Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач.проф.образования/ С.В.Киселев - 4-е изд. , стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2008.-352с.

. Зарецкая И.Т., Колодяжный Б.Г., Гуржий А.Н., Соколов А.Ю. Информатика: Учебное пособие для 10 - 11 кл. средних общеобразовательных школ. - К.: Форум, 2001. - 496 с.

. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. - 480 с.

Похожие работы на - Разработка содержания профессионального обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!