Строгановы первые из знаменитых людей
СОДЕРЖАНИЕ.
Вступление
............................................................................
Выдающиеся представители рода Строгановых ..
1)Семен Иоанникиевич ...................................
2)Григорий Дмитриевич ......................................
3) Сергей Григорьевич ...............................................
4 )Александр
Григорьевич..............................................................
5) Павел
Александрович...............................................................
.
6)Григорий Александрович ……………………………………
7)Александр Сергеевич…………………………………………..
8)Сергей Григорьевич
Строгановское Училище "Вчера, Сегодня и Завтра"
Заключение
.........................................................................
Список используемой литературы .........................................
Вступление.
В своем реферате я хочу рассказать о семействе Строгановых, попытаюсь
рассказать о всех выдающихся личностях рода Строгановых, но в связи с тем,
что о Строгановых довольно мало информации, то о некоторых я расскажу
довольно кратко. До того как мне дали задание написать реферат о
Строгановых я совершенно о них ни чего не знала и так же не знала об их
существовании. Я знала что существует Строгановское училище, но кто его
построил, чья была идея его создать, увы не знала, а самое ужасное, что
таких как я довольно много. Мы забываем нашу историю со временем и к тому
же мало литературы. Мы живем уже в 21 веке, наше предыдущее поколение не
постаралась сделать так что бы у нас было достаточно информации о нашей
истории. Я не спорю , что сейчас много разнообразной литературы, но она
однообразна, рассказывает об одних и тех же людях: Иван Грозный, Петр 1,
Екатерина Великая и т.д., на мой взгляд, о них уже достаточно литературы,
пора бы уже и о других начать писать. Поэтому я не могу полностью раскрыть
тему реферата , написать более подробно о этих людях, так как к большому
сожалению доступной литературы очень мало.
ГЛАВА I.
Выдающиеся представители рода Строгановых.
"Строгановы - именитые люди, бароны и графы. Историки XVIII в. производили
Строгановых от татарской мурзы Золотой Орды. По рассказу Николая Витзена,
заимствованном им у голландского географа Исаака Массы: "С этого мурзы,
крестившегося и посланного царем против татар, ведут свой род Строгановы,
взяв его в плен, "сострогали", будто бы всё тело". Н.М.Карамзин первый
высказал своё недоверие к этому рассказу: последующие историки окончательно
опровергли его, и теперь большинством принято, что Строгановы - выходцы из
Великого Новгорода, из числа богатых тамошних граждан, и что
родоначальником их был Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского". Итак
род Строгановых ведет происхождение от Луки, внука Спиридона
Внук Спиридона, Лука Кузьмич, упоминается в актах как владетель нескольких
оброчных статей в Двинской земле.
Ему же приписывается выкуп из татарского плена Великого князя Московского
Василия Васильевича Темного (около 1445 г.). Луки был сын Федор, который, в
свою очередь, имел сына Анику. У Аники было 3 сына: Семен, Яков,
Григорий."Как на дрожжах поднялся и разбогател при Грозном торговый дом
Аники Строганова." Казалось Строганов рождён был, чтобы торговать и делать
деньги. Его торговые конторы действовали в разных концах России. Несколько
тысяч людей трудилось на его промыслах и перевозило его товар туда, где
можно было сбыть с наибольшей выгодой. Флотилии его судов плавали по рекам
и морям. Аника хлеб для казны, в Архангельске покупал заморские товары, из
Сибири вёз мех. Но главный доход ему приносила соль. Много лет главным
центром соляной промышленности Строгановых оставалась Соль Вычегодская.
Аника первым оценил соляные богатства Пермского края и потянулся к ним. Он
давно сумел стать нужным человеком при дворе Грозного, охотно принимал от
казны заказы на поставку хлеба и других товаров. Когда в Москве трудно было
сыскать меха, Строганов вёз царю лучших сибирских собылей... Глава богатого
торгового дома зорко следил за всем, что происходило в Москве и на
восточных границах. Выждав момент он послал в столицу сына Григория,
наказав ему добиться приёма у царя.
"На Каме, - сказал Григорий государю, - места пустые, леса черные, реки
и озёра дикие, а всего дай пустого места 146 вёрст" и в казну "из того
места пошлина никакая не бывала".
Иван IV охотно позволил купцу искать "рассол" (поваренную соль),
вареницы ставить и соль варить. Но его давно занимала мысль о разработке
собственных российских руд и он не желал поступиться своим правом в пользу
Строгановых. "А где будет найдут (Строгановы) руду серебреную или медную,
или оловянную, - объявил царь свою волю, - и Григорию тотчас о тех рудах
отписати к нашим казначеям, а самому ему тех руд не делати без нашего
ведома..."
Менее чем за десятилетие предприимчивые купцы успели освоить многие
солевые месторождения Приуралья. Теперь их вареницы дымились на огромном
пространстве от Соли Вычегодской до Перми. В 1568 г. Иван IV выдал
Строганову из опричнины жалованную грамоту на не освоенные ещё земли по
реке Чусовой.
Около половины XVI в. Строгановы распространяют свои владения и в пределах
нынешней Пермской губернии. Поселившись здесь, они, благодаря соляным
варницам и торговле с Сибирскими инородцами, быстро богатеют, при помощи
своей "дружины" усмиряют и покоряют инородцев (например черемис, в 1572
г.), вступают в борьбу с Сибирским царем Кучумом. В Смутное время и позже
Строгановы помогали законной власти денежными взносами. В одной из
жалованных грамот Петра Великого вычислено, что Строгановы во время
междуцарствия и при Михаиле Федоровиче пожертвовали деньгами 841 762 руб.,
что на современный счет составит около 4 миллионов рублей. За эти услуги
Строгановы были возведены в звание "именитых людей" и получили право
именоваться с "вичем". По званию "именитых людей" Строгановы подлежали
только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать
ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинно
торговлю с азиатскими инородцами. Уложение царя Алексея Михайловича отводит
им особую статью (ст. 94, гл. Х). В 1722 г. Петр Великий за заслуги
последнего "именитого мужа" Строганова, Григория Дмитриевича, возвел его
сыновей Николая, Александра и Сергея в "баронское" достоинство. Они стали
родоначальниками трех ветвей Строгановской фамилии. Сын Сергея Александр
был возведен в 1761 г. императором Францем I в "графское" достоинство
Римской империи, а в 1798 г. император Павел I возвел его и в графы
Российской империи. Со смертью его сына Павла (1817) мужское потомство его
угасло, и графский титул перешел женившемуся на дочери Павла
Александровича, Наталии, Сергею Григорьевичу Строганову (1817). В 1826 г.
был возведен в графское достоинство императором Николаем I и внук барона
Николая Григорьевича, Григорий Александрович. Строгановы внесены в V ч.
родословных книг в губерниях Пермской, Вологодской, Нижегородской, Вятской
и Санкт-Петербургской. Герб первоначальных графов Строгановых помещен в
Общем Российском Гербовнике на стр. 33, ч. I, вторых - в ч. Х, под № 12.
Наиболее замечательные из Строгановых:
Семен Иоанникиевич и его племянники Максим Яковлевич и Никита
Григорьевич особенно известны призванием в 1578 г. волжских казаков с
Ермаком Тимофеевичем во главе; к ним они присоединили и своих наемных
людей, снабдили оружием, порохом, свинцом, знаменами, провиантом и прочими
припасами и отправили на завоевание Сибири. Когда успех оправдал их
предприятие, Семен получил в 1582 г. "большую и малую Соль на Волге", а его
племянники - право беспошлинной торговли во всех городках.
Григорий Дмитриевич (1656 - 1715) с 1688 г. сделался единоличным
владетелем всех огромных Велико пермских, Зауральских, Сольвычегодских,
Устюжских и Нижегородских имений. Огромные его средства давали ему
возможность оказывать Петру I значительную помощь во время Северной войны;
около 1701 г. он на свои деньги снарядил два военных фрегата. Жена его,
урожденная Новосильцева, была первой статс-дамой при дворе. Имения Григория
Строганова были еще увеличены Петром I по восьми жалованным грамотам, так
что в одних только Пермских владениях у него было "на лицо" 44643 человек,
да 33235 человек "в бегах и в мире скитающихся". Григорий Дмитриевич от
второго брака с Вассой Яковлевной Новосильцевой имел сыновей Александра,
Николая и Сергея.
Сергей Григорьевич (1707 - 1756), барон, генерал-лейтенант, пользовался
благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и отличался редкой
благотворительностью; в "Академических Ведомостях", по поводу его смерти,
было сказано, "что он око был слепых, нога хромых и всем был друг". Любя
искусство, он основал богатейшую картинную галерею в своем доме,
выстроенном знаменитым Растрелли .
Александр Сергеевич (1733 - 1811), граф, сын предыдущего, был постоянным
собеседником императрицы Елизаветы Петровны. В 1761 г. был отправлен к
австрийскому двору и здесь получил графское достоинство. В 1766 г. в его
доме собирались депутаты, избранные в комиссию по составлению проекта
Нового уложения. Как член последней, он особенно настаивал на устройстве
школ для крестьян. Екатерина II назначила его сенатором, Павел I -
президентом Академии Художеств и директором Публичной библиотеки, Александр
I - членом Главного правления училищ и Государственного совета. В делах
благотворительности императрицы Марии Федоровны он принимал большое
участие. Покровитель писателей и художников, он занимался нумизматикой,
составил обширную галерею картин, коллекции эстампов, медалей, камней и
монет; последних у него было свыше 60000 экземпляров. Библиотека его в то
время считалась лучшей. Составил "Catalogue raisonne des tableaux qui
composent la collection du comte A. de Stroganoff" (Санкт-Петербург, 1793).
Важной и неотъемлемой частью художественной жизни России стало
коллекционирование произведений искусства в дворянских собраниях. В это
время в России возникли такие крупные частные коллекции, как собрание
И.И.Шувалова, Е.Р.Данковой, А.А.Безбородко,Н.Б.Юсупова и многих других.
Одно из первых мест в ряду ресских собирателей пренадлежит А.С.Строганову,
колекция которого была знаменита уже в XVIII веке.
Богатейший человек А.С.Строганов играл значительную роль в
художественной и культурной жизни Петербурга второй половины XVIII - начала
XIX века. Он был директором петербургской Публичной библиотеки, в 1758 г.
стал почётным членом только что созданной Академии художеств, с 1801 г. был
назначен её президентом. в своём дворце на Невском проспекте он создал
библиотеку, открытую для публики. Там же разместилась знаменитая
строгановская картинная галерея, помещение которой, специально оформленное
архитектором Воронихиным, стало одним из первых руских музеев.
Коллекционерской деятельностью А.С.Строганов занялся с самых юных лет,
когда в 1752 г. отправился за границу.
Интерес к искусству возник у Строганова в Италии, где ему удаётся
приобрести работу Корреужо.
Побывав в 1756 г. в Париже Строганов обогатился картиной Д.Фетти из
знаменитой коллекции Таллара. Пребывание за границей позволило ему не
только приобрести первоклассные произведения, но и воспитать в себе
подлинный вкус знатока, изучить знаменитые коллкции, приобщиться к
европейской культуре собирательства, пережившей во второй половине XVIII
века свой расцвет. Во время второй заграничной поездки (1771-1778)
Строганов выступает уже в роли авторитетного знатока живописи. Он покупает
призведения из самых знаменитых парижских коллекций - Шуазеля, принца
Конти, Рандона де Бауссе, Блонделя де Ганьи, Мариетта.
Вернувшись в Россию в конце 70-х годов Строганов продолжает активно
пополнять своё собрание.
Одной из важнейших заслуг Строганова перед потомками является
строительство под его руководством Казанского собора. Известно, что
создатель Казанского собора - А.Н.Воронихин, был крепостным графа
Александра Сергеевича Строганова. Заметив талант мальчика, Строганов берёт
его под свою опеку и помогает ему получит образование. а в 1786 г. даёт ему
"отпускную". В 90-х годах Воронихин вместе с сыном А.С.Строганова Павлом
совершает путешествие в Швейцарию и во Францию. Работы Воронцова 90-х годов
связаны с заказами Строгановых.
Павел Александрович (1774 - 1817), граф, генерал-лейтенант и сенатор,
воспитание получил во Франции, откуда был вызван при начале революции. В
1802 г. назначен товарищем министра внутренних дел и более трех лет
управлял Медицинским департаментом. В 1804 г. по случаю отъезда
Новосильцева состоял докладчиком по делам, Высочайше вверенным
Новосильцеву, и отправлял за него обязанности попечителя Санкт-
Петербургского ученого округа. Вместе с Кочубеем и Новосильцевым был
ближайшим советником императора Александра I, составляя с ними известный
Триумвират или "комитет общественной безопасности"; вел записки о
заседаниях этого комитета (часть которых напечатана в приложении ко второму
тому "Император Александр Первый" Н.К. Шильдера ) и представил Государю
записку о необходимых преобразованиях, в которой много верного, особенно по
крестьянскому вопросу и народному образованию. В 1805 - 1807 гг. имел
дипломатические поручения и проживал более всего в Лондоне. В 1807 г.,
будучи уже сенатором, волонтером поступил в военную службу; в Шведскую
войну состоял командиром лейб-гвардии Гренадерского полка, позже отличился
в сражениях при Бородине, Лейпциге, Краоне и Париже. В битве при Краоне был
убит его сын Александр, и это обстоятельство ускорило смерть самого Павла
Александровича
Григорий Александрович (1770 - 1857), граф, обер-шенк, член
|В октябре 1808 г. Строганов по собственной инициативе покинул Мадрид в |
|связи с приближением наполеоновских войск |
|Казалось бы, строптивый дипломат не мог рассчитывать на новое назначение|
|после столь яркого проявления непослушания. Тем не менее в сентябре 1812|
|г. Григорий Александрович был назначен чрезвычайным посланником и |
|полномочным министром в Швеции. Здесь его деятельность протекала в |
|благоприятной обстановке предопределенной дружескими и союзническими |
|отношениями России и Швеции. Российское правительство положительно |
|отнеслось к избранию риксдагом наследником шведского престола в 1810 г. |
|Ж.Б. Бернадота, бывшего наполеоновского маршала, и к присоединению |
|Норвегии к Швеции, в чем последняя искала поддержки. Совместные военные |
|действия против наполеоновских армий в 1813 г., в частности успешные |
|сражения шведов с датчанами, способствовали укреплению русско-шведского |
|союза. В депешах из Стокгольма Строганов подчеркивал дружеское |
|расположение шведского правительства к России, о котором ему |
|неоднократно говорили члены королевской фамилии. Шведский король, |
|сообщал Григорий Александрович, желая обратить внимание российского |
|представителя на особую к нему милость, оказывал ему лестные знаки |
|внимания, пренебрегая при этом придворным этикетом. На этом я остановлю |
|рассказ о его военных заслугах, а рассмотрим его со стороны семьи. |
|В Испании Строганов встретил свою будущую вторую супругу - урожденную |
|Оейнгаузен (Д'Альмейда). Жениться на ней он смог только после смерти |
|первойсупруги в 1821 г. К этому времени он имел от Юлии Павловны, как на|
|русский манер звали Д'Альмейду, взрослую незаконнорожденную дочь. Это |
|обстоятельство, считают некоторые исследователи, негативно повлияло на |
|характер будущей петербургской красавицы, отличавшейся вспыльчивостью и |
|неуравновешенностью. В конечном результате эти свойства ее характера |
|оказали роковое влияние не только на судьбу ближних, но и на всю русскую|
|культуру, ибо имя дочери Строганова - Идалия Полетика. Та самая |
|Полетика, которая, не простив А.С. Пушкину насмешки над собой, |
|способствовала его травле в свете, приведшей к роковой дуэли. |
|В то же время Григорий Александрович, несмотря на большую возрастную |
|разницу, был дружен с А.С. Пушкиным, которому приходился свойственником |
|через Н.Н. Гончарову. Юлия Павловна Строганова дежурила у постели |
|умирающего поэта; позже Григорий Александрович Строганов взял на себя |
|все материальные расходы, связанные с похоронами великого поэта, а затем|
|был опекуном осиротевшей семьи. Граф Григорий Александрович Строганов - |
|Андреевский кавалер, оберкамергер, член Государственного совета - |
|скончался в 1857 г. в возрасте 86 лет. |
|Прослеживая деятельность Строганова-дипломата, можно отметить "не |
|дипломатический" в традиционном смысле этого слова характер деятельности|
|российского посланника. Два из трех мест его назначения - Испания и |
|Турция - являлись "горячими" точками, где назревали 71 происходили |
|освободительные движения и национальные революции. |
|Имея поддержку наиболее радикально настроенных политических деятелей |
|России, он стремился действовать с учетом максимальных выгод |
|национальных движений, в центре которых оказывался, чем претворял в |
|жизнь принципы либерального лагеря русского общества. Строганов |
|принадлежал к тому кругу передового российского дворянства, которому |
|были близки идеи декабристов, в частности идея освобождения балканских |
|народов от османского ига. |
|Обладая развитым чувством чести и достоинства, Строганов находил |
|возможным действовать по своему усмотрению, заботясь, в первую очередь, |
|об авторитете России. Так, защищая интересы сербского, а затем |
|греческого народов, посланник исходил из признанной традиции |
|покровительства России православным подданным Османской империи и |
|придерживался мнения о необходимости более решительных действий в |
|развитии принятого в правящих кругах России тезиса о желательности |
|ослабления "больного человека" Европы - Турции. |
|Деятельность его в этой стране оставила глубокий след как среди |
|османских министров, помнивших "бомбардировки" нотами в пользу |
|угнетенных, так и среди сербов, которые с благодарностью вспоминали |
|своего "друга" и продолжали переписку с ним после отъезда Строганова из |
|Константинополя. |
|Строганов активно помогал сербскому народу в его борьбе за освобождение.|
|При активном участии Строганова в 1816-1821 гг. происходили все |
|сербскотурецкие переговоры, на которых он пытался отстоять права сербов,|
|зафиксированные в русско-турецком договоре 1812 г. Вслед за ним принципы|
|конституционного устройства Сербии отстаивали его преемники в |
|Константинополе - А.И. Рибопьер и А.П. Бутенев. |
|Руководители министерства иностранных дел, да и сам император, не всегда|
|одобряли точку зрения Строганова на ту или иную проблему, однако, как |
|правило, вынуждены были соглашаться с оценками событий и действиями |
|посланника как наиболее приемлемыми в сложных ситуациях |
|национально-освободительных движений в Испании и Греции. Лейтмотивом |
|поведения Строганова-дипломата даже в самых непредсказуемых |
|обстоятельствах могут служить его слова, обращенные к Александру I: " Из|
|всех жертв, на которые я готов пойти ради славы В.И. В-ва, потеря чести |
|является единственной жертвой, которую я не могу по своей воле принести |
|". |
|Деятельность Строганова-посланника оставила след в истории отечественной|
|дипломатии, и балканские народы, в особенности сербы и греки, по праву |
|могут считать его своим союзником в борьбе за национальное освобождение.|
| |
Top of Form 1
Bottom of Form 1
Александр Сергеевич (1818 - 1864), граф, егермейстер двора Его
Величества, известен как собиратель средневековых и новоевропейских монет;
был одним из основателей Санкт-Петербургского археологического общества и
членом Одесского общества и истории древностей Российских. Участвовал в
сражениях под Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом. В 1831 г. участвовал в
усмирении польского восстания. В 1834 г. Строганов назначен товарищем
министра внутренних дел. В 1836-1838 гг. был генерал-губернатором
Черниговским, Полтавским и Харьковским, а с 1839-1841 гг. управлял
министерством внутренних дел. С 1849 г. был членом государственного совета.
В Одессе граф Строганов интересовался деятельностью тамошнего общества,
историей и древностью России. Его громадная библиотека завещана томскому
университету.
Следующий из рода Строгановых идет Сергей Григорьевич, но о нем я расскажу
чуть позже.
Александр Григорьевич (1795 - 1891), граф, генерал-адъютант, член
Государственного совета. Воспитывался в Корпусе инженеров путей сообщения;
вступив в Лейб-гвардии артиллерийскую бригаду, участвовал в сражениях под
Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом; находился при занятии Парижа; в 1831 г.
участвовал в усмирении польского восстания. В 1834 г. Строганов назначен
товарищем министра внутренних дел. В 1836 - 1838 гг. был генерал-
губернатором Черниговским, Полтавским и Харьковским, а с 1839 по 1841 г.
управлял Министерством внутренних дел. С 1849 г. был членом
Государственного совета. Пробыв год (1854) военным губернатором Петербурга,
он потом был около 9 лет Новороссийским и Бессарабским генерал-
губернатором. В бытность в Одессе граф Строганов интересовался
деятельностью тамошнего Общества истории и древностей России, был его
президентом и сделал очень много ценных пожертвований в музей. Громадная
его библиотека завещана Томскому университету. В 1846 г. 3 ноября он
венчается с Татьяной дмитриевной Васильчиковой (дочерью егермейстера
Дмитрия Васильевича и АДЕЛАИДЫ Петровны Васильчиковых).
От этого брака рождаются дети : Мария (родилась в 1850 г.) ,. Сергей
(родился в 1852 г.), Ольга (родилась в 1857 г.)
СТРОГАНОВ Сергей Григорьевич (08.11.1794, Москва – 28.03.1882, Петербург) –
граф, русский государственный деятель, историк искусства, археолог,
коллекционер, меценат. Из знаменитого рода Строгановых – выходцев из
разбогатевших поморских крестьян, ставших купцами и промышленниками Урала и
Сибири. Потомок А.Г.Строганова – одного из трех братьев Строгановых,
возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи
достоинство”. Старший сын барона Г.А.Строганова, посла в Швеции, Италии и
Турции. Пятнадца ти лет от роду С.Г. поступил в Институт корпуса инженеров
путей сообщения, по окончании которого (1811) определен на военную службу и
был произведен в офицеры. Участвовал в Отечественной войне 1812 г.,
отличившись в Бородинской битве, а также в заграничных походах русской
армии 1813-14 гг., дойдя до Парижа. Более полутора лет барон Строганов
провел в столице Франции, осматривая дворцы и музеи, изучая коллекции
произведений искусства, посещая различные ученые и особенно художественные
учреждения. Впоследствии участвовал в русско-турекой войне 1828-29 гг. и
Крымской войне 1853-56 гг.
В 1815 г. Строганов женился на своей двоюродной племяннице Наталье
Павловне, представительнице графской ветви Строгановых и унаследовал ее
графский титул. От брака с ней родилось четверо сыновей, старший из которых
Александр (1818-1864) окончил в 1840 г. юридический факультет Московского
университета, стал полковником лейб-гвардии Преображенского полка, флигель-
адъютантом, егермейстером двора, путешественником, нумизматом и историком.
В наследство от отца и тестя С.Г.Строганов получил огромные земельные
наделы в полтора миллиона десятин с 95 тыс. крепостных.
Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В
1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования,
в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные
дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г.
получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные
зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно-
промышленное училище).
С восшествием на престол Николая I был назначен его флигель-адъютантом, а
14 мая 1826 г. – одним из членов учрежденного рескриптом Комитета
устройства учебных заведений. В мае 1826 г. в связи с готовившейся казнью
декабристов и предстоящей коронацией Николая I Строганов был послан в
Московский университет с ревизией, получив секретное предписание – обратить
внимание на “вредный образ мыслей”, господствоваший между студентами
университета и особенно воспитанниками Благородного пансиона, на систему
преподавания наук в университете и “благонамеренность самих наставников”.
Присутствуя на вступительной лекции профессора И.И.Давыдова “О возможности
философии как науки”, нашел ее вредной и стал инициатором изъятия печатных
экземпляров этой лекции, запрещения преподавания Давыдову и временного
закрытия кафедры философии. В результате преподавание философии в
Московском университете было прекращено почти на 20 лет, и лишь в 1845 г.
по инициативе того же Строганова преподавание этой науки было представлено
адъюнкту М.Н.Каткову , не отличавшемуся педагогическими способностями.
Найдя в Московском университете много “беспорядков”, Строганов добился
устранения того же Давыдова с должности инспектора Благородного пансиона, а
профессора Ф.А.Денисова – с должности студентов и предложил распространить
на Московский университет реакционную инструкцию Виленского ун-та по
наблюдению за студентами, чьл нашло отражение во “временных правилах”
внутреннего распорядка Московского университета, утвержденных в августе
1826 г.
В 1820-е гг. в Комитете по устройству учебных заведений Строганов вместе с
министром народного просвещения А.С.Шишковым (председателем Комитета) и
М.М.Сперанским составили т.н. “славянский триумвират”. Строганов выступал
против тех мероприятий, которые впоследствии, став попечителем Московского
учебного округа, считал необходимым всячески поддерживать. Так, в 1827 г.
он резко выступил против предложения ректора Дерптского ун-та Г.Ф.Паррота
(поддержанного самим Николаем I) об учреждении Профессорского института в
Дерпте для двухгодичной стажировки молодых специалистов из числа лучших
выпускников – будущих претендентов на профессорские кафедры – перед
отправкой за границу, однако большинство Комитета провело эту идею в жизнь.
Впоследствии же Строганов сам деятельно заботился об улучшении
образовательного ровня профессуры Московского университета и делал ставку
на молодых людей, получивших образование за границей.
Участвуя в подготовке устава низших и средних учебных заведений 1828 г.,
Строганов высказывался за усиление влияния местной администрации на ход
учебного процесса и по его инициативе были учреждены в каждом губернском
городе советы “для усовершенствования училищной части” во главе с
губернатором. В то же время Строганов не принадлежал к реакционному крылу
комитета, выступив на одном из заседаний против предложения пиетиста гр.
К.А.Ливена, сменившего в 1828 г. Шишкова на посту министра, об издании
специального руководства для учителей по дидактике догматически-
религиозного характера, заявив, что оно напоминает “язык того времени,
когда под покровом религии скрывалось гонение на прсовещение и науки”.
Император признал справедливость доводов Строганова. В вопросах об
устройстве новых учебных заведений – в частности, Белорусского университета
или Лицея в Орше, возобновления при Московском университете Благородного
пансиона, занимал осторожную позицию. Когда возник проект создать
Новороссийский учебный округ, Строганов вместе со Сперанским высказался
против столь обширного учебного региона, в результате чего был образован
Одесский учебный округ, куда вошли не все губернии Новороссии, а лишь
Херсонская и Таврическая и часть Бессарабсккой области.
Через рассмотрения Строганова прошли почти все вопросы народного
просвещения, требовавшие законодательного разрешения, а 7 октября 1829 г.
он был назначен одним из четырех членов образованной из состава Комитета
особой комиссии для редактирования нового университетского устава. Вместе с
К.А.Ливеном, бывшим ректором Петербургского ун-та М.А.Балугъянским, акад.
А.К.Шторхом, директором Морского кадетского корпуса И.Ф.Крузенштерном, экс-
попечителем Хальковского учебного округа А.А.Перовским , графом
М.Ю.Виельгорским и С.С.Уваровым , Строганов подписал “Проект устава
университетов С.-Петербургского, Московского, Харьковского и Казанского” от
27 августа 1832 г. При подготовке устава именно Строганов, как
свидетельствует его еонфиденциальное письмо Уварову, хранящееся в архиве
последнего, выстпил инициатором запрещения преподавания естественного права
в Московском университете – одного из основных предметов нравственно-
политического факультета 1804 г. Более того, Строганов просил Уварова
рекомендовать профессорам юридического ф-та “неофициальным порядком”
раскрывать “абсурдность теорий, на которых зиждется наука естественного
права! В конечном итоге, уставом 1835 г. естественное право было исключено
из учебных программ юридического факультета. В то же время Строганов
выступал против пресловутого п.80 устава, предоставлявшего право министру
не только утверждать, но и самому назначать профессоров университетов (как
известно, именно этот пункт, принятый по настоянию Уварова, был одним из
наиболее негативных ограничений университетской автономии).
В свете нового устава 1835 г. особую роль приобретала личность попечителя.
Строганов, как никто другой, подходил для этой должности в таком умственном
центре России как Москва. Человек в материальном отношении независимый,
равнодушный к служебной карьере, европейски просвещенный, он прослыл
“идеальным попечителем” (в этом смысле его сравнивали с М.Н.Муравьевым ), а
время его управления округом м университетом – “строгановской эпохой”.
Кандидатура Строганова на пост попечителя Московского учебного округа
обсуждалась еще в 1830 г., после ухода с этого поста А.А.Писарева , но
тогда попечителем был назначен кн. С.М.Голицын . В 1831-34 гг. Строганов
исполнял обязанности военного губернатора в Риге и Минске. Его назначение
попечителем состоялось 1 июля 1835 г., накануне введения нового
университетского устава (утвержденного Николаем I 26 июля того же года).
Одной из главных заслуг Строганова в области управления университетом
традиционно считается привлечение на кафедры высококвалифицированных
молодых специалистов, прошедших, как правило, заграничную стажировку,
вооруженных передовой методикой. При этом, вопреки бытующей в историографии
точке зрения о постоянном конфликте между Строгановым и министром народного
просвещения С.С.Уваровым, переписка между ними, хранящаяся в фонде Уваровых
в ОПИ ГИМ и Строгановых в РГАДА, показывает, что в период введения
университетского устава министр и попечитель действовали согласованно,
обсуждая детально каждую позицию, внимательно подбирая молодых профессоров,
руководствуясь прежде всего оценкой их научного и педагогического
потенциала. В результате ключевые позиции в Московском университете заняли
профессора новой формации, такие как Т.Н.Грановский , Д.Л.Крюков ,
С.М.Соловьев , К.Д.Кавелин , П.Г.Редкин , Н.И.Крылов , О.М.Бодянский ,
К.Ф.Рулье , Я.А.Линовский , М.Ф.Спасский , Ф.И.Иноземцев ,
А.С.Филомафитский и др. На некоторые кафедры, как например, греческой и
римской словесности и древностей, определялись по три преподавателя –
профессор и два адъюнкта, или даже два профессора и адъюнкт. Наличие двух
профессоров на кафедре российской словесности – И.И.Давыдова и С.П.Шевырева
– позволило читать дополнительный курс истории всемирной литературы.
Безусловно позитивным явилось решение определить М.П.Погодина на впервые
образованную кафедру российской истории, что позволило на освобожденную им
кафедру всеобщей истории пригласить Т.Н.Грановского, кандидатура которого
была единодушно одобрен и Уваровым, и Строгановым. Как член “славянского
триумвирата” в Комитете устройства учебных заведений, Строганов сыграл
большую роль в реорганизации созданной еще в 1811 г. кафедры славяно-
русской словесности в кафедру истории и литературы славянских наречий и в
поиске достойного ученого, способного ее возглавить. Именно он послал в
Министерство народного просвещения план пятилетней командировки
О.М.Бодянского “по славянским странам”, по возвращении из которой последний
стал заведовать этой кафедрой.
Кардинальная реорганизация юридического факультета позволила в кратчайший
срок обносить его профессорский состав “учениками Сперанского”,
вернувшимися из университетов Германии, оснащенными методикой новейшей
юридической школы. Имеются ввиду прежде всего П.Г.Редкин и Н.И.Крылов, с
именами которых было связано превращение юридического ф-та в один из
наиболее популярных в Московском университете 1840-х гг.
Несмотря на гуманитарную направленность личных научных интересов, Уваров и
Строганов смогли обеспечить и приток молодых ученых на естественнонаучные
факультеты, где в отличие от гуманитарных, широко применялась система
приват-доцентуры для преподавания тех дисциплин прикладного характера
(механики, технологической химии и т д.), которые в перспективе должны были
занять место в учебной программе. Всего при Строганове в штат Московского
университета было зачислено 37 молодых преподавателей (и не только его
выпускников), прошедших заграничную стажировку.
Возрождением традиций “муравьевской эпохи” стали публичные лекции, которые
читались в 1840-е гг. Грановским, Шевыревым, Рулье, Линовским, Спасским,
Филомафитским, Гейманом, т.е. крупнейшими университетскими профессорами, в
течение нескольких лет. Эти лекции, собиравшие не одну сотню стушателей,
были популярны в среде московского общества, и не только в просветительском
плане. Так, особое практическое значение имели лекции по сельскому
хозяйству Линовского, метеорологии Спасского и “химии для фабрикантов”
Геймана, что было связано с экономическим развитием России в эпоху
“промышленного подъема”. Заслугой Строганова также было и повышение
научного уровня университетских исследований, т.к. он способствовал
увеличению числа защит докторских диссертаций, среди которых были
фундаментальные работы О.И.Бодянского, К.С.Аксакова , Ф.И.Буслаева ,
Ю.Ф.Самарина , К.Д.Кавелина, П.Г.Чебышева и др.
Следует отметить, что Строганов попытался, хотя тщетно, оставить в
Московском университет “опальных” в глазах Министерства народного
просвещения профессоров, таких, как И.Е.Дядьковский и А.В.Болдырев . В то
же время он буквально “выжил” из университета 44-летнего М.П.Погодина,
находившегося в зените своей научно-педагогической деятельности.
Строганов известен как долговременный, в течение более чем 30 лет (с 29
апреля 1837 г. по 1874 г.) председатель Общества Истории и Древностей
Российских при Московском университете. Ему удалось исходатайствовать для
общества титул Императорского и постоянную субсидию, благодаря которой
появилась возможность значительно расширить его деятельность, поставить на
прочную основу свои издания. В 1859 г. основал Археологическую комиссию в
Петербурге – официальный организационный и научный центр русской
археологии. Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции русских монет
и старинных икон. На собственные деньги С.Г. ежегодно субсидировал
экспедиции, работавшие на юге России и раскопавшие курганы скифов и греков.
Богатейшие материалы по истории Боспора Киммерийского, Знаменитое “скифское
золото” и керченские клады, поступившие затем в Императорский Эрмитаж, были
венцом деятельности Строганова в археологии. Он же дал деньги и на
реставрацию древностей Дмитровского собора во Владимире. Свои взгляды на
русскую архитектуру он изложил в книге “Русское искусство: Виоле ле Дюк и
архитектура в России от X до XVIII столетия” (1877).
Неподдельный, горячий интерес Строганова к науке и искусству, вера во
всемогущество просвещения, любовь к молодежи в широком смысле этого слова –
как студентам, так и молодым профессорам, придавали ему облик
“просвещенного вельможи”, близкого к М.Н.Муравьеву. В то же время в отличие
от него Строганов отличался определенными авторитарными тенденциями. Его
либеральное фрондирование на посту попечителя в эпоху Николая I
противоречило его же консервативным настроениям, проявившимся во время
“Великих реформ”, когда он возглавил комиссию по подготовке нового
университетского устава. Опора на аристократию, убеждение в том, что наука
и просвещение должны быть прежде всего уделом “первенствующего сословия”,
сочетались в Строганове с выступлением против правительственных циркуляров
1840-х гг. о сословных ограничениях для поступающих в университеты, а в
1850-е гг. – с выступлениями за превращение университетов в заведения для
детей родовитых и материально обеспеченных семей. Человек, столь много
сделавший для развития различных отраслей науки в Московском университете,
он впоследствии пришел к отрицанию роли университетов как самостоятельных
научных центров, считая это прерогативой Министерства народного просвещения
и Академии наук. Гонения на новейшую немецкую философию в 1820-е гг.
сопровождались в нем впоследствии покровительством профессорам-гегельянцам
1830-40-х гг. Вероятно, можно говорить о неустойчивости убеждений графа,
что никоим образом не должно умалять его больших заслуг в области
просвещения, в том числе университетского.
В 1848 г. Строганов был снят с поста попечителя из-за обострившихся
разногласий с руководством министерства народного просвещения.
Непосредственным поводом для увольнения была публикация в “Чтениях в ОИДР”
сочинений английского дипломата и путешественника XVI в. Дж.Флетчера,
содержавших нелестные отзывы о России времен Ивана Грозного. Публикация
была запрещена Уваровым, и в ответ 3 ноября Строганов подал в отставку,
которая была принята Николаем I 20 ноября 1848 г. После отставки Строганов
назначен членом Государственного совета (но в заседаниях не участвует,
оставаясь в Москве). В течение пяти месяцев – с 17 апреля 1859 по 8
сентября 1859 г. – был московским генерал-губернатором. В 1860 г. Строганов
приглашен ко двору для воспитания цесаревича Николая Александровича,
составил комплексную программу обучения, включавшую полный цикл
университетских и военных наук. После студенческих волнений начала 1860-х
гг. Строганов, наряду с графом Н.В.Паниным и князем В.А.Долгоруким,
принимал участие в выработке новых правил для студентов, полностью
подчинивших их начальству, запрещавших политические организации и сходки,
резко уменьшавших число студентов, не плативших за обучение. Он же
участвовал в составлении университетского устава 1863 г. , возвратившего
университетам их былую автономию. В 1870 г. возглавил Комиссию по реформе
средней школы, предпринятой гр.Д.А.Толстым и предусматривавшей ее
разделение на два типа – классическую и реальную, являлся полным ее
сторонником и много содействовал тому, что в комиссии проекты Толстого не
встретили серьезных возражений и не подверглись существенным изменениям.
В период подготовки отмены крепостного права Строганов как крупнейший
землевладелец примыкал к помещичьей оппозиции. После убийства Алекасандра
II на заседании Совета министров 7 марта 1881 г. резко выступил против т.н.
“конституции М.Т.Лорис-Меликова”, будучи, наряду с К.П.Победоносцевым ,
одним из наиболее активных противников этого предложения.
Граф С.Г.Строганов умер в пасхальную ночь 28 марта 1882 г. в своем
петербургском доме и был похоронен в Александро-Невской лавре.
А сейчас я хотела бы рассмотреть одну из величайших построек -Строгановское
училище.
Строгановское училище основано в 1825 г. С.Г.Строгановым. В 1825-1843
существовала как школа рисования в отношении к искусству и ремеслам, в 1843-
1860- Вторая школа технического рисования, в 1860-1873 - Строгановское
технического рисования, в 1873-1906 Центральное Строгановское технического
Рисования, в 1906-1916 центральное художественно-промышленное училище. В
1918 реорганизовано в 1-ое Государственные свободные мастерские, в 1945
воссоздано как Московское высшее художественно-промышленное училище.
В 1760 году владельцем значится граф П. И. Шувалов, сын которого - Андрей
стал директором учрежденного в России банка, и в дом переезжает контора
банка. Переулок, называвшийся Шуваловским, переименован в Банковский.
Двухэтажный каменный дом в пожар 1812 года уцелел. В 1830-1840-е годы в нем
располагался Технологический институт. Министерство финансов, в ведении
которого находился дом в середине 1840-х годов, разместило в нем
Рисовальную школу, созданную графом Строгановым, и Воскресные классы
рисования. Возникшая еще в 1825 году на противоположной стороне Мясницкой
улицы школа имела цель "доставлять ремесленным и торговым людям возможность
улучшать свои изделия при содействии науки и искусства". Художественные
работы, выполненные учениками Строгановской школы рисования,
демонстрировались на выставках в Париже и имели большой успех. К этой школе
была присоединена Мещанская рисовальная школа, созданная при Кремлевском
архитектурном училище в 1835 году. Строгановское училище технического
рисования в 1872 году получило официальное наименование - Центральное
художественно-промышленное училище Строганова.
В 1862 году в среде московских мануфактуристов возникла мысль об учреждении
в Москве художественно-промышленного музея, который решили открыть в доме
Министерства финансов на Мясницкой улице. В 1864 году началась подписка на
пожертвования. Большие денежные пожертвования поступили от К. Т.
Солдатенкова. Поступали и ценные художественные произведения разных эпох от
П. П. Вяземского, П. Н. Трубецкого, Д. П. Боткина и других. Известный
писатель Д. В. Григорович, автор "Антона Горемыки", тоже увлекся
устройством музея и к открытию составил и напечатал "Указатель Музея".
Художественно-промышленный музей состоял из трех отделений:
художественного, промышленного и исторического. Последнее было наиболее
интересным: оно посвящалось византийскому и древнерус скому искусству.
Музей торжественно открыли 17 апреля 1868 года. Директором назначен Виктор
Иванович Бутовский (1815-1881). В экспозицию стали поступать экспонаты,
выполненные студентами Строгановского училища . В начале 1875 года
приступили к возведению нового здания для музея и дополнительных построек,
которые могли приносить доход при сдаче помещений внаем. Строительство было
поручено венскому архитектору А. Е. Веберу, прибывшему в 1871 году в Москву
по приглашению предпринимателя А. А. Пороховщикова. По его проекту
возведены здание ресторана "Славянский базар" на Никольской улице и
Катковский лицей на Остоженке. Заложено здание было на участке по соседству
с Почтамтом, закончено строительством в 1876 году. Украшавшие здание
орнаменты в "русском стиле" выполнены под руководством преподавателя
Строгановского училища Михаила Васильевича Васильева. Все керамические
украшения здания в основном сделаны руками студентов в мастерских училища.
Директор Строгановского училища , Федор Федорович Львов (1820-1895),
получил воспитание в семье, увлеченной искусством. Сам он хорошо рисовал.
За альбом Кавказских видов Академия художеств отметила его почетным
званием. Благодаря организаторским способностям директора музея, В. И.
Бутовского, Строгановский "музеум" пользовался известностью в России и за
границей. Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Ученики
занимались в удобных классах. Большой доход приносили помещения, сдаваемые
под магазины, конторы, квартиры. Во второй половине 1870-х годов в дворовом
флигеле разместилось Реальное училище, руководимое известным педагогом И.
И. Фидлером. При училище появился и пансион. Был организован кружок
хорового пения. В 1890 году открыли дополнительный VII класс с химическим
отделением. После переезда училища по другому адресу его помещения заняла
Торговая школа, где обучались дети членов Общества купеческих приказчиков.
Деньги на школу (60 тысяч рублей) пожертвовали купцы - Викула Морозов и
братья Третьяковы. В 1884 году в доме ° 24 поселился и открыл свою контору
инженер Александр Вениаминович Бари, североамериканский гражданин,
консультант Альфреда Нобеля, крупный деятель русской машиностроительной
промышленности, переехавший затем в соседний дом (° 22). Располагались
здесь и другие технические конторы.
В доме Строгановского училища - в то время жили: художник М. В. Васнецов;
архитекторы А. С. Каминский и С. У. Соловьев; педагог, литературовед П. Н.
Сакулин; редактор - издатель "Русских ведомостей" В. М. Соболевский; в
одной из контор работал молодой, начинающий писатель А. И. Куприн. В начале
1890-х годов Медицинские клиники Московского университета, находившиеся на
Рождественке, перевели на Девичье Поле, а их владения передали
Строгановскому училищу. Туда же переехал с Мясницкой и Художественно-
промышленный музей училища, открытие которого на новом месте состоялось 2
февраля 1893 года.
Это все что я смогла найти о истории создания Строгановского училища, но
когда я искала материал , то нашла одну очень интересную статья посвященную
училищу.
Художественно-промышленное училище имени графа Строганова, - наверное,
самый загаженный вуз Москвы. Что-то феноменальное. Поэтому вытирайте ноги.
А то лаборант кафедры промышленного дизайна волнуется. Лаборант Архипов
раздобыл для своей "Фольк-Лаборатории" ковролин и перед открытием заставил
подтереть вековую пыль в ближайших окрестностях. Устроил экспозицию не без
театральности. Посетитель ходит впотьмах, светит фонариком и слушает записи
интервью, которые педантичный Архипов брал у самоделкиных: как сделал,
когда, из чего и т.д. Очередной самоделкин бубнит что-то вроде: "Ну что,
сынок, понравилась тележка? То-то", - и рассказывает, как, когда и из чего.
А посетитель гадает: не об этом ли монстре, что попал сейчас в луч света,
речь? Пепельница из кинескопа. Топор из молотка. Стул из табуретки.
Коллекционировать такие вещи Владимир Архипов стал лет пять тому назад.
Сейчас такого добра у Архипова около тысячи экземпляров. Одних багажных
тележек штук двадцать, и все оригинальные. Все подряд Архипов не берет -
только то, что несет на себе несомненную печать народного гения. Вроде
топора из молотка: нужен был хозяину топор, а был только молоток - пришлось
расплющить на заводском прессе молоток. Тот фонарик, который получает в
руки посетитель, тоже сделан по модели одного из левшей - из бытовой
пластмассовой воронки, прикрепленной к батарейке. Смешно и трогательно.
Трогает, собственно, устройство не вещей, а мозгов у их авторов. В
собранном этнографическом материале интересна выдумка, на которую оказалась
хитра голь из глухой рязанской деревни. Тележка твоя, папаша, - супер, но
сам-то ты покруче будешь. А что Архипов прописал свой музей по департаменту
дизайна - так жизнь сложилась. Была Строгановка, а в ней кафедра, где
нашлось помещение для коллекции. И поэтому сейчас Архипов исполняет роль
лаборанта, а его кунсткамера - учебного пособия. Пусть студенты пользуются.
Не в смысле "вот как надо" и не "вот как не надо", а - "вот как бывает".
Забота Архипова об отечественном дизайне очень симпатична, но
отечественному дизайну, как кажется, по барабану. Видел я эти плоды союза
высокого искусства и тяжелой промышленности. Зашли трое с пивом. Ноги,
естественно, не вытерли.
После прочитанного у меня пропал дар речи. После этой статьи мне не хочется
дальше писать о Строгановском училище. Я просто прошу вас задумайтесь. Мне
кажется Строганов когда строил это училище явно не такое будущее для него
хотел.
Заключение.
Подводя итоги мне кажется я раскрыла тему данного реферата , хотя может
быть и не до конца, но в этом не моя вина. Предыдущее поколение много
утеряли из исторического наследия нашего Отечества и если мы сохраним хотя
бы малую часть того, что еще осталось, это уже наш вклад в непрерывную
цепочку поколений.
Список используемой литературы:
1. Аршакуни О. "Гражданская апхитектура Пскова"
Лениздат , 1975г.
2.Виппер Б.Р. "Архитектура русского барокко"
Издательство "Наука",М.197
3. Канн П.Я. "Прогулки по Петербургу", "Палитра" Санкт-Петербург,1994г.
4. Курбатов В. "Петербург", "Лениздат", Санкт-Петербург, 1993г.
5. Морозкина Е.Н. "Псковская земля", "Искусство" М. 1986г.
6. Орлик О.В. "Гроза двенадцатого года...", М. "Наука", 1987г.
7. Пунин А.Л. "Архитектура Птербурга середины 19-го века", Лениздат,1990г.
8. Скрынников Р.Г. "Ермак" М. "Просвещение" 1992г.
9. Трубинов Ю.В. "Строгановский дворец" Санкт-Петербург ,1997г
10. Журнал "Панорама искусств",номер 11, "Советский художник" Москва,1988г
11. "Русские Деятели 19-го века", Издательство "Образование -
культура",1995г.
12. "История родов русского дворянства" Т-2.М.1997г.
13. Русский биографический словарь.
14. Большая советская энциклопедия т.24
Мария Александровна Строганова(1850-1908)гг.-урожденная графиня
Строганова,именно она и владела особняком в Княжьих Горках. Она выходит
замуж за Станислава Юлиановича Ягмина. М.А.умерла в 1908,и была похоронена
по ее завещанию в, склепе ,около церкви в Княжьих Горках. После Октябрьской
революции склеп был разгромлен, и выброшено тело Марии Александровны.
В истории с Марией Александровной Строгановой,хозяйки усадьбы,еще много
белых пятен,которые еще предстоит закрыть.Прежде всего,когда и кто построил
особняк в Княжьих Горках,кто разбил парк с уникальными,привозными
деревьями,прудами с различными экзотическими рыбками,почему Горки
называются Княжьими,ведь клан Строгановых не был возведен в князья.Да и
церковь в Княжьих Горках была построена в 1833 году,задолго до вступления
во владение Княжьими Горками Марии Александровны Строгановой.Пока на эти
вопросы нет точных ответов.
Попробую высказать некоторые предположения.Архитектурное оформление
особняка в Княжьих Горках дает право сделать вывод,что это здание построено
в первой половине 19 века достаточно известным зодчим Петербурга.Таков
стиль того времени."Заказчиком мог быть один из клана Строгановых,ибо
Княжьи Горки расположены на одном из красивейших мест в данном районе.Этому
способствовала и история с легендами о Городище в районе нынешнего
кладбища".Когда-то это был укрепленный вал для охраны порховских земель от
нашествия врага.Ведь этот оборонительный объект находится на берегу когда-
то судоходной реки Шелони и судоходной реки Судома.Эти пути могли быть
использованы для появления врага в озере Ильмень,на берегу которого
находиться Великий Новгород.
Интересно само название -Княжьи Горки.Эту версию,по поводу возникновения
названия Горок,я узнала,посетив Исторический музей поселка Дедовичи.
Что касается названия Княжьи Горки,то ответ,видимо,следует искать в правах
и обычаях местных жителей в старину.Как известно,из свадебных обрядов в
старину,в сельской местности невеста называлась княжной,а жених-
князем.Жених и невеста никогда не встречались перед свадьбой в доме,они
встречались в поле,на лугу,и обычно на самом красивом месте близ своих
деревень.Это место могло быть и на достаточном удалении от
деревни.Съезжались на встречу на лошадях при участии всей молодежи
близлежащих деревень.Самым красивым местом и были Горки.При приглашении
молодежи на встречу молодоженов-княжны и князя,сообщалось,что встреча будет
на Княжьих Горках.Не исключена возможность,что такое название Горок и
закоренилось за этим местом.Оно не могло не привлекать и владельца
Горок."Дворяне тоже были падки на нестандартные названия своих имений"
Но это тоже одна из гипотез,имеющая право на достоверность.В ходе моих
исследований мне стала известна еще одна версия о названии Горок.
На карте этого района немало мест называемых Горками :
Ламовы,Дирины,Красные...Названия населенных пунктов возникают не
случайно.Они некоторым образом отражают историю тех или иных мест.Вообще
слово "горы"означает
возвышенность,высокое место,но в специальном северо-русском значении-
"высокий берег".Красные Горки до революции назывались Княжьими.откуда же
такое название? Рассмотрев подробнее ,как разворачивались события с куплей-
продажей этого села,можно сделать вывод,откуда пошло его название.
Княжьи Горки в конце 18 века принадлежали Кожиным,которые владели
многими деревнями в Порховском уезде.В августе 1879 года Мария
Александровна Строганова покупает село Княжьи Горки у Марии Петровны
Новосильцевой (в девичестве Кожиной).Ей оно переходит по духовному
завещанию от родного дяди Григория Артамоновича Кожина,который был
бездетен.Ему же село Княжьи Горки досталось при разделе имущества после
смерти отца Артамона Осиповича Кожина.Отец,имея винный завод и парусную
фабрику,нажил значительный капитал.В 1798 году полковник А.О.Кожин
изъявляет желание купить имение в селе "Горки Высоцкого погоста Порховского
уезда" у Култашевой Анисии Александровны и договаривается с ней о продаже.
С 1797 года Анисия Александровна являлась законной наследницей покойного
двоюродного дяди генерал-лейтенанта,князя Алексея Степановича Мещерского.Но
А.С.Мещерсий после смерти оставил множество домов.Поэтому встала
необходимость продажи имения.Быстро продать земли Мещерских Култашевой не
удалось,так как еще была жива жена Алексея Степановича-Татьяна
Васильевна,которой нужно было выделить определенную часть.Процесс этот
растянулся на один год.Все же Артамон Осипович Кожин скупил земли князя
А.С.Мещерского и расплатился с его кредиторами.
При Кожиных Горки уже именовались Княжьими.Но сами Кожины не были
князьями,и это название напоминает нам о бывших владельцах-князьях
Мещерских. После того,как в 1879 году М.А.Строганова благополучно приобрела
у Новосильцевой М.П. село Княжьи Горки с пустошами и отрезками от разных
деревень,она подает прошение в Псковское Дворянское депутатское собрание с
тем,чтобы ее записали в Пятую часть родословной книги и выдали ей документ.
"В 1855 году 10 сентября она записана в Псковское дворянское собрание,в
пятую часть дворянской родословной книги". Внесение в родословную книгу и
принадлежность человека к дворянству,потомственному или личному,давала
большие экономические и политические привиллегии.
Владела имением Княжьи Горки графиня М.А.Строганова (в замужестве
Ягмина) до начала 20 века.
Итак,Мария Александровна Строганова после смерти матери в 1886 году
оказалась владелицей Княжьих Горок.Следует отметить,что как и ее отец
Александр Сергеевич Строганов,она была не лишена чувств
благотворительности,оказанию медицинской помощи населению в своем
владении,уделяла достаточное внимание образованию детей и их воспитанию.
Совместно с мужем Станиславом Юлиановичем Ягминым, русским офицером римско-
католического вероисповедания,Мария Александровна содержит бедных
сирот,давая им пособие деньгами.Платит жалование фельдшерам,чтобы они
лечили безвозмездно всех больных Княжьегорского прихода лекарствами,которые
присылались в ее сельскую аптеку.В голодные годы выдавала,она,хлеб
крестьянам.Вокруг ее дома всегда много нищих и калек,желающих получить
милость не только барыни,но и барина.В 1900 году Мария Александровна наняла
в школу учительницу пения,Екатерину Беляеву,купила для певчих костюмы.В
день Рождества устраивала в школе елку для детей.Певчие пели.Всех наградили
подарками:по ценной игрушке,мешочек гостинцев,материи на рубашку или
платье.Подарки получили около 100 человек.
Мне удалось разыскать человека помнившего М.А. Строганову.Это жительница
села Красные Горки(бывшие Княжьи).О.Ф. Царева родилась в 1900 году в
деревне Княжьи Горки и всю жизнь провела здесь,отец ее Аркей Федор
Совельевич работал на конюшне с беговыми лошадьми.Мать Пелагея Васильевна
постоянной работы не имела;она подрабатывала;стирала,мыла,выполняла
различную работу.В семье было 7 детей:5 сыновей и 2 дочери.Все они дожили
до старости.Дети учились в Городецкой школе,окончили по 3 класса.Старшие
сыновья уехали в Москву к дяде,там работали и учились.Ольга Федоровна вышла
замуж за Цингина.Она очень хорошо помнит Строгановых,и вот что о них
рассказывает:"Господа жили здесь летом,на зиму уезжали в Петербург(их дом
был на Неве).Детей у них не было.Хозяйство в деревне было большое.Его вел
управляющий Перн Константин Иванович.У них была конюшня:беговые и ломовые
лошади.Работала молочня,медник,собачник.Была небольшая свиноферма и
овцы.Большие фруктовые и ягодные сады.Парк был огорожен деревянной
изгородью,в него рабочие не имели доступа.На территории поместья была
больница на две койки,остальные больные получали басплатное лечение и
лекарства.Ежегодно приводили на осмотр всех детей рабочих и слуг.Въезд в
имение был украшен прекрасной аркой.Летом вместе с господами приезжали
гости:взрослые и дети.Они часто выезжали на колясках до Михалева,и ездили
верхом,по дороге,которая и была для этого предназначена где-то в районе
настоящего кладбища.А часто была охота-игра.Выпускали из клетки зайца и
травили его собаками...."
Строгановы были хозяевами этой усадьбы где-то до начала 20 века.Какое-то
время она оставалась под присмотром управляющего совхозом"Красных
горок".Затем была брошена на произвол судьбы.Ее стали расхищать местные
жители.Позже было решено отдать усадьбу под больницу.Так и случилось,
несколько лет в ней находлась больница.За это время она два раза горела,и в
конечном итоге пришла в "негодность".
В таком же плачевном состоянии находится и "Ильинская церковь",которая
расположена недалеко от усадьбы.Церковь великолепна-столичной архитектуры,
того стиля,который раньше назывался русским ампиром,а теперь русским
классицизмом первой половины 19 века.Построена она в Княжьих Горках в 1833
году,на средства Артамона Кожина."Под колокольней-колонный портик.На
боковых стенах внизу по три сомкнутых арочных окна.Над ним-большие глади
стен,по которым длинной узкой лентой идет барельеф из тонко вылепленных
арматур".Часть их отбита.Такой же барельеф проходит вверху алтарной стены-
плоской и лишенной окон.На боковых стенках чернеют трещины.Широкий
купол,венчающий церковь,рухнул.Над входом под колокольней-изящная лепнина
вокруг прямоугольной ниши.Такой же лепниной был украшен купол внутри.
Церковь представляет собой большую ценность как произведение
искусства.Построена она в честь победы над Наполеоном,о чем свидетельствует
и ее архитектура,и барельеф,и близость кутузовских мест (одна из деревень
неподалеку даже называется Бородино).
Небольшие имения помещиков "средней руки" часто переходили из рук в
руки,постройки чаще всего были деревянными и многие не сохранились даже до
революционного времени.Но многие усадьбы,такие как в Княжьих
Горках,Вязье,Волошово и сейчас поражают умелым использованием и обработкой
рельефа, разнообразием пород растительности,выразительными композициями
пейзажного парка,аллеями, живописными реками,изысканными прудами.Следует
так же отметить,что в усадебной жизни скрыт огромный,культурный пласт,
связанный с русской архитектурой,литературой,живописью,скульптурой,
музыкой,театром. Помещичьи усадьбы были центрами хозяйственной и культурной
жизни русской провинции, в которых отразились характерные черты быта не
только дворян-помещиков,но и крестьян.Само искусство создания садов и
парков явилось своеобразным синтезом всех искусств и живой природы.
Рукотворные ланшафты органично включались в окружающие леса,рощи,луга,поля,
озера и в этом комплексе,решались и экономические проблемы.К сожалению
большинство имений оказались на сегодня разрушенными,но они и поныне имеют
большую историческую ценность.
Дворец Строганова С.Г.-бесспорно одно из самых совершенных созданий
мастера. "Он был построен графом Растрелли в 1752-1754 годах".Высстроенный
на углу Невского проспекта и Мойки,Строгановский дворец,в отличии от
излюбленной Растрелли усадебной схемы,представляет собой чисто городской
тип дворца, расположенного в линию улицы , замкнутого в себе и не
связанного с парковым ансамблем. "Правда,вначале вход во дворец был со
двора,с крыльца,которое находится справа при въезде в ворота".
Фасад на Невский проспект выделен ризалитами, богатой группировкой
сдвоенных колонн,великолепием скульптурной декорации и мощным, круглящимся
центральным фронтоном,изгибу которого соответствуют окна верхнего
полуэтажа.По контрасту с более жесткими,угловатыми формами фасада на
Мойку,главный фасад приобретает черты гибкого изящества и вместе с ним
торжественности.
Во дворце А.С.Строганова были собраны огромные художественные коллекции-
его великолепное своеобразие живописных полотен, среди которых были работы
Рафаэля,Пуссена,Клода Лоррена,а также картины Андрея Матвеева,одного из
родоначальников русской портретной живописи, а также собрания
скульптур,эстамнов,ценных материалов.Эти коллекции могли свободно
посмотреть люди,получившие разрешение.
"В 90-х годах Воронихиным был перестроен дворец Строгановых на Невском
проспекте.Наибольший интерес представляют Минеральный кабинет, картинная
галерея и угловой зал,выходящий на Невский проспект и на Мойку. Положение
Минерального кабинета в ряду парадных залов и комнат дворца предопределяло
необходимость организации наиболее удобного осмотра помещавшихся в нем
коллекций и одновременного создания достаточно богато оформленного
помещения, которое не нарушало бы парадной анфилады покоев. Для решения
этой задачи Воронихин разделил помещение кабинета по высоте на две части.В
нижней он расположил шкафы с книгами,в верхней,на хорах- витрины с
минералами.В отделке Минерального кабинета были широко применены
скульптурные тематические панно,раскрывающие в аллегорических изображениях
назначение этого помещения строгановского дворца.
Для картинной галереи того же дворца Воронихин расчленил длинное помещение
зала двумя парами колонн на три части.Из них две угловые-квадратные в плане-
перекрыты пологими куполами;средняя часть-коробовым сводом,также очень
пологого очертария.И это помещение украшают аллегорические рельефы.
За исполненную в 1793 году акварель,изображающую картинную галерею дворца
Строгановых (ГЭ), Воронихин получил от Академии художеств звание
"назначенного" по перспективе и миниатюрной живописи.В развитии русского
изобразительного искусства конца 19-века акварель Ворнихина занимает видное
место,будучи одним из редких в то время изображений интерьеров.
Почти одновременно с отделкой Строгановского дворца Воронихин работал над
созданием так называемой Строгановской дачи в усадьбе, принадлежавшей
Строгановым,в северном предместье Петербурга, а также принимал участие в
выполнении там ряда парковых сооружений.
О первоначальном облике всего ансамбля Строгановсковской дачи мы можем
судить ныне только по изображениям и чертежам самого Воронихина,так как все
его постройки были уничтожены в конце 19-начале 20 века.Пейзаж маслом "Дача
Строганова на Черной речке" (1797,ГРМ) изображает летний дом на фоне
парка.За эту картину Воронихин получил звание академика.
Строгановская дача-это большой павильон для парадных приемов и
обедов,расположенный у пристани на берегу Невы и служащий одновременно
входом в парк.Весь второй этаж здания был занят одним большим
залом,выходившим длинными сторонами на широкие открытые балконы.Эти балконы
еще теснее объединяли зал с парком и широким пространством
реки.Одновременно Воронихиным были созданы эскизы оформления ряда
сооружений в парке(мосты,обелиск и другие)."
Строгановские постройки находятся в Старой и Новой деревне."Сейчас на
набережной-остатки Строгановской дачи,перестроеннной в жилой дом.Сад дачи
сильно разгромлен ,пруды почти исчезли.На берегу еще существующего круглого
пруда-заколоченный досками саркофаг.Рядом со Строгановской дачей была
Головинская дача,купленнаяв 1803 году и служившая иногда местопребыванием
высоких особ.Сохранились лишь перила Головинского моста."
В Старой деревне находится Строгановский мост;а в саду Академии
художеств -есть колонна,оставшаяся от постройки Казанского собора и
воздвигнутая здесь А.Н.Воронихиным в память графа А.С.Строганова.
В Нижнем Новгороде стоит Рождественская ("Строгановская") церковь. 1697-
1703,1719 годах.
Заключение.
Подводя итоги реферата,мне кажется мне удалось показать выдающуюся роль
семейства Строгановых в нашей истории.
Вторая часть реферата,содержащая описание усадеб и дворцов конечно содержит
еще много белых пятен.Но для меня было важно собрать хотя бы малую часть
материала о них.Мне кажется,что уже само собирание материалов о таких
полуразрушенных усадьбах, как усадьба в Княжьих Горках имеет огромное
значение для нашего поколения.
Предыдущие поколения много утеряли из исторического наследия нашего
Отечества и если мы сохраним хотя бы малую часть того, что еще осталось,
это уже наш вклад в непрерывную цепочку поколений.
Поскольку в моем реферате много краеведческого материала,то я думаю,что
он может быть использован на уроках по истории Санкт-Петербурга.
1. Аршакуни О. "Гражданская апхитектура Пскова"
Лениздат , 1975г.
2. Болховитинов Евгений "История княжества Псковского" , Киев 1931г.
3. Виппер Б.Р. "Архитектура русского барокко"
Издательство "Наука",М.1978г.
4. Годовиков И.А. "Описание и изображение древностей в Псковской губернии".
Псков,1880г.
5. Канн П.Я. "Прогулки по Петербургу", "Палитра" Санкт-Петербург,1994г.
6. Курбатов В. "Петербург", "Лениздат", Санкт-Петербург, 1993г.
7. Морозкина Е.Н. "Псковская земля", "Искусство" М. 1986г.
8. Орлик О.В. "Гроза двенадцатого года...", М. "Наука", 1987г.
9. Пунин А.Л. "Архитектура Птербурга середины 19-го века", Лениздат,1990г.
10. Скрынников Р.Г. "Ермак" М. "Просвещение" 1992г.
11. Трубинов Ю.В. "Строгановский дворец" Санкт-Петербург ,1997г.
12. Журнал "Краеведческие записки",Выпуск 1,Санкт-Петербург,1993г.
13. Журнал "Нева",номер 2, Ленинградское издательство "Художественная
литература",1988г.
14. Журнал "Панорама искусств",номер 11, "Советский художник" Москва,1988г.
15. "Прометей",номер 14,Москва, "Молодая гвардия",
1987г.
16. "Русские Деятели 19-го века", Издательство "Образование -
культура",1995г.
17. Газета "Зори",номер 7,1993г.
18. Газета "Зори",номер 18,1994г.
19. Газета "Зори",август 1994г.
20. Газета "Комунна" от 29 апреля,1997г.
21. Газета "Комунна" от 22 июля 1997г.
22. "История родов русского дворянства" Т-2.М.1997г.
23. "История русского искусства", М. "Изобразительное искусство",1991г.
24. Энциклопедия "Брокгауз и Ефрон" т.62
25. Русский биографический словарь.
26. Большая советская энциклопедия т.24
27. "Бородино 1812",М. "Мысль" 1987г.
Приложение.
Фолк-лаборатория самодельной вещи
Владимир Архипов
Подробная статистика
рейтинг голоса
TEST
ваше мнение
обсудить в форуме
Константин Агунович
Строгановское художественно-промышленное училище
Основано в 1825 г. С.Г.Строгановым. В 1825 - 1843 существовало как Школа
рисования в отношении к искусству и ремеслам , в 1843 - 1860 - Вторая школа
технического рисования, в 1860 - 1873 (после слияния с Первой школой
технического рисования, основанной в 1836 году) - Строгановское
технического рисования, в 1873 - 1906 Центральное строгановское
технического рисования , в 1906 - 1916 центральное художественно-
промышленное училище. В 1918 реорганизовано в 1-е Государственные свободные
мастерские, в 1945 воссоздано как Московское высшее художественно-
промышленное училище.
РГАДА. Ф.1278; ОПИ ГИМ. Ф.17 (письма к С.С Уварову); ЦИАМ. Ф.459.
Литература: Граф С.Г.Строганов (некролог) // ЖМНП. 1882. №4. Граф
С.Г.Строганов (некролог) // Исторический вестнк. 1882. №5. Воспоминания
студента Московского университета о С.Г.Строганове // “Москрвские
ведомости”. 1882. №94. Колмаков Н.М. Дом и фамилия Строгановых // Русская
старина. 1887. №4-5. Кочубинский А.А. Граф С.Г.Строганов. Из истории наших
университетов 30-х гг. // Вестник Европы. 1896. №7. С.165-196; №8. С.471-
490. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства
народного просвещения. СПб, 1902. Гартвиг А. Школа рисования в отношении к
искусства и ремеслам, учрежденная в 1825 г. гр.С.Г.Строгановым. М., 1901.
Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы. Шестидесятые годы XIX
в. М., 1993.