Расчёт себестоимости, прибыли и рентабельности производства устройства программатора микроконтроллеров AVR
Московский
департамент образования
Государственное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
Колледж
автоматизации и радиоэлектроники №27 им. П.М. Вострухина
Цикловая
(предметная) комиссия: Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Курсовой
проект
По
дисциплине: Экономика отрасли
на тему:
Расчёт
себестоимости, прибыли и рентабельности производства устройства программатора
микроконтроллеров AVR
Студент Юдин
В.В.
Группа
06АТ0ВМ-2
Руководитель
Лукацкая Н.И.
Содержание
Введение
.
Организационная часть
.1
Планирование сборочно-монтажного участка
.2
Организация материально-технического снабжения
.3
Организация технического контроля
.4
Организация ремонтного хозяйства
.5
Организация транспортного хозяйства
.
Расчётная часть
.1
Расчёт нормы штучного времени на сборочно-монтажные работы
.2
Расчёт основных параметров поточной линии
.3
Расчёт численности рабочих на участке производства
.4
Расчёт заделов на поточной линии
Расчёт
себестоимости платы
.1
Расчёт затрат на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
.2
Расчёт затрат на основные материалы (припой, канифоль спирт)
.3
Расчёт прямой заработной платы производственных рабочих
.4
Расчёт фонда заработной платы и отчислений на социальное страхование
.
Технико-экономические показатели проектируемого участка
.
Ценообразование
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В современной быстро меняющейся обстановке
перехода к рынку, управления предприятием, необходимо постоянно проводить
анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и
принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из
ряда показателей, одним из которых является себестоимость.
Себестоимость характеризуется затратой
предприятия на производство и реализацию продукции, а также является важнейшим
качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень
использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в
распоряжении предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки
выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение
рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществление
внутрипроизводственного хозрасчёта; выявления резервов снижения себестоимости
продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в
масштабах страны; расчёта экономической эффективности внедрения новой техники,
технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о
производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими
затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от
того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Снижение
себестоимости продукции означает экономию труда и является важнейшим фактором
повышения эффективности производства, роста накоплений. Чем больше
себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между
ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли
необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость.
Сравнение плановой и фактической себестоимости
позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и
рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов.
Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации
производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или
аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и
сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно,
необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же
себестоимость.
В курсовой работе необходимо рассчитать
себестоимость изделия, прибыль и рентабельность устройства программатора
микроконтроллеров AVR.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть вопросы организационной части
сборочного монтажного участка;
произвести расчёты норм штучного времени, а
также определить себестоимость изделия;
проанализировать технико-экономические
показатели проектируемого участка;
провести маркетинговые исследования по данному
виду продукции
Объектом исследования будет являться участок по
сборке изделия программатора микроконтроллеров AVR.,
а предметом изделия технико-экономические показатели.
1. Организационная часть
.1 Планировка сборочно-монтажного участка
Сборочно-монтажное производство - это типичная
для предприятий технология производства, занимающихся изготовлением электронных
приборов от входного контроля покупных материалов и радиоэлектронных
компонентов до выходного контроля с соответствующим высокоточным испытательным
и контрольно-измерительным оборудованием, включая механические испытания с
большим диапазоном перегрузок.
На предприятии выполняются все виды технологий по
электромонтажу и сборке электронных устройств в различных конструктивных
исполнениях (стоечные, блочные, на печатных платах и др.), в том числе
различные способы герметизации, влагозащиты электрического монтажа, заливке
компаундами, микросварке, микропайке, изготовлению моточных изделий
(трансформаторы индуктивности и др.), изготовлению кабелей, жгутов и т.д. В
сборочно-монтажном производстве имеется достаточное количество средств, чтобы
обеспечить наилучшее качество выпускаемой продукции. Применяются различные
паяльные станции, термопечи для пайки. Имеется оборудование для
программирования и электротермотренировки изделий. Могут применятся современные
сушильные шкафы во взрывозащищенном исполнении для качественной сушки
отлакированных печатных узлов, новые намоточные станки и установки для
механизированной подготовки проводов к монтажу.
Необходимо проводить регулировку и контроль
качества составных частей изделий и комплексов. Обычно этот процесс
осуществляется на стендах, разработанных специалистами и изготовленных
работниками опытного производства. Качество произведенной продукции в
значительной мере обеспечивается наличием испытательного оборудования.
Специалисты испытательной лаборатории обеспечивают проведение механических,
климатических и др. видов испытаний на соответствие продукции требованиям
стандартов. Все собранные платы проходят оптический контроль на правильность
установки электронных компонентов: наличие, сдвиг, полярность, ориентация
микросхем, качество пайки. Всё это необходимо для дальнейшей эксплуатации
изделия.
.2 Организация материально-технического
снабжения
Для того чтобы обеспечить предприятие
(объединение) необходимыми ему материалами в соответствии с выявленной
потребностью, организуется материально-техническое снабжение предприятия.
Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС (ОМТС). Его
задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и
технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этой потребности,
организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении
контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и
содействия в их экономии. Основные функции ОМТС:
разработка нормативов запасов материальных
ресурсов;
планирование потребности в материальных ресурсах
и в увязка ее с планом производства и нормативами запасов;
поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и
выбор поставщиков по критериям качества поставляемых материалов, надежности
поставщиков, цен, условий платежей и поставок, транспортно- заготовительных
расходов и т.д.;
заключение договоров на поставки;
организация работ по доставке материальных
ресурсов, контроль и оперативное регулирование выполнения договоров поставок;
организация приемки, обработки и хранения
материальных ресурсов;
оперативное планирование и регулирование
обеспечения производства материальными ресурсами;
учет, контроль и анализ расходования
материальных ресурсов;
надзор за рациональным использованием материалов
в производстве.
От своевременного и комплектного обеспечения потребителей
материальными ресурсами зависят ритмичный выпуск продукции, рост
производительности труда, лучшее использование основных и оборотных фондов
предприятий. Оборотные фонды - это те средства производства, которые полностью
потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость
на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои
потребительные свойства. В состав оборотных фондов включаются:
) основные и вспомогательные материалы, топливо,
энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны;
) малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты
и запасные части для ремонта оборудования;
) незавершенное производство и полуфабрикаты
собственного изготовления;
) тара.
Важное значение имеет оптимальный выбор форм
снабжения - транзитной или складской. При больших объёмах потребления продукции
наиболее эффективной является транзитная форма снабжения, то есть поставка
соответствующих видов продукции потребителям непосредственно от
предприятий-изготовителей, минуя посреднические базы. При малых объёмах
потребления предпочтительна складская форма снабжения через базы и склады
снабженческо-сбытовых органов. В этом случае обеспечивается наилучшее
маневрирование материальными ресурсами. С этим связано решение задачи
оптимального размещения материальных запасов.
Одним из главных направлений совершенствования
управления процессом материально технического снабжения является развитие
экономически целесообразных прямых длительных хозяйственных связей между
предприятиями. Они создают более гибкие условия снабжения и сбыта, обеспечивают
требуемую ритмичность поставок продукции, повышают эффективность производства и
производительности труда, улучшают использование производственных фондов
предприятий-потребителей.
Важное значение имеет также расширение и
совершенствование оптовой торговли средствами производства через
территориальные снабженческо-сбытовые базы, склады и магазины. Оптовая торговля
включает продажу продукции, поставляемую по прямым хозяйственным связям, через
базы, склады, магазины территориальных органов снабжения, а также комиссионную
торговлю излишками, имеющимися у отдельных предприятий. Она позволяет создать
более гибкие условия для снабжения потребителей в соответствии с их заказами,
лучше выявить действительную потребность в материалах и изделиях предприятий и
организации как по объёму и ассортименту, так и во времени.
Укрепляется материально-техническая база органов
снабжения и сбыта путём строительства современного высокомеханизированного и
автоматизированного складского хозяйства, а также реконструкции и технического
оснащения действующих баз и складов. В управлении материально-технического
снабжения. широко применяются экономико-математические методы вычислительные
машины, внедряются автоматизированные системы управления по снабжению
отдельными видами продукции, а также по, управлению территориальными органами
снабжения, базами.
.3 Организация технического контроля
Технический контроль - это важнейшая часть
системы управления качеством продукции на предприятии. Представляет собой
проверку соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество
продукции установленным техническим требованиям. Включает проведение измерений,
экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью
калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными
требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих
характеристик. Осуществляется универсальными средствами измерения и лишь по его
типовым параметрам специальной контрольной оснасткой, которая по методике
измерения и конструкции должна быть строго идентична оснастке, применяемой
заводскими поставщиками. Техническому контролю присущи:
разнообразие объектов контроля и,
соответственно, контролируемых параметров, как по номенклатуре, так и по
значению и допускам;
большое число методов и средств контроля;
большие затраты на контроль.
В зависимости от объекта проверки различают:
контроль технической документации, контроль качества продукции, контроль
технологического процесса изготовления изделия, контроль средств технического
оснащения и, наконец, применительно к эксплуатации зданий, сооружений и
оборудования промышленных предприятий - контроль технической эксплуатации.
На предприятиях ответственность несёт персонал
технического контроля, он полностью отвечает за качество выпускаемой продукции
и ее соответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов,
конструкторской и технологической документации.
Достаточно большое внимание на предприятии
уделяется входному контролю, т. е. контролю деталей, узлов и агрегатов,
поступающих по кооперации с других предприятий, за это отвечает отдел
технического контроля (ОТК). Сотрудники технического контроля предприятия ведут
постоянную работу по учету, рассмотрению, анализу и изучению всех поступающих
от потребителей на завод рекламаций.
На предприятиях в основном применяются:
статистическое регулирование качества продукции в процессе производства,
приемочный статистический контроль готовой продукции, выборочный контроль,
контроль первой детали, статистические методы приемки оборудования на
технологическую точность.
Без технического контроля не обходится ни одно
предприятие, технический контроль должен выполнятся обязательно. Чем больше
найдётся ошибок при производственном процессе, тем больше вероятность выпуска
добротной продукции.
.4 Организация ремонтного хозяйства
Ремонтное хозяйство предприятия представляет
собой совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом
технического состояния технологического оборудования, надзором за его
состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по
замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению его
использования. Выполнение этих работ должно быть организовано с минимальными
простоем оборудования, в кратчайшие сроки и своевременно, качественно и с
минимальными затратами.
Организационная и производственная структура
ремонтных служб зависит от ряда факторов - типа и объемов производства, его
технологических характеристик, развития кооперирования при выполнении ремонтных
работ и др. В состав ремонтного хозяйства крупного предприятия входят
ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий и сооружений,
электроремонтный цех (или мастерская), выполняющий ремонт энергооборудования;
ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического и других видов
оборудования, изготовление сменных частей.
Главными функции ремонтной службы предприятия
являются:
паспортизация и аттестация оборудования;
разработка нормативов по уходу, надзору,
обслуживанию и ремонту оборудования;
планирование ППР (планово-предупредительных
ремонтов);
планирование потребности в запасных частях;
модернизация оборудования;
оперативное планирование и диспетчирование
сложных ремонтных работ;
организация работ по монтажу, демонтажу и
утилизации оборудования;
разработка проектно-технологической документации
на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования;
разработка технологических процессов ремонта и
их оснащения;
контроль качества ремонтов;
Задача ремонтной службы предприятия -
обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация,
изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры
эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение
затрат на его выполнение.
.5 Организация транспортного хозяйства
Задача транспортного хозяйства - осуществление
бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным
процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном
состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения
себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических
процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные
средства. К функциям транспортной службы предприятия относят следующие:
разработка нормативов, применяемых в
транспортной службе;
планирование потребностей во всех видах
транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
планирование потребности в запчастях и их
приобретения;
оперативное планирование и диспетчирование
обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
обеспечение производственных процессов
транспортными средствами;
организация осмотров и ремонта транспортных
средств;
организация безопасности движения;
организация приобретения новых транспортных
средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на
перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Структура транспортного хозяйства определяется
главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом
производства.
На предприятиях используют различные виды
транспортных средств:
по сфере обслуживания - средства межцехового и
внутрицехового транспорта;
в зависимости от назначения и места действия -
внешний (железнодорожный, автомобильный) и внутренний;
в зависимости от места перемещения грузов -
напольный (тележки, электрокары, аккумуляторные тягачи и т.п.) и подвесной
(электротали, конвейеры, кран-балки);
в зависимости от режима работы - транспортные
средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия
(автомашины, самоходные тележки и т.п.);
по направлениям движения - транспортные средства
для горизонтального (транспортеры, рольганги), вертикального (лифты, элеваторы
и т.п.) и смешанного перемещения (краны, канатные и монорельсовые дороги);
по уровню автоматизации - автоматические,
механизированные, ручные;
по виду перемещаемых грузов - транспортные
средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Способ транспортировки грузов может быть тарный
и бестарный
Тарный способ предусматривает транспортировку
грузов в специальной таре (тазы, контейнеры, ящики и т.п.), он обеспечивает
хорошую сохранность груза, позволяет сократить время на погрузку и разгрузку,
упрощает учет грузов в случае использования мерной тары.
Бестарный способ применяется для навалочных,
штучных, жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок,
не требует затрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае,
когда не возникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества.
Бестарный способ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных
устройств, но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации
операций транспортировки.
Техническая база транспортного хозяйства
определяется видом транспортных средств и их техническим состоянием,
приспособленностью к конкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации
транспортных работ.
Кроме транспортных средств заводы располагают
большой номенклатурой погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных
механизмов (механические лопаты, полиспасты, тали, домкраты, лебедки и т.п.).
Эти простейшие устройства механизируют самые трудоемкие транспортные работы,
обычно выполняемые грузчиками.
Планирование работы транспортного хозяйства
заключается в составлении годового (квартального) плана
производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по
месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план
перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных
средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат
и других показателей работы транспортного хозяйства.
Организация транспортных работ включает
организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки
(завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются
железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями
соответствующих ведомств. Работа транспорта на внутризаводских перевозках
определяется типом производства. К внутризаводскому относят, как правило,
транспорт внутри предприятий.
Транспортное хозяйство, без сомнения, является
очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать
материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и
отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация
работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. Приоритетным
направлением в развитии транспортного хозяйства является её механизация и
автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет
снизить расходы на содержание транспортного хозяйства и повысить
производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.
2. Расчетная часть
.1 Расчет нормы штучного времени на
сборочно-монтажные работы
Расчет нормы штучного времени производится по
формуле:
tшт. = tосн
+ tв + to6
+ tот
tшт. - норма
штучного времени
tосн. - время основного
процесса
tв. - время
вспомогательных процессов
to6. - время
обслуживания рабочего места
tот. - время на
отдых
Время основного и вспомогательного процессов
выражается, как операционное время:
tоп. = tосн.
+ tв
Величина времени на обслуживание рабочего места
и на отдых выражается в процентах к оперативному времени. На основе этого в
производстве существует коэффициент, учитывающий время на обслуживание рабочего
места и отдых: К=1.1
Соответственно:
tшт. = tоп
* К
tшг. = 1.1 * tоп
Расчет штучного времени для каждого элемента
схемы
а) Для резисторов tшт.
= 0,36 мин
б) Для кнопок tшт.
= 0,23 мин
в) Для кварцевого резонатора tшт.
= 0,38 мин
г) Для конденсаторов tшт.
= 0,38 мин
д) Для разъемов tшт.
= 0,23 мин
е) Для диодов tшт.
= 0,36 мин
ж) Для светодиодов tшт.
= 0,38 мин
Пайка элементов в схему производится поочередно
(для транзисторов, конденсаторов и т.д.) или линейно (для микросхем)
При толщине выводов до 1 мм (что соответствует
толщине выводов элементов данной схемы) время поочередной пайки tшт.
= 0,188 мин.
Таблица
1
№
п/п
|
Наименование
операции
|
Технологическая
оснастка
|
Количество
сборочных единиц
|
Норма
штучного времени, мин
|
|
|
|
|
На
единицу
|
На
изделие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Подготовка
конденсатора к пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки, монтажный нож
|
12
|
0,38
|
4,56
|
2
|
Пайка
конденсатора
|
Паяльник,
пинцет
|
12
|
0,188
|
2,256
|
3
|
Подготовка
резистора к пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки, монтажный нож
|
9
|
0,36
|
3,24
|
4
|
Пайка
резистора
|
Паяльник,
пинцет
|
9
|
0,188
|
1,692
|
5
|
Подготовка
кварцевого резонатора пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки, монтажный нож
|
1
|
0,38
|
0,38
|
6
|
Пайка
кварцевого резонатора
|
Паяльник,
пинцет
|
1
|
0,188
|
0,188
|
7
|
Подготовка
разъёмов к пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки, монтажный нож
|
5
|
0,23
|
1,15
|
8
|
Пайка
разъёмов
|
Паяльник,
пинцет
|
5
|
0,188
|
0,94
|
9
|
Подготовка
диода к пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки монтажный нож
|
1
|
0,36
|
0,36
|
10
|
Пайка
диода
|
Паяльник,
пинцет
|
1
|
0,188
|
0,188
|
11
|
Подготовка
светодиода к пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки, монтажный нож
|
3
|
0,38
|
1,14
|
12
|
Пайка
светодиода
|
Паяльник,
пинцет
|
3
|
0,188
|
0,564
|
13
|
Подготовка
кнопки
к
пайке
|
Плоскогубцы,
кусачки монтажный нож
|
1
|
0,23
|
0,23
|
14
|
Пайка
кнопки
|
Паяльник,
пинцет
|
1
|
0,188
|
0,188
|
15
|
Пайка
микросхемы DD1
|
Паяльник,
пинцет
|
1
|
0,94
|
0,94
|
16
|
Пайка
микросхемы DD2
|
Паяльник,
пинцет
|
1
|
2,632
|
2,632
|
17
|
Пайка
микросхемы DA1
|
Паяльник,
пинцет
|
1
|
0,282
|
0,282
|
18
|
Итого:
|
|
|
|
20,930
|
|
|
|
|
|
|
|
.2 Расчет основных параметров поточной линии
Основными параметрами поточной линии являются:
Такт потока - r,
Действительный фонд времени работы линии в
планируемый период - Fд,
Плановое задание на этот период времени - Nвып.
r = Fд
/ Nвып;
Для вычисления действительного фонда времени
применяется следующая формула:
Fд = (Dкалендарное
- (Dвыходное + Dпраздничное))
* Кcм * Тcм
* К;
где: D
- количество дней (календарных, выходных, праздничных),
Кcм
- количество рабочих смен,
Тcм
- время смены, мин,
К - коэффициент внутренних перерывов (1,04).
Подсчитываем входные данные для данной платы:
Nвып = 290000 шт.
Dкалендарное = 365
дней,
Dвыходное + Dпраздничное
=115 дней,
Ксм = 1,
Тcм
= 480 мин,
К =1,04.
Далее производим расчет действительного фонда
времени работы и такт потока
Fд = (Dкалендарное
- (Dвыходное + Dпраздничное))
* Кcм * Тcм
* К;
Fд =
(365-115)*1*480*1,04 = 124800 мин.
r = Fд
/ Nвып;
r = 124800/290000 =
0,430 мин.
.3 Расчет численности рабочих на участке
производства
Расчет численности работающих на участке
необходим для того, чтобы рассчитать заработную плату, количество рабочих мест,
коэффициент загрузки рабочего места и т.д.
Расчетное количество рабочих мест на каждой
операции поточной линии производится по формуле:
Wpi = tштi/
r;
где: Wpi
- расчетное количество рабочих мест на каждой операции поточной линии,
tшi
- норма штучного времени на операцию,
r - такт потока.
Чтобы найти принятое число рабочих мест (Wпрi)
необходимо округлить расчетное количество рабочих мест до ближайшего целого
числа.
Коэффициент загрузки рабочих мест рассчитывается
по формуле:
Кзагр = Wpi
/ Wпpi;
Для вычисления общего числа работающих на
участке используется формула:
Wл = ΣWпpi;
Производство печатной платы можно разделить на
два основных процесса:
1. Подготовка
элементов к пайке (tшi
= 4,08 мин),
2. Пайка
радиоэлементов (tшi=11,692
мин).
Далее производим необходимые расчеты:
Wpi
конденсатора 6,816/0,430 =15, 85 Wnpi=16
Кзагр = 0, 99
Wpi резистор -
4,932/0,430 = 11, 46Wnpi
= 12 Кзагр = 0, 95
Wpi диода=
0,548/0,430 =1, 27Wnpi
= 2 Кзагр = 0, 63
Wpi светодиода
= 1,704/0,430 = 3, 96Wnpi
= 4 Кзагр =0, 99
Wpi кварцевый
резонатор = 0,568/0,430 =1, 32 Wnpi
= 2 Кзагр = 0, 66
Wpi разъём = 2,
09/0,430 = 4, 86Wnpi
= 5 Кзагр = 0, 97
Wpi микросхема DD1
= 0, 94/0,430 = 2,186Wnpi
= 3 Кзагр = 0, 72
Wpi микросхема DD2
= 2,632/0,430 = 6, 12Wnpi
= 7 Кзагр = 0, 87
Wpi микросхема DA1
= 0,282/0,430 = 0, 65Wnpi
= 1 Кзагр = 0, 65л=52 чел.
Таблица
2
Расчет численности рабочих на участке
производства
№
п/п
|
Наименование
операции
|
tшт\мин
|
r, мин
|
Кол-во
рабочих мест
|
Кзагр
|
|
|
|
|
Wpacч
|
Wпр
|
|
1
|
Подготовка
к пайке и пайка конденсатора
|
6,816
|
0,832
|
15,85
|
16
|
0,99
|
2
|
Подготовка
к пайке и пайка резистора
|
4,932
|
0,832
|
11,46
|
12
|
0,95
|
3
|
Подготовка
к пайке и пайка диода
|
0,548
|
0,832
|
1,27
|
2
|
0,63
|
4
|
Подготовка
к пайке и пайка светодиода
|
1,704
|
0,832
|
4
|
0,99
|
5
|
Подготовка
к пайке и пайка кварцевого резонатора
|
0,56
|
0,832
|
1,32
|
2
|
0,66
|
6
|
Подготовка
к пайке и пайка разъема
|
2,09
|
0,832
|
4,
86
|
5
|
0,97
|
7
|
Пайка
микросхемы DD1
|
0,94
|
0,832
|
2,186
|
3
|
0,72
|
8
|
Пайка
микросхемы DD2
|
2,632
|
0,832
|
6,
12
|
7
|
0,87
|
9
|
Пайка
микросхемы
DA1
|
0,282
|
0,832
|
0,
65
|
1
|
0,65
|
|
Итого:
|
|
|
|
52
|
|
Расчет скорости движения конвейера. Расчет
скорости конвейера при непрерывном движении производится для настройки
конвейерной линии.
Скорость движения конвейера рассчитывается по
формуле:
V = l/r= (Wл-l)*l,5
+ lстрк
= (Wл -1)* 1,5
где: г - такт потока
l - расстояние между
центрами двух смежных рабочих мест, т.е. шаг конвейера. (1,5м)
L - длина конвейерал
- число рабочих мест на поточной линии
lст. - длина
конвейера до натяжной станции (4 м)
lрк - длина рабочей
части конвейера без учета длины до натяжной станции
Далее производим расчеты.
V= 1, 5/0,430 =
3,488
L = (52 - l)*1,5+
4 = 80,5 м
рк = (52 - 1)* 1,5 = 76,5 м
.4 Расчет заделов на поточной линии
Задел - это производственный запас заготовок или
составных частей изделия для обеспечения бесперебойного протекания
производственных процессов на поточных линиях.
Технологический задел - это детали, находящиеся
в процессе производства.
Zt = ΣWпрi
* ni, где
Zt - технологический задел
Wпрi
- количество рабочих мест на каждой операции
ni -
количество обрабатываемых одновременно на рабочем месте.
Zт=52*3=156
Транспортный задел состоит из деталей, которые
находятся в процессе перемещения между операциями и расположенных в
транспортных устройствах. При непрерывной транспортировки транспортный задел
рассчитывается по формуле:
Zip = 1рк * n
/V, где:
рк - длина рабочей части конвейера
Zip=76,5*3/3,488=65,79
Резервный, или страховой задел призван
нейтрализовать отрицательное влияние на ритмичность производства случайных
перебоев в работе оборудования и колебания размеров операционных партий,
связанных со случайным характером выхода изделий в брак и других причин.
Величина резервного задела определяется по опытным данным, полученных на основе
специальных исследований.
Zp = ΣТпереб
/ r
Тпереб - время возможного перебоя (30 мин)
Общий задел определяется по формуле:
Zобщ = Zt
+
Zтp
+ Zp;
Zтр=lpk*(L/V);
Zp=(30/r)*52;
Zтр = 76,5 *(80,5 /3,488) = 1765,55
Zp =
(30/0,430)*52= 3627,90
Zобщ = 156 +
1765,55+ 3627,90 = 5549,45
3. Расчёт себестоимости платы
.1 Расчёт затрат на покупные полуфабрикаты и
комплектующие изделия
Таблица
3
Наименование
п/ф и комплектующих изделий
|
Количество,
шт
|
Цена
за единицу, руб.
|
Стоимость
п/ф, используемых в изделии, руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Конденсаторы: К10-17Б
|
12
|
15
|
180
|
Кварцевый
резонатор:
ZQ1
|
1
|
10
|
10
|
Кнопка:
SB1
|
1
|
6
|
6
|
Резисторы: МЛТ
|
9
|
1,5
|
13,5
|
Разъёмы:
RS-232
AT ГРПП
|
|
|
|
Диод
1N400
|
1
|
3
|
3
|
Светодиоды:
5060-B54N6
|
3
|
4
|
12
|
Микросхемы:
DD1 MAX 232 DD2 ATmega16 DA1 7805
|
|
|
|
Плата:
|
1
|
50
|
50
|
Итого:
|
|
|
1179,5
|
.2 Расчет затрат на основные материалы
Прямыми затратами на производство являются
затраты, непосредственно связанные с выпуском изделия.
Косвенные затраты - это затраты, связанные с
работой цехов и предприятия в целом. Основными материалами в данном
технологическом процессе является припой, канифоль, спирт.
Количество потребляемых материалов определяется
количеством паек на плате, а также указанными ниже нормами:
Припой - 0,06 кг на 100 паек;
Канифоль - 0,015 кг на 100 паек;
Спирт- 0,03 кг на 100 паек.
Далее производим расчет количества припоя,
канифоля и спирта на печатную плату:
Припой = 0,06*124/100=0,07
Канифоль = 0,015*124/100=0,0186
Спирт = 0,03*124/100=0,03
Данные сводим в табл.4
Таблица
4
Наименование
материала
|
Единица
измерения
|
Количество,
кг
|
Цена
за единицу, руб
|
Стоимость
п/ф, используемых в изделии
|
Припой
|
кг
|
0,07
|
400
р.
|
28
р.
|
Канифоль
|
кг
|
0,01
|
120
р.
|
1,2
р.
|
Спирт
|
кг
|
0,03
|
50
р.
|
1,5
р.
|
.3 Расчет прямой заработной платы
производственных рабочих
Для выполнения сборочно-монтажных работ
требуются монтажники четвертого разряда
Расценка = tшт
* Ст / 60
где: Ст - часовая тарифная ставка (50 руб).
Результаты сводим в табл 5.
Таблица
5
Наименование
операции
|
Разряд
рабочего
|
Часовая
тарифная ставка
|
Норма
штучного времени, мин
|
Расценка
на штуку, руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Подготовка
конденсатора к пайке
|
4
|
50
|
4,56
|
3,8
|
Пайка
конденсатора
|
4
|
50
|
2,256
|
1,88
|
Подготовка
резистора к пайке
|
4
|
50
|
3,24
|
2,7
|
Пайка
резистора
|
4
|
50
|
1,692
|
1,41
|
Подготовка
кварцевого резонатора к пайке
|
4
|
50
|
0,38
|
0,31
|
Пайка
кварцевого резонатора
|
4
|
50
|
0,188
|
0,15
|
Подготовка
кнопок к пайке
|
4
|
50
|
0,23
|
0,19
|
Пайка
кнопок
|
4
|
50
|
0,188
|
0,15
|
Подготовка
разъёма к пайке
|
4
|
50
|
1,15
|
0,95
|
Пайка
разъёма
|
4
|
50
|
0,94
|
0,78
|
Подготовка
диода к пайке
|
4
|
50
|
0,36
|
0,3
|
Пайка
диода
|
4
|
50
|
0,188
|
0,15
|
Подготовка
светодиода к пайке
|
4
|
50
|
1,14
|
0,95
|
Пайка
светодиода
|
4
|
50
|
0,564
|
0,47
|
Пайка
ИМС DD1
|
4
|
50
|
0,94
|
0,78
|
Пайка
ИМС DD2
|
4
|
50
|
2,631
|
2,19
|
Пайка
DA1
|
4
|
50
|
0,282
|
0,235
|
Итого:
|
|
|
|
17,3
|
Заработная плата дополнительная, т е. за
неотработанное время по уважительным причинам (отпуск, короткий рабочий день
для несовершеннолетних) берется 12% от основной заработной платы (по данным
предприятия).
Заработная плата дополнительная = основная
заработная плата * 12%
Ф прямая= ∑Тсу.расценок
Ф доп.=17,3*0,12=2,076
Ф прямая=17,3
Ф прямая - основная заработная плата;
Ф доп - дополнительная заработная плата.
.4 Расчет фонда заработной платы и отчислений на
социальное страхование
ФОТ = з/п * N где:
ФОТ - фонд оплаты труда
з/п - заработная плата (основная +
дополнительная)
з/п=17,3+2,076=19,376
- годовая программа выпуска
ФОТ = 19,376 * 290000 = 5619040 руб.
Отчисления на социальное страхование (по данным
предприятия) составляет 38% единицы основной и дополнительной заработной платы.
Общехозяйственные расходы составляют 100% от
з/п.
Общепроизводственные расходы составляют 200% от
з/п.
Коммерческие расходы составляют 5% от
производственной себестоимости.
Полученные результаты записываем в табл.6.
Себестоимость изделия
Таблица
6
Наименование статей калькуляции
|
Затраты, руб.
|
Структура затрат, %
|
|
На изделие
|
На годовую программу выпуска
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Основные материалы
|
30,7
|
8903000
|
2,26%
|
2. Покупные изделия, п/ф
|
1179,5
|
342055000
|
87,02%
|
3. Основная з/п
|
17,3
|
5017000
|
1,27%
|
4. Дополнительная з/п
|
2,076
|
602040
|
0,15%
|
5. Отчисления на социальное страхование
|
7,354
|
2132660
|
0,54%
|
Итого прямые затраты
|
1236,92
|
358706800
|
91,2%
|
б. Общепроизводственные расходы
|
36,6
|
10614000
|
2,70%
|
7. Общехозяйственные расходы
|
17,3
|
5017000
|
1,27%
|
Итого производственная себестоимость
|
1290,82
|
374337800
|
95,2%
|
8. Коммерческие расходы
|
64,5
|
18705000
|
4,75%
|
Итого полная себестоимость
|
1355,32
|
393042800
|
100%
|
Основные материалы = стоимость п/ф припоя
+стоимость п/ф
канифоли +стоимость п/ф спирта
Основные материалы =28+1,2+1,5=30,7 рублей
Отчисления на социальное страхование
,3/100%= х/38%
х*100=17,3*38
х1=6,574
,076/100=х/38
х*100=2,076*38
х2=0,78
Отчисления на социальное страхование =
х1+х2=6,574+0,78=7,354
Общепроизводственные расходы
,3/100%=х/200%
х*100=3460
х=34,6
Коммерческие расходы
,82/100=х/5
х=64,5
Затраты на годовую программу выпуска = затраты
на изделие
*количество плат
Структура затрат = затраты на изделие / итого
полная
себестоимость*100%
4. Технико-экономические показатели проектируемого
участка
Площадь участка рассчитывается по формуле:
Площадь участка - норма площади на одного
человека (8-12 м2) * количество рабочих мест
Объем продукции с одного квадратного метра
рассчитывается по формуле:
Объем продукции с одного квадратного метра =
годовая программа выпуска / площадь участка
Объем продукции с одного кв. метра = 290000 /
520 = 557,69 шт.
Полученные данные заносим в табл.7
Расчет прибыли осуществляется по формуле:
П = Ц-С\Б
где, Ц - цена изделия
С\Б - полная себестоимость
Расчет цены изделия производится по формуле:
Ц=С\Б + Н где:
Н - наценка (25% от себестоимости)
Н = 1355,32*25%= 338,83
Ц = 338,83+1355,32= 1694,15
П= 1694,15-355,32=338,83
Далее рассчитываем рентабельность по формуле:
Р = П/ С\Б* 100%
Р = 338,83/1355,32*100%=25%
рентабельность схема программатор
микроконтроллер
5. Ценообразование
Ценообразование - процесс
формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы
ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе
взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное
ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках
затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства
и обращения.
Перед всеми коммерческими и
многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает
проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка
ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию
множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных
подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые
услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения
производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе
маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющим
маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон
деятельности компании, от уровня цен по многом зависят достигаемые коммерческие
результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое
воздействие на все функционирование фирмы.
Каждая фирма подходят к
проблемам ценообразования по-своему. В мелких фирмах цены обычно
устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами
ценообразования как правило занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь
высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен,
утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях,
где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая
промышленность, железные дороги, нефтяные компании и т.д.), фирмы зачастую
создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим
подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие
службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов,
бухгалтеры.
На решения руководства фирмы в
области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы.
Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишь приблизительными ориентирами
для определения цен на товары или услуги. Прежде чем установить окончательную
цену, фирма учитывает также степень государственного регулирования, уровень и
динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных
торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Независимо от того,
каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются
некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх
или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на
внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства
и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы). К внутренним критериям можно
отнести:
·
рекламу
(чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
·
специфику
производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальное качество,
тем цена выше);
·
особенности
производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального
производства имеет более высокую себестоимость; товары массового производства
имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
·
рыночную
стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
·
специфику
жизненного цикла продукции;
·
мобильность
производственного процесса;
·
длительность
продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
·
организацию
сервиса при продаже и в последующем периоде;
·
объем
рынка;
·
имидж
производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
К внешним критериям обычно
относят следующее:
·
политическая
стабильность страны - производителя и государств, где происходит сбыт продукции
фирмы;
·
отсутствие
на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных
финансовых);
·
характер
регулирования экономики государством;
·
уровень
и динамика инфляции;
·
объем
и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса;
·
наличие
и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.
Чего хочет добиться фирма,
формируя свою цену на конкретный товар или услугу? Наиболее распространенные
подходы в данной сфере таковы:
·
получить
в полной мере запланированную прибыль;
·
увеличить
объем продаж;
·
завоевать
более солидную долю рынка;
·
попытаться
добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;
·
ослабить
конкурентов;
·
сформировать
определенный имидж товара.
Основные этапы расчёта цены
Каждый товар имеет цену, но
далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно установить цену, по
которой оно хочет продавать свой товар. Если товары не дифференцированы, а
конкуренты многочисленны, предприятие не обладает рыночной силой и должно
принять цену, задаваемую рынком.
Еще недавно решения по ценам
принимались исходя из издержек и рентабельности. Кризисные годы экономических
преобразований в России изменили состояние дел: высокая инфляция, рост цен на
сырье, рост процентных ставок, обострение конкуренции, снижение покупательной
способности - все эти факторы усилили роль ценообразования.
В зависимости от особенностей
товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит,
для расчета цены могут быть использованы различные методы. Значительное влияние
на выбор метода расчета цены оказывает также степень новизны товара, наличие
дифференциации товара по качеству, стадия жизненного цикла товара. Расчет цены
на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности
экономиста по ценам.
1 этап. Постановка целей и
задач ценообразования. Цена товара выполняет исключительно важную для
предприятия функцию, которая состоит в получении (для фирмы) выручки от продажи
товаров. Руководство фирмы рассматривает цену как переменный фактор,
оказывающий прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру
производства, методы работы фирмы. Поэтому к практике ценообразования относятся
с чрезмерной осторожностью.
Рассчитывая цену, фирма должна
четко определить для себя, каких целей она хочет добиться с помощью устанавливаемой
цены на товар. Чем четче сформулирована цель, тем более правильно будет
установлена цена.
2 этап. Определение спроса. Как
известно, цена и спрос находятся в определенной зависимости. Цена может
увеличиться, когда спрос велик, и уменьшиться, когда он ослабевает, притом что
затраты на производство товара в обоих случаях останутся неизменными. Поэтому
фирма должна оценить эластичность спроса по цене, определить вероятное
количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определенного
времени по ценам разного уровня. Здесь важно помнить, что спрос определяет
максимальную цену, по которой фирма может продать свой товар.
3 этап. Оценка издержек
производства. Издержки производства определяют минимальную цену товара. Поэтому
на данном этапе фирма определяет постоянные, переменные, валовые издержки
производства при различных объемах выпуска. Все фирмы стремятся установить
такую цену, которая покрывала бы все издержки производства и обеспечивала бы
справедливую прибыль.
4 этап. Анализ цен и качества
товаров конкурентов. Если спрос определяет максимальную цену, издержки
производства - минимальную цену, то разница между ними и есть «поле игры» для
принятия решения об уровне цены. На этом «поле игры» изучают цену и качество
фирм-конкурентов. Только изучив цены и качество аналогичных изделий
конкурентов, фирма может более объективно определить положение своего товара по
отношению к товарам фирм-конкурентов. На основе аналитического сравнения своего
и чужого товара можно будет либо установить более высокую цену, чем у
конкурентов, или, наоборот, более низкую, спрогнозировать ценовую реакцию или
ответ конкурента на появление нового товара с соответствующей ценой.
5 этап. Выбор метода
ценообразования. Цену можно определять различными способами, каждый из которых
по-разному влияет на уровень цены. Поэтому фирмы стремятся выбрать такой метод,
который позволяет более правильно определить цену на конкретный товар.
6 этап. Расчет исходной цены.
На основе выбранного метода определяется возможный уровень цены.
7 этап. Учет дополнительных
факторов. Прежде чем определить окончательный уровень цены, фирма должна учесть
ряд дополнительных факторов, влияющих на уровень цены, проверить соблюдение
целей ценовой политики, учесть реакцию на уровень цены покупателей,
посредников, конкурентов, государства .
8 этап. Установление
окончательной цены. На этом этапе устанавливается окончательный уровень цены,
оформляются соответствующие документы.
Все методы ценообразования
могут быть объединены в три большие группы: затратные, рыночные и
эконометрические.
Известно, что ценовая политика
большинства российских предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и
получить некоторую нормальную прибыль (примерно 70% всех предприятий).
Некоторые стараются продать товар как можно дороже (примерно 9%).
При определении цены необходимо
учитывать различные методологические подходы, и, прежде всего, в цене должны
быть учтены интересы производителя и потребителя. Одни методы (прежде всего
затратные) учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои
затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая
цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю.
Методы Ценообразования
Затратные методы
ценообразования
Установление уровня цен в
условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой
оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель,
и издержками фирмы при его изготовлении. Поэтому определение цены должно основываться
в первую очередь на факторах, относящихся к спросу, то есть на оценке того,
сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. Значение
издержек при установлении цен не должно преувеличиваться. На практике, как
правило, фирма в первую очередь пытается установить, за какую цену она могла бы
продать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества
товара и т. п., а затем уже определять свои производственные, коммерческие и
административные затраты, соответствующие такой цене и изменяющиеся в
зависимости от конъюнктуры рынка.
Тем не менее, при исчислении
рыночной цены в настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:
·
метод,
основанный на определении полных издержек;
·
метод,
ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учитывающий совокупность всех
рыночных условий, особенно условий сбыта.
Суть метода, основанного на определении полных
издержек, состоит в суммировании совокупных издержек [переменные (прямые) плюс
постоянные (накладные) издержки] и прибыли, которую фирма рассчитывает
получить.
Метод полных затрат наиболее
распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для,
расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно
новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете
цен на товары понижен ой конкурентоспособности.
Более совершенным, но и более
сложным по сравнению с методом полных затрат является многофакторный подход к
ценообразованию, стремящийся учитывать целый комплекс условий, формирующих цену
(перечислен нами выше). Определенное внимание при этом уделяется и издержкам,
но не как основе цены, а как одному из факторов, ее определяющих.
Сущность метода прямых затрат
состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной
надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом,
не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой
цен реализации и переменными затратами на производство продукции.
Рыночный метод определения цен
и ценообразования
При подобном подходе к определению цены на свой
товар фирма исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает
ценность товара (услуги), беря в расчет основные и дополнительные (например,
психологические) преимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке.
Метод текущей цены
В тех случаях, когда затраты
трудноизмеримы, некоторые фирмы считают, что метод текущей цены, или цены,
обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного
оптимального решения предприятий данной отрасли промышленности. Использование
метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят
следовать за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках
однородных товаров, поскольку фирма, продающая однородные товары на рынке с
высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В
этих условиях главной задачей фирмы является контроль за издержками.
Метод «запечатанного конверта»,
или тендерного ценообразования
Этот метод используется в тех
отраслях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение
определенного контракта. При определении тендера исходят, прежде всего, из цен,
которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по
сравнению с ними уровне.
Однако если товар обладает
какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или
воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать
гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.
Для установления цен с учетом
спроса надо постоянно изучать рынок, исследовать зависимость между ценами и
спросом в виде функций спроса по цене, и коэффициентов эластичности спроса по
цене, анализировать данные предыдущих периодов, результаты эксперимента с
различными ценами, изучать предполагаемые ситуации по покупке товаров на рынке
или намерения к их покупке. При проведении эксперимента с ценами необходимо
учитывать, что, если на рынке появился товар с низкими ценами, внедрение на
рынок аналогичного по более высокой цене будет достаточно сложно.
Экономический метод определения
цен
Фирмы часто испытывают
необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая
не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий
параметрический ряд изделий.
Под параметрическим рядом
понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных
изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся
друг от друга значениями основных, технико-экономических параметров в
соответствии с выполняемыми производственных операциями.
Анализ производственных затрат
позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как
правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров.В связи
с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные
соотношения.
Существует ряд методов
построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских
свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили
название нормативно-параметрических. К их числу относят следующие методы:
удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.
Метод удельных показателей
используется для определения и анализа цен небольших групп продукции,
характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в
значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе
первоначально рассчитывается удельная цена Цуд:
Цуд= Цб /
Пб,
где Цб - цена
базисного изделия,
П6 - величина
параметра базисного изделия.
Затем рассчитывается цена
нового изделия Цн:
Цн = ЦудХПн,
где Пн - значение
основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Этот метод можно применять для
обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции,
имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне
несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия,
не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью
игнорирует спрос и предложение.
Метод регрессионного анализа
применяется для определения зависимости изменения цены от изменения
технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду,
построения и выравнивания ценностных соотношений:
Ц = f
(X1,
X2,…Xn)
где Х1,2…
n-
параметры изделия.
Количественная зависимость
между изменениями результативного (Ц) и факторных (Хi)
признаков находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут
быть получены различные уравнения регрессии: линейное:
(у=ао+),
степенное:
(у=aoxini),
параболическое:
(у=ao+)
и т.д.
Балловый метод. Состоит в том,
что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей
каждому параметру присваивается определённое число баллов, суммирование которых
даёт своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое
изделие при данном методе рассчитывается так:
1)
определяется
цена одного балла:
Ц=
2) определяется цена нового
изделия:
Цн=Ц/,
где Цб - цена базового
изделия-эталона;
Ббi - балловая
оценка i-го
параметра базового изделия;
БHi - балловая
оценка i-го
параметра нового изделия;
Ц/ - цена одного балла;
Vi - весомость
параметра.
Применение данного метода связано с
большим количеством субъективизма.
Метод агрегатный заключается в
суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в
параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на
сборку и нормативной прибыли.
Существуют также такие методы, как
метод издержки плюс, метод минимальных затрат, метод надбавки к цене, метод
целевого ценообразования, метод определения цены продажи на основе анализа
максимального пика убытков и прибылей.
Метод “издержки плюс”.
Данный метод предполагает расчет цены продажи
посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения
материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод
ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого
широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность
определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее
расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния
конкурентной борьбы.
Метод минимальных затрат
Метод предполагает установление цены на
минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной
продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные
и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно
определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму
минимальных затрат.
Продажа товара по цене, подсчитанной по такому
методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж и фирма ставит
своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.
Хорошие результаты могут быть достигнуты в том
случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расширению
сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов
сбыта
Метод надбавки к цене
Расчет цены продажи в этом случае связан с
умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на
определенный коэффициент добавочной стоимости по формуле:
Себестоимость единицы продукции = цена продажи *
(1 +
повышающий коэффициент).
Указанный коэффициент определяется делением
общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного
коэффициента делением общей суммы прибыли от продаж на цену продаж.
Метод целевого ценообразования
На основе этого метода рассчитывается
себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает
получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за
уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта,
используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом
влияния определенных факторов, после чего определяют цену продажи на единицу
продукции, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом
методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во
внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод
нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые
покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.
Поэтому столь важно определение цены с
ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Если дифференциация
соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается
возможным контролировать и регулировать цену продажи, определяя ее на уровне,
обеспечивающим получение максимально возможной прибыли для фирмы.
Метод определения цены продажи на
основе анализа максимального пика убытков и прибылей.
Метод определения цены продажи на основе анализа
максимального пика убытков и прибылей позволяет определить объем производства и
продаж, соответствующий тому случаю, когда общая сумма прибылей и общая сумма
затрат равны между собой. Данный способ применяется когда целью фирмы является
выявление цены, обеспечивающей возможность получить максимальную прибыль.
При использовании этого способа фирма
ориентируется на продажи одного и того же товара по различным ценам с тем,
чтобы на практике проверить, сколько же в реальности удастся продать.
Таким образом, в условиях рынка ценообразование
является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор
общей ориентации в ценообразовании, методов определения цен на новые и уже
выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации,
товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления
рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга. Установление цены -
один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую
деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции,
особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объем
совершаемых клиентом покупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми
составляющими маркетинга и фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные
коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает
долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
Заключение
Целью данного курсового проекта являлся расчет
себестоимости, прибыли и рентабельности устройства программатора
микроконтроллеров AVR с помощью расчетов основных технико-экономических
показателей.
Представленный в курсовой работе программатор
микроконтроллеров AVR это модификация программатора AVR ISP фирмы Atmel. По
сравнению со своим предыдущим аналогом, программатор имеет ряд преимуществ.
Актуальность данного устройства состоит в том,
что такое устройство обладает ремонтопригодностью, поскольку в схеме
используется распространенные серии микросхем и ЭРЭ. Конструкция позволяет
осуществлять лёгкий доступ к этим элементам во время ремонта и эксплуатации.
Используется устройство для программирования микроконтроллеров фирмы Atmel.
Объектом исследования данного курсового проекта
является схема устройства, а предметом исследования являются основные
технико-экономические показатели производства.
Главной задачей являлся расчет основных
технико-экономических показателей схемы программатора микроконтроллеров AVR,
зная объем производства, элементную базу и структурный состав самой схемы.
Необходимо было выяснить рентабельно ли производство данной схемы, по какой
цене устройство будет реализовываться на рынке, а также необходимо было
рассчитать количество рабочих и площадь помещения необходимого для производства
данного вида продукции.
В данной курсовой работе наглядно представлены
показатели при расчете себестоимости платы
Были подсчитаны следующие показатели:
Годовая программа выпуска - 290000 шт;
Трудоемкость изделия -20,930 мин;
Такт поточной линии - 0,430 мин;
Количество рабочих мест - 52 чел;
Разряд рабочих - 4;
Годовой фонд оплаты труда (ФОТ) - 5619040 руб;
Среднемесячная заработная плата рабочего -
9004,8 руб;
Производственная себестоимость изделия -
374337800руб;
Полная себестоимость изделия - 393042800 руб;
Производственная площадь участка - 520 м²;
Объем продукции с 1 квадратного метра площади
участка в год - 557,69 шт.
Данные для наглядности были сведены в таблицу.
Таблица
7
№
п/п
|
Наименование
|
Единица
измерения
|
Цифровые
характеристики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Годовая
программа выпуска
|
шт.
|
290000 шт.
|
2
|
Трудоемкость
изделия
|
мин.
|
20,930 мин.
|
3
|
Такт
поточной линии
|
мин.
|
0,430 мин.
|
4
|
Количество
рабочих мест
|
чел.
|
52 чел.
|
5
|
Разряд
рабочих
|
разряд
|
4
разряд
|
6
|
Годовой
фонд оплаты труда (ФОТ)
|
руб.
|
5619040 руб.
|
7
|
Среднемесячная
заработная плата
|
руб.
|
468253
руб.
|
8
|
рабочего
|
руб.
|
9004,8
руб.
|
9
|
Производственная
себестоимость
|
руб.
|
374337800 руб.
|
10
|
Полная
себестоимость
|
руб.
|
393042800руб.
|
11
|
Производственная
площадь участка
|
м2
|
520 м2
|
|
Объем
продукции с 1 квадратного метра
|
|
|
|
площади
участка в год
|
шт.
|
557,69 шт.
|
Литература
1. “Энциклопедия
малого бизнеса, Ценообразование” под редакцией А.Ю. Давыдова, Москва 1994 г.
2. "Организация,
планирование и управление предприятиями зелектронной промышленности" под
редакцией П.М. Стуколова., Москва 1998 г.
. "Экономика
предприятия" под редакцией Н.А. Сафронова. Москва 1999 г.
. “Два
универсальных программатора” - журнал Радио, 2006, №5 автор Хлюпин Н.
. “Преобразователь
интерфейса USB-RS-232
на микросхеме FT232 ВМ” -
Радио, 2005, №10 автор Хуртин И.
Приложение
) Схема электрическая принципиальная
1) График
загрузки
2) Поточная
линия