указанной статьи можно пояснить: провозглашенное Конституцией единое экономическое пространство в Российской Федерации немыслимо без единого рынка (что может быть обеспечено лишь установлением соответствующих федеральных правил), без единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно поэтому все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению Федерации.
Согласно Конституции в России установлена единая денежная единица, которой является рубль (ст. 75 Конституции РФ) Естественно поэтому, что и денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном ведении Федерации. Конституция возлагает денежную эмиссию на Центральный банк Российской Федерации.
Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Единая экономическая валюта так же является гарантом экономической целостности государства.
Ст. 74 Конституции РФ конкретизирует ст. 8. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не могут устанавливать таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
В данной главе мы рассмотрели, каким образом обеспечиваются политическая и социально - экономическая целостность России в рамках статей конституции. Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Социальная целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом, равенством прав и свобод человека и гражданина. Экономическая целостность обеспечивается единым экономическим пространством, единой таможенной политикой Российской Федерации.
2. Неприкосновенность территорий
2.1 Внутренние факторы
Актуальность обращения к проблематике территории России и механизмов поддержания ее целостности обусловлена тем обстоятельством, что после разрушения Советского Союза и утверждения российской государственности в ее новой форме - Российской Федерации - перед нашим государством возникли новые и чрезвычайно сложные проблемы. Среди них - неразрешенность ряда пограничных вопросов: непреодоление претензий Японии на южную часть Курильских островов, оспаривание секторальной зоны России в Арктике, трудности в установлении справедливых и согласованных границ на Черном и Каспийском морях и др. И все же при всей остроте перечисленных проблем куда более существенной представляется задача поддержания государственно-правового единства страны как Федерации, ее территориальной целостности.
В состав государственной территории входит как земное пространство, так и внутренние и морские воды, и воздушное пространство.
Одна из важных функций конституции - препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. В наше время в ряде стран отмечается подъем национализма и сепаратизма. Распался ряд бывших социалистических государств (СССР, Югославия, Чехословакия), нарастает борьба широких слоев народа за выделение в самостоятельные государства (Квебек в Канаде, Кашмир в Индии, Тибет в Китае и др.). Сепаратистские тенденции существуют и в современной России. В связи с этим возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединенных в том или ином государстве. Эта роль конституции была осознана развитыми странами давно, и она помогает сохранить единство таких государств с многонациональным составом населения и сильными сепаратистскими движениями, как Великобритания, Бельгия, Испания.
Территориальная целостность Российского Государства прямо или косвенно закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б»). Закрепляя принцип целостности территории Российской Федерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства.
Субъектами нарушения территориальной целостности могут быть силы в пределах самого государства, действия которых могут привести к его распаду, так называемые внутренние факторы. Ими могут быть различного рода сепаратистские формирования, народы, борющиеся за самоопределение. На практике они нередко устанавливают контроль над определенной частью территории. Однако это не означает, что суверенитет государства в его пределах перестает действовать, и оно потеряло часть своей территории. Появление новых государственных очертаний возможно с наступлением значимых в соответствии с международным правом событий.
На этапе контроля и гарантий конституционной целостности возникает такое понятие как институт федерального вмешательства. Любая федерация, хотя и состоит из отдельных государственных образований, представляет собой единое, целостное, союзное государство. Отсутствие суверенитета у субъектов федерации и сосредоточение всей его полноты у союзного государства позволяет федеральной власти при необходимости осуществлять принудительные меры по отношению к членам федерации. Правовая природа данного института, который берёт свое начало от федеративного устройства государства в том, что он направляет свою суть на предотвращение конфликтов между федерацией и субъектами в целях обеспечения государственного и правового единства государства.
В России для обеспечения стабильности следует предусматривать 4 вида конституционных гарантий целостности федеральной территории:
. Получение официального заключения со стороны федеральных органов о соответствии законов субъектов федерации федеральной конституции.
Для получения положительного заключения, прежде всего, необходимо, чтобы: а) конституции республик, уставы краев и областей не содержали ничего противоречащего федеральной конституции;
б) чтобы они обеспечивали осуществление политических прав, свобод, иных форм согласно формам, предусмотренным федерацией - республиканская форма: представительный характер осуществления власти, демократические формы;
в) чтобы они были приняты демократическим путем.
. Судебный контроль над соответствием конституций субъектов федерации федеральной конституции. Здесь велика роль Конституционного суда.
. Конституционное закрепление обязанностей всех должностных лиц субъектов федерации соблюдать федеральные конституции и законы и нести ответственность за нарушение этой обязанности.
. Закрепление единого экономического рынка, принципов свободы торговли и промышленности на всей территории государства, отрицание возможности создания внутренних таможенных границ. Единство финансово-кредитной системы, банковской системы.
В соответствии со ст. 5 ч. 4 Конституции РФ сформулированы принципы федеративного устройства России, конкретизируемые в главе третьей Конституции. На первом месте среди принципов федеративного устройства Российской Федерации конституционно признается государственная целостность Федерации. Этот принцип отражает историческую преемственность геополитического развития Российского государства, вытекает из суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В соответствии со ст. 65 ч. 2, ст. 66, ст. 131 ч 2 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность изменения состава Российской Федерации путем принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Таким образом, изменение состава Российской Федерации может произойти путем: а) добровольного вхождения в Российскую Федерацию иностранного государства; б) образования на ее территории нового субъекта. Эти вопросы будут урегулированы федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией. Такой закон пока не принят. Очевидно, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта может быть осуществлено лишь по взаимному согласию Российской Федерации и государства, пожелавшего войти в состав Российской Федерации. Процедура принятия, видимо, должна предусматривать волеизъявление народа России и заключение международного договора между Российской Федерацией и тем государством, которое пожелало войти в ее состав с последующей ратификацией этого договора парламентами обеих стран.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено путем: а) объединения двух или более субъектов в один; б) разделения одного субъекта с образованием новых; в) выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой; г) вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта (субъектов) Российской Федерации. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, используя принадлежащее им право законодательной инициативы, могут внести проект соответствующего закона в Государственную Думу Федерального Собрания. По вопросу об образовании нового субъекта в составе Российской Федерации должен быть принят федеральный конституционный закон, после чего в ч. 1 ст. 65 должны быть внесены изменения в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 137.
Статьей 65 Конституции РФ определены количественный состав и виды субъектов федерации. В основу наименования субъектов положен не только территориальный, но и национальный, этнический принцип. Очевидно, что субъекты федерации, в целом представляющие всю страну, решают общую задачу - обустройство народов и территорий в едином государстве.
В соответствии со ст. 74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» также предусматривается применение отдельных мер федерального вмешательства в отношении субъектов федерации - полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и введение особого управления территорией (ст. 11).
Проблема целостности России - это проблема баланса прав и интересов народов проживающих на одной территории. В Декларации о принципах международного права 1970. закрепляется: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН». Применительно к Российской Федерации это означает, что сохранение ее территориальной целостности с необходимостью предполагает обеспечение прав и свобод, законных интересов граждан и этносов, населяющих ее территорию.
2.2 Внешние факторы
Особый интерес к территориальной целостности государства представляет собой международный подход. Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Государственные границы в пределах сухопутной и водной территорий, как правило, устанавливаются на основе международных договоров и международных обычаев. Они определяются координатами или проходят с учетом рельефа местности (по рекам, хребтам гор и т.п.). Однако довольно часто границы сопредельных государств на отдельных участках в правовом отношении могут быть и не оформлены. Тому причиной могут быть или организационные, технические причины, в силу которых границы между государствами не установлены, или территориальные споры между государствами по поводу прохождения таких границ. При территориальном споре каждая из сторон придерживается своего варианта прохождения границы. Предметом спора могут быть как небольшие участки, так и значительные территории.
Например, длительный спор между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Позиция России состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны. Российский суверенитет над Курильскими островами имеет соответствующее международно-правовое оформление. В то же время Япония претендует на острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, считая данную территорию «незаконно оккупированной Россией». Налицо неразрешенный территориальный вопрос, длящийся не один десяток лет. Важно отметить, что Россия сделала много шагов навстречу Японии, с целью урегулирования территориального конфликта. К примеру, существует режим безвизового въезда для граждан России, проживающих Курильских островах, граждан Японии, посещающих эти острова. Действуют особые правила рыбного промысла вокруг обозначенных островов. Однако со стороны Японии слышны только территориальные претензии. Например, 11 июня 2009 года нижняя палата Парламента Японии приняла поправки к действующему с 1982 года «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». Суть поправок - активизировать усилия для, скорейшего возвращения Японии «северных территорий», под которыми понимаются южные Курильские острова. При этом указанные острова объявлены в законе «исконными японскими территориями». В связи с этим Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Заявлении от 07 июля 2009 г. №235-СФ17 выразил Японии решительный протест. В заявлении подчеркнуто, что «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает принятые Парламентом Японии поправки в качестве крайне недружественного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии».
Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.
Противоправные действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций, согласно ст. 4 ч. 3 Конституции РФ.
Кроме того, согласно ст. 71 п. «м» группа предметов ведения Российской Федерации охватывает полномочия, связанные с оборонной и внешней политикой нашего федеративного государства. К этой же группе предметов ведения следует отнести внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры, вопросы войны и мира и внешнеэкономические отношения.
Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения мирового сообщества, другие активные действия на пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства (или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.
Под обороной согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к защите от вооруженного нападения, а также защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Для защиты целостности и неприкосновенности государственных границ Россия имеет армию, органы внешней разведки, Федеральную службу безопасности, пограничные войска, Таможенную службу. Определенная роль в защите государственного суверенитета принадлежит органам МИД РФ, а также консульским учреждениям и дипломатическим представительствам России за рубежом.
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.
На защиту территориальной целостности направлены и статьи 87 и 88 Конституции России. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение и чрезвычайное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.
Таким образом, по нашему мнению, территориальная целостность государства, которая гарантируется на конституционном уровне, проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства, характеризующая состояние его безопасности. Территориальная целостность государства определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах, установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.
3. Правовая целостность государства
Проблемы территориальной целостности имеют и ярко выраженный гуманитарный аспект. Согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 31 июля 1995 г. №10-П в связи с проверкой конституционности ряда решений Президента Российской Федерации, направленных на разрешение кризиса в Чеченской Республике, в частности отметил, что «государственная целостность - важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод». Проблема целостности России - это проблема баланса прав и интересов народов проживающих на одной территории. В Декларации о принципах международного права 1970. закрепляется: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН». Применительно к Российской Федерации это означает, что сохранение ее территориальной целостности с необходимостью предполагает обеспечение прав и свобод, законных интересов граждан и этносов, населяющих ее территорию.
Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции, этим самым и обеспечивается правовая целостность на территории всего государства. Ведь согласно ч. 2 ст. 4 «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
П. 4 ст. 5 Конституции определяет равноправие между субъектами России перед федеральными органами государственной власти, что так же будет обеспечивать целостность всего государства, не будет повода для выражения элементарного недовольства, что кого-то ущемляют в правах.
Место Конституции в системе нормативно - правовых актов страны определяет ст. 15 Конституции РФ. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут быть изменены какими-либо законами. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме.
Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, прилагаемой ко всем гражданам в равной мере.
Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (исключения устанавливаются законодательством).
В соответствии с подписанными Российской Федерацией международно-правовыми документами и нормами международного права действие российских законов может не распространяться на дипломатических представителей и некоторых сотрудников представительств иностранных государств и международных организаций в силу обладания ими дипломатическим иммунитетом.
Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. И многие статьи в ней говорят о том, что каждый имеет равные права, касающиеся той или иной области жизни. Это так же является важной составляющей конституционной гарантии правовой целостности государства.
В заключительной ст. 64 Главы 2 Конституции говорится как раз о том, что глава 2 и определяет правовой статус личности в Российской Федерации.
Согласно ст. 19 «все равны перед законом и судом». Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех).
Равенство всех перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд для осуществления правосудия, в отношении всех действует принцип равных оснований и других принципов юридической ответственности. Равенство перед судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым судом, в одном процессуальном порядке, соответствующем данному виду судопроизводства, на основе одинаковых процессуальных правил в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве с предоставлением равного объема гарантий всем сторонам, участвующим в деле.
О том, что система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» мы уже упоминали в 1 главе нашей работы.
Таким образом, можно сказать, что Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации.
Отсюда вытекают, по крайней мере, два взаимосвязанных положения: во-первых, Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа независимо от федеративного устройства государства; во-вторых, речь идет о единстве правовой системы Российской Федерации и ее субъектов, а сама Конституция служит гармонизации единого правового пространства России. И конституционные гарантии - это совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти.
Заключение
Исходя из поставленных задач в своей работе, теперь мы можем обобщить основные выводы в один: государственная целостность Российской Федерации - гарантированный конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.
Государственную целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность, или политическое (государственное) единство страны. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений Росси. Важными гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ.
Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом; закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения. И все эти гарантии целостности России дает нам верховенствующий закон - Конституция Российской Федерации.
Еще один важный вывод заключается в том, что обеспечение своей целостности - один из принципов государства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, территориального, правового пространства на всей территории страны. И для успешного построения целостного государства требуется опора на нравственные ценности и взаимоотношения между людьми и народами на основаниях солидарности и, конечно же, огромная опора на верховенствующий закон, которым и является Конституция. Безопасность государства, национальная безопасность так же обеспечивается конституционной целостностью, потому что это является в первую очередь гарантом внутренней стабильности.
Изучая данную тему, нам все-таки пришлось столкнуться с некоторыми вопросами, которые вызывают споры в нашей стране. Например, вопрос о расширении роли субъектов Российской Федерации, для укрепления государственной власти и территориальной целостности, в рамках осуществления ими совместных полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией. В частности, это касается таких вопросов, как устранение противоречий между федеральным и региональным законодательством, защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, увеличение объема законодательных возможностей субъектов Российской Федерации, расширение роли субъектов Российской Федерации при назначении руководителей территориальных органов федеральной государственной власти, в осуществлении государственной внешней политики, особенно в приграничных регионах.
Как видим, есть несоответствия между Конституционным законодательством и некоторыми законами регионов, что, в свою очередь, приводит к угрозе подрыва целостности государства, поскольку на этом этапе Конституция не в полную силу выполняет функцию гаранта целостности.
Кроме того в своей книге «Конституционная экономика» Гаджиев Г.А. указывает на тот факт, что формально гарантируемый ст. 120 Конституции РФ принцип независимости судов пока полностью не реализован на практике. Независимость судебной власти является необходимой предпосылкой развития свободной рыночной экономики в стране. Реальная опасность того, что любое властное решение может быть признано судом неконституционным или незаконным, снижает возможность принятия государственными органами и должностными лицами актов, удовлетворяющих исключительно частные интересы. По нашему мнению это уже нарушает целостность экономического и правового поля страны. Суд в каких-то случаях, получается, может просто поступать так «как хочется ему или кому-то».
Таким образом, конституционные гарантии целостности России очень важны и они, несомненно, сильны, но в то же время еще можно и нужно приложить усилия, чтобы укрепить их.
целостность государство неприкосновенность конституционный
Список литературы
1.«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» от 24.10.1970 г. Организации Объединенных Наций - Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: /#"justify">.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы от 30.12.2008 №6-ФКЗ и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ). - М, Проспект, 2012.-32 с.
.Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 в ред. от 25.12.2012 №5-ФКЗ / Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Федеральный Конституционный Закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 №3-ФКЗ в ред. от 7.03.2005 г. №1-ФКЗ /Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ в посл. ред. от 30.12.2012 г. №288-ФЗ/ Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002 в ред. от 25.12.2012 №255-ФЗ/ Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Указ Президента РСФСР «О едином экономическом пространстве в РСФСР» №269 от 12.12.1999 г. в ред. Указа Президента РФ от 21.10.2002 г. №1209/ Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. №10 - П «По делу о проверке конституционности Указа президента РФ от 30 ноября 1994 г. №2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», «Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. №2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. №1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», указа Президента РФ от 2 ноября 1993 г. №1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации»/
Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 8-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009. - 800 с.
.Закон и власть: процесс совершенствования продолжается // Александр Цалиев, Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания, «Российская газета» 25.10.2011 г.
.Конституционное право России: учебник для вузов/ Д.Б. Катков, Е.В. Карчиго. - М.: Юриспруденция, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Конституционная экономика / Ответственный редактор Г.А. Гаджиев. - М.: Юстицинформ - 2010. - 256 с.
.Конституция Российской Федерации. Постатейный научно - практический комментарий/ под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина. - М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.
.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. /Отв. ред. В.В. Лазарев - Система ГАРАНТ, 2003 г. Электронная версия для справочной правовой системы «Гарант» по состоянию на 1 мая 2003 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.О понятии «территориальная целостность государства как основном объекте преступлений, посягающих на безопасность государства» // Н.В. Остроухов «Юриспруденция. Статьи по предмету Международное право». [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета 6 ноября 2008 г.
.Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Подготовлен институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ / под ред. Л.А. Окунькова - М.: «БЕК», 1994 г.
.Радченко В.И. Конституционные основы государственной целостности Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук/ науч. консультант доктор юридич. наук, профессор Б.С. Эбзеев. - М.: МГИМО МИД РФ, 2003.
.Россия и Япония: территориальный вопрос. // В.М. Жуковский, Л.М. Жуковская - М.: РГГУ «Юриспруденция» №18, 2010 г.
20.Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // И.Н. Барциц, И.В. Левакин, «Журнал российского права», №10, октябрь 2002.