Взаимоотношения органов внутренних дел с предприятиями и учреждениями
В системе органов внутренних дел Российской Федерации функционируют предприятия, учреждения и фонды, которые предназначены для обеспечения выполнения основных задач и функций органов внутренних дел.
К числу предприятий, осуществляющих производственную деятельность, относятся:
предприятия по выпуску продукции по государственным заказам, по производству продукции для нужд органов внутренних дел, в том числе по производству мебели, отдельных видов техники, ателье и другие организации по пошиву обмундирования;
научно-производственные объединения по разработке и выпуску экспериментальных партий криминалистической и специальной техники, средств транспорта и связи, по разработке средств охранной и пожарной сигнализации и защиты, систем сигнализации для обеспечения безопасности дорожного движения;
организации капитального строительства и ремонта; предприятия и организации материально-технического и военного снабжения (базы, склады и др.);
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи полиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой информации, полиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Сотрудники полиции проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств.
Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от форм собственности) поддерживают:
подразделения патрульно-постовой службы милиции - в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках, площадях и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий;
подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения - с трудовыми коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного движения;
участковые инспектора полиции - с трудовыми коллективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений на обслуживаемой ими территории;
сотрудники лицензионно-разрешительной службы - с коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной деятельности;
подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел - с коллективами объектов, которые они охраняют;
сотрудники криминальной полиции, дознаватели и следователи - с трудовыми коллективами и населением при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Необходимым условием выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дул (милицию), является поддержание ими связи со средствами массовой информации.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1 Административно-правовой статус общественных объединений, их понятия и виды
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на объединение закреплено в Конституции, в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях». Это право граждан осуществляется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.
Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции), общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками съезда (конференции) или общим собранием. В случае государственной регистрации фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот орган может иметь право совещательного голоса при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, приятым на собрании учредителей.
Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа он приобретает права юридического лица.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных документов (договоров, уставов, принятых союзами (ассоциациями) общественных объединений, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы, представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы, представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
По сфере деятельности общественные объединения подразделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (скажем, политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (например, научные, культурно-просветительные и др.).
По форме непосредственного подчинения общественные объединения делятся на объединения, руководимые соответствующими вышестоящими объединениями и их органами (например, профсоюзы), и объединения, действующие автономно (к примеру, товарищеский суд).
По целям образования общественные объединения подразделяются на политические партии, творческие союзы, религиозные объединения, физкультурно-спортивные общества, общество защиты прав потребителей и др.
Вопросы внутренней организации и деятельности общественных объединений регулируются уставами, принимаемыми самими общественными объединениями. Эти уставы регистрируются уполномоченными на то государственными органами. Отношения, регулируемые нормами уставов, не являются правовыми.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профсоюзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением решений: о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия указанных решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права за исключением прав юридического лица и принимает на себя обязанности, предусмотренные федеральным законом «Об общественных объединениях».
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2.2. Общественные объединения в органах внутренних дел
К объединениям, действующим в системе органов внутренних дел, относятся: профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел, советы ветеранов органов внутренних дел, общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации). Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников соответствующих органов внутренних дел.
Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и иными правовыми актами, их уставами и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, за исключением ограничений.
Профессиональные союзы, говорится в этой статье, не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел, по выполнению возложенных на них задач и обязанностей; им запрещается проводить забастовки сотрудников.
Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности носят рекомендательный характер.
Советы ветеранов, образуемые в органах внутренних дел, являются общественными организациями, состоящими из бывших работников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, являющихся пенсионерами МВД России. В состав советов входят пенсионеры, имеющие необходимые теоретические знания, практический опыт и изъявившие желание оказывать действенную помощь органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск в выполнении возложенных на них задач.
Совет ветеранов в своей деятельности руководствуется действующими законами и иными правовыми актами, а также соответствующим положением о совете, которое утверждается уполномоченными органами внутренних дел. Работа совета ветеранов согласовывается с соответствующими органами внутренних дел.
Основными задачами советов ветеранов органов внутренних дел являются:
привлечение ветеранов к активной общественной деятельности, к наставничеству, лекционной работе;
участие в проведении воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел;
распространение правовых знаний среди населения;
организация выступлений ветеранов перед молодыми сотрудниками органов внутренних дел;
оказание практической, консультативной и методической помощи в служебной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел.
Ветераны могут привлекаться для оказания помощи в практической работе, подготовке нормативных и иных документов, к участию в мероприятиях по укреплению правопорядка, рассмотрению жалоб и заявлений граждан. Члены совета и секций ветеранов за активную работу могут быть поощрены руководителями органов внутренних дел. Кроме профессиональных союзов (ассоциаций) и советов ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск в органах внутренних дел могут создаваться различные фонды социальной помощи и другие общественные объединения.
Общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. К формированиям (объединениям), участвующим в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, относятся добровольные народные дружины, добровольные пожарные объединения, товарищеские суды, советы общественных пунктов охраны порядка, внештатные сотрудники милиции и другие общественные формирования.
Добровольные народные дружины по охране общественного порядка.
Основными задачами дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, собственности, участие в работе по воспитанию людей в духе уважения законов и других норм социального поведения.
Дружины участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах; оказывают содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам государства в их деятельности по укреплению правопорядка. Они имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, применять меры административного пресечения (задержание правонарушителя, изъятие орудия совершения правонарушения и др.).
Противодействие законной деятельности дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.
Существует два вида добровольные пожарных объединений: добровольные пожарные дружины (ДПД) и добровольные пожарные общества (ДПО).
Добровольные пожарные дружины образуются на промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах. Основной целью их создания является проведение мероприятий по охране промышленных объектов, строек, баз, складов и т.п. от пожаров. Формируются ДПД из членов соответствующих трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций. ДПД осуществляют контроль за соблюдением на объекте противопожарного режима, проводят разъяснительную работу среди рабочих и служащих по соблюдению правил пожарной безопасности, надзор за исправным состоянием первичных средств тушения пожаров, принимают немедленные меры к тушению возникшего загорания имеющимися на объекте средствами пожаротушения, участвуют в пожаротушении.
Наряду с ДПД действует добровольное пожарное общество. Это общество имеет свои подразделения в республиках в составе федерации, краях, областях, округах, районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также по месту жительства граждан. ДПО содействует органам государственной пожарной охраны, другим государственным и негосударственным организациям в обеспечении пожарной безопасности в населенных пунктах, на хозяйственных и иных объектах. Основными задачами ДПО являются:
проведение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров;
пропаганда и распространение пожарно-технических знаний среди граждан;
обучение членов общества и граждан способам предупреждения и тушения пожаров;
содействие организации в населенных пунктах, на хозяйственных и иных объектах добровольных пожарных дружин;
повышение уровня профилактической и боевой готовности ДПД;
оказание огнезащитных услуг населению, изготовление и ремонт средств пожаротушения.
Товарищеские суды - это выборные общественные формирования, образуемые на предприятиях, в учреждениях, организациях и по месту жительства граждан. Главное в работе товарищеских судов - предупреждение правонарушений, воспитание граждан путем убеждения и общественного воздействия, создания обстановки нетерпимости к любым антиобщественным поступкам. Порядок организации и деятельности товарищеских судов определен специальным Положением о них.
В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольной основе граждане России не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту работы (учебы) и жительства. Деятельность внештатных сотрудников милиции организуется в соответствии с актами МВД России, работают они под непосредственным руководством сотрудника милиции, за которым закреплены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели тему «Предприятия, учреждения и общественные объединения, как субъекты административно-правовых отношений». На основании вышеизложенного, можно сделать ряд следующих выводов:
Субъект административного права - это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, предприятия, учреждения, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.
Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
К числу государственных предприятий относятся органы государственного аппарата - представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации - производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.
Предприятия негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан - профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации - частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.
Законодательства об общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время достаточно последовательно определены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, а также достаточно четко определена процедура государственной регистрации общественных объединений.
Следует констатировать, что российское государство нуждается в интересе и участии граждан в управлении делами общества, в энергичных гражданских организациях, которые способны решительно вмешиваться в процесс принятия управленческих решений, если посчитают, что какой-нибудь акт или действие (бездействие) государственного органа не соответствует интересам общества. Недостаточная социальная активность общественных объединений является наиболее значимой проблемой для жизнедеятельности нашего общества. Данное обстоятельство обусловлено тем, что общественные объединения являются важной составной частью правового государства, выступают связующим элементом между государством и личностью, а также одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований.
юридический лицо орган правоспособность
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12.12.1993 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Российская газета - 2009 - 21 января.
2.Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [федеральный закон от 30.12.2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - ст. 1; Российская газета - 2012 -08 июня.
3.Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях [Текст]: [федеральный закон от 19 мая 1995 г.] // Российская газета - 1995. - 25 мая // Российская газета. - 2011. - 04 июля.
4.Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: [федеральный закон от 12 января 1996 г.] // Российская газета - 1996. 24 января // Российская газета. - 2010. - 12 мая.
5.Агопов А.Б. Административное право: учебник [Текст] / А.Б. Агопов. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 295 с.
6.Административная деятельность органов внутренних дел: учебник [Текст] / под редакцией проф. А.П. Коренева. - М.: Щит-М, 2007. - 743 с.
7.Административное право: учебник [Текст] / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М, 2005. - 554 с.
8.Административное право: учебник [Текст] / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2007. - 488 с.
9.Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник [Текст] / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: Зерцало-М, 2003. - 608 с.
10.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник [Текст] / Под общ. ред. Ю.Н. Старилова - М.: А-Приор, 2008. - 816 с.
11.Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право. - 2006. № 12. - С. 15.
12.Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 1. - С. 28.
13.Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: учебник [Текст] / Козлов Ю.М., Попов Л.Л. - М.: ЮРИСТ, 2008. - 697 с.
14.Кожевников О.А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики. - Екатеринбург: РГППУ. - 2007. - № 4. - С. 12.
15.Конин Н.М. Административное право России: Курс лекций [Текст] / Н.М. Конин. - М., 2004. - 448 с.
16.Кудин В.А., Канибер Ю.Н., Сойников С.А. Административное право: учебник [Текст] / Кудин В.А., Канибер Ю.Н., Сойников С.А. - Часть 1. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 299 с.
17.Попов Л.Л. Административное право: учебник [Текст] / Л.Л. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.
18.Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // Журнал российского права. - 2006. - № 10. - С. 17.
19.Фатов И.С. Общественные объединения в становлении гражданского общества России // Бизнес в законе. - 2008. - № 1. - С. 14.
20.Хаманева Н.Ю. Административное право РФ: Учебник [Текст] / Хаманева Н.Ю. - М.: Юристъ, 2004. - 399 с.
21.Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности Российская юстиция. - 2006. - № 4. - С. 40-41.