Инновационная деятельность организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,57 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность организации

Содержание

Введение

. Теоретическая часть

.1 Формирующие инновационную деятельность организации

.2 Понятие уровни инновационного развития и проблемы управления

.3 Основные цели и задачи инновационной политики

.4 Метод выбора инновационной политикой организаций как самостоятельного хозяйственного субъекта

.5 Управление инновационной политикой организации

. Разработка инновационного проекта

.1 Резюме проекта

.2 Идея (сущность) проекта 

.3 Оценка рынка сбыта

.4. План маркетинга

.5 Финансовый план

Заключение

Список литературы

Введение

Признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, научно-технический прогресс, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Под инновацией обычно понимается:

вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;

непосредственно новая техника, технология, являющаяся достижением научно-технического прогресса.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически, всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске.

В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.

1. Теоретическая часть

.1 Факторы, формирующие инновационную деятельность организации

В условиях рынка каждое предприятие (фирма) самостоятельно осуществляет производственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного потенциала и ресурсных возможностей, а также выбирает виды инновационных стратегий. Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. Так, инновационная деятельность может быть ответной реакцией на требования рынка, ограниченный доступ к передовым технологическим решениям, ресурсные ограничения, изменения в налоговой и финансово-кредитной политике. В управлении инновационной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль. Учитывая взаимосвязанность целей инновационной деятельности и определяющих ее факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на предприятиях.

Эти цели могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкретные). В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности, экспансия, завоевание новых рынков. Отметим, что в рыночной экономике цели максимизации прибыли, и повышения конкурентоспособности продукции являются приоритетными. В современных условиях около 30 % инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентоспособности продукции, в то время как у 25 % инновационно-активных предприятий основная стратегическая цель - экспансия, завоевание новых рынков.

Тактические (конкретные) цели инновационной деятельности предприятий достаточно многообразны. Перечислим основные из них: замена устаревшей продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение, снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические цели инновационной деятельности носят комплексный характер. Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от вышеуказанных факторов различного характера. При принятии управленческих решений по инновациям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные.

Эти факторы могут оказывать влияние на инновационную деятельность предприятий в комплексе и в различных комбинациях, что учитывается при принятии инновационных управленческих решений. Для предприятий внутренние импульсы к инновационной деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энерго затраты, стремление расширить производственные мощности. Для современных предприятий в управлении инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инновационный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и иностранных инвесторов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежности повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена собственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, а именно смена формы контроля.

1.2 Понятие уровни инновационного развития и проблемы управления

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин инновация стал активно использоваться в исследованиях переходной экономики России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение и т. п. Для уточнения понятия инновации познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Р. Нельсон, К. Фримен, К. Пэвитт, И. Шумпетер и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Осло). В соответствии с ними под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технический достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, исполь0зованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

В статистике выделяются следующие основные виды инновационной деятельности:

• исследования и разработки;

• технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

• пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

• маркетинг новых продуктов, включая деятельность, связанную с выпуском новой продукции на рынок, предварительным исследованием рынка, адаптацией продукта к различным рынкам, а также рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

• приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

• приобретение овеществленных технологий - машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

• производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг.

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

. Внедрение продукции с новыми свойствами.

. Использование нового сырья.

. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины инновация и инновационный процесс не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Обращаем внимание: научно-технические разработки выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в технологические инновации. Научно-технические разработки являются приложением нового знания с целью их практического применения, инновации же (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: “материализацию” инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и “коммерциализацию”, превращающую их в источник дохода. Научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ.

Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ.

Диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большой для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

Инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:

Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.


В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития [38]:

ориентирование и поддержка научных исследований;

регулирование направлений научно-технического развития;

защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;

лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;

совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

охрана прав интеллектуальной собственности;

формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

Содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов [39]:

признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического раз­вития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности; обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности; активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере; укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

) работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

) научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:

качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторо­ну разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

Качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения; преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.

Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров, высвобождаемых в результате внедрения достижений НТП. Требуется, в частности, создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования должна иметь:

четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

К основным элементам регулирования относятся несколько составляющих:

прямое государственное стимулирование НИОКР путем распре­деления бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов; косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной таможенной политики, а также путем поддержки инновационных малых предприятий; предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку); формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

Первая группа документов, регулирующих инновационную государственную политику, - это законодательные акты.

В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» [38] сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная по­пытка формирования целостной системы целей, однако, результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.

Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.

Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.

Вторая группа документов (небольшая) определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования инновационной деятельности. Таких ведомств три.

Главное - Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности. В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов. Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.

Отсутствие нормативно-правового регулирования является од­ним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит, прежде всего, в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная поли­тика» и другие, трактуются неоднозначно.

По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д, Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной поли­тике в РФ». Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики представлен в Правительство России.

В соответствии с вышеуказанным проектом закона к инновационной деятельности относится деятельность от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, до реализации готовой продукции, технологического процесса. Сюда же включаются: проведение маркетинговых исследований, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, про­дуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким образом, устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших государственных задач - направленность науки и производства на реальное широкомасштабное использование достижений НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потребностей рынка отечественной продукцией.

В соответствии с вышеуказанными законами государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью; финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности; финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности; размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий; поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности; тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.

В связи с введением в действие Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» необходимо принять или изменить следующие нормативно-правовые документы.

. Законы:

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»;

О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошли­нам, инвестициям;

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон, и «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

. Постановления и распоряжения Правительства РФ: о перечне видов инновационной деятельности, которые можно осуществлять только по специальному распоряжению Правительства или которыми запрещено заниматься;

об организации аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры;

о режиме регулирования и стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

о создании и функционировании инновационных, инновационно-страховых и инновационно-венчурных фондов.

1.4 Метод выбора инновационной политикой организаций как самостоятельного хозяйственного субъекта

Что представляет собой инновационная политика предприятия и с чего начать ее разработку?

Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Однако прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия проанализируйте следующие факторы: состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям; место Вашего предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов;

экономическое положение Вашего предприятия, его финансовое состояние; сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга; льготы, получаемые Вами от государства (если таковые есть); условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Каковы этапы разработки инновационной политики?

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта:

. Выбор направления инновационной политики.

На данном этапе Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать Ваши возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что Вам в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого Вы должны сформировать ваши идеи в альтернативные цели, которые бы Вы хотели реализовать.

Как мы уже сказали, главным методом принятия решения остается Ваше интуитивное суждение и опыт. Но существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как таковой. Они будут рассмотрены нами ниже.

. Стратегическое планирование инноваций.

На этом этапе Вы должны разработать варианты альтернативных путей и средств достижения, выбранных Вами на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросьте все лишние варианты и выработайте окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

. Оперативное планирование инновации.

Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов Вы должны запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной Вами стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования Вы получаете подробный последовательный план Ваших действий по осуществлению инновации.

Какие методы выбора инновационной политики существуют?

Как мы уже говорили, существует несколько методов выбора направления инновационной политики:

. Метод написания сценариев.

Данный метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий - это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала Вам необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее Вы должны сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо Вы можете создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит Вам определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

. Метод игр.

Игра представляет собой особый вид моделирования ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в т.ч. деловые. Стратегические игры - это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения - стратегия - участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

В процессе игры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

. Метод Дельфи.

Представляет собой метод прогноза возможных будущих событий, при котором Вы проводите индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае Вы должны обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок. Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария - формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности.

1.5 Управление инновационной политикой организации

Управление инновациями - это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства. Инновации условно можно разделить на два уровня: к первому относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство, инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство;

ко второму принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире.

Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго - обязательны для всех предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.

Ситуация, в которой оказались российские предприятия с середины 1998 г., внешний кризис, включая развал банковского сектора рекламных услуг, девальвация рубля и другие причины оказали двоякое воздействие на руководителей предприятий.

С одной стороны, для тех, кто сделал ставку на импортные комплектующие, потребовалось тут же быстро пересмотреть стратегию, ориентированную на внутренних поставщиков. С другой - для предприятий наукоемкого сектора, с ориентацией на экспорт, ситуация даже улучшилась. Хотя, надо отметить, значительно усложнилась процедура расчетов, движение денежных средств внутри страны и за ее пределами.

Так как кризисные ситуации могут периодически возобновляться, перспективы эффективной деятельности будут только у предприятий-инноваторов, которые способны быстро адаптироваться к любым изменениям как внутри предприятия, так и во внешней среде.

Предприятиям, работающим по-старому, нет места в мире постоянных изменений. Кризис заставляет срочно делать то, что планировали на перспективу, постоянно откладывали, принимать новые решения и разрабатывать новые схемы. Не случайно именно в кризисный период возникает острая необходимость перемен, инноваций. Например, чтобы упростить систему расчетов, уменьшить накладные расходы, подключить своих менеджеров к реализации товаров клиента, некоторые предприятия идут на использование таких инновационных форм, как консорциумы при участии и потребителей, и поставщиков.

Переход к рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервис­ное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние Достижения науки и техники.

Недостаточное внимание к инновациям не только приводит падению объемов продаж, что происходит сегодня, но и, главное, является базисной основой глубокого глобального кризиса в будущем.

Как показывает опыт инновационного и управленческого консультирования, на сегодня в России около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). При этом если на отдельных предприятиях данная проблема становится все более острой и актуальной (ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Ижрадио» и т.д.), то на большинстве в силу экономического кризиса она уходит на второй план (Томилинский завод полупроводниковых приборов и многие другие), и, следовательно, инновационная деятельность сокращается.

Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (микроэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствие с усовершенствованными технологическими системами.

К началу XXI в. в России, несмотря на глубочайший экономический кризис, вызванный серьезными просчетами на уровне макроэкономической политики, стали происходить серьезные изменения форм и методов управления инновациями, а также осваиваться методы реинжиниринга бизнес-процессов. Это должно облегчить приспособление предприятий к постоянным изменениям внешней среды. Лишь приоритет долгосрочного подхода к решению назревших проблем регулируемого рынка позволит выйти из экономического кризиса, осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность предприятий и научно-технических организаций, модернизировать предприятия наукоемких отраслей промышленности, рационализировать ресурсопотребление.

В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях: сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции; нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных парамет­ров развития техники; резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;

отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организа­ционных структур;

чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций); ограниченность распространения инноваций (внедрение на одном-двух предприятиях);

чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1 млн. руб.); отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий); практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10 лет, развал отраслевой академической и вузовской науки, отсутствие разумной промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоемкого сектора.

В высокоразвитых странах действуют хорошо отлаженные механизмы рыночного регулирования, такие, как избирательное налогообложение, гибкая амортизационная политика, методы борьбы со сверхконцентрацией производства и монопольным владением сбыта, режим стимулирования развития мелких предприятий для быстрого реагирования на достижения НТП и меняющиеся запросы рынка и т.д. В России же создание рынка проходило без их формирования - законы есть, а механизмов их реализации нет.

Инновационный процесс - это динамически развивающийся процесс научно-производственной и экономической деятельности предприятия, который противостоит уже сложившимся там процессам и структурам, но связан с ними определенным образом. Характер этой связи существенно влияет на задачи и способы управления «новациями на предприятии. Создатель новой технологии выдается благодаря инновациям первого уровня. Инноватор исходит, прежде всего, из таких критериев, как уникальность и новизна. Для подавляющего числа предприятий-имитаторов в части инноваций пи преобладающими критериями являются жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

На предприятиях можно выделить следующие стадии инноваций: выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций) - формулировка целей инновации; анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика); принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида; разработка и проектирование инновации; согласование и утверждение проекта инновации; подготовка объекта к инновации; внедрение инновации; оценка фактической эффективности инновации.

Контроль перехода инновации из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии-операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом - собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет перехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.

Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии.

Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.

Когда процесс внедрения и последующего распространения оваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс.

На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:

) исследования и разработки;

) управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объемом элементов ГОСТ;

) создание обновленной производственной базы;

) освоение рынка инноваций.

В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как:

поисковые и фундаментальные исследования;

прикладные исследования;

технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;

первое освоение инноваций (техническое и экономическое);

распространение и тиражирование инноваций.

Создание обновленной производственной базы представляет свои своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают старинке наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.

Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:

) наличия в нем новых технических решений и их значимости;

) воздействия нового продукта на рынок.

Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.

Вместе с тем рыночная новизна продукта, может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.

На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решений о необходимости реализации ин­новации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.

Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом:

) выявления новой потребности (возможности или проблемы), например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса (1/4 всех идей);

) выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность (ранее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (3/4 всех идей). И проблема, прежде всего, заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.

Весьма важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим факто­ром является сокращение времени разрыва между открытием и ин­новацией.

. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография и др.).

. Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.).

. Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).

. Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и др.).

Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.

2. Разработка инновационного проекта

.1 Резюме проекта

В связи с тем, что в настоящее время существует огромное количество конкурентов в сфере обслуживания, пристальное внимание следует обратить на месторасположение будущего кафе-пиццерия «Зебра».

Необходимые условия: нужно, чтобы месторасположение было как можно более удобным для жителей и гостей города - будущих посетителей, но в то же время необходимо учитывать и месторасположение конкурентов, а также стоимость и наличие необходимых площадей в Фокинском районе.

Наше предприятие пиццерия «Зебра» будет находиться в г. Брянске по улице Дзержинского д. 27 в районе Дворца Культуры.

Основными целями предприятия являются: получение чистой прибыли, увеличение объёмов продаж, удовлетворение потребностей населения в питании и проведении досуга.

Для достижения поставленных целей предприятие будет использовать: маркетинговую, ценовую, производственную стратегию.

Цели:

расширение объемов сбыта продукции и предоставляемых услуг с целью получения максимальной прибыли.

Так же предприятие будет оказывать услуги по организации питания потребителей и организации культурного проведения досуга.

Необходимый первоначальный капитал предприятия можно получить в кредит у банковской организации. За счет удачного расположения пиццерии и за счет 100 - 150 % торговой надбавки, в довольно короткие сроки ( 2 - 3 года) будет получена необходимая прибыль для функционирования предприятия и для расчета с кредитом.

Продукция пиццерии будет пользоваться спросом, так как все приготовленные блюда будут изготовлены из качественных продуктов профессиональными поварами. Уровень цен по сравнению с конкурентами будет несколько ниже. Так же предприятие будет иметь гораздо более удобное расположение по сравнению с конкурентами. Интерьер и оформление пиццерии будут более приятными, обслуживающий персонал также будет более образованным и грамотным, чем у конкурентов.

Прогнозируется увеличение объемов продаж, соответственно будет увеличение объемов выручки. Затраты на производство будут снижены всеми возможными методами: установка современного малогабаритного секционно-модульного оборудования, поиск поставщиков с более выгодными условиями закупки и поставки и др.

Проект предусматривает проектные работы, аренду помещения, приобретение оборудования, проведения рекламной кампании. Данные работы планируется реализовать в мае 2014 г.

2.2 Идея (сущность) проекта

Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для данной организации, так как он имеет следующий ряд преимуществ:

может быть основано при малом капитале;

риск каждого из компаньонов ограничен основным вкладом;

гарантирует непрерывность управления;

затраты на учреждение и управление ниже, чем в других обществах;

участники общества не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим имуществом.

В кафе-пиццерия «Зебра» приготовляются и реализуются для потребления на месте пицца, горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, блюда и кулинарные изделия несложного приготовления в ограниченном ассортименте, а также реализуются кисломолочные продукты и некоторые покупные товары. Кроме того, в ассортименте продукции предусматриваются конфеты и шоколад в ассортименте, минеральные и фруктовые воды, квас, соки, фрукты и т. д. В кафе предусмотрено самообслуживание.

Формат пиццерий - один из самых гибких и приспосабливаемых на ресторанном рынке. Пиццерии занимают ниши в очень разных сегментах. Как правило, пиццерия - заведение демократичное. В России пицца получила широкое распространение в 1990-х годах вместе с приходом на рынок зарубежных компаний, таких как Pizza Hut <#"721727.files/image001.jpg">

График 2.1 - Прогнозируемые финансовые показатели

пиццерия план инновационный политика

График 2.2 - Выход кафе на окупаемость

Открытие заведения намечено на начало июня 2015 года, однако, начиная с марта, необходимо будет платить за аренду помещения. В том числе для этого, в категорию затрат заложено финансирование проекта до выхода его на самоокупаемость. Планируется, что это произойдет уже на второй месяц работы заведения.

График 2.3 - Распределение денежных средств в кафе

Исходя из показателей графиков и основных расчетов, видно, что средняя рентабельность кафе-пиццерия будет составлять от 8 до 15%.

Таблица 2.8 - Финансовый прогноз на 2015-2017 гг.


Период

2015

2016

2017


1

2

3

4


Выручка

16 800 000

18 000 000

19 200 000


Прибыль

4 500 000

5 000 000

5 500 000


Расчет окупаемости пиццерии:

Начало проекта: Март 2015 г.

Открытие заведения: Июнь 2015 г.

Выход на точку безубыточности: Июль 2015 г.

Выход на прогнозную выручку: Октябрь 2015 г.

Дата окупаемости проекта: Январь 2017 г.

Срок окупаемости проекта 22 месяца

Доходность инвестиций - 43%

Заключение

Рассматриваемый проект - предприятие общественного питания кафе-пиццерия «Зебра» предусматривает инвестиции в размере 1,3 млн. рублей.

Валовый доход на последний год осуществления проекта должен составить около 9 млн. рублей. В целом проект оценивается как перспективный, обладающей рыночной, технологической и экономической привлекательностью.

Список использованных источников

1.   Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. / О.С. Виханский, А.И. Наумова. - М.: Фирма Гардарика, 2006. - 416 с.

2.      Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006. - 519 с.

.        Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 2007. №9. С. 84-97.

.        Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры./ Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2009.-192 с.

.        Гончаров С.И. Зарубежный опыт и вопросы стратегии создания инновационных коммерческих структур (технопарки, “инкубаторы”) / С.И. Гончаров, К.Ю. Комаров // Новые формы международного экономического сотрудничества. М., 2009. - 320 с.

.        Жих Е.М. Маркетинг: как завоевать рынок?/ Е.М. Жих, А.П. Панкрухин, В.А. Соловьев. - Спб.: Лениздат, 2011. - 139 с.

.        Ильинова Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильинова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой.-2-е изд., перераб и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 415 с.

.        Ладанов И.Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2./ И.Д. Ладанов. - М.: КПФ Ника, 2009. - 190 с.

.        Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие/ В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. - М., 2007. - 285 с.

.        Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов Морозов Ю.П. М.: ЮНИТИ, 2000. - 305 с.

.        Туровец О.Г. Организация производства на предприятии/ О.Г. Туровец, В.Н. Родионова. - М.: ИНФРА-М, 2011.- 369 с.

.        Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.М. Хотяшева. - Спб.: Питер, 2011. - 259 с.

.        Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 2011. - 451 с.

.        Юданов, А. Конкуренция: теория и практика./ А.Д. Юданов. - М.: Акалис, 2010. -347с.

Похожие работы на - Инновационная деятельность организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!