Архитектура и скульптура архаического периода искусства Древней Греции
Тема
Архитектура и скульптура архаического
периода искусства Древней Греции
Аннотация
Курсовая работа посвящена исследованию особенностей скульптуры и
архитектуры в архаическую эпоху.
В основной части рассматриваются особенности развития архитектуры и скульптуры Древней Греции
в архаическую эпоху, а также проводится изучение храмов различных территорий
Греции.
Введение
архаика зодчество скульптура греция
В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с VII по VI в. до н.э. В этот период формируются полисы -
города-государства - в которых каждый полноправный гражданин - собственник и
политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное
положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру:
на первый план выдвигаются мирные добродетели ("справедливость",
"рассудительность", "благочестие"), а необходимость
поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального
творчества. Именно в этот момент возникают основы для дальнейшего развития
искусства, которым впоследствии прославится Греция: вазопись, монументальная
архитектура, лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д. Объектом
исследования данной работы является архитектура и скульптура архаического
периода искусства Древней Греции. Предметом исследования в курсовой работе
являются культовые постройки разных регионов Греции, а так же виды различных
архаических скульптур. Цель данной работы - рассмотреть особенности развития
архитектуры и скульптуры Древней Греции в архаическую эпоху. Для достижения
поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач
исследования: - Рассмотреть развитие архаического храма от простейших форм к
более сложному периптеру. - Изучить особенности храмов разных территорий Греции.
- Исследовать эволюцию становления скульптурных образов. - Рассмотреть
особенности той или иной скульптуры в отдельности. Для полного и всестороннего
рассмотрения темы работы, а также в качестве источника для добывания
фактического материала в работе будут использованы некоторые научные методы
исследования, в частности метод изучения и анализа научной литературы, а так же
подробный анализ иллюстраций храмов и скульптур. Практическая значимость данной
работы довольно велика, так как древнегреческое искусство является идеалом,
каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Эти каноны, ставшие
непреложными правилами во времена Древнего Рима и эпохи Ренессанса, зарождаются
именно в архаический период развития древнегреческого искусства. В основу этой
работы была положена книга Людмилы Акимовой "Искусство Древней Греции:
геометрика, архаика.", а так же ряд источников научной литературы, среди
которых стоит отметить: Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.; Винкельман И. И.
История искусства древности. и другие.
Глава I. Архитектура архаического периода
Древней Греции
О древнейшем периоде эллинского зодчества - эпохе архаики, охватывающей VII - VI вв. до н. э., мы можем судить почти исключительно по
постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли,
главным образом, храмы и сокровищницы. Греческий храм был в то время центром
городской жизни, не только религиозной, но политической и экономической
деятельности. На священных участках, обнесенных оградой, около восточного
фасада храма под открытым небом ставился алтарь, а внутри - статуя божества.
Место выбиралось обычно лучшее. "Для храмов и жертвенников, - говорил
Сократ, - самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят,
потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в
чистоте". Нередко архитекторы ставили святилища на высоких холмах, порой
на берегу моря. Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от
деревянных к каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами
периптер. Вход был обычно с востока. Основное помещение - наос, или целла,-
располагалось за преддверием - пронаосом. Сзади целлы - в адитоне или
опистодоме - хранились дары.[5] В период архаики в архитектуре Древней Греции
создается ордерная система - такой порядок, согласно которому храм получал свой
облик в зависимости от заключенного в нем духовного смысла. Этот
"порядок", возникший, еще в VII в. до н.э., выступал в двух разных формах - ионийской и дорийской,
которые соответственно связывались с двумя противоположными идеалами - женским
и мужским.[1, c.243]
Дорийский ордер логичен и конструктивен, с четким распределением
тектонических сил: все элементы здания делились на две категории - нижние и
верхние, или несущие возложенную на них тяжесть и несомые. В греческом храме
несли постамент здания - стилобат, колонны, которые на него опирались. Несомая
ими тяжесть была перекрытием - балки, лежащие на колоннах, оформлялись в виде
антаблемента из трех уровней (горизонтальная балка, архитрав, заполненный
рельефами фриз и карниз). Выше лежала собственно двускатная кровля с
фронтонами, в которых часто помещались скульптурные группы. Фронтоны украшались
по углам акротериями - в виде ритуальных вещей, стилизованных растений, позднее
фигур и даже скульптурных групп; зрительно они сглаживали резкость перехода
очертаний храма на фоне неба.[1, c.243]
Ионийский ордер, распространенный в ионийских городах на побережье Малой
Азии и на греческих островах, был утонченнее, изящнее, мягче. Витрувий
соотносил его с образом зрелой женщины, матроны. Помимо иных пропорциональных
отношений, ионический ордер отличается тем, что фриз, в дорийских зданиях
состоявший из вертикальных желобчатых триглифов, между которыми помещались
квадратные плиты с рельефами, метопы, здесь представляет собой непрерывную
декоративную ленту. Второе важное отличие заключается в образе ионийской
колонны. Она не только стройнее, но и опирается уже не прямо на
"землю", а на профилированную базу, которая отделяет ее от стилобата.
Особую форму имеет и изящная ионийская капитель. Она представляет как бы
женскую голову с изощренной прической: это невысокие, но мощные завитки-волюты,
закрученные спиралями и часто имеющие тонкий декор.[1,с.244]
1.1
Архитектура Метрополии
Материковая Греция с Пелопоннесом и прилегающими островами является
территорией на которой сложились первые монументальные каменные сооружения и
были разработаны основные формы и элементы дорической архитектуры и ордера.
Храм Геры в Олимпии.
Древнейшим дорийским храмом метрополии считался храм Геры в Олимпии,
построенный до 600 г. до н. э. Храм Геры (ил.1) - классический перистиль -
вытянутый в длину, ориентированный по сторонам света, с двумя обособленными
входами, с востока и с запада, без западной апсиды. Восточный вход, с четным
числом колонн по фасаду, вел в целлу, а западный - в очень неглубокий
опистодом.[1, c.256] Храм Геры - один из древнейших
дорических периптеров, от которых до нас дошли не только фундаменты, но так же
остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Так
же стоит заметить, что храм перестраивался три раза, и мы имеем перед собой
лишь остатки последнего из них.[4, c.57] Третий Герайон стоял на двухступенчатом основании 18,75х50 по
стилобату. Стены храма были выложены на цоколе высотой 1 м , сложенным из
известянка ракушечника. Наружная сторона цоколя состояла из поставленных на
ребро высоких плит - орфостатов, внутренняя - из четырех горизонтальных рядов
квадров. Постели этих квадров были заглублены, и они соприкасались друг с
другом только гладко притесанными краями. Лежавшая на цоколе часть стены была
выложена из кирпича-сырца. Чтобы служить надежной опорой перекрытия она должна
была иметь значительную толщину. Остатки этой сырцовой кладки были обнаружены в
виде толстого слоя глины, покрывавшей пол наоса и портиков.[4, c.59] Интерьер олимпийского храма
выглядел необычно для рядового перистильного здания. Он был разбит
перпендикулярно выходящими из боковых стен перемычками на компартименты - по
четыре больших с каждой стороны, а у торцовой стены они образовывали общее
неглубокое пространство, в котором стояла культовая статуя богини. Перемычки
выразительно делили пространство на ячейки - как бы внутренние капеллы, каждая
из которых могла иметь иметь индивидуальную предназначенность и движение по
которым напоминало "ныряние" из одной пространственной зоны в
другую.[1, c.256] Расстановка колонн в Герайоне
отличается регулярностью, не свойственной дорике позднейшего времени:
внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях. Наружные колонны
храма очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей. То
обстоятельство, что Павсаний еще во II веке до н. э. видел одну дубовую колонну, дало повод предположить, что
первоначально все колонны Герайона были деревянными и лишь постепенно
заменялись каменными, каждый раз в стиле соответствующего времени.[4, c.60] Сохранившиеся колонны составлены
из двух или нескольких барабанов; материалом для них послужил ракушечник
покрытый штукатуркой. Их диаметр колеблется от 1,01 до 1,29 м. Число каннелюр и
их глубина тоже различны. Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с
западного угла, имеет 16 каннелюр и гладкую шейку под эхином. Это единственная
колонна которую можно отнести к VII
веку до н.э.[4, c.61]
Храм Аполлона в Коринфе
Храм Аполлона (ил.2) является лучше всего сохранившемся памятником дорики
VI в. до н.э. в материковой Греции и
занимает важное место в общем развитии ее архитектуры. Это дорический периптер
с числом колонн 6х15 и размером по стилобату 21,36х53,3 м. Внутренние помещения
храма состояли из двухколонного пронаоса в антах, наоса, разделенного двумя
рядами колонн, и небольшого, так же разделенного колоннами помещения,
открывающего на запад и сообщающего с опистодомом.[4, c.64] Здание становится "двусторонним": целла
делится поперечной стеной на две части, доступные для входящих с двух
противоположных сторон. Такое деление целлы могло говорить лишь о том, что в
храме почитались два бога (вернее, чета богов), но кто был вторым -
неизвестно.[1, c.258] Монолитные
колонны храма приземисты: отношение их высоты к нижнему диаметру равно 4,2:4,4.
Важно, что колоннада теснее привязана к телу храма: интерколумнии крайних
колонн на фасадах сужены, и эта подгонка не так бросается в глаза, как в ранних
зданиях, где приходилось растягивать либо последние метопы, либо крайние
триглифы. Построенный около 540 г. до н.э. храм Аполлона в Коринфе
характеризует тот период в развитии дорического ордера, когда чрезмерно легкие
пропорции первых каменных сооружений Геометрики сменились особенно мощными и
хотя пластическими, но еще грузными формами.[4, c.66]
Храм Афины Афайи на острове Эгине. Храм Афины Афайи (ил.3) стоит на грани
архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее
развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая
постройка материковой Греции. Храм был заложен после 500 г до н.э. [4, c. 73] Храм небольшой, выстроенный из
бледно-серого ракушечного известняка, который сверху покрыт штукатуркой; он
стоит на особом каменном постаменте из четырех ступеней размером 13,79х28,5 м
по стилобату, и ориентируется, как большинство греческий святынь на море.
Членение внутреннего пространства традиционно: пронаос, наос и опистодом,
выдержанные в хороших пропорциях - 6х12 колонн.[1, c.260] В пропорциях храма чувствуются архаические черты. Хотя
колонны довольно стройны, но антаблемент тяжеловат. Его внутренние членения
тоже архаичны: фриз больше архитрава. В устройстве храма появляется важное
новшество. Трехнефная цела, в которой стояла культовая статуя богини, имеет
двухъярусную колоннаду: на колоннах первого яруса стоят небольшие колонны
второго. Соответственно на верхнем ярусе имеются две небольшие галереи вдоль
северной и южной стен для обхода. Монументальная культовая статуя теперь стояла
в центральном нефе, обрамленном по сторонам двухъярусными колоннадами. Снизу
наверх вели две лестницы, так что теперь прогуливаясь по верхним галереям можно
было рассматривать статую сверху. Прежде созерцание культовой статуи или совсем
запрещалось или позволялось с уровня пола.[1, c.260] 1.2 Архитектура Великой Греции.
Зодчество Великой Греции - обширной территории, охватывающей южную Италию
и самый крупный остров Средиземного моря о. Сицилию, занимает в истории
развития греческой архитектуры особое и чрезвычайно важное место. Расположенные
на стыке западной и восточной частей Средиземноморья, эти территории с давних
времен находились под влиянием финикийцев, но уже в первой половике VIII в. до н.э. здесь появляются первые
колонии греческих племен. [4, c. 84]
Храм С в Селинунте Один из самых ранних храмов Запада - храм С в
Селинунте (ил.4) был сооружен в конце первой половины VI в. до н.э. Это периптер с числом колонн 6х17 и размером
стилобата, равным 28,93х63,76 м. За небольшим пронаосом располагается
однонефная целла, а за ней - адитон. Храм имеет по-архаически вытянутый план -
узкая вытянутая цела без колонн отодвинута к западу, а образовавшееся
пространство заполнено вторым рядом колонн.Вход с востока усиленно акцентирован
двойным рядом колонн и лестницей из восьми ступеней (на боковых сторонах - по
четыре; это традиционное для Южной Италии решение). Колонны - разного диаметра,
но внутри пропорции уже приведены к гармонии: адитон и пронаос почти равны по
величине. Облик храма отличается особой экспрессией: колонны имеют более
стройные пропорции, чем в прежних храмах, с более развитыми капителями; несомая
часть исключительно декоративна и нарядна. На фасаде - десять метоп в высоком
рельефе с изображением космогонических мифов. Все метопы снизу и сверху имели
плоские выступы, как бы удерживающие изображение в своих границах. Декор хорошо
сочетался с архитектурной конструкцией, но внутренне с ней не связан - он
выглядит как наложенная сверху аппликация.[1, c.249] Исключительно богато было убранство храма, которое,
если не считать терракотовых облицовок карниза на боковых фасадах, было
сосредоточено на главном восточном фасаде. Помимо богатейших терракотовых
карнизов в тимпане фронтона находился единственный в своем роде. огромный
терракотовый рельеф, изображавший голову Горгоны.[4, c.95]
I Храм
Геры в Посейдонии. I храм Геры в
Посейдонии (ил. 5) , вошедший в историю архитектуры под названием Базилика, был
построен около 540 года до н. э. Это дорический периптер на трех-ступенчатом
основании размером 24,52х54,3 м по стилобату и необычайным числом колонн 9х18
со входом с восточной стороны, с далеко отстоящими от стен колоннами. Интерьер
делился на три обычных части: пронаос - наос -опистодом, из которых наос был
разделен восьмью колоннами на два нефа. Нечетному количеству колонн переднего
фасада соответствует распланировка пронаоса, снабженного тремя колоннами и
обрамленного антами; из пронаоса две двери ведут в целлу, разделенную
колоннадой (из шести полных и двух примыкающих к стенам неполных колонн) на два
нефа; в глубине каждого из нефов - по двери, ведущей в адитон. Следовательно,
нечетное количество колонн в зажатом «антами» портике приводило к тому, что
центрального входа в храм быть не могло: по оси стояла колонна. Более того,
обособленность, разделенность нефов была отмечена наличием у них
самостоятельных входов из пронаоса - торжественных, снабженных ступенями. Еще
одна неординарная черта - увеличенный размер интерколумния, между шестой и
седьмой колоннами. Возможно, там стояла культовая статуя.[4, c.101] В планировке храма отмечаются
большая регулярность и явные математические закономерности построения.
Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить
отношение 4:9 или 8:18. Целла по соотношениям ширины к длине должна была иметь
пропоруции 2:7 с тем, чтобы ширина портика со всех ее сторон соответствовала
одной пропорциональной единице или двум пролетам. I храм Геры относится к числу наиболее хорошо сохранившихся.
Уцелела почти вся его наружная колоннада с архитравом и частями внутренней стороны
фриза, колонны и анты пронаоса и часть внутренней колоннады. Храм производит
впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности. Причиной того являются
не только его крупные абсолютные размеры. Главная его особенность, ярко
сказывающаяся на общем облике, не встречающаяся больше нигде - форма энтазиса
колонн, как бы вспучившихся под тяжестью архитрава. Другие особенности -
большое различие между нижними и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и
распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных
глубокой скоцией. Каждая колонна храма воспринимается как самостоятельное
пластическое тело, обладающее какой-то необычной жизненной силой, помогающий ей
выдержать груз, кажущийся чрезмерным.[4, c.102]
Храм Афины (ил.6) с пропорциями 14,54х32,88 м, построенный в 520-510 гг.
до н.э., т.е на 20-30 лет позднее Базилики, свидетельствует о значительных
изменениях, которые произошли в архитектуре Посейдонии за этот период. У этого
храма более современная структура 6х13 колонн с четным числом опор на торцах.
Пропорции наоса очень просты - 1:2. Пропорции колонн стали уже значительно
стройнее, исчезла "вспученность" ствола, а рисующий форму энтазис
создает впечатление силы без преувеличенной напряженности.[4, c.105] Внутренняя организация
пространства, с четырьмя колоннами пронаоса, выдает уже чисто ионийские черты.
У наоса нет ни опистодома, ни сокровищницы, зато утроен очень широкий вход,
отмеченный двумя колоннами, при котором имеются два лестничных марша, ведущих в
верхние части здания. У храма Афины сохранился фронтон, стоящий на высоком
антаблементе, с дорийскими триглифами и метопами и с очень широким выносом
карниза. Только здесь реально ощущается, какой мощный груз давил на колоннаду и
каким образом, путем чисто эстетического выражения тектоники масс и
распределения их в пространстве, преодолевалась тяжесть небосвода.[1, c.255]
.3 Архитектура Восточной Греции
Западное побережье Малой Азии и прилегающие к ней острова, издавна
заселенные греческими племенами, являлись не менее важной областью развития
эллинской культуры, чем метрополия. Именно в богатых городах Ионии и в Эолии
зародились греческая философия и лирика. Здесь же возник в середине VI в. до н.э. и ионический ордер.
Храм Геры на острове Самосе. Святилище Геры на о. Самосе было одним из
древнейших в Греции. Археологические исследования позволяют предположить, что в
начале VIII в. до н.э. здесь стоял быть может,
уже не первый храм с архпичной по пропорциям, необычайно узкой целлой
(32,86х6,5 м). Он имел посредине ряд деревянных стоек на плоских плитах,
завершавшийся средней из трех опор, расположенных со стороны входа между
торцами стен. Крыша храма была по видимому плоской.[4, c.114] При перестройке храма около середины того же столетия
целла сохранила средний ряд стоек, но была несколько расширена и окружена
наружным рядом деревянных опор, образовавших непрерывный портик вокруг всей
постройки, которая, явилась первым периптером не только в герческом, но и в
мировом зодчестве. Его портик включал семь опор спереди, шесть сзади и по
семнадцать с боков. Все опоры стояли на простейших каменных базах.
Первоначальное несовершенство плана, вынуждавшее располагать культувую статую
сбоку, а не посередине целлы, сохранилось, хотя общее отношение длины храма к ширине
несколько исправилось.[4, c.115]
При следующей перестройке храма планировка целлы была коренным образом
улучшена: средний ряд стоек был заменен двумя рядами опор вдоль стен целлы,
строго по оси соответсвующих стоек птерона. Все опоры были выполнены из дерева
и составляли единый каркас, четко перевязанный по верху балками. Деревянное
перекрытие несло плоскую крышу без черепиц. III храм Геры в Самосе, как и одновременный и весьма
схожий с ним храм Артемиды в Эфесе, был выстроен около 550 г. до н. э. . Обе
постройки имеют исключительное значение для истории архитектуры, поскольку в
них впервые встречается зрелый, полностью выполненный ионический ордер. IV Герайон размером 54,58х111,5 м по
стилобату поднимался над землей на две ступени. Он построен, по-видимому, при
Поликрате, имел по два ряда колонн на продольных фасадах и по три - на
торцовых. Часть наружных колонн была исполнена из мрамора, часть - пороса.
Колонны пронаоса имели поросовые стволы, мраморные базы и капители. Капители
имели астрагал своеобразной формы - в виде гладкой полосы, зажатой между двумя
валиками. В некоторых капителях шейка была орнаментирована.[4, c.115]
Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды Эфесской (ил.7) в древности считался одним из семи чудес
света. Строительство архаического храма было начато еще в первой половине VI в. до н.э., о чем свидетельствуют
обнаруженные на скульптурных базах колонн посвятительные надписи лидийского
царя Креза, жертвовавшего средства на постройку. Наружная диптеральная
колоннада возводилась уже во торой половине VI в. до н. э., а все строительство длилось сто двадцать
лет.[4, c.115] Архаический храм Артемиды
Эфесской был сожжен в 356 году; согласно преданию, он был подожжен Геростратом.
Размер храма по стилобату составлял 109,2х55,1 м. При обычно принятой
ориентации продольной оси с запада на восток вход в него располагался с
западной стороны. Внутреннее помещение состояло из глубокого пронаоса,
разделенного на три нефа двумя рядами колонн, по четыре в каждом, с обширной
целлой, сообщавшейся дверью с небольшим четырехколонным опистодомом.
Расположение колонн в целле в точности неизвестно: полагают, что она была также
трехнефной. Колоннады храма были сооружены из мрамора. Стены имели массивную
мраморную облицовку и заполнялись известняком на растворе. Черепицы были
глиняные, огромная сима-парапет - из мрамора. Высота колонн в точности
неизвестна. Базы малоазиатского типа различались между собой в деталях.
Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких
барабанах, украшенных рельефами и завершавшихся валом. Капители были различных
типов, но все они имели сильно развитый эхинс крупными овами, большие подушки,
завершенные волютами, и вытянутую в плане абаку. Волюты не имею глазка, в
некоторых капителях украшены розетками. Ширина абаки и подушки уже верхнего
диаметра колонны.[4, c.117]
Глава II. Скульптура архаического периода
древней Греции
Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек,
представленный в виде бога, героя, атлета. Архаический идеал - это молодой и
прекрасный бог (или богиня), находящийся на пороге своего выхода во
"взрослый" мир - реальный, деятельный, творческий. В нем отражается
идея полного созревания плода во чреве матери, который уже готов выйти на свет,
но пока не решается сделать последний шаг и продолжает оставаться внутри.[1, c.293] Назначение дошедших до нас
архаических статуй мало известно: некоторые из них были надгробными, другие
могли быть культовыми и посвятительными. Архаическая скульптура была
представлена как правило двумя видами фигур: куросами и корами. Кора - статуя
молодой женщины, стоящей в скованной позе. Она ваялась в человеческий рост, или
чуть меньше его. На спокойном безмятежном лице скульптор изображал так
называемую "архаическую улыбку", возможно для того, чтобы показать,
что его скульптура - живая. Одеты коры в задрапированный складками хитон,
помогавший скрывать некоторую асимметрию скульптур. Вообще, следует отметить,
что, в отличии от куросов, коры никогда не ваялись обнаженными. Коры
создавались с двумя целями: во-первых, они посвящались богам. В этом случае
кора держала какой-нибудь предмет, связанный с "занятием" бога,
которому она была посвящена и на её основании вырезалось посвящение богу, имена
скульптора и человека, оплатившего выделку статуи (патрона). Во-вторых, коры
устанавливались на кладбища, чтобы отмечать могилы знатных граждан. В этом
случае, коре придавалось определенное сходство с усопшей. Курос - статуя
молодого юноши - атлета. Ваялись во фронтальной позе, с выдвинутой вперед левой
ногой (этот мотив греки позаимствовали из египетской культуры, где таким
образом изображали фараонов), с широкой грудью, мощными руками и мускулистым
телом. Создавались в основном, обнаженными, с безмятежным выражением лица и
архаической улыбкой. Иногда создавались в парной форме. Куросы были призваны
олицетворять мужскую силу воинов. Создавались с целью либо выделить могилы
знатных граждан на кладбищах, либо служили залогом для клятв, которые греки
давали богам. В таком случае курос устанавливался в храме и на нём делалась дарственная
надпись. Первоначально выполнялись из известняка, затем, в связи с хрупкостью,
куросы ваялись из мрамора. Своеобразие художественных форм, свойственное
мастерским различных центров Греции - ионических, дорических, аттических - уже
в ранние века ее существования, становится особенно заметным в эпоху
архаики.[5] 2.2 Куросы и другие типы мужских фигур. Ранний архаический тип
куроса представляет небольшая бронзовая статуэтка Аполлона из Фив начала VII в. до н.э., сохранившаяся до колен.
Ее посвятил Аполлону некий Мантикл. Фигурка с ее удлиненными пропорциями почти
геометрическая: абсолютно прямые плечи, треугольные торс и голова. Все части
тела еще строго обособлены друг от друга, механичны. Но вознесенность головы,
обрамленной двойными локонами, на очень высокой шее, выразительна, а согнутая в
локте левая рука и выдвинутая вперед левая нога говорят о начале оживления
образа.[1, c.295] Намного позже был создан курос
из Дельфт (ил.9), ок. 630 г. до н. э., - бронзовая фигурка, которую называют
"Зевсом". Заметны большие перемены: пропорции становятся
естественнее, локоны утрачивают тектоническую роль и становятся ее органической
частью. Значительно отодвинутые от тела руки, сжатые в кулак, оставляют большие
зазоры "негативного пространства".
Фигурка, разделенная поясом-митрой на верх и низ., предстает застывшей,
но внутренне готовой к движению: она накапливает энергию для шага. Плоскость,
отсутствие объема, пояс и прическа - характерные признаки дедалического стиля,
который был древнейшим в Греции; он получил название от легендарного
мифического скульптора Дедала. Этот стиль, возникший на Крите процветал во
второй половине VII в. до н. э.
[1, c.296] В середине VII века до н. э. скульпторы обращаются
к мрамору, наиболее подходящему материалу для изображения человеческого тела,
слегка прозрачному у поверхности, то белому, то кремовому от красивой патины,
вызывающему чувство телесной реальности. Мастера начинают отходить от
условности, усиливавшейся при использовании цветного известняка. Древнейший
аттический курос выполненный из мрамора, один из самых величавых в архаике,
дошел во фрагментах; сохранились его голова и рука. Дипилонская голова из Афин,
ок. 590 г. до н.э. несмотря на раннее происхождение статуи, - законченный и
совершенный образец монументальной скульптуры. В ней появилось глубокое
понимание пластики; голова не кубическая, а очень удлиненная, овалоидная, с
огромным лбом и выпуклыми миндалевидными глазами, словно сосредоточенными на
какой-то мысли. Впервые в человеческом образе находит отражение интеллект. [1,
298] Одна из ранних, целиком дошедших до нас фигур - нью-йоркская статуя куроса
из Аттики, ок. 590 г. до н.э, близкая по стилю Дипилонской голове и
приписываема тому же Дипилонскому мастеру. Она конструктивна и пластически
сильна, напряженность мышц над коленями, в паху и на груди выдает стремление
мастера понять понять работу тела как слаженного организма, но эта фигура
сильно проигрывает в духовном смысле: этот курос безжизнен и вял,и, несмотря на
выдвинутую вперед левую ногу, он не шагает, а словно решает для себя
неразрешимый вопрос: идти ему или оставаться на месте.[1, 299] Насколько
различались почерки мастеров разных регионов, позволяет судить Сунионская
группа куросов, состоящая из трех фрагментарных фигур; они были найдены к югу
от Афин, в святилище Посейдона на мысе Сунион, где были скрыты в земле при
нашествии персов в 480 г. до н. э. Фигуры кажутся на первый взгляд менее
артистичными, чем блистательная Дипилонская голова. Хотя они просто выполнены в
ином стиле. Роль прически редуцирована, маленький рот и подбородок соседствуют
с крупными выпуклыми глазами. Более всего бросается в глаза резкий суховатый
стиль трактовки поверхности. Об этом особенно ярко свидетельствует курос,
хранящийся в Афинах, у которого спина расчерчена глубокими и резкими желобками,
отмечающими позвоночник, лопатки, ребра и поясницу. Графическая игра так
выразительна и остра, что о натурализме, к которому якобы стремились мастера
архаики, нет и речи. Это плоскостное, декоративное видение формы.[1, c.300] Оригинальны и беотийские
фигуры. Так, афинский курос из Орхомена, ок. 580 - 570 гг. до н. э.,
выполненный из местного голубоватого мрамора, имеет широкое лицо,
акцентированные скулы и большой рот, с мягко, условно трактованными волосами,
которые не бросаются в глаза. Весь его облик предстает приглушенным, как бы
спящим. Вместо натуралистических поисков заметно нечто другое: части тела
расчленены резковато и сухо, как и в сунионских фигурах, но вместо графической
серии линий виден пластический ряд ненатуральных мышц, идущих от груди к
животу. Мастер стремился по-своему обнаружить жизнь в подкожных мышцах юноши,
но телесный организм существует у него по своим собственным, а не по
анатомическим законам.[1, c.300]
Дорийски мастера увлекались решением своей старой проблемы. Здесь шли поиски
оптимальной передачи в теле человека конструктивной пластики. Поразительным
примером здесь остаются статуи Клеобиса и Битона, ок. 580 г. до н.э.,
хранящиеся в Дельфах, работы агросского скульптора. Любопытно что обе статуи
входят в единый сюжет, но составляют две обособленные, отдельные фигуры. Статуи
представляют двух братьев - двух коренастых мускулистых крепышей, с огромными
сферическими головами, короткими руками и небольшими мускулистыми ногами.
Клеобис и Битон стоят неподвижно, однако они не производят впечатления
бездействующих. Напротив, они полны внутренней энергии: их колени резко
очерчены, суставы, сочленения между частями ног подчеркнуты; руки согнуты в
локтях и тоже очень функциональны. Грудь обрисована инертно, с обозначением диафрагмы
в виде дугообразной врезки; части тела отграничены от инертного живота; верхняя
часть тела "несомая" и может позволить себе оставаться
бездействующей. Но вот головы- опять крепки и излучают мощную телесную энергию;
массивные и круглые, с тяжелыми чертами, низким лбом и крепким подбородком, они
буквально пронзают своей пластикой пространство и врезаются в сознание зрителя
жизнерадостным, здоровым обликом. Скульптор свел к минимуму характеристику
волос - они очень плоские и проступают на лбу отдельными крутыми завитками.[1, c.301] Совсем другую концепцию
развивали восточногреческие центры, среди которых доминировали ионийские. Она
была направлена на отражение внешнего, чувственного. Так, голова куроса из
самосского Герайона ок. 550-540 гг. до н.э., имеет скругленный, сфероидальный
тип; волосы, заброшенные за спину и гладко обведенные по лбу, разделены мелкими
буклями. Нет заходящих на лоб спиралевидных локонов: волосы четко ограничены от
поверхности лица. Миндалевидные, косо посаженные глаза с деликатными гранями
бровей имеют резко подчеркнутое нижнее веко и скошенную выпуклость глазного
яблока. Тугая плоть щек напряжена в радостной улыбке - рот изогнут, в углах его
сильные ямочки. Игра светотени помогает уточнению пластических форм и усилению
выразительности образа - чувственного, мягкого, как бы излучающего свет.[1, c.302] Коринф, блистательный
керамический центр, в архаической пластике представлен достаточно бедно. Близ
Коринфа был найден один из замечательных архаических куросов, явно
пелопонесской работы - Аполлон из Тенеи, ок. 550 г. до н. э. От дорийской
тяжеловесности Клеобиса и Битона в его фигуре нет почти ничего, как и в мягком,
выражении лица. Очевидно влияние Ионии и Аттики: от первой тонкие удлиненные
пропорции и стройность фигуры, от второй - скругленные утяжеленные бедра, с
попыткой передачи давления верхней части фигуры на нижнюю. Но верхняя часть
легка - плечи покатые, разработка мускулатуры весьма условная. Живот очерчен
дугой, ч обозначенной осевой линией. Изящная голова обрамлена горизонтальными
волнами волос, которые ниспадают за спину расширенным треугольником. Характерен
чисто архаический профиль куроса - с далеко выдающимся носом, отступающим ртом
и выходящим вперед подбородком.[1, c.304] Один из позднейших аттических куросов, афинский Аристодик (ил.10),
найденный близ горы Олимп в Аттике, ок. 510-500 гг. но н. э., доводит поиски
ваятелей до логического конца. Фигура служила надгробием. Формы проработаны с
таким знанием с таким знанием анатомии и так органично связаны между собой, что
кажется будто Аристодик вот-вот шагнет навстречу зрителю. Его торс органично
переходит в паховую область, без напряжения, но с тонкой характеристикой
мышечных тканей, костной основы и жил. Руки больше устремляются вперед: ощутимо
напряжение, которое должно быть как-то снято. Небольшая, компактная голова с
короткой прической в виде шапочки окончательно отходит от условных форм
середины века. [1, c.310]
.1 Коры
Тип коры развивался в том же реалистическом направлении, что и тип
куроса, но у него была специфика: трактовка задрапированного тела. Здесь у
истоков стоит дедалический стиль, ярко представленный статуей известной богини
из Оксерре ок 640-630 гг до н э., вероятно происходящее из Крита. Она очень
плоская в профиль, хотя фасад достаточно широк. В талии фигура перетянута
широким поясом с пряжкой, разделяющим статический низ и более активный,
пластически насыщенный верх; объединительным элементом служит одеяние,
украшенное линейным, богато расцвеченным орнаментом. Все части тела хорошо
артикулированы, но действуют не вполне согласованно - им словно мешает
нормально двигаться чрезмерно сжатый плоский торс: в то время как левая рука
прижата ладонью к боку, правая согнута и кистью касается груди. Этот жест -
наследие древних восточных жестов, присущих обнаженным богиням плодородия.[1, c.310] Противоречия, заметные в
пластике женских дедалических фигур, преодолеваются в VI в до н э. Одна из первых греческих кор появляется примерно в
то же время, что и древнейшие каменные куросы, - это дошедшая фрагментарно кора
с острова Хиос, ок. 580-570 гг. до н. э., в целом виде достигавшая в высоту
2,25 м. Сразу отметим, что коры в отличие от большинства куросов, часто
изображались с атрибутами в руках - очевидно, вотивными дарами богам, если они
представляли их служительниц или адорантов, но, если они воплощали богинь, вещи
могли быть символическими знаками соотносимыми с их божественной сущностью.
Руки хиоской коры прижаты к груди, но не пересекают ее - не создают новых
пространственных планов. Одеяние же - очевидно, пышный ионийский хитон -
обозначено прямо по обнаженной телесной форме в виде тройных разветвленных
извивов.[1, c.311] Головы архаических ионийских
фигур высокохудожественны и поэтичны, о чем позволяет судить голова коры из
храма Афины в Милете, ок. 550-540 гг. до н. э. У нее имеется эпиблема,
закрывающая волосы. Лицо с широким лбом и узким подбородком скруглено и
компактно; скрывающий прическу убор прорезан тонкими графическими складками -
ни одного волоска не пробивается из-под него на лоб. Нарочитое отсутсвие
декора, мало свойственное Ионии, призывало оттенить выразительность черт.
Длинные и узкие, словно полуспящие, глаза с тонкими дугами граненых бровей, а
так же восточный нос и "архаическая улыбка" создают еще не
пробужденный к жизни, покоящийся в неком тайном инобытиии и только-только
прозревающий, чтобы взглянуть на окружающее, образ.[1, c.314] Стиль островных дорийских центров был более жесток и
конструктивен, и эти качество мало способствовали выявлению в женском образе
его женственности. Так, акропольская Кора из Афин, ок. 560-550 гг. до н. э., с
утраченной жизней частью представляет собой образ суховатый и прозаический.
Покатые плечи - едва ли не единственная чаерта, говорящаяя о ее женственности.
Кора облачена в ионийских хитон с рукавами, складки которого, жесткие и
скучные, прорезают верхнюю часть груди и рассыпаются по рукавам отдельными
сухими пучками. Они прижимает к груди яблоко, и этот жест убедителен и даже
изящен; он скрашивает отчасти неполную согласованность форм - прически,
разнородной трактованной спереди и сзади, и деревянной безжизненности мелких
черт лица.[1, c.315] Особую серию, последовательную
и яркую, представляют коры Аттики, целый ряд которых был найден археологами в
"персидском мусоре" Акрополя, - при вторжении персов жители Афин сняли
посвятительные статуи с постаментов и скрыли их от разрушений в земле,
следствием чего явилась их хорошая сохраненность; многие статуи девушек
остались ярко раскрашенными.[1, c.315]
Один из самых импозантных образов представляет Берлинская кора, ок. 570-560 гг.
до н.э, именовавшаяся прежде "богиней". Статуя происходит из
аттической Кератеи и была найдена погребенной в земле еще в древности.
Прекрасно сохранившийся памятник производит двойственное впечатление. С одной
стороны, кора монолитна и подобна колонне, а с другой стороны, монолит
срительно распадается на две части по вертикали; ноги в сандалиях стоят
обособлено, на разных платформах, с детально изображенной обувью. Преодолению
"распада" фигуры должны были способствовать энергичные движения рук:
обе поставлены перед телом и пересекают его на разных уровнях: левая заложена
под складки гимантия - правая держит гранатовое яблоко мочкой наружу.[1, c.316] Голову венчает корона с
миандром, поверх которого идет фриз лотосов и бутонов. Волосы пышной шапкой
надвинуты на высокий лоб, разделенные вертикальными волнами, и уходят ха спину
узкой массой, перевязанной сзади тройной лентой. Шея украшена ожерельем с тремя
нанизанными на обруч ювелирными пластинами, левое запястье перехвачено
незамкнутым браслетом.[1, c.316]
Черты лица не приведены к единству: огромные миндалевидные глаза с оттянутыми
верхними и нижними веками имеют выпуклое, выходящее из орбиты яблоко, а высокие
дуги-грани бровей "положены рядом" с сильными мышцами щек и странным
ртом, у которого края губ не сомкнуты. Чувствуется, что в попытках анализа
мастер разложил старую синкретическую систему образа, но не собрал ее в некое
новое единство.[1, c.317] Другие
акропольские коры начиная с 530-х гг. до н. э. варьируют разные типы, пронизаны
поисками более натуральной передачи одеяния, большего декоративного эффекта
драпировок, более сложной и многосоставной их массы: появляется широкая мантия,
наброшенная на тонкий гофрированный хитон, и сзади тело предстоит так плотно
охваченным тканью, что его формы кажутся обнаженными, тогда как фасад, передняя
часть, перегружен и целиком скрывает одеянием тело. Одна из первых серьезных
попыток противостояния изощренному и малоструктурному идеалу была предпринята
мастером известной Коры в пеплосе из Афин, ок. 530 г. до н. э. Кора сохраняет
му4жские пропорции и строгую фронтальность постановки, но пышные архаические
многослойные одеяния заменаются у нее строгим дорийским пеплосом. Правда, под
пеплосом у нее есть еще и хотон, но все же одеяние для архаики необычно строго,
и потому структура тела под ним выступает более четко - тем более что пеплос
подпоясан и обозначена талия. Фигура, таким образом, как бы возвращается к
аскетической простоте дедалического стиля, однако она уже не широкая и плоская,
как доска, а трехмерная и круглая и, кроме того, решительно выдвигает вперед
атрибут, зажатый в првой руке (ныне утрачен, был исполнен отдельно). Статуя
сохранила богатую раскраску; украшения ее были, как у многих архаических кор,
натуральные: застежки на плечах и венок из металла прикреплялись отдельно.[1, c.318] Все эти перемены отразились на
образе девушки: он стал более органичный; в профиль голова кажется строгой, а
выражение его неожиданно крепкого кареглазого, с плотными щечками, лица
производит свежее, жизнерадостного впечатление. На исходе архаики эпоха
мужеподобных, амазонского типа героинь и богинь уходила в прошлое, и греческие
мастера страстно пытались достичь недостижимого - создать хрупкий и женственный
образ женщины. Это желание удалось осуществить только к V в. до н. э., как показывает одна из
самых поздних акропольских кор - Кора с глазами сфинкса, ок. 490 г. до н. э. По
традиции дева представлена в пышных одеждах, целиком скрывающих нечеткую и
недиффиренецированную структуру тела: декоративные ритмы одеяний перебивают
течение друг друга, создавая самостоятельную игру, - "оболочка" здесь
по-прежнему скрывает тело, не давая проявиться живой плоти. Но тип этой коры -
уже женский и женственный: она небольшая и хрупкая, с узкими покатыми плечами,
с застенчиво опущенным взглядом. Но главное - пропорции лица, в котором
резкость черт уступает место нежному, деликатному облику. Улыбка сбегает с
лица, сменяясь выражением сосредоточенной грусти. Эта кора - знамение конца
архаических экспериметнов.[1, c.320]
.2 Фризы и фронтоны
В архитектурных образах греков с предельным обобщением нашли выражение
основные идеи времени. Как в напряженных колоннах и их могучих формах, так и в
скульптурном декоре фронтонов, метоп, фризов воплощались чувства не мелкие, но
всеобъемлющие. Особенно важные события изображались на треугольной формы
фронтонах. В дорических храмах рельефами украшались квадратные плиты - метопы.
В ионических непрерывная лента фриза позволяла представить многофигурные
динамические сцены. Сущность этих скульптурных композиций заключалась не только
в декоративности и сюжетной повествовательности, но прежде всего, как и в общем
облике архаического храма, в пластическом воплощении человеческой мощи,
побеждающей темные, злые силы. Особенно часто поэтому изображались схватки богов
и героев со страшными чудовищами, показывалась борьба, созвучная напряжению
архитектурных форм.[5] Лучше других выдержали испытание временем изваяния
дорического храма Артемиды на острове Корфу. На его рельефах представлено
несколько тем. В центре - побежденная Персеем горгона Медуза. Справа - битва
олимпийцев с гигантами, слева - эпизод из Троянской войны. Разносюжетные сцены
объединяет идея борьбы, охватившей все сферы мира. Массивность пластических
объемов в скульптуре архаики обычно смягчена декоративностью деталей и
раскраской. Орнаментально решены завитки волос Медузы, извивы ее змей, косички,
колечками спускающиеся на грудь чудовища. Змеи, подпоясывающие Медузу, образуют
замысловатый и сложный узор. Хищные, но не страшные пантеры, шкуры которых были
покрыты яркими раскрашенными кружками, спинами касаются кровли и воспринимаются
как ее подпорки. Здесь, как и в других композициях архаических фронтонов,
заметно сильное подчинение скульптуры архитектуре, угловые персонажи обычно
меньше размерами, чем центральные. Выступает предпочтение симметрии с акцентом
на среднюю фигуру, расположенную под коньком фронтона. Сохранились некоторые
фронтонные композиции и храмов, стоявших в архаические времена на Акрополе
Афин. Одним из древнейших считают изображение Геракла, побеждающего лернейскую
гидру. Геракл, борющийся с морским чудовищем тритоном, на другом акропольском
храме - Гекатомпедоне - показан пригнувшимся и прижимающим врага к земле. К
этому же храму относят изваяние тритопатора - доброго демона с тремя человеческими
туловищами. На мирных, располагающих к себе лицах демона хорошо сохранилась
раскраска, волосы на голове и бороде - синие, глаза - зеленые, уши, губы и щеки
- красные. Плотные слои краски скрывали шершавость известняка.[5] В ионических
постройках архаики особенно богато украшался скульптурный фриз. В сокровищнице
сифносцев в Дельфах он обрамлял здание с четырех сторон. Северный фриз
изображает битву богов и гигантов, восточный - совет богов, Троянскую войну и
битву за тело павшего воина, южный - похищение Левкипид Диоскурами, западный -
суд Париса.[1, c.269] В этом
ионической рельефе вместо яростной атмосферы боя предстает красочная и почти
сказочная картина войны. Разнообразие иконографических вариантов не имеет
равных. Наряду с колесницами, запряженными конями и львами, идут пешие боги, и
все участники битвы предстают по-разному: одни наклоненными, другие -
коленопреклонными, третьи сидящими на корточках, четверные, павшие, - лицом
вниз в профиль, другие анфас. Силуэты, как и везде в архаике, важны, но рассказ
строится за счет общей формы и богатого пластического рисунка. Изображение
разбивается на ряд смысловых блоков, отгороженных и замкнутых спинами героев;
один эпизод кончается - другой начинается.[1, c.272]
В дорических храмах украшались метопы. В VII веке До н. э. они были глиняными и покрывались
красочной росписью, а позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше всего
сохранились архаические метопы VI
века до н. э. храмов «С» в Селинунте и Геры в устье реки Селе близ Пестума.
Композиция различных метоп была вызвана местоположением их в ряду.
Сицилийская метопа с изображением четверки лошадей и стоящего в колеснице
бога, отличающаяся строгой симметрией, находилась в центре. В очевидно крайнем
рельефе с Персеем, убивающим Медузу, больше движения бокового, а не
фронтального . Действие развертывается постепенно, движение фигур убыстряется:
спокойна Афина, которой как божеству не пристало волноваться или торопливо
шагать, в решительном движении показан Персей и в полете - тяжелая горгона. В
обратной зависимости к силе и значению персонажей стоит отведенное им мастером
пространство в квадрате метопы. В метопах храма в устье Селе скульпторы
предпочитают показывать сцены динамичнее, создают более сложные композиции,
свободнее изображают движения фигур, нежели селинунтские мастера.[5]
Заключение
Исходя из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что эпоха
архаики - это время становления греческих полисов и интенсивного сложения
древнегреческой культуры, формирования основных градостроительных принципов,
видов храмов, жилых и общественных зданий. В это время получает развитие
ордерная система. Появляются новые типы монументальной скульптуры - статуи
юношей-атлетов и девушек: курос и кора соответственно. Именно актуальность
проблем, связанных с исследованием развития архитектуры и скульптуры
архаической Греции послужили поводом для выбора темы курсовой работы, а также
для определения цели работы. В соответствии с установленной целью были
поставлены задачи курсовой работы. Проведенная работа по решению задач привела
к следующим результатам. В первой главе подробно описано развитие архаического
храма от простейших форм к сложным периптерам. Так же даны характеристики и
описания дорийской и ионийской ордерной системы. Далее рассмотрены особенности
архаических храмов в разных регионах Греции, в частности Метрополии, Великой и
Восточной Греции. Во второй главе даны общие характеристики архаической
скульптуры, ее основные черты и виды. Так же раскрываются понятие
"архаического идеала" и основные идеи, преследуемые мастерами того
времени. Далее даны определения основных типов скульптур: куросов и кор. В
первой подглаве второй главы исследуются особенности архаических куросов разных
временных промежутков, от более ранних к более поздним произведениям. В этом
разделе подробно описывается эволюция форм, размеров и сюжетной составляющей
куроса. Остальные разделы курсовой работы построены аналогичным образом. Таким
образом, можно констатировать, что поставленные задачи решены, и цель курсовой
работы достигнута.
Список
использованной литературы
1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика,
архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 396 с.
. Винкельман И.И. История искусства древности. - СПб.:
Алетейя, 2000. - 793 с.
. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. -
273 с.
. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 2: Архитектура
античного мира. - М.: Издательство литературы по строительству, 1973. - 710 с.
. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции.- М.: Искусство,
1980.- 271 с.
. Сергеев В.С. История Древней Греции. - М.: Издательство
Восточной Литературы, 1963. - 363 с.
. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. -
Вып. 1. - М. 1968.
. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К.
Куманецкий - М., 1990.
. Васильченко А.В. Скульптура Греции в эпоху архаики
(реферат)
Приложения
Приложение. 1
Храм Геры в
Олимпии . Общий вид.
. Храм Аполлона в Коринфе. Общий вид
3. Храм Афины Афайи на о. Эгина. Общий вид
. Храм С в Селинунте. Общий вид
5. I Храм Геры в
Посейдонии. Общий вид.
. Храм Афины. Общий вид.
7.Храм Артемиды в Эфесе. Общий вид.
. Курос из Дельф
10. Курос Аристодик