Фонд социального страхования России
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1 Формирование, структура и управление фонда социального страхования РФ
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Бюджетный кодекс РФ. Одним из государственных социальных целевых фондов является фонд социального страхования Российской Федерации.
Социальное страхование - один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в других случаях. Социальное обеспечение народа во всех государствах - одна из важных задач правительства. Материальную базу осуществления данных прав составляет фонд социального страхования.
Фонд государственного социального страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 года «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Впоследствии в него вносились изменения в целях усиления гарантий по социальному страхованию. Фонд начал действовать с 1 января 1991 года. До принятия постановления вопросы социального страхования находились в ведении профсоюзов.
В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Этот фонд является автономным и строго целевым. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.
Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского).
Управление Фондом социального страхования РФ возложено на правление фонда и его председателя, который назначается Правительством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Он создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий.
Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
-региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
-центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
-филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
1.2 Задачи Фонда социального страхования РФ
Основными задачами Фонда являются:
1Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
2Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
Разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
1.3 Функции Фонда социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:
-концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
-обеспечение пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
-оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
-участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
-частное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.
1.4 Средства Фонда
Средства Фонда образуются за счет:
-страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
-страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
-доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
-добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
-ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
-прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации используются на следующие цели:
-выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении или усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
-оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
-оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации;
-частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
-частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
-частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений);
-оплата проезда к месту лечения и обратно;
-создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
-финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
-проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
-осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
-участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Постановлении о Фонде социального страхования Российской Федерации. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению только
неналоговые доходы (с 1 января 2011 года):
-страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
-доходы от размещения временно свободных средств фонда;
-штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
-безвозмездные поступления;
-прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ.
2. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации
Таблица 2.1.1. Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.
Показатель2007 год2008 год2009 год2010 год2011 год2012 годУтвержденоИсполненоУтвержденоИсполненоУтвержденоИсполненоУтвержденоИсполненоУтвержденоИсполненоУтвержденоИсполненоДоходы бюджета Фонда социального страхования, всего283,87295,37359,17360,48415,01440,05425,49458,82500,98Расходы бюджета Фонда социального страхования, всего306,21303,06323,88379,38414,06448,50453,82456,87496,83Величина дефицита / профицита бюджета Фонда социального страхования-22,35-7,6935,29-18,910,94-8,45-28,331,944,15
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2011 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,83% к уровню 2010 года; в 2012 году в сумме 500 984 772,1 тыс. рублей или 109,19% к уровню 2011 года; в 2013 году в сумме 552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года.
Таблица 2.1.2. Доходы бюджета Фонда социального страхования, всего, млрд. руб.
2007 год2008 год2009 год2010 год2011 год2012 годУтверждено283,9359,2415,0425,5458,8501,0Исполнено295,4360,5440,10,00,00,0% исполнения104,1100,4106,00,00,00,0
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются:
-доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в 2011 году - 311 087 306,8 тыс. рублей (из них 5 370 000,0 тыс. рублей средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), в 2012 году - 342 058 284,2 тыс. рублей (из них 6 270 000,0 тыс. рублей средства федерального бюджета) или 109,96% к уровню 2011 года, в 2013 году - 378 578 632,3 тыс. рублей (из них 5 600 000,0 тыс. рублей средства федерального бюджета) или 110,68% к уровню 2012 года;
-доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2011 году - 65 219 457,2 тыс. рублей, в 2012 году - 71 675 837,6 тыс. рублей или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году - 79 021 121,6 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года;
-межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2011 году - из федерального бюджета в сумме 64 512 740,7 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд или 104,3% к уровню 2010 года, в 2012 году - из федерального бюджета в сумме 68 250 650,3 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 000 000,0 тыс. рублей или 105,7% к уровню 2011 года, в 2013 году - из федерального бюджета в сумме 71 973 882,5 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 23 000 000,0 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2012 года.
Бюджет Фонда на 2011 год представлен с предельным объем профицита в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, включая предельный объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 32 287,6 тыс. рублей и предельный объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 912 599,4 тыс. рублей.
Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей или 213,5% к уровню 2011 года и на 2013 год в сумме 7 517 467,0 тыс. рублей или 181% к уровню 2012 года, включая предельный объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2012 год в сумме 334 248,1 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 1 650 679,4 тыс. рублей и предельный объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год в сумме 3 818 104,9 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 5 866 787,6 тыс. рублей.
На период 2011-2012 годов в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяется понижающий коэффициент страховых взносов в размере 1,9 процента. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда в 2011 году в сумме 4 800 000,0 тыс. рублей, в 2012 году в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей.
В 2011-2014 годах для указанных категорий плательщиков установленные в пониженных размерах тарифы страховых взносов будут постепенно повышаться и с 2015 года будут применяться в размерах, установленных для всех категорий плательщиков (2,9%). При этом для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, пониженные тарифы страховых взносов действуют только в 2010 году.
Коэффициент сбора страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2010-2012 годы принят в размере 98 процентов.
Средневзвешенный страховой тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по видам экономической деятельности на 2010-2012 годы принят в размере 0,52% к начисленной по всем основаниям оплате труда.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010-2012 годы рассчитывались по фонду оплаты труда в том же размере, что и при расчетах доходов по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на весь 3-х летний период принят в размере 97 процентов.
2.2 Анализ изменения структуры расходов фонда социального страхования РФ
Расходы Фонда предусмотрены - в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 100,7% к уровню 2010 года, в 2012 году - 496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы по следующим видам:
-на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в 2011 году в сумме 311 055 019,2 тыс. рублей, в 2012 году - 341 724 036,1 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году - 376 927 952,9 тыс. рублей, или 110,3% к уровню 2012 года;
-на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в 2011 году в сумме 63 306 857,8 тыс. рублей, в 2012 году - 67 857 732,7 тыс. рублей, или 107,2% к уровню 2011 года, в 2013 году - 73 154 334,0 тыс. рублей, или 107,8% к уровню 2012 года.
-за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году в сумме 82 512 740,7 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд, в 2012 году в сумме 87 250 650,3 тыс. рублей и в 2013 году в сумме 94 973 882,5 тыс. рублей.
Распределение расходов бюджета Фонда по разделам бюджетной классификации в 2010-2012 годах предусмотрено следующим образом.
По разделу 01 «Общегосударственные вопросы» в 2010 году объем расходов определен в размере 5 742,2 тыс. рублей (110% к 2009 году), в 2011 году - 6 201,6 тыс. рублей (108% к 2010 году), в 2012 году - 6 635,8 тыс. рублей (107% к 2011 году).
По разделу 07 «Образование» в 2010 году объем расходов определен в размере 45 038,8 тыс. рублей (115% к 2009 году без учета расходов на оздоровление детей), в 2011 году - 48 642,0 тыс. рублей (108% к 2010 году), в 2012 году - 52 047,0 тыс. рублей (107% к 2011 году).
По разделу 10 «Социальная политика» в 2010 году объем расходов определен в размере 453 767 989,7 тыс. рублей (115,2% к 2009 году), в 2011 году - 489 087 104,1 тыс. рублей (107,8% к 2010 году), в 2012 году - 535 155 461,0 тыс. рублей (109,4% к 2011 году). На 2010-2012 годы расходы на эти цели увеличены по сравнению с расходными обязательствами, утвержденными Федеральным законом о бюджете Фонда на 2009 год, соответственно на 59 781 028,1 тыс. рублей (15,2%), 95 100 142,5 тыс. рублей (24,1%), 141 168 499,4 тыс. рублей (35,8%).
Наибольший удельный вес в составе расходов на выплату пособий составляют расходы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сумма которых в 2010 году установлена в размере 219 057 026,1 тыс. рублей (48,3% к общим расходам), в 2011 году - 233 211 678,4 тыс. рублей (47,7%), в 2012 году - 259 184 611,6 тыс. рублей (48,4%).
Бюджет Фонда предусматривает общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2011 год в сумме 398 576 228,2 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 433 978 212,6 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 476 074 371,6 тыс. рублей.
Особенности отдельных расходных обязательств бюджета Фонда:
) сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2011 году 68 586,0 рублей, в 2012 году - 72 701,2 рублей и в 2013 году - 76 699,8 рублей;
) максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать в 2011 году 52 740,0 рублей, в 2012 году - 55 900,0 рублей и в 2013 году - 58 970,0 рублей.
2.3 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ
В таблицах 2.2.1 и табл. 2.2.2 представлен вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования.
Таблица 2.2.1. Вертикальный анализ показателей фонда
Статьи расходов2010 г. Сумма расходов, тыс. руб.Уд.вес, %2011 г. Сумма расходов, тыс. руб.Уд. вес, %Фонд социального страхования Российской Федерации453 818 770,7456 874 617,71. Общегосударственные вопросы5 742,20,00119 303 575,84,225- Международные отношения и международное сотрудничество5 742,20,0016 201,60,001- Международное сотрудничество5 742,20,0016 201,60,0012. Образование45 038,80,00148 191,50,011- Переподготовка и повышение квалификации45 038,80,00148 191,50,011- Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров45 038,80,00148 191,50,011- Переподготовка и повышение квалификации кадров45 038,80,00148 191,50,0113. Социальная политика453 767 989,799,998437 522 850,495,764- Социальное обеспечение населения452 136 900,799,629435 673 131,395,359- Социальная помощь435 793 254,296,028435 673 131,395,359- Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством158 180 471,034,855136 064 610,529,782- Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний2 933 532,00,6463 474 900,00,761- Пособия по беременности и родам60 853 799,013,40963 246 690,013,843- Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет71 443 119,315,74381 101 526,017,751- Пособия при рождении ребенка14 312 073,63,15415 293 480,43,347- Единовременные страховые выплаты731 442,30,161785 159,60,172- Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний10 898 930,02,40211 661 855,12,552- Другие вопросы в области социальной политики1 611 089,00,3551 828 419,10,400- Мероприятия в области социальной политики848 973,00,1871 132 419,10,248Всего расходов453 818 770,7100456 874 617,7100
Таблица 2.2.2. Горизонтальный анализ показателей фонда
Статьи расходов2010 г. Сумма расходов, тыс. руб.2011 г. Сумма расходов, тыс. руб.Темп роста, %Фонд социального страхования Российской Федерации453 818 770,7456 874 617,71. Общегосударственные вопросы5 742,219 303 575,8????? 336182- Международные отношения и международное сотрудничество5 742,26 201,6108,0- Международное сотрудничество5 742,26 201,6108,02. Образование45 038,848 191,5106,9- Переподготовка и повышение квалификации45 038,848 191,5106,9- Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров45 038,848 191,5106,9- Переподготовка и повышение квалификации кадров45 038,848 191,5106,93. Социальная политика453 767 989,7437 522 850,496,4- Социальное обеспечение населения452 136 900,7435 673 131,396,4- Социальная помощь435 793 254,2435 673 131,399,9- Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством158 180 471,0136 064 610,586,0- Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний2 933 532,03 474 900,0118,5- Пособия по беременности и родам60 853 799,063 246 690,0103,9- Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет71 443 119,381 101 526,0113,5- Пособия при рождении ребенка14 312 073,615 293 480,4106,9- Единовременные страховые выплаты731 442,3785 159,6107,3- Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний10 898 930,011 661 855,1106,9- Другие вопросы в области социальной политики1 611 089,01 828 419,1113,5- Мероприятия в области социальной политики848 973,01 132 419,1133,4Всего расходов453 818 770,7456 874 617,7100,7
Общая сумма расходов в 2011 году предусмотрена в объеме 456 874 617,7 тыс. рублей, или 114,6% к ассигнованиям, направляемым на исполнение публичных нормативных обязательств, утвержденным в бюджете ФСС, из них:
-на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 136 064 610,5 тыс. рублей, что на 14% меньше чем в 2010 году;
-на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 3 474 900,0 тыс. рублей, что на 18,5% больше чем в 2010 году.
Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» - 19 303 575,8 тыс. рублей (4,225% общего объема расходов ФСС), «Образование» - 48 191,5 тыс. рублей (0,011%), «Социальная политика» - 437 522 850,4 тыс. рублей (95,764%).
Затраты ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены в Законопроекте на 2011 год в сумме 63 246 690,0 тыс. рублей, или 103,9% к данному виду расходов по бюджету 2010 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 81 101 526,0 тыс. рублей, или 113,5% к 2010 году, при рождении ребенка - 15 293 480,4 тыс. рублей, или 106,9%.
По статье бюджета «Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» расходы на выплату данного вида пособия определены в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размер указанного пособия определяется исходя из 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законопроектом предусмотрена индексация минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исходя из уровня инфляции на соответствующие годы (2010 год - 110%; 2011 год - 108%; 2012 год - 107%).
Размер единовременного пособия при рождении ребенка в проведенных расчетах принят на 2010 год в размере 10 989,0 рублей, на 2011 год - 11 868,0 рублей и на 2012 год - 12 699,0 рублей.
При расчетах расходов на выплаты пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и социального пособия на погребение применялось среднее значение районного коэффициента в размере 1,1.
В соответствии с законопроектом, по статье бюджета «Единовременные страховые выплаты» сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на 2010 год установлена в размере 64 400 рублей. На 2011 год указанная сумма с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен составила 69 600,0 рублей, на 2012 год - 74 500,0 рублей. При прогнозировании расходов на выплату единовременных страховых выплат на 2010-2013 годы принято количество выплат в соответствии с динамикой за ряд лет в размере 31,8 тыс. выплат без увеличения по годам планируемого периода.
В 2012 году на финансирование затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было направлено 199 338 566,2 тыс. рублей. Из них на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 3 474 900,0 тыс. рублей, или 118,5% к уровню этих затрат по бюджету ФСС на 2010 год; единовременные страховые выплаты - 785 159,6 тыс. рублей, или 107,3%; ежемесячные страховые выплаты - 40 154 470,0 тыс. рублей, или 111,1%; расходы по доставке и пересылке страховых выплат - 462 617,8 тыс. рублей, или 106,2%; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 11 661 855,1 тыс. рублей, или 106,9% к уровню 2010 года.
По статье бюджета «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» предусмотрены расходы на указанные цели на 2010 год в сумме 10 898 930,0 тыс. рублей (106,6% к бюджету 2009 года), на 2011 год - 11 661 855,1 тыс. рублей (106,9% к 2010 году) и на 2012 год - 11 895 371,1 тыс. рублей (102,0% к 2011 году).
Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета в сумме 8 495 300,6 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 745 938,2 тыс. рублей. В 2011 году бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 11 597 000,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 874 638,7 тыс. рублей, и в 2012 году - 11 597 000,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 885 159,7 тыс. рублей.
3. Проблемы и пути совершенствования Фонда социального страхования РФ
В условиях рыночных преобразований особое место занимают проблемы социального обеспечения граждан. Социальное обеспечение связано с защитой со стороны общества в лице государства от рисков потери трудоспособности и безработицы, потери кормильца. Социальное страхование выступает одним из методов такой защиты. Реформирование в области социального обеспечения, и социального страхования в том числе, должно быть направлено на повышение социальной защищенности населения от возрастающих в условиях рынка рисков. С другой стороны, следует учитывать, что данная цель не должна противоречить стимулированию деловой активности и стабильности государственных финансов.
В настоящее время Россия находится в стадии выхода из кризиса. В соответствии с этим, существует ряд трудностей с уплатой налогов и взносов. И в этой связи есть проблема: как сбалансировать доходы и расходы системы внебюджетных социальных фондов?
Когда Департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации начинал подготовку предложений по реформированию социального страхования, в том числе и вопросов сбалансированности бюджетов государственных социальных фондов, было принято решение, что их несбалансированность и наличие дефицита с кризисом никак не связаны. Вызваны они другими причинами.
Дефицит бюджета Фонда социального страхования носит системный характер, который сразу проявился, как только начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий. Его причина - в существовании специальных налоговых режимов, установленных в свое время в целях поддержки ряда страхователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, представителей малого бизнеса. Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога - единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.
Выплаты из ФСС застрахованные из этих организаций получают в полном объеме в соответствии с нормами российского законодательства. Хотя обеспечены эти выплаты платежами самих организаций менее чем на 50%. Следует отметить, что когда вводились нормы о льготном обложении этих категорий плательщиков, предполагалось, что речь будет идти о 3-5 млн человек, занятых на малых предприятиях. Но сейчас в подобных организациях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше - 13 млн человек, и каждый год прибавляется практически по миллиону. При этом число рабочих мест в стране не увеличилось - по-прежнему в экономике занято около 62 млн работников среднесписочного состава. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше сохранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.
С принятием нового законодательства о страховых взносах законодатель уравнял организации, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками и ввел переходный период для реализации этой нормы. Уже с 2011 года, когда норма начала вводиться в действие, ситуация с поступлением доходов в бюджет ФСС начала улучшаться. А к 2015 году, когда норма будет применяться в полном объеме, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет.
Одно из важных направлений социального страхования, как известно, - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По этому виду социального страхования доходов для выполнения обязательств государства в принципе достаточно. Стоит что-то менять в системе тарификации?
Формально оснований для беспокойства по поводу этого вида социального страхования вроде бы нет - ведь бюджет здесь сбалансирован и исполняется даже с некоторым профицитом. Однако на деле без модернизации тарифной политики, изменения целей и задач социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не обойтись.
Перемены здесь нужны, и главное в них - переориентация тарифной политики на позитивные задачи. Сегодня целью этого вида страхования по-прежнему остается обеспечение страховых выплат в возмещение вреда по факту возникших случаев причинения вреда жизни и здоровью работника. Такая цель ставилась при передаче этих выплат от предприятий фонду. А в перспективе целью страховщика должны также являться профилактика и предотвращение возникновения страховых случаев, особенно если речь идет о профессиональных заболеваниях, а также реабилитация пострадавших, имея в виду их возвращение к трудовой деятельности и активной жизни.
Должны измениться и классификация рисков, принципы их оценки. Сегодня оценка производится по двум показателям - объему выплат по имеющимся страховым случаям и размерам фонда оплаты труда по виду экономической деятельности. Чем больше фонд оплаты труда, тем ниже «риски», чем меньше, - тем выше. По этим же принципам производятся классификация рисков и установление страховых тарифов. Но фонд оплаты труда на деле никак не связан с условиями труда и их влиянием на жизнь и здоровье работника.
Иными словами, целью модернизации тарифной политики в этой сфере социального страхования должны стать ее конкретизация и адресность.
Принципы тарификации в этом виде страхования следует пересмотреть - вплоть до того, чтобы устанавливать свои тарифы для каждого конкретного предприятия, с учетом того, какие вредные условия производства имеются на нем и что делается для того, чтобы эти условия не наносили непоправимый вред здоровью работников. Тем самым это побуждает работодателя к модернизации технологии, снижению вредности производства. При невозможности таких решений - к своевременному выводу работников с вредных производств.
Недостатки существуют также и в Законе о Бюджете Фонда социального страхования, в частности Законом не предусмотрены бюджетные ассигнования на:
-детский оздоровительный отдых и на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам для долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения;
-расходы по проведению углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
-осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных и ассигнования для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на проект Федерального Закона «О Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» предлагает обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов:
. Рекомендовать Минздравсоцразвития России как координатору деятельности государственных внебюджетных фондов разработать методику прогнозирования объемов поступлений в Фонд страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
. В целях более обоснованного подхода к формированию показателей по объему поступлений страховых взносов на очередной финансовый год рекомендовать Фонду как главному администратору поступлений страховых взносов на основе представляемых страхователями расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам разработать форму отчетности о базе для начислений по страховым взносам, включающей, в том числе, информацию по распределению начисленной облагаемой базы по категориям плательщиков, а также объему выплат, не облагаемых страховыми взносами.
Также в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.
Немаловажным аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.
Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.
социальный страхование фонд тарифный
Заключение
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Фонд социального страхования создан для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
-обеспечение гарантированных государством пособий;
-участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
-подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы.
Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений.
Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.
Список литературы
1.«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция)
2.«Федеральный Закон о Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28.11.2009 г. №292-ФЗ
.«Федеральный Закон о Бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2010 годов» от 08.12.2010 г. №334-ФЗ
.Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
.Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
.Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
.Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. №101 «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации
.Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 9 октября 2009 г. N ЗАМ-33/14 на проект Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
.Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2006.
.Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - Юрайт, 2013