Оценка интеллектуальной собственности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка интеллектуальной собственности

Введение

По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, объекты интеллектуальной собственности (ОИС) становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость ОИС компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе.

Это особенно справедливо для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющими известными товарными знаками или работающими на рынке наукоемкой продукции.

Необходимость в оценке ОИС активов возникает при внесении такого рода объектов в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи или при заключении лицензионного соглашения на право использования интеллектуальной собственности, при определении размера компенсации, а также при изменении стоимости основных средств предприятия в бухгалтерском учете.

Актуальность данной темы заключается в своевременности и значимости разрешения проблем оценки интеллектуального капитала, в необходимости открытия новых перспектив для объекта исследования.

Цель курсовой работы заключается в теоретическом обосновании мероприятий, направленных на совершенствование и выявление перспектив оценки интеллектуального капитала.

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы:

.дать определение понятию интеллектуальная собственность;

.рассмотреть ОИС;

.проанализировать подходы к оценке ОИС.

Оценка интеллектуального капитала нужна многим группам пользователей. В то же время стоимость большинства из компонентов интеллектуального капитала не отражается в финансовых отчетах, а из-за недостаточной прозрачности и отсутствия рыночных критериев становится сложно оценивать интеллектуальный капитал.

На сегодняшний день существует множество нерешенных теоретических вопросов, что не позволяет проводить эффективное социально-экономическое регулирование экономики с точки зрения формирования интеллектуального капитала и участия его собственника в общественном воспроизводстве.


1. Теоретические аспекты интеллектуальной собственности

1.1 Понятие и объекты интеллектуальной собственности

В настоящее время отмечается рост внимания к вопросу освоения и использования в хозяйственном обороте объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) что является следствием повышения их роли в деятельности промышленных предприятий.

Непосредственно с возникновением и использованием на предприятиях ОИС связана инновационная деятельность, заключающаяся в выпуске новых видов продукции, в освоении новых технологических процессов производства, в использовании новых форм организации производства, в завоевании новых рынков сбыта. Зарубежный опыт подтверждает высокую доходность ОИС.

Интеллектуальная собственность - это совокупность исключительных прав (имущественных и неимущественных) юридического или физического лица на результаты интеллектуальной(творческой) деятельности.

Интеллектуальная собственность - некая информация на материальном носителе, которую можно распространить по всему миру с неограниченным числом копий.

Ограничение вводится на:

срок действия (патент не более 20 лет);

охранные документы;

объемы производства;

вопросы тиражирования. [9]

При этом необходимо учитывать, что результаты интеллектуальной деятельности не всегда являются объектами интеллектуальной собственности.

Результаты интеллектуальной деятельности человека является мысленный образ, возникший у него в голове в результате работы мозга. Материализованный любым способом, он становится объектом, охраняемым исключительным правом на этот результат (объектом интеллектуальной собственности) в том случае, если относится к действующему перечню данных объектов и удовлетворяет требованиям законодательства.

По определению Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), «…в широком смысле интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях…».

Права, относящиеся к ОИС характеризуются несколькими особенностями:

они ограничены сроком действия - законодательством устанавливаются конкретные сроки действия прав, по истечении которых ОИС могут беспрепятственно использоваться любыми физическими или юридическими лицами.

действуют на определенной(конкретной) территории, указанной в правоустанавливающих документах.

являются исключительными - это означает допустимость совершения их носителями любых предусмотренных законом действий с возможностью запрета третьим лицам совершать такие же действия без согласия правообладателя.

носят абсолютный характер - т.е. автоматически действует против любого лица, которое хотело бы воспользоваться принадлежащим правообладателю ОИС без его разрешения.

Интеллектуальная собственность охватывает, как понятие, две сферы прав:

. Права на промышленную собственность - объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности и используемые в любых отраслях промышленности. Вопросами регулирования занимается парижская конвенция 1883 г. и последующие акты. К объектам промышленной собственности относятся:

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

товарные знаки;

знаки обслуживания;

наименования мест происхождения товара.

. Авторское право - объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности, используемые для интеллектуальных потребностей человека в науке, искусстве, литературе и архитектуре. Вопросами регулирования занимается Бернская конвенция. К объектам авторского права можно отнести:

литературные и художественные произведения;

научные работы и научные труды;

музыкальные произведения;

исполнительная деятельность.

Объекты интеллектуальной собственности неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков.

Таким образом, подводя вывод можно сказать, что в соответствии с рисунком 1.1 всю интеллектуальную собственность можно разделить на три основных раздела.

. Промышленную собственность - это изобретения, промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения, секреты производства (ноу-хау), наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, право на использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

. Объекты авторского права и смежных прав - произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства, фонограммы, исполнения, сообщение произведений в эфир.

. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем. Из всего многообразия интеллектуальной собственности наиболее ценятся объекты, широко представленные в коммерческом обороте. Сюда относятся:

товарные знаки;

промышленные образцы и полезные модели;

секреты производства (ноу-хау);

программы для ЭВМ. [2]

1.2 Защита интеллектуальной собственности

интеллектуальный изобретение собственность

Охрана интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии со статьями гражданского права, изложенными в Гражданском кодексе Российской Федерации. Объекты литературной (художественной) собственности подлежат правовой охране автоматически с момента их создания. Охрана объектов промышленной собственности начинается после их регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и получения охранных документов (патентов, свидетельств и др.). [1]

Предлагаемые для правовой охраны объекты интеллектуальной собственности должны содержать критерий правоспособности.

Основными критериями правоспособности объектов промышленной

собственности узаконены новизна и промышленная применимость. Критерием правоспособности объектов литературной (художественной) собственности по закону устанавливается автор произведения науки, литературы и искусства, творческим трудом которого оно создано.

В зависимости от предназначения объекта интеллектуальной собственности он, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, может быть защищён одним из следующих гражданских прав:

. Авторское право.

. Права, смежные с авторскими.

. Патентное право.

. Право на селекционное достижение.

. Право на топологии интегральных микросхем.

. Право на секрет производства (ноу-хау).

. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий:

.1. Право на фирменное наименование.

.2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания.

.4. Право на коммерческое обозначение.

В круг интересов охраны и защиты интеллектуальной собственности входит:

стимулирование деятельности по созданию объектов ИС;

создание условий для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества;

обеспечение условий для развития экономики, науки, культуры, образования, добросовестной конкуренции.

Источники правового регулирования отношений в сфере ИС раз-деляют на национальные и международные.

Национальное правовое регулирование отношений в сфере ИС в

Российской Федерации является предметом федерального ведения. Основной источник национального правового регулирования - Гражданский кодекс Российской Федерации.

С 1 января 2008 г. вступила в силу часть 4 ГКРФ, раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», ст. 1225-1551. Статьи раздела охватывают общее и специальное правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности.

Действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая приём и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на указанные результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, осуществляет Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В случаях секретного изобретения такие функции могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Право приоритета на объект ИС устанавливается Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФОИВ по ИС). В настоящее время таким органом в РФ является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и подведомственные ей организации: Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (ФГУФИПС); Федеральное государственное учреждение «Палата по патентным спорам» (ФГУППС); Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИ-ИС).

Основные функции Роспатента:

контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов ИС, патентов, товарных знаков и других результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;

соблюдение интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемых в рамках международного научно-технического сотрудничества;

контроль и надзор за проведением экспертизы заявок на объекты ИС и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке;

регистрация прав на объекты ИС, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере ИС и др.

Роспатент находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. [3]

2. Подходы к оценке объектов интеллектуальной собственности

Подход к оценке - это общие способы определения стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности, которые базируются на основных принципах оценки. Выбор подхода к оценке производится в зависимости от конкретного сочетания объекта оценки, цели оценки и др. Под методом оценки будем понимать способ определения стоимости объекта оценки, последовательность оценочных процедур, который дает возможность реализовать конкретный подход к оценке.

В Российской Федерации для оценки объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, используется американская классификация методов оценки в соответствии с которой различают три основных, классических подхода.

Затратный подход - совокупность методов оценки объектов интеллектуальной собственности, основанных на определении затрат, необходимых для полного воспроизводства или полного замещения объекта нематериальных активов (НМА) за вычетом стоимости его износа;

Сравнительный подход - совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанный на анализе рыночных продаж заключающегося в сравнении объектов оценки с аналогичными. Он базируется на легкодоступной для оценщика рыночной информации и позволяет получить простое, логически обоснованное суждение о цене объекта НМА и интеллектуальной собственности. [4]

Доходный подход - совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанных на определении ожидаемых доходов. С точки зрения инвестора интеллектуальная собственность и объекты НМА в этом случае рассматриваются только как источники дохода. К недостаткам данного подхода относится построение всех расчетов на основе прогнозных данных и предварительных заключений экспертов.

2.1 Затратный подход

Затратный подход основан на учете принципов полезности и замещения. Он предлагает определение стоимости ОИС при использовании подхода на основе активов заключается в расчете затрат на воспроизводство оцениваемых ОИС в текущих ценах за вычетом износа, т.е. по затратам.

Отсюда следует важный вывод, что стоимость ОИС в этом случае и рыночная стоимость, предполагающая прибыль - разные величины. Казалось бы, этот вид стоимости непригоден для рынка. Однако к нему обращаются специалисты все чаще, понимая, что стоимость ОИС, определенная по этому подходу, соответствует уровню стоимости при «идеальном» сбалансированном состоянии рынка.

Сравнение результатов оценки ОИС, полученных по подходу на основе активов с результатами, полученными по сравнительному и доходному подходам, могут быть своеобразным индикатором состояния рынка. Так, если стоимость по затратному подходу окажется выше, чем рассчитанная по двум другим подходам, то это значит, что конкуренция на рынке невелика и в ближайшем будущем может произойти повышение цен.

Если наоборот-то можно ожидать повышения конкуренции и снижения цен.

Затратный подход на основе активов является единственно применимым, когда ОИС не предназначена для получения дохода, или когда по тем или иным причинам рыночную стоимость трудно определить двумя другими подходами. Например, когда ОИС являются уникальными (например, произведения искусства), которые продаются очень редко или вообще не продаются. В случае определения базы для налогообложения подход на основе активов является основным для определения стоимости.

Затратный подход на основе активов имеет существенные ограничения при оценке ОИС со значительным сроком службы из-за трудностей с измерением величины морального старения. Кроме того, результаты подхода на основе активов отражают стоимость полного права собственности, поэтому при оценке частичных прав собственности необходима корректировка полученных результатов.

Таким образом, затратный подход является, с одной стороны, полезным элементом процедуры определения рыночной стоимости, а другой - единственным инструментом для получения представления о стоимостной оценке уникальных ОИС, или при постановке прав на ОИС на бухгалтерский учет. [4]

2.2 Сравнительный подход

Сущность сравнительного подхода заключается в том, что стоимость прав на ОИС определяется путем сопоставления цен недавних продаж подобных объектов.

Хотя подобный подход к оценке, на первый взгляд, выглядит достаточно простым и прямолинейным, его применение на практике связано с множеством трудностей и условностей. В первую очередь, наличие таких трудностей обусловлено тем, что не существует даже двух абсолютно одинаковых ОИС. Страна, вид ОИС, срок правовой охраны, состав авторов, условия финансирования, время продажи - вот лишь немногие из позиций, по которым, как правило, объекты имеют отличия. Причем некоторые отличия могут изменять свой вклад в соответствии с изменением рыночной ситуации.

Еще одной трудностью применения данного подхода является необходимость принимать в расчет сделки, соответствующие определению рыночной стоимости, то есть те, на которые не повлияли нерыночные факторы.

При крупных сделках информация об экономических характеристиках и условиях продажи часто недоступна или неполна, поэтому в таких случаях рыночный подход может лишь очертить диапазон, в котором наиболее вероятно будет находиться величина рыночной стоимости. Именно поэтому оценку ОИС на основе этого подхода, следует выполнять осторожно.

При наличии достаточного количества достоверной информации о недавних продажах подобных объектов, рыночный подход позволяет получить результат, максимально близко отражающий отношение рынка к объекту оценки.

Полноценное использование сравнительного подхода может быть лишь при наличии у покупателя выбора ОИС из числа других, подобных и выполняющих такие же функции. При этом из нескольких ОИС приблизительно одинакового значения и полезности покупатель должен иметь возможность выбора того ОИС, который его устраивает за перечнем качеств, к которым относятся: функциональное назначение, приемлемая стоимость, длительность срока использования, степень защищенности, его уникальность и другие характеристики. Кроме того, продавец ОИС должен иметь возможность выбора наиболее интересных для него покупателей, для того чтобы среди них отдать предпочтение тому, кто больше заплатит и тому, с кем возможно дальнейшее сотрудничество. К сожалению, только по некоторым ОИС возможно соблюдение этих условий. Очень часто такая возможность возникает при продаже прав на издание высокопрофессиональных произведений литературы, искусства, на изготовление и коммерческую реализацию аудио- и видеопродукции высшего качества, при тиражировании и реализации программных продуктов.

При передаче прав на объекты промышленной собственности на рыночных условиях, возникают дополнительные трудности. Чем более уникальное производство или продукция, в которых реализовано право на объект промышленной собственности, тем сложнее найти покупателя и, соответственно, тем меньше возможности полноправных рыночных отношений. И наоборот, чем значительнее производство и чем больше таких производств в мире, тем легче найти покупателей патентов и других прав, и тем легче использовать сравнительный подход. Примером этого может быть производство компьютеров, калькуляторов, телевизоров и т.д.

Преимуществом сравнительного подхода является то, что он позволяет определить так называемую справедливую цену, которая наилучшим образом соответствует ситуации на рынке.

2.3 Доходный подход

В основе доходного подхода лежит принцип ожидания, свидетельствующий о том, что стоимость ОИС определяется величиной будущих выгод ее владельца. Формализуется данный подход путем пересчета будущих денежных потоков, генерируемых ОИС, в настоящую стоимость.

Как правило, потенциальные покупатели рассматривают приносящий доход ОИС с точки зрения инвестиционной привлекательности, то есть как объект вложения капитала с целью получения в будущем соответствующего дохода. Одной из основных особенностей приносящего доход ОИС является то, что он очень редко принадлежит одному владельцу на правах полной собственности. Именно поэтому при оценке ОИС обычно рассматриваются конкретные наборы прав собственности, определяющие предмет оценки.

Так как в основе доходного подхода лежит принцип ожидания будущих выгод, то существенным моментом является четкое определение и классификация этих выгод для единообразного их толкования. Считается, что выгода от владения ОИС включает право получать все регулярные доходы во время владения, а также доход от продажи ОИС после окончания владения (реверсия), если это предусмотрено лицензионным договором.

В основу доходного подхода к оценке объектов интеллектуальной собственности положен математический аппарат, который достаточно полно изложен в классической монографии по оценке недвижимости Дж. Фридмана и Н. Ордуэя. [5]

Применительно к оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности смысл доходного подхода состоит в том, что стоимость любого объекта интеллектуальной собственности можно отождествить с капиталом(инвестицией) определенной величины, способной генерировать дополнительную прибыль или, говоря точнее, избыточную прибавочную стоимость на условиях эффективного использования этого актива.

Зная прибыльность конкретной отрасли, к которой относится то или иное предприятие, либо определив внутреннюю доходность потока избыточной прибавочной стоимости по известной прибавочной стоимости, с помощью известных экономико-математических формул можно оценить стоимость конкретного объекта интеллектуальной собственности, т.е. определить величину искомого капитала.

В условиях, когда рынок интеллектуальной собственности еще не сформирован или работает неэффективно, из трех рассмотренных подходов, доходный подход к оценке стоимости ОИС является основным.

Предпочтительность применения подходов к оценке объектов интеллектуальной собственности представлена в таблице.

Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке прав на ОИС

ОИСВ первую очередьВо вторую очередьМало применимоПатенты и технологиидоходныйсравнительныйзатратныйТоварные знаки и брендыдоходныйсравнительныйзатратныйИнформационное ПОзатратныйсравнительныйдоходныйПрограммные продуктыдоходныйсравнительныйзатратныйПрава копированиядоходныйсравнительныйзатратныйФранчайзные правадоходныйсравнительныйзатратный

На основе таблицы 1.1 можно сделать вывод, что предпочтительные для таких объектов интеллектуальной собственности как патенты и технологии, товарные знаки и бренды, программные продукты, права копирования, франчайзинг использовать доходный метод оценки ОИС, во вторую - сравнительный метод и мало применимый метод - затратный, а для информационных ПО предпочтительно использовать затратный метод оценки ОИС, во вторую очередь сравнительный метод, мало применимо доходный метод.

3. Оценка объектов промышленной стоимости

3.1 Оценка изобретений

Изобретение - идея, которая делает возможным практическое решение конкретной проблемы в технической области и охраняемая патентом при одновременном удовлетворении тем условиям, а именно:

мировая новизна;

промышленная применимость (раньше иногда называлось «полезность»);

изобретательский уровень (раньше называлось «неочевидность решения»).

Нужно отметить, что объективно существуют два понятия изобретения - общепонятное и юридическое. В обычное понятие мы вкладываем творческое решение проблемы. Это любая оригинальная идея, «умственная находка», служащая для удовлетворения той или иной практической потребности (иногда называют «беспатентным изобретением», что с нашей точки зрения не совсем правильно). Юридическое же понятие изобретения (для которого иногда используют избыточный термин «патентное изобретение») намного уже, поскольку далеко не все изобретения удовлетворяют всем сформулированным условиям. Соответственно, не на каждое из них распространяются нормы патентного права. И в дальнейшем, употребляя термин «изобретение», мы будем понимать этот термин именно в юридическом смысле.

Устройство - одна из основных форм, в которой возможна реализация изобретения. Может иметь конкретное воплощение в виде каких-то конструкций или изделий.

Способ - еще одна основная форма реализации изобретения. Представляет собой процесс выполнения действий над материальным объектом с помощью других материальных объектов.

Вещество - еще одна основная форма реализации изобретения. К веществам относятся:

индивидуальные химические соединения, в том числе условно высокомолекулярные соединения и объекты генной инженерии;

композиции (составы, смеси);

продукты ядерных превращений.

Определение стоимости изобретения. Ограничивающие условия и допущения:

) в продукции используется только одно изобретение;

) в явном виде не учитывается, насколько тождественны все без исключения признаки продукта (или способа) признакам, включенным в независимый пункт формулы изобретения (или признакам, эквивалентным им). Иначе говоря, в явном виде не учитывается, как часть прибыли (∆) от продажи продукта (или способа) генерируется именно изобретение.

Расчетная формула 3.1 для оценки стоимости изобретения:

ТСи = Сл = ∑ [Дi x Р: (1 +СД: 100)i], (3.1)

Сл - стоимость лицензии на использование изобретения лицензиатором;

Р - ставка роялти, зависящая от валового объема производства, вида выпускаемой продукции, отрасли промышленности, стоимости продукции, других показателей и обычно колеблющаяся от 1 до 13 процентов (материал о роялти будет изложен далее);

СД - ставка дисконта, %.

Дi - валовой годовой доход лицензиата в i-м году, определяемый по формуле 3.2.

Дi = Oi x Цi, (3.2)

где: Оi - объем продукции (в физических единица), выпускаемой по лицензии в i-м году;

Ц - цена единицы продукции в i-году. [6]

3.2 Оценка полезных моделей

Полезная модель - это идея, которая делает возможным практическое решение конкретной проблемы в области устройств (конструкций и изделий) и охраняемая патентом при одновременном удовлетворении двум условиям:

новизна;

промышленная применимость (идентично этому признаку для изобретения).

В литературе для обозначения рассматриваемого вида промышленной собственности иногда применяются и другие термины: «полезный образец», «общеполезный образец», «общеполезная модель».

Иногда термин «полезная модель» может вводить в заблуждение, поскольку слово «модель» многозначно. В обыденной жизни оно может обозначать образец какого-либо изделия (новая модель платья), форму для изготовления (литейная модель). схему действий (новая модель автомобиля), схему или макет чего-либо (модель корабля), схему действий (модель решения задачи). В нашем случае слово «модель» используется для обозначений решения технической задачи.

Определение стоимости полезной модели. Ограничивающие условия и допущения:

. Принимается, что стоимость полезной модели приравнивается к стоимости простой (неисключительной) лицензии на ее использование.

. Условно принимается, что норма прибыли в отрасли промышленности, к которой относится полезная модель, сохраняет стабильность на протяжении всего срока использования полезной модели.

. Срок действия охранного документа (патента на полезную модель) равен 5+3=8 годам.

. Средства прогнозирования, имеющегося в распоряжении оценщика, позволяет ему достаточно точно определить величину числового валового дохода, равного произведению эффективного валового дохода на норму прибыли, на каждый год в интервале прогнозирования до 8 лет.

Расчетная формула 3.3 оценки стоимости полезной модели

ТСпмл=∆∑ [ЭВД iЧ НПi: 100: (1 + CД: 100)i] (3.3)

где: ТСпм - текущая стоимость полезной модели;

Сл - стоимость лицензии на полезную модель;

∆ - доля лицензиара от прибыли, получаемой лицензиатом, определяется экспертным методом.

НПi - норма прибыли в i-м году (%), определяемая по бухгалтерским документам за предшествующие годы или экспертным методом применительно к той отрасли промышленности, к которой относится полезная модель (обычно НПi составляет 10-20 процентов и может быть НПi = сonst);

СД - ставка дисконта, %.

ЭВДi - эффективный валовый доход лицензиата в i-м году, определяемый по формуле 1.2:

ЭВДi = Оi Ч Цi (3.4)

где: Оi - объем продукции (в физических единицах), выпускаемой по лицензии в i-м году (может быть Оi =сonst);

Ц - цена единицы продукции в i - году (может быть Цi = const).

Из приведенных многочисленных компонентов расчетной формулы в реальных условиях часть компонентов (иногда даже большая) может отсутствовать (в зависимости от характера полезной модели и величины промежутка времени между началом работы над полезой моделью и моментом ее оценки).)

3.3 Оценка промышленных образцов

Промышленный образец - это результат художественно - конструкторской (дизайнерской) деятельности, материализованной во внешнем виде какого-либо объекта (изделия) и охраняемый патентом при одновременном удовлетворении трем условиям:

новизна;

промышленная применяемость;

оригинальность.

Промышленный образец имеет сходство:

с объектами художественно - прикладного искусства;

с изобретением и полезной моделью, заключающееся в том, что все они воплощаются в некотором промышленном изделии (правда, изобретение может касаться не только промышленного изделия).

Отличие же состоит в следующем: для изобретения и полезной модели одна из их особенностей заключается в том, что композиции составных элементов и изготовленных на их базе соответствующих изделий могут иметь совершенно неодинаковый внешний вид. Что касается промышленного образца, то как раз одинаковость внешнего вида является одной из главных особенностей изделий, изготовленных на основе промышленного образца.

Поэтому действие охранного документа (патента) на промышленный образец распространяется только на визуально сходные с охраняемым образцом изделия, содержащие все его существенные признаки. (существенными признаками считаются такие, каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для создания конкретного зрительного образа изделия.)

В самом широком плане промышленный образец можно определить как эстетическое внешнее оформление полезного изделия, которое может быть объемным (модель), плоским (рисунок) или комбинированным.

Эстетическое оформление может включать в себя форму и (или) орнамент, и (или) цвет изделия. Из эстетичности оформления следует, что оно должно быть принято для глаза. Это означает, что в качестве промышленного образца рассматривается нематериальный объект как таковой (пылесос, комплект кухонного оборудования), а практический результат творческого труда художника-конструктора, определяющего решение внешнего вида изделия. При этом акцент делается на то, что это не обычное конструкторское решение, а решение, требующее для своего создания такого вида, определяющего наружную поверхность изделия, с которым человек сталкивается в процессе обычного пользования им.

Однако форма любого предмета зависит от содержания, обусловленного его техническим решением. при этом технические характеристики промышленного изделия как показатели технического решения должны соответствовать его художественно - конструкторскому уровню. внешний вид стиральной машины, например, не будет признан промышленным образцом. если художественно - конструкторское решение ее внешнего вида формировалось без учета технического решения. Не рассматривается в качестве промышленного образца и художественно - конструкторское решение изделия, обусловленное только его техническим решением.

Ограничивающие условия и допущения.

. Текущая стоимость принимается равной стоимости простой (неисключительной) лицензии на использование промышленного образца.

. Норма прибыли принимается постоянной для каждого учитываемого в расчете года.

. Средства прогнозирования, имеющиеся в распоряжении оценщика, позволяющая ему достаточно точно определить величину чистого валового дохода, равного произведению эффективного валового дохода на рому прибыли, на каждый год в интервале прогнозирования до 15 лет.

Расчетная формула 3.5 оценки промышленного образца.

ТСпол=∑ [СЧД iЧ НПi: 100: (1 + CД: 100)i] (3.5)

где: ТСпм - текущая стоимость промышленного образца;

Сл - стоимость лицензии на использование промышленного образца;

СЧДi - cкоректированный чистый доход в i-м году, определяемый по формуле 3.6:

СЧДi = ЭВДiЧНП: 100 Ч ∆ (3.6)

где НПi - норма прибыли в i-м году (%), определяемая по бухгалтерским документам за предшествующие годы или экспертным методом применительно к той отрасли промышленности, к которой относится полезная модель (обычно НПi составляет 10-20 процентов и может быть НПi = сonst);

∆ - доля чистого дохода. приходящаяся на используемый в выпускаемой продукции промышленный образец

ЭВДi - эффективный валовый доход лицензиата в i-м году, определяемый по формуле 3.7:

ЭВДi = Оi Ч Цi (3.7)

где: Оi - объем продукции (в физических единицах), выпускаемой по лицензии в i-м году (может быть Оi =сonst);

Ц - цена единицы продукции в i - году (может быть Цi = const).

3.4 Оценка товарных знаков

Товарный знак (ТЗ) - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одного производителя от однородных товаров других производителей.

Мировой товарный знак - ТЗ, известный на мировом рынке.

Общеизвестный товарный знак - ТЗ, ставший хорошо известным широкому кругу заинтересованных потребителей и служащий гарантией высокого качества продукции и товаров, маркируемых этим знаком. Согласно Парижской конвенции ТЗ обеспечивается правовая охрана еще и до их регистрации в Патентном ведомстве (в Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам товарным знакам (Роспатент)).

Коллективный товарный знак - ТЗ союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий (т.е. юридически самостоятельных, но экономически связанных между собой предприятий), предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Этот знак нужно отличать от ТЗ, находящегося в совместном владении нескольких юридических или физических лиц (которое по российскому законодательству допускается только для иностранных заявителей).

Знак обслуживания (ЗО) - то же, что и ТЗ, но по отношению не к товарам, а услугам когда называется «сервисная марка»).

ЗО дают возможность потребителям сделать выбор среди таких служб, как страховые, транспортные, медицинские и другие компании. Правовое регулирование отношений по поводу ЗО аналогично регулированию отношений по ТЗ. В некоторых странах ЗО называется «сервисная марка», «марка обслуживания».

Название фирмы - имя, под которым потребитель знает различные фирмы, независимо от формы собственности, присущей этой фирме (АО, ТОО, ООО и др.)

Фирменное наименование - имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица, содержащее в себе название органа, в подчинении которого эта фирма находится, и свое собственное наименование, включающее определение предмета деятельности, вида предприятия, а также указание, необходимое для отличия этой фирмы от однородных компаний (специальное наименование и др.) [7]

По Парижской конвенции фирменное наименование является объектом промышленной собственности, правовая охрана которой осуществляется по законам соответствующих стран.

Торговая (товарная) марка - название, помещаемое на товарах, предназначенных для продажи, с целью идентификации их происхождения (в пределах конкретного для фирмы ТЗ).

В соответствии с российским законодательством все коммерческие названия регистрируются только как ТЗ.

Бренд - термин, тесно связанный с ТЗ, но в российской практике не имеющий четкого определения.

Бренд не переводится на русский язык дословно. Бренд - это прежде всего устойчивый союз, созданный в сознании людей и определяющий поведение покупателей по отношению к нему.

Сертификационный (удостоверительный) знак - знак, зарегистрированный на имя организации, которая разрешает другим предприятиям пользоваться при условии соответствия свойств и качества товаров, установленных этой организацией, и под ее контролем.

Логотип - употребляемое в качестве ТЗ оригинальное геометрическое начертание полного или сокращенного наименования предприятия или товарной группы. Логотип всегда должен выделяться из текста. Зарегистрированный логотип снабжают значком ТМ и другими, принятым в стране.

Товарный знак выполняет две основные функции:

отличающую (т.е. позволяет отличать товары одной фирмы от товаров другой);

индивидуализирующую (т.е. позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей.)

Кроме основных, ТЗ также может выполнять и некоторые неосновные, вспомогательные функции:

стимулирующую (стимулирует поддержание и даже повышение качества товара);

рекламирующую (обеспечивает рекламу с целью продвижения на рынок и повышения спроса на товар);

охраняющую (защищает ТЗ от несанкционированного использования третьими лицами);

регулирующую (упорядочивает выпуск и статус товара);

культурно - просветительную (способствует эстетическому воспитанию потребителя).

Коммерциализация товарных знаков. Стоимость ТЗ может достигать очень больших величин, составляя значительную часть активов фирмы. Данные, касающиеся самых дорогих ТЗ м мире приведены в таблице.

самых дорогих товарных знаков мира (по данным Interbrand за 2010 год)

№ТЗСтоимость в 2010 году, млрд. долл.ОтрасльСтрана1COCA - COLA71, 945Продукты питания, напиткиСША2MICROSOFT68,068Программное обеспечениеСША3IBM65,752Компьютерная техникаСША4General Electric45,396Многоотраслевая компанияСША5NOKIA38,035ТелекоммуникацииФинляндия6INTEL37,665Компьютерная техникаСША7DISNEY35,591Путешествия и развлеченияСША8FORD33,092АвтотехникаСША9McDonalds28,289Розничная торговляСША10AT & T25, 828ТелекоммуникацииСША

Исходя из данных таблицы 1.2 можно сделать вывод, что продажи корпоративных ТЗ становятся очень популярным бизнесом, достигающей пятой части общего объема лицензионных сделок. Например, в знаменитом клубе «Манчестер Юнайтед» в 1995 году доходы от продажи спортивной одежды с ТЗ клуба превысил выручку от продаж билетов.

Определение стоимости товарного знака. Ограничивающие условия и допущения.

не учитываются такие компоненты расчетной формулы. как коэффициент морального износа и коэффициент технико-экономической значимости.

существуют благоприятные условия для учета коэффициента наращивания:

период, в который производились затраты на ТЗ (cоздание, регистрация, реклама, и т.д.) превышает 1 год.

взаимоотношения с заказчиком оценки ТЗ и корпоративным сообществом таковы, что нет оснований опасаться, что могут возникнуть возражения против использования в отчете об оценке инструмента наращивания.

учитывается коэффициент инфляции.

поскольку при любой рекламе продукции с ТЗ рекламируется не только продукция, но и сам ТЗ, расходы на рекламу именно ТЗ принимаются равными некоторой доле общих затрат на рекламу. [8]

Расчетная формула 3.8 оценки товарного знака:

ТСТЗ = Зe (3.8)

где: Зе - суммарные по всем i годам, приведенные к моменту оценки затраты на создание, правовую охрану, поддержание рыночного статуса и рекламу и т.д.

Также, стоимость товарного знака можно узнать с помощью компьютерной экспертной системы на основании 120 параметрах работы предприятия, содержащейся в бухгалтерских документах этой организации за последние несколько лет. [6]

Заключение

интеллектуальный изобретение собственность

В процессе проделанной работы все задачи, поставленные ранее в курсовой работе были достигнуты, а именно:

. Интеллектуальную собственность всегда рассматривали как обобщающее, родовое понятие, но при этом часто предпринимались попытки ограничить ее несколькими видами (в частности, «литературно-художественной» собственностью и промышленной собственностью) либо свести представление о ней к особым правам или особым способам защиты. При этом к объектам промышленной собственности обычно относили научно-технические творения человека, а к объектам авторского права - произведения искусства. Очевидна ограниченность подобного подхода. Вместе с тем иногда интеллектуальную собственность трактуют чрезвычайно широко, относя к ней не только все предметы духовной культуры в ее разнообразных проявлениях, но и почти любую информацию.

Таким образом, интеллектуальная собственность - это совокупность исключительных прав (имущественных и неимущественных) юридического или физического лица на результаты интеллектуальной(творческой) деятельности.

. Современный экономический рост любой страны в значительной степени обусловлен научно-техническим прогрессом, При этом ключевое значение приобретает нематериальные активы и интеллектуальная собственность, которые рассматриваются как основной потенциал экономического развития.

В ходе написания работы мною была подробна, изучены и выделены объекты интеллектуальной собственности:

авторское право;

смежные права;

патентное право;

изобретение;

полезная модель;

промышленный образец;

фирменное наименование;

товарный знак и др.

. Подход к оценке - это общие способы определения стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности, которые базируются на основных принципах оценки. Выбор подхода к оценке производится в зависимости от конкретного сочетания объекта оценки, цели оценки и др.

Затратный подход - совокупность методов оценки объектов интеллектуальной собственности, основанных на определении затрат, необходимых для полного воспроизводства или полного замещения объекта нематериальных активов (НМА) за вычетом стоимости его износа;

Сравнительный подход - совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанный на анализе рыночных продаж заключающегося в сравнении объектов оценки с аналогичными. Он базируется на легкодоступной для оценщика рыночной информации и позволяет получить простое, логически обоснованное суждение о цене объекта НМА и интеллектуальной собственности.

Доходный подход - совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанных на определении ожидаемых доходов. С точки зрения инвестора интеллектуальная собственность и объекты НМА в этом случае рассматриваются только как источники дохода. К недостаткам данного подхода относится построение всех расчетов на основе прогнозных данных и предварительных заключений экспертов.

Список использованных источников

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, раздел VII, глава 69 - 2014 год

. Е.Н. Панова. Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности: защита и оценка таможенными органами РФ / Москва: Юстицинформ, 2011 год - 144 стр.

.В.В. Сергеевичев, Т.Г. Бочарова, А.Н. Травкина. Защита интеллектуальной собственности/СПб.: СПбГЛТУ, 2011 год - 148 стр.

.П.Н. Цыбулев. Оценка интеллектуальной собственности / Москва: АстраМ, 2009 год -184 стр.

. Дж. Фридман, Н. Ордуэй. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости/ Москва: Дело, 2007 год - 480 стр.

. Г.Г. Азгальдов, Н.Н. Карпова. Оценка интеллектуальной собственности / Москва: Амалфея, 2008 год - 399 стр.

7. П.Б. Мэгс, А.П. Сергеев. Интеллектуальная собственность / Москва: ЮристЪ, 2010 - 400 стр.

8. Н.А. Тихомирова, П.А. Якимахо. Менеджмент интелектуальной собственности / Москва: Центр развития современных образовательных технологий, 2010 год - 392 стр.

. М.В. Аньшин. Инновационный менеджмент. Концепции, стратегии и механизмы инновационного развития / Дело: Москва, 2008 год - 563 стр.

Похожие работы на - Оценка интеллектуальной собственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!