Стратегическое управление на примере магазина 'Сказочный мир'
Содержание
Введение
I. Общая характеристика магазина "Сказочный мир
1.1 Краткая характеристика магазина и история ее создания
1.2 Организационная структура и система управления персоналом магазина "Сказочный мир"
II. Управление маркетингом магазина "Сказочный мир
2.1 Характеристика рынка и место организации на нём
2.2 Структура и динамика ассортимента
2.3 Потребители (сегмент рынка)
III. Стратегическое управление магазина "Сказочный мир
3.1 Оценка конкурентоспособности организации на рынке
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Производственная практика - форма учебных занятий в организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм, занимающихся оптовой и/или розничной торговлей, а также посреднической деятельностью на потребительском рынке товаров и услуг.
Цель производственной практики заключается в закреплении, углублении, систематизации и адаптации комплекса теоретических знаний по вопросам и проблемам торгового менеджмента к деятельности конкретной торговой организации и приобретении практических навыков по организационно-управленческому, коммерческому, внешнеэкономическому, финансово-экономическому и другим направлениям управленческой деятельности.
Производственная практика делится на 2 направления:
Менеджмент (производственная практика менеджмента);
Экономика (производственная экономическая практика).
Пройденная мной производственная практика является практикой менеджмента.
Цель практики менеджмента - углубление профессиональных знаний и практических навыков обучающегося по выполнению конкретных функций управления оптовой и/или розничной торговой организацией.
Основными задачами практики менеджмента являются:
Овладение профессиональными навыками управленческой, маркетинговой, коммерческой, рекламной и других видов деятельности организации оптовой и/или розничной торговли (с учетом ее специализации и специфики ее деятельности);
Приобретение практических навыков по разработке вариантов управленческих решений (альтернатив) по основным направлениям деятельности организации оптовой и/или розничной торговли (с учетом ее специализации и специфики ее деятельности), выбору одного варианта из всех рассматриваемых и обоснованию оптимальности выбранного решения с учетом критериев оценки (привлекательности);
Приобретение практических навыков управления деятельностью структурных подразделений организации оптовой и/или розничной торговли (с учетом ее специализации и специфики ее деятельности).
Объект исследования - магазин "Сказочный мир, расположенный по адресу: г. Надым, ул. Заводская, ТЦ "Династия, торговое место 13.
Предмет исследования - система управления и управленческая деятельность магазина "Сказочный мир.
Магазин "Сказочный мир" как база практики в достаточной мере удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к объекту прохождения практики, а именно:
Соответствие специальности "Менеджмент организации;
Наличие совокупности управленческих подразделений, позволяющих изучить содержательную сторону менеджмента торговой организации.
I. Общая характеристика магазина "Сказочный мир
1.1 Краткая характеристика магазина и история ее создания
Магазин "Сказочный мир" образован в 2009 году, находится по адресу Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Заводская, ТЦ "Династия", торговое место 13.
Характеризуемый мной магазин детских игрушек "Сказочный мир" создан Индивидуальным предпринимателем Партаненко Денисом Валентиновичем. "Сказочный мир" представляет собой коммерческую организацию. Форма собственности частная. Основным видом деятельности магазина является предоставление большого ассортимента детских игрушек и принадлежностей: игрушки для новорожденных и малышей, погремушки, книги, роботы, человечки, куклы, домики, мягкие игрушки, настольные игры, конструкторы и многое другое.
Магазин "Сказочный мир" представляет игрушки для детей всех возрастов разных ценовых категорий, в том числе развивающие игрушки, ролевые - сюжетные игры, ворота безопасности, машинки и надувную продукцию от ведущих производителей из России, Польши, Германии, Дании, Голландии, Швейцарии, Китая.
Принципом отбора производителей является высокое качество товаров, их экологическая безопасность для детей, необычный дизайн, а также приемлемая цена товаров.
В настоящее время ассортимент товаров, предлагаемых компанией своим клиентам, довольно широк, но главной их особенностью является то, что все они соответствуют европейским стандартам по качеству и безопасности.
В нашем магазине можно найдете более 1500 игрушек на любой вкус и возраст. Большое внимание мы уделяем развивающим игрушкам.
стратегическое управление конкурентоспособность ассортимент
Для самых маленьких: музыкальные игрушки <#"center">1.2 Организационная структура и система управления персоналом магазина "Сказочный мир"
Высшим органом управления магазина является владелец магазина ИП Д.В. Партаненко.
Условно магазин можно поделить на 2 части: пункт приема и обработки товара (ППиОТ) и торговый зал.
Деятельность магазина "Сказочный мир, регламентируется учредительными документами, а также Положением о Магазине, содержащим следующие главы:. Общие положения;. Юридический статус Магазина;. Цели и задачи деятельности Магазина;. Финансово-хозяйственная деятельность Магазина;. Управление Магазином;. Учет и отчетность Магазина;. Ревизия и проверка деятельности Магазина;
Структура управления построена по линейно-функциональному принципу. Смысл данной структуры состоит в том, что линейный руководитель осуществляет свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения компетентности принимаемых решений при руководителе создаются функциональные подразделения: бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров, финансовый отдел. Данные функциональные подразделения разрабатывают и готовят решения, важные для функционирования магазина.
Преимуществами линейно-функциональной структуры управления являются:
более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией отдельных категорий персонала и возможностью привлечения консультантов и экспертов;
освобождение линейных руководителей от глубокого анализа проблем, что позволит осуществлять руководство на всех направлениях деятельности магазина.
Однако, данная структура, как и многие другие, не лишена недостатков:
при линейно-функциональной структуре подразделения, готовящие решения, не участвуют в их реализации, следовательно, ответственность за невыполнение заданий определена недостаточно четко;
большое число функциональных подразделений ведет к раздуванию штата управленческого персонала и служащих.
Принципами управления в рамках организационной структуры магазина "Сказочный мир" являются:
. Разделение труда (делегирование полномочий) - осуществляется в соответствии с общей организационной структурой магазина "Сказочный мир.
. Дисциплина - соблюдение правил внутреннего распорядка организации (время начала и окончания работы, дресс-код);
. Единоначалие - каждый сотрудник получает приказы, распоряжения и другие управленческие акты только от одного руководителя (его непосредственного начальника) и отчитывается только перед ним одним;
. Подчиненность интересов - интересы отдельных сотрудников не должны ставиться выше интересов компании в целом;
. Порядок - каждый работник магазина "Сказочный мир" исполняет свои обязанности на своём рабочем месте;
. Справедливость - уважительное отношение руководителей к своим подчинённым.
II. Управление маркетингом магазина "Сказочный мир
2.1 Характеристика рынка и место организации на нём
По оценке агентства "DiscoveryResearchGroup, объем российского рынка детских товаров в 2012 году составил порядка $13 млрд. На протяжении последних нескольких лет рынок детских товаров демонстрирует стабильный рост на уровне 20%. Этому способствуют наблюдавшаяся в последнее время положительная динамика рождаемости. Однако, в связи с текущим финансовым кризисом, затронувшим рынки как развитых, так и развивающихся стран, заявленные темпы роста рынка в целом и отдельных его сегментов могут понизиться в перспективе десяти лет. По оценке экспертов, расходы на детские товары на 1 ребенка в России в 2 раза ниже, чем в странах Северной Америки или Западной Европы.
Наибольшую долю в структуре рынка занимает детская одежда - в 2012 году ее доля составила 39%. Этот сегмент растет в основном за счет импорта. Детскую одежду для широких слоев населения производят лишь несколько отечественных компаний, остальное поставляется из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции. Помимо этого сказывается тот факт, что многие отечественные игроки размещают заказы на пошив одежды за границей ввиду сложностей с организацией и ведением производства у себя на родине.
Наиболее интенсивно на рынке развивается сегмент игрушек. Это подчеркивают и эксперты, называя его самым перспективным на рынке детских товаров. По оценке специалистов организации "Экспресс-Обзор, специализирующейся на выпуске готовых исследований рынка, по итогам 2012 года доля рынка детских игрушек составила 18%. Несмотря на высокую динамику рынка, отечественное производство игрушек находится на довольно низком уровне. В России функционируют лишь несколько крупных заводов, способных предложить на рынок адекватную продукцию, среди них "Звезда, "Огонек и др. В итоге, значительные позиции на рынке занимает импортная продукция. По данным Национальной Ассоциации игрушечников России, в структуре российского рынка детских игрушек в денежном выражении наибольшая доля (28%) приходится на сегмент мягких игрушек, 22% рынка приходится на конструкторы, 20% - на видеоигры.
В связи с ростом рождаемости на российском рынке детских товаров в 2012 году увеличилась доля товаров для новорождённых (с 15% до 20%) и детского питания (с 11% до 16%). При этом уменьшилась доля таких товаров как одежда, обувь и игрушки. Это произошло в связи с последствиями мирового финансового кризиса: уменьшились заработные платы населения, а это повлекло за собой снижение покупательской способности и привело к покупке населением более дешёвых товаров китайского производства на вещевых рынках.
2.2 Структура и динамика ассортимента
Ассортимент - это набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков.
. Игрушки. В магазине "Сказочный мир" представлены игрушки для детей от 0 до 12 лет. Ассортимент игрушек представлен следующими товарами: конструкторами "Lego, плюшевыми игрушками, игрушечными железными дорогами и автомобилями, куклами, детскими кухнями и бытовой техникой, наборами для юных исследователей, радиоуправляемыми игрушками, детскими музыкальными инструментами, пазлами, погремушками, резиновыми игрушками, мячами и т.д. (Таблица 1.)
. Книги. В этой категории представлены детские книжки различных издательств ("АСТ, "Белый город, "Белфакс, "Росмэн, "Оникс, "Мозаика, "Стрекоза, "Школьник и др.), раскраски, журналы, альбомы, книжки-раскладушки, открытки. (Таблица 2.)
. Развитие. Здесь представлены товары для детского творчества, пластилин "Play-Doh, наглядные пособия "Мой Мир, "Lego для детей от 1 годика до 3 лет и от 2 до 5 лет, пазлы. (Таблица 3.)
. Для школы. Здесь можно найти всё, чтобы подготовить ребёнка в школу: канцелярские товары, рюкзаки и т.п. (Таблица 4.)
Ассортимент магазина "Сказочный мир
Наименование товара20112012Темп роста,%Отклонение Кол-во наим., ед. Удельный вес, %Кол-во наим., ед. Удельный вес, %Абсол., %Относит., ед. 1. Лего207,1257,81250,72. Плюшевые игрушки258,9309,31200,4 3. Роботы51,871,91400,14. Интерактивные игрушки31,161,92000,85. Железные дороги 41,461,91500,56. Автомобили82,820,625-2,27. Куклы3913,94514115,390,18. Детские кухни41,441,2100-0,29. Бытовая техника113,9154,6136,360,710. Набор для юных исследователей41,441,2100-0,211. Коллекционные машинки234,3257,8108,693,512. Радиоуправляемые машинки123,8154,61250,813. Пазлы4014,25015,51251,314. Погремушки82,8113,4137,50,615. Резиновые игрушки176206,2117,640,216. Мячи155,3154,6100-0,717. Кукольные коляски62,172,2116,670,118. Игрушечные счета72,5103,1142,850,619. Магнитные доски51,851,5100-0,320. Конструкторы258,9205,380-3,6Итого281100322100114,63,2
Таблица 2. Товарная продукция: Книги
Наименование товара20112012Темп роста,%Отклонение Кол-во наим., ед. Удельный вес, %Кол-во наим., ед. Удельный вес,Абсол., %Относит., ед. Книги1015,61014,5100,00-1,1Раскраски812,51014,5125,022,0Альбомы710,91014,5142,933,6Журналы914,134,333,3-6-9,7Книжки-раскладушки46,368,7150,022,4 Открытки2640,63043,5115,442,9Итого: 646,5696,0107,85-0,5
Таблица 3. Товарная продукция: Развитие
Наименование продукции20112012Темп роста, %ОтклонениеКол-во наим., ед. Удельный вес, %Кол-во наим., ед. Удельный вес, %Абсол., %. Относит., едПластилин18,5310,060,0-2-8,5Пособия "Мой мир1037,01033,3100,00-3,7Лего518,5723,3140,024,8Товары для детского творчества311,1413,3133,312,2Пазлы414,8413,3100,001,5Итого: 272,7302,6111,13-0,1
Таблица 4. Товарная продукция: Для школы
Наименование товара20112012Темп роста, %ОтклонениеКол-во наим., ед. Удельный вес, %Кол-во наим., ед. Удельный вес,%Абсол., %Относит., ед. Канцелярские товары10083,312081,6120,020-1,7Рюкзаки и ранцы1512,52013,6133,351,1Итого: 12012,214712,8122,5270,7
Ассортимент магазина характеризуется как весьма широкий (большое количество и разнообразие товарных категорий) и глубокий (большое количество конкретных товаров в каждой товарной категории).
2.3 Потребители (сегмент рынка)
Магазин "Сказочный мир" работает в ценовом сегменте "средний, "средний +, т.е. среди его покупателей присутствуют люди со средним и выше среднего уровнем доходов. Большая часть постоянных покупателей "Детского мира - женщины, ядром аудитории являются покупатели от 20 до 45 лет с детьми до 12 лет.
III. Стратегическое управление магазина "Сказочный мир
3.1 Оценка конкурентоспособности организации на рынке
В целом на рынке детских товаров представлено большое количество различных торговых организаций самых разных форматов. Однако наиболее серьезными конкурентами для магазина "Сказочный мир" являются специализированные детские рынки. Ассортимент таких рынков хотя и не уступает ассортименту магазинов "Сказочный мир, но цены при этом ниже.
Преимуществом специализированных рынков является возможность поддерживать низкие цены, благодаря меньшему уровню контроля со стороны государственных органов (в т. ч. и фискальных).
Недостатками специализированных рынков являются:
отсутствие гарантий качества продукции из-за отсутствия контроля за поступающей продукцией и несоблюдения санитарных норм, как в торговых помещениях, так и в местах хранения;
неудобство совершения покупок, низкий уровень обслуживания покупателей, в т. ч. невозможность возврата или обмена некачественных товаров;
неудобное расположение, поэтому основные покупки совершаются в выходные дни;
более узкий ассортимент.
недостаточно высокий уровень обслуживания покупателей.
Преимущества специализированных рынков:
возможность поддержки низкого уровня цен, благодаря значительным объемам закупок и "трансфертному" ценообразования (для привлечения покупателей сети могут реализовывать отдельные товары по ценам себестоимости или даже ниже, что часто и проводится по отношению к товарам для детей);
удобство совершения большого количества покупок для дома в одном месте.
IV. Управление персоналом магазина "Сказочный мир.
В период прохождения практики на объекте исследования я занимала должность работника торгового зала и кассира. Перечень работ, указанный в должностной инструкции работника:
проведение подготовки рабочего места;
выполнение операций по подготовке товара к продаже;
участие в обработке и маркировке товара;
выкладка товаров на полочном пространстве в торговом зале в соответствие с принципами мерчендайзинга;
поддерживать выкладку товара и его наличие в течение дня;
оформление витрин и торгового зала в соответствие с акциями;
контроль сохранности товарно-материальных ценностей;
отпуск товара покупателю.
Перечень работ, проводимых мной, а также замечания руководителя практики от предприятия указаны в Дневнике прохождения практики.
Заключение
Производственную практику в магазине "Сказочный мир" я проходила в торговом зале.
С помощью руководителя практики я ознакомилась со структурой предприятия, правилами внутреннего распорядка, трудовым коллективом, с ассортиментной политикой, изучила специфику розничного торгового предприятия.
Также самостоятельно организовывала прием посетителей, работа в торговом зале: выполняла операций по подготовке товара к продаже (обработка и маркировка товара), выкладка товаров на полочном пространстве в торговом зале в соответствие с принципами мерчендайзинга.
Изучив деятельность магазина "Сказочный мир", его слабые и сильные стороны, я выявила необходимость создания собственного логотипа магазина, с целью его продвижения на рынке. Сделав некоторое исследование в маркетинге магазина, я разработала фирменный знак магазина.
Список использованной литературы
1.Абчук В.А. Менеджмент. - СПб.: Союз, 2009.
2.Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Фаир-пресс, 2007.
.Вэттен Д.А., Камерон К.С. Развитие навыков менеджмента. - СПб.: Издательский дом Нева, 2007.
.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 448 с.
.Молодькова Э.Б., Потемкин В.К. Теория профессионального распознавания: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
.Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.
.Никифоров Г.С. Психология менеджмента. - Харьков: Издательский Гуманитарный Центр, 2009.
8.Роль организационной культуры в эффективном менеджменте // Университетское управление <http://www.ecsocman.edu.ru/univman/> [Текст]. - 2006. - № 6 (46).
.<http://www.magistr-mba.ru/aboutusmenu/seniorspublicsmenu/56>
.http://www.podborkadrov.ru/articles/detail. php? ID=1605
.http://www.private-service. kiev.ua/useful/eternal/History-of-recruiting <http://www.private-service.kiev.ua/useful/eternal/History-of-recruiting>
.<http://www.foodservice-info.ru/rynok/370.html>