Оптимизация налогообложения (на примере ОАО 'Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    227,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптимизация налогообложения (на примере ОАО 'Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции')

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра налогов и налогообложения










курсовая работа

по дисциплине «Организация и методика налогового консультирования»












Уфа 2013 год

Содержание

Введение

Глава 1. Финансовые и налоговые показатели деятельности ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции"

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Учетная политика организации

1.3 Технико-экономические и финансовые показатели предприятия

.4 Налоговая нагрузка предприятия

Глава 2. Схемы оптимизации налогообложения

2.1 Варианты сближения учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету

2.2 Пути оптимизации налогообложения

.3 Налоговые риски предприятия

.4 Сравнительная характеристика налоговой нагрузки до и после налогообложения

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Желание каждого налогоплательщика платить как можно меньше налогов вполне естественное и объяснимое. Ведь в России доля налоговых выплат от получаемых доходов довольно высока. Выходом может стать законная экономия на налогах, то есть так называемая оптимизация налогообложения. Оптимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Стремление предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность в конечном итоге приводит к минимизации налоговых платежей.

Оптимизация налогообложения - это легальный способ обхода налогов, но в то же время процесс долгий и требующий достаточных знаний в области исчисления и уплаты налогов. Трудностей еще добавляет Российское законодательство, предусматривающее большое количество налогов и разные способы определения налогооблагаемой базы.

Однако при этом, налоговым законодательством Российской Федерации предоставляются все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат, а именно наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ставок налогообложения, наличием различных источников отнесения расходов и затрат и др.

Кроме того, оптимизация (минимизация) налогообложения - это уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В связи с этим, такие действия налогоплательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких, как доначисление налогов, пени, а также взыскание налоговых санкций. Отсюда и вытекает главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов.

Актуальность курсовой работы по дисциплине «Организация и методика налогового консультирования» не вызывает сомнения.

Данная работа выполняется на примере конкретного предприятия. В частности, на примере ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции".

Целями курсовой работы являются определение налоговой нагрузки предприятия и в зависимости от ее доли предложить схемы оптимизации налогообложения.

Для реализации данных целей были поставлены следующие задачи:

Ø Провести анализ технико-экономических показателей предприятия;

Ø  Рассчитать налоги и сделать анализ налоговой нагрузки;

Ø  Составление учетной политики предприятия в целях бухгалтерского и налогового учета, как одной из элементов налоговой оптимизации;

Ø  Разработать схемы оптимизации налогообложения по наиболее проблемным налогам;

Ø  Сравнить налоговую нагрузку до и после оптимизации.

         Для расчета налоговой нагрузки ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции" были использованы «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках» за 2012 год.

бухгалтерский налог учет

Глава 1. Финансовые и налоговые показатели деятельности ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции"

.1 Общая характеристика предприятия

Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции было образовано в апреле 2000 года и получило название Центральное конструкторское бюро по механизации и автоматизации предприятий Башэнерго.

За время с 2000 года до 2003 года по инициативе Башэнерго в Обществе происходили организационные преобразования. В результате этих преобразований Центральное конструкторское бюро по механизации и автоматизации предприятий Башэнерго было преобразовано в Специальное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции со статусом филиала ОАО «Башэнерго».

В 2004 году состоялось Общее собрание акционеров ОАО "Башэнерго", на котором было принято решение о реорганизации ОАО "Башэнерго" в форме выделения (Протокол Общего собрания акционеров от 29.06.2004г. №1). В соответствии с этим решением Специальное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции - филиал ОАО "Башэнерго" было образовано в ОАО «Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции».

Основным направлением деятельности являлась разработка проектной документации по реконструкции инженерных сетей и систем (тепловые и газовые магистрали, водопровод и канализация, кабельные линии до 220 кВ, подземные коллекторы, тоннели, дюкеры, автодороги всех типов и др.), в том числе, основных технологических участков всех электростанций ОАО «Башэнерго». В результате был создан архив проектно-конструкторской, сметной и общестроительной документации на капитальные ремонты, реконструкцию и строительство разного рода объектов, в том числе работ по подстанциям 500 кВ.

Аналогичные работы проводились по десяткам подстанций напряжением до 220 кВ по замене силовых трансформаторов, коммутационного оборудования, трансформаторов тока и напряжения, а также выполнялись работы по системам электроснабжения до 20 кВ районов г. Уфы.

В последние годы ОАО «СПКБРР» интенсивно развивало новые направления деятельности (генеральный подряд, строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы и энергосервисная деятельность) в которых успешно реализовало ряд проектов.

ОАО «СПКБРР» оказывает широкий спектр услуг связанных с реконструкцией и строительством инженерных сетей и систем.

Основными направлениями деятельности являются:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Проектно-изыскательские работы

Генеральный подряд

Строительно-монтажные работы

Энергосервисная деятельность

Услуги по выводу на оптовый рынок

Энергетический аудит и консалтинг

В 2012 году ОАО «Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции», сохраняя преемственность традиций и накопленный опыт, продолжало выполнять работы по проектированию инженерных сетей и систем энергохозяйства города Уфы.

Однако пристальное внимание и усилия компании в 2012 году уделялись развитию электросетевого направления в проектной деятельности. За прошедший год заключено более 20 новых контрактов на общую сумму более 675 млн. руб. Большая часть из них является договорами «под ключ» - комплексного сопровождения от стадии проектирования до окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию. Производственно-хозяйственная деятельность ОАО «СПКБРР» в 2012 году была ориентирована на получение прибыли, желаемый результат был достигнут.

.2 Учетная политика организации

На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации применяется следующая учетная политика для целей налогообложения [10].

При осуществлении бухгалтерского учета использовать План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Формы первичной документации, их периодичность и порядок составления определяются в графике документооборота.

Таблица 1.1

Положение учетной политики

Утверждено

Основание

Организация ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет организации ведет: - штатный бухгалтер;

п. 6 ФЗ от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ О бухгалтерском учете

Стоимостной лимит основных средств, списываемых на затраты на производство (расходы на продажу)

В настоящее время основные средства стоимостью не более 10 000 рублей за единицу следует списывать на затраты на производство (расходы на продажу).

п. 18 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н Об утверждении ПБУ Учет основных средств ПБУ 6/01

Способ начисления амортизационных начислений

-линейный способ (первоначальная стоимость умножить на норму амортизации)

п. 18, 19 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н Об утверждении ПБУ Учет основных средств" ПБУ 6/01" п.48 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

Переоценка первоначальной стоимости основных средств

- не производится;

п. 14, 15 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н Об утверждении ПБУ Учет основных средств ПБУ 6/01 п.49 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

Способ начисления амортизационных отчислений по нематериальным активам

- линейный способ (исходя из норм, исчисленных на основании срока полезного использования)

п.56 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) ПБУ "Учет нематериальных активов ПБУ 14/2000 Приказ Минфин N 91н от 16.10.2000

Способ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

- путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (кроме организационных расходов и деловой репутации) (т. е. с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов");

п.21 и п. 31 ПБУ "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000" Приказ Минфин N 91н от 16.10.2000

Оценка списания материально-производственных запасов (включая товары, кроме учитываемых по продажным ценам).

- по себестоимости каждой единицы;

п.58, 60 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) п. 16 Приказа Минфина РФ от 09.062001 г. N 44н "Об утверждении ПБУ "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"

Синтетический учет заготовления материалов.

- по фактической себестоимости заготовления;

План счетов б/у ФХД орг-ции (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)

Списание общехозяйственных расходов

- общехозяйственные расходы ежемесячно распределяются на сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (порядок распределения);

Инструкция по применению Плана счетов б/у ФХД организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 26)

Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления

- по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом;

п. 13 и п. 17 Положения по б/у "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) Инструкция по применению Плана счетов б/у ФХД организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 46)

Синтетический учет выпуска продукции

- с использованием счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”;

Инструкция по применению Плана счетов б/у ФХД организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счетам 40, 43)

Оценка готовой продукции, отгруженной продукции

- По полной фактической производственной себестоимости (счет 26 закрывается на счет 20, счет 40 не используется);

п.59 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.

Оценка отгруженных товаров, сданных работ и оказанных услуг

- по фактической полной себестоимости;

п.61 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

Оценка незавершенного производства

- по прямым статьям расходов;

п.64 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

Списание затрат по ремонту основных средств на себестоимость

- Создание резерва на ремонт основных средств.

Инструкция по применению Плана счетов б/у ФХД организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 97) п.72 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.

Создание резервов за счет себестоимости

- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

п.72 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.) Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Учет долгосрочной задолженности по полученным кредитам и займам.

- Задолженность на срок более 12 месяцев учитывается в составе долгосрочной задолженности до истечения установленного договором срока возврата заемных средств.

п. 6, 33 Приказа Минфина РФ от 02.08.2001 г. N 60н "Об утверждении Положения по б/у "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"

Учет дополнительных затрат, связанных с получение займов и кредитов

- предварительно учитываются как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных обязательств.

п. 20 Приказа Минфина РФ от 02.08.2001 г. N 60н "Об утверждении Положения по б/у "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"

Учет процентов (дисконта) по выданным векселям и размещенным облигациям

- в составе операционных расходах в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления;

п. 18 Приказа Минфина РФ от 02.08.2001 г. N 60н "Об утверждении Положения по б/у "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"

Способ определения стоимости финансового актива при его выбытии

- по средней первоначальной стоимости;

п. 26 Приказа Минфина РФ от 10.12.2002 г. N 126н "Об утверждении ПБУ "Учет финансовых вложений ПБУ 19/02

Отражение в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов

Виды операций, по которым прочие доходы отражаются в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам.

п. 18.2 Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н «Об утверждении ПБУ «Доходы организации" ПБУ 9/99»

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации, по фондам

В соответствии с учредительными документами организации.

ст.52 ГК РФ. Инструкция по применению Плана счетов б/у ФХД организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 84)

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

Проводить инвентаризацию в обязательном порядке в случаях, установленных действующими нормативными документами. Кроме того, проводить инвентаризацию кассы не реже одного раза в квартал.

ст.12 Федерального Закона РФ “О Бухгалтерском учете” от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ. “Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”, (утв. приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. N 49) п.27 “Положения по ведению б/у и бухгалтерской отчетности в РФ” утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.


Таблица 1.2. Разработка учетной политики для целей налогообложения

Положение учетной политики

Вариант (выбрать нужный)

Основание

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Момент определения налоговой базы с целью исчисления НДС

- определение налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов;

ст. 167 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

Определение даты получения дохода (осуществления расхода)

- по методу начисления;

271, 273 Налогового кодекса РФ.

Определение группы расходов, к которым будут относиться затраты (по затратам, которые могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов)

- при приобретении материально-производственных запасов (МПЗ) суммовые разницы, проценты за кредит, расходы по имущественному страхованию, относящиеся к затратам на приобретение МПЗ, до принятия МПЗ к учету включать в стоимость приобретения МПЗ; - при приобретении (изготовлении) амортизируемого имущества суммовые разницы, проценты за кредит, расходы по имущественному страхованию, относящиеся к затратам на приобретение (изготовление) амортизируемого имущества, до момента принятия объекта амортизируемого имущества к учету включать в первоначальную стоимость амортизируемого имущества.

п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Методы списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов

- метод оценки по средней себестоимости;

ст. 254 Налогового кодекса РФ.

Методы оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации

- по средней стоимости;

п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ.

Методы начисления амортизации

- линейный метод;

ст. 259 Налогового кодекса РФ.

Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства

- включение в состав расходов отчетного (налогового) в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

п.1.1. ст 259 Налогового кодекса РФ.

Учет прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги

- относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации услуг, в стоимости которых они учтены;

п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ.

Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Оценку НЗП производить по стоимости прямых расходов в следующем порядке: - распределение затрат на прямые и косвенные производится в соответствии с правилами, установленными в бухгалтерском учете (см. п. 1.16 данного документа); - величина прямых расходов в НЗП определяется исходя из расчета по методу плановой стоимости.

п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ.

Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг.

- по стоимости единицы.

п. 9 ст. 280 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты

Исчислять налог на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода

п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ.


.3 Технико-экономические и финансовые показатели предприятия

Всего за 2012 год получена выручка от продаж в размере 129 124 тыс. рублей, в том числе по работам, находящимся в незавершенном производстве - 75 560,2 тыс.руб.

В 2012 году Обществом завершено 19 проектных работ на общую сумму 53 563,8 тыс.руб., из них по направлениям:

- теплоэнергетика - 5 работ общей стоимостью 501,6 тыс.руб.

-        распределительные электрические сети - 4 работы стоимостью 47 205,7 тыс. руб.

         инженерные сети (теплоснабжение, водоснабжение и

водоотведение) - 6 работ стоимостью 571,4 тыс. руб.

- прочие - 4 работы стоимостью 5 285,1 тыс. рублей

Структура выполненных в 2012 году работ в графическом виде представлена на диаграмме ниже:


В 2012 году, так же как и в 2011, имела место тенденция сокращения объема работ, выполняемых по объектам теплоэнергетики. Также имело место сокращение доли работ по объектам инженерных сетей. При этом отмечался рост объемов работ по объектам распределительных электрических сетей.

Основными заказчикам работ, выполненных ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции" в 2012 году, являлись: ООО «РЕМСТРОЙПРОМ», ООО «Строительно-монтажное управление № 137-энерго», ООО «УК «Базовые инвестиции» (ЗПИФ недвижимости "СФЕРА и "ОКЕАН"), ООО "СТРОЙ ИНВЕСТ". На долю этих заказчиков приходится около 81 % выполненных работ.

Структуру выполненных в 2012 году работ в разрезе заказчиков можно увидеть на диаграмме:


В 2012 году имело место следующее распределение объемов работ Общества по форме исполнения заказа:

работы, выполненные собственными силами - 57 377,32 тыс.рублей

работы, выполненные субподрядными организациями - 71 746,97 тыс. рублей.

В 2012 году ОАО "СПКБРР" получило выручку от продаж работ в размере 129 124 тыс. рублей.


В 2012 году себестоимость выпущенной продукции (включая управленческие расходы) составила 121 566 тыс. рублей. Получена прибыль от продаж на сумму 7 558 тыс. рублей.

 

Структура кредиторской задолженности ОАО «Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции» по состоянию на 31.12.2012 года тыс. руб.

Таблица 1.3

Наименование кредиторской задолженности

Срок наступления платежа


До одного года

Свыше одного года

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, тыс.руб.

49848

-

в том числе просроченная, тыс. руб.

-

-

Кредиторская задолженность перед персоналом организации, тыс. руб.

2456

-

в том числе просроченная, тыс.руб.

-

-

Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами, тыс. руб.

5887

-

в том числе просроченная, тыс.руб.

-

-

Задолженность по налогам и сборам, руб.

9167

-

Займы и кредиты, всего, тыс.руб.

3600

24058

в том числе просроченные, тыс.руб.

-

-

Прочая кредиторская задолженность, тыс.руб.

42552

-

в том числе просроченная, тыс. руб.

-

-

Задолженность участникам по выплате доходов

2219

--

Итого обязательства ( тыс. руб)

115728

24058


Информация о кредиторах Общества, на долю которых приходится не менее 10 процентов от общей суммы кредиторской задолженности эмитента на 31.12.2010:

. ООО СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ГРАДМАШ»

г. Екатеринбург, ул. Советская, д.56;

сумма кредиторской задолженности составляет 33 750 тыс. рублей.

Таблица 1.4. Структура дебиторской задолженности  тыс. руб.

Вид дебиторской задолженности

Срок наступления платежа


До одного года

Свыше одного года

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, тыс. руб.

50039

-

в том числе просроченная, тыс.руб.


Х

Дебиторская задолженность по векселям к получению, тыс.руб.

-


в том числе просроченная, тыс.руб.

-

Х

Дебиторская задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, тыс.руб.

-

-

в том числе просроченная, тыс.руб.

-

Х

Дебиторская задолженность по авансам выданным, тыс.руб.

7889


в том числе просроченная, тыс.руб.

-

Х

Прочая дебиторская задолженность, руб.

8789


в том числе просроченная, тыс.руб.

-

Х

Итого, тыс.руб.

66716


в том числе просроченная, тыс. руб.

-

Х


Сведения о дебиторах, на долю которых приходится не менее 10% от общей суммы дебиторской задолженности на 31.12.2010:

. ОАО «ОЭК»

г. Уфа, Кирова, д.10, стр.4;

сумма дебиторской задолженности- 5 952,72 тыс. руб.

. ООО «Строительно-монтажное управление № 137-энерго» («СМУ-137-Э»)

г. Уфа, ул. Пермская, д.2;

сумма дебиторской задолженности- 26 500 тыс. руб.

1.4 Налоговая нагрузка предприятия

Одним из важнейших аспектов функционирования современной налоговой системы является воздействие налоговой нагрузки предприятия на его хозяйственную активность. Причем главной задачей любой налоговой реформы является снижение налоговой нагрузки предприятия при условии компенсации выпадающих доходов, при этом остаются неопределенными временные и нормативные рамки этого процесса. Поэтому тема оптимизации налоговой нагрузки предприятия всегда актуальна для налоговых специалистов.

Налоговая нагрузка - это комплексная характеристика, включающая: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов.

Для расчета налоговой нагрузки, рассчитаем сумму налога для уплаты в бюджет, по каждому налогу, который уплачивает организация. 

Налог на добавленную стоимость

Выручка от реализации работ за налоговый период без НДС составляет 129124 тыс. руб.

Внереализационные доходы за налоговый период без НДС составляют 6331 тыс. руб.

Налоговой базой для налога на добавленную стоимость будет сумма выручки и внереализационных доходов.

НБ = 129124 + 6331 = 135455 тыс. руб.

НДС пол = 135455*18%/100% = 24382 тыс. руб.

Себестоимость продаж за налоговый период равна 90178 тыс. руб.

Внереализационные расходы за налоговый период равны 7471 тыс. руб.

Все расходы организации документально подтверждены и экономически обоснованы, в связи с этим организация имеет право применить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.

НДС упл. = (90178 + 7471)*18%/100% = 17577 тыс. руб.

Сумма НДС в бюджет = 24382 - 17577 = 6805 тыс. руб.

Налог на прибыль организаций

Налоговой базой для определения налога на прибыль организаций является прибыль организации, определяемой как разница между доходами и расходами организации, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Выручка от реализации работ за налоговый период составляет 129124 тыс. руб.

Внереализационные доходы за налоговый период составляют 6331 тыс. руб.

Итого доходы за налоговый период равны 135455 тыс. руб.

Себестоимость продаж за налоговый период равна 90178 тыс. руб.

Внереализационные расходы за налоговый период равны 7471 тыс. руб.

Итого расходы за налоговый период = 97649 тыс. руб.

НБ = прибыль = 135455 - 97649 = 37806 тыс. руб.

Налог на прибыль равен = 37806*20% = 7561,20 тыс. руб.

Налог на прибыль в федеральный бюджет = 37806*2% = 756, 12 тыс. руб.

Налог на прибыль в региональный бюджет = 37806*18% = 6805,08 тыс. руб.

Налог на имущество организаций

При определении налога на имущество организаций используется остаточная стоимость имущества, определяемая как разница между первоначальной стоимости и суммой амортизации.

Определим норму амортизации по каждому объекту основных средств, используемых на предприятии. Так как организация применяет линейный метод начисления амортизации, то норма амортизации будет рассчитываться как частное единицы к сроку полезного использования объекта основных средств.

Таблица 1.5

Наименование объекта ОС

Первоначальная стоимость руб.

СПИ в годах

СПИ в мес.

Норма Ам

Норма Ам в руб.

Остаточная стоимость на 01.01.

Здание

20000000

25

300

0,0033

66000

16040000

Сооружения

4000000

15

180

0,0056

22400

2656000

Машины и оборудование

7000000

6

72

0,0139

97300

1162000

Транспортные средства

5000000

10

120

0,0083

41500

Другие ОС

820000

4

48

0,0208

17056

205984


Остаточная стоимость объектов основных средств на каждое число месяца налогового периода:

.01     = 22573984 руб.

.02     = 22329728 руб.

.03     = 22085472 руб.

.04     = 21841216 руб.

.05     = 21596960 руб.

.06     = 21352704 руб.

.07     = 21108448 руб.

.08     = 20864192 руб.

.09     = 20619936 руб.

.10     = 20375680 руб.

.11     = 20131424 руб.

.12     = 19887168 руб.

.12 = 19642912 руб.

Определяем среднегодовую стоимость основных средств = (22573984 + 22329728 + 22085472 + 21841216 + 21596960 + 21352704 + 21108448 + 20864192 + 20619936 + 20375680 + 20131424 + 19887168 + 19642912) / 13 = 21108448 руб.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период является налоговой базой для определения суммы налога.

Ставка для определения налога на имущество равна 2,2%.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет = 21108448 * 2,2% = 464,39 тыс. руб.

Транспортный налог

Предприятие имеет 13 объектов транспортных средств, находящихся в собственности.

Транспортный налог в отношении каждого транспортного средства определяется отдельно. Налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. Если транспортное средство в течение года было поставлено или снято с учета, то сумма налога определяется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества месяцев, в течение которого транспорт находился в собственности, к числу месяцев в налоговом периоде, при этом месяц постановки и месяц снятия с учета считается за целый месяц.

. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 230 л.с

ТН= 230*65 = 14950 руб.

. Самоходная машина с мощностью двигателя 211 л.с.

ТН = 211*25 = 5275 руб.

. Самоходная машина с мощностью двигателя 211 л.с.

ТН = 211*25 = 5275 руб.

4. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 235 л.с., использовался 6 месяцев

ТН = 235*0,5*65 = 7638 руб.

. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 225 л.с.

ТН = 225*65 = 14625 руб.

. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 480 л.с.

ТН = 480*85 = 40800 руб.

. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 480 л.с.

ТН = 480*85 = 40800 руб.

. Самоходная машина с мощностью двигателя 310 л.с., использовалась 7 месяцев

ТН = 310*0,5833*25 = 4521 руб.

. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 300 л.с., использовался 5 месяцев

ТН = 300*0,4167*85 = 10626 руб.

. Самоходная машина с мощностью двигателя 160 л.с.

ТН = 160*25 = 4000 руб.

. Легковой автомобиль с мощностью двигателя 125 л.с., использовался 11 месяцев

ТН = 125*0,9167*35 = 4011 руб.

. Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 300 л.с.

ТН = 300*85 = 25500 руб.

. Легковой автомобиль с мощностью двигателя 140 л.с.,

ТН = 140*35 = 4900

Сумма транспортного налога в бюджет = 14950 + 5275 + 5275 + 7638 + 14625 + 40800 + 40800 + 4521 + 10626 + 4000 + 4011 + 1875 + 40800 + 25500= 220,70 тыс. руб.

Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, являются работники предприятия. Налоговая база для исчисления суммы налога - это заработная плата, а также различные выплаты, причитающиеся к выплатам работникам. За исключением сумм, не подлежащие налогообложению [21].

Организация при уплате НДФЛ является налоговым агентом и перечисляет сумму налога в бюджет.

За налоговый период заработная плата работников на предприятии составила 41195 тыс. руб., что и является налоговой базой для расчета суммы налога.

Ставка НДФЛ равна 13%.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет = 41195*13%/100% = 5355,35 тыс. руб.

Страховые взносы

Согласно статье 58.2 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2012 - 2015 годах для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов:

Таблица 1.6

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса


Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

В пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов

22%

2,9%

5,1%


Базой для исчисления страховых взносов является сумма выплат, произведенная в пользу работников за налоговый период, плательщиком страховых взносов является организация - работодатель.

База за 2012 год = 41195 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РФ = 41195*22% = 9062,90 тыс. руб.

Страховая часть = 6% = 41195 * 6% = 2471,7 тыс. руб.

Накопительная часть = 16% = 41195 * 16% = 6591,20 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в ФСС РФ = 41195 * 2,9% = 1195,66 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в ФОМС РФ = 41195 * 5,1% = 2100,95 тыс. руб.

Налоговую нагрузку можно рассчитать с использованием нескольких методик. В данной курсовой работе проведем расчет налогового бремени по двум методикам:

ü  методика Департамента налоговой политики Министерства Финансов РФ;

ü  методика М. Крейниной.

Методика Департамента налоговой политики Министерства Финансов РФ

Показатель налогового бремени позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, но он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

Налоговое бремя можно рассчитать по следующей формуле:

НБ = (Нобщ / Выробщ) * 100%,

где НБ - налоговое бремя, Нобщ - общая сумма налогов, Выр общ - общая сумма выручки от реализации с учетом НДС.

Налоговые обязательства ОАО «СПКБРР» за 2012 год перед бюджетом отражены в таблице 7.

Таблица 1.7. Налоги, уплачиваемые ОАО «СПКБРР»

Показатель

Значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

НДС

6805

20,77

Налог на прибыль

7561,20

23,08

Налог на имущество организации

464,39

1,42

Транспортный налог

220,70

0,67

НДФЛ

5355,35

16,34

Страховые взносы

12359,51

37,72

Итого

32766,15

100


Выручка от реализации с учетом НДС будет равна 129124 + 24382 = 153506 тыс. руб., следовательно налоговая нагрузка равна:

НБ = (32766,15 / 153506) * 100% = 21,35%

Следовательно, доля налогов в выручке от реализации составляет 21,35%, т.е. предприятие отдает на уплату налогов 21,35% своей выручки, что вполне приемлемо.

Когда налоговая нагрузка находится в пределах от 0 до 30%, считается, что это оптимальное состояние предприятия и проведение работ по оптимизации не актуально.

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в составе налогов занимают страховые взносы (37,72%), затем налог на прибыль (23,08%), и НДС (20,77) значит необходимо оптимизировать данные налоги, вследствие чего уменьшится и общая налоговая нагрузка.

Методика М. Крейниной

Для получения дополнительной информации о тяжести налогового бремени воспользуемся методикой М. Крейниной. Данную методику можно назвать эффективным средством анализа воздействия прямых налогов на состояние предприятия.

К недостатком методики можно отнести недооценку влияния на налоговую нагрузку косвенных налогов. Эти налоги тоже оказывают влияние на финансовое состояние организации, но их влияние не так очевидно. По теории косвенные налоги влияют на цену продукции и, следовательно, на спрос. Налоговая нагрузка по косвенным налогам ложится на продавцов или на покупателей в зависимости от характера спроса.

В реальной же ситуации большинству экономических субъектов сложно определить, целесообразность переложения бремени косвенных налогов на покупателей, поскольку кривая спроса определенного, товара (работы, услуги) зачастую отличаются от классических ситуаций, приводимых в качестве примеров в учебных пособиях по экономической теории.

Для расчета необходимы следующие экономические показатели:

Таблица 1.8. Показатели для определения налоговой нагрузки по методике М. Крейниной

Показатель

Значение (тыс. руб.)

Выручка (В)

153506

Затраты за вычетом косвенных налогов (Ср)

90042

Фактическая прибыль, остающаяся после уплаты всех налогов (Пч)(стр.190 отчет о прибылях и убытках)

3560


Затраты за вычетом косвенных налогов (Ср) = себестоимость (стр.020 отчет о прибылях и убытках) - НДС по приобретенным ценностям (стр.220 бух. баланса) = 90178 - 136 = 90042 тысяч рублей.

Налоговое бремя в данной методике рассчитать по следующей формуле:

НБ=(В-Ср-Пч) / (В-Ср) * 100%

где В - выручка, Ср - затраты за вычетом косвенных налогов, Пч - Чистая прибыль.

Таким образом налоговая нагрузка равна:

НБ = (153506 - 90042 - 3560)/( 153506 - 90042 ) *100% = 94,39 %

По методике М.Н. Крейниной налоговое бремя составило 94,39%, что показывает: во сколько раз сумма налоговых платежей отличается от прибыли, остающейся в распоряжении общества, после уплаты всех налогов, т.е. общая сумма налогов в 94,39 раз больше, чем чистая прибыль предприятия.

Данная методика тоже может быть конкретизирована путем включения в расчет такого экономического показателя, как чистые активы общества.

Глава 2. Схемы оптимизации налогообложения

.1 Варианты сближения учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету

Рекомендации по сближению учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета ОАО «СПКБРР» г. приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

п/п

Рекомендации

Результат

1

Установить единый метод признания расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете - метод начисления

Этот метод упростит учет разниц по ПБУ 18/02

2

Общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете списывать на счет 90 «Продажи»

Сблизить БУ и НУ

3

Расходы будущих периодов в бухгалтерском учете списывать равномерно

Для расчета налога на прибыль можно будет использовать данные БУ

4

Срок списания расходов на НИОКР установить в БУ - 2 года

Сближает БУ и НУ

5

Объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу списываются на затраты производства по мере ввода их в эксплуатацию

Сближает НУ и БУ

6

В бухгалтерском учете несущественные затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов учитываются в текущих расходах

Избежание разниц учета по ПБУ 18/02; экономия на налоге на имущество

7

Создание резерва на выплату отпускных и ежемесячных вознаграждений

Уменьшение налога на прибыль

8

Создание резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на гарантийные расходы


2.2 Пути оптимизации налогообложения

Оптимизация налогообложения - это специальный процесс, связанный с совершением действий, направленных на минимизацию налогового бремени компании и увеличение положительных финансово-экономических результатов ее деятельности, за счет рационального применения положений и норм налогового законодательства. Проведение процессов по оптимизации является возможным в связи с тем, что налоговое законодательство предоставляет отдельными категориями налогоплательщиков различные льготы и послабления при уплате налогов, а также при совершении определенных хозяйственно-экономических операций.

Оптимизация налогообложения на предприятии связана исключительно с правомерными действиями, совершаемыми непосредственно в рамках законодательно установленных правил. Указанная деятельность предусматривает, в том числе выявление и устранение налоговых и иных финансовых рисков для компании. Она может осуществляться как на первоначальном этапе создания фирмы, при совершении какой-либо отдельно взятой сделки или группы сделок (к примеру, по отчуждению комплекса недвижимого имущества, иных активов предприятия, продажи долей в уставном капитале фирмы), так и в процессе всего хозяйственно-экономического цикла существования организации.

Оптимизация страховых взносов

Основной удельный вес в налоговой нагрузке занимают страховые взносы, поэтому нужно подобрать наиболее выгодные способы оптимизации данного взноса.

Уплата страховых взносов носит обязательный характер для всех предприятий не зависимо от режима налогообложения, количества работников и вида деятельности.

Нагрузка по страховым взносам существенно влияет на финансовое положение организации. В рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30% (из них в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9 %, в ФФОМС - 5,1%).

Условно способы экономии на страховых взносов можно разделить на две группы:

. Выплата сумм, которые не облагаются страховыми взносами;

. Применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных на переходный период 2011 - 2019 гг. ст. 58 Закона № 212-ФЗ [7].

Рассмотрим применение некоторых из законных способов оптимизации страховых взносов.

Первым и эффективным способом является заключение договора гражданско-правового характера.

Выплаты по договорам гражданско-правового характера не облагаются взносами в ФСС России (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ), что позволит сэкономить 2,9 %, а если работников на предприятии много, то сумма сэкономленных платежей во внебюджетные фонды может получиться весьма внушительной.

Также физические лица, выполняющие работу согласно гражданско-правовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, только если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ). А уплачивать или не уплачивать взносы, решают сами стороны договора, так что здесь тоже можно сэкономить [8].

Таким образом, можно предположить что в организации все работники будут работать по договорам гражданско-правового характера. Тогда, из расчета страховых взносов сделанных нами ранее, можно увидеть, что организация сэкономит не малую часть денежных средств, а именно - 1195,66 тыс. руб. Следовательно сумма страховых взносов для уплаты в бюджет будет составлять 11163,85 тыс. руб. Экономия очевидна.

Следующим видом договора, позволяющим оптимизировать страховые взносы, является ученический договор.

В соответствии со ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

Оплата обучения, производимая работодателем в рамках ученического договора, который не является трудовым или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг, не облагается страховыми взносами [6].

Так же эффективным способом оптимизации страховых взносов является привлечение на работу иностранцев.

Речь идет о гражданах, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.

Любая компания может заключить с таким иностранцем трудовой договор (при условии, что у него есть разрешение на работу). Тогда с выплат сотруднику страховые взносы начислять не придется. Данный способ хорошо подходит для строительных компаний, нанимающих иностранцев, а также для фирм, где можно использовать недостаточно квалифицированный труд, например, грузчиков, подсобных рабочих, продавцов [8].

Таким образом, если в организации 10% работников будут, оформлены по ученическому договору, и 30% будут составлять иностранные работники, тогда заработная плата выплачиваемая данным сотрудникам не будет облагаться страховыми взносами. То есть можно сравнить, расчет когда все работники оформлены по трудовому договору:

База за 2012 год = 41195 тыс. руб. (100% оформленных по трудовому договору)

Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РФ = 41195*22% = 9062,90 тыс. руб.

Страховая часть = 6% = 41195 * 6% = 2471,7 тыс. руб.

Накопительная часть = 16% = 41195 * 16% = 6591,20 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в ФСС РФ = 41195 * 2,9% = 1195,66 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в ФОМС РФ = 41195 * 5,1% = 2100,95 тыс. руб.

Общая сумма уплаты страховых взносов в бюджет = 12359,51 тыс. руб.

И расчет с применением оптимизации по ученическим договорам и договорам заключенным с иностранными гражданами:

База за 2012 год = 24717 тыс. руб. (60% оформленных по трудовому договору)

Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РФ = 24717*22% = 5437,74 тыс. руб.

Страховая часть = 6% = 24717 * 6% = 1483,02 тыс. руб.

Накопительная часть = 16% = 24717 * 16% = 3954,72 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в ФСС РФ = 24717 * 2,9% = 716,79 тыс. руб.

Сумма страховых взносов в ФОМС РФ = 24717 * 5,1% = 1260,57 тыс. руб.

Общая сумма уплаты страховых взносов в бюджет = 7415,1 тыс. руб.

Исходя из этого экономия = 12359,51 - 7415,1 = 4944,41 тыс. руб.

Оптимизация налога на прибыль

На втором месте по налоговой нагрузке у нас налог на прибыль. Оптимизация начинается с сокрытия истинного размера выручки. За счет ее сокрытия уменьшается налог на прибыль.

Суть сокрытия заключается в том, что предприятие тем или иным образом скрывает поступающие к нему денежные средства, не отражая их соответствующим образом в бухгалтерском учете, выводя их в целом из-под налогообложения и вообще не включая их в расчет налогооблагаемой базы.

Сокрытие выручки (полное или частичное) с целью уменьшения суммы налогового платежа может осуществляться следующими способами:

сокрытие выручки от реализации продукции (например, отражение ее как аванса от заказчика), работ и услуг, хотя в наличии имеются акты выполненных работ;

сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара;

сокрытие дохода от налогообложения путем заключения договора о предоставления займа (заемные средства не облагаются налогом);

безфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации;

неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц;

неотражение в бухгалтерских учетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям займы;

занижение объема реализации продукции;

занижение количества и завышение цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;

реализация неучтенной продукции за наличный расчет, с последующим не отражением в учете полученной выручки;

и другие.

ОАО «СПКБРР» может скрывать часть полученной выручки путем неоприходования наличных денег, поступивших в кассу предприятия (работа за “черную наличку”).

Разновидностью вышеописанной операции является неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц. В этом случае предприятие предоставляет доверенному лицу товары и необходимые документы (накладные, доверенности и др.) для их реализации. Продав товары, доверенный сдает выручку предприятию. Затем первичные документы, отражающие передачу товара доверенному лицу, уничтожаются (скрывается вся операция) либо подмениваются (указывается неполная реализация товаров), а соответствующие денежные средства в кассу не приходуются. Таким образом, в бухгалтерском учете не отражается факт реализации продукции, что приводит к занижению налогооблагаемой базы налогов, связанных с выручкой.

Для минимизации налога в учетных документах умышленно может указываться заниженная цена по сравнению с фактической ценой оказываемых услуг (скорее всего, используются два прейскуранта цен на услуги).

Занижение количества и завышение цены приобретаемого товара совершается с целью завышения себестоимости реализуемой продукции и создания на предприятии неучтенной партии товара. Далее неучтенная продукция реализуется за наличный расчет, с последующим не отражением в учете выручки.

А также ОАО «СПКБРР» могут оказывать услуги без документального оформления.

При данном способе учет финансовых операций ведется, как правило, в черновых записях.

Если предположить, что часть сокрытой таким образом выручки составляет 3545 тыс. руб. и если не включить ее в расчет налога на прибыль, то сумма налога составила бы:

(135455 - 3545 - 97649) * 20% = 6852,20 тыс. руб.

(135455 - 97649) * 20% = 7561,20 тыс. руб.

Экономия составляет 709 тыс. руб.

Уменьшить базу по налогу на прибыль можно за счет формирования резервов. Они бывают разные: на оплату отпусков или вознаграждений за выслугу лет, гарантийное обслуживание оборудования, ремонт основных средств, списание безнадежных долгов.

Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства ОАО «СПКБРР» перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила.

Ряд требований, предъявляемых к созданию резерва по сомнительным долгам, выполняются: организация определяет доходы и расходы для целей налогообложения методом начисления, возможность создания резерва по сомнительным долгам предусмотрена в учетной политике организации. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.[8]

Пример использования схемы на данном предприятии

Доходы организации (выручка оказания услуг) за 12 месяцев 2012 года составили 129124 тыс. руб., расходы - 97649 тыс. руб.

Предположим за 12 месяцев у организации образовалась непогашенная дебиторская задолженность на сумму 817 тыс. руб., включаемая в резерв в полной сумме, т.к. долг был просрочен более чем на 90 дней. На последний день налогового периода в организации была проведена инвентаризация дебиторской задолженности, по ее результатам был создан резерв в размере 817 тыс. руб.

Сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки от реализации, т.е. 12912,4 тыс. руб.

Таким образом, организация может включить во внереализационные расходы сумму в размере 817 тыс. руб.

Рассчитаем налог на прибыль за 2012 год.

Налог на прибыль = (доходы - расходы) * 20%

(135455 - 97649 - 817) * 20% = 7397,80 тыс. руб.

Если бы организация не создала резерв по сомнительным долгам, то платеж по налогу на прибыль составил бы

(135455 - 97649) * 20% = 7561,20 тыс. руб.

Таким образом, при образовании резерва сомнительных долгов сумма налога на прибыль за 2012 год сократится на 163,40 тыс. руб.

Общая экономия по налогу на прибыль от применения двух схем составит 872,40 тыс. руб.

Оптимизация налог на добавленную стоимость

Оптимизация НДС заключается в том, чтобы максимизировать сумму налоговых вычетов, чтобы уменьшить сумму налога к уплате. Для этого нужно получить вовремя от поставщика счет-фактуру, оприходовать товар или принять к учету прочее имущество. Важным условием для вычета является то, что имущество должно участвовать в операциях, облагаемых НДС.

В данной организации налог на добавленную стоимость минимизируется с помощью применения схемы договоров комиссии.

ОАО «СПКБРР» постоянным клиентам предоставляет отсрочки по оплате товаров на некоторое время.

ОАО «СПКБРР» начисляет налог «по отгрузке», поэтому оно должно платить значительные суммы НДС в бюджет.

Поскольку деньги от покупателей, купивших товары с отсрочкой платежа поступят только через несколько месяцев, ОАО «СПКБРР» должно платить НДС за счет собственных средств. Чтобы этого избежать целесообразно вместо договоров поставки заключать с постоянными клиентами договора комиссии (рис. 1).

По условиям такого договора комиссионер получает от ОАО «СПКБРР» товар для реализации (в декабре) на определенную сумму в момент передачи товара НДС не начисляется, поскольку данная операция не связана с реализацией. НДС начисляется, после того как комиссионер предоставляет соответствующие документы (например, счета-фактуры) о том, что товар продан. В итоге деньги от комиссионера поступят в следующем отчетном периоде (в январе следующего года) и ОАО «СПКБРР» начислит НДС по мере оплаты (в следующем отчетном периоде).

Комиссионеру за его услугу ОАО «СПКБРР» выплачивает вознаграждение в размере 10% от суммы реализованного товара (ст. 990 ГК РФ).

Рис. 1 Схема оптимизации НДС ОАО «СПКБРР»

.3 Налоговые риски предприятия

Налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщиков рост налоговых издержек, являющихся разновидностью его предпринимательских издержек, влечет за собой снижение имущественного потенциала, и ,следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.

Виды налоговых рисков, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам в виду того, что деньги являются материальной основой финансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений.

Страховые взносы

Казалось бы, экономия на страховых взносах настолько очевидна, что в самый раз переводить весь штат предприятия на договоры гражданско-правового характера. Однако есть и минусы при заключении такого договора.

Во-первых, уже работающие на фирме сотрудники могут не согласиться на переквалификацию договора. Ведь у них пропадают все выплаты, участвующие в расчете среднего заработка, а также трудовой стаж.

Во-вторых, чтобы составить гражданско-правовой договор (подряда, возмездного оказания услуг, авторского заказа и т. д.), необходимо соблюдать более четкие требования, чем при оформлении трудового договора.

Однако можно полностью не отказываться от трудовых отношений, а заключать с сотрудниками, работающими в штате, гражданско-правовые договоры вместе с трудовыми. Тогда работники будут получать выплаты по двум основаниям. Кроме того, работодатель имеет право заставить сотрудников соблюдать трудовую дисциплину, а работник может рассчитывать на социальные гарантии (оплачиваемый отпуск, пособие по нетрудоспособности и т. д.).

Таким образом, применяя законные и легальные способы оптимизации страховых взносов, предприятие может отказаться от использования незаконных схем, которые предусматривают уголовную ответственность, и одновременно увеличить прибыльность предприятия. Однако следует помнить, что внедрение на предприятие любого способа оптимизации страховых взносов должно сопровождаться деловой целью и быть экономически обоснованным.

Налог на прибыль

Оптимизация налога на прибыль происходит в основном за счет сокрытия истинного размера выручки. Следовательно уменьшается налог на прибыль.

Суть сокрытия заключается в том, что предприятие тем или иным образом скрывает поступающие к нему денежные средства, не отражая их соответствующим образом в бухгалтерском учете, выводя их в целом из-под налогообложения и вообще не включая их в расчет налогооблагаемой базы.

Организация может скрывать часть полученной выручки путем неоприходования наличных денег, поступивших в кассу предприятия (работа за “черную наличку”).

Также могут оказывать услуги без документального оформления.

При данном способе учет финансовых операций ведется, как правило, в черновых записях.

Выявление данных нарушений происходит путем проверки регистров бухгалтерского учета, сопоставления данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности, встречных проверок.

Таким образом, применение данной схемы, является не законным. И при обнаружении данного сокрытия прибыли Налоговые Органы вправе доначислить налог и применить штрафные санкции.

Налог на добавленную стоимость

Даже беглого взгляда на схему достаточно, чтобы понять, что покупатель товаров принимает к вычету НДС, предъявленный ему комиссионером, но большую часть этого НДС в бюджет никто не платит: ни комитент, ни комиссионер. В результате государство теряет деньги. И вряд ли налоговые инспекторы этого не заметят или сочтут такое положение вещей нормальным. Скорее, они приложат все усилия, чтобы заставить хоть кого-то начислить предъявленный покупателю НДС.

Объяснить, что именно вы сделали неправильно, с помощью одного лишь Налогового Кодекса у них, скорее всего, не получится. Ведь, как мы уже выяснили, откровенных нарушений закона ни один из участников схемы не допускает. Но от этого не намного легче. За долгие годы борьбы со "схемами" инспекторы получили целый арсенал средств, позволяющих доначислять налоги, когда нарушений вроде бы нет, но компания явно платит в бюджет намного меньше, чем должна.

В результате из-за применения схемы вы не только не сэкономите на НДС, но и лишитесь положенных вам вычетов. Плюс к тому придется заплатить пени и штраф.

Таким образом можно сделать вывод о том, что организация должна оптимизировать налоги законным способом, и тем самым уменьшить свои налоговые риски.

.4 Сравнительная характеристика налоговой нагрузки до и после налогообложения

Результаты проделанной работы по оптимизации и выявлению схем можно представить в следующей таблице.

Таблица 2.2. Налоги, уплачиваемые ОАО «СПКБРР»

Показатель

До оптимизации

После оптимизации


Значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

Значение, тыс. руб.

Удельный вес, %

НДС

6805

20,77

6805

24,60

Налог на прибыль

7561,20

23,08

7397,80

26,74

Налог на имущество организации

464,39

1,42

464,39

1,68

Транспортный налог

220,70

0,67

220,70

0,80

НДФЛ

5355,35

16,34

5355,35

19,36

Страховые взносы

12359,51

37,72

7415,10

26,81

Итого

32766,15

100

27658,34

100


Выручка от реализации с учетом НДС будет равна 129124 + 24382 = 153506 тыс. руб., следовательно налоговая нагрузка равна:

НБ = (27658,34 / 153506) * 100% = 18,02%

Таким образом, доля налогов в выручке от реализации после оптимизации составляет 18,02%, т.е. теперь предприятие отдает на уплату налогов 18,02% своей выручки, что вполне приемлемо.

До использования оптимизации наибольший удельный вес приходился на долю страховых взносов, а именно 37,72, после применения схем оптимизации удельный вес страховых взносов составил 26,81. Соответственно применяемые схемы оказались выгодными для предприятия.

Исходя из этого уровень налоговой нагрузки снизился, до оптимизации он был 21,35%, а после 18,02%, то есть разница в 3,33%

Поскольку налоговая нагрузка находится в пределах от 0 до 30%, то считается, что это оптимальное состояние для предприятия.

Если удельный вес налогов не превышает 20% общего числа дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты поставленные цели, а именно определена налоговая нагрузка предприятия и в зависимости от ее доли предложены схемы оптимизации налогообложения.

Данная работа выполнялась на примере ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции", которое характеризуется благополучным финансовым положением.

Доля налогов в выручке от реализации составляет 21,35%.

Наибольший удельный вес в общей сумме налогов имеют страховые взносы - 37,72%; на втором месте налог на прибыль - 23,08%; на третьем месте НДС - 20,77%, наименьший удельный вес имеет транспортный налог - 0,67%.

Таким образом, разработаны схемы оптимизации страховых взносов, налога на прибыль и выявлена схема оптимизации НДС.

Если ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции" заключит с покупателем вместо договора купли-продажи посреднический договор, то можно значительно сократить сумму платежа по НДС с аванса.

Уменьшить налоговые обязательства ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции" по налогу на прибыль позволяет формирование резерва по сомнительным долгам. Благодаря созданию которого организация экономит на платеже по налогу 163,40 тыс. руб.

В основе применения схемы оптимизации страховых взносов заложен и используется метод замены отношений, трудовых на гражданско-правовые, заключение договоров с иностранными гражданами, заключение ученических договоров. Таким образом, ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции" экономит на налоге 4944,41 тыс. руб.

Была проведена работа по оптимизации учетной политики, которая заключается в сближении двух учетов.

Были рассмотрены налоговые риски к которым могут привести те или иные схемы оптимизации.

До использования оптимизации наибольший удельный вес приходился на долю страховых взносов, а именно 37,72, после применения схем оптимизации удельный вес страховых взносов составил 26,81. Соответственно применяемые схемы оказались выгодными для предприятия.

Исходя из этого уровень налоговой нагрузки снизился, до оптимизации он был 21,35%, а после 18,02%, то есть разница в 3,33%

Поскольку налоговая нагрузка находится в пределах от 0 до 30%, то считается, что это оптимальное состояние для предприятия.

Если удельный вес налогов не превышает 20% общего числа дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

Список литературы

. Авдеев В.В. Индивидуальные предприниматели и НДС // Налоговый вестник. 2011. №2. - 540с.

. Александров, И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 430с.

. Баймакова И.А. Налог на добавленную стоимость: сложные вопросы исчисления и уплаты. М.: Издатель: 1С-Паблишинг, 2009. - 150с.

. Беликов С.Ф. Налоги и налогообложение. Практикум. Учеб. Пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 250с.

. Беликова Т. Н Все об НДС. СПб.: Питер, 2009. - 144с.

. Гончаренко Л.И. Практикум по налогам и налогообложению Учебное пособие М: КНОРУС, 2006 УМО - 450с.

. Гимбур Е.Л. Региональные и местные налоги и сборы. Учебное пособие М.:«Бератор-Пресс», 2002. - 478с.

. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп. -М.:ИНФРА-М,2008. - 350с.

. Завьялов К. Объекты обложения НДС // Современный бухучет. 2010. №2. - 640с.

. Лермонтов Ю.М. Налог на прибыль и НДС // Налоговая политика и практика. 2010. №6. - 450с.

. Майбуров И.А. Федеральные налоги и сборы: схемы для ускоренного изучения. Учебное пособие.- СПб.: Питер.2006. - 300с.

. Мельник Д.Ю.Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 670с.

. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М,2007. - 250с.

. НДС: ставки исчисления налоговой базы, счета-фактуры // Налоговая политика и практика. 2010 №11. - 200.

. Налоги и налогообложение/ сост. Е.П. Богданов. - М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. - 347с. - (Конспект лекций).

. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Юрайт - М., 2010. - 555с.

. Самсонова Л.И. Налог на добавленную стоимость: возможные пути совершенствования // Аудит и финансовый анализ. 2010. №4. - 503с.

. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость. М.: ГроссМедиа, "РОСБУХ", 2010. - 268 с.

. Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. М., 2010. - 214 с.

. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2005. - 568с.

Приложение 1

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2012г.

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

 

 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ


-

-

 

Нематериальные активы

110

-

-

 

Основные средства

120

18755

23510

 

Незавершенное строительство

130

-

-

 

Доходные вложения в материальные ценности

135

-

-

 

Долгосрочные финансовые вложения

140

-

-

 

Отложенные налоговые активы

145

252

-

 

Прочие внеоборотные активы

150

-

-

 

 ИТОГО по разделу I

190

19007

23510

 

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




 

Запасы

210

22151

72380

 

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

101

47

 

животные на выращивании и откорме

212

-

-

 

затраты в незавершенном производстве

213

21806

64529

 

готовая продукция и товары для перепродажи

214

-

2368

 

 товары отгруженные

215

-

-

 

 расходы будущих периодов

216

244

5436

 

 прочие запасы и затраты




 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

136

-

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

-

-

 

 в том числе покупатели и заказчики


-

-

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

29272

66509

 

 в том числе покупатели и заказчики

241

23751

50039

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

-

-

 

Денежные средства

260

814

2353

 

Прочие оборотные активы

270

19

19

 

 ИТОГО по разделу II

290

52392

141261

 

   БАЛАНС

300

71399

164771

 

ПАССИВ




III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал

410

2 825

2 825

Собственные акции, выкупленные у акционеров


  -

  -

Добавочный капитал

420

17387

17387

Резервный капитал

430

141

141

 в том числе:




 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

141

141

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

1127

4632

 ИТОГО по разделу III

490

21480

24985

IV.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Займы и кредиты

510

-

24058

Отложенные налоговые обязательства

515


-

Прочие долгосрочные обязательства

520

-

-

 ИТОГО по разделу IV

590

-

24058

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Займы и кредиты

610

23205

3600

Кредиторская задолженность

620

24494

109909

 в том числе:




поставщики и подрядчики

621

7174

49848

 задолженность перед персоналом организации

622

1932

2456

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

1554

5887

задолженность по налогам и сборам

624

6567

9167

прочие кредиторы

625

7267

42552

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

630

2220

2219

Доходы будущих периодов

640

-

-

Резервы предстоящих расходов

650

-

-

Прочие краткосрочные обязательства

660

-

-

 ИТОГО по разделу V

690

49919

115728

БАЛАНС

700

71399

164771

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства

910


3453

 в том числе по лизингу

911



Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

920

-

-

Товары, принятые на комиссию

930

-

-

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

940

45

2992

Обеспечения обязательств и платежей полученные

950

-

-

Обеспечения обязательств и платежей выданные

960

-

-

Износ жилищного фонда

970

-

-

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

980

-

-

Нематериальные активы, полученные в пользование

990

-

-

Бланки строгой отчетности


1

2

Износ основных средств


-

1

Приложение 2

Отчет о прибылях и убытках за 2012 год

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код



1

 2

 3

 4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

129124

102523

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

( 90178)

( 79743)

Валовая прибыль

029

38946

22780

Управленческие расходы

040

(31387)

( 21026)

Прибыль (убыток) от продаж

050

7559

1754

Прочие доходы и расходы Проценты к получению

060

-

-

Проценты к уплате

070

(1358)

(589)

Доходы от участия в других организациях


-

-

Прочие доходы

090

6331

800

Прочие расходы

100

(7471)

(5195)

 Прибыль (убыток) до налогообложения

140

5061

(3230)

Отложенные налоговые активы

141

(252)

252

Текущий налог на прибыль

150

(1193)

-

Налоговые санкции

180

(56)

(407)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

3560

(3385)

СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы)

200

433

394


Расшифровка отдельных прибылей и убытков

Показатель

За отчетный период

наименование

код

прибыль

убыток

прибыль

убыток

Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании

210

-

-

-

8

Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

240

3271

2766

195

921

Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности

260

-

-

-

46


Приложение 3

Отчет об изменениях капитала За 2012 год

I. Изменения капитала

Показатель

Уставной капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Итого

 

Наименование

код






 

Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему

010

2825

17387

141

4512

24865

 

Остаток на 1 января предыдущего года

030

2825

17387

141

4512

24865

 

Чистая прибыль

032

Х

Х

Х

(3385)

(3385)

 

Остаток на 31 декабря предыдущего года

070

2825

17387

141

1127

21480

 

Остаток на 1 января отчетного года

100

2825

17387

141

1127

21480

Чистая прибыль

102

Х

Х

Х

3560

3560

Остаток на 31 декабря отчетного года

140

2825

17387

141

4687

25040


II. Резервы

Показатель

Остаток

Поступило

Использовано

Остаток

 наименование

код





 Резервы, образованные в соответствии с Учредительными документами






  (наименование резерва)






данные предыдущего года

161

141

-

-

141

данные отчетного года

162

141

-

-

141


Приложение 4

Отчет о движении денежных средств за 2012 год

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

Код



Остаток денежных средств на начало отчетного года

010

814

162

Движение денежных средств по текущей деятельности




Средства, полученные от покупателей, заказчиков

020

158224

91314

Прочие доходы

110

12676

44024

Денежные средства, направленные:

120

(166964)

(134341)

на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов

150

(84989)

(46138)

на оплату труда

160

(41195)

(32415)

на расчеты по налогам и сборам

180

(19179)

(22568)

на прочие расходы

190

(21601)

(33220)

Чистые денежные средства от текущей деятельности

200

3936

997

Движение денежных средств по финансовой деятельности




Чистые денежные средства от финансовой деятельности

430

-

-

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов

440

3936

997

Остаток денежных средств на конец отчетного периода

450

4750

1159

Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю

460

-

176


Приложение 5

Приложение к бухгалтерскому балансу за 2012 г.

Основные средства

Показатель

Наличие на начало отчетного года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец отчетного периода

наименование

код





Здания

070

27476



27476

Сооружения и передаточные устройства

075

10



10

Машины и оборудование

080

3014

625

(203)

3436

Транспортные средства

085

617

4856

-

5472

Производственный и хозяйственный инвентарь

090

1033

357

-

1389

Итого

130

32149

5837

(203)

37784


Показатель

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

наименование

код



Амортизация основных средств - всего

140

13394

14274

 в том числе: здания и сооружений

141

9263

9536

машин, оборудования, транспортных средств

142

3192

3686

других

143

939

1052

Получено объектов основных средств в аренду - всего

160


3453


Дебиторская и кредиторская задолженность

Показатель

Остаток на начало отчетного года

Остаток на конец отчетного года

наименование

код



Дебиторская задолженность: краткосрочная - всего

610

29446

66716

 в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками

611

23751

50039

 авансы выданные

612

1236

7889

 прочая

613

4459

8789

Итого

630

29446

66716

Кредиторская задолженность: краткосрочная - всего

640

50093

115935

 в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчиками

641

7174

49848

 авансы полученные

642

6345

41482

 расчеты по налогам и сборам

643

6567

9167

 займы

645

23205

3600

 прочая

646

6803

11839

долгосрочная - всего

650

-

24058

 в том числе: займы

652

-

24058

Итого

660

50093

139993


Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)

Показатель

За отчетный год

За предыдущий год

наименование

код



Изменение остатков (прирост [+], уменьшение [-]: незавершенного производства

765

42723

(4901)

 расходов будущих периодов

766

5192

63


Похожие работы на - Оптимизация налогообложения (на примере ОАО 'Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!