Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
.1. Коррупция как социально-политическое явление
.2. Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления
.3. Виды и формы политической коррупции
. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
.1. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
.2. Антикоррупционная политика Российской федерации
. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
.1. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления
.2. Возможные стратегии противодействия коррупции в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы тема политической коррупции приобрела особую актуальность. Масштаб распространения этого явления во властных и политических институтах позволяет характеризовать политическую коррупцию как неотъемлемый атрибут их повседневной деятельности. Политическая коррупция в России охватила все ветви и институты государственной власти, местного самоуправления и являются главным препятствием на пути дальнейшего развития нашей страны как демократического государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях слабых демократических традиций, несовершенства национального законодательства, неэффективной деятельности властных институтов и недостаточного уровня политико-правовой культуры современного переходного общества одним из самых опасных негативных явлений является коррупция. Она поражает все сферы общественной жизни, способствует распространению организованной преступности, создает социальное напряжение, вызывает у населения неуверенность в способности власти осуществить организационные и практические мероприятия по преодолению системного кризиса. Коррупция угрожает национальной безопасности, реально противостоит конституционному и общественному строю, является причиной небывалого роста в стране теневой экономики, проникает во властные институты.
Цель и задачи исследования. Осмысление коррупции на основе политологического теоретико-эмпирического анализа как социально-политического явления, выяснения его природы, социальной базы возникновения и распространения, разработка механизмов преодоления коррупции как условия формирования социально-ориентированного правового государства и гражданского общества.
Определенная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
выяснить социальную природу и сущность коррупции, ее содержание и признаки, определить ее понятия;
проанализировать состояние коррупции, ее особенности и тенденции, выяснить формы проявления;
исследовать мировой и отечественный опыт борьбы с коррупцией;
разработать методы борьбы с коррупцией.
Объектом исследования является коррупция как социально-политическое явление, ее сущность и содержание.
Предметом исследования является генезис коррупции, ее тенденции, формы распространения и проявления в обществе, характер и глубина воздействия на политические процессы.
Методы исследования. Теоретико-методологической базой курсовой работы выступают следующие методы: общенаучные методы ‒ исторический, сравнительный методы, методы обобщения и типологизации. Среди конкретно социологических методов в рамках исследования нашли применение анализ документальных источников, метод вторичного и первичного анализа эмпирических данных, анкетирование.
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
.1 Коррупция как социально-политическое явление
Слово «коррупция» происходит от латинского «соrruptio», что означает «порча», «развращение».
На сегодняшний день нет единого толкования понятия коррупции. Понимание коррупции можно свести к таким подходам:
продажность государственного служащего;
злоупотребление служебным положением для собственных интересов;
использование должностных полномочий, статуса должности, а также ее авторитета для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц;
элемент организованной преступности.
Выделяют три аспекта коррупции:
политический, который выражается в проникновении лиц уголовного ориентация в структуры политической власти и использовании их возможностей для удовлетворения своих преступных потребностей;
социально-экономический, заключается в искажении (искривлении) коррумпированным госаппаратом социально-экономических решений государства, а также многочисленным случаям допуска криминальных элементов к экономическим рычагам управления, что характерно для современной России;
правовой, для которого характерно лоббирование интересов, торможение принятия необходимых законов и решений или принятия дающих возможность их неограниченного толкования и использования с уголовным целью.
Важным есть в теоретическом и практическом плане освещения вопроса о соотношении коррупции и организованной преступности, поскольку оно способствует методическому обеспечению формирования реальной стратегии противодействия каждом из этих социальных явлений. Коррупция является «одним из основных элементов организованной преступности». Связь между коррумпированными государственными служащими и организованными преступными группировками осуществляется через отношения, связанные с предоставлением различных квот, лицензий, разрешений, кредитов, земельных участков, субсидий, принятием нужных нормативных актов, лоббированием собственных интересов в органах управления и власти. Он проявляется, прежде всего. в форме защиты преступных группировок от социального контроля путем подкупа должностных лиц органов государственной власти, управления, контроля, правоохранительных органов, путем деления сфер влияния и т.д.
Признаки коррупции:
деяние, направленное на получение неправомерной выгоды как имущественного, так и неимущественного характера (в отличие от взятки). Обязательно наличие корыстной цели.
выгоды, материальные или нематериальные брага получаемые субъектом ответственности за коррупционные правонарушения незаконно.
действия или бездействие субъекта ответственности за коррупционные правонарушения направленные на нарушение требований нормативно-правовых актов, в которых определены круг прав и обязанностей лица определённой должности, с целью получения благ незаконным способом.
деяния, направленные на получение определенных благ с помощью использования служебных полномочий и связанных с этим возможностей, авторитета занимаемой должности, не связанные с выполнением лицом своих непосредственных должностных обязанностей.
действие или бездействие должностного лица направлены на получения благ, совершенное умышленно, при этом лицо, совершившее это правонарушения, сознавало противоправный характер своих поступков.
действия (бездействие) должностного лица государственного органа могут быть правомерными и не иметь вредных последствий.
действия должностного лица совершаются по договоренности или по согласию сторон.
наличие причинной связи между действиями и последствиями.
действия или бездействие субъекта правонарушения с признаками коррупции, не содержат состава преступления..
1.2 Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления
Анализируя последствия коррупции и причины ее возникновения, специалисты развитых стран иногда утверждают, что коррупция является частью культуры многих стран, что развиваются. Взяточничество оправдывается тем, что люди в отдельно взятой стране могут терпеливо относиться к уплате небольших сумм за предоставление официальных услуг (за предоставление разрешений, лицензий и др.). Но это не значит, что они одобряют такие действия, просто иногда это воспринимается как подарки. Но если подарок выходит за пределы традиционного гостеприимства, это вызывает беспокойство, поскольку искажается шкала человеческих ценностей и социальных традиций.
Можно назвать не один десяток факторов, обусловливающих распространение коррупционной деятельности в стране и низкую эффективность мер противодействия. Но, по мнению А. Кальмана, существует один фактор, который и обусловливает проявления всех других факторов. Это отсутствие жесткого социально-правового контроля над деятельностью должностных лиц и их ответственностью в условиях демократизации общественной жизни и перехода к рыночным отношениям.
Подытоживая, можно определить такие причины коррупции в системе органов государственной власти:
сращивания государственного аппарата с предпринимательскими и коммерческими структурами, формирование их деловых отношений вне правового поля;
отношение общественности к существованию коррупции и содействие ее развитию;
сложность правительственной структуры бюрократических процедур;
лоббирование принятия и изменения нормативно-правовых актов;
отсутствие надлежащего механизма осуществления ротации кадров;
низкий уровень оплаты труда и предоставления социальных услуг.
К экономическим причинам коррупции принадлежат и редкость, и ограниченность ресурсов, особенно таких экономических ресурсов, как земля и природные ископаемые. Проблема редкости позволяет в определенной степени обосновать дефицитность отдельных благ. Если государственные чиновники получают полновластие распоряжение любыми дефицитными благами, коррупция получает дополнительный стимул для развития.
Институциональными причинами коррупции является высокий уровень замкнутости в работе государственных органов; громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в процедуре законотворчества и ее высокая лоббистская составляющая; кадровая политика государства, базируется на принципах «кумовства», протекционизма, фаворитизму, семейственности, клановости.
Политические причины коррупции связаны с тем, что власть очень легко конвертировать в деньги, использовать полученные полномочия в частных, корпоративных или клановых интересах. Некоторые исследователи, анализируя причинно-следственные связи власти и коррупции, выделяют определенные политэкономические закономерности.
К социально-культурным причинам целесообразно отнести и национальную хозяйственную культуру и менталитет, что сложились исторически. Социально-культурными причинами коррупции является деморализации общества, недостаточная информированность и организованность граждан, пассивность относительно тех, кто имеет власть.
К негативным последствиям коррупции относятся [10, с.75]:
распространение теневой экономики, что приводит к снижению количества поступлений и уменьшение объема государственного бюджета;
девальвация ценностей социально-экономической формации и антидемократизации политической системы;
рост уровня криминализации общества;
увеличение процента «теневой» экономики;
часто нецелесообразно накопления антикоррупционного законодательства, которое дестабилизируют законодательную сферу и смежные сферы социума, непосредственно руководствуются нормативно-правовыми актами исследуемой отрасли;
взрывание авторитета правоохранительной системы и ослабление независимости судебной власти;
формирование неприемлемых, антигуманных ценностей общества, при которых коррупция и ее отдельные проявления становятся нормами менталитета;
ослабление политической воли для противодействия коррупции и коррумпирования собственно субъектов такой свободы.
Социальные последствия коррупции заключаются в том, что она нарушает существующий порядок вещей в обществе, искажает общественные отношения. Начиная с нарушения служебного долга, коррупция влечет за собой нарушение других общественных отношений: приводит к торможению и искажения социально-экономических реформ, углубляет социальное неравенство граждан, увеличивает социальную напряженность в обществе, нарушает принципы социальной справедливости, затрудняет доступ граждан в социальные фонды, препятствует пользованию ими, и тому подобное. [20, с.24]
В таком случае субъекты коррупции функционируют в неофициальной системе, в которой царит своя система ценностей, свои цели и средства их достижения, где отношения между людьми складываются не по официальным законам. Время, субъекты коррупции не могут существовать без официальной подсистемы. Последняя для них является обязательным условием установления коррумпированных отношений: для того, чтобы злоупотреблять властью, ее нужно иметь ‒ занимать соответствующую должность в органах государственной власти, быть наделенным определенными полномочиями, иметь возможность их официально использовать.
Политические последствия коррупции проявляются в том, что она: меняет сущность политической власти, снижает уровень ее легитимности как внутри государства, так и на международной арене, нарушает принципы ее формирования и функционирования, демократические основы общества и государства, подрывает политическую систему и т.д.
Экономические последствия коррупции проявляются в том, что она: подрывает экономическую систему государства, дискредитирует экономические реформы, нарушает основные принципы хозяйственной деятельности, препятствует поступлению внутренних и внешних инвестиций, является причиной финансовых кризисов и т.д.
Морально-психологические последствия коррупции проявляются в том, что она является мощным фактором деморализации общества, девальвации моральных ценностей, деформации индивидуальной и общественной психологии, уничтожает духовные и нравственные ценности, способствует распространению в обществе криминальной психологии и т.д..
Правовые последствия коррупции проявляются в распространении правовых принципов функционирования государства и его отдельных институтов, существенном ограничении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, грубом нарушении установленного законом порядка осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти и т.д.
Коррупция меняет сущность правоохранительной деятельности государственных органов, которые перестают выполнять функцию охраны прав и превращаются в инструмент расправы над невинными лицами или инструмент неправомерного удовлетворения личных или групповых интересов определенных лиц, в том числе самых должностных лиц указанных органов.
К последствиям коррупции международного характера могут быть отнесены: негативное влияние коррупции на имидж государства в мире, осложнения отношений с другими странами, международными организациями и всей международным сообществом, потеря государством международных позиций в экономической, политической и других сферах, и тому подобное.
Состояние коррупции в стране может быть использовано другими государствами, международными организациями для давления на политическое руководство страны при принятии тех или иных решений как внешнеполитического, так и внутриполитического характера[21, с.204]. То есть, политическое руководство страны в таких случаях попадает в политическую зависимость от руководителей тех стран или международных организаций, осведомлены о действительном состоянии коррупции или коррупционную деятельность отдельных руководителей высшего уровня государственной власти.
Подытоживая изложенное, следует констатировать, что коррупция как социальное явление присуще всем без исключения государствам мира, она ‒ неотъемлемый атрибут публичной власти. Ее социальную сущность характеризуют экономический, политический, правовой, морально-психологический и другие аспекты.
При этом особое место занимает политический аспект, поскольку коррупция как социальный феномен возникает в результате осуществления публичной власти.
1.3 Виды и формы политической коррупции
Коррупция приобретает различные формы: [12, с.75]
взяточничество;
вымогательство;
кумовство;
покровительство;
хищения государственных фондов;
незаконная расход поступлений;
злоупотребление властью и т.д.
Взяточничеством называют платежи, которые требуют должностные лица, или предоставляемые им представителями частного бизнеса с целью получения в обмен на это преимуществ, таких как государственные контракты, льготы, снижены налоги, лицензии или решения юридических вопросов.
К видам коррупции принадлежит также хищения государственных фондов должностными лицами, на которых возложено управление этими фондами, и манипуляция или нарушения законов о выборах в отношении финансов, выделенных на избирательную компанию, и организацию голосования.
Некоторые различает коррупцию «подмазки» ‒ когда деньги дают должностным лицам или требуются ними в обмен на выполнение ими своих законных обязанностей, от коррупции, когда такие взятки предоставляются или требуются в обмен на совершение незаконных действий. Другие дифференцируют виды коррупции в зависимости от того, на каком уровне, национальном или международном она возникает. [12, с.78]
Кроме того, различают «мелкую» коррупцию, которой занимаются низкооплачиваемые должностные лица, и «большую» коррупции, в которую вовлечены высокие должностные лица, и так воспользуются большими льготами.
Но «мелкая» коррупция, имеет совсем не мелкие последствия, поскольку она практически во всех составляющих жизни простых граждан, а значит, преследует области нас повседневно.
Согласно определенной типологии политической коррупции, выделяют два вида политической коррупции: [6, с.11]
как отвергнутое поведение:
политический патронаж - опека политиками определенных ими служебных лиц подчиненных структур, создание для них наиболее благоприятных условий в обмен на личную преданность и политическую поддержку;
«покупка голосов» ‒ осуществляется в ходе избирательных кампаний, применяется к фиксированным группам избирателей (подарки, вино, другие материальные ценности);
«общественное корыто» (pork barrel) ‒ буквально «бочка с салом» (деньги и материальные средства, выделяемые из казны местными властями для общественных потребностей с целью завоевания симпатий избирателей);
как преступление:
взятка как разовый акт (bribery);
подкуп, «покупка политика на длительный строк» (graft).
Политическая коррупция имеет две основные формы проявления ‒ в политике и с помощью политики.
Опасность и вредность политических последствий любых форм коррупции огромное: смещение целей политики от народа к олигархии, снижение доверия к власти, падение престижа и инвестиционной привлекательности страны в мире, искажения политической конкуренции, риск краха демократии.
2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
Уменьшить уровень коррупции до безопасного в России возможно лишь при условии изучения и осуществления зарубежного опыта борьбы с этим крайне негативным социальным явлением, в первую очередь успешно действующих в других странах политических, правовых и организационных механизмов преодоления коррупции. Выделение и изучение иностранных программ, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции, доказавшие на практике свою эффективность, представляет собой огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта, особенно при отсутствии собственного реально действующего механизма противодействия коррупции.
Проанализируем опыт стран, достигших определенного успеха в этой сфере:
В Израиле антикоррупционная политика осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера. Они занимаются исследованием возможных коррупционных точек, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. В Израиле, из-за значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует. Доведенных до суда коррупционных преступлений в Израиле не более 5%. [3, с.72]
Великобритания. Высокие стандарты гражданского поведения в Британии является результатом политических и законодательных мер, моральных изменений и эффективного социального контроля над государственными служащими. Эта страна имеет давние традиции борьбы с коррупцией. Система антикоррупционных механизмов здесь урегулирована на законодательном уровне. Первый закон о коррупции в государственных органах был принят еще в 1889 году, законы о предупреждении коррупции ‒ в 1906 и 1916 годах были реакцией общества на распространение этого социально-политического явления. В отличие от традиционных правовых принципов, эти законы требуют от должностных лиц доказывать свою невиновность.
Вторая особенность ‒ это очень высокая роль общественного мнения, она следит за динамикой негативных явлений в обществе. В основном общественные дебаты ведутся вокруг вопросов, связанных с лоббированием и покупкой политического влияния, проблем, созданных изменением границ частной и государственной собственности, моральным климатом, взяточничеством, злоупотреблениями служащих местных органов власти, полиции, таможенной службы и т.п.
Непосредственно коррупционные процессы в Великобритании отслеживает так называемый Комитет Нолана, который был основан в октябре 1994 года. Его усилия сосредоточены на членах парламента, которые работают консультантами фирм, стремящихся влиять на государственную политику; бывших министров и других должностных лиц, работающих в тех отраслях индустрии, регулированием которых перед тем занимались в правительстве. По результатам работы Комитета, палата общин парламента решила назначить парламентского директора стандартов, запретить протекцию и разгласить посторонние заработки членов парламента. [3, с.72]
В основу борьбы с коррупцией в Германии возложена задача уничтожения материальной, прежде базы преступных группировок. Это достигается двумя путями: конфискационным (конфискация имущества) и созданием надлежащей правовой базы для предотвращения «отмывания» «грязных» денег. Особо следует выделить обязанность банковских учреждений предоставлять правоохранительным органам информацию об операциях с деньгами в размере более 20 тыс. немецких марок при условии, что эта информация будет использована исключительно для расследования. Законом закреплено правило: если гражданин делает взнос в банк в размере более 50 тыс. немецких марок, он обязан предъявить удостоверение личности.
Генеральная линия германского правительства в сфере предотвращения коррупции заключается в том, чтобы в результате законодательных, организационных, кадровых и других мероприятий невозможным злоупотребление государственным служащим своим должностным положением.
Среди антикоррупционных механизмов, которые вводятся в Германии, следует назвать намерение создать реестр коррумпированных фирм. В данном случае Германия идет путем зарубежного опыта, в частности израильского. Его суть заключается в том, что фирма, которая включена да такого реестра, лишается права выполнять любые государственные заказы, становится объектом более пристального внимания со стороны правоохранительных органов. [3, с.73]
Сингапур. Антикоррупционная политика поражает своими успехами. Ее центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией ‒ Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующие органы для принятия необходимых мер.
Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность лица осуществления коррумпированных действий». [23, с.52]
Японский опыт борьбы с коррупцией доказывает, что отсутствие единого кодифицированного акта, направленного на борьбу с коррупцией, не препятствует эффективному решению проблемы.
Как и в Сингапуре, японский законодатель устанавливает строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и других политических организаций, вводит жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, устанавливает строгий порядок финансовой отчетности. Нарушение положений закона влечет применение санкций.
В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским государственным служащим гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание японский законодатель уделяет этическому поведению политиков и служащих.
США. Накоплен практически наибольший опыт борьбы с коррупцией. Организованная преступность здесь впервые стала предметом обсуждения на «высоком уровне» еще в 1929 году, когда ее изучением занималась так называемая «Комиссия Цикершема». С тех пор эта проблема находится в центре внимания комиссий, комитетов и подкомитетов, которые создавались по решению конгресса или президента.
Важным организационным мероприятием, осуществленным правительством США, было создание в июне 1970г. «Национального совета по борьбе с организованной преступностью», главной задачей которой является разработка общенациональной программы действий. Руководящую роль в деятельности по борьбе с организованной преступностью играет Министерство юстиции США, которое разрабатывает национальную стратегию борьбы с преступностью в стране и осуществляет методическое руководство этой работой. Главным подразделением Министерства юстиции, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). [23, с.54]
Наверное, наиболее эффективной является система политических и правовых механизмов борьбы с коррупцией Итальянской Республики, где над решением этой проблемы тесно взаимодействуют общественные организации и государственные учреждения.
Парламент этой страны учредил специальную Генеральную Совет по борьбе с организованной преступностью. Наряду с Генеральным Советом основаны окружные управления по борьбе с организованной преступностью и мафией и отдельно ‒ Государственное управление по борьбе с мафией.
В задачи данного коллегиального органа входят:
разработка стратегии по борьбе с организованной преступностью и целеполагания для каждого полицейского формирования отдельно;
рационализация ресурсов и средств, отведенных для организации борьбы с организованной преступностью;
периодическая проверка достигнутых результатов в их связи с установленными направлениями деятельности и, если необходимо, принятия соответствующих директив, направленных на устранение недостатков или неэффективных действий.
Причем вся эта деятельность открыта для политических партий, объединений граждан, средств массовой информации. Указанное управление предоставляет возможность для участия в работе институтам социального контроля.
Существует довольно распространенное мнение, что коррупцию можно победить с помощью сильного государства, диктатуры, репрессий. Однако опыт Китая, где показательные расстрелы чиновников, проворовавшихся, давно стали «делом обычным», подтверждает обратное.
Демократический режим хотя и не гарантирует свободу от коррупции вообще и взяточничества, в частности, но, по крайней мере, обеспечивает больше возможностей для борьбы с ней. Во-первых, конкуренция партий разоблачает коррупцию правящей верхушки. Во-вторых, свобода слова позволяет прессе контролировать государственных служащих. Гражданское общество, как институт присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Успешно подобные органы функционируют в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване.
Ярким примером «культуры прозрачности» является Южная Корея. Так с 1999 г. в Сеуле действует программа «OPEN» ‒ система контроля над рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ. Программа является показателем реализованной политической воли на борьбу с коррупцией.
Итак, как видно, за рубежом антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала правовых средств борьбы (не только уголовно-правовых) и с акцентом на предупреждение.
Проведенный анализ особенностей борьбы с коррупционными преступлениями в Японии, Сингапуре, Южной Корее, Италии, США и других странах позволяет сформировать представление об основах передовой национальной антикоррупционной стратегии, развитие которой необходимо в сегодняшней России.
2.2 Антикоррупционная политика Российской федерации
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, реализацией такой задачи, как мониторинг коррупции.
проведение единой государственной политики в сфере противодействия коррупции;
создание механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля над их деятельностью;
введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и разрешений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение независимости средств массовой информации;
неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также другим негосударственным организациям;
сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Акты по вопросам противодействия, какие имеют прямые или косвенные поручения, полномочия, меры по организации антикоррупционной работы в федеральном органе:
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействия коррупции»;
Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О Комиссии по соблюдению требований к служебным поведением федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов»;
Распоряжение Президента РФ от 29.06.2010 № 435-рп « Об организации в 2010 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции»;
Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национального плану противодействия коррупции на 2010-2011 годы»;
Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 396 «О внесение изменений в состав Совета при Президенте РФ по противодействия коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815»;
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействия коррупции»;
Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О противодействия коррупции»»;
Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятие федерального закона « О противодействия коррупции»;
Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействия коррупции».
3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
.1 Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления
В 2011 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.).
В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел - в сфере образования и науки, 302 дела - в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.
Уголовные дела возбуждены в отношении 4 действующих и бывших заместителей губернаторов, 4 депутатов региональных законодательных собраний, 16 министров и их заместителей, а также 13 заместителей руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации.
Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России, Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа - отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля над сделками, проводимыми через банки.
Следует отметить, что при осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода), механизмы шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.
Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.
Эксперты отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в России уровень коррупции в последние три года вырос. Так считают более 47% россиян, почти 30% из них заявили, что уровень коррупции повысился значительно.
Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы - полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности. Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.
Начиная с 2008 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.
Особую значимость имеет Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=82959;fld=134> от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Эта деятельность включает в себя меры:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.
Тем не менее, эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном законодательстве. Среди них:
множественность, обилие и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией;
малозначительность нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией;
отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;
рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;
малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами;
второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции в борьбе с коррупцией;
отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;
существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.
В Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.
. Стратегией предопределено оперативное приведение:
правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных;
правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;
муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
. Признано необходимым обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
. Подтверждено, что средства массовой информации должны быть независимыми. Им следует оказывать содействие в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования антикоррупционной правовой культуры в обществе и вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества необходимо широкое и объективное информирование общества именно через СМИ.
. Органам государства предписано активнее вовлекать в работу по противодействию коррупции политические партии, общественные объединения и другие институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает:
создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
организацию общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.
3.2 Возможные стратегии противодействия коррупции в России
Принятие антикоррупционной стратегии является одним из приоритетов государства для создания действенной системы предотвращения коррупции, определение основных направлений деятельности государства на долгосрочную перспективу, разработка комплексных мер по противодействию этому явлению, выявление и преодоление ее социальных предпосылок и последствий.
Положительные результаты противодействия коррупции заключаются в уменьшении ее размера, ограничении сфер ее распространения; изменении характера коррупционных проявлений, ограничении влияния коррупции на экономические, политические, правовые и другие социальные процессы; увеличении риска наступления негативных последствий для лица, которое вступает в коррупционные отношения.
При формировании антикоррупционной стратегии должны учитываться:
состояние развития гражданского общества,
общекультурный и образовательный уровень,
экономическое и геополитическое положение,
особенности ментальности,
развития институтов государства и гражданского контроля.
Современная динамика общественных процессов обусловливает необходимость создания эффективной системы противодействия коррупции, способной обеспечить прогресс общества и государства на пути к сообществу развитых демократических стран.
Приоритетными задачами государственной антикоррупционной политики должны стать:
. Продолжение реформирования государственных институтов и политической системы в направлении утверждения демократии и европейских ценностей, свободы слова, развития гражданского общества.
Особого внимания требует проблема формирования основ и действенных механизмов коммуникации и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в стране на этапе внедрения административной реформы.
. Достижения защищенности общества от влияния коррупции путем преодоления как объективных, так и искусственных противоречий в действующем законодательстве, построении государственного аппарата на основе безусловного соблюдения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Достижение этой задачи должно обеспечиваться надлежащим уровнем подготовки нормативно-правовых актов, анализом действующих нормативно-правовых актов с целью выявления противоречий и их устранению.
. Введение антикоррупционного образования и информированности.
Важным социальным аспектом предотвращения коррупции является формирование сознания граждан негативного отношения к коррупции и усиления их антикоррупционной мотивации.
Достижение этой цели предусматривает постановку и выполнение, в частности таких задач, как:
) воспитание у граждан высоких нравственных ценностей;
) повышение уровня правового сознания населения, особенно в части знания гражданами своих прав и свобод, механизма их реализации и правовых способов защиты, являющегося обеспечением конституционного права граждан знать свои права и обязанности, а также реализовывать или выполнять их;
) знание должностными лицами органов государственной власти и органов самоуправления ‒ своих полномочий и правовых последствий злоупотребления ими;
) выработка стойкой психологической установки по позитивности правомерного образа жизни;
) создание атмосферы общественной нетерпимости к коррупционным формам поведения и общественного осуждения лиц, совершивших коррупционные деяния;
) преодоление пассивности общества по противодействию коррупции как угрозы национальной безопасности, реальной угрозы каждому члену общества и привлечения широких слоев населения к активному участию в антикоррупционной деятельности.
Для этого следует распространять среди различных социальных, возрастных, образовательных, культурных слоев идею нетерпимости к проявлениям коррупции, преимуществ правомерного поведения, непосредственной зависимости успеваемости каждого гражданина от уровня личной правосознания.
. Реформирование институтов правоохранительного сектора с целью обеспечения их готовности к выполнению задач противодействия коррупции и организованной преступности в государстве, повышение эффективности деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности.
Совершенствование системы управления правоохранительной системой должно осуществляться путем:
а) приведения законодательства по вопросам антикоррупционной политики в соответствие с Конституцией Украины, гармонизация его с соответствующим европейским законодательством;
б) законодательного уточнения задач и функций субъектов борьбы с коррупцией;
в) повышение эффективности планирования, координации и контроля за деятельностью субъектов обеспечения противодействия коррупции и их ответственности путем: уточнение и четкого разграничения задач и сфер ответственности субъектов обеспечения за противодействия коррупции; усиления прогностической функции управления правоохранительной системой в сфере реализации антикоррупционной политики; активизации механизмов координации и контроля деятельности органов исполнительной власти по реформированию правоохранительной системы государства.
. Одним из путей повышения эффективности противодействия коррупции правоохранительными средствами является институциональная реформа органов, осуществляющих дознание, досудебное следствие и уголовное преследование по делам о коррупционных преступлениях.
Это может быть достигнуто путем создания в системе уголовной юстиции специализированного института, что будет уполномочен вести следствие по делам о коррупции и координировать деятельность других правоохранительных органов в этой сфере деятельности.
. Ускорение реализации судебной реформы в направлении становления системы судоустройства и судопроизводства, которая будет функционировать на принципах верховенства права в соответствии с европейскими стандартами, и гарантировать право человека на справедливый суд.
. Совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества.
Достижения задачи видится путем улучшения реализации права граждан на доступ к официальной информации.
Совершенствование законодательства о доступе к публичной информации должно происходить путем принятия отдельного процедурного Закона о доступе к публичной информации, который должен обеспечить прозрачность и открытость субъектов властных полномочий и создание механизмов реализации, права каждого на доступ к публичной информации.
Реализация стратегии должна осуществляться в направлениях:
) совершенствование антикоррупционного законодательства;
) обеспечение соответствующими интеллектуально-кадровыми, финансовыми, материально-техническими, информационными и другими необходимыми ресурсами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результатами проведенного исследования являются следующие вводы:
Слово «коррупция» происходит от латинского «соrruptio», что означает «порча», «развращение».
можно определить такие причины коррупции в системе органов государственной власти:
сращивания государственного аппарата с предпринимательскими и коммерческими структурами, формирование их деловых отношений вне правового поля;
отношение общественности к существованию коррупции и содействие ее развитию;
сложность правительственной структуры бюрократических процедур;
лоббирование принятия и изменения нормативно-правовых актов;
отсутствие надлежащего механизма осуществления ротации кадров;
низкий уровень оплаты труда и предоставления социальных услуг.
организованность граждан, пассивность относительно тех, кто имеет власть.
Коррупция как социальное явление присуще всем без исключения государствам мира, она ‒ неотъемлемый атрибут публичной власти. Ее социальную сущность характеризуют экономический, политический, правовой, морально-психологический и другие аспекты. При этом особое место занимает политический аспект, поскольку коррупция как социальный феномен возникает в результате осуществления публичной власти.
Коррупция приобретает различные формы:
взяточничество;
вымогательство;
кумовство;
покровительство;
хищения государственных фондов;
незаконная расход поступлений;
злоупотребление властью и т.д.
Уменьшить уровень коррупции до безопасного в России возможно лишь при условии изучения и осуществления зарубежного опыта борьбы с этим крайне негативным социальным явлением, в первую очередь успешно действующих в других странах политических, правовых и организационных механизмов преодоления коррупции.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, реализацией такой задачи, как мониторинг коррупции.
Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.
Принятие антикоррупционной стратегии является одним из приоритетов государства для создания действенной системы предотвращения коррупции, определение основных направлений деятельности государства на долгосрочную перспективу, разработка комплексных мер по противодействию этому явлению, выявление и преодоление ее социальных предпосылок и последствий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андерсен Джеймс Х. Борьба с коррупцией в переходной период. Кто добивается успехов и почему? / Джеймс Х. Андерсен, Шерли В. Грей. - Нью-Йорк: Всемирный банк, 2006. - 453 с.
2.Астанин В.В. Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском законодательстве / В.В. Астанин // Российский юридический журнал, 2008. ‒ № 4 (июль-август). ‒ С. 81-83. (Государствоведение и политология).
.Ахметова Н.А. Международный опыт противодействия коррупции / Н.А. Ахметова // Власть, 2009. ‒ № 12. ‒ С. 72-74. ‒ (Безопасность и общество).
.Балакшин В. «Мелочи», препятствующие борьбе с коррупцией / В. Балакшин // Законность, 2008. ‒ № 11. ‒ С. 2-8. ‒ ISS№ 0869-4486.
.Бахин В.П. Материалы к изучению практики борьбы с преступностью [Текст] / В.П. Бахин, Н.С. Карпов. ‒ Киев: [Изд-во Семенко Сергея], 2007. ‒ 487 с.
.Гуреев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? / С. Гуреев // Вопросы экономики. - № 1. - 2011. - С. 11-18.
.Егорова Н. О национальном плане противодействия коррупции / Наталья Егорова // Уголовное право, 2008. ‒ № 6. ‒ С. 88-93. ‒ (Борьба с преступностью).
.Зорин Г.А. Криминалистическая характеристика транснациональных преступных групп / Г. А. Зорин, О.В. Танкевич. ‒ Гродно: Негос. ин-т современных знаний, 2007. ‒ 104 с.
.Киселев И.А. Актуальные вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации / И.А. Киселев, В.И. Михайлов // Следователь, 2010. ‒ № 2. ‒ С. 37-42.
.Коваль А. Государственная политика в области противодействия коррупции / А. Коваль // Законность, 2010. ‒ № 10. ‒ С. 43-47.
.Лысков А.Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты / обзор подгот. А.Г. Лысков // Российский юридический журнал, 2008. ‒ № 4 (июль-август). ‒ С. 75-80.
.Медведев Д.А. Вступительное слово Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Совета законодателей, посвященному борьбе с коррупцией [Текст] / Д.А. Медведев // Следователь, 2010. ‒ № 8. ‒ С. 2-3.
.Найденко В.И. Правовые средства противодействия коррупции как фактору, способствующему распространению этнонационального экстремизма в РФ / В.И. Найденко // Журнал российского права, 2009. ‒ № 6. ‒ С. 23-30.
.Наумов А. Новое антикоррупционное законодательство: многое упущено //Уголовное право, 2009. ‒ № 2. ‒ С. 100-104.
.Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Комковой Г.Н.‒ М.: ДМК Пресс, 2009. ‒ 384 с.
.Ромашина Е.В. Правовой механизм противодействия коррупции в Советской России / Ромашина Е.В. // История государства и права, 2010. ‒ №17. ‒ С. 42-44.
.Сараев Н.В. О Некоторых вопросах применения законодательства России в противодействие коррупции / Н.В. Сараев // Административное и муниципальное право, 2010.‒ № 6.‒ С. 76-79.
.Сафонов Ю. Противодействие коррупции / Ю. Сафонов // Законность, 2008. ‒ № 6. ‒ С. 24-25.
.Скобликов П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России [Текст] / П.А. Скобликов. ‒ М.: Норма, 2008. ‒ 271 с.
.Стрельников К.А. Вопросы реализации Федерального закона «О противодействия коррупции» / К.А. Стрельников // Юридический мир, 2009.‒ № 3.
.Хлонова Н.В. Международный мониторинг коррупции / Н.В. Хлонова // Международное право и международные организации. - № 1. - 2010. - С. 52-54.
.Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ 2008. ‒ № 52 (ч. 1).‒ ст. 6228.
.Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственное Гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004.‒ № 31.‒ Ст. 3215.
.Цирин, А.М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти / А.М. Цирин // Журнал российского права, 2009. ‒ № 3. ‒ С. 28-34.
.Чаннов С.Е. Предоставление сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей как антикоррупционный механизм / С.Е. Чаннов // Российская юстиция. 2009. № 4.