Сущность финансовой интеграции, ее виды, преимущества и риски
Введение
В последние десятилетия наблюдается изменение
мировой экономики из простой совокупности национальных экономик в сложное
транснациональное образование, которое развивается по своим собственным
законам. В основе мировой экономики входят транснациональный капитал, единый
финансовый рынок, информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие
качественно уровень взаимосвязей и взаимодействия экономических субъектов. При
переменах в международном бизнесе экономические субъекты вынуждаются более продуманно
подходить к вопросам планирования и стратегического развития, т.к. тесная
интеграция товарных, финансовых и других рынков обусловливает усиление
конкурентной борьбы.
Главная примета нового времени - глобализация.
Она стала причиной развития международных экономических отношений, и одной из
особенностей развития этих отношений стал процесс возрастания масштабов,
укрепления единства и увеличения роли мирового финансового рынка. Значимой
ролью финансового рынка является перераспределительный механизм мировых
денежных потоков, и глобализация финансов происходит через создание и
деятельность единого мирового финансового рынка. Можно сказать, что один из
ключевых факторов глобализации - это интеграции финансовых рынков и банковских
систем, призванных аккумулировать выраженную в деньгах энергию мирового
сообщества и снабжать ею все жизнеспособные и жизненно необходимые органы
мирохозяйственной системы. Она влияет не только на хозяйственную жизнь регионов
и стран в отдельном, но и на мировое.
В целом, финансовая глобализация - явление,
характеризующееся ростом международных финансовых потоков, но она является
одной из причин череды экономических кризисов, взволновавших некоторых стран с
формирующимся рынком в конце 1980-х г. в Латинской Америке, в 1990 годах в Мексике
и в некоторых странах Азии. Рыночные потрясения и последующие банкротства
вызвали шквал обвинений со стороны тех, кто считал, что развивающиеся страны
чересчур поспешно ликвидировали механизмы контроля за капиталом, оставшись
беззащитными перед жестким диктатом стремительного движения капитала и стадным
поведением рынка.
Таким образом, финансовая интеграция в
международные рынки имеет и положительный, и отрицательный характер.
Цель
данной работы - показать сущность, оценки интеграции, е имущества и также
последствие интеграции в международные финансовые рынки.
Структура курсовой работы:
данная работа состоит из введения, трех глав, заключений и списка
использованной литературы.
В первой главе данной курсовой работы
рассматривается сущность финансовой интеграции, еe
типы, особенности, преимущества и риски.
Во второй главе рассматриваются
финансовая глобализация, ее особенности и причины, место России в системе
международной финансовой интеграции, так и финансовый международный финансовый
центр России, Москва.
В третьей главе рассматриваются
Европейская финансовая интеграция, ее общие направления и интеграция финансовых
рынков ЕС и СНГ.
Глава 1. ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
1.1 Сущность финансовой интеграции
Финансовая интеграция- гармонизация и унификация
налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных
расходов, системы контроля со стороны центральных банков за деятельностью
коммерческих банков, проводимая в целях большей координации политики
государств, входящих в региональные группировки. Она осуществляет процесс
ослабления и прекращения барьеров между внутренними и международными
финансовыми рынками,также развития связей между ними, выражается в свободном
перемещении финансовых капиталов между странами и финансовыми центрами,
развитии международных финансово-кредитных институтов, массовом появлении
зарубежных филиалов финансово-кредитных институтов, упрощает процесс
межстрановых перемещений капиталов. Различные формы финансовой интеграции
включают в себя:
· обмен информацией между финансовыми
учреждениями ;
· обмен передовым опытом между
финансовыми институтами ;
· обмен передовыми технологиями (через
лицензирование) среди финансовых институтов ;
· заимствование и привлечение у фирм
средств непосредственно в международные рынки капитала, вклад инвесторов на
международных рынках капитала;
· быструю адаптацию или подражатель
недавно разработанных продуктов среди финансовых институтов в разных странах;
· трансграничные потоки капитала;
· иностранное участие в отечественных
финансовых рынках.
Из-за несовершенного финансового рынка
финансовая интеграция в региональной или мировой экономике поэтому и не
совершена. Например, несовершенная финансовая интеграция может произойти от
неравенства крайнего темпа замен различных агентов. В дополнение к недостаткам
финансового рынка юридические ограничения могут также препятствовать финансовой
интеграции. Поэтому, финансовая интеграция может быть устраниться от
ограничений, имеющих отношение к международным финансовым операциям, чтобы
позволять
· финансовым учреждениям работать
свободно
· предприятиям напрямую привлекать
средства или заимствовать
· инвесторам акций и облигаций
вкладывать через государственную границу с меньше ограничения.
Тем не менее, важно отметить, что многие
правовые ограничения существуют из-за несовершенств рынка , которые
препятствуют финансовой интеграции. Следовательно, устранение правовых
ограничений, может быть, сделает мировую экономику стать хуже. Кроме того,
финансовая интеграция региональной или мировой экономики может иметь место
через формальное международное соглашение, которого руководящие органы этих
экономических систем соглашаются сотрудничать, чтобы обратиться к региональным
или глобальным финансовым беспорядкам посредством нормативных и политических
мер. Степень, в которой финансовая интеграция измеряется, включает валовые
потоки капитала, накопленные иностранные активы и обязательства , степень
совместного перемещения доходности акций , степень дисперсности реальных
процентных ставок и финансовую открытость .
Таким образом, несмотря на некоторые
отрицательные влияния на мировую экономику, финансовая интеграция, может быть,
занимает более важное место в экономической системе.
1.2 Типы финансовой интеграции
Начиная с 1990-х гг. российский финансовый рынок
все активнее интегрирует в мировую финансовую систему. Об этом свидетельствуют
возрастающие темпы роста привлечения капитала крупнейшими российскими
компаниями в таких мировых финансовых центрах.
В зависимости от уровня финансовой интеграции
различают:
· финансовая интеграция сегментов
рынка;
· финансовая интеграция отдельных
инструментов;
· финансовая интеграция фондовых
рынков.
По уровне развития интегрирующейся экономики
различают:
· интеграция между развивающимися
рынками;
· интеграция между развитыми рынками;
· интеграция между развитыми и
развивающимися рынками.
В зависимости от степени близости финансовых
связей между странами различают следующие типы финансовой интеграции:
· региональная интеграция - между
странами с развивающимися рынками, которые расположены в одном регионе,
например, БРИКС - группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия,
Индия, Китай, Южно-Африканская Республика;
· региональная интеграция - между
странами с развивающимися и развитыми рынками, которые расположены в одном
регионе, например, ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
· глобальная интеграция - между
странами с развивающимися рынками и основными мировыми финансовыми центрами -
G20 (группа двадцати).
По признаку структурного направления финансовой
интеграции бывают такие виды:
· горизонтальная финансовая интеграция
· вертикальная финансовая интеграция
В зависимости от степени финансовой интеграции
различают:
· слабая связь
· сильная связь
· средняя связь
Масштаб интеграции:
· национальной
· региональной
· мировой.
По времени существования финансовой интеграции
различают следующие виды:
· краткосрочная финансовая интеграция;
· среднесрочная финансовая интеграция;
· долгосрочная финансовая интеграция.
1.3 Преимущество и риски финансовой интеграции
Поразительно быстрая международная интеграция
финансовых рынков в 1990-е гг. последовала после общей тенденции либерализации
финансовых рынков в развитых странах в 1970-е и 1980-е гг. и сравнительно
недавнего уменьшения контроля за капиталом и валютными операциями на
развивающихся рынках. Интеграция финансовых рынков содействовала движению
финансовых потоков в те страны и регионы, которые в это время были относительно
динамичны. В принципе, такие перемещения финансовых ресурсов очень выгодны для
стран-реципиентов, а также для глобального роста и эффективности. Согласно Agénor
(2001) можно
выделить четыре важнейших преимущества от притока капитала:
) Инвестиции и рост. Страны, находящиеся на
ранней стадии развития, как правило, обладают незначительными запасами капитала
и, вероятно, что инвестиции в экономику этих стран дадут большую отдачу по
сравнению с вложениями в экономику развитых стран. Приток капитала из развитых
стран сможет стать дополнением к сравнительно незначительным внутренним
ресурсам, способствуя росту инвестиций в экономику страны-реципиента и
привносят огромные экономические и социальные выгоды. Рост инвестиций внутри
страны оказывает значительное положительное влияние на долгосрочный
экономический рост и способствует увеличению уровня жизни в целом.2)
Сглаживание потребления. Заимствование на международном рынке капитала может
быть использовано для того, чтобы обеспечить частичную защиту потребления от
временных неблагоприятных шоков для национального, сглаживая таким образом
потребление.
) Повышение эффективности и стабильности в
банковской сфере. Общим аргументом в пользу притоков капитала, в банковскую
сферу в частности, является наличие тенденции к повышению эффективности
финансового посредничества, снижение стоимости капитала и улучшение распределения
ресурсов.
) Усиление макроэкономической дисциплины.
Глобальная мобильность капитала ограничивает возможность правительства
проводить неэффективную экономическую политику, как, например, чрезмерное
регулирование или заимствование со стороны правительства. Любой шаг в этом
направлении приведет к оттоку капитала, что приведет к повышению процентных
ставок внутри страны и причинит вред экономике страны. В этом смысле
правительство будет более ответственно относиться к проведению политики, и это
может привести к повышению макроэкономической стабильности и экономическому
росту.
Несмотря на существующие в теории обоснованные
преимущества притока капитала в экономику развивающихся стран, открытые
финансовые рынки связаны с возможными рисками для страны реципиента, по крайней
мере, в краткосрочном периоде. Agénor
(2001) определяет, среди прочих, четыре основных области рисков для страны
реципиента:
. Недостаточный доступ. Для многих стран
типичной является возможность заимствования на мировом рынке капитала лишь асимметричным
образом: если в “хорошие времена” этот доступ существует, то в “плохие времена”
страны испытывают недостаток иностранных кредитов и отток капитала.
. Неэффективное распределение капитала.
. Потеря макроэкономической стабильности.
. Процикличность и уязвимость притока
капитала.
Итак, делаем вывод. Финансовая интеграция -
сложный процесс осуществления финансовых операций в финансовых рынках. Для
упрощения анализа и контроля этих операций выводят множество типов финансовых
интеграций. Как и другие виды интеграций, финансовая интеграция имеет ряд
преимущества, так и рисков. Поэтому каждый экономический субъект должен иметь
хорошое знание, чтобы предувидеть эти риски.
Финансовая интеграция занимает важное место в
экономической системе.
Глава 2. Пути финансовой интеграции России в
международные финансовые рынки
.1 Место России в системе международной финансовой
интеграции
финансовый интеграция международный
глобализация
Реформирование существующей модели финансового
рынка в России с учетом ухода от спекулятивной модели развития и интеграции с
развивающимися странами, странами СНГ и БРИК.
Стимулирование реальных инвестиций в экономику
России.
Регулярный мониторинг диспропорций инвестиций в
рамках государственной инвестиционной политики с учетом определения избытка или
дефицита необходимого инвестиционного капитала путем сопоставления
максимального объема доступных внутренних ресурсов и инвестиционных
потребностей в рамках планируемого периода.
Обеспечение баланса интересов государства и
бизнеса при введении ограничений на допуск иностранных инвесторов в отрасли,
имеющие стратегическое значение для страны и обеспечения безопасности
государства.
Следует отметить, что существенные недостатки
имеют взаимоотношения между банковской деятельностью и финансовыми рынками.
Банки еще недостаточно осуществляют контроль в использовании кредитов и
отдельных манипуляций на рынке ценных бумаг. В работах российских
исследователей справедливо указывается на такие риски интеграции российского
финансового рынка в мировую финансовую систему, как преобладание краткосрочной
инвестиционной ориентации в деятельности финансового сектора.
Следует отметить, что в целом финансовая система
становится менее зависимой от доллара США. Ослабление доллара особенно заметно
на примере снижения его воздействия на рынках Японии, ЕС и Китая. И процессы
децентрализации в долгосрочной перспективе будут лишь усиливаться.
Более практичным вариантом поддержания рубля
было бы придание ему статуса региональной валюты. Однако, по мнению экспертов
МВФ, рубль еще не готов к этому, и причины этого следующие. Первая заключается
в том, что ценообразование валюты в России происходит не полностью на рыночных
условиях, так как при определении курсовой стоимости рубля участвует
Центробанк. Вторая состоит в том, что важным условием для получения денежной
единицей статуса региональной валюты является наличие ликвидного рынка
государственного долга.
Несмотря на то, что интеграция России в мировую
финансовую систему происходит в неблагоприятных внешнеэкономических
обстоятельствах (замедление темпов экономического роста в развитых странах) ,
наметились положительные сдвиги: развивается фондовый рынок, разрабатывается
законодательство, касающееся валютного регулирования; сотрудничество с МВФО
перешло на новый качественный уровень.
Если говорить о тенденциях и перспективах
развития российского валютного рынка, то стоит отметить, что его конъюнктура
зависит, на наш взгляд, главным образом от двух факторов - от валютной политики
Банка России и динамики цен на основные товары российского экспорта. Однако наряду
с уровнем мировых цен не менее важен объем экспорта нефти и нефтепродуктов в
натуральном выражении. Как свидетельствует статистика, продажа нефти не
предопределяет весь российский экспорт. Весьма важную роль в формировании
динамики валютного курса играет внутриэкономическая ситуация в России.
Таким образом, несмотря на сформировавшуюся
валютную систему, которая в целом соответствует условиям рыночной экономики, и
либерализацию валютного законодательства, позволяющую стране интегрироваться в
глобальный валютный рынок, национальный валютный механизм России далек от
глобализации с мировым финансовым рынком. Для того чтобы оценить степень
интегрированности валютного рынка России в глобальный воспользуемся следующим
показателем:
где -
среднедневной оборот российского валютного рынка,
- среднедневной
оборот глобального валютного рынка.
Обороты российского валютного рынка составляют
приблизительно 1% от глобальных. Для него характерно преобладание простых
конверсионных операций, срочный же рынок пока развит слабо. Поддержание
текущего курса рубля к ведущим мировым валютам происходит во многом благодаря
благоприятной международной конъюнктуре товаров российского экспорта, при ее
изменении в худшую сторону возможно истощение золотовалютных резервов и/или
девальвация рубля. Мировые финансовые колебания влияют на курс российской
валюты и в настоящее время не смогут значительно отразиться на глобальном рынке.
Российский рубль остается частично конвертируемой валютой, его свободная
конвертация в среднесрочной перспективе не представляется возможной.
2.2 Москва как финансовый международный финансовый
центр
За годы экономических реформ
Москва превратилась в крупнейший финансовый центр страны, со значительным
отрывом опережающий другие города России по уровню развития финансовой
инфраструктуры и концентрации финансовых ресурсов. Сегодня в столице находится
большая часть ведущих финансовых институтов: крупнейшие банки, страховые
компании, пенсионные фонды, биржи и т. д. Через финансовую систему города
проходит более 80% финансовых ресурсов страны.
В Москве представлены и
работают все ведущие национальные компании. Большинство крупных иностранных
компаний, работающих на разных региональных рынках России, свои головные офисы
также разместили в Москве. Уже сегодня российская столица является одним из
ведущих городов мира по величине городского бюджета, запланированный размер
которого на 2013 год составлял 1458,3 млрд руб. (объем расходов бюджета
запланирован на уровне 1663,8 млрд руб.). Все это делает дальнейшую интеграцию
Москвы в мировую финансовую систему объективной необходимостью, которая в
будущем может привести к значительному усилию ее международной роли.
При этом в практическом плане
превращение Москвы в международный финансовый центр (МФЦ) означает привлечение
новых инвестиционных ресурсов в город, рост налогооблагаемой базы, увеличение
количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, что особенно
важно для Москвы, имеющей большое число ВУЗов и академических учреждений. Это
также приведет к увеличению объема выплачиваемой в городе заработной платы, а
значит, и к повышению уровня жизни населения и увеличению общего объема
потребительского спроса. Это направление дальнейшего развития города напрямую
коррелирует с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 года, утвержденной 17.11.2008 г. Правительством
Российской Федерации.
Мировой опыт создания современных
МФЦ в Сингапуре и Китае (в Гонконге и Шанхае) наглядно показал, что для
успешной реализации таких проектов необходимо наличие нескольких
макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для
возникновения и развития такого центра.
Подобными «точками роста»
традиционно считаются следующие:
· экономика с
потенциалом масштабного роста;
· устойчивая
национальная валюта;
· публичное владение
акционерным капиталом;
· либеральное
регулирование экономикой страны.
Следует отметить, что Москва
уже сегодня отвечает некоторым из перечисленных выше критериев, а в отношении
остальных - стремится к их достижению.
Анализ развития российского финансового сектора
показал, что Москва вполне может конкурировать с молодыми МФЦ, но по
эффективности механизма регулирования рынка проигрывает финансовым центрам в
странах с быстроразвивающейся экономикой.
Замедляют увеличение масштаба деятельности
национальных финансовых посредников и снижают привлекательность Москвы для
иностранных участников финансового рынка в первую очередь вопросы регулирования
их деятельности, разного рода издержки для ведения бизнеса. В российском
законодательстве пока существует множество пробелов в области регулирования
финансовых рынков, но в настоящее время властями ведется активная законотворческая
работа. Все принимаемые в последний год поправки в законодательство можно
сгуппировать в 2 категории:
· меры, направленные на повышение
привлекательности российского финансового рынка и облегчение доступа к нему
российских компаний и иностранных участников;
· меры, направленные на создание
качественной правовой среды, повышение надежности системы защиты прав
инвесторов.
В 2011 Москва заняла 68-ое место среди МФЦ по
рейтингу Z/Yen
Group, поскольку во
главу угла эксперты Z/Yen
Group ставят степень обслуживания
обращения трансграничного капитала. По торговле ценными бумагами по объему
торгов ММВБ занимает 10-19-е место в списке мировых бирж. Следовательно, для
повышения рейтинга Москвы участниками банковских и фондовых операций в
российском МФЦ должны быть игроки мирового финансового рынка - ведущие
институциональные инвесторы.
Вывод. Россия позиционирует себя в качестве
одного из претендентов на роль МФЦ. Следовательно, задача создания МФЦ в РФ
тесно связана с общим развитием отношений России с ее иностранными деловыми
партнерамии укреплением ее позиций на мировом финансовом рынке. Также
необходимо развивать преимущества малого бизнеса для ег выхода на международную
аренду. И необходимо заинтересовать институциональных инвесторов работать в
российском МФЦ, начало которому должны положить полугосударственые компании,
проводя свои операции в РФ. Тогда Москва станет реальным МФЦ с ведущими, а не
подчиненными функциями.
Глава 3. Европейская финансовая интеграция
.1
ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Европейский cоюз
представляет собой пример наиболее удачного интеграционного объединения
последнего времени. Появление евро было крайне важным шагом валютно-финансовой
интеграции в Европе, но не завершило ее. Следующим важным этапом должно стать
построение единого европейского рынка финансовых услуг и капитала. Его
необходимость обусловлена рядом объективных обстоятельств:
· отставанием ЕС от США по уровню
развития финансовых рынков, хотя по уровню экономического потенциала эти два
мировых центра сопоставимы, а по населению ЕС опережает США. Интеграция
финансовых рынков призвана сформировать в ЕС конкурентоспособный по сравнению с
американским сегмент мирового финансового рынка;
· поддержкой инвестиционной активности
и экономического роста через механизм привлечения средств на фондовых рынках.
Финансовая интеграция позволит более эффективно осуществлять трансформацию
сбережений в инвестиции, расширит спектр доступных финансовых инструментов,
снизит трансакционные издержки;
· с точки зрения регулирования
экономической активности повышается эффективность передачи сигналов от
денежно-кредитной политики, которая сейчас осуществляется централизованно на
уровне всей зоны евро, к реальной экономике.
В последние несколько лет стали
проявляться первые признаки постепенной интеграции европейских рынков капитала:
происходит сближение процентных ставок разных стран, увеличиваются объемы
межграничной торговли, растет присутствие финансовых институтов одних
европейских стран на рынках других европейских стран. Происходит консолидация
инфраструктуры рынка ценных бумаг в форме слияний фондовых бирж, клиринговых
палат, расчетных систем. Достаточно привести пример создания в 2000 г. биржи Euronext, которая в
настоящее время объединяет фондовые рынки Франции, Нидерландов, Бельгии,
Португалии и Соединенного Королевства. По уровню капитализации Euronext сегодня
занимает 1-е место в еврозоне и 5-ое место в рэнкинге
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3>
самых больших бирж <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B0>
на планете. Таким образом, идет интеграция европейских биржевых структур разных
стран, но создание единой биржи в рамках ЕС в ближайшей перспективе
маловероятно.
Так, уже завершена или близка к
завершению интеграция на рынке денежных инструментов (рынки EONIA и EURIBOR), на
основных рынках своп и на рынках краткосрочных государственных ценных бумаг. На
остальных сегментах процесс интеграции не завершен из-за различий в практике
осуществления торгов, национальных законодательных и налоговых системах.
С целью повышения эффективности
интеграции финансовых рынков ЕС с 2002 г. действует новая процедура выработки
для них регулирующих норм. Она включает четыре уровня:
1) Европейский парламент и Совет министров
совместно принимают базовые директивы, устанавливающие основные принципы,
которым должны следовать все государства.
) Европейской Комиссией с помощью
Европейского Комитета по ценным бумагам, состоящего из представителей
государств-членов ЕС, разрабатываются меры, которые необходимо предпринять для
реализации базовых директив
) кооперацию между регуляторами рынка
ценных бумаг
) наблюдение за воплощением в жизнь
принятых норм.
3.2 Интеграция финансовых рынков ЕС
В Римском договоре 1957 года отцы-основатели Европейского
союза (ЕС) поставили задачу создать общий рынок. Серьезные попытки финансовой
интеграции стали предприниматься в 1980-е годы, и новым импульсом к финансовой
интеграции стало введение евро в 1999 году. Финансовая интеграция дает
возможность инвесторам добиваться более высокой прибыли и снижения рисков за
счет диверсификации и позволяет заемщикам привлекать более надежное
финансирование с меньшими затратами на более емких и более совершенных рынках.
Это приносит непосредственные выгоды потребителям и предприятиям и должно
обеспечить более быстрый рост производительности труда и экономики в целом.
Вместе с тем выявление, моделирование и количественная оценка таких
динамических эффектов является сложной задачей. Например, по оценкам публикаций
London Economics (2002, 2005), сокращение затрат компаний на финансирование в
результате интеграции рынков облигаций и акций и банковских рынков вызовет
повышение реального ВВП ЕС на 1,1 процента, а занятости - на 0,5 процента , а
ускоренная интеграция европейских ипотечных рынков за первые 10 лет может
принести чистый выигрыш в размере 0,9 процента ВВП. Впрочем, финансовая
интеграция приносит не только выгоды, она также позволяет шокам более свободно
распространяться между странами.
В целом, Европа достигла значительных успехов в
создании единого рынка оптовых финансовых услуг, диапазон которых простирается
от рынков капитала до оказания финансовых услуг крупным клиентам из
корпоративного и государственного секторов. Оптовая финансовая деятельность в
Европе все больше сосредотачивается в нескольких финансовых центрах, важнейшим
из которых стал Лондон. После образования валютного союза рынки корпоративных и
государственных облигаций стали гораздо более емкими и более ликвидными.
Несмотря на слияние ряда фондовых рынков - с образованием транснациональных
структур, таких как биржи Euronext и OMX - или повышение уровня их
взаимодействия, доминирующее положение по-прежнему занимают национальные рынки,
а трансграничная торговля остается более дорогостоящей и менее распространенной,
чем внутренние операции.
Тем не менее розничные финансовые рынки ЕС
остаются фрагментированными и отстают от оптовых финансовых услуг, несмотря на
благотворное влияние интеграции оптовых рынков. К позитивным изменениям
относятся быстрая экспансия западноевропейских банков в Центральную и Восточную
Европу и формирование крупных международных финансовых конгломератов
учреждениями из небольших стран. Темпы консолидации в банковском секторе,
по-видимому, также растут: недавно было успешно проведено несколько крупных
трансграничных слияний и поглощений.
С 2009 года валютный союз ослаблен
продолжающимся долговым кризисом
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81>.
В целях дальнейшего укрепления
экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 году предложили создание
банковского союза. Цели банковского союза - снятие с налогоплательщиков
финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за
деятельностью банков.
В конце 2009 года министрами
финансов была согласована структура органов банковского, финансового и
страхового надзора: Европейская система финансового регулирования состоящая из
четырёх общеевропейских надзорных ведомств, Европейской банковской организации
<http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>,
Европейской организации по ценным бумагам и рынкам
<http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BC_%D0%B8_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC&action=edit&redlink=1>,
Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения и подчинённого
Европейскому центральному банку единого Европейского совета по системным рискам
<http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BC&action=edit&redlink=1>.
3.3 Интеграция финансовых рынков СНГ
Цели интеграции финансовых рынков стран СНГ:
· рост инвестиционного потенциала
стран - участниц, повышение ликвидности и снижение рисков их фондовых рынков;
· диверсификация инструментов;
сокращение издержек на привлечение капитала;
· развитие транснациональной
собственности.
Условием успешной интеграции российского
финансового рынка в структуру рынков СНГ должно быть решение внутренних задач.
Это рост конкурентоспособности рынка за счет увеличения внутреннего спроса на
финансовые инструменты; сокращение регулятивных и операционных издержек;
консолидация инфраструктуры рынка; обеспечение объективности,
самостоятельности, честности и справедливости ценообразования; снижение рисков
финансовых посредников и системного риска, лежащего на рынке в целом.
Создание интегрированного финансового
пространства СНГ предполагает, что в России должна осуществляться политика
создания нового регионального финансового центра («Финансовая площадка
Рооссия») в частности, включающая:
· создание 1-2 центров международных
финансов ( Москва, Санкт-Петербург), международных сегментов в структуре
организаторов торговли( ММВБ, РТС) для операций между нерезидентами в валюте.
Цель таких центров - сосредоточение в них ликвидности, имеющей своим
происхождением страны СНГ;
· одностороннее открытие российского
финансового рынка для капиталов из стран СНГ.
Более детальная программа действий государства,
направленная на усиление интеграционных процессов в финансовом пространстве
СНГ, могла бы состоять в следующем.
. Одностороннее признание государственной
регистрации ценных бумаг.
. Отказ в допуске незарегистрированных
ценных бумаг.
. Ввоз и перевод ценных бумаг, выпущенных
в странах СНГ и предназначенных для обращения на территории России, таможенными
сборами, налогами и другими обязательными платежами не облагается.
. Одностороннее признание лицензий на
право ведения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
. Одностороннее признание аттестатов,
лицензий или иных разрешений, выданных государственными органами физическим
лицам на право деятельности на рынке ценных бумаг.
. Россия берет на себя обязательство не
допускать к деятельности на своих рынках ценных бумаг незарегистрированных лиц,
в отношении которых обязана была быть проведена государственная регистрация в
другой стране СНГ.
. Распространение национального режима
регулирования на деятельность лиц-резидентов стран СНГ при их деятельности в
качестве инвесторов в ценные бумаги.
. Осуществление программы секьюритизации
признанных взаимных долгов стран-участниц СНГ.
. Содействие гармонизации
законодательства в области ценных бумаг и акционерных обществ.
. Поощрение создания международных
ассоциаций и объединений регуляторов рынков ценных бумаг стран СНГ.
. Участие в собственности на торговые
системы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации на территории других
стран СНГ.
Особую роль в развитии финансовой интеграции
имеют потоки инвестиций, прежде всего прямых, которые оказывают на
мультипликационный эффект на развитие экономики.
Первостепенное значение для развития
интеграционных процессов в СНГ приобретают конкретные меры, направленные на
стимулирование активного поведения экономических агентов в регионе СНГ, на
развитие корпоративной интеграции. Это не исключает усилий по созданию условий
для углубления их многостороннего интеграционного сотрудничества на
государственном уровне. Подобный подход к развитию интеграционных процессов
может несколько изменить приоритеты внешнеэкономической политики России.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены
сущность финансовой интеграции, ее виды, также преимущества и риски. Далее,
была поднята актуальная проблема на сегодняшний день: пути финансовой
интеграции России в международные финансовые рынки, а именно место России в
системе международной финансовой интеграции и Москва как финансовый
международный финансовый центр. Затем в работе были рассмотрены общие
направления Европейской финансовой интеграции : интеграция финансовых рынков ЕС
и интеграция финансовых рынков СНГ.
В заключении хотелось подчеркнуть , что
финансовая интеграция играет важную роль в мировых финансах и в мировой
экономике в целом. Она осуществляет процесс ослабления и прекращения барьеров
между внутренними и международными финансовыми рынками, также развития связей
между ними, выражается в свободном перемещении финансовых капиталов между
странами и финансовыми центрами, развитии международных финансово-кредитных
институтов, массовом появлении зарубежных филиалов финансово-кредитных институтов,
упрощает процесс межстрановых перемещений капиталов. Финансовая интеграция
имеет ряд преимуществ, но также существует возможные риски. Поэтому для
надежного экономического менеджмента требуется хорошее знание опасностей,
связанных со значительными и неожиданными колебаниями в проциклических,
краткосрочных притоках капитала, ну и также экономические субъекты вынуждаются
более продуманно подходить к вопросам планирования и стратегического развития,
т.к. тесная интеграция товарных, финансовых и других рынков обусловливает
усиление конкурентной борьбы.
Список применяемой литературы
1. Дрогобыкий А.И. Интеграция
финансовых услуг - М.: Издательство «Экзамен», 2006 - 157с
. Господарчук Г.Г. Развитие
регионов на основе финансовой интеграции - Издательство Финансы и статистика,
2006 - 288 с
. Рыбалкин В.Е. Международные
экономические отношения: учебник Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. 647 с
. Красавина Л.Н. Формирование
интеграционных объединений стран СНГ - Издательство Финансы и статистика, 2006
-368 с
. http://ru.wikipedia.org/
. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/17112/
. http://moscow.ru/ru/infrastructure/business_finance/infrastructure/
. http://www.rcb.ru/bo/2008-10/18007/
. http://www.imf.org/external/russian/index.htm