Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь
1.Понятие социальной политики государства, ее принципы
Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики - те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы [8, c. 184].
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
·микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
·макроуровень - региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
·интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран [8, c. 185].
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг.
Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ [8, c. 186].
Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной социально ориентированной политики являются:
·принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
·принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
·принцип социальной справедливости, под которым, с одной стороны, можно понимать вознаграждение за личный труд, а с другой - обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека и т.п.);
·принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами;
·принцип социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания;
·принцип социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни;
·принцип всеобщности предполагает, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества независимо от социального положения, вероисповедания и т.д.
К конституционным принципам социального развития Республики Беларусь относятся:
·регулирование отношений между социальными общностями на основе их равенства перед законом, а также на основе защиты их прав и интересов;
·государственное поощрение и охрана брака и семьи, материнства, отцовства и детства;
·социальное партнерство и взаимодействие сторон в социально-трудовой деятельности;
·государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия Республики Беларусь;
·поддержка молодежи со стороны государства;
·обеспечение свободного развития культур всех наций и народностей, проживающих в Республике Беларусь;
·все религии и вероисповедания равны перед законом;
·в государстве создаются и действуют государственные системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения [5].
Социальная политика является важнейшим условием развития человеческого потенциала наряду, она призвана создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей, достойного уровня жизни населения. Социальная политика - важнейшая область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимой базой для эффективного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и различных социальных групп.
.Основные цели, задачи и функции социальной политики
Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
·достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
·обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
·гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
·переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
·нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
·улучшение социальной инфраструктуры [11, c. 205].
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.
Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
·создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
·последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
·формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
·обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
·повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания [11, c. 208].
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. Опыт свидетельствует, что социальное государство и рыночные отношения - явления совместимые. Более того государства, основанные на рыночной экономике, добились больших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью. Государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям. Социальное государство должно видеть и преодолевать недостатки рынка: эгоизм, индивидуальную замкнутость, отказ от духовных ценностей [4, c. 191].
В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [14].
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
·стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
·поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
·социальная поддержка и защита.
Государство должно ставить перед собой выполнимые цели и задачи, которые оно в состоянии проводить в жизнь исходя из своего экономического положения, так как социальная и экономическая сферы тесно переплетаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.
3.Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь
Элементы социальной политики - это основные ее составляющие, предполагающие проведение в определенных областях комплекса мероприятий, направленных на улучшение благосостояния человека и общества.
Рассмотрим каждую область подробнее.
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. [13]
Каждый имеет право на образование [5].
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
Основное образование включает следующие уровни:
·дошкольное образование;
·начальное образование;
·базовое;
·общее среднее;
·профессионально-техническое или средне-специальное образование;
·высшее;
·подготовка научных кадров (аспирантура);
·повышение квалификации и переподготовка кадров;
·самообразование. [13]
Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования [5].
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.
основного образования, а также включает:
·внешкольное воспитание и обучение;
·повышение квалификации и переподготовку кадров.
Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
·приоритетности образования;
·обязательности общего базового образования;
·осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
·доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
·преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
·национально-культурной основы образования;
·приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
·научности;
·экологической направленности образования;
·демократического характера управления образованием;
·светского характера образования. [13]
Национальную систему образования Республики Беларусь образуют:
·участники образовательного процесса;
·образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные
·планы и учебные программы;
·учреждения образования и другие организации, обеспечивающие
·эффективное функционирование системы образования;
·государственные органы управления образованием, включающие
·Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться:
·в учреждениях образования - в очной (дневной и вечерней) и заочной формах;
·самостоятельно.
Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.
Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).
К учреждениям образования относятся:
·дошкольные учреждения;
·учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);
·учреждения внешкольного воспитания и обучения;
·социально-педагогические учреждения;
·специальные учебно-воспитательные учреждения;
·специализированные учреждения производственного обучения. [13]
Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.
Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.
Что касается социальной защиты обучающихся и воспитанников, то государство в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, а также лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы. [13]
Обучающимся и воспитанникам, совмещающим производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях образования, предоставляются гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь о труде.
Иногородние обучающиеся и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской.
Льготы на проезд в пассажирском транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами. [13]
Обучающимся и воспитанникам, проявившим в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Обучающиеся и воспитанники, образование которых финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на:
·государственную дотацию при найме жилья в случае необеспечения местами в общежитиях и интернатах;
·льготные условия питания, медицинского обслуживания в порядке, устанавливаемом актами законодательства;
·обеспечение стипендией в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь;
·иные льготы и материальную помощь, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. [13]
В учреждениях образования содержание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе государственного обеспечения по нормам, определяемым Правительством Республики Беларусь.
Для лиц с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие получение ими образования (общего базового, профессионально-технического), профессиональную подготовку, условия для самообразования, а также их медико-социальную реабилитацию.
С целью обеспечения социальной адаптации, оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, создаются социально-педагогические учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты и др.) и их подразделения.
Учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях образования определяются законодательством Республики Беларусь. Для детей, проходящих оздоровление (лечение) в соответствующих учреждениях, а также на дому, создаются условия для получения образования. [13]
Область здравоохранения - комплекс социальных, экономических, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, а также создание условий для здорового образа жизни.
Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. [12]
Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:
·создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
·обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
·приоритетность мер профилактической направленности;
·приоритетность развития первичной медицинской помощи;
·приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
·обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;
·формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;
·ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;
·ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. [12]
Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:
·предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;
·доступностью лекарственных средств;
·осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения. [12]
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда [5].
Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области здравоохранения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:
·обеспечивает проведение единой государственной политики;
·обеспечивает развитие международного сотрудничества;
·обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;
·не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;
·осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:
·проводит единую государственную политику;
·организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;
·организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;
·организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;
·организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
·координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;
·определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;
·осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными актами законодательства Республики Беларусь [12].
Непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:
·государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;
·негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность [12].
В целях своевременного оказания медицинской помощи граждане Республики Беларусь закрепляются за государственными учреждениями здравоохранения по их месту жительства (месту пребывания), а при наличии ведомственных организаций здравоохранения - также и по месту работы (учебы, службы) [12].
Граждане Республики Беларусь также имеют право на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения вне их места жительства (места пребывания). Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне их места жительства (места пребывания) определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь в случае отсутствия возможности оказания им необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь направляются для получения такой помощи за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Медицинская помощь гражданам Республики Беларусь может быть оказана анонимно в порядке и на условиях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Пациентам оказывается медицинская помощь следующих видов:
·первичная медицинская помощь;
·специализированная медицинская помощь [12].
Первичная медицинская помощь - основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, включающий также проведение иных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациента.
Специализированная медицинская помощь - вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи, а при необходимости - сложных, высокотехнологичных или уникальных методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники.
Пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и противопоказаний, а также лечебно-диагностических возможностей организаций здравоохранения медицинская помощь оказывается в следующих формах:
·скорая (неотложная) медицинская помощь;
·плановая медицинская помощь [12].
Скорая (неотложная) медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, а также внезапном ухудшении состояния здоровья пациента с хроническими заболеваниями, угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство.
Плановая медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при заболеваниях, не требующих срочного (неотложного) медицинского вмешательства и не представляющих непосредственной угрозы для жизни пациента или окружающих.
Медицинская помощь оказывается пациенту в амбулаторных или стационарных условиях.
Медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается в случае, если пациенту не требуется постоянное круглосуточное медицинское наблюдение.
Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в случае, если пациенту требуются постоянное круглосуточное медицинское наблюдение и интенсивное лечение [12].
В исключительных случаях, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в интересах пациента допускается применение научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке методов оказания медицинской помощи. Решение об их применении принимается с письменного согласия пациента, а в отношении:
·несовершеннолетних - с письменного согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей;
·лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, - с письменного согласия их опекунов;
·лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, - с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников (родителей, совершеннолетних детей, родных братьев (сестер), внуков, деда (бабки)) [12].
Государственные организации здравоохранения осуществляют специальные меры по оказанию медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека.
Медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительном порядке.
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае их уклонения от медицинского освидетельствования по заключению организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения.
Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека только с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинское освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание в дисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Пациенты, в отношении которых получены данные о наличии у них венерических заболеваний и (или) вируса иммунодефицита человека, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких заболеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое оставление в опасность заражения или заражение другого лица [12].
Граждане Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи.
В иных случаях граждане Республики Беларусь обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь [12].
Социальная защита - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска [9, с. 225].
Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию.
К числу социальных рисков в Республике Беларусь относят:
·материнство;
·
·беременность и роды;
·содержание детей;
·болезнь;
·инвалидность;
·старость;
·потеря работы или кормильца;
·трудовое увечье или профессиональное заболевание;
·чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды являются ее натуральной формой. [10, с. 298]
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов [5].
Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Основано на взносах работодателей, работников, а иногда и государства, распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных - это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними (т.е. нанимателями) на издержки и возмещаются в дальнейшем за счет более высокой цены товаров или услуг. В соответствии с таблицей 1 существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное [10, c. 296].
Таблица 1. Виды социального страхования
Социальное страхованиеОбязательноеДобровольноеПри страховой поддержке государства (включая фонды добровольного социального страхования)Построено на принципах коллективной взаимопомощи
Виды пенсионных систем:
·базируется на принципе солидарности (текущего финансирования); трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих;
·система накопительного характера, при которой работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста [10, c. 296].
В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии в ней пенсии делятся на:
·трудовые (страховые), которые финансируются из фонда социальной защиты населения (сюда относятся пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);
·социальные, которые выплачиваются лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (выплаты производятся, как правило, из государственного бюджета).
Пособия - это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком. В связи с несчастным случаем на производстве и т.д. Особое место занимают пособия по безработице. Их назначение состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости [9, c. 227].
Социальная помощь - финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Предоставляется независимо от уплаты взносов, он может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.п.) формы. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Республике Беларусь адресная социальная помощь оказывается семьям, среднемесячный бюджет которых не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека [10, c. 297].
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции:
·компенсирующую - состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты);
·стимулирующую - заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.