Асимметричная информация и ее влияние на механизмы рыночной экономики
Содержание
Введение
. Асимметрия информации: ее понятие, сущность и типы
. Ассиметричная информация и ее последствия на механизмы рыночной экономики: неблагоприятный отбор или отрицательная селекция
.1 Асимметричная информация первого типа: рынок поддержанных автомобилей
.2 Асимметричная информация второго типа: рынок страхования
.3 Проблема «принципал-агент
.Способы уменьшения асимметрии информации
.1.Репутация
.2. Стандартизация
.3 Рыночные сигналы
.4 Гарантии и обязанности
.5 Устранима ли информационная асимметрия?
.Решение проблем неполноты информации в современной России
Заключение
Список используемых источников
Введение
Начнем с того что определимся с основным понятием данной работы. Асимметрия информации - это неравномерное распределение информации о каком-либо товаре, между сторонами сделки. Как обычно наиболее информированной стороной является продавец, но бывает и обратное.
В нашей жизни существует множество разных ситуаций, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, когда покупатель не может определиться с количеством товара, которое ему необходимо приобрести момент совершения сделки, но, обычно, в данной ситуации продавец обладает наиболее полной информацией о качестве товара. То есть, потребитель покупая товар скорее всего обладает неполной информацией об каком-либо приобретенном им товаре, а узнает уж о его качестве в процессе эксплуатации. Потенциальные продавцы, а так же как и потенциальные покупатели скрывают свои истинные цели поведения и всеми способами пытаться получить одностороннюю выгоду, иногда даже прибегая к нелегальным методам.
На протяжение более двух столетий допущение о полноте и точности информации, которые распространяются субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма.
Такое предположение выходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», едут к очень эффективным результатам.
Эта же предпосылка заложена в маржиналистской экономической теории, полагающей что все покупатели осведомлены о предпочтениях, а покупатели и продавцы знают полную характеристику товара и их цену, поэтому конкурентные рынки ведут к эффективным результатам.
Поэтому можно сделать вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальных целевых функций экономического агента , что в условиях совершенной конкуренции ведет к максимизации общественного благосостояния и эффективному общему равновесию.
В настоящее время становится более очевидным то , что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в 19 и 20 веке, не отвечают реальности. Это объясняется развитием производственных сил, изменением производственных отношений, условий общественного производства и общественной потребности.
В результате изменений внешней среды появляется неопределенность экономических процессов, риски и асимметрия информации.
Первоначально определение «асимметрии информации» возникло в теории неопределенности и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации рыночной экономики продолжает рассматриваться в зарубежных работах следующих экономистов, таких как: Дж. Акерлофа, М. Спенса, Дж Стиглера, С. Гроссмана. В Российской экономической литературе о данной проблеме асимметрии информации в своих работах отражают такие известные отечественные экономисты: С.Б. Авдошовой и Н.М. Розановой, О.Н. Антпиной, Н.И. Ведерниковой и другие.
Асимметрия информации, в отличие от неполноты информации, приводит в резкому снижению общественного благосостояния. Все это приводит к несостоятельности рынка, так ка ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма обширно. Большинство рынков характеризуются той или иной степенью несовершенства информации, в каких-то случаях она мала в каких- то велика. Условия , в которых принимают экономические решения, очень редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Даже наоборот, общим правилом является недостаток или недоступность рыночной информации, что естественно препятствует принятию оптимальных решений. Ее одна проблема- это неправильное и нерациональное распределение имеющийся информации между участниками рынка, в ходе чего могут возникнуть серьезные деформации в поведении покупателей и продавцов. В это связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрия информации на принятие решений, нормального функционирование рынка.
1. Асимметрия информации: ее понятие, сущность и типы
Наличие точной информации не гарантирует успеха рынка, о значительно облегчает его достижения, тем самым, способствуя повышению эффективности координации и оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако, реальность далека от этой идеальной картины. В жизни мы часто сталкиваемся с асимметричной информацией, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынок, а так же и предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях и «подводных камнях» гораздо больше чем его участники, в свою очередь, продавцы осведомлены лучше чем его покупатели. Потенциальные продавцы, нередко скрывают истинные цели своего поведения, качество предоставляемой продукции, услуг и готовы использовать различные способы для получения односторонней выгоды и преимущества. Таким образом, рыночной механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты асимметрии информации.
В экономике и финансах асимметричная информация имеет место,, когда сторона сделки обладает большей информацией, а другая меньшей -это так называемая неполная информация.
Существует 2 типа асимметрии информации- это скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики уместны в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, нежели другая. Скрытые действия имеет место, когда располагающий более полной информацией сторона рыночной сделки может принимать действия, которые в силу отсутствия столь обширных знаний наблюдаться не могут другой стороной. Для понимания данной проблемы необходимо изучить два обстоятельства.
Первое состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Существуют блага качество которых могут проявиться только в момент покупки. Так же товары могут обладать скрытыми дефектами, которые можно обнаружить только в процессе эксплуатации. Существует и третий вид благ, качество которых нельзя вывить даже в процессе эксплуатации или потребления. К примеру, такими благами могут быть лекарственные средства, косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленных продавцом. Да последних блага как раз и порождают асимметрию информации. Тоже самое можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.
Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для ее злоупотреблением, то есть для ее недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукции не может быть определено даже в процессе эксплуатации, то почему бы не продать менее качественный продукт по такой же цене? А раз для продавца такое поведение будет вполне адекватным. Застрахованный, может принимать действия, которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая.
Асимметрия информации по цене связна с двумя основными факторами:
дополнительные затраты на получение информации; (имеются местные жители и туристы, местные знают все о ценах в их районе, туристы нет. Туристам потребуется затратить дополнительные средства на получение информации).
дополнительные затраты на поиск наиболее удачного варианта.
Особое внимание заслуживает асимметрия информации, которая возникает при обмене информации внутри организации, между работниками и руководителями, персоналом разных подразделений- не зависимо от формы и ценности информации. Информация поступает от внешних источников, попадает внутрь предприятия, обрабатывается персоналом, и далее распространяется, что позволяет предположить, что именно внутри предприятия и возникает асимметрия информации, которая в последствии оказывает существенное влияние на управление организаций и принятия управленческих решении в ней.
С точки зрения теории информации наиболее важными являются следующие свойства: объективность, достоверность, полноты точность, своевременность, актуальность, доступность, полезность, понятность. Следовательно, качественным свойствам информации предлагается следующая классификация ее асимметрии:
Объективность;
Достоверность;
Полнота;
Точность;
Актуальность;
Полезность.
.Асимметрия объективности информации. Объективность информации характеризует ее независимость от чьего-либо мнения. Для снижения асимметрии информации необходимо использовать методы обработки и источники получения, которые снижают элементы субъективности.
.Асимметрия достоверности информацию. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дела. Объективная информация всегда будет достоверна, в отличии от достоверной информации, которая может быть как объективной так и субъективной. Недостоверная информация может быть при следующих причинах:
преднамеренное или непреднамеренное искажение информации;
искажение информации в результате помех и недостаточно точных средств ее фиксации.
Для снижения уровня асимметрии достоверной информации необходимо сопоставление данных, полученных от различных источников, вовремя распознавать дезинформацию, исключать искаженную информацию.
.Асимметрия полноты информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для принятия какого-либо решения. Неполная информация может привести к принятию ошибочного решения.
Для снижения уровня асимметрии полноты информации, нужно определиться с объемом информации, который минимально необходим потребителю.
.Асимметрия точности информации. Точность информации определяется степенью приближенности к реальному состоянию. Для снижения уровня асимметрии неточности информации необходимо привлекать независимых экспертов определенной области.
.Асимметрия актуальности информации. Это обозначает, что только вовремя полученная информация может быть актуальной. Для снижения уровня асимметрии актуальности информации следует установить регламент обновления и отслеживания изменений.
.Асимметрия полезности информации. Полезность информации применительна к потребностям конкретных потребителей, и оценке тех задач, которые можно решить с помощью именно ценности информации. Для снижения уровня симметрии полезности информации нужно сразу определить, какая информация будет применима к конкретным задачам и, соответственно, является полезной для потребителей.
Рынки можно так же классифицировать по степени информационно асимметрии:
рыки с крайне асимметричной информацией;
рынки с умеренно асимметричной информаций;
рынки, стремящиеся к симметричности информации;
рынки с симметричной информацией.
Зная, к какому типу относится конкретный рынок, целесообразно применять различные средства для снижения информационной асимметрии. Таким средство может послужить сигнализирование, тесть распространение общедоступных сведений, которые позволяют судить о качестве объекта рыночной сделки.
Так же следует отметить, что признаком информационно асимметрии является причина ее возникновения. Существует 2 типа информационной асимметрии:
объективные информационные асимметрии (как правило, результат несовершенной конкуренции)
субъективные информационные асимметрии (результат ограниченности человеческого познания).
Формы, в которых может проявляться асимметрия информации на рынках -разнообразна.
Например, асимметрия информации может быть причиной формирования рыночной власти продавца в доминирующей части. Так получение информации всегда связано ля покупателя с дополнительными затратами. Когда покупатель не уведомлен о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгоды от этой информации- этим может пользоваться продавец, устанавливая цену выше равновесной. Даже на рынке совершенной конкуренции возникает ситуации, когда продавец сильно повышает цену, которые превышают предельные издержки производства Еще один пример- в местах где много туристов- наиболее дорогие цены на те же самые товары, где нет туристов. Причина том не только асимметрия информации, но она тоже играет свою немалую роль в жизни людей. Так как остаточно зайти за поворот, где вы увидите, что тот же самый товар стоит намного дешевле. Но человек, который не владеет такой информацией, не будет этого делать, а купит все необходимое на месте, так как не знает какую выгоду он сможет при том получить. Местный житель же, зная порядок цен, примет решение о месте покупки, исходя уже из таких факторов как:
времени на ходьбу;
разница в цене;
деньги на проезд ( в зависимости от удалённости товара).
Эти факторы могут служить объяснением того, что одни и те же предметы и товары продаются по разным ценам. Асимметрия информации является фактором, который снижает результативность ценовой конкуренции на рынке продаж.
Например, один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках, под разными назваными, с разными ценами - это как раз и будет примером дискриминации цен на рынке продаж, которая опирается на асимметрию информации.
От асимметрии информации страдает не только покупатель, но и крупные фирмы, которые располагают значительной властью на рынке продаж. Рассмотрим на примере, авиаперевозчик - монополист может получить максимальную прибыль, если установит цены в соответствии с возможностями данного круга покупателей и их предпочтениями. Готовность заплатить у предпринимателей вше ,нежели у туристов. Однако, категория к которой относиться каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что как раз и выступает причиной неэффективности. Установление высокой цены билета на самолете- дает например высокий доход с одного билета, но с другой стороны- снижает совокупность выручки из-за снижения загрузки самолета. А установление более низкой цены на «туристическом уровне» -влечет полную загрузку самолета и большое число купленных билетов, но приводит к снижению прибыли с одного билета.
Скрытые характеристики представляют серьезную проблему, не только для покупателей, но и для работодателей при найме к себе на работу рабочей силы. Если же работодатель окажется неспособным определять профессиональные качества своих работников, то это может привести не только к его личным расстройствам, в виде упадка прибыли, но и снижению эффективности рынка труда.
Все вышеперечисленные примеры являются доказательством того, что асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка ( покупателей, продавца, работодателя), но и на механизм функционирования рынка.
2. Асимметричная информация и ее последствия на механизмы рыночной экономики: неблагоприятный отбор или отрицательная селекция
.1 Асимметричная информация первого типа: рынок поддержанных автомобилей
Асимметричная информация может привести очень неблагоприятные последствия на рынке, к его разрушению, которое связано с неблагоприятным отбором Обычно, классическим примером выступает статья американского экономиста, лауреата Нобелевской премией 2001 года Джорджа Акерлофа. Он описывал ситуацию на рынке поддержанных автомобилей, так называемый рынок «лимонов». Так в Северной Америке называют товары с имеющимися скрытыми дефектами.
На том же рынке есть как обычные поддержанные автомобили -которые просто надоели своим хозяевам, или которые хотят приобрести другую машину, но находятся в более менее хорошем состоянии, и «лимоны» -дефектные автомобили которых хотят как можно быстрее продать. На рынке поддержанных автомобиле существуют два типа автомобилей - это автомобили высокого качества и автомобили низкого качества. В случае симметричной информации имеется два рынка, для тех и других машин, причем на каждом рынке закреплена своя цена.
Но в реальной жизни, как правило, симметрия отсутствует, это объясняется хотя бы тем что продавец поддержанного автомобиля имеет намного больше о нем информации, нежели покупатель, и вряд ли расскажет ему всю информацию. Продавцы хорошо знают качество данного автомобиля, а покупатель нет, потому шансы максимум поддержанную машину хорошего качества у покупателя максимум 50 %.
Таим образом совевшая покупку покупатель будет считать что они все среднего качества , но при равных количествах плохих и хороших автомобилей устанавливается средняя цена, возьмём к примеру хорошие по 10000 рулей а плохие по 5000 рублей),значит средняя цена получиться:
(10000 + 5000) /2 = 7500 рублей- средняя стоимость автомобилей.
По такой средне цене продавцам маши хорошего качества продавать не выгодно, и покупатели не осведомлённые полной картиной о качестве машины пытаются купить более дешевую. В итоге, как только потребители начинают о том, что большинство купленных машин - низкого качества, а именно около ¼ , то их спрос уменьшается. Далее покупатели уже начинают размышлять, что все подержанные машины такого качества и продажа автомобилей уменьшается.
Поэтому отсутствие полной информации при покупке поддержанного автомобиля повышает риск того что ты приобретаешь, и снижает ценность самого автомобиля. Это одно из последствий асимметрии информации, когда низкокачественные товары вытесняют товары хорошего качества. Происходит неблагоприятны отбор или отрицательная селекция: на рынке будут представлены только автомобили низкого качества- это называется неблагоприятный отбор или отрицательная селекция, которая вытекает как последствие асимметрии информации.
.2 Асимметричная информация второго типа: рынок страхования
Так же примером неблагоприятного отбора может послужить рынок страхования услуг. Сам рынок страхования, всю его внутреннюю систему полностью изучил в своих работах Стиглиц, который получил в 2001 год Нобелевскую премию, и Ротщильда. Ситуация практически так же происходит как и на рынке «лимонов», и причиной тому, так же является асимметрия информации. В этом случае люди покупают страховку, зная естественно намного больше о своем общем состоянии здоровья, чем любая страхования компания, даже если она обяжет вас пройти медицинское освидетельствование. В результате происходит так же неблагоприятный отбор, как и в случаях с автомобилями, только с еще большими затратами.
Страховые компании и их работники вряд не смогут определить на вид людей с высоким риском заболевания. Естественно люди с более слабым здоровьем будут обращаться часто к услугам страховой компании. В результате этого цены на страховку повышаются и при росте страховых услуг здоровые люди перестанут покупать страховку, что так же не выгодно страховым компаниям, так как в итоге страховку будут покупать нездоровые люди, которые часто болеют и часто обращаются за услугами фирмы - что очень не выгодно страховой фирме. Это опять- таки приведет к повышению цен на страховку, и будет это продолжаться до тех пор, пока на страховом рынке не останется лиц это категория лиц, таким образом, страховая деятельность будет невыгодной.
Таким образом, мы так же наблюдаем неблагоприятный отбор: некачественные товары вытесняют качественные товары с рынка услуг. Страхования деятельность может привести к невыгодным условиям самой компании, хотя она и необходима. Поэтом государство часто занимается страховой деятельностью. Частному предприятию не очень выгодно заниматься деятельностью на рынке страхования, так как риск не получать прибыть или обанкротиться очень велик. Например, обязательное медицинское страхование, которое осуществляет государство и его служащие. Так как это услуга просто обязательна- государству приходится ее осуществлять, но прибыли от такого рода деятельности она не несет.
.3 Проблема « принципал - агент»
Особую сферу проявлений риска недобросовестности -являются контрактные соглашения между сторонами, где одна сторона поручает другой выполнение каких- либо действий за определённое вознаграждение. Сторона, которое отдает поручение о совершении какого-либо действия получило название в экономике - принципал, а сторона которая выполняет это поручение- агент. Такого рода отношения очень часто встречаются в наше время. Например, врачи являются исполнителями для больниц, но могут отбирать пациентов себе и делать им процедуры по своему собственному усмотрению, а не обязательно целям лечебного учреждения. Так же управляющие недвижимостью могут управлять собственностью не так как хотели бы владельцы.
Допустим, вы захотели купить себе квартиру. Во-первых, вы плохо ориентируетесь на рынке недвижимости, во-вторых, из-за работы, каких-то личных домашних хлопот- вы не можете тратить большое количество времени на поиск вам квартиры. Естественно вы обращаетесь за услугами к специалисту в той сфере- агенту по недвижимости либо к компетентной фирме. Агент обладает профессиональными навыками, он четко представляет себе все систему рынка жилья, располагает конкретно информацией об искомой квартире и возможных вариантах. Естественно вы считаете, что у агента есть все основания справиться с поиском квартиры намного лучше, чем Вы.
В вашем случае выгодно купить просторную и чистую квартиру по, как можно, низкой цене. Если же Вы сами искали себе квартиру, Вы бы сопоставляли удобность квартиры с ценой. По договору ваш агент должен преследовать такие же интересы, как и у вас. Но в реальности ваши интересы не совпадают.
Предположим, что агент получит вознаграждение от продажи квартиры в виде процента от продажи. Полезность и удобность квартиры как вы ищите- его не интересует, его интересует что бы продать вам более дорогую квартиру, при этом потратить как можно меньше своих усилий и времени. Так как Вы не располагаете такой обширной информацией, которой располагает он, и не можете в полой мере проконтролировать качество его выбора, скорее всего он подберет для вас более дорогую квартиру, которая окажется для вас приемлемой в выборе квартиры, но не самой лучшей.
Разумеется, если в том месте, где вы будите покупать квартиру, существует конкуренция агентских услуг, вы можете обратиться к другому агенту и сопоставить качество услуг бои агентов. Если бы рынок был бы совершенный -то агенты сами были заинтересованы найти такой объект, который будет максимально подходить для «принципалов». Однако, значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка услуг агентов, вызывают значительные потери или затраты клиентов.
Вышеприведенный пример наглядно показывает нам возникновение риска недобросовестности, связанный с проблемой «принципал- агент».
Проблема недобросовестности « принципал- агент» может возникать в следующих моментах:
во-первых, несовпадение интересов принципала и агента
во-вторых, информационная асимметрия, в пользу агента, в отношении качества выполнения условий контракта
в-третьих, несовершенство рынка агентских услуг
Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономии общественного сектора.
3. Способы уменьшения асимметрии информации
.1 Репутация
Асимметричная информация существует в большом количестве на различных рынках. Например, на рынке страхования, на рынке розничной торговли, в ресторанном бизнесе и других. Как нам уже известно, рынок покупателя обладает меньшей информацией, нежели сам продавец. Это приводит к неправильным и неблагоприятным отборам и, тем самым, некачественные товары вытесняю товары с высоким качеством с рынка продаж.
Следовательно, возникает вопрос: как продавцы могут предлагать высококачественную продукцию, когда по средствам неблагоприятного отбор асимметричная информация все равно будет вытеснять товары высокого качества с рынка?
Продавцы должны убедить в том покупателей, что их товары являются высшего качества. Чтобы это произошло, продавцы должны предоставить такую информацию покупателям, чтобы они почувствовали разницу в товарах разного качества. Продавцы как раз достигают этого за счет репутации. Например, на рынке ресторанов, очень развито присутствие асимметричной информации, так как работники ресторана имеют обширную информацию о том, являются ли из блюда высококачественными или нет, чем покупатели этого ресторана. Но вы идете к этому ресторану, потому что после его посещения жалоб на проблемы с пищеварением, или какими-то заболеваниями не было от ваших знакомых. По тому же самому признаку вы пойдете в магазин, туристическую фирму, стоматологию и другие организации и заведения, только потому, что они известны хорошей репутацией.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что репутация- очень важный аспект в жизни любой фирмы, она является способом передачи информации покупателям, и , следовательно, она способствует уменьшению асимметрии информации и помогает избежать ее негативные последствия.
.2 Стандартизация
Бывают ситуации, что некоторые организации просто не в состоянии создать себе репутацию. Таким примером могут послужить закусочные или мотели. Клиенты посещают это только один раз во время путешествий, поездок куда-то, и естественно, фирме очень сложно создать в таких условиях себе репутацию. Решением такой проблемы может послужить стандартизация. Покупатель знает заранее то, что он получит. Поэтому проезжая по скоростной трассе и решив остановиться и перекусить, вы предпочтете именно Макдональдс», нежели «Пит- стоп», хотя, находясь дома, вы ни когда не захотите там пообедать.
Все дело в том, что «Макдоналдс» предлагает стандартизированный продукт , тесть в любом «Макдональдсе» и по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.
Таким образом, стандартизация помогает решить проблему асимметричной информации в разных областях.
.3 Рыночные сигналы
Существует еще один механизм по устранению асимметрии информации, как для продавцов, так и для покупателей- это рыночные сигналы. Этот термин можно расшифровать -как информация, об экономическом благе, который посылается целенаправленно о продавца к потенциальному покупателю. Впервые, концепция рыночных сигналов была разработана Майклом Спенсом, который был лауреатом Нобелевской премии 2001 года. Он показал, что на некотором количестве рынков продавцы товаров подают покупателям как бы сигнал, которые содержат информацию о качестве продаваемого товара.
Этот сигнал должен быть эффективным. Например, реклама ,сама по себе, не может быть рыночным сигналом, так как она в данном случае не эффективна. Он не дает возможность распознать товар низкого и высокого качества, и тем самым, не способна уменьшить риск проникновения асимметричности информации на рынок. Однако, таким рыночным сигналом может послужить внешний вид продаваемого изделия, упаковка, а так же дипломы и сертификаты на рынке труда.
Самым распространённым примером для рассмотрения рыночных сигналов является рынок труда. Действительно, работодатель часто находится ситуации асимметричной информации. Новые работники знают гораздо больше о качестве своего туда, нежели фирма ( то есть покупатель рабочей силы). В момент самого найма на работу сотрудников фирма практически ни чего не знает о работоспособности нанимаемых работников.
Как понять какие сигналы помогут отличить работодателю более производительного работника от менее производственного? По внешнему виду, мало что можно определить, ведь плохие работники так же могут носить хорошую одежду, сделать качественный макияж, ведь при приеме на работу они тоже будут учитывать тот факт, что работодатель тоже обратит на опрятность принимаемого работника.
В итоге мы определили, что одежда, внешний вид не являются точными рыночными сигналами, следовательно, они не помогут отличить нам высокоэффективного работника от пассивного работника.
Как считает Спенс, самым эффективным сигналом на рынке труда- является образование. Дипломы говорят о возможностях работника, так как чтобы получить образование нужно потрудиться и иметь способности, чтобы достичь высокого уровня образования. Обычно, способные люди являются интеллектуально развитыми, целеустремлёнными, упертыми, энергичными, трудолюбивыми, идут к своей цели до конца, а как раз эти качества которые работник проявил для получения диплома- и необходимы для работы. Именно эти качества работодатель и пытается найти в работниках, которых он хочет взять на работу. Образование-вот что может в большей мере предоставить четкую картину о качествах человека, его интеллектуальном развитии, умением логически мыслить, что допустим, не даст нам внешний вид, как сказано в известной пословице «встречают по одежке, а провожают по уму». Это половица очень четко отражает истинную ситуацию на рынке труда. Ведь как бы человек не выглядел хорошо, если у него нет знаний, желания и способностей- это не поможет ему быть хорошим высокоэффективным работником, такие и нужны любому работодателю. Ведь главная цель любого работодателя- это получение прибыли, высокая производимость таких -либо товаров или услуг-и если работник не будет отвечать его требованиям-естественно работодатель захочет с ним попрощаться-так как ни кто себе в убыток работать не будет и за красивую одежду и макияж зарплату платить не будут.
Так же можно добавить, что рыночные сигналы играют важную роль не только на рынке труда, но и на любых других рынках, где присутствует асимметричная информация. Например, на рынке товаров длительного пользования, такие как стиральные машины, компьютеры, сотовые телефоны, радиоприемники и другие где качество товара неодинаково. Естественно каждая фирма, выпускаемых товаров, пытается привлечь покупателей своими гарантиями как наиболее надежным товарам. Тем самым, гарантии и поручительства выполняют рыночные сигналы, которые требуют более высокой цены.
Можно сделать вывод, что образование, гарантии являются эффективными рыночными сигналами, которые помогут избежать работодателю или хотя бы уменьшить риск получения асимметричной информации, которая очень часто возникает на рынке труда.
3.4 Гарантии и обязательства
Гарантии и обязательства эффективно уведомляют о качестве товара, так как долгосрочные обязательства обходятся дороже производителю низкокачественного товара, чем товара с высоким качеством.
В долгосрочных обязательствах заинтересованы только те фирмы, которые предлагают товары и услуги высокого качества, так как постоянно ремонтировать, менять запчасти некачественного товара обойдётся еще дороже, нежели сразу выпускать качественный товар. Поэтому покупатели могут оценивать гарантии и обязательства ка сигналы о высоком качестве товара. Фирмы, которые давно работают на рынке, известны или просто предлагают высококачественные товары стараются избегать асимметрию информации и ее последствия, например, неблагоприятный отбор.
.5 Устранима ли информационная асимметрия?
В самом начале развития рыночной экономики господствовал юридический принцип, который переводился как «пусть остерегался покупатель». Это означало, что покупатель, в те времена, отвечал только за определенный круг качественных характеристик продаваемого товара. В настоящее время в развитых станах с развитой рыночной экономикой этот принцип давно устарел, а на смену ему пришел новый, который толкуется как «пусть остерегается продавец». Как видно из толкования нового принципа, доминирующее место в цепочке продавец- покупатель, является покупатель, у него теперь намного больше прав, нежели у продавца. Это означает, что покупатель теперь вправе требовать от продавца компенсации, как за моральный, так и за материальный вред, связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация может быть обусловлена такими дефектами, о которых даже не знал сам продавец, а так же дефектами, которые возникли в результате неправильного использования товара самим же покупателем.
А в США в 1992 года против известной фирмы «Макдональдс» было возбуждено судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию с фирмы за то, что они продали ей слишком горячий чай, свой моральный и физический ущерб она оценила в один миллион долларов. Пострадавшая, которая ехала на работу, купила горячий завтрак и открыв стаканчик с чаем в машине пролила его, при этом испортив платье и получив ожог. Потеря трудоспособности в период болезни, ее упущенная заработная плата, затраты на лечение и многое другое она оценила в нескромную сумму- один миллион долларов. Данный процесс создал прецедент, который заставил ограничить претензии покупателей трехкратной суммой стоимости купленной вещи.
Очевидно, что абсолютно безопасных товаров просто не бывает, особенно если вы их используете не по их целевому назначению, к тому же попытки создания абсолютно безопасных товаров резко бы увеличили их стоимость. Защита прав потребителей необходима, но в разумных пределах.
Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве товаров и услуг, которые продаваемых на рынке труда.
Однако возникает вопрос, кто должен предоставлять такую информацию и можно ли ее получить? Важную роль в данном вопросе играет общество потребителей, средства массовой информации, такие как газета, телевизор журналы и другие, законодательные и исполнительные органы власти, и сами фирмы, которые активно рекламируют свои товары и услуги. Информация не бесплатно, так как за рекламу в газету, на радио нужно платить. После этого и возникает вопрос: кому эта информация нужна и почему?
Большинство информации поступает в форе реклам, функции которой часто противоречивы. Порой после просмотры рекламы трудно понять, чего было больше информации или дезинформации, правды или лжи. Так же реклама показывается для огромного количества людей, которую ее просмотрят и каждой категорией людей она будет расшифрована. Чем больше и шире аудитория, на которую распространяется информация -тем больше вероятность расщепления информации, и больший процент того, что эту рекламу разные категории читателей, слушателей поняли все по -разному и не однозначно. Из этого и вытекает главная проблема рекламы на большую аудиторию- пропуск самой важной части информации , которая была фундаментом в данной рекламе.
С ростом качества товара растет и его цена, но ведь из-за нее может произойти недоступность товара для широкого потребления. Поэтому основными критерием становится не достижение полной информированности знания, а оптимального соотношения качества и цены.
Это и позволит продавцу получать, путь не сразу с большим процентом прибыль, зато увеличив круг потребителей - что более выгодно для продавца, так как прибыль будет течь всегда, в отличие от товаров с высокоценной- который покупается довольно редко и очень узким кругом лиц.
Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идолам, чем реальная практика современного хозяйства, для рынков которого в любом случае присуще асимметрия информации, а вот высокая или низкая зависит от многих факторов, на которую в одиночку вы вряд ли сможете повилять.
4. Решение проблем неполноты информации в современной России
Финансовая и экономическая системы большинства развитых стан, в современном мире, достаточно подготовлены к анализу и предупреждению от возможных последствий неполноты информации. Этому способствуют некоторые следующие факторы:
развита система производства и распространение информации о компаниях, их объемах продаж, ценах, доходов и дуги показателей эффективности предприятия.
Суть данного фактора закачается в стабильности макроэкономической среды, которое поддерживает государство, располагая доставочными ресурсами для нейтрализации заражающего эффекта проблемы неполноты информации, которое часто связанно с оттоками горячего капитала.
высокий уровень диверсификации финансового рынка. Наличие хорошо капитализированной сети компаний с высоким капиталом, устойчивым размером чистых активов- способы выполнять функцию обеспечения.
институциональная развитость финансовых и кредитных ресурсов, таких как банки, пенсионные, страховые взносы и другие, обладающие достаточными ресурсами и высоким уровнем менеджмента.
Вышеперечисленные факторы нейтрализуют последствия асимметрии информации, но не гарантируют полной безопасности он информационной асимметрии.
Так же зарубежные экономисты и финансисты считают, что одна из форм которая может помочь решить проблему неполноты информации - маркетинг. Его необходимость происходит из-за противоречий товара и товарного производства. Именно с помощью маркетинга удается добиться равновесия между системой производства и потребностями общества.
В настоящее время активная роль маркетинга заключается в снижении асимметрии информации о параметрах внешней рыночной среды, что побуждает внешних агентов рынка более тщательно изучать величину и структуру текущего и будущего рыночного спроса. А так же другие факторы такие как: объем производства конкурентов, конъюнктуру рынка, тенденция развития научно - технического прогресса, различные политические и экономические ситуации, условия рыночной конкуренции, а так же создавать спрос и новые потребности общества на новые товары. На основе собранной информации проводится анализ рыночных возможностей, выбор целевого рынка, распределение потребителей на категории по различным основаниям, разработка и продвижение необходимых товаров на рынок для максимального получения прибыли, устранение недостатков и излишних затрат и потерь. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод что маркетинг является формой организации производства, в соответствии с измеряющимися внешними параметрами. Так же маркетинг обеспечивает решение проблем неполноты информации и потребителей через различные маркетинговые каналы.
Качественный анализ предполагает выявление источников и причин риска, идентификацию возможных рисков.
Количественный анализ в определении численного значения вероятности наступления каких-либо рисков и его последствии. Количественный анализ использует следующие методики: определение средних величин, дисперсии, финансовых показателей таких как: ликвидность, рентабельность, доходность коэффициенты безопасности и другие. Наиболее распространёнными методами количественной оценки ириска является статистический метод и метод экспертных оценок.
В процессе принятия решения для снижения потерь от рисковых действий обычно прибегают к следующим методам:
страхование;
резервирование средств;
ламитированние финансовых средств;
разделение и объединение риска.
Важную роль в решении неполноты информации играет государство. Органы государственной власти обязаны обеспечить равный, универсальный доступ граждан к информации и информационным услугам и способствовать асимметрии информации по средствам: созданием законодательной и нормативно-правовой базы, единой для всех информационной структуры , информационных баз данных. Создание организаций, осуществляющих изучение и анализ основных параметров рынка, приводящий статистическое прогнозирование, на распространяющую информацию.
Информация, предоставляемая государством, часто бывает поверхностной, неточной, несвоевременной, что зачастую не дает сделать рациональный выбор хозяйствующим субъектам. Это заставляет предпринимателей самостоятельно искать нужную им информацию, привлекать специализированные агентства для изучения конкретной проблемы. Своевременное достоверное раскрытие информации для предпринимателей, акционеров, инвесторов, кредиторов, поставщиков и даже наемных работников крайне важно для принятия целесообразного экономического решения.
Раскрытие информации, предусматриваемое законодательством, может отрицательно отразиться на коммерческой деятельности предприятий, из-за желания конкурентов узнать информацию другого предприятия.
Однако, в соответствии с нормативно-правовыми актами, предприниматель, вправе сам определить какая информация на его предприятии будет относиться к коммерческой тайне. Следовательно, доступ к конфиденциальной информации ограничен, что приводит к появлению асимметрии информации.
С другой стороны раскрытие информации тоже имеет двойственный смысл. Предприниматели часто открывают информацию, которая не представляет ни какой ценности для пользователей, либо открывать какую-либо часть, что так же в полно мере не дает общую картину.
Таким образом, можно сделать вывод, что по средством создания федеральных законов, нормативно-правовых актов, постановлении, указов, обеспечивающих информационную открытость, государство требует открытия информации, но предприниматели в этом не заинтересованы. В условиях конкуренции и открытия информации, так как, вследствие этого, предприниматели могут потерять часть доходов, общей прибыли, появление потерь и затрат. Проблема неполноты информации способствует получению доходов, добавочной прибыли от повышения цен, меньших затрат , ухода от налогов, реализации низкокачественных товаров и многим другим привилегиям.
Таким образом, лицензирование, сертификация, экспертизы товаров потребительского назначения государственными органами не устраняет производство некачественных товаров и услуг и так же не устраняет асимметрии информации на рынках разного типа.
Заключение
Одна из самых изученных проблем несовершенства информации - ее это асимметрия на рынке. Рынки с асимметрией информации- это рынки, где один участник знает намного больше информации о товарах чем другой.
Как нам уже известно, существует 2 вида асимметрии информации- скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место , когда одна сторона рыночной сделки располагает большей информацией, чем другая сторона. Скрытые же действия присуще, когда участник сделки, имеет более полную информацию, то он может совершать действия, которые будут не замечен менее информированной стороной.
Асимметрия информации является так же источником ценовой дискриминации. Часто, покупатель не в силах определить истинные качественные характеристики товара, на чем и наживается покупатель, который свой товар меняет не по средствам его реальных изменений, а по средствам имитации, так называемой фантомной дифференциацией.
Так же можно выделить несколько проблем, которые происходят вследствие асимметрии информации:
Проблема ухудшающего отбора
Проблема риска недобросовестности
Проблема стоимости выявления
Проблема ухудшающего отбора оказывает влияние на положение участников сделки заключения договора, сторона, которая не обладает полной информацией, желая приобрести товар за меньшую цену, сама и определяет сумму сделки. Именно здесь и возникает проблема ухудшающего отбора, так как купить за эту сумму, согласятся только продавцы товара низкого качества.
Проблема риска недобросовестности, появляется только после совершения сделки, когда контрагент, с которым заключена сделка, стремится максимизировать собственную полезность.
Проблема стоимости выявления заключается в том, что даже после совершения сделки возможно и не определить было ли поведение контрагента добросовестным или нет. Даже после заключения договора контрагент может потребовать повышение оплаты за товар из -за повышения рыночной стоимости этого товара. Однако, потребителю зачастую будет сложно определить объективность увеличения цены. На финансовых рынках проблема неблагоприятного отбора разрешиться только при условии поведении продавцом высококачественных продуктов особой политики- сигналов качества. Так же для предотвращения вытеснения на рынке высококачественных товаров товарами низкого качества, продавец продукции высокого качества должен совершать целенаправленные действия для информирования покупателей.
От неполноты информации страдает не только покупатель. Скрытые характеристики потребителей зачастую становятся причиной не получения прибыли, или ее части даже для тех фирм, которые обладают значительной властью на рынке продаж.
Скрытые характеристики представляют опасность для работодателей при найме рабочей силы. Если же работодатель не сможет определить профессиональные качества работников, это может послужить причиной сокращения его прибыли, так же снижению эффективности и функциональности рынка труда.
Асимметричность информации означает наличием информационных преимуществ у одной стороны, участвующей в рыночно сделки, что может послужить причиной экономических проблем. Выделают 2 типа проблем:
неблагоприятный отбор, (ситуация когда на рынке продаж покупается худший товар а не лучшего вида товары , услуги, ресурсы)
моральный риск ( поведения участника рыночных отношений, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрывать денежные средства страховой компании). Примером неблагоприятно отбора- рынок «лимонов», модель предложенная Дж А. Акерлофом, которая описывает функционирование рынков поддержанных автомобилей. А примером морального риска может послужить рынок страховых услуг, когда покупатель обладает полно информацией об объекте сделки.
Особую сферу появлений риска недобросовестности составляют отношения между сторонами, при выполнении обязательств которой, одной стороне выплачивается вознаграждение. Такая проблема, как мы уже знаем, называется «принципал-агент», заключающийся в угрозе манипуляции агентом другой стороны.
Таким образом, можно сделать вывод, что в научном мире были сделан значительные шаги в понимании проблем асимметрии информации, прогнозирование способов по снижению рисков, связанных с неполнотой информации. Однако, в современном мире очень много информации, что мы даже не успеваем ее перерабатывать , отличать где асимметричная информация а где нет, поэтому очевидно, что как бы не пытались избавиться от асимметричной информации, разрабатывать способы ее пресечения -полностью избавится от ее негативных последствий не получится.
Список используемых источников
Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков учебник/ Н.М. Розанова, С.Б. Авдашева М: ИЧП «Агентство магистр» 2011г-328 страниц.
Дж. Акерлов Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм// Акерлов Дж 2010 г, выпуск 5, стр. 456.
Антипина О.Н. Асимметрия информации// О.Н. Антпина// Вестник Московского университета, Сер-6 «Экономика» 2002 г №2, стр. 110.
Апокин А.Ю. «Модель сигналов на рынке труда»//А.Ю. Апокин М, 2010г, стр. 17.
Бабич А.М., Павлова Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник М: Финансы 2012г.
Жук И.Н. Финансовое право-2010г., стр. 243.
Дададшев А.З. Черни Д.Г. Финансовая система в России Учебное пособие- М: ИНФРА- М, 2011г.
Ружанская Л.С. Раскрытие информации российскими компаниями// Российской журнал менеджмента - 2010 №3 стр.78.
Черников Б.В. Управление качеством информационных систем в экономике: учебное пособие для вузов// В.В. Ильин Б.В. Черников-М: Форум 2010 г, стр. 239. асимметричная информация рынок неблагоприятный
Ольшанский О.С. Теоритические основы асимметрии экономической информации 2012 г., 234 стр.
Милгром П. О чем вам не расскажет продавец: игры убеждения и раскрытия информации// вопросы экономики- 2010.-№3-С. 104.
Мазурина М.А. Развитие рынка информационных услуг как фактор снижения асимметрии информации// М.А. Мазурина-Саратов 2011- 216с.
Лебедева Ю.Н. Теоритические подходы к классификации асимметрии информации как экономического феномена// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.3, Экон.-2011№1 (18).С. 129.
Асаул А.Н. Создание знаний и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства// А.Н. Асаул -СПб. АНО «ИПЭВ» 2012- 211С.
Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Рыки с асимметричной информацией-2012., С. 89.
Дроздовская Л.П. Иноформенная асимметрия как сдерживающийся фактор предпринимательской активности и пути ее преодоления// Российское предпринимательство-2013-№10. С.122.
Ильина Ю.Б. Березинец И.В. Орлова А.В. Индекс раскрытия информации: взаимосвязь с финансовой результативностью// Корпоративные финансы- 2012-№2. С. 167.
Тихонов А. Новая информационная парадигма: прикладные аспекты: М. Дошков- К.-2010 С. 376.
Стиглер Дж. Экономическая теория информации// Теория фирмы// Под редакцией В.М. Гальперина. СПб.: Питер 2010.С-215.
Ведерникова Н.И. Информационная асимметрия на рынке труда: учебное пособие/ Н.И. Ведерниковой Спб.: Изд-во СПбГУЭФ- 2010.С.64.
Ведерникова Н.И. Информационная асимметрия на российском рынке труда// Н. Ведерникова ,Г. Гендлер //Человек и труд 2011№2. С.67
Вечканов Г.С. Дискриминация на рынке рабочей силы-2013.С.262.
Алчиан А. Производство, стоимость, информации и экономическая организация// А. Алчиан -2011г.,С.669.
Шкалоберда Я.Л. Неопределенность, риск и асимметрия информации в рыночной экономике//Экономические науки 2010.-№ 8.С.186
Информационные системы в экономике Учебное пособие/ Ред. Б.Е. Одинцов , 2-е издание-М, Вузовский учебник -2013, 410 стр.