Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь

1.Понятие социальной политики государства, ее принципы

Социальная политика - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики - те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы [8, c. 184].

Социальная политика осуществляется на разных уровнях:

·микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;

·макроуровень - региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;

·интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран [8, c. 185].

С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг.

Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ [8, c. 186].

Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной социально ориентированной политики являются:

·принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

·принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

·принцип социальной справедливости, под которым, с одной стороны, можно понимать вознаграждение за личный труд, а с другой - обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека и т.п.);

·принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами;

·принцип социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания;

·принцип социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни;

·принцип всеобщности предполагает, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества независимо от социального положения, вероисповедания и т.д.

К конституционным принципам социального развития Республики Беларусь относятся:

·регулирование отношений между социальными общностями на основе их равенства перед законом, а также на основе защиты их прав и интересов;

·государственное поощрение и охрана брака и семьи, материнства, отцовства и детства;

·социальное партнерство и взаимодействие сторон в социально-трудовой деятельности;

·государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия Республики Беларусь;

·поддержка молодежи со стороны государства;

·обеспечение свободного развития культур всех наций и народностей, проживающих в Республике Беларусь;

·все религии и вероисповедания равны перед законом;

·в государстве создаются и действуют государственные системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения [5].

Социальная политика является важнейшим условием развития человеческого потенциала наряду, она призвана создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей, достойного уровня жизни населения. Социальная политика - важнейшая область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимой базой для эффективного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и различных социальных групп.

.Основные цели, задачи и функции социальной политики

Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

·достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

·обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

·гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

·переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

·нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;

·улучшение социальной инфраструктуры [11, c. 205].

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

·создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

·последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

·формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

·обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

·повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания [11, c. 208].

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. Опыт свидетельствует, что социальное государство и рыночные отношения - явления совместимые. Более того государства, основанные на рыночной экономике, добились больших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью. Государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям. Социальное государство должно видеть и преодолевать недостатки рынка: эгоизм, индивидуальную замкнутость, отказ от духовных ценностей [4, c. 191].

В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [14].

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

·стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;

·поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;

·социальная поддержка и защита.

Государство должно ставить перед собой выполнимые цели и задачи, которые оно в состоянии проводить в жизнь исходя из своего экономического положения, так как социальная и экономическая сферы тесно переплетаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

3.Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь

Элементы социальной политики - это основные ее составляющие, предполагающие проведение в определенных областях комплекса мероприятий, направленных на улучшение благосостояния человека и общества.

Рассмотрим каждую область подробнее.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. [13]

Каждый имеет право на образование [5].

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование включает следующие уровни:

·дошкольное образование;

·начальное образование;

·базовое;

·общее среднее;

·профессионально-техническое или средне-специальное образование;

·высшее;

·подготовка научных кадров (аспирантура);

·повышение квалификации и переподготовка кадров;

·самообразование. [13]

Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования [5].

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

основного образования, а также включает:

·внешкольное воспитание и обучение;

·повышение квалификации и переподготовку кадров.

Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

·приоритетности образования;

·обязательности общего базового образования;

·осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

·доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

·преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

·национально-культурной основы образования;

·приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

·научности;

·экологической направленности образования;

·демократического характера управления образованием;

·светского характера образования. [13]

Национальную систему образования Республики Беларусь образуют:

·участники образовательного процесса;

·образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные

·планы и учебные программы;

·учреждения образования и другие организации, обеспечивающие

·эффективное функционирование системы образования;

·государственные органы управления образованием, включающие

·Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться:

·в учреждениях образования - в очной (дневной и вечерней) и заочной формах;

·самостоятельно.

Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.

Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

·дошкольные учреждения;

·учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);

·учреждения внешкольного воспитания и обучения;

·социально-педагогические учреждения;

·специальные учебно-воспитательные учреждения;

·специализированные учреждения производственного обучения. [13]

Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.

Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.

Что касается социальной защиты обучающихся и воспитанников, то государство в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, а также лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы. [13]

Обучающимся и воспитанникам, совмещающим производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях образования, предоставляются гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь о труде.

Иногородние обучающиеся и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской.

Льготы на проезд в пассажирском транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами. [13]

Обучающимся и воспитанникам, проявившим в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Обучающиеся и воспитанники, образование которых финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на:

·государственную дотацию при найме жилья в случае необеспечения местами в общежитиях и интернатах;

·льготные условия питания, медицинского обслуживания в порядке, устанавливаемом актами законодательства;

·обеспечение стипендией в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь;

·иные льготы и материальную помощь, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. [13]

В учреждениях образования содержание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе государственного обеспечения по нормам, определяемым Правительством Республики Беларусь.

Для лиц с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие получение ими образования (общего базового, профессионально-технического), профессиональную подготовку, условия для самообразования, а также их медико-социальную реабилитацию.

С целью обеспечения социальной адаптации, оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, создаются социально-педагогические учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты и др.) и их подразделения.

Учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях образования определяются законодательством Республики Беларусь. Для детей, проходящих оздоровление (лечение) в соответствующих учреждениях, а также на дому, создаются условия для получения образования. [13]

Область здравоохранения - комплекс социальных, экономических, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, а также создание условий для здорового образа жизни.

Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. [12]

Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:

·создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

·обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

·приоритетность мер профилактической направленности;

·приоритетность развития первичной медицинской помощи;

·приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;

·формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;

·ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;

·ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. [12]

Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:

·предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;

·доступностью лекарственных средств;

·осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения. [12]

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда [5].

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области здравоохранения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:

·обеспечивает проведение единой государственной политики;

·обеспечивает развитие международного сотрудничества;

·обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;

·не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;

·осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:

·проводит единую государственную политику;

·организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;

·организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

·организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;

·организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

·координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;

·определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;

·осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными актами законодательства Республики Беларусь [12].

Непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:

·государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;

·негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность [12].

В целях своевременного оказания медицинской помощи граждане Республики Беларусь закрепляются за государственными учреждениями здравоохранения по их месту жительства (месту пребывания), а при наличии ведомственных организаций здравоохранения - также и по месту работы (учебы, службы) [12].

Граждане Республики Беларусь также имеют право на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения вне их места жительства (места пребывания). Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне их места жительства (места пребывания) определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь в случае отсутствия возможности оказания им необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь направляются для получения такой помощи за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Медицинская помощь гражданам Республики Беларусь может быть оказана анонимно в порядке и на условиях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Пациентам оказывается медицинская помощь следующих видов:

·первичная медицинская помощь;

·специализированная медицинская помощь [12].

Первичная медицинская помощь - основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, включающий также проведение иных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациента.

Специализированная медицинская помощь - вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи, а при необходимости - сложных, высокотехнологичных или уникальных методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники.

Пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и противопоказаний, а также лечебно-диагностических возможностей организаций здравоохранения медицинская помощь оказывается в следующих формах:

·скорая (неотложная) медицинская помощь;

·плановая медицинская помощь [12].

Скорая (неотложная) медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, а также внезапном ухудшении состояния здоровья пациента с хроническими заболеваниями, угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство.

Плановая медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при заболеваниях, не требующих срочного (неотложного) медицинского вмешательства и не представляющих непосредственной угрозы для жизни пациента или окружающих.

Медицинская помощь оказывается пациенту в амбулаторных или стационарных условиях.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается в случае, если пациенту не требуется постоянное круглосуточное медицинское наблюдение.

Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в случае, если пациенту требуются постоянное круглосуточное медицинское наблюдение и интенсивное лечение [12].

В исключительных случаях, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в интересах пациента допускается применение научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке методов оказания медицинской помощи. Решение об их применении принимается с письменного согласия пациента, а в отношении:

·несовершеннолетних - с письменного согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей;

·лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, - с письменного согласия их опекунов;

·лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, - с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников (родителей, совершеннолетних детей, родных братьев (сестер), внуков, деда (бабки)) [12].

Государственные организации здравоохранения осуществляют специальные меры по оказанию медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека.

Медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительном порядке.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае их уклонения от медицинского освидетельствования по заключению организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения.

Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека только с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинское освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание в дисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пациенты, в отношении которых получены данные о наличии у них венерических заболеваний и (или) вируса иммунодефицита человека, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких заболеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое оставление в опасность заражения или заражение другого лица [12].

Граждане Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи.

В иных случаях граждане Республики Беларусь обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь [12].

Социальная защита - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска [9, с. 225].

Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию.

К числу социальных рисков в Республике Беларусь относят:

·материнство;

·

·беременность и роды;

·содержание детей;

·болезнь;

·инвалидность;

·старость;

·потеря работы или кормильца;

·трудовое увечье или профессиональное заболевание;

·чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды являются ее натуральной формой. [10, с. 298]

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов [5].

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Основано на взносах работодателей, работников, а иногда и государства, распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных - это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними (т.е. нанимателями) на издержки и возмещаются в дальнейшем за счет более высокой цены товаров или услуг. В соответствии с таблицей 1 существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное [10, c. 296].

Таблица 1. Виды социального страхования

Социальное страхованиеОбязательноеДобровольноеПри страховой поддержке государства (включая фонды добровольного социального страхования)Построено на принципах коллективной взаимопомощи

Виды пенсионных систем:

·базируется на принципе солидарности (текущего финансирования); трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих;

·система накопительного характера, при которой работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста [10, c. 296].

В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии в ней пенсии делятся на:

·трудовые (страховые), которые финансируются из фонда социальной защиты населения (сюда относятся пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);

·социальные, которые выплачиваются лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (выплаты производятся, как правило, из государственного бюджета).

Пособия - это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком. В связи с несчастным случаем на производстве и т.д. Особое место занимают пособия по безработице. Их назначение состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости [9, c. 227].

Социальная помощь - финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Предоставляется независимо от уплаты взносов, он может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.п.) формы. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Республике Беларусь адресная социальная помощь оказывается семьям, среднемесячный бюджет которых не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека [10, c. 297].

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции:

·компенсирующую - состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты);

·стимулирующую - заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание - это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг [10, c. 297].

Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями (центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и т.д.). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным - на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья и т.д.), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, жертв торговли людьми, незаконных мигрантов [10, c. 297].

Социальная помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющим других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И для их защищенности в ситуации социальных рисков им оказывается социальная помощь различных видов.

4.Основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе

Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения [11, c. 203].

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается [11, c. 211].

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность - важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, формирование всесторонне развитого человека нового постиндустриального общества, определяющего прогресс и будущее нации.

Социальная политика на 2011-2015 гг. основывается на следующих основных принципах:

·всестороннее развитие человека, его образовательных, профессиональных, духовных, физических и других характеристик;

·обеспечение устойчивой положительной динамики важнейших параметров уровня и качества жизни населения;

·создание для трудоспособных граждан условий, позволяющих своим трудом обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье;

·свобода в выборе сферы приложения труда на основе создания новых рабочих мест, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства;

·повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий;

·приоритетное развитие образования, культуры, здравоохранения, жилья как отраслей, формирующих человеческий капитал, совершенствующих его качество;

·ответственность государства за уровень и качество жизни нынешнего и будущих поколений страны [14].

Для поэтапного решения первоочередных социальных проблем в 2011-2015 годах предусматривается:

·создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы;

·содействие развитию предпринимательства;

·повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту;

·снижение уровня малообеспеченности;

·расширение хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы, в том числе в поиске альтернативных источников их финансирования, повышение качества, разнообразия и доступности предоставляемых гражданам социальных услуг [14].

Основной целью демографической политики на прогнозируемый период является постепенная стабилизация численности населения страны и создание предпосылок для ее роста, отвечающих интересам общества в целом и каждой личности в отдельности. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

·увеличить рождаемость и ожидаемую продолжительность жизни;

·уменьшить смертность;

·укрепить брачно-семейные отношения и улучшить условия жизнедеятельности семьи;

·оптимизировать миграционные процессы.

Основной целью демографической политики в этот период будет создание условий для воспроизводства населения с параметрами, близкими к показателям экономически развитых европейских стран:

·невысокая, сознательно регулируемая рождаемость;

·низкая смертность;

·постоянно растущая ожидаемая продолжительность жизни.

Для повышения рождаемости и укрепления семьи необходимо создать социально-экономические условия жизнедеятельности семей, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей и обеспечивающие постепенный переход от малодетной (1-2 ребенка) к многодетной (3 и более детей) семье. Для этого необходимо усовершенствовать систему государственной поддержки семей с детьми, приблизив размер пособий на детей в возрасте до трех лет к уровню, позволяющему компенсировать семье не только недополученный доход в связи с занятостью трудоспособного члена по уходу за малолетними детьми, но и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка.

В целях укрепления здоровья и снижения смертности населения государственная политика в этот период должна быть ориентирована на формирование установок самосохранительного поведения и здорового образа жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности.

Это позволит не только стабилизировать показатель средней продолжительности жизни при рождении на уровне 70-72 года, но и создаст необходимые предпосылки для его дальнейшего роста.

В области внешней миграции должны быть разработаны новые механизмы, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и поддержанию жизнедеятельности и социально-экономического развития регионов республики [14].

Главными направлениями социальной политики являются повышение уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов населения, сокращение малообеспеченности, приближение их параметров к уровню экономически развитых европейских государств [14].

Для реализации этих направлений требуется обеспечение роста заработной платы, пенсий и пособий, оказание адресной социальной помощи нуждающимся гражданам. Улучшение качества жизни предусматривается достичь за счет мер по укреплению здоровья населения, повышению качества медицинской помощи, развитию системы образования, улучшению условий проживания, созданию условий для массового физкультурно-оздоровительного движения и др.

Политика доходов населения в прогнозируемом периоде будет исходить из необходимости увеличения реальных денежных доходов как материальной основы повышения уровня жизни. Для ее реализации необходимо обеспечить:

·рост реальных денежных доходов населения;

·устранение необоснованной дифференциации по уровню доходов различных социально-экономических групп населения, в том числе и на региональном уровне;

·опережающий рост доходов сельского населения;

·повышение государственных минимальных социальных гарантий;

·социальную поддержку населения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи;

·содействие развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности;

·сокращение уровня малообеспеченности.

Основная цель государственной политики в области оплаты труда - повышение заработной платы как основного источника доходов населения, усиление стимулирующей роли заработной платы в росте экономики страны и повышении ее конкурентоспособности.

Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав субъектов хозяйствования, в реальном секторе экономики развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы. Важнейшей функцией государства будет обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. В сфере государственного воздействия будет обеспечиваться регулирование соотношений уровня заработной платы по сферам деятельности, специальностям, в межотраслевом и на межрегиональном уровнях [14].

Основным направлением организации оплаты труда будет работа по совершенствованию и внедрению научно обоснованных норм и нормативов затрат труда и численности работников в целях повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.

В 2011-2015 годах предполагается обеспечить рост реальных денежных доходов и реальной средней заработной платы в 1,4 раза [14].

Одним из важнейших направлений социальной политики является сокращение уровня малообеспеченности на основе экономического роста и повышения всех видов доходов. В прогнозируемом периоде предусматривается довести долю населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума не более 10 процентов. Для этой категории населения предусматриваются социальные гарантии в системе адресной социальной помощи [14].

Существенное повышение уровня доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса населения, росту сбережений и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.

Основной целью социальной защиты является обеспечение поддержки тех слоев населения, которые в силу своего социально-экономического положения не могут участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находятся в трудной жизненной ситуации, а также создание необходимых условий для повышения экономической активности населения.

Главными задачами развития системы социальной поддержки являются обеспечение государственных минимальных социальных гарантий, улучшение положения и качества жизни наименее защищенных и остронуждающихся категорий населения, наиболее полное удовлетворение их нужд и потребностей [14].

Для решения этих задач предусматривается:

·повышение эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации на основе усиления принципов адресности и индивидуального подхода;

·формирование организационных, правовых, социально-экономических условий, способствующих социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;

·обеспечение дополнительных гарантий социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в целях создания условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе;

·усиление государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей путем содействия в решении жилищных проблем, совершенствования системы семейных пособий и льгот, а также налоговой политики;

·совершенствование социальной работы на селе с использованием потенциала агрогородков, активное участие в решении социальных проблем одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан из отдаленных сельских населенных пунктов;

·развитие социального обслуживания, внедрение инновационных технологий социальной работы; перенесение акцентов с количественных параметров в сторону качественных, расширение спектра социально-бытовых услуг.

Предусматривается постепенное упорядочение социальных льгот и гарантий. Предполагается большую часть льгот, предоставляемых различным категориям граждан, постепенно заменить адресными формами социальной помощи. Прежний порядок льгот сохранится для отдельных категорий населения, имеющих особые заслуги перед государством.

Основным направлением молодежной политики на 2011-2015 годы явится формирование молодого человека нового типа - с активной жизненной позицией, готового к участию в общественно-политической жизни страны. Предусматривается увеличение государственных инвестиций в обеспечение здорового образа жизни молодежи, в улучшение репродуктивного здоровья и активизацию репродуктивного поведения, обеспечение безопасного материнства. Регулирование занятости молодежи будет направлено на расширение выбора сфер приложения труда для молодых людей и их экономической самостоятельности [14].

Основной целью совершенствования пенсионной системы является последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, а также нетрудоспособных.

Пенсионное обеспечение в стране будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, персонифицированного учета застрахованных.

В прогнозном периоде предусматривается:

·адаптация пенсионной системы к изменяющимся условиям ее функционирования;

·укрепление страховых принципов пенсионной системы;

·установление тесной зависимости между размером пенсии и объемом взносов, уплаченных на пенсионное страхование;

·введение обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности;

·максимальное использование внутренних резервов пенсионной

·системы в целях обеспечения ее финансовой устойчивости;

·сокращение системы пенсионных льгот;

·стимулирование участия в программах дополнительного добровольного пенсионного страхования;

·формирование средств на выплату пенсий за счет обязательных взносов на пенсионное страхование [14].

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. Повышение уровня жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что государство, следуя принципам социальной политики, создавая определенные меры и нормативы, создавая условия, обеспечивающие права людей в ситуациях социальных рисков, позволяет своим гражданам ощущать себя защищенными, необходимыми, осознавать что их жизнь, качество их жизни небезразличны государству, гражданами которого они являются.

Социальная политика - важнейшая область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимой базой для эффективного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и различных социальных групп. Уровень жизни - это фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Качество жизни - это степень развития и удовлетворения всего комплекса потребностей, необходимых для благополучия людей. В качестве критерия его оценки выступают рациональные нормы потребления, качественные различия показателей уровня жизни, удовлетворенность людей условиями труда и отдыха.

Социальная политика является важнейшим условием развития человеческого потенциала наряду, она призвана создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей, достойного уровня жизни населения.

Государство должно ставить перед собой выполнимые цели и задачи, которые оно в состоянии проводить в жизнь исходя из своего экономического положения, так как социальная и экономическая сферы тесно переплетаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

Социальная помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющим других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И для их защищенности в ситуации социальных рисков им оказывается социальная помощь различных видов.

Важнейшим условием для проведения всех мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения, в жизнь должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. Повышение уровня жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.

Список источников

социальный медицинский политика здоровье

1.Базылев Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. - Мн.: Современная школа, 2007. - 288 с.

2.Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Современная школа, 2008. - 640 с.

.Базылев Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Современная школа, 2010. - 144 с.

.Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. для вузов / Г.А. Василевич. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 768 с.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.:Амалфея, 2006. - 48 с.

.Котляр И.И. Права человека: учеб. пособие. - Брест: Издательство С. Лаврова, 1998. - 186 с.

.Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: «МНО», 2001. - 150 с.

.Макроэкономика: учебное пособие / Воробьев В.А., Бондарь А.В. - Мн.: 2006. - 543 с.

.Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.

.Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / В.А Воробьев. А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова и др.; под ред. В.А. Воробьева. Мн.: БГЭУ, 2009. - 270 с.

.Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учеб. для вузов / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кожуро и др.; под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. - 442 с.

.О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 г. // НРПА РБ. - 2008. - Номер 159. - 2/1460.

.Об образовании: Закон Республики Беларусь от 29.10.1991 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 7.05.2007 г. // НРПА РБ. - 2007. - Номер 118. - 2/1316.

.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 года «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы». Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2008 г. №322 (НРПА РБ, 2008 г., №57, 5/27263); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. №693 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №121, 5/27661).

.Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2007. - 668 с.

Похожие работы на - Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!