Законы царя Хаммурапи
Хаммурапи - один из величайших политиков древности, шестой царь первой Вавилонской династии, правил в Вавилоне с 1792 по 1750 годы до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Повелитель велел записать, что "после смут, разоривших народ, он привел в порядок русла рек и каналов, собрал разбежавшихся и обидевшихся жителей и дал им опять пропитания, охраняя их от врагов". Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.
Клинописный текст законов состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: защищать слабых. Любопытно, что в верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства, его правовую сторону.
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права. Правовые положения изложены казуистически, без достаточных обобщений.
Известно, что Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей-воинов и так называемых "мушкену". Любопытно, что рабовладельцы делились на две категории - авилум и мушкену. Мушкену считались приближенными царя, они особо оберегались, получали от царя землю, скот, зерно. Их собственность защищалась особенно энергично. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина.
Рабовладельцы группы авилум занимали более высокое положение. Понятно, почему законы назначали более тяжёлое наказание, когда потерпевшим был авилум.
Раб находился в полной собственности хозяина. Раба можно было продать, передать по наследству. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили; им наносили физическое увечье, например, отрезали ухо. Убийство раба наносило бы ущерб его господину. При этом в Вавилоне раб имел своё имущество, мог совершать сделки в отношении этого имущества, мог протестовать против продажи и суд даже рассматривал этот протест. Однако после смерти раба его имущество забирал хозяин. Кража раба, укрывательство беглого раба карались жестоко. В Вавилоне допускалось отпущение раба на волю, при этом удаляли со лба его клеймо. Но предусматривали суровое наказание за удаление клейма без разрешения хозяина. Налицо - защита собственности. Тут же можно отметить защиту имущества илку - чиновников и воинов, выполняющих службу Земли, дома и другое имущество илку не продавались и не покупались, обладатели имущества илку лично выполняли военную службу в пользу государства.
Известно, что в Вавилоне были хорошо развиты товарно-денежные отношения, при этом особое место занимали ростовщики. Царю пришлось заниматься крестьянскими долгами. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничивал долговое рабство тремя годами, умерял "аппетиты" ростовщиков.
Законы Хаммурапи приостанавливали долговое рабство. Обычно при возврате зернового долга уплачивали 30 % годовых, а денежного - 20%, и нередко должник становился рабом своего кредитора. Чтобы смягчить противоречия между богатыми и бедными, царь ограничил действия заимодавцев. Они должны были через 3 года отпустить должников на свободу, не имели права самовольно брать зерно с должника, плохо с ним обращаться.
Законы Хаммурапи, регулируя закон, защищали должников от насилия и злоупотребления ростовщиков.
Известно, что законы Хаммурапи переведены на разные языки. Следы вавилонского правотворчества сохранились в праве других народов.
3. Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)
Жители древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил.
В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор.
Очень силен был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.
Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле.
Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное - ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда - отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.
На рубеже II-I вв. до н.э., в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Основатель - Кун-цзы (Кунфо, Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Конфуций, как и многие другие философы Древнего Китая, утверждал принцип почитания неба. Конфуций делал упор на чувство страха перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы. «Не о чем молиться тому, кто провинился перед небом».
В Конфуцианстве считалось, что в прошлом люди вели себя достойно, следовали принципам долга, не обманывали других и т. л. Идеалы Конфуция - в прошлом, а не в будущем. Конфуцианство в значительной мере выражало интересы родовой знати, эпоха господства которой клонилась к закату, подвергаясь серьезным ударам со стороны «новых богатеев» из числа зажиточных ремесленников, купцов и новых землевладельцев.
В учениях Конфуций рисует образ «благородного мужа», противопоставляя ему простолюдина. «Благородный муж» боится трех вещей: он боится веления неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». В конфуцианстве важную роль играет идея чжун («преданность») - идея покорности и почитания правителя, родителей, старших братьев младшими. Особо подчеркивается важность почитания родителей. В конфуцианстве большое внимание уделяется вопросам политической жизни и управления государством. «(В государстве) должно быть достаточно пищи и достаточно оружия, и тогда народ будет доверять правителю».
В книге «Дасюэ» («Великое учение») сформулированы три принципа для управляющих «благородных мужей»: «служить примером в добродетели, любить народ, стремиться к высшей доброте». Конфуции говорил о силе и значении нравственного примера вышестоящих для нижестоящих.
Другим направлением китайской мысли является моизм. Основателем школы является Мо-цзы (Мо Ди, ок. 475-395 гг. до н. э.). Изучив конфуцианство, Мо-цзы стал его противником по ряду позиций.
цзяньай («всеобщая любовь»); принцип утверждал право всех людей участвовать в политической жизни. В этом принципе прослеживается определенная демократическая направленность взглядов Мо-цзы.
фэйгун («отрицание нападений»); Принцип защищал право частной собственности. Запрет посягательства па частную собственность.
шантун («почитание единства»); Принцип единства взглядов, одинаковых действий, общего стремления к добродетелю.
шансянь («почитание мудрости»); Основной принцип управления страной. Принцип гласит, что критерии справедливости и несправедливости устанавливают благородные и мудрые
цзеюн («экономия в расходах»); Принцип призывающий к экономии ресурсов, в частности в экономии при захоронении, ритуал которых в тот период был весьма затратным.
мингуй («духовидение»); Принцип основанный на том, что существуют духи, которые влияют на дела людей, поэтому людям следует их почитать.
Мо-цзы выступал против учения Конфуция о врожденном знании. Знание он понимал как результат соприкосновения с вещами. Для познания необходимы три условия; органы чувств, соприкосновения чувств с вещами и - как результат соприкосновения органов чувств с вещами - образ, ощущение. Моисты уделяли большое внимание проблемам познания. Фактически они первыми в древнекитайской философии начали изучать процесс познания, источник знания, пути познания и критерии истины.
Мо-цзы приводит следующие критерии истинности:
1)исторический опыт «совершенномудрых правителей»;
2)реальная обстановка, которую «слышит и видит народ»
3)главный критерий - как суждение используется в управлении страной, отвечает ли оно интересам государства и народа.
Школа легистов сложилась в IV в. до н.э. Наиболее известные ее представители - Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (ок. 280 - 233 гг. до н.э.). Представители этой школы сосредоточили свои исследования на проблеме управления государством. Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме сначала были предложены иные концепции. Шень Бухай говорил об управлении, основанном на «положении» (авторитете), власти. Шень Дао призывал к «искусству управления». Шан Ян говорил об управлении на основе законов.
Оценив различные точки зрения, Хань Фэй развивает концепцию управления на основе законов; эта концепция становится главной у легистов. Выступая против конфуцианцев, они высмеивали их рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви, называя их «игрой в слова» и сравнивая с детской игрой «приготовления изящных яств из песка». В противовес управлению на основе ритуала, добродетели легисты пропагандируют управление на основе закона. В «Шан цзюнь шу» («Книга правители области Шан» - трактат IV - III вв.) необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол. Звериное начало, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены строгими законами, системой наказаний и поощрений. Спокойствие и порядок в стране могут основываться только на законах. Законы должны быть жесткими. Строгие наказания необходимы для того, чтобы люди боялись закона. Законы должны быть едиными, обязательными для всех. Хань Фэй писал: «Награды должны быть щедрыми и даваться заслуженно, чтобы они были выгодны народу; наказания должны быть тяжелыми и неотвратимыми, чтобы народ боялся их, закон должен быть единообразным и устойчивым, чтобы народ знал его».
Легисты так же утверждали, что политические методы управления должны соответствовать реальному положению дел и меняться в зависимости от условий и эпохи. Направление легизма придавали особое значение хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, поддержании земледелия, поддержании цен на рынке, создании сильной армии. В этой школе были сформулированы концепции государственного регулирования экономических процессов в стране, института бюрократии, системы круговой поруки, института цензорского надзора и др.
конфуцианство моизм легизм древневавилонский
Заключение
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, новых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и грабежа своих соседей.
Выразителями экономической мысли Древнего мира были крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Они стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».
Список использованной литературы