Изучить современные стратегии США.
1.Геополитические особенности развития США
суверенный геополитика штат
История становления США как мировой геополитической державы проходила поэтапно, и путь к вершине могущества, достигнутой в конце 20 века был далеко не всегда прям и благороден. Скорее всего, это была дорога, по которой продвигалось постоянно набирающее силу, вес, накачивающее экономические, военные, финансовые мускулы государство - хищник.
Америка, или Новый Свет (в отличие от Старого Света, к которому относят Европу, Азию и Африку), гигантской дугой протянулась с севера на юг, отделяя Тихий океан от Атлантического и преграждая прямой путь из Европы на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию. Обойти этот барьер с севера, где он заходит в арктические широты, практически невозможно. Обход с юга связан с большими трудностями и сильно удлиняет путь. Ширина Америки значительно меньше длины, а в самом узком месте на территории Панамы она менее 100 км. Именно здесь в начале XX века проложен Панамский канал длиной - 80 км, который связал морским путем Тихий и Атлантический океаны.
Считается, что Америка для европейской колонизации открыта 12 октября 1492 г. Христофором Колумбом, генуэзцем, находящимся на испанской службе. Вслед за первооткрывателями шли конкистадоры - завоеватели, тогдашние разбойники моря; испанцы, португальцы, англичане, французы, голландцы. Южная и «Центральная Америка, а также Мексика оказались в основном в руках испанцев и португальцев, а Северная Америка, к северу от р. Рио-Гранде - в руках англичан и французов. Острова Вест-Индии были разделены между испанцами, англичанами, французами, голландцами. Многие из них в последующем неоднократно меняли своих хозяев.
Во второй половине XVIII века развернулась борьба американских колоний за независимость. В 1776 г. была провозглашена независимость США, а в конце первой четверти XIX века обрели независимость почти все испанские колонии в Америке, стала независимой от Португалии и Бразилия. С этого момента начала формироваться новая зона талассократии. Центр талассократии по существу, начал переходить от бывших талассократических государств (Испании, Португалии, Голландии, Великобритании) сначала к США и Канаде, а затем и ко всему американскому континенту.
На континенте сформировались новые нации в результате смешения коренного населения (индейцев), европейских переселенцев и рабов из Африки. Ко времени открытия Америки европейцами индейские народы были на разных стадиях развития. Основная часть населения была сосредоточена в горных областях южной Мексики и в Андах, где сложились земледельческие цивилизации (государства ацтеков, инков и др.). Большая же часть территории всего материка была заселена малочисленными племенами, занимающимися собирательством, охотой, рыболовством и примитивным земледелием. Происхождение индейцев по последним археологическим данным связывают с несколькими миграционными волнами через «Берингов мост» из Северо-Восточной Азии. Возможно, впервые это произошло 25-35 тыс. лет назад.
Европейская - колонизация вызвала глубочайшие изменения в судьбе коренного населения. Значительная часть индейцев была физически уничтожена, пала жертвой непосильного труда, либо погибла от эпидемических болезней, к которым у аборигенов не было иммунитета. Самобытность культуры и этническую независимость смогли сохранить лишь относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, парагвайцы-гуарани, индейские народы Южной Мексики), а также малочисленные племена, затерянные в отдаленных от побережья районах (бассейн Амазонки, лесная зона Северной Америки) и в резервациях. В США и Канаде индейцы теперь составляют менее 0,5% населения, тогда как в Гватемале и Боливии - более половины его. В Мексике, Сальвадоре, Перу, Эквадоре и некоторых других странах основная часть жителей - метисы, а в Вест-Индии и Бразилии - нефы и мулаты.
В результате постепенно сложилось деление Америки на две основные социально-культурные и этнические области: Северную Америку, куда входят страны с преобладанием английского языка (США и Канада) и Латинскую Америку (страны Южной Америки, Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии). Административно континент делится на государства, состав которых был рассмотрен ранее.
В экономическом делении Америке можно выделить Сев. Америку (США и Канаду), а также крупные достаточно развитые страны Латинской Америки (Мексику, Бразилию, Аргентину) и остальные менее развитые страны. В данном разделе представляется целесообразным охарактеризовать только первые две группы стран.
В геополитическом плане центром региона
без сомнения является Северная Америка. Именно здесь центр экономической, военной и политической силы. Именно здесь культурный и социальный центр талассократии. Из центра могут быть проведены три луча распространения влияния талассократии: на юг, на восток (в сторону Атлантического океана) и на запад (в сторону Тихого океана). Первая задача - организация геополитического пространства вдоль южного луча - была решена в первой половине XX века путем реализации доктрины Монро (рассмотрена ранее).
На восточном направлении геополитическое пространство организовано с помощью блока НАТО. На данном направлении в Европе талассократия имеет непосредственный контакт с представителями теллулократии. Именно тут проходит фронт противоборства двух стихий. Современный этап этого противоборства характеризуется наступлением талассократии (расширение НАТО, переустройство внутренней организации стран Восточной Европы и Азии и многое другое).
С начала XX в. основополагающая геополитическая аксиома провозглашала США в качестве континентального острова по отношению к значительно большему земельному массиву Евразии. Объединенные ресурсы Евразии рассматривались как серьезная угроза. Поэтому американский интерес состоял в том, чтобы никакая отдельная держава или группа держав, враждебных или потенциально враждебных США, не доминировали в этом регионе или в значительной его части. Окончание второй мировой войны, победа революции в Китае (в 1949 г.) испугали талассократию. В качестве меры остановки экспансии теллулократии было начало «холодной войны». Был создан Североатлантический альянс, реализованы многие экономические, политические, идеологические и другие меры. В ходе противоборства неоднократно возникали кризисы (блокада Западного Берлина, «карибский кризис» и др.). Западный альянс хотел переиграть итоги второй мировой войны с позиций экономической военной и моральной силы. Советский блок хотел расширить сферу влияния социализма, делая упор на идеологию равенства и военную помощь «классовым союзникам.
Первый колоссальный прорыв баланса сил связывают с расколом в социалистическом лагере - отказом Китая от союза с СССР в начале 60-х годов. Т.е. первая победа получена на западном геополитическом луче (с точки зрения западного полушария). Следующим шагом было разрушение Восточного блока и самого СССР. Далее последовало расширение сферы североатлантического влияния на восток в виде плана расширения НАТО.
Россия по существу одобрила это продвижение, подписав соответствующий акт. Затем подобный акт был подписан с Украиной, даются словесные обещания ряду других восточноевропейских государств. Предпринимаются усилия не допустить союза России и Китая. Именно в крепнущем Китае (на западном луче) американские политики ныне видят страну, которая «угрожает» интересам США в Евразии в сложной геополитической игре, где конечная цель - расчленение России и установление на континенте гегемонии талассократии.
Подобный замысел предполагает в качестве важнейшей геополитической цели США установление в мире «мягкой американской гегемонии». В краткосрочном плане предусматривается закрепить завоеванные позиции, а в долгосрочном - выстроить такую трансъевразийскую систему, которая бы обеспечила глобальное доминирование США [1].
Таким образом послевоенная история показывает как стремительно может меняться геополитическая картина, как быстро приносят результаты геополитические усилия. Еще е первой половине 80-х годов Америка считала себя «островом» по отношению к Евразии, а сегодня уже чувствует здесь себя хозяином. Препятствием к дальнейшему наступлению служит консолидированная Россия. Поэтому ближайшие геополитические задачи заключаются в отделении ее от других стран СНГ, в развале, например, на три части: европейскую, сибирскую и дальневосточную.
На западном луче, т.е. в отношении Китая, задачей является обретение этого государства в союзники (вспомним, что по своей природе Китай относят к неустойчивым в геополитическом плане государствам). Китаю уже в ноябре
г. президентом Клинтоном было сделано предложение о стратегическом партнерстве, т.е. более чем за год до того, как такое предложение последовало от премьер-министра России Е. Примакова в ходе его визита в Дели (декабрь
г.). Известный геополитик США 3. Бзежинский утверждает, что без китайско-американского стратегического сотрудничества, служащего восточным якорем для американского присутствия в Евразии, у Америки не будет стратегии для Азиатского континента, что в свою очередь, лишит ее геостратегии для Евразии в целом. Как видно из этого утверждения, Америке уже не достаточно «малых якорей» в Японии, в Южной Корее, в Малайзии, в ряде других азиатских стран, чтобы «охватить» теллулократию и установить свою «мягкую гегемонию» над ней.
2.Общая характеристика геополитики США
Как известно, США являются федеративным, многонациональным, большим по территории государством, состоящим из 50 штатов и множества органов самоуправления (графства, муниципалитеты городов, барроу, вилленджи, тауны, тауншипы, специальные округа по обслуживанию и школьные округа). Функции государственного управления штатов и местного самоуправления в США полнее, чем в любой из других стран мира. Они учитывают пространственную дифференциацию специфических условий жизни и предпринимательства. Однако даже при этом уровень развития общества весьма не одинаков. Быстро развивающиеся районы соседствуют с территориями экономического застоя или деградации, ареалы с относительно высоким уровнем благосостояния - с районами бедности.
Начиная с 60-х годов региональная политика стала неотъемлемой функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как в действиях федерального правительства, так и в политике отдельных штатов. До этого вопросы регионального регулирования были прерогативой только штатов и местных органов.
Наиболее общей и распространенной формой реализации геополитики являются региональные программы. Выделяют три организационных подхода к реализации федеральных региональных программ:
. Общегосударственный, когда решение вопросов рассматривается на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти (комиссии сената и палаты представителей при конгрессе, управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при президенте, федеральный консультативный совет по экономическому развитию, межведомственный координационный совет, федеральные региональные советы при правительстве).
. Ведомственный надштатный подход, в соответствии с которым руководство региональными программами осуществляет система специальных независимых агентов (учреждений) в системе федерального правительства и специально созданных федерально-штатных органов. Наиболее крупные из них: совет по водным ресурсам; ведомства федерального консультативного совета;
Администрация долины р. Теннесси; комиссии по планированию развития речных бассейнов; Аппалачская региональная комиссия и др.
. Ведомственный локальный подход, 'Предусматривающий реализацию федеральных программ стимулирования развития локальных ареалов с опорой на активное участие местных властей. При этом подходе на ведомственном федеральном уровне осуществляется лишь финансирование, общий контроль, анализ и оценка программных мероприятий, а разработка и выдвижение конкретных проектов - функция низших региональных органов.
На федеральном уровне за выработку и координацию региональной политики, касающейся всей территории США отвечает Администрация экономического развития (ЕОА). Основная деятельность этого органа связана с реализацией программ экономического развития отстающих и депрессивных районов, так называемых «реконструируемых ареалов», «округов экономического развития», зон предпринимательства и т.д., а также отслеживания экономических условий регионального развития в стране.
Администрация экономического развития входит в состав Министерства торговли и возглавляется заместителем министра по торговле и экономическому развитию. Эта организация финансирует, координирует и контролирует большое число программ, реализуемых на уровне местного самоуправления штатов.
На региональном уровне подход к управлению неоднороден и распадается на ряд иерархических подуровней: штатный, субштатный и местный. На каждом из них создаются органы, выполняющие плановые, координирующие и управленческие функции, во многих случаях на них возлагается и часть функций по реализации программ.
Еще в 30-е годы двадцатого столетия в США приступили к реализации федеральной региональной программы развития региона долины р. Теннесси, который включает 12 штатов: Миссури, Иллинойс, Индиана, Кентукки, Западная Виргиния, Виргиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джор-жия, Алабама, Миссисипи, Арканзас. Для реализации программы был создан специальный орган - Администрация долины р. Теннесси. С тех пор регион из отсталого депрессивного превращен в один из самых высокоразвитых. По аналогии реализуются программы развития Аппалачей и некоторых других регионов (8 регионов, которые охватывают территории 28 штатов). Большинство штатов выражает желание разработать такие программы для себя.
Законом определены следующие признаки, по которым территории различных штатов могут образовывать регионы экономического развития:
·уровень безработицы существенно превосходит средненациональный;
·уровень доходов на семью существенно ниже средненаиионального;
·неудовлетворительное состояние жилищного фонда, учреждений здравоохранения и образования;
·сильная зависимость экономики региона от одной или двух отраслей хозяйства, находящихся в состоянии длительного застоя;
·высокий уровень оттока из региона рабочей силы или капитала;
·отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов, вызываемых техническим прогрессом;
·сильная зависимость экономики региона от контрактов с военными ведомствами;
·замедленные темпы промышленного развития.
В целом в деятельности региональных комиссий проявляется тенденция комплексного рассмотрения региональных проблем. Однако финансовые средства выделяются на ограниченное количество целевых мероприятий.
Программы, разрабатываемые региональными комиссиями, называются планами регионального развития. Обычно они составляются на пять лет и содержат:
·анализ экономического положения региона;
·оценку выполнения предыдущих программ;
·долгосрочные и краткосрочные прогнозы основных показателей экономического развития;
·формулировку генеральных долгосрочных целей регионального развития;
·конкретизацию этих целей применительно к выбираемым главным направлениям воздействия на региональную экономику;
·общую стратегию взаимодействия властей, штатов, входящих в регион реализации поставленных целей;
·количественную оценку объема федеральных, штатных и частных средств, требуемых для достижения поставленных целей;
·целевое распределение возможного объема федеральных ассигнований региональными комиссиями.
Следовательно, многоштатные (федерально-штатные) региональные комиссии - это своеобразный программно-целевой орган координационного типа, воздействующий на региональное развитие главным образом с помощью прогнозов, планов, исследований и частично административных рычагов, не затрагивая при этом крупных средств. Промежуточное междуштатное положение этого органа, а также смешанное представительство в нем федерального правительства и правительства штатов позволяют ему разрабатывать крупномасштабные региональные программы и определенным образом влиять на их реализацию.
Таким образом, на протяжении многих десятилетий в США образовалась устойчивая и стабильная система выработки эффективной региональной политики. В ней участвуют федеральные органы, штаты и органы местного самоуправления.
В заключение можно отметить, что в Америке по уровню развития инфраструктуры четко выделяются два региона: Северная Америка и Южная Америка.
Северная Америка выступает мировым лидером в развитии традиционных отраслей инфраструктуры, однако в качестве главной своей задачи при этом видит опережение других регионов в развитии новых отраслей, захвате ведущих позиций в системах международной инфраструктуры, в использовании для размещения инфраструктуры водной и космической сред географического пространства и других, Считается, что лидерство в развитии ведущих, особенно новых, отраслей инфраструктуры является одним из условий укрепления и расширения геополитического влияния на положение в мире.
3.Современная стратегия США
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов.
С одной стороны, прекращение глобальной конфронтации в условиях «самороспуска» враждебного блока означало исчезновение реальной военной угрозы США и превращение их в единственную военную сверхдержаву. Соединенные Штаты стали не только практически неуязвимыми перед масштабным военным нападением, но и обрели гораздо большую свободу стратегического маневра. Кроме того, в результате распада СССР и всего социалистического лагеря открывались широкие возможности для сотрудничества США с государствами, входившими в советский блок, и новыми государствами на пространстве бывшего СССР, для распространения там американского влияния.
С другой стороны, с окончанием холодной войны значительно девальвировалась роль военной силы и торгово-экономическая сфера превратилась в основное поле соперничества между развитыми государствами, где США сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны своих союзников по холодной войне. Ее окончание также поставило под вопрос всю глобальную военно-политическую инфраструктуру, созданную Соединенными Штатами для ведения этого противоборства. Исчез и былой стратегический компас» в виде доктрины «сдерживания», служившей основой послевоенной внешнеполитической стратегии США. Возникла ситуация неопределенности в отношении угроз безопасности США и методов противодействия им. Ослабел и внутренний «тыл» глобальной внешней политики, поскольку в отсутствие серьезной внешней угрозы, сплачивающей нацию, и ясных новых целей стало гораздо труднее мобилизовывать общественную поддержку активного внешнеполитического интервенционизма.
Наконец, крах прежнего биполярного миропорядка обернулся усилением дестабилизирующих тенденций в мире, что выразилось в увеличении числа этнорелигиозных конфликтов, распространении ядерного и других видов оружия массового уничтожения, росте международного терроризма и преступности. Другой новой реальностью для внешней политики США стала растущая глобализация мировой экономики, поставившая страну перед необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке, определения своей роли в этой изменяющейся экономике, а также нахождения нового оптимального баланса между внутренней и внешней политикой. Во все более зависимом мире, как отмечает первый заместитель госсекретаря США С. Тэлбот, постоянно растет заинтересованность американцев в демократизации правления в других странах. радикальное изменение в расстановке сил в пользу демократического Запада делает его более нетерпимым в отношении нарушителей укрепляющегося демократического миропорядка, будь то авторитарные антизападные режимы или террористические группировки. «Гегемонисты» считают важнейшей задачей сохранение существующей системы военно-политических союзов с решающей ролью Америки в обеспечении их эффективности. Признавая, что главная цель этих союзов периода холодной войны - коллектив-главная самозащита - во многом утратила свою актуальность, «гегемонисты выступают за их перенацеливание на задачи «экспорта» или «проецирования» безопасности вовне. на США возлагается роль главного гаранта стабильности в мире. Это подразумевает способность США действовать в одностороннем порядке, а ООН и другим международным организациям, по существу, отводится второстепенная роль. Основные цели «большой стратегии» США - укрепление безопасности и обеспечение экономического процветания страны, а также продвижение демократии в мире. Отсутствие прямой военной угрозы существованию США по типу советской времен холодной войны рассматривается Пентагоном как временное явление, а наиболее вероятным сценарием ее возрождения там считают появление «веймарской России» или враждебного Китая как новой великой державы. Поэтому важнейшей задачей военно-политической стратегии США, как отмечал У. Перри (министр обороны США в 1994-1997 гг.), является «превентивная оборона», нацеленная, по сути, на участие в формировании военного потенциала этих стран путем расширения взаимодействия и оказания влияния на их военные доктрины и характер военного строительства «Соединенные Штаты не позволят какой-либо враждебной силе доминировать в любом регионе, критически важном для наших интересов». К таким регионам в добавление к традиционным для послевоенной стратегии США Западному полушарию, Западной Европе, Восточной Азии и Персидскому заливу все чаще причисляются Центральная и Восточная Европа, Балканы, а также бассейн Каспийского моря (включая Центральную Азию и Кавказ) с его огромными сырьевыми ресурсами. Несмотря на радикальные изменения международной обстановки, США сохранили глобальную систему своих военно-политических союзов и обязательств, созданную в годы холодной войны. Более того, важнейший из этих союзов - НАТО - был не только расширен, но и перенацелен с «защиты территории» на гораздо более широкую функцию - обеспечение стабильности всего «трансатлантического региона» путем, в том числе, действий за пределами территории стран - членов альянса.
В итоге CIIIA распространили сферу своих военно-политических обязательств на страны ЦВЕ, а с лета 1999 г. - фактически и на все Балканы. Эта ключевая внешнеполитическая акция США соответствовала линии сторонников «расширения демократии», а также геополитическим установкам заполнения «стратегического вакуума» в центре Европы и сдерживания потенциальных «экспансионистских устремлений» России. Как подтвердили и военная операция НАТО в Косово в 1999 г., и новая стратегическая концепция альянса, США, продолжая ссылаться на возможную роль ОБСЕ, тем не менее последовательно проводят линию на обеспечение центральной роли НАТО в решении европейских дел. В 90-х годах США взяли курс на поддержание подавляющего военно-силового превосходства над остальными странами Все это вместе взятое позволило Соединенным Штатам к концу 90-х годов увеличить до рекордного в истории уровня военно-технологический отрыв от своих потенциальных конкурентов, особенно в глобальном проецировании военной мощи и новейших методах ведения наземных боевых действий. Дрейф США в сторону односторонних (или в рамках НАТО) действий сопровождался ростом удельного веса силовых принудительных мер в арсенале внешнеполитических инструментов. США пытались в одностороннем порядке добиваться следующих целей: заставлять другие страны принять американские нормы и практику в области прав человека; не дать другим странам обрести военный потенциал, ущемляющий американское превосходств в обычных вооружениях; применять американское законодательство на экстерриториальной основе против других стран; ранжировать страны по степени их приверженности американским стандартам в отношении прав человека, наркотиков, терроризма распространения ядерного оружия и ракетных технологий, а также религиозных свобод; принять санкции против стран, не соблюдающих эти стандарты… вмешиваться в локальные конфликты, не затрагивающие напрямую интересы США; вынуждать другие страны принимать социальные и экономические меры в интересах американской экономики; продвигать экспорт американских вооружений, одновременно препятствуя аналогичным усилиям других стран; устранить Генерального секретаря ООН и продиктовать кандидатуру его преемника; расширить НАТО за счет включения в нее Польши, Венгрии и Чехии; предпринять военные действия против Ирака и поддерживать жесткие экономические санкции против его режима; объявить ряд стран «преступными государствами» и исключить их из международных организаций за отказ подчиниться американским желаниям». Важнейшим внешнеполитическим приоритетом США в 90-е годы стало продвижение американских торгово-экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Впервые «стратегия расширения мирового свободного сообщества рыночных демократий» была выдвинута Белым домом в 1993 г. в качестве замены стратегии «сдерживания». Она включала в себя Укрепление сообщества зрелых рыночных демократий, взращивание и консолидацию молодых демократий и противодействие антидемократическим режимам с одновременной поддержкой их либерализации. «продвижение демократии» распространяется в основном на страны Латинской Америки и молодые государства на постсоветском пространстве. США взяли на себя роль главного архитектора и опекуна глобальной экономики. они считают себя гарантом мирных демократических перемен. в условиях глобализации возросла зависимость США от остального мира. Как самая экономически мощная страна, Америка больше других заинтересована в стабильности и управляемости мирового порядка, которые для нее неразрывно связаны с «американским руководством». При всей распространенности неоимперских настроений в политической элите США реальная возможность создания американо-центристского мира остается весьма проблематичной. Разнородность и полицентричность современного мира ставят жесткие пределы его американизации. Даже не все партнеры и союзники США готовы безоговорочно соглашаться с американским пониманием моральных ценностей и методов, используемых для достижения «благих» целей. Гегемонистские устремления США нередко вызывают сопротивление со стороны других мировых центров силы. Не случайно США сталкиваются с оппозицией в Совете Безопасности ООН, и даже внутри НАТО все чаще проявляется недовольство американским диктатом.
Другой новой реальностью для внешней политики США стала растущая глобализация мировой экономики, поставившая страну перед необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке, определения своей роли в этой изменяющейся экономике, а также нахождения нового оптимального баланса между внутренней и внешней политикой. стратегия национальной безопасности США был разработан администрацией Джорджа Буша-младшего от 2002 г. Она отражала курс на одностороннее силовое закрепление гегемонии США, включая такие положения, как объявление глобальной войны с террором, возможность нанесения превентивных ударов по противнику, готовность США свергать неугодные режимы и автономность действий США в интересах собственной безопасности. В этом плане Стратегия-2010 также достаточно традиционна: в качестве угроз национальной безопасности США указан в первую очередь международный терроризм, распространение ядерного оружия, экономическая нестабильность, негативные климатические изменения, нарушение демократических устоев.
Впервые также признается потенциальная опасность киберпреступности и проблема граждан США, вступивших в террористические организации внутри страны.
В новой стратегии есть и ряд ключевых положений, отражающих коренные сдвиги на мировой арене. В первую очередь это фактическое признание многополярности современной мировой системы. Отмечается, что превосходство Америки в XXI в. уже не так очевидно и Вашингтону необходимо отказаться от силовых методов решения проблем в пользу дипломатического партнерства со своими союзниками. Как отметила госсекретарь США Х. Клинтон, США готовы согласиться с тем, что мир является многополярным, а США не единственная супердержава.
Подобная констатация уже имела место в опубликованном в 2009 г. докладе «Глобальные тенденции-2025: меняющийся мир» Национального разведывательного совета США, где говорится о том, что «к 2025 г. США станут лишь одним из важных игроков на мировой арене, хотя и самым могущественным», и отмечается возможность формирования трех торгово-экономических групп, которые могут стать квазиблоками в Северной Америке, Европе и Восточной Азии, а также рост значения региональных центров силы, таких как Турция и Иран. По сути данные положения означают воплощение концепции так называемого постамериканского мира, то есть мира, в котором США уже не сверхдержава, а лишь самая влиятельная и сильная держава, активно маневрирующая между другими полюсами силы. ИЗ ЭТОГО ПОДХОДА ВЫТЕКАЕТ ТЕЗИС, зафиксированный в Стратегии-2010, о готовности использовать принцип многостороннего подхода, об отказе от действий в одиночку, что по сути означает отход от превентивности и унилатерализма Буша-младшего. Также подчеркивается, что США должны укреплять действующие альянсы, но в то же время искать новых союзников. В числе приоритетных партнеров указываются Китай, Индия, Россия, а также Бразилия, ЮАР, Индонезия. По сути данная констатация отражает коренное изменение соотношения сил в мире не в пользу США. В этих условиях тезис о сотрудничестве с новыми партнерами отражает стремление администрации США вовлечь новые центры силы в систему двусторонних отношений на основе признания их сфер интересов с тем, чтобы в дальнейшем США могли занять в этом сотрудничестве позицию старшего партнера. Характерно при этом, что в Стратегии-2010 довольно невнятно говорится о НАТО, что отражает рост противоречий как внутри альянса, так и с западноевропейским центром силы в целом. В Стратегии-2010 произошел отказ от термина «исламский радикализм» - в качестве основной террористической угрозы указана «Аль-Каида», а не более широкое понятие, содержащее указание на религиозную принадлежность. Этот сдвиг отражает стремление улучшить отношения с исламским миром и особенно с арабскими государствами Ближнего Востока, что было впервые обозначено в Каирской инициативе Обамы в 2009 г. В ЦЕЛОМ СТРАТЕГИЮ-2010, КАК И ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ США НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, ОТЛИЧАЕТ НЕКОТОРАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ. В документе сохранена установка на глобальное лидерство США, но с учетом неблагоприятных условий имеет место определенный сдвиг в средствах и методах его достижения. В них четко просматриваются две линии, и в зависимости от обстоятельств предпочтение отдается тому или иному подходу. Первый подход очень близок к методам внешней политики США в 1970-е гг. и особенно к курсу администрации Никсона, проводимого по итогам поражения в войне во Вьетнаме. Среди характерных черт можно отметить отход от односторонних силовых действий, развитие отношений с СССР (разрядка), вьетнамизация войны в Юго-Восточной Азии, опора на региональных союзников. В современных условиях проявлениями этой гибкой линии стали «перезагрузка» отношений с Россией, стремление улучшить отношения с арабским миром, а также возврат к подходам 1960-70-х гг. о «контролировании» конфликтов в интересах США, что проявилось в попытках урегулирования ближневосточного конфликта и налаживании армяно-турецких отношений.
Вторая линия связана в большей степени с силовыми аспектами и проводится в современных условиях значительно более робкими средствами. Здесь превалирует ряд методов и подходов из арсенала администрации Буша-младшего. К этим проявлениям можно отнести попытки вновь расширить географические рамки и задачи НАТО, предложения о закреплении военного присутствия альянса в Прибалтике, стремление сохранить пусть и в усеченном виде программу ПРО, расширение масштабов агрессии в Афганистане. В то же время заметно, что силовые методы становятся тоньше, большее предпочтение отдается хирургическим действиям сил специальных операций: так, в мае стало известно, что президент Обама санкционировал план размещения сил спецназначения в 75 странах, главным образом в странах Восточной Африки, Йемене, а также в ближневосточных государствах и странах Центральной Азии.
Заключение
В ХХ1 в. информационное воздействие способно не только обеспечить успех в «горячей войне», но во многих ситуациях заменить ее. В США давно ведутся работы по созданию информационного оружия, которое в американской военной доктрине ХХ1 в. - доктрине «направленной силы» - рассматривается как основной элемент. В Вашингтоне разрабатывается стратегический план ведения информационной войны, а в вооруженных силах созданы службы по ее ведению - Управление информационных систем (DISA), Центр информационной войны ВВС (AF IVC) и служба ВМС по информационному оружию (NIVA), а также введены должности офицеров по информационной войне.
Несколько развеять «комплекс неполноценности» американской нации удалось Рейгану с его «политикой с позиции силы». Он и его ближайший друг, и советник Уильям Кейси, директор ЦРУ, стали реализовывать детально разработанную программу NSDD-75. Их стратегия была направлена против ядра советской системы и благодаря помощи лидеров СССР была реализована. Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне» и затем был разрушен. Рейгану, а также его последователям Бушу и Клинтону удалось несколько развеять чувство неизбежного упадка Америки, ослабить у общественности ощущения надвигающейся угрозы для США.
Большинство политических лидеров США провозглашают в качестве геополитических целей создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверхдержавы. Нынешние Соединенные Штаты откровенно цинично претендуют на роль новой сверхдержавы Евразии, создающей новую глобальную систему.
Ну а какова же судьба России в геополитическом пасьянсе Бжезинского? По этому поводу он пишет: «Будущее России менее определенно, и перспективы ее эволюции в позитивном плане не так уж и велики. Поэтому Америка должна создать такие политические условия, которые способствовали бы привлечению России к работе в широких рамках европейского сотрудничества и в то же время укрепляли бы независимость новых суверенных соседних государств». В связи с этим Вашингтону рекомендуется оказывать поддержку Украине и Узбекистану по национальной консолидации, иначе их судьба в долгосрочной перспективе окажется неясной (вдруг они вновь уйдут под крыло России, как это было в историческом прошлом). Итак, в размышлениях геостратега отчетливо просматривается древняя, как мир, идея: разделяй и властвуй.
По этому поводу Бжезинский пишет следующее - «…конфедеративная Россия. Состоящая из Европейской России, Сибирской Республики и Дальневосточной Республики… придет к выводу, что в таком случае ей будет легче поддерживать тесные экономические связи со своими соседями». Под соседями, конечно, подразумеваются, прежде всего, США и Япония, а затем Китай, который американские политики подталкивают в сторону Забайкалья, Монголии и Средней Азии.
Реализация этой бредовой идеи в геополитическом плане означает, что будут какое-то время существовать марионеточные республики на территории некогда могучей страны, а затем, в недалеком будущем, они будут поглощены более могущественными соседями. И такая Россия (скорее всего европейская) будет менее склонна к проявлению имперских амбиций.
По мнению Бжезинского, цель политики Вашингтона заключается в том, чтобы склонить мощный Китай к решению региональных проблем (читай: начать экономическую, демографическую, военную экспансию против соседних государств). Началом стратегического сотрудничества может явиться серьезный диалог Вашингтона и Пекина. Но пока взгляды лидеров КНР больше направлены в сторону Тайваня - средоточия капиталов стран АТР, чем на русское Приморье, Хабаровский край, Монголию, Среднюю Азию и Горный Бадахшан.
Япония с послевоенных лет является стратегическим геополитическим партнером США. Вашингтон в конце ХХ в. пытался создать, своего рода тройственный союз: США - Китай - Япония, а в ХХ1 в. наверняка продолжит эти игры. Усилия союза будут, безусловно, направлены против России, у которой «слишком большая территория».
Итак, в своей работе я выполнила все поставленные задачи.
Использованная литература
1.Бжезинский З. Великая шахматная доска, rus-sky/history/library/bzhezins.htm/
2.Бжезинский З. Америка терпит катастрофу (для газеты Los Angeles Times), lenta/
.Ивашов Л.Г. В чем состоит геополитическая стратегия США-НАТО?, old.iamik/14387.html
.Кабанов Н. Секреты тотальной власти, rusarmageddon. narod/HTML/23_19. htm
.Лисичкин В., Шелепин Л. Глобальная империя зла, x-libri/elib/lsshl001/00000125.htm
.Межлумянц А.Р. Геополитическая стратегия Бжезинского и ее исторические перспективы, whiteworld/s000102.htm
.Нарочницкая Н. Старая Европа, pravoslavie/analit/ index.htm
.Нартов Н.А Геополитика: Учебник. - М.: Юнити, 2004.
.Панарин И.П. Дипломатия и политика, panarin
.Шалак А.В. Основы геополитики. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001