Специфика работы инновационного менеджера

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика работы инновационного менеджера















Специфика работы инновационного менеджера

Введение

В данном реферате рассматривается специфика деятельности менеджеров по инновациям.

Актуальность этого реферата объясняется тем, что в настоящее время инновационному бизнесу в России уделяется особое внимание. Руководство страны говорит о необходимости развития инновационной, высокотехнологичной составляющей экономики, интенсивно разрабатываются программы содействия высокотехнологичным проектам. Для того чтобы инновационный бизнес развивался успешно, помимо квалифицированных технических специалистов, необходимы управленцы.

Целью написания данного реферата является описание и анализ работы инновационного менеджмента. Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнить следующие задачи:

.Изучить особенности управления персоналом на инновационных предприятиях

.Рассмотреть исторические и теоретические основы профессии «инновационный менеджер»

.Рассмотреть специфику деятельности инновационного менеджера

.Проанализировать текущее положение «инновационного менеджера» в российских компаниях

В ходе исследования темы мною были проанализированы источники и особая литература, относящаяся к теме данного реферата. Наиболее ценным для написания данной работы оказалось исследование…

Также хотелось бы отметить следующие учебники…

1.Особенности управления персоналом в инновационном менеджменте

менеджер управление инновационный

Для того чтобы рассмотреть особенности управления персоналом в инновационном менеджменте, важно понять в каких случаях необходимо применять понятие «инновационный менеджмент». Прежде всего управление инновациями имеет место на инновационных предприятиях - таких предприятиях, которые стремятся к своему развитию за счет инновационных технологий. Также инновационный менеджмент занимает ключевое место в инновационных отделах многих современных организаций.

Таким образом, в данной части реферата пойдет речь об управлении персоналом в инновационных предприятиях и в отдельных инновационных подразделениях различных организаций.

Специалисты отмечают, что управление персоналом в инновационной организации имеет ряд особенностей. К ним относится:

·новизна и сложность работ участников инновационного процесса;

·широкий диапазон характеристик личности творческих работников;

·высокий риск инвестирования и неопределенности конечных результатов деятельности;

·слабое информационное обеспечение инновационного процесса;

·высокая доля банкротств венчурного бизнеса;

·неопределенность параметров организации труда;

·большая текучесть кадров среди научных работников и специалистов;

·возможность получения большого дохода в случае успеха;

·возможность реализации высших потребностей - вплоть до самоактуализации.

При рассмотрении проблем и факторов интенсификации научной деятельности специалисты, выделяют три группы работников, исходя из деления их по типам мотивации.

К работникам первой группы относят подлинных энтузиастов, ученых классического типа, для которых процесс познания представляет самоценность и способ самореализации («романтики» науки). Другая (наиболее распространенная) группа включает профессиональных и компетентных работников, трезво смотрящих на жизнь и организацию науки, ее роли в обществе. Они реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Эта преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других жизненных целей, а не как к самоценной деятельности. Третья группа научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, обеспокоенных достижением высокого положения в официальной структуре. Хотя это не предосудительно, но известно множество примеров извращенной мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке, причем использованию совершенно «вненаучных» методов достижения личных целей.

Зарубежные специалисты отмечают: материальные потребности играют у ученых важную роль среди других потребностей. Поэтому во многих наукоемких фирмах разрабатываются различные системы должностей и званий для научно-технического персонала. В фирмах Европы начинает активно использоваться американский опыт разграничения научных и научно-административных функций работников в сфере НИОКР. В связи с этим используются специфические схемы карьеры персонала с соответствующими системами окладов. Ряд отечественных ученых считает, что в инновационном менеджменте следует заниматься персональным менеджментом (вместо «управления персоналом»).

Специфика инновационных процессов как объектов управления инновациями, предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера инновационной организации: 1) знания в области теории и навыки в сфере практики управления; 2) коммуникабельность и умение работать с людьми; 3) компетентность в области специализации инновационной организации.

Персонал является важнейшей функциональной подсистемой предприятия и представляет собой ценнейший ресурс инновационного развития. Обладая особыми стратегическими и оперативными функциями, человеческий фактор играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства.

Противоречия между массовым традиционным производством и непреложностью инновационного развития особенно обостряются при переходе к рыночным отношениям. Это обстоятельство требует перестройки всей системы управления персоналом и отношений к человеческому ресурсу.

Традиционные службы управления персоналом не обладают профессионализмом и организационным статусом для обеспечения оптимального функционирования персонала в инновационных системах. Поэтому задачи социально-психологической диагностики коллектива, анализа и регулирования групповых и межличностных отношений, управления конфликтами и стрессами, учета профессиональных особенностей и социально-психологической адаптации работников, управления трудовой мотивацией и т.д. отделами кадровой работы вообще не решались. В инновационных коллективах они решаются инновационным менеджером, в то время как традиционные элементы управления составляют технологию управления трудовыми ресурсами.

Значительное отличие инновационных подходов от традиционных проявляется и в системе отбора работников. При традиционном подходе необходимый объем работы по набору определяется в значительной мере разницей между имеющейся рабочей силой и будущей потребностью в ней. В инновационной деятельности, которая характеризуется неопределенностью и значительным риском, сложно прогнозировать будущие потребности в рабочей силе. Необходимо оценить соответствие возможностей имеющихся работников с точки зрения их адаптации к стохастическим социальным процессам и уровня их квалификации содержанию инновационной деятельности.

Инновационный тип современного производства по-новому формулирует проблему профессиональной успешности, а в связи с этим формирует особую систему отбора, переобучения и социальной адаптации работника. Новая ситуация заставляет искать нетрадиционные социальные технологии, требует от работника умения сочетать врожденные и приобретенные качества с требованиями окружающей его среды, воспринимать широкий спектр трудовой мотивации. Инновационные структуры требуют от работника особой гибкости и подвижности мышления, эффективной системы восприятия, особого типа внутренней потребности в творчестве, своеобразной формы самореализации и интеграции в социальную систему. Они ориентированы в первую очередь на высококвалифицированную рабочую силу, центральным звеном которой является личность новатора-ученого или новатора-менеджера. Ключевой фигурой в инновационной деятельности становится интеллектуал, для которого наибольшее значение приобретает смысловая значимость труда и высокая внутренняя мотивация. Особые требования к ключевой фигуре новатора должны сочетаться с четкой согласованностью действий, с совершенствованием коммуникативных процессов и межличностных отношений.

Многие зарубежные компании при конкурсном отборе инновационных менеджеров используют тесты соответствия качеств работника требованиям условий деятельности инновационного управляющего. Важнейшими качествами при отборе конкурсантов являются организаторские способности, опирающиеся на логико-дидактические навыки, инициативность, целеустремленность, упорство в достижении целей. Наиболее высокую оценку получает тот кандидат, в котором лидерство сочетается с высокой ответственностью, дружелюбным отношением к окружающим, а оперативность и точность - со своевременностью принимаемых решений. Примерный тест на соответствие качествам, требующимся от инновационного менеджера, приводится в таблице.

Подходы к управлению персоналом в инновационной деятельности претерпевают значительные изменения по сравнению с традиционным менеджментом, уже начиная с этапа планирования и отбора специалистов. При создании новых производств и крупных организационных изменениях прогнозирование численности персонала и его необходимых профессиональных качеств представляет сложную задачу со многими факторами. Инновационное развитие экономики предъявляет жесткие требования к качеству персонала и вследствие внедрения высоких технологий может приводить к значительным увольнениям. Так, например, при внедрении инноваций в области высоких технологий компании Procter&Gamble, Johnson&Johnson, IBM, ряд фирм в Силиконовой долине ежегодно увольняют большое количество работников.

2.Специфика деятельности и типология инновационных менеджеров

Прежде всего, следует определиться, что мы подразумеваем, говоря «инновационный менеджер». Следует выяснить, одинаковыми ли компетенциями и навыками они обладают, или инновационный менеджер инновационному менеджеру рознь?

Словарь управления персоналом. Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт.

Инновационный менеджер - это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов. В зависимости от рода деятельности организации задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе новых технологий (прорывные инновации) до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами (модернизация продукта).

Процесс инновационного развития на разных предприятиях осуществляется по-разному, но можно отметить общие принципы. Главным звеном инновационной деятельности крупных предприятий являются исследовательские подразделения, которые заняты поиском кардинальных стратегических решений, а также разработкой изделий, программ, технологий и т.п. Руководители этих подразделений должны отвечать за порученное задание, должны уметь работать по отлаженному алгоритму и управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

Рост конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции заставляют организации превращать новаторство из случайных озарений в повседневную практику. Трудности создания нового в сочетании с растущей сложностью техники и технологий предопределили бригадный метод работы. Человек, действующий в одиночку, даже будучи работником функционального подразделения не в состоянии быть одновременно разработчиком и исследователем рыночной конъюнктуры, решать, что считать удачным продуктом, как, когда и для кого его выпускать. Для решения этих задач на предприятиях могут быть созданы временные творческие коллективы или рисковые подразделения. На успех может рассчитывать лишь новаторский коллектив, который имеет знания и навыки в смежных областях. Такой коллектив (группу проекта) возглавляет специалист-инициатор перспективных разработок. Он подбирает коллектив разработчиков и исследователей по собственному усмотрению и получает полную самостоятельность в выборе направления исследований, организации работы и расходования ресурсов. Такой подход позволяет предотвратить уход ведущих, талантливых работников и привлечь на работу специалистов из других фирм.

Формирование инновационной модели экономики в России требует развития системы управления инновационной деятельностью, повышения ее эффективности. Квалифицированно подготовленные управленческие кадры для инновационной среды, понимающие свою роль и задачи, являются одним из необходимых условий успешной реализации данной модели. В статье рассматривается специфика деятельности инновационных менеджеров, а также авторами предложена типология инновационных менеджеров, разработанная с учетом запросов инновационных компаний.

В соответствии с вышеизложенным инновационных менеджеров по направлению деятельности следует разделить на 2 большие группы:

) руководитель инновационной деятельностью (руководитель функционального подразделения);

) руководитель инновационных проектов.

В табл. 1 представлены основные функциональные обязанности и требования к уровню образования этих групп.

Таблица 1. Функциональные обязанности инновационных менеджеров

Руководитель инновационной деятельностьюРуководитель инновационных проектовОбразованиеПредпочтительно первое техническое (или естественнонаучное) образование и второе - в сфере управления инновациямиНеобязательно техническое образование, но необходимо специализированное в области инновационного менеджмента, например магистр инновационного менеджмента. Это можно объяснить тем, что техническое образование не способствует формированию внутреннего чутья коммерческого потенциала проекта, велика опасность увлечься научным прорывом, нежели коммерческимФункциональные обязанности- Изучение рынка, выявление потребностей в новых материалах, продуктах, услугах, технологиях и т.п. - Генерация, поиск и предварительная оценка идей. - Рассмотрение проектов по созданию новых продуктов. - Мониторинг и своевременное усовершенствование технологических процессов. - Правовая защита изобретений и новых технологий. - Проведение единой инновационной политики. - Разработка планов и программ инновационной деятельности. - Обеспечение инновационного процесса персоналом, финансовыми (в т. ч. венчурными) и другими ресурсами- Анализ потенциала проекта. - Составление программы коммерциализации идеи. - Разработка стратегии. - Расчет потенциальной емкости рынка. - Разработка концепции проекта, маркетинговой стратегии и анализа бизнеса. - Сокращение проектных рисков. - Составление бизнес-плана. - Правовая защита инновационного проектаКомпетенции- Компетенции, обеспечивающие технологическое развитие компании. - Компетенции для создания эффективных бизнес-коммуникаций. - Компетенции, необходимые для организации эффективного инновационного процесса внутри компании. - Компетенции для создания новых продуктов, технологий и проектов на их основе- Компетенции, обеспечивающие эффективное управление растущим бизнесом. - Компетенции для выстраивания партнерских связей (в т. ч. инвесторов). - Компетенции, необходимые для подбора и построения эффективной команды проекта

Требования к личностным качествам инновационных менеджеров

Опыт российских и зарубежных предприятий показывает, что успешное превращение научно-технических разработок в инновационный продукт способны обеспечить лишь профессионально подготовленные менеджеры. Особенность инновационной деятельности заключается в изменчивости требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы требования к руководителю меняются, поэтому должен меняться и стиль руководства, чтобы соответствовать новым требованиям. Это значит, что для проведения организационных изменений, связанных с инновационной деятельностью, в первую очередь к переменам и обучению, должны быть готовы руководители. Их личный пример готовности к переменам позволит снизить сопротивление переменам со стороны сотрудников.

Отличительной характеристикой инновационных менеджеров является адаптивность к переменам, под которой понимается способность принимать, а не только генерировать изменения; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. «Адаптивная» особенность личности инновационного менеджера является его ключевым отличием от менеджера, предпринимателя.

Ассоциацией менеджеров России были определены основные требования к личностным качествам инновационного менеджера:

·Креативность, изобретательность, отсутствие стереотипов - 84%

·Организованность - 66%

·Красноречие, умение убеждать и доказывать свою точку зрения - 37%

·Эрудированность - 32%

·Независимость -32%

·Харизма - 25%

·Другое - 6%

Личностные качества инновационного менеджера пересекаются с необходимыми качествами предпринимателя. Ниже представлены наиболее значимые, на наш взгляд, качества инновационного менеджера, которые заимствованы от предпринимателя:

·Жажда достижений (желание победы в конкурентной борьбе).

·Желание доминирования. Хотят доминировать в любой ситуации, иметь все под своим контролем и направлять других.

·Уверенность в себе и своих возможностях.

·Терпимость к двусмысленности.

·Рисковость (аналитические способности, проявляющиеся в анализе степени риска и принятие «разумного риска»).

·Находчивость (способность действовать нестандартно).

·Настойчивость (последовательность) и желание опередить свое время, что проявляется в попытках втиснуть столько дел в каждый час своего рабочего дня, сколько возможно.

·Энергичность (способность на работу высокой степени интенсивности).

При подготовке и отборе инновационных менеджеров этим характеристикам необходимо уделять наибольшее

Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. В учебных планах вузов и организаций, занимающихся повышением квалификации, акцент должен быть сделан именно на эти компетенции будущих или существующих руководителей.

Сфера деятельности инновационных менеджеров

Далее определим кому, собственно, нужны управленческие кадры в инновационной сфере? Заказчиками инновационных менеджеров могут стать следующие институты:

венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов;

бизнес-инкубаторы, технопарки;

крупные корпорации, имеющие отделы развития, а также исследовательские отделы, отделы НИОКР;

предприятия, заинтересованные во внедрении инноваций в разных сферах (создание новой продукции, новые технологии, новые услуги, новые системы продаж, новые способы управления и т.д.), в том числе малые инновационные предприятия;

отделы развития инноваций в профильных региональных министерствах инновационно-ориентированных регионов;

консалтинговые агентства, сопровождающие инновационную деятельность;

НИИ, коммерциализирующие собственные разработки;

учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку инновационных менеджеров.

Типология инновационных менеджеров

С учетом выделенных заказчиков, личностных характеристик и групп инновационных менеджеров можно выделить несколько типов инновационных менеджеров.

Для эффективного управления в государственных структурах или организациях, оказывающих поддержку инновационным проектам, следует отдавать предпочтение руководителям, относящимся по типологии к исполнителям. Они способны отвечать за порученное задание, успешно работать по отлаженному алгоритму, плохо переносят ситуацию неопределенности, способны управлять коллективом по четким инструкциям и положениям.

В инновационных организациях следует использовать руководителей, принадлежащих к различным типам по профессиональным и личным характеристикам. Тип менеджера «исполнителя» может быть эффективным в низшем звене управления в подразделениях, отвечающих за инновационное развитие крупной организации. Он обладает необходимыми знаниями в области инновационного бизнеса.

Тип менеджера «вожатый» будет эффективным в среднем звене управления. У него хорошо развиты способности к руководству, он прислушивается к мнению коллектива, успешно работает в стабильно развивающейся организации, но испытывает сложности при запуске нового проекта. Он старается быть первым среди равных, способен управлять группой единомышленников, обладает наибольшими знаниями в группе.

Тип менеджера «венчурный менеджер» эффективен при управлении проектом на стадиях «посев», «старт-ап» и «ранний рост». Он умеет подбирать людей в команду и организовать их деятельность, успешно устанавливает новые контакты. Вместе с тем он испытывает затруднения при доведении работы до конца, быстро теряет интерес к деятельности, если она носит рутинный характер.

Для работы в венчурных фондах и ассоциациях бизнес-ангелов, в роли брокера при поиске источников инвестирования и объектов для инвестирования эффективен тип менеджера «венчурный агент». Он самостоятельно принимает решения, успешно действует в ситуации неопределенности, знает специфику инновационной среды, обладает компетенциями, необходимыми для ведения экспертной деятельности в этой сфере. Выступает связующим звеном между инноватором и инвестором. Предпочитает индивидуальный стиль работы.

Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, востребован на рынке труда. Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора по развитию, директора отдельного направления, директора по разработкам и т.п.

Подготовка и стимулирование инновационных менеджеров

Учет приведенных выше типологий инновационных руководителей позволяет грамотно сформировать программу подготовки соответствующих руководителей, эффективно проводить анализ личных и профессиональных характеристик претендентов на роль руководителя и отбирать претендентов, наиболее подготовленных для работы.

Следует рассмотреть некоторые аспекты стимулирования деятельности инновационных менеджеров. В случае малых инновационных предприятий наиболее остро встает вопрос не только привлечения, но и стимулирования деятельности инновационного менеджера. Отсутствие достаточных средств на начальных этапах развития бизнеса во многом тормозит данный процесс. Одним из вариантов стимулирования деятельности инновационных менеджеров могут быть опционные программы. Согласно действующему трудовому законодательству Российской Федерации оплата труда работников включает в себя три составляющие:

вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

компенсационные выплаты;

стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты могут быть самыми разнообразными, в том числе трудовой договор с инновационным менеджером может предусматривать право инновационного менеджера на получение части акций общества в случае достижения определенных экономических показателей (опционные программы). Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом инновационного менеджера и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций общества. Опционные программы позволяют связывать и взаимообусловливать интересы собственника и наемного работника, предоставляя последнему возможность в будущем стать сособственником компании. Однако необходимо иметь в виду, что опционные программы, допустимые на начальном этапе развития инновационной компании, в дальнейшем могут стать основой для размывания структуры капитала общества и возможной манипуляции с финансовой отчетностью [2].

В заключение хотелось бы уделить внимание формам и методам подготовки инновационных менеджеров. Выделим основные принципы, на которых должны строиться образовательные программы для инновационных менеджеров:

Принцип междисциплинарности. Группы должны быть сформированы таким образом, чтобы в них входили слушатели экономических и естественно-научных специальностей. Это способствует формированию компетенций, связанных с работой в кросс-функциональных командах, с которыми приходится работать инновационным менеджерам.

Практико-ориентированный подход к организации обучения. Образовательная программа выстраивается таким образом, чтобы максимально развивать у слушателей практические навыки оценки рыночных и технологических перспектив, навыки подготовки бизнес-планов и разработки конечного продукта, навыки ведения будущего бизнеса и т.д. Формы внедрения данного принципа различны: организация «виртуальных компаний», работа в реальных инновационных проектах, создание учебных предприятий и т.п.

Создание инфраструктуры обучения. Для реализации практико-ориентированного обучения необходима включенность слушателей на этапе обучения в сообщество предпринимателей на региональном уровне, поэтому многие университеты тесно сотрудничают с существующими в регионе инновационными предприятиями, бизнес-инкубаторами или создают собственные Центры предпринимательства.

3. Требования к кандидату на вакансию инновационного менеджера

В настоящее время все больше растет потребность именно в специалистах по управлению персоналом, знающих специфику работы в инновационной организации, умеющих решать задачи управления конфликтам и стрессами, управления трудовой мотивацией, управления адаптацией работника, регулирования групповых и межличностных отношений и т.д. в быстроменяющейся инновационной системе [2, с. 135].

Персонал является важнейшей функциональной подсистемой предприятия и представляет собой ценнейший ресурс инновационного развития. Обладая особыми стратегическими и оперативны¬ми функциями, человеческий фактор играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства.

Опыт поиска управленцев в инновационный бизнес показывает, что для работодателя в этой сфере особую ценность представляют личностные качества. Личностные качества (компетенции), в свою очередь, можно разбить на два вида:

·«универсальные», т.е. необходимые в любом инновационном проекте;

·«специфические», присущие конкретной отрасли / задаче.

«Обычно работодатель достаточно ясно представляет себе портрет того, кто ему нужен, но не всегда может четко сформулировать его описание в виде списка требований (технического задания на поиск для своего отдела персонала или подрядчика)» [1, с. 206]. Список личностных качеств менеджера, наиболее важных для работы в инновационных проектах может быть следующим:

.Динамичность. В бизнесе скорость имеет большое значение. Поэтому люди, которые слишком долго думают или медленно работают, здесь неуместны.

.Инициативность. Это требование также вытекает из динамизма ситуации. Если сотрудник будет постоянно ждать указаний руководителя, то, как минимум, время будет потеряно.

.Амбициозность. Только амбициозный человек сможет проникнуться духом амбициозного проекта. Кандидат, которого устраивает все в его текущем положении вещей, не будет полностью выкладываться для достижения целей.

.Нацеленность на результат, а не на процесс. Поскольку обычно в бизнесе сначала идет этап быстрого роста, а уже потом начинается оптимизация, «процессные» люди не будут успешны на этапе «старт-апа». Человек должен «делать» и добиваться результатов, а не ударяться в дискуссии и обсуждения.

.Экономическое мышление. Понимание экономики бизнеса очень важно, чтобы эффективно использовать вкладываемые в бизнес деньги. Например, инвестора не будет радовать наличие у топ-менеджера психологии летчика-истребителя, который ради достижения цели посылает на таран и уничтожает машину стоимостью много миллионов долларов.

.Ответственность. Это слово в последнее время стало очень популярно среди работодателей, причем все его трактуют по-разному. В инновационном проекте имеется в виду самостоятельность в принятии решений и понимание последствий этих решений. Заниматься мелочной опекой своего топ-менеджера у инвестора обычно нет ни времени, ни желания.

.Оптимистичность и вера в успех. «Поскольку общеизвестно, что большинство инновационных проектов в конечном итоге проваливаются, наличие у персонала оптимизма (даже на грани с легким фанатизмом) очень желательно».

.Обучаемость и способность обучать. В инновационном бизнесе руководитель по определению должен быть восприимчив к новому и уметь выступить в качестве транслятора этого нового. В случае, когда персонал не хочет воспринимать требования нового для себя рынка и просто пытается «вставить кубик в круглую дырку» - навязать рынку ту бизнес-модель, по которой привык работать. В результате потеряны время и деньги.

Вышеперечисленные личные качества необходимы венчурному менеджеру в любой сфере и для любой задачи. Но каждая конкретная отрасль дополнительно выдвигает свои специфические требования, которые в других сферах менее актуальны. Вот несколько примеров требований по личным качествам для топ-менеджеров (из реальных проектов):

. «Хорошие коммуникативные навыки, умение общаться с разными категориями людей: техническими специалистами, коммерсантами, клиентами из числа физлиц» - обусловлено спецификой задачи, под которую нанимается сотрудник.

. «Духовность, человечность, открытость» - обусловлено особенностями рынка, где не работают технологичные методы продаж из «Coca-Cola» или «Procter&Gamble».

. «Способность налаживать и поддерживать отношения на высоком уровне» - обусловлено спецификой продаж дорогостоящего продукта.

Управление инновациями - искусство, сочетающее в себе знание предметной области, в которой реализуются проекты, навыки руководства высокорискованными предприятиями, а также умение собрать команду и сплотить ее вокруг общей идеи. Поэтому главные качества инновационного менеджера - обширный кругозор и восприимчивость. Он должен обладать компетенцией по достаточно широкому кругу вопросов, а также навыками работы на различных позициях, уметь быстро усваивать новые знания и полезный опыт.

«Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере» [5, с. 257]. Большим плюсом является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета. Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, чрезвычайно востребован на рынке труда. Особенно если учесть, что в России только сейчас начали уделять внимание подготовке специалистов в этой области. Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора отдельного направления или директора по разработкам.

Особые требования к работникам инновационной организации приводят к тому, что в одном коллективе приходится работать большому количеству психологически несовместимых творческих людей, не желающих придерживаться жёстких рамок навязываемой организационной культуры».

Важнейшим условием успеха инновации является процедура формирования «проектной команды». При формировании «проектной команды» следует учитывать не только профессиональные качества специалистов, но и их психологические характеристики. Эффективность работы такой команды зависит от её размера, состава, сплочённости, взаимоотношений и функциональных ролей ее членов.

Инновации в управлении персоналом важны в любой организации. Успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов - «носителей» научно-технического и коммерческого развития организации. Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.

Решение проблемы активизации инновационной деятельности во многом зависит от насыщения рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции. С одной стороны, бизнес не удовлетворен уровнем подготовки выпускников вузов, но и не развивает активное сотрудничество с учебными заведениями. С другой стороны, все осознают как проблему отсутствие возможности подготовки специалистов по управлению инновациями и готовы обсуждать пути подхода к ее решению. Но все это возможно сделать при полной согласованности участников инновационного процесса с обязательным активным участием органов власти.

Создание инновационного климата, как на предприятии, так и в стране является очень важным. Примером, это подтверждающим, является инновационная деятельность США, которые в настоящее время занимают одну из ведущих позиций в научно-технической области.

В последние годы в российских вузах стали появляться специальности с эпитетом «инновационный», среди которых самой распространённой является «инновационный менеджмент».

На мой взгляд, эта ситуация вполне напоминает то, что мы наблюдали в 90-х, когда было очень модно слово «менеджер» и в итоге в России существовали сотни тысяч менеджеров, не нашедших работу и вместе с тем плохо подготовленных. То же самое в своё время было с юристами, экономистами… И главное, в эти периоды рынку и фирмам реально не хватало качественных работников - этих самых менеджеров, юристов и экономистов.

Сегодня рынку нужны управленцы инновациями (в связи с курсом на инновации всей экономики), но качественных кадров нет. Я бы сказал, что инновационные менеджеры в принципе нужны компаниям, но ни одна из них не заявляет в такой формулировке, как «нам нужен инновационный менеджер». Более того, мы ежемесячно осуществляем мониторинг состояния рынка труда и видим, что даже по поиску «менеджер проекта» вакансий, предполагающих обязанности инновационного менеджера, найти не удаётся. Если мы забиваем в строку поиска «менеджер проекта» на портале, скажем, HeadHunter, на экране появляется большое число предложений по трудоустройству… в один из строительных проектов. Слова «инновации», «НИОКР» в полученных в результате поиска описаниях потенциальных мест работы вообще не присутствуют.

«Яндекс. Работа» находит 80 вакансий с заголовком «инновационный менеджер» (и не факт, что все эти вакансии реально предполагают соответствующие обязанности), в то время как американский сайт salary.com содержит более 50 тысяч (!) объявлений о поиске менеджеров по инновациям.

К счастью, сегодня инновационных менеджеров выпускают меньше, чем просто «менеджеров», скажем, в 1995 году. Но и потребность в инновационных менеджерах слишком мала. Поделюсь фактами: из всех ребят, с которыми Национальная Гильдия Инновационных Менеджеров, которой я руковожу, работала в течение 5 лет (начиная с 2007 года), в инновационной сфере, по профилю, работает не более 10 процентов. Это после того, как мы отобрали из обучаемых в российских вузах лучших, после того, как они прошли серьёзный курс обучения и практической подготовки по профилю и получили конкурентное преимущество перед теми, кто заканчивал вуз по специальности «инновационный менеджмент» вместе с ними.

Получается, Россия обладает огромным потенциалом в сфере научных разработок, но управлять качественно мы ими не умеем. При всём при этом менеджер не обязательно должен быть профессионалом в той отрасли, в которой ведёт проект. Во-первых, он, прежде всего, должен уметь оценить коммерческую перспективность проекта и соответственно должен быть специалистом именно с этой точки зрения. Во-вторых, основная функция менеджера состоит не в том, чтобы заниматься научной деятельностью, его основная цель - достать ресурсы на НИОКР и обеспечить их рациональное использование для реализации проекта. Людей, способных решить две эти задачи, в России фактически нет.

Почему так происходит? Если в вузе инновационного менеджера учат тому, из чего состоит локомотив (а так происходит на деле), это дает знания, но не более того. С точки зрения формирования мотивации к работе с инновациями более полезен курс, в котором бы рассматривались проблемы, существующие в этой сфере, и определялись подходы к решению этих проблем. Пока это очень сложно, так как преподавателей, которые могли бы вести занятия по подготовке технических специалистов и менеджеров именно в таком ключе, в российских вузах нет. То есть предприятия хотят одно, а вузы преподают другое.

Давайте вспомним, что в нашей стране существует «Программа 2020», согласно которой Россия к 2020-му году должна стать инновационной державой. Так вот, студенты 3-4 курсов технических специальностей, которые к 2020 году станут руководителями среднего звена производства, - как раз те студенты, об уровне подготовки которых я веду речь. Пока они прислушиваются к рекламе по телевизору и считают, что «инновация» - этот тот самый шампунь с активными биодобавками…

Как всё изменить? Во-первых, конечно, привлечь реальных владельцев инновационных компаний к работе с вузами. Пусть это будут вечерние курсы, мастер-классы, разовые консультации, но потребности бизнеса должны как-то быть донесены до аудитории студентов.

Во-вторых, я хочу обратить внимание на тот факт, что в нашей стране существует довольно много людей, которые всю свою жизнь - в годы научного «бума» в СССР - проработали инновационными менеджерами, хотя никто никогда подобным образом их специальность не называл. Это бывшие руководители опытного производства, которые управляли внедрением новых технологий на заводах, фабриках и т.д. Сегодня это люди среднего или выше среднего возраста, которые в свое время занимались трансфером инноваций в промышленность и занимаются этим до сих пор, и их, кстати, довольно много - для пока не столь большого российского рынка венчурной индустрии. И главный вопрос здесь: как этих людей «вытащить» с простаивающих заводов и фабрик и подтолкнуть к работе в стартапах и в корпорациях, которые составили «программы инновационного развития», но пока не представляют, что с ними делать.

«Менеджеры советской закалки» приобрели огромный опыт, а это намного важнее, чем овладеть знанием теории (у менеджеров сегодняшних стартапов за плечами лишь MBA). У таких людей отличное чутьё - они чувствуют, какие проблемы могут возникнуть с внедрением, умеют точно ответить, стоит ли брать на работу того или иного рабочего в цех, вплоть до предсказывания того, запьёт он в первую неделю или нет… И многим инновационным проектам знания таких менеджеров бы пригодились. Возможно, нашему государству стоит выступить с инициативой создания «школы» для менеджеров советского периода, позволить им понять, в какой парадигме инновационная экономика развивается сейчас.

Важно только, чтобы такие специалисты работали именно на стадии опытного производства, а не пытались привлечь инвестиции на посевном этапе. Такие люди должны переходить из проекта в проект, работая только на одной стадии. И то, что после каждого нового «майлстоуна» в инновационный бизнес должен приходить новый менеджер, абсолютно верный подход. Если в самом начале развития проекта менеджер должен искать деньги и суметь подтвердить заявленные в исследованиях свойства продукта (а для этого нужен менеджер определённого склада ума, определённой квалификации), то впоследствии в компанию должны прийти «производственники». После того же, как производство отлажено, в бизнес приходит менеджер коммерческих продаж, благо таковых сегодня на рынке довольно много. Я ещё раз резюмирую: один менеджер должен уходить из проекта, получив свой бонус, уступая место менеджеру, специализация которого соотносится со следующей стадией. И подобный «круговорот менеджмента» и есть способ движения проекта вперёд.

Список литературы

2.Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 238 с. - (Высшее образование).

.Каплан С., Фостер Р. Эффективная компания. Построение гибкого и инновационного предприятия. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 737 с.

.Терентьев М.П. Личностные требования к наемным управленцам в инновационном бизнесе / М.П. Терентьев // Ангел-Инвестор. 2008. - №6. - С. 8-9.

.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. Изд. 5-е, испр. и доп. Издательство: ИНФРА-М, 2007. - 448 с.\

.«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2012, №2

.Ассоциация менеджеров. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики основанной на знаниях» [Электронный ресурс]. URL: amr. ru/research/report.

.2. Новикова О. Инновационные менеджеры: постановка проблемы [Электронный ресурс]. URL: allventure. ru/ articles/23/#replies_page1.

.3. Фияксель Э.А. Теория, методы и практика венчурного бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 215 с.

.4. Шубнякова Н.Г. Типология инновационных менеджеров. Шумпетеровские чтения Schumpeterian Reading (SR). Тематический сборник, 2011. С. 317 - 321.

Похожие работы на - Специфика работы инновационного менеджера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!