История принятия христианства на Руси
План.
1. Предыстория и социально-политические предпосылки.
2. Официальное крещение Руси.
3. Проблема двоеверия после принятия крещения.
История Руси предшествовавшая принятию христианства непонятна и слабо
изучена. Это связано прежде всего с тем, что наши первые летописцы писали
не раньше 11 века. А о событиях 9-10 в.в., за исключением немногих
письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных
народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности,
так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом можно
отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные
основы для соз- дания государственной и гражданской жизни, основы, без
которой собственно и нет истории.
Восточная территория Европейской России была населена
чудскими и тюркскими племенами,а в западной половине,кроме
литовского и чудского народов, примыкавших своими поселе- ниями к Балтике,
жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово,
Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны,
Оки и их притоков[1]. Жили небольшими общинами. Никаких установлений,
связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни
так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в
поклонении солнцу ,воде, небу,земле, ветру, деревьям, птицам. Их
религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было
ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на
повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании
жизни после смерти, верили они и в волшебство.
Мало-помалу отношения с Византией и арабским Востоком
оказывали на русских славян образовательное воздействие.
“Из Византии заходило к ним христианство. В половине 9 века русские,после
неудачного похода на Византию,...,приняли крещение, но вслед за тем
язычество опять взяло верх в стране...”[2]
В дальнейшем на Руси стали складываться христианские
традиции. К христианству приходит и княжеская власть. Много лет
государством правила княгиня Ольга, принявшая христианство. Есть
предположение что христианином был ее внук
Ярополк.[3] Но в среде народа христианство еще довольно дол- го не получало
распространения.
Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира
Святославовича, ”в последствии получившим наименование Святого.”[4]
Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной
причиной, мне кажется, можно считать зарождение на Руси
раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не
могло существовать без сильной и обосно- ванной идеологии. Владимиром
предпринималась попытка усо- вершенствовать языческие верования славян и на
этой основе создать религию в большей степени соответствующую совреме-
нному этапу развития общества.[5] Но процесс образования новой религии
происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию
которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического
момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам,
иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться
на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. “Этот выбор может
показаться произ- вольным лишь на первый взгляд. В действительности он был
жестоко обусловлен... принадлежностью... к определенному региону. Кроме
того, оказывают влияние налаженные... политические, торговые, культурные
связи.”[6] У волжско-кам- ских булгар был распространен ислам, у хазар -
иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство (с центрами в Риме и
Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но
ни одна из них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той
или иной религии было делом прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не
рассматривался серьезно претендентом на государственную религию так как
иудаизм был религией побежденного народа (в 965 году Хазария была
разгромлена войском Святослава Игоревича).
Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной
религией Русского государства, но здесь существуют две точ
ки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама.
Первой причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что
Коран запрещает вино. Хотя история Востока дает массу примеров нарушения
этой заповеди (султан
Селим 2 получил прозвище “маст”, что означает пьяница).[7]
Владимир же как известно любил устраивать пышные пиры и
празднества по любому поводу, в частности по поводу побед
в военных походах. Более достоверной и достаточной мне видится другая
причина.
Это слабость исламского мира в 80-е г.г. 10 века. “Правители Сирии в 70-
е годы 10 века получили ряд серьезных поражений от Византии... Некогда
могущественную державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление
Нуха 2 (976-997 г. г) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов.
Подобное состояние мусульманских государств в 80-е годы 10 века, дали
основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную
власть.”[8]
Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было
наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех
отраслях жизни. Арабские
государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и
Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из
этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же
Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и
получил в жены сестру императоров Константина и Василия - Анну. “Среди
сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта
христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из
первых мест, ... стоит культурно-историческая значимость государственного
соседства с Византией.”[9] Принятие же Западного варианта христианства
означала для Владимира подчинение Папской власти, следовательно об
укреплении власти на месте не могло быть и речи.
“Из всей массы всемирно-исторического материала, доступного для наших
предков, история Византии представлялась наиболее пригодной для
практического приложения, для заимствования и справок и примеров в нужных
случаях. Дух нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую
православную веру от чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в
истории языческого мира, ни в истории латинского запада.”[10]
Важнейшим политическим мероприятием, проведенным прави-
тельством в конце 10 века, было официальное принятие Русью
христианской религии. В современной научной и богословской
литературе, затрагивающей проблему крещения Руси, наблюда-
ются две противоположные тенденции.
Богословы стремятся показать русское христианство явле-
нием более древним, чем это было на самом деле. Они относят к 1 веку н.э. и
связывают с миссионерской деятельностью в Восточной Европе апостола Андрея
Первозванного.[11] Многие считают, что потом после 988 года христианство с
исключительной быстротой распространилось среди народов, населявших
территорию древнерусского государства. Что представляется маловероятным так
как в “Повести временных лет” на которую опираются богословы, ничего не
говорится об обращении в христианство жителей Среднего Поднепровья и
Приильменья. Летописец лишь упоминает о помещении Андреем креста на горе,
где в последствии, спустя несколько веков, возник Киев.[12] Помимо этого в
1 веке н. э. при жизни апостола Андрея (если таковой действительно был)
христианство выступало по словам Ф. Энгельса, “как религия рабов и
вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных покоренных или
рассеянных Римом народов.”[13]
Протославяне же в 1 веке н. э. не были покоренным или
рассеянным Римом народом, римские завоевания не простира- лись до Среднего
Поднепровья, так же жили они в первобытно-общинным демократическим строем,
для которого не были характерны нищета и бесправие, а так же социальные
различия. Христианство не проникло в Среднее Поднепровье и в более поздний
период. В 5-7 веках здесь располагались восточно-славянские поселения, об
этом свидетельствуют могильники пражско-корчажского типа, они содержат
только трупосожжения[14], что исключает наличие христиан в данном регионе,
так как для последних характерным является обряд ингумации.
В научной же литературе крещение Руси князем Владимиром
представляется как определенный этап в становлении христи-
анства как государственной религии.
Однако считать началом христианизации Руси крещение киевлян Владимиром -
значит идти против фактов. Уже в половине 9 века христианство появляется в
восточно-славянских землях. Об этом упоминает арабский географ Ибн-Хордад
бек в своем труде “Книга путей и стран”[15]. Так же о крещении какой-то
части русов в 60-е годы 9-го столетия свидетельствует “Окружное послание”
константинопольского патриарха Фотия. Так же есть известие об обращении в
христианство жителей Руси в правлении императора Василия 1 Македонянина
(867-886 г. г.) и в период второго патриаршества в Константинополе Игнатия
(867-877 г. г.). Данное известие подтверждается некоторыми греческими
хронистами и русскими летописцами.[16] Некоторые историки считают что
христианство, появившееся на Руси в 9 веке, было подавлено языческой
реакцией, возникшей после захвата Киева князем Олегом.[17] “Однако уже в
договоре князя Игоря с греками заключенным в 40-х годах 10 века явственно
проступают две сильные группировки на Руси: языческая, возглавляемая
великим князем, и христианская, в состав которой входят представители
высшей феодальной знати и купечества.”[18] Появление первых христиан среди
высшей феодальной знати и купечества представляется вполне логичным по
следующим причинам. Во-первых: при проведении внешней политики феодальные
государи обычно вступали в союзы с императорами, королями, князьями,
возглавлявшими соседние державы. При заключении союзов большую роль играли
междинастические браки. Русские князья-язычники и их сыновья были лишены
возможности жениться на принцессах, происходивших из царских, королевских и
княжеских европейских домов принявших
христианство. Так же их дочери были лишены этой возможности. Следует
заметить, что в 9-10 веках происходит процесс постепенной христианизации
стран Центральной Европы, а государства Южной и Западной Европы были
христианизированы еще раньше. Таким образом, в 10 веке Русь оказывается в
некоторой степени изолированной от ряда государств Европы.
Во-вторых: язычество затрудняло и торговые отношения
с христианскими странами. Христианское духовенство относилось непримиримо
ко всему тому, что принадлежало язычникам. Русские феодалы были
заинтересованы в торговых связях с христианскими державами, в особенности с
Византией, купцам-христианам было проще осуществлять торговые сделки со
своими партнерами из христианских стран, чем купцам-язычникам. Исходя из
этого первыми русскими христианами выступают в источниках именно купцы.
Можно сделать заключение, что христианство еще до принятия его официально
глубоко пустило корни на Руси. Однако еще долго язычество противостояло
христианству, но постепенно уступило место последнему так как на Руси
зарождалась новая социально-политическая формация, феодализм, со своей
христианской идеологией.
Официальное же крещение Руси происходило следующим образом (приведенный
источник, по мнению многих авторов, лучше и точнее отражает события того
периода):[19] “в 988 году после заключения русско-византийского договора
тайно крестился князь Владимир Святославович, рассчитывая после женитьбы на
принцессе Анне получения необходимых кадров духовенства из Византии
обратить в христиан жителей Руси.
Летом 990 года после захвата русским войском Херсонеса
и прибытия в этот город принцессы Анны с группой священнослужителей там
приняли крещение многие русские дружинники.
Летом тогоже года, по прибытии русского войска из корсуньского похода в
Киев, Владимир Святославович крестил своих сыновей и некоторых вельмож.
Затем, после ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в
христианство людей столицы. После этого последовали хождения по городу
христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть
киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей
испытывало колебания, откладывая крещение со дня на день, некоторые
язычники “закоренелые сердцем”, не желали и слушать проповедей
сященнослужителей. 31 июля 990 года, в Четверг, князь Владимир обратился ко
всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на
берег Почайны для совершения обряда крещения. В его послании содержалась
прямая угроза. Он не двусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все
отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ
князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской
знати, до 31 июля 990 года не проявившей желания креститься. Следовательно,
не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели
расставаться с языческими верованиями. 1 августа 990 года, в пятницу, в
торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные
Киевские рынки, состоялось крещение Киева.[20] Число крестившихся, судя по
источнику, приведенному В. Н. Татищевым, было велико. Тем не менее,...
некоторые киевляне избежали крещения... Таким образом, уже крещение киевлян
показало, с какими колоссальными трудностями придется столкнуться Владимиру
при обращении в христианство населения страны.” Ярким примером трудностей
Владимира при крещении Руси может служить “крестильный” поход дяди
Владимира - Добрыни, на Новгород описанный в Иоакимовской летописи.[21]
Вообще же не понятно как Владимиру удалось убедить большую часть населения
принять христианство. Хотя, если внимательно проанализировать источники, то
можно обнаружить методы к которым прибегал Владимир.
Самый простой, для тех времен, способ - принуждение. Так например был
крещен Новгород и часть населения Киева (об этом упоминалось выше) логично
предположить, что таким
образом была крещена большая часть Руси. Характерным здесь
является то, что древние боги сначала дискридитировались в
глазах населения. Доподлинно известно что так поступили и в Киеве[22] и
Новгороде.[23] Так же из источников можно увидеть,
что любовь народа к князю Владимиру и его авторитет были
очень высоки. Укреплению его авторитета способствовала удачная внешняя
политика. В походах и сражениях крепла княжеская дружина. Победоносные
войны увеличивали княжескую казну. Подавление восстаний вятичей и радимичей
свидетельствовало о том, что великокняжеские войска могут
заставить покоренные народы подчиниться киевскому властилину. “К концу 80-х
годов 10 века власть Владимира Святославовича на Руси настолько окрепла,
что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения.
Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в это время
христианской религии, которая бы помогла феодалному строю окончательно
стабилизироваться на Руси.”[24]
Так же авторитет князя Владимира подтверждает и “Повесть
временных лет”[25] и источник использованный В.Н. Татищевым в
“Истории Российской”.
Насколько же в действительности была охвачена христиа-
низацией Русь в правление князя Владимира?
Вот как пишет об этом автор “Памяти и похвалы Владими-
ру...”: “крести же ся сам князь Володимер и чада своя...
крести же и всю землю Русскую от конца и до конца... всю
землю Русскую и грады вся украси святыми церквами... бещисла душь по всей
земли Русской приведены к богу святым крещением.”[27] Тоже самое утверждает
и другой источник - “Сказания о Борисе и Глебе” датированный концом 11
века.[28]
Подтверждает это и “Повесть временных лет”, запись значится под 988
годом:“нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити
по всем градом и селом.”[29]
Из слов Нестора-летописца можно заключить, что к момен-
ту написания им “Повести временных лет” (рубеж 11 и 12 ве-
ков) большинство славянских народов, за исключением вятичей, уже отказались
от своих языческих верований под влиянием принятого ими христианства. Такое
положение дел находит подтверждение и в труде современника Владимира
Святославовича арабского автора Яхьи Антиохийского: ”окрестили царя (князя
Владимира) и всех, кого обнимали его земли.”[30] На самом же деле мне
кажется, что это было лишь видимое, поверхностное, крещение Руси. Многие
крестились только внешне принимая христианство, боясь гнева бояр,князей и
самого великого князя. Язычество еще на протяжении многих веков, да и
пожалуй еще до сих пор, жило в сердцах, умах и душах Русского народа. Русь
предстает христианской только по официальным источникам. Фольклор же и
раскопки свидетельствуют о наличии на Руси православно-языческого
синкретизма (в захоронениях археологи находят обереги, назуны, бляхи с
переплетающимися христианскими и языческими символами). Новая вера широко
внедрялась в княжеско-боярской среде (весьма малочисленной), язычество же
продол
жало существовать в самых широких слоях простолюдинов. Двоеверие,
религиозно-мировоззренчиский синкретизм охватил
все слои общества. “Христианизация медленно шла из городов
по деревням и весям и, проникала в толщу народных масс, сливалась со
старым, привычным образом мыслей и чувств... это была одна синкретическая
вера, явившаяся результатом претворения христианства в русской народной
среде, иначе -
его обрусение.”[31]
По работам некоторых историков можно судить, что в Ки-
евской Руси еще не сложилась резкая полярность “верхов” и “низов”,
сохранились проявления “общинного демократизма”, “военной демократии”[32],
а христианство являлось феодальной идеологией и именно поэтому не могло
прижиться сразу и навсегда. Так же известно, что любая религия, в частности
христианство, ни где и никогда не существовало в абстрактном, “образцовом”
виде. Оно всегда, попадая в ту или иную среду, приобретало ее черты,
становясь в той или иной мере синкретичным. С течением времени конфрантация
религий, культов, обрядов и божеств сходила на нет, так как происходила
ассимиляция двух верований. На мой взгляд именно в русском православии эта
ассимиляция наиболее заметна. Явным примером этому служат всевозможные
заговоры в которых суть является языческой, а оболочка православной. Это
можно заметить и в праздниках отмечаемых на Руси даже в современное время.
На ряду с чисто христианскими очень много и языческих, а есть и такие
которые слелись воедино: Покров Божьей матери[33], Рождество, масленица,
Пасха, Троица, день Ивана Купалы и так далее.
Постепенно языческий пантеон был заменен христианскими
святыми. Верховное божество Род сначала воспринимался как соперник
христианского Бога-отца, но затем они слились.Пе-
рун и Ярило растворились в Илье, Борисе, Глебе, Георгии Победоносце, Мокошь
слилась с Параскевой Пятницей, Богоро-
дицей[34]. Рядом с Христом вставали как равные, в народных представлениях,
то Петр, то Никола, то Михаил.
“В результате взаимодействия культур христианская кон-
цепция единобожия приобретала весьма условный характер. Именно поэтому,
несмотря на все более глубокое усвоения христианства, утверждался иной, чем
в Византии, религиозно-мировоззренчиский идеал, бытовала иная картина мира,
в соответствии с которой развивалась и общественная мысль.”[35]
На основе вышеизложенного и по личным наблюдениям можно
заключить, что не смотря на то, что официальное крещение
Русь получила еще в конце 10 века, окончательно христи-анство в
православном его ответвлении не получило всеобщего распространения в нашей
стране. Наряду с православием на территории России проживают народы и
русские люди исповедующие ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, католицизм во
всех его разновидностях, а так же всевозможные мелкие местные языческие
культы.
Православие не стало объединяющей религией русского народа, да и вряд ли теперь когда-нибудь станет.
-----------------------
[1] Н.И.Костомаров “Русская история в жизнеописании ее главнейших
деятелей. Калуга. Золотая аллея. 1995 г.
[2] см.то же что и N 1
[3] Б.А.Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.1963 г. с.184
[4] Н.И.Костомаров “Русская история в жизнеописании ее главнейших
деятелей. Калуга. Золотая аллея. 1995 г.
[5] Б.А.Рыбаков. Мир истории. Начальные века Русской истории. М. ”М.Г.”
1987 г. с.142
[6] А.Д.Сухов. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и
последствия крещения Руси. М. Мысль.
1987 г. c.15
[7] А.П.Новосельцев. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М.
“Мысль”. 1987 г. с.68
[8] А.П.Новосельцев. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. М.
“Мысль”. 1987 г. с.70
[9] А.И.Абрамов. Роль Византии и Болгарии в крещении Руси. М. ”Мысль”. 1987
г. с.83
[10] Ф.Терновский. Изучение Византийской истории и ее тенденциозное
приложение в Древней Руси. Вып.1. Киев
1875 г. с.2
[11] И.Н.Шабатин. Святой апостол Андрей Первозванный - проповедник истины
Христовой на Руси. Журнал
Московской патриархии. 1962 г. N 12. с.60-66
[12] Повесть временных лет. Ч.1. М., Л., 1950 г. с.12 К.
[13] К.Маркс. Ф.Энгельс. соч. Т.22. с.476
[14] В.В.Седов. Восточные славяне в 6-8 в.в. М., 1982 г. с.18
[15] А.П.Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси 4-9
в.в. Древнерусское государство
и его международное значение. М., 1965 г. с.384-385
[16] Ф.М.Россейкин. см. извлечение из “Продолжателя Феофана” с.280-281
[17] Б.А.Рамм. Папство и Русь в 10-15 в.в. М., 1959 г. с.27
[18] О.М.Рапов. Официальное крещение Руси в 10 веке. Введение христианства
на Руси. М., ”М.” 1987 г. c.96
“Повесть временных лет” Ч.1. с.34-39
[19] О.М.Рапов. Официальное крещение Руси. Введение христианства на Руси.
М., ”Мысль”., 1987 г. с.108-112
[20] В.Н.Татищев. История Российская. М., Л., Т.2., с.63
[21] В.Н.Татищев. История Российская. М., Л., 1962 г. с. 112-113
[22] Повесть временных лет. Ч.1. с.80
[23] В.Н.Татищев. История Российская. Т.1. с.113
[24] О.М.Рапов. Официальное крещение Руси в конце 10 века. с.105
[25] Повесть временных лет. Ч.1. с.80-81
[26] В.Н.Татищев. История Российская. Т.2. с.63
[27] Память и похвала Владимиру Иакова Мниха. с.226-227
[28] Успенский сборник 12-13 в.в. М. 1971. с.43
[29] Повесть временных лет. Ч.1. с.81
[30] Император Василий Болгаробойца. Записки Императорской академии наук.
Т.44. СПб. 1883 г. с.23-24
[31] Б.Г.Греков. Избранные труды. Т.2., М., 1959 г., с.316
[32] Б.А.Рыбаков. Первые века Русской истории. М., 1964 г., с.7-16.
И.Я.Форьянов. Киевская Русь.
Очерки социально-экономической истории. Л., 1974 г.
[33] В.В.Мильков. Н.Б.Пилюгина. Христианство и язычество: проблема
двоеверия. М., “М”., 1987 г., с.270-271
[34] Б.А.Успенский. Филологические разыскания в области славянских
древностей. М., 1982 г., с. 134-138
[35] В.В.Мильков. Н.Б.Пилюгина. Христианство и язычество: проблема
двоеверия. М., “М”., 1987 г. с.272