создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
формы финансовых ресурсов;
методы их формирования;
система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Целями финансовой политики могут являться:
политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:
мировом
региональном
национальном
на уровне отдельных регионов внутри страны
на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
отдельного предпринимателя
на уровне отдельного домохозяйства
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
бюджетно - финансовая политика
налоговая политика
таможенная политика
денежно-кредитная политика
инвестиционная политика
Финансовая политика является частью общей экономической политики.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества [2, с. 35].
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Это означает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы [2, c. 36].
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией [3, с. 60].
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Выбор долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей.
В качестве финансовой стратегии можно рассматривать, например, развитие АПК. Решить эту задачу представляется возможным только в отдаленной перспективе. Но уже сейчас, на данном этапе развития экономики, государством реализуется ряд мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства, в частности, льготное кредитование и использование системы льгот в области налогообложения этой отрасли народного хозяйства.
Другой задачей, которую необходимо решить государству, является создание благоприятного инвестиционного климата. Этого можно достигнуть путем принятия стабильного законодательства, использования системы правительственных гарантий, путем совершенствования системы налогообложения, применения системы льгот, снижения уровня инфляции.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется такими программными документами, как Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на соответствующий год», Стратегией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и другими. [10]
Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. По мнению многих специалистов, финансовая политика выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления государством его экономической и социальной политики» [5, с. 114]
Финансовая политика относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями и обусловлена уровнем развития экономики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее имеются свои законы. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различным: посредством проведения политических мероприятий в одних случаях создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - развитие тормозится.
Отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, о чем свидетельствует печальный опыт нашего государства.
Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами государственных целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для создания совместных предприятий.
Среди целей и задач финансовой политики можно выделить также: разработку и реализацию единой бюджетной политики; участие в реализации налоговой политики; совершенствование бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса; разработку и обеспечение исполнения центрального бюджета; увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста; соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.
Финансовую политику выделяют в самостоятельную отрасль, так как она затрагивает специфическую сферу денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Деятельность государства направлена на регулирование процессов движения, распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В условиях роста масштабов производства, к чему стремится наша республика, усложнения хозяйственных и региональных связей возникает необходимость обеспечивать согласованное развитие отраслей и регионов.
Ученые - экономисты в качестве основных недостатков финансовой политики предшествующих лет называют: неспособность финансовой политики быстро реагировать на изменяющиеся условия развития государства; отсутствие стратегических разработок; проведение частичных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан [3, с. 69].
О проведении неэффективной финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют такие негативные процессы, как наличие дефицита госбюджета на уровне, превышающем плановые параметры; покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно ведет к росту темпов инфляции; сокращение золотовалютных резервов; наличие большого числа убыточных и малорентабельных предприятий; рост доли теневой экономики; утечка капиталов.
Таким образом, финансовая политика - это комплекс мероприятий и программ, реализуемых государством с целью обеспечения стабильности финансовой системы. Финансовая политика может способствовать экономическому росту или сдерживать его. Задача финансовых властей республики состоит в том, чтобы разработать и реализовать финансовую политику, адекватную ситуации в экономике и обеспечивающую выполнение государством своих обязанностей. Взаимосвязь финансового регулирования с экономическим настолько тесная, что лишь системный подход при реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов в государстве.
Бюджетно - финансовая политика связана с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рационального планирования государственных расходов. Таким образом, бюджетно - финансовая политика неразрывно связана с налоговой политикой, которая является следствием бюджетной политики.
Будучи частью финансовой политики государства бюджетно - финансовая политика является ядром экономической политики и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.
Разработка бюджетно - финансовой политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Четко сформулированные цели и задачи бюджетно - финансовой политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.
И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.
Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с основными направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Функциональный аспект бюджетно - финансовой политики включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетных отношений.
Временной аспект бюджетно - финансовой политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактического характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицательных последствий, как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике.
В настоящее время во всех странах наблюдается тесное переплетение тактических задач со стратегическими направлениями развития бюджетных отношений; и не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в современных условиях огромное значение. Бюджетно - финансовая политика осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне (при федеративном устройстве государства - на федеральном, субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях).
Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетно - финансовой политики не может быть обеспечена финансовая самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования.
В бюджетной политике Республики Беларусь реализуется пассивная форма дефицита. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва между доходами и расходами. Дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами [12, с. 15].
Основной целью бюджетно - финансовой политики Республики Беларусь в течение ряда лет является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты. Это осуществляется посредством поддержания плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики Республики Беларусь используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного - курс белорусского рубля к доллару США [12, с. 15].
Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро, особенно в свете финансовых проблем 2011 г.
Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики в результате финансового кризиса, свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.
Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов, что приводит к появлению задолженности, как внутренней, так и внешней. Особенностью бюджетно - финансового планирования Республики Беларусь является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить.
Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась [12, с. 16].
Использование административного ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает бюджетно - финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.
При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой системы - отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.
В области бюджетно - финансовой и налоговой политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, местным органам власти предоставлено право по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы [12, с. 17].
Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.
Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит затраты на пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы.
Бюджетно - финансовая политика проводится в рамках общей экономической политики. Сегодня денежно-кредитная сфера Республики Беларусь (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому Национальный банк Республики Беларусь вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию [18, с. 59].
С одной стороны, он стремится ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной перестройки. Таким образом, для предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а зарабатывание денег. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результат такой политики - поддержание рентабельного уровня хозяйствования большинства промышленных предприятий и минимизация размеров официальной безработицы. Такая политика ведет к росту иждивенческих настроений и снижению экономической заинтересованности предприятий. Такие противоречия приводят к несбалансированности экономики.
Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние на денежную сферу республики. Чтобы гибко реагировать на изменения денежной массы, в республике надо развивать рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.
На такой основе станет возможным привлечение свободных денежных средств населения и частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия для деловой активности населения и хозяйствующих субъектов. Это позволит улучшить инвестиционный климат.
Одним из инструментов привлечения средств частного сектора могут стать муниципальные займы. Основная проблема привлечения инвестиций частных лиц состоит в том, что ожидания частных инвесторов часто носят спекулятивный характер, а экономике необходимы долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая. На сегодняшний день успешно проходит реализация проектов жилищных займов, по которым облигации становятся средством совпадения финансовых возможностей частного инвестора с его же потребительским интересом.
Совершенствование бюджетно - финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных платежей, снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему. В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. Для решения проблемы дефицита целесообразно отказаться от практики первоочередного планирования расходов. Кроме того, основная часть расходов должна носить производственный характер.
Следует также учитывать неразрывную связь бюджетно - финансовой политики с денежно - кредитной политикой, поэтому эти направления не должны противоречить друг другу.
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика
экономика финансовый налоговый
Фискальная, или налоговая, политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг [5, c. 285].
Основными инструментами налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы - это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетно - финансовая классификация статей доходов и расходов и др.
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального продукта, уровня занятости, инфляции и цен.
Независимо от решений правительства формируется автоматическая налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий. Это политика встроенных стабилизаторов - механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые компенсируют изменения в общем объёме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объёма производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.
Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом.
В период спада растет безработица, и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация.
Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов [5, с. 286].
Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада, правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
За прошедшие годы в Республике Беларусь достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Основным отличием бюджетно - налоговой политики в Республике Беларусь является ее ярко выраженная социальная направленность. При этом доходная часть бюджета строится практически полностью на сумме собираемых налогов. Уровень внешнего долга относительно низок и диктуется в основном дефицитом бюджета, который, в свою очередь, базируется на внешних заимствованиях. Последнее обстоятельство предопределяет высокий уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Соответственно, такая налоговая нагрузка предполагает достаточно жесткий прессинг государства в отношении собираемости налогов. В последнее время предпринимаются определенные шаги по снижению расходов государственного бюджета, что позволило государству несколько снизить налоговую нагрузку. Однако такие изменения носят разовый характер и не приобрели уровня системы.
Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу «от достигнутого»), в полном соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и форм участия государства в экономике.
Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов.
Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы. Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов.
В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми.
При разработке стратегии и практических действий по снижению
долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры
погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых
макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков.
Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки [9, с. 23].
Улучшение экономической ситуации в начале XXI в. естественно позволило государству несколько изменить свои приоритеты и уделять больше внимания социальной политике. Однако, без дальнейшего реформирования экономических отношений достигнутый уровень роста легко потерять. Тем не менее снижение налоговой нагрузки происходит очень медленными темпами, а рост социальной нагрузки на бюджет по прежнему довольно высок. Давление социальных трансфертов стало чрезмерным и существенно повлияло на эффективность бюджетной политики в отрицательном плане. В итоге бюджетно - налоговую политику Республики Беларуси нельзя признать эффективной, поскольку дефицит бюджета сохраняется, уровень доходов растет медленнее, чем уровень расходов. Меры по сокращению расходов применяются только косметические - снижение субсидирования государственных предприятий (в т.ч. АПК), а также вводятся косвенные ограничения на заработную плату учителей, врачей и т.д. Одновременно не снижается численность структуры управления, что, естественно, требует увеличения государственных расходов. Кроме того, применяются непопулярные меры - увеличиваются таможенные платежи, возрастает налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования. При этом внешняя торговля ведется зачастую по ценам ниже себестоимости с целью удержания доли на зарубежных рынках, но новые технологии производства при этом используются слабо.
Поэтому, Беларуси следует инициировать масштабные экономические реформы, одновременно провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций. Как показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и количественных показателей экономического развития и благосостоянию их граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя драгоценное время [7, с. 32].
Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде определены:
реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;
проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;
совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении.
Важнейшим направлением совершенствования бюджетной политики государства станет оптимизация структуры государственных расходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития. Предполагается формирование специальной бюджетной финансовой формы поддержки инвестиционных программ и проектов, прежде всего рассчитанных на перспективу, путем предоставления инвесторам государственных гарантий либо непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности. При этом избыточные обязательства государства будут сокращаться с одновременной концентрацией финансовых ресурсов на выполнении основных его функций, включая, прежде всего, увеличение расходов на социальную помощь, здравоохранение и рост заработной платы в бюджетной сфере.
Налоговая политика в 2012 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы. Справедливость и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей. Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты. Реализация налоговой политики в 2012 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов. Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов. Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций. Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.
Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики будет реализовано за счет оптимизации ее форм и сокращения объема. Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.
Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.
В результате реализации предложенных направлений будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.
завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;
снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
снижение и унификация таможенных пошлин.
Важным фактором снижения налоговой нагрузки могло бы стать снижение ставки НДС хотя бы до уровня 2009 г. - 18%.
Таким образом, налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, обеспечивает государство необходимыми финансовыми ресурсами для обеспечения расходов бюджета и создает основу для реализации финансовых целей государства. Кроме того, налоговая политика обеспечивает «выравнивание» финансового положения субъектов хозяйствования и населения. Налоговая политика не является самостоятельной и тесно связано с бюджетом государства и его бюджетно - финансовой политикой.
3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях
Республика Беларусь в своей социально-экономической политике на пятилетие 2011 - 2015 г.г. исходила из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.
Ретроспектива показателей денежно - кредитной политики страны показывает, что она претерпела достаточно большие изменения (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Показатели динамики ДКС Республики Беларусь
годИндекс потребительских цен, %Индекс девальвации (к доллару США), %Коэффициент монетизации (по М2)Коэффициент монетизации (по М3)Коэффициент валютного замещения (долларизации)Нормы процентаноминальнаяреальная1990--67,967,90--1991247,598,847,547,5012,0-54,719921659,18982,030,232,70,124,7-92,519932096,54660,010,515,30,68112,6-89,919942059,91516,55,811,01,14232,4-83,91995344,0108,56,410,40,87187,4-16,51996139,3134,88,111,00,5450,88,21997163,1198,37,310,60,6939,3-14,61998281,7348,17,910,70,743,0-49,31999351,2299,15,411,01,5785,9-47,12000207,5368,84,710,82,06106,9-0,32001146,1133,94,911,72,3660,19,62002134,8121,55,812,41,851,612,52003125,4112,36,813,41,4232,96,02004114,4100,68,214,51,0621,46,12005108,099,29,915,70,7813,75,32006106,699,412,918,60,5810,73,82007112,1100,513,219,70,6510,5-1,42008113,3123,313,721,30,7110,3-2,62009112,7113,714,023,50,8810,1-1,12010109,9110,814,223,90,8210,0- 0,72011208,7265,616,427,10,9132,5-11,2
Примечание - источник: [15]
Денежно-кредитная политика используется для содействия созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.
В 2012 году безусловный приоритет правительства - достижение финансовой стабилизации на макроуровне и создание условий для последующего устойчивого экономического роста. Важно существенно снизить темпы инфляции, максимально задействовать внутренний потенциал, более эффективно использовать государственное имущество, сбалансировать внешнюю торговлю. Решение этих задач позволит достичь прироста ВВП на 105-105,5 процента.
Сохранится жесткая денежно-кредитная политика. Она предполагает прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка. Бюджетно-налоговая система будет подчинена созданию дополнительных стимулов для роста экономики и инвестиций при бездефицитном бюджете, четкой регламентации источников финансирования государственных программ.
Системные меры приняты для снижения налоговой нагрузки на экономику, повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, обеспечения дополнительных прав плательщиков.
Структура отечественной налоговой системы по составу и количеству платежей за последние годы приведена в соответствие с общепринятыми стандартами. Поэтому в 2012 году акценты сделаны на улучшении ее качественных характеристик, в том числе в увязке с оценкой воздействия налогов на конкурентоспособность Беларуси в Таможенном союзе [17].
Радикально снижена ставка налога на прибыль - с 24% до 18%. Она самая низкая в Таможенном союзе, и одна из самых низких среди наших западных соседей, что по оценке экспертов положительно повлияет на решение инвесторов о ведении бизнеса в Беларуси. Подходы к налоговому льготированию прибыли заменяются общепринятыми и понятными для иностранных инвесторов механизмами стимулирования инвестиций: ускоренной амортизацией (за счет введения амортизационной премии) и переносом убытков на будущие прибыли.
Дополнительные налоговые стимулы предусмотрены для производителей высокотехнологичных и инновационных товаров. От налога на прибыль в 2012 году освобождены доходы организаций, полученные от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%). Кроме того, прибыль организаций, полученная от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, будет облагаться по ставке 10%.
Плательщикам дано право в течение налогового периода изменять метод уплаты налога на прибыль. Кроме того, упрощается порядок уплаты экологического налога путем перевода плательщиков на подачу одной налоговой декларации в налоговые органы по месту постановки на учет.
От налога на прибыль освобождены доходы учреждений образования, полученные от предпринимательской деятельности. Это повысит качество учебного процесса за счет обновления материально-технической базы и материального стимулирования преподавательского состава. Для коммерческих организаций расширена возможность оказания спонсорской помощи бюджетным учреждениям социальной сферы, спорта, образования, здравоохранения, общественным объединениям инвалидов, религиозным организациям. Для этого уточнен состав получателей и увеличен предельный размер льготируемой суммы с 5% до 10% валовой прибыли [17].
Уменьшена налоговая нагрузка на малый и средний бизнес за счет снижения на один процентный пункт ставки налога при упрощенной системе налогообложения: с 8% до 7% без уплаты НДС и с 6% до 5% с уплатой НДС.
По остальным налогам, сборам и пошлинам внесены редакционные уточнения либо порядок их взимания приведен в соответствие с принятыми в течение 2011 года решениями и поручениями Главы государства и правительства.
Доходы консолидированного бюджета в 2012 году запланированы в объеме 141,8 трлн. рублей - 27,8% к ВВП. Это в 1,8 раза больше по сравнению с 2011 годом (78,8 трлн. рублей и 27,8% к ВВП) [17].
Сложившаяся структура доходов бюджета в основном сохранится. Как и ранее, основную долю поступлений составят НДС - 33,2%, доходы от внешнеэкономической деятельности - 17,9%, подоходный налог - 10,8%, налог на прибыль - 10%, акцизы - 8% и налоги на собственность - 2%.
Высокие темпы роста, которые прогнозируются в отношении номинального ВВП - 180,1%, позволят сформировать доходы по НДС в сумме 47,1 трлн. рублей с ростом к оценке 2011 года в 1,9 раза [17].
По сравнению с минувшим годом почти на 70% планируется рост поступлений по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности. Их объем составит 25,4 трлн. рублей. Основной фактор - изменение курсов иностранных валют, рост экспорта и импорта товаров.
Доходы бюджета по налогу на прибыль возрастут к ожидаемым поступлениям 2011 года на 75,7% и составят 14,2 трлн. рублей, что объясняется расширением налоговой базы [17].
Рост поступлений от акцизов запланирован в два раза. Укрупнение подакцизных групп товаров и повышение ставок акцизов на алкогольные и табачные изделия с учетом прогнозируемых объемов реализации подакцизных товаров позволят получить 11,3 трлн. рублей.
Налоги на собственность, зачисляемые в бюджеты областей и Минска, прогнозируются с ростом на 11,9% в сумме 2,9 трлн. рублей. В данном случае не учтены доходы от повышающих коэффициентов к ставкам этих налогов, которые имеют право установить местные Советы депутатов. Как и в предыдущие годы, это будет источник дополнительных доходов местных бюджетов.
Структура расходных обязательств бюджета имеет ряд особенностей.
Во-первых, значительно (почти в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).
Во-вторых, в резервный фонд Президента и резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. рублей от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП [17].
В-третьих, рост реальной заработной платы работников в бюджетной сфере запланирован на уровне 5% и должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.
Таким образом, важнейшие направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, на субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составят более 52% общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этой группы расходов составляла 44%.
Приоритеты бюджетной политики - 2012: здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.
На здравоохранение из консолидированного бюджета запланировано 18,2 трлн. рублей, или 3,6% к ВВП - рост в 1,8 раза к 2011 году. Из них 14,4 трлн. рублей (80%) будет направлено на финансирование более двух тысяч учреждений здравоохранения местного уровня. Особое внимание уделено реализации госпрограмм в этой сфере. На мероприятия государственной программы профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний в 2012 году запланировано 192 млрд. рублей, государственной программы «Кардиология» - 193 млрд., Национальной программы демографической безопасности Беларуси - 106 млрд. рублей [17].
Расходы бюджета на образование определены в объеме 23,8 трлн. рублей и составят 4,7% к ВВП - рост к 2011 году в 1,7 раза. В частности, бюджетные расходы на высшее и послевузовское образование вырастут на 187,4% - с 1,7 до 3,2 трлн. рублей. В дополнение к стандартным расходам на обучение студентов вузов, в рамках госпрограммы развития высшего образования на материально-техническое оснащение высших учебных заведений выделяется 159 млрд. рублей. Необходимым бюджетным финансированием наполнены госпрограмма развития средне-специального - 1,1 трлн. рублей и профессионально-технического образования - 1,5 трлн. рублей. Они комплексно охватывают все бюджетные расходы на содержание и развитие соответствующих учреждений.
Наряду с введением с этого года дополнительных налоговых стимулов производства инновационной продукции, на реализацию государственной научно-технической и инновационной политики запланировано 1,4 трлн. рублей, или 0,3% ВВП. Это соответствует уровню 2009-2011 годов. Доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должна существенно вырасти. Фактически в 2011 году мы имели не более 45%.
В 2012 году адекватно ситуации бюджет обеспечит социальную поддержку населения. Безусловно, лучший способ такой поддержки - устойчивый рост реальных доходов населения. Кроме этого, предусмотрены ресурсы на поддержку тех категорий, которые не смогут самостоятельно обеспечить себе достаток. Расширятся круг получателей адресной помощи и ее доступность.
Планируется ввод в эксплуатацию более 2 млн. квадратных метров жилья с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Господдержка будет осуществляться в следующих формах:
льготное кредитование строительства жилых помещений. Кредитование будет вестись по конкретным перечням объектов, на эти цели запланировано около 6,4 трлн. рублей;
возмещение процентов по кредитам банков, предоставляемым на льготных условиях. Соответствующие расходы республиканского бюджета составят 4,5 трлн. рублей;
финансовая помощь в погашении кредитов (расходы республиканского и местных бюджетов - 87 млрд. рублей);
одноразовые безвозмездные субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для молодых семей и сельских жителей. Соответствующие субсидии местных бюджетов составят 171 млрд. рублей [17].
Предусмотрено также финансирование строительства:
жилья для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания жилых домов, строительства жилья в сельской местности;
социального и служебного жилья;
жилых помещений в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций составит 11,4 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП, что несколько ниже, чем в 2011 году - 2,5% ВВП (7 трлн. рублей). Для сравнения: в 2010 году было 3,1%, в 2009 - 3,8% [17].
Расходы республиканского бюджета на село запланированы в сумме 6,5 трлн. рублей. Из них 70% будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Остальные средства республиканской казны пойдут на реализацию госпрограмм в сельском хозяйстве, а также на содержание организаций республиканского уровня и реализацию пилотных проектов высокотехнологичного сель- хозпроизводства.
Повышается самостоятельность местных органов власти в управлении бюджетными ресурсами на поддержку села. Доля средств на АПК, заложенная в местных бюджетах, составляет почти половину всех расходов бюджета на эти цели - более 4,9 трлн. рублей.
Расходы на господдержку других отраслей реального сектора экономики останутся на уровне 2011 года - 0,4% к ВВП и составят 2,1 трлн. рублей. Из них 1,7 трлн. рублей предусмотрено на удешевление процентных платежей по инвестиционным проектам предприятий.
В условиях изменения структуры бюджета в реальном выражении вынужденно сокращаются расходы на реализацию государственной инвестиционной программы. Соответствующие ассигнования должны вырасти в 1,5 раза, составив не более 3,6 трлн. рублей.
На реализацию региональных инвестиционных программ предусмотрено 4,8 трлн. рублей - рост в 1,5 раза. Суммарно расходы на местные программы развития к уровню 2011 года вырастут вдвое и составят 9,4 трлн. рублей. Из них, в частности, будут финансироваться:
строительство в рамках программы по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
уплата процентов по кредитам на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки;
подготовка к проведению республиканского фестиваля «Дажынки» в Горках Могилевской области;
строительство жилых помещений для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания домов;
подготовка Минска к проведению в 2014 году чемпионата мира по хоккею.
Для повышения эффективности расходования бюджетных средств с этого года ликвидируется ряд государственных целевых бюджетных фондов. Однако это не отразится на финансировании приоритетных направлений государственной политики, поскольку оно будет вестись из средств бюджета и ориентироваться на соответствующие доходные источники. В свою очередь, в бюджете останутся фонд национального развития и инновационные фонды, которые имеют свою специфическую природу формирования и использования.
За 2011 год внешний государственный долг вырос на 2,7 млрд. долларов и достиг 12,2 млрд. Однако ухудшения качества долгового портфеля не произошло. Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Беларуси, являются долгосрочными. Средний срок до погашения составляет порядка 6 лет, а стоимость обслуживания внешнего госдолга - около 4% годовых [17].
В 2012 году тенденция роста внешнего госдолга сохранится. Продолжится освоение кредитов Всемирного банка и Китая на реализацию инвестиционных и инфраструктурных валютоокупаемых проектов. Начнется реализация проекта по строительству АЭС за счет средств государственного экспортного кредита Российской Федерации. Также сохраняются возможности для получения очередных двух траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В итоге планируется, что внешний госдолг к завершению 2012 года составит порядка 14 млрд. долларов США, или 24% к ВВП. Напомню, что показатель экономической безопасности - 25% к ВВП [10].
Сохраняются подходы к формированию собственной ресурсной базы бюджетов областей и Минска. В частности, весь налог на прибыль, уплачиваемый организациями коммунальной и негосударственной форм собственности, зачисляется в доход местных бюджетов, а платежи по налогу на прибыль, поступающие от других плательщиков (по сути республиканских предприятий), распределяются между республиканским и местными бюджетами по нормативу 50/50, в столице - 85/15.
При этом сохранен подход к распределению налога на добавленную стоимость. В доход бюджетов областей и Минска зачисляется 30% налога, поступающего в целом по стране.
В 2012 году предусматривается передача из республиканского в бюджеты областей и Минска средств в сумме 27,5 трлн. рублей. Из них в форме дотации - 23,9 трлн., в форме субвенций - 3,6 трлн. рублей. Кроме того, для финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения планируется передать в бюджеты областей и столицы средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в сумме 307 млрд. рублей [17].
Основные источники собственных доходов местных бюджетов - 2012:
подоходный налог - 15,4 трлн. рублей, или 30,8%;
налог на прибыль - 9,4 трлн. рублей, или 19,8%;
налог на добавленную стоимость - 13,7 трлн. рублей, или 28,1%;
налоги на собственность - 2,9 трлн. рублей, или 6% [17].
Расходы местных бюджетов прогнозируются в сумме 76,5 трлн. рублей, рост - 79,2% к ожидаемому исполнению 2011 года. Они сформированы на основе равных и справедливых подходов бюджетной политики, с применением единых экономически обоснованных индексов роста статей расходов. Местные бюджеты в 2012 году планируются бездефицитными.
Таким образом, бюджет-2012 максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами, оптимален в распределении государственных средств, и, главное, позволяет профинансировать все принятые государством социальные обязательства перед гражданами Беларуси.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Финансовая политика - это комплекс мероприятий и программ, реализуемых государством с целью обеспечения стабильности финансовой системы. Финансовая политика может способствовать экономическому росту или сдерживать его. Задача финансовых властей республики состоит в том, чтобы разработать и реализовать финансовую политику, адекватную ситуации в экономике и обеспечивающую выполнение государством своих обязанностей. Взаимосвязь финансового регулирования с экономическим настолько тесная, что лишь системный подход при реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов в государстве.
2.Фискальная, или налоговая, политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг.
Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, обеспечивает государство необходимыми финансовыми ресурсами для обеспечения расходов бюджета и создает основу для реализации финансовых целей государства. Кроме того, налоговая политика обеспечивает «выравнивание» финансового положения субъектов хозяйствования и населения. Налоговая политика не является самостоятельной и тесно связано с бюджетом государства и его бюджетно - финансовой политикой.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов.
3.Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется такими программными документами, как Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на соответствующий год», Стратегией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и другими. Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства.
Согласно основным нормативным документам перед бюджетно-налоговой политикой в период 2011 - 2012 гг. стоят цели преодоления последствий финансового кризиса 2011 г. и обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Совершенствование финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных платежей, снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему. В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов.
4.В 2012 году безусловный приоритет правительства - достижение финансовой стабилизации на макроуровне и создание условий для последующего устойчивого экономического роста. Важно существенно снизить темпы инфляции, максимально задействовать внутренний потенциал, более эффективно использовать государственное имущество, сбалансировать внешнюю торговлю. Решение этих задач позволит достичь прироста ВВП на 105-105,5 процента.
Структура отечественной налоговой системы по составу и количеству платежей за последние годы приведена в соответствие с общепринятыми стандартами. Поэтому в 2012 году акценты сделаны на улучшении ее качественных характеристик, в том числе в увязке с оценкой воздействия налогов на конкурентоспособность Беларуси в Таможенном союзе.
Доходы консолидированного бюджета в 2012 году запланированы в объеме 141,8 трлн. рублей - 27,8% к ВВП. Это в 1,8 раза больше по сравнению с 2011 годом (78,8 трлн. рублей и 27,8% к ВВП).
Приоритеты бюджетной политики - 2012: здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.
Таким образом, бюджет-2012 максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами, оптимален в распределении государственных средств, и, главное, позволяет профинансировать все принятые государством социальные обязательства перед гражданами Беларуси.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Банковский кодекс Республики Беларусь. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, №2/219 в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июня 2010 г. № 132-З // Национальный реестр правовых актов 2010, № 147, 2/1684.
2.Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2005. - 287 с.
3.Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.Н. Белоглазова. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.
4.Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2004. - 576 с.
5.Деньги. Кредит. Банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.
6.Желиба Б.Н. Денежно-кредитная политика и национальная валюта // Экономика и управление. - 2007. - № 1. - С. 22-27.
7.Киреева Е. Пути реформирования национальной финансовой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы. Учет. Аудит. 2011, - № 5, - С.32-34.
8.Мойсейчик Г. Развитие денежно-кредитной сферы Республики Беларусь // Belarus Monitor. - 2008. - № 1. - С. 35-40.
9.Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. // Аналитическое обозрение. - 2010 г. - № 5. - С. 22-32.
10.Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbrb.by/. - Дата доступа: 13.12.2011 г.
11.Республика Беларусь в цифрах. Краткий стат. сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2011, - 329 с.
12.Синевич К.В., Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь / Банковский вестник, 2010 - №1, с. 15 - 18.
13.Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы от 03.03.2011 № 73// [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbrb.by/. - Дата доступа: 13.12.2011 г.
14.Финансовая стабильность Республики Беларусь 2010 / Банкаўскі веснік, студзень, 2011, № 4, - с. 2-9.
15.Финансовые показатели деятельности банков Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilat.info/oprativno-info-bank-belcost.html. - Дата доступа: 10.12.2011.
16.Ханкевич Л. А. Некоторые аспекты планирования социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год // Вестник ассоциации белорусских банков. 2009, № 9, - С. 15-21.
17.Харковец А. 2012: налоговая и бюджетная политика - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizinfo.by/current-news/2012-tax-and-fiscal-policy.html. - Дата доступа: 10.10.2012.
18.Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, 2011, - № 8, с. 57 - 61