Финансовое планирование в ОАО 'Брянский хлебокомбинат 'Каравай'
Содержание
Введение
. Финансовое планирование на
предприятии общественного питания
.1 Сущность, задачи и содержание
финансового планирования
.2 Процесс и этапы финансового
планирования
.3 Принципы и методы планирования
.4 Составление финансового плана
. Финансовое планирование в ОАО
«Брянский хлебокомбинат «Каравай»
.1 Краткая характеристика
предприятия
.2 Анализ финансового состояния ОАО
«Брянский хлебокомбинат «Каравай»
. Пути усовершенствования
финансового планирования
Заключение
Список литературы
Введение
В системе экономического регулирования
деятельности организации одно из ключевых мест занимает финансовое
планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а
также контроля за расходованием средств.
Актуальность рассмотренных вопросов связанных с
финансовым планированием, очевидна в нынешних условиях российской
действительности. Связано это, прежде всего с тем, что современный рынок
предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность
происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного
применения планирования. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться
стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою
деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии
целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах
и возможностях.
Основной деятельностью любой компании является
получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования всех финансовых
ресурсов и процессов предприятия, внешних и внутренних связей. Финансовое
планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом,
различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая фирму от
применения к ней штрафных санкции. Финансовое планирование представляет собой
процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению
предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на
определенном отрезке времени. В условиях рынках возрастает значимость
финансового планирования на микроуровне, поскольку каждый шаг предприятий,
предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потери и должен быть
предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, прежде чем будет
принято решение. От наличия денежных средств, их расходования, финансового
положения хозяйствующего субъекта зависит его нормальное функционирование,
конечные результаты, а значит и избежание банкротства. С помощью финансового
планирования прогнозируются доходы, их рациональное распределение с учетом
интересов каждого участника воспроизводственного процесса и конечных
результатов. Для этого обосновываются финансовые показатели, характеризующие
движение финансовых ресурсов на разных стадиях их кругооборота, разрабатываются
финансовые балансы.
Объектом исследования является ОАО «Брянский
хлебокомбинат «Каравай».
Предметом исследования является финансовое
планирование на предприятии ОАО « Брянский хлебокомбинат «Каравай».
Цель курсовой работы рассмотреть сущность,
задачи и содержание финансового планирования; ознакомится с основными
элементами финансового планирования и возможностями его совершенствования.
Для достижения поставленных целей необходимо
решить следующие задачи:
. Рассмотреть сущность, задачи и содержание финансового
планирования на предприятии;
. Рассмотреть принципы и методы финансового
планирования;
. Произвести анализ финансового состояния ОАО
«Брянский хлебокомбинат «Каравай»
. Разработать финансовый план;
. Предложить пути усовершенствования финансового
планирования.
1.
Финансовое планирование на предприятии общественного питания
.1
Сущность, задачи и содержание финансового планирования
Финансовое планирование-вид управленческой
деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия
для эффективного выполнения им плановых заданий.
Целью финансового планирования, по моему мнению,
является, обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям
использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в
соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое
планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной
деятельности и строится на основе бизнес-плана. Прежде всего, организуют
воздействие финансового планирования на производственно-сбытовую сферу с целью
разработки плана производства и продажи продукции, обеспечивающего для
предприятия наилучшие финансовые результаты. Финансовое планирование охватывает
ряд взаимосвязанных этапов, необходимых для успешной организации финансового
планирования:
анализ финансового состояния предприятия;
определение финансовых задач;
разработку вариантов, показателей финансового
плана и выбор оптимального варианта;
корректировку отдельных финансовых показателей в
увязке с другими заданиями плана предприятия;
производство, программа, капитальное
строительство, техническое развитие;
доведение заданий плана до подразделений и
ответственных исполнителей;
организацию учета и контроль за выполнением
плана.
Финансовое планирование охватывает важнейшие
стороны финансово - хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает
необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и
денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния
предприятия. Важнейшие объекты финансового планирования: расчет выручки от
продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и
расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного
объема оборотных активов; определение источников прироста норматива собственных
оборотных активов и покрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений;
расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов
предприятия; мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;
взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.
Финансовый план обеспечивает предпринимательский
план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние
на экономику предприятия.
Основные задачи финансового планирования:
обеспечение нормального воспроизводственного
процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение
имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
соблюдение интересов акционеров и других
инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного
проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение
капитала;
гарантия выполнения обязательств предприятия
перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами.
Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную
прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;
выявление резервов и мобилизация ресурсов в
целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и
внереализационные;
контроль рублём за финансовым состоянием,
платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Руководство любого предприятия независимо от его
вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической
деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы
заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные
минимальные требования к результатам его работы.
По мере реализации заложенных в бюджете планов
необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая
фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый
бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям,
которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким
образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.
Разрабатывая финансовый план на следующий
период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в
этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам
плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в
той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Финансовое
планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного
содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя
из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и
оперативные.
.2
Процесс и этапы финансового планирования
Процесс финансового планирования включает
несколько этапов. На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий
период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий -
бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных
средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как
содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности
предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов.
Баланс предприятия входит в состав документов финансово планирования, а отчётный
бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Рис.1 Основные этапы финансового планирования на
предприятии
Второй этап предусматривает составление основных
прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках,
движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к
перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного
бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются
показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих
финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное
финансовое планирование.
Рис.2 Элементы
финансового планирования
Завершается процесс финансового планирования
практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Финансовое планирование должно быть дополнено
финансовым контролем, который представляет собой систематическое, регулярное
сравнение запланированных и реализованных (фактических) платежей и запасов
платежных средств. Только через финансовый контроль можно определить
эффективность финансового планирования. Результатами финансового контроля
является выявление различных факторов экономической жизни (как правило,
отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация
предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в
республику определенных товаров.
Жизнедеятельность фирмы невозможна без
планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к
быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и
задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование.
Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное
планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают
большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так
как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться,
то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем
производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов
ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов.
Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек
и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать
расчеты многих количественных показателей. Планирование и моделирование
дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за
непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те
изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. Активное воздействие
финансового планирования на повышение эффективности общественного производства
и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и
взаимной увязки финансовых заданий.
1.3
Принципы и методы планирования
Организация финансового планирования
осуществляется в соответствии с определенными принципами. Они вытекают из общих
принципов организации финансов, но имеют свои особенности.
Принцип единства предполагает, что планирование
должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность
взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.
Принцип координации выражается в том, что нельзя
планировать эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи
с другими. Всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть
отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность - ключевые черты координации
планирования на предприятии.
Принцип участия означает, что каждый специалист
предприятия независимо от должности и выполняемых функций участвует в
планировании.
Принцип непрерывности заключается в том, что
планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного
цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок →
план производства → план по маркетингу). В тоже время непрерывность
внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения
плана предприятия.
Принцип гибкости состоит в придании планам и
планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных
обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы,
производственные мощности и т. д.).
Принцип точности предполагает, что планы
предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в
какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
Эти общие положения целесообразно дополнить
специфическими принципами финансового планирования.
Это принцип соотношения сроков получения и
использования средств - капитальные вложения с длительными сроками окупаемости
целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
Принцип рентабельности капиталовложений - для
капвложений необходимо выбрать дешевые способы финансирования (финансовый
лизинг, инвестиционный селенг и др.), привлекая заемный капитал лишь в том
случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает
эффект финансового рычага.
Принцип сбалансированности рисков - особенно
рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет
собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений).
Принцип приспособленности к потребностям рынка -
важно учитывать конъюнктуру рынка и зависимость предприятия от предоставления
кредитов.
Принцип предельной рентабельности -
целесообразно выбирать те капвложения, которые обеспечивают максимальную
(предельную) рентабельность.
Помимо принципов организация финансового
планирования требует выбора методов планирования. Финансовые показатели могут
планироваться различными методами (экономический анализ движения финансовых
ресурсов за истекший период, нормативным, балансовым, метод прямого счета,
метод денежных потоков, метод экономико-математическое моделирование). В
соответствии с рассмотренными принципами необходимо различать методы
планирования.
Методы планирования - это конкретные способы и
приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с
помощью нескольких методов. К ним относятся:
. Аналитический метод. Аналитический метод планирования
прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как
дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого
метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на
плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому
виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в
целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех
последовательных этапов:
определение базовой рентабельности как частного
от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой
товарной продукции за тот же период;
исчисление объема товарной продукции в плановом
периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную
продукцию, исходя из базовой рентабельности;
учет влияния на плановую прибыль различных
факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения
качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д. При этом методе прибыль
по несравнимой продукции определяется отдельно. План по прибыли на следующий
год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой
рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно девять
месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за
четвертый квартал).
. Нормативный метод (на основе заранее
установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в
финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются
ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды,
нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и т.д.).
Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в
том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических
нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых
ресурсах и в их источниках.
. Балансовый метод применяется при планировании
распределения полученных финансовых средств. Сущность балансового метода
планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения
балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и
фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании
распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности
поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и
др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное
развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными
документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления -
это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение
работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к
образованию имущества предприятия.
. Метод денежных потоков носит универсальный
характер при составлений финансовых планов и помогает при прогнозировании
сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов. Этот метод
основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и
подстраивании к этому всех расходов и издержек. Метод денежных потоков дает
более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.
. Метод прямого счета. Метод прямого счета наиболее
широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он
применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между
выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее
себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчету прибыли предшествует
определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году
по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе
и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.
. Метод экономико-математическое моделирование.
Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых
показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение
взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта
связь выражается через экономико-математическую модель.
Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое
описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих
структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью
математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и
т.д.).
1.4
Составление финансового плана
Финансовый план предприятия является составной
частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со
всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план предприятия
состоит обычно из следующих разделов:
. Прогноз объемов реализации (план сбыта) -
обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания
предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи
единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также
исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее
будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации
призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей
продукцией.
. Производственный план. После того, как
подготовлен план сбыта, разрабатывается производственный план, т.е.
определяется количество единиц изделия, которое намечается запустить в
производство, чтобы обеспечить планируемые продажи и потребности
товарно-материальных запасов. Ожидаемый объем производства определяется
вычитанием оцененных запасов готовой продукции на складе на начало периода из
суммы предлагаемых к продаже единиц изделия и желательного объема наличной
готовой продукции на складе на конец периода.
. План доходов и расходов. Задача этого
документа - показать, как будет формироваться, и изменяться прибыль
предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации
продукции. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или
иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного
финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу.
Администрация решает, как это дополнительное
финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен
возврат средств.
. Баланс денежных поступлений и выплат.
План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого
периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об
устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о
движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной
наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике. Баланс денежных
поступлений и выплат - это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно
вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже
по ходу дела. Он строится на основе плана дохода и расходов, с поправкой на
ожидаемые лаги и с такой же разбивкой по времени.
. План по источникам и использованию средств.
Данный документ показывает, на что расходуются средства, полученные
предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и из
других источников. Цель такого плана - дать ясную картину, из чего складываются
средства предприятия, и каким образом они будут тратиться на прирост активов
или на покрытие задолженности. План по источникам и использованию средств
помогает и предпринимателю, и потенциальному инвестору лучше понять финансовое
положение предприятия и оценить эффективность выбранной финансовой политики.
. Сводный балансовый план активов и пассивов
предприятия. Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии на
определенную дату. При его составлении используются подготовленные ранее план
доходов и расходов и баланс денежных поступлений и выплат.
. Анализ безубыточности демонстрирует, каким
должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без
посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ
позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не
имела убытков.
. Стратегия финансирования. Финансирование фирмы
- основополагающий элемент для достижения успеха в деле. Каждая фирма должна
планироваться с четким и ясным пониманием того, какие вложения потребуются для
того, чтобы начать операцию, какие дополнительные средства будут нужны для
поддержания уже начатого. И где могут быть взяты деньги. Сумма, требуемая для
того, чтобы начать дело, может быть определена при помощи составления списка
активов, которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости.
2.
Финансовое планирование в ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»
.1
Краткая характеристика предприятия
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» - крупное
предприятие Брянской области по производству хлебобулочных и кондитерских
изделий.
Открытое акционерное общество «Брянский
хлебокомбинат «Каравай», учреждено в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992г. №721 путем
преобразования государственного булочно-сухарного предприятия «Брянское» и
является его правопреемником. Основан в 1945 году.
Полное фирменное наименование: Открытое
акционерное общество «Брянский хлебокомбинат «Каравай».
Сокращенное фирменное наименование: ОАО
«Брянский хлебокомбинат «Каравай».
Почтовый адрес: 241019, г. Брянск, ул.
Красноармейская, 142.
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» является
специализированным предприятием хлебопекарной промышленности по выпечке
хлебобулочной и бараночной продукции, а так же кондитерских изделий. Целью
Общества является извлечение прибыли.
Кадровая деятельность «Брянский хлебокомбинат
КАРАВАЙ» реализуется в направлении поиска, отбора, обучения персонала. При этом
необходимо учитывать соответствие подбираемых кадров задачам деятельности
предприятия, которые решаются в стратегической перспективе предприятия.
Рабочие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
обеспечены социальным пакетом, в который включаются: оплачиваемые больничные и
отпуска, предоставление путевок, премии.
Основными видами деятельности ОАО «Брянский
хлебокомбинат «Каравай» являются:
производство хлебобулочных и кондитерских
изделий;
фирменная торговля;
иные виды деятельности, не запрещенные
законодательством.
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» располагает
необходимыми производственными площадями, оборудованием. Руководство
предприятия старается внедрять и использовать в производстве новейшие
технологии кондитерской отрасли.
Вся продукция предприятия сертифицирована.
Продукция ОАО «Брянский хлебкомбинат «Каравай» отличается высокими показателями
качества и превосходным вкусом.
На предприятии ОАО «Брянский хлебокомбиат
«Каравай» среди прочего, используется новое высокотехнологичное оборудование,
такое как, например, введенная в эксплуатацию в 2008г. современная электропечь.
Электропечь работает на противнях и непрерывном поде. Осуществляет
диафрагменную резку, что позволяет ускорить формирование хлебобулочных изделий.
Сегодня предприятие предлагает широкий выбор
хлебобулочных изделий как традиционных сортов, так и ассортимент нетрадиционных
рецептур.
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» имеет 5
производственных линий, производительностью 30 тонн в сутки.
Кондитерский цех:
Тортовая линия;
Пряничная линия.
Хлебный цех:
Хлебная линия;
Булочные штучные изделия;
Сухарно-бараночная линия.
2.2
Анализ финансового состояния ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»
Финансовое состояние характеризуется системой
показателей отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и
способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на
фиксированный момент времени. Оно может быть устойчивым, неустойчивым и
кризисным. Финансовые коэффициенты, являясь показателями хозяйственной
деятельности предприятия и степени его финансовой устойчивости, численно выражают
риск неблагоприятного развития финансовой ситуации на предприятии. Если
предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед
другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении
кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец,
оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает
своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату
рабочим и служащим, дивиденды акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов
и уплату процентов по ним. По выше сказанному можно сделать вывод о том, что
при помощи анализа финансового предприятия можно узнать о способности
предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность
на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою
платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах.
Важным элементом деятельности предприятия
является анализ его финансового состояния, который содействует повышению
эффективности коммерческой деятельности. ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»
не имеет задолженности по налогам и сборам, по заработный плате, отличается
обязательностью исполнения своих договорных обязательств, что поднимает
репутацию предприятия на высокий уровень.
Своевременно оплатить сырье, оборудование и
другие ресурсы предприятию помогают краткосрочные кредиты и займы.
Предприятие считается платежеспособным, если его
общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Предприятие ликвидно, если его текущие активы больше, чем краткосрочные
обязательства. При этом важно учитывать, что для успешного финансового
управления деятельностью предприятия наличные (денежные) средства более важны,
чем прибыль.
Их отсутствие на счетах в банке в силу объективных
особенностей кругооборота средств (несовпадение момента потребности и
высвобождения средств в каждый данный момент) может привести к кризисному
финансовому состоянию предприятия.
Для оценки изменения степени платежеспособности
и ликвидности предприятия нужно сравнивать показатели балансового отчета по
различным группам активов и обязательств. На основе этого сравнения определяют
аналитические абсолютные и относительные показатели.
Таким образом, одним из важнейших критериев
финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, по
которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим
долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то
предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.
Способность предприятия платить по своим
краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие
считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные
обязательства, реализуя текущие активы.
Предприятие может быть ликвидным в большей или
меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные
оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и
труднореализуемые для погашения внешней задолженности.
Показатель
|
Расчетная
формула и источники информации
|
Цифровой
пример(по данным на начало года)
|
Цифровой
пример(по данным на конец года)
|
Отклонение
(+/-)
|
1.
Коэффициент абсолютной ликвидности (срочности).
|
Ден.
средства + быстрореализуемые ценные бумаги Краткосрочные обязательства (итог
VI раздела пассива баланса)
|
163,73
4869,14 = 0,034
|
0,029
|
2.
Уточненный коэффициент ликвидности.
|
Ден.
средства + быстрореализуемые цен. бумаги + дебиторская задолженность
Краткосрочные обязательства (итог VI раздела пассива баланса)
|
2376,05
+ 163,73 4869,14 = 0,52
|
2081,32+320,08
5067,16 = 0, 47
|
-0,05
|
3.
Общий коэффициент ликвидности
|
Текущие
активы (II раздел актива баланса) Краткосрочные обязательства (итог VI
раздела пассива баланса)
|
4515,97
4869,14 = 0,934
|
5214,34
5067,16 = 1,029
|
0,095
|
4.
Оборотный капитал.
|
Текущие
активы (II раздел актива) -краткосрочные обязательства (итог VI раздела
пассива баланса)
|
4515,97
- 4869,14 = = - 353,17
|
5214,34
- 5067,16 = = 147,18
|
500,35
|
Финансовая устойчивость оценивается по соотношению
собственных и заемных средств, по темпам накопления собственных средств в
результате текущей и финансовой деятельности, соотношению наименее
(иммобилизованных) и наиболее ликвидных (мобильных) средств предприятия,
достаточным обеспечением материальных оборотных средств собственными
источниками.
Абсолютная или нормальная устойчивость
финансового состояния характеризуются высоким уровнем рентабельности
предприятия и отсутствием нарушений финансовой дисциплины.
Неустойчивое финансовое состояние характеризуется
наличием нарушений финансовой дисциплины, перебоями в поступлении денежных
средств на расчетный счет, снижением доходности деятельности предприятия.
Кризисное финансовое состояние характеризуется
кроме вышеуказанных признаков неустойчивого финансового положения наличием
регулярных неплатежей (просроченных ссуд банков, просроченной задолженности
поставщикам, наличием недоимок в бюджеты).
Устойчивость финансового состояния предприятия
характеризуется системой финансовых коэффициентов. Они рассчитываются как
соотношения абсолютных показателей актива и пассива баланса. Анализ финансовых
коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а
также в изучении их динамики за отчетный период и за несколько лет.
В качестве базисных величин могут быть
использованы значения показателей данного предприятия за прошлый год,
среднеотраслевые значения показателей, значения показателей наиболее
перспективных предприятий.
Одним из важнейших показателей, характеризующих
финансовую устойчивость предприятия, его независимость от заемных средств,
является коэффициент независимости (автономии), который вычисляется по формуле:
К независимости = (Источники собственных средств
/ Валюта баланса) * 100%
Он показывает долю собственных средств в общей
сумме всех средств предприятия, авансированных им для осуществления уставной
деятельности. Считается, что чем выше доля собственных средств (капитала), тем
больше шансов у предприятия справиться с непредвиденными обстоятельствами.
Минимальное пороговое значение коэффициента
автономии оценивается на уровне 50%. Такое значение показателя дает основание
предполагать, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его
собственными средствами. Уровень независимости (автономии) интересует не только
само предприятие, но и его кредиторов. Рост коэффициента независимости
свидетельствует об увеличении финансовой автономии, повышает гарантии погашения
предприятием своих обязательств и расширяет возможность привлечения средств со
стороны.
Данные бухгалтерского баланса анализируемого
предприятия свидетельствуют о достаточно высоком значении коэффициента
независимости (43,7% в начале года и 46,9% в конце года). Таким образом, можно
сделать вывод о том, что большая часть имущества предприятия формируется за
счет собственных источников.
Все расчеты показателей финансовой устойчивости
предприятия сгруппированы и отражены в таблице:
Показатель
|
Расчетная
формула и источники информации
|
Цифровой
пример (по данным на начало года)
|
Цифровой
пример (по данным на конец года)
|
Откло-нения
(+,-)
|
1.Коэффициент
независимости.
|
(Источники
собственных средств (итог IV раздела пассива) / валюта баланса) * 100
|
(3784,52/9558,81)*100=39,6
|
(4491,65/9558,81)
* 100=47,0%
|
7,4
|
2.
Коэффициент финансовой устойчивости.
|
(Источники
собственных средств + долгосрочные заемные средства (итог IV раздела пассива
+ итог V раздела пассива) / валюта баланса) * 100
|
(3784,52/9558,81)*100=39,6
|
(4491,65/9558,81)
* 100=47,0%
|
7,4
|
3.
Коэффициент финансирования.
|
Собственные
источники / заемные источники
|
(4491,65/4869,14)*100=92,2
|
(4491,65/5067,16)*100=88,6
|
-3,6
|
4.
Коэффициент инвестирования (собственных источников).
|
(Источники
собственных средств (IV раздел пассива) / итог I раздела актива баланса) *
100
|
(4491,65/4137,69)*100=108,5
|
(4491,65/4344,47)*100=103,4
|
-5,1
|
5.
Коэффициент инвестирования (собственных источников и долгосрочных кредитов).
|
(Источники
собственных средств + долгосрочные заемные средства (итог IV раздела пассива
+ итог V раздела пассива) / внеоборотные активы (итог I раздела актива)) *
100
|
(4491,65/4137,69)*100=108,5
|
(4491,65/4344,47)
*100=103,4
|
-5,1
|
6.
Коэффициент маневренности.
|
(Оборотный
капитал / источники собственных средств (IV раздел пассива баланса) * 100
|
(-353,17/4491,65)*
100=-7,9
|
(147,18/4491,65)*
100=3,3
|
11,2
|
Коэффициент независимости дополняется
коэффициентом соотношения заемных и собственных средств, который называется
коэффициентом финансирования и равен отношению суммы собственных средств к
величине обязательств предприятия по привлеченным заемным средствам. Формула
расчета этого показателя имеет следующий вид:
К финансирования = (Собственные источники /
Заемные источники) * 100%
Коэффициент показывает, какая часть деятельности
предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая - за счет
заемных. Ситуация, при которой величина коэффициента финансирования меньше
средств, может свидетельствовать об опасности неплатежеспособности и нередко
затрудняет возможность получения кредита.
Сразу же следует предостеречь от буквального
понимания рекомендуемых значений для рассмотренных показателей. В ряде случаев
доля собственных средств в их общем объеме может быть менее половины, и тем не
менее такие предприятия будут сохранять достаточно высокую финансовую
устойчивость. Это в первую очередь касается предприятий, деятельность которых
характеризуется высокой оборачиваемостью активов, стабильным спросом на
реализуемую продукцию, налаженными каналами снабжения и сбыта, низким уровнем
постоянных затрат (например, торговые и посреднические организации).
В то же время для капиталоемких предприятий с
длительным периодом оборота средств, имеющих значительный удельный вес активов
целевого назначения (к примеру, предприятия машиностроительной промышленности),
доля заемных средств 40-50% может быть опасной для их финансовой стабильности.
Примером сказанному является анализируемое нами
предприятие. Так, соотношение собственных и заемных средств у него составило в
начале года 0,78 (3784,52:) и 0,89 (4491,65:5057,16) в конце года, что, на
первый взгляд, позволяет говорить о достаточно высокой финансовой устойчивости
предприятия и небольшом риске для его кредиторов.
Однако, как мы убедились ранее, истинное
финансовое положение предприятия далеко не так стабильно, как это представляется
по проведенным общим расчетам. Действительно, собственные источники в их общем
объеме имеют наибольший удельный вес Но, как показал анализ ликвидности баланса
предприятия, значительный объем средств вложен в труднореализуемые активы
(залежалые запасы материалов, не пользующуюся спросом готовую продукцию,
сомнительную дебиторскую задолженность), что создает реальную угрозу
неплатежеспособности предприятия. Таким образом, мы еще раз убедились в том,
что бухгалтер, анализирующий финансовое положение предприятия, должен строить
свои выводы в первую очередь на данных аналитического учета, раскрывающих
направления вложения средств.
К финансовой устойчивости = (Источники
собственных средств + долгосрочные заемные средства / Валюта баланса) * 100%.
Значение коэффициента показывает удельный вес
тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей
деятельности длительное время.
финансовый планирование
платежеспособность ликвидность
Показатели
деятельности предприятия (2007-2009гг.)
№
|
Наименование
|
2009г.
|
2010г.
|
2011г.
|
2011г.
в % к 2010г.
|
1
|
Объем
реализации всей продукции(тонн)
|
14054
|
14924
|
15050
|
100,84
|
2
|
Объем
реализации продукции(тыс.руб.)
|
285244
|
350130
|
407585
|
116,41
|
Финансовое состояние ОАО «Брянский хлебокомбинат
«Каравай»
№
п/п
|
Показатели
|
Единицы
измерения
|
2009г.
|
2010г.
|
2011г.
|
2011г.
в % к 2010г.
|
1
|
Валовая
прибыль
|
тыс.руб.
|
40276
|
51183
|
55533
|
108,5
|
2
|
Чистая
прибыль
|
тыс.руб.
|
16417
|
22425
|
25531
|
113,85
|
По сравнению с 2010 г. в 2011 г. чистая прибыль
увеличилась на 13,85%, что в условиях кризиса является достаточно хорошим
результатом.
Следовательно, данное предприятие является
платежеспособным, имеет стабильное финансовое положение.
Состояние финансового планирования ОАО «Брянский
хлебокомбинат «Каравай»
Финансовое планирование на ОАО «Брянский
хлебокомбинат «Каравай» осуществляет плановый отдел, который является одним из
структурных подразделений.
Финансовое планирование включает в себя:
определение и обоснование основной задачи
предприятия;
установление конкретных показателей и заданий,
необходимых для выполнения поставленной задачи;
детализацию задания по видам и объемам работы,
конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
детальные расчеты затрат и получаемых
результатов на весь период.
3.
Пути усовершенствования финансового планирования
Исходя из результатов проведенного анализа мы
можем сделать следующие заключения. Предприятие хоть и прибыльное, но имеет ряд
проблем. Поэтому для улучшения финансового планирования на предприятии,
предлагается наметить пути совершенствования эффективности. Долгосрочное
планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые
рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и
конкретику.
На основе финансовых показателей я предлагаю:
1. Для целей оперативного контроля затрат и
наблюдения за рентабельностью продукции ежемесячно проводить анализ выпускаемой
продукции, составлять финансовые планы и контролировать их исполнение на основе
сопоставления фактических и плановых показателей, обеспечивать формирование
производственных планов, определять нормативные показатели издержек в структуре
себестоимости и также контролировать их исполнение.
. А также можно увеличить объемы производства, и
с помощью этого добиться расширения ассортимента, создание новых видов и сортов
продукции, для этого необходимо проводить работы в области маркетинга, рекламы,
выявлять интересы определенных групп потребителей к конкретным видам продукции,
и других организационно - технических мероприятий.
. Для того чтобы занять прочную позицию на
рынке, предприятию необходимо разрабатывать новую ассортиментную политику. На
рынке хлебобулочных изделий идет конкурентная борьба, поэтому покупателям
необходимо предлагать новинки собственных разработок, в том числе национальные
сорта хлеба.
. Предприятие располагает достаточными резервами
для существенного улучшения своего финансово-экономического положения. Для
этого следует более полно использовать производственную мощность предприятия,
более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствии с его
требованиями ассортимент продукции и ценовую политику.
Экономический эффект обычно характеризуется
экономией от снижения себестоимости. Такой же экономический эффект может быть
выражен дополнительным выпуском продукции, снижением трудоемкости, повышением
производительности труда, численностью высвобождаемых рабочих мест, уменьшением
расхода материалов, топлива и энергии на единицу продукции. Дополнительная
прибыль, полученная в результате увеличения объема производства, образуется за
счет сокращения затрат на содержание и эксплуатацию оборудования, сокращения
цеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов. Рост объемов
производства достигается за счет повышения производительности труда, серийности
изготовления продукции и уменьшения удельного веса обслуживающего
промышленно-производственного персонала, так как рост объемов производства не
требует пропорционального увеличения численности персонала. Прирост плана
производства промышленной продукции должен полностью обеспечиваться имеющейся
численностью работников, уменьшением доли зарплаты и повышением среднесписочной
зарплаты.