Василий Васильевич Леонтьев о планировании национальной экономики
Задание
1. Дисциплина (специализация) «микроэкономика»
2. Тема работы: Василий Васильевич
Леонтьев о планировании национальной экономики.
. Срок сдачи студентом законченной работы
15.12.2012г.
. Перечень вопросов, подлежащих
разработке:
1)раскрытие теоретического вопроса на тему
«теория социальной рыночной экономики».
)решение тестовых заданий.
)решение задач по теме «микроэкономика».
. Календарный план
Наименование
разделов курсовой работы (проекта)
|
Срок
выполнения разделов работы
|
Отметка
о выполнении руководителя
|
Выдача
заданий
|
15.10.12
|
|
Подбор
литературы
|
17.10.12
- 19.10.12
|
|
Изучение
литературы
|
19.10.12
- 29.10.12
|
|
Реферат
по заданной теме
|
29.10.12
- 14.11.12
|
|
Решение
теста
|
21.11.12
- 4.12.12
|
|
Оформление
курсовой работы
|
21.11.12
- 11.12.12
|
|
Сдача
курсовой работы
|
15.12.12
|
|
Защита
курсовой работы
|
|
|
Аннотация
Курсовая состоит из введения, теоретической
части, десяти тестовых вопросов, решения семи задач, заключения и
библиографического списка. Во введении обоснованна актуальность теоретического
вопроса и значимость практического решения тестов и задач. В теоретической
части приводятся данные, отражающие сущность заданной темы. Второй частью
курсовой работы является решение тестовых заданий с кратким пояснением. Там же
описывается решение задач с развёрнутым ответом по соответствующим разделам. В
заключении подводится итог проведённой работы.
Введение
Актуальность.
Экономика - это наука, изучающая проблемы такого распределения ограниченных
ресурсов, при котором достигается максимально возможное удовлетворение
безграничных человеческих потребностей. Экономика всегда была одной из основных
сфер жизни общества. На современном этапе обойтись без знаний в этой области
практически невозможно, потому что ежедневно человек, сам являясь экономическим
объектом, взаимодействует с другими. В этих случаях знания экономики помогут
правильно сориентироваться и выбрать единственно верный путь в той или иной
ситуации для получения желаемого результата.
Цель.
Закрепить изученный курс микроэкономического анализа, изучить модель Леонтьева
«затраты - выпуск».
Задачи.
• Исследовать
метод Леонтьева «затраты - выпуск».
• Решить
тестовые задания, на основе материала, изученного на лекциях.
• Раскрыть
практические задачи, представить в полном и обоснованном решении.
1. В.В. Леонтьев о планировании
национальной экономики
1.1 Биография Василия Леонтьева
Василий Васильевич Леонтьев родился 5 августа
1905года в Мюнхене, умер 5 февраля 1999 года в Нью-Йорке. Он американский
экономист российского происхождения, создатель теории межотраслевого анализа,
лауреат Нобелевской премии по экономике за 1973 год «за развитие метода
«затраты - выпуск» и за его применение к важным экономическим проблемам».
Василий Леонтьев вырос в Петрограде в семье
профессора экономических наук Василия Васильевича Леонтьева и его жены. В 1925
году завершил изучение философии и социологии в Ленинградском университете.
Позже Леонтьев изучал экономические науки в Берлине и за диссертацию
«Круговорот экономики» получил докторскую степень. Затем в течение нескольких
лет работал в институте мировой экономики города Киль. В 1931 году Василий
Леонтьев перебрался в Америку и стал сотрудником Национального бюро
экономических исследований. Впоследствии прошёл тестирование и стал
преподавателем Гарвардского и Нью-Йоркского университетов, создателем и
руководителем американского Института экономического анализа, являлся
консультантом ООН. После начала Второй мировой войны работал консультантом по
экономическому планированию для военно-воздушных сил США. Под его руководством
была построена матрица «затраты - выпуск» для экономики Германии. Матрица
служила основой для выбора целей ВВС. 1954 - президент Эконометрического
общества. 1970 - президент Американской экономической ассоциации.
1.2 Определение
Национальной экономики
Национальная экономика любой страны - сложная
хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она
обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных
потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них можно
выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и
др.
Развитие национальной хозяйственной системы
страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в
пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров
и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок,
рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
1.3 Метод
«затраты - выпуск»
Предложенная Леонтьевым алгебраическая теория
анализа «затраты - выпуск» сводится к системе линейных уравнений, в которых
параметрами являются коэффициенты затрат на производство продукции.
Реалистическая гипотеза и относительная простота измерений определили большие
аналитические и прогностические возможности метода «затраты - выпуск». Леонтьев
показал, что коэффициенты, выражающие отношения между секторами экономики
(коэффициенты текущих материальных затрат), могут быть оценены статистически,
что они достаточно устойчивы и что их можно прогнозировать. Более того, им было
показано существование наиболее важных коэффициентов, изменения которых
необходимо отслеживать в первую очередь. Допустим,
надо рассчитать эффективность производства хлеба. Мы делаем расчет: сколько на
одну тонну расходовать муки, дрожжей, молока и так далее по всем компонентам
согласно рецепту. Затем определяем трудовые затраты в нормо-часах. Все эти
расчеты делаются в натуральных (физических) показателях. Очень важно не считать
сразу в деньгах. На основе расчетов расхода материальных ресурсов и трудовых
затрат на конкретное изделие или объект в натуре анализируются и сравниваются
предполагаемые результаты в денежном выражении.
В
1941 году была составлена 41-размерная таблица межотраслевых потоков,
рассчитанная для 1929 года, и агрегирована затем в 10-размер-ную. На ее основе
были рассчитаны объемы выпуска валовой продукции, необходимые для
удовлетворения конечного спроса (валовое накопление, текущее потребление,
правительственные закупки)». С конца
сороковых годов, после основания Гарвардского проекта экономических
исследований с целью применения и распространения метода «затраты - выпуск»,
особое внимание Леонтьев уделял развитию межрегионального анализа «затраты -
выпуск» и составлению матрицы инвестиционных коэффициентов, с помощью которых
можно было бы судить о последствиях изменения конечного спроса на инвестиции.
Этим было положено начало динамическому методу «затраты - выпуск», на основе
которого стало возможным анализировать экономический рост. На протяжении
пятидесятых и шестидесятых годов Леонтьев совершенствовал свою систему. С
появлением более сложных компьютеров он увеличивал количество секторов
экономики, подлежащих анализу, освобождался от некоторых упрощающих допущений,
прежде всего от условия, что технические коэффициенты остаются неизменными,
несмотря на изменение цен и технический прогресс. На основе метода «затраты -
выпуск» Леонтьева и сотрудники Гарвардского проекта экономических исследований
проводили оценки инфляционного влияния в регулировании заработной платы,
рассчитывали затраты на вооружение и их воздействие на разные отрасли
экономики, осуществляли прогнозирование темпа роста отраслей экономики и
необходимые для этого капитальные вложения.
2. Решение тестовых заданий
2.1 Потребности
Нематериальной является потребность в
) в ремонте обуви;
) в покупке жилья;
) в приготовлении завтрака;
) в общении.
Ответ: 4.
Пояснение: Потребность - недостаток чего-либо
необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности,
предприятия, экономики в целом. Когда потребности осознаются, они выступают как
экономические интересы. Потребности подразделяют на первичные и вторичные.
Первичные - это жизненно важные потребности (еда, сон). Их отличительная черта
- невозможность заменить одну другой. Вторичные - это все остальные потребности
(компьютерные игры, спорт, кино). Они взаимозаменяемые. Нематериальная
потребность - потребность в знании, потребность в любви и заботе, в общении, в
труде, и так далее, т.е. этические, духовные..
2.2 Кривая производственных возможностей
На рисунке изображена кривая производственных
возможностей производства товаров X и Y.
Рисунок 1. Кривая
производственных возможностей.
Если кривая сдвинулась из положения 1 в
положение 2, то это означает, что…
) производственные возможности увеличились;
) производственные возможности сократились;
) действует закон убывающей производительности;
) действует закон замещения.
Ответ: 1.
Пояснение: Кривая производственных возможностей
отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов
при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы.
Передвигаясь от одной альтернативы к другой, экономика переключает свои ресурсы
с одного товара на другой.
2.3 Кривые спроса и предложения
леонтьев экономика
национальный биография
На рисунке показаны кривые спроса и предложения
на товары X и Y, которые являются комплементарными (взаимодополняющими).
Рисунок 2. Кривые спроса и
предложения
_____ повышение цены товара Х и сокращение его
продаж;
_____ рост издержек производства товара Х
(смещение кривой вверх);
_____ снижение цены товара Y;
_____ сокращение спроса на товар Y (смещение
кривой вниз).
Ответ: 2;1;4;3.
Пояснение: Акциз - косвенный общегосударственный
налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления
(табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту
же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров
или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
2.4 Бюджетная линия
Величина наклона бюджетной линии потребителя при
покупке им двух товаров X и Y, цены которых соответственно составляют 5 и 40
ден. ед., равна…
. -1/8
2. -8
3. 1/8
4. 5/4
Ответ: 1.
Пояснение: Бюджетная линия показывает
максимальное число благ, которые потребитель может себе позволить при его
доходе и ценах, которые он должен платить. Коэффициент наклона бюджетной линии
равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент
наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого
по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по вертикали, т. е. крутизна
наклона равна (- Px/Py)
Знак "-" указывает на отрицательный
наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными
величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения
какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.
2.5 Внешняя предпринимательская
среда
К факторам внешней предпринимательской среды
относят … (не менее двух вариантов ответа):
) имиджевый потенциал;
) особенности менеджмента организации;
) достижения науки и техники;
) уровень инфляции.
Ответ: 3;4.
Пояснение: Внешняя предпринимательская среда не
зависит от самих предпринимателей.
2.6 Экономическая прибыль
Максимум прибыли фирма получит при условии
равенства _____ издержек.
) цены и средних переменных;
) предельного дохода и предельных;
) валового дохода и валовых;
) цены и средних общих издержек.
Ответ: 2.
Пояснение: Любая фирма готова установить такой
объем, при котором соблюдаются условия равновесия, для получения прибыли.
Формула максимума прибыли МС=МR.
2.7 Совершенная конкуренция
На рынке совершенной конкуренции индивидуальный
производитель… (не менее двух вариантов ответа):
) может продать весь свой товар по одной цене;
) обладает определенной рыночной властью и может
определять объемы производства других
производителей;
) в состоянии сам выбрать цену продажи товара;
) не может влиять на цену на рынке.
Ответ: 1; 4.
Пояснение: Совершенная, свободная или чистая
конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда
отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим
вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры,
где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к
равновесному состоянию рыночных условий. Признаки совершенной конкуренции:
· бесконечное множество равноценных продавцов и
покупателей
· однородность и делимость продаваемой
продукции
· отсутствие барьеров для входа или
выхода с рынка
· высокая мобильность факторов
производства
· равный и полный доступ всех
участников к информации (цены товаров).
2.8 Положительный эффект масштаба
Если существует положительный (возрастающий)
эффект масштаба, то в отрасли экономически целесообразно иметь …
) определенное сочетание крупных, средних и
мелких фирм;
) одну крупную фирму;
) множество мелких фирм;
) несколько крупных фирм.
Ответ: 2.
Пояснение: Эффект масштаба связан с изменением
стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой.
Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции
при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой
долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства. Если действует
положительный эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь одну крупную
фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем
множество мелких фирм (с относительно высокими издержками). Такая крупная фирма
может контролировать устанавливаемую ей цену, и в связи с этим может
потребоваться вмешательство государства в вопросы регулирования таких цен и
деятельности компаний. Например, положительный эффект масштаба в производстве
электроэнергии послужил причиной государственного регулирования деятельности
крупных энергетических компаний.
2.9 Ценовая дискриминация
Ценовой дискриминацией не являются … (не
менее двух вариантов ответа):
) продажа двух автомобилей «Лада-Калина» разной
комплектации по
разным ценам;
) различные цены на один и тот же сеанс в кино
на VIP места и другие
места в зале;
) продажа двух оконных блоков одинакового
размера: деревянного и
пластикового стеклопакета;
) различная входная плата на дискотеку для
девушек и молодых людей;
Ответ: 1;2;3.
Пояснение: Ценовая дискриминация- поведение
продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает
разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является
наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их
спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой
эластичностью большую цену.
2.10 Рынок факторов производства
На рынке факторов производства домашние
хозяйства являются …
1) продавцами ресурсов;
) субъектами, предъявляющими спрос на ресурсы;
) покупателями ресурсов;
) субъектами, осуществляющими потребление
ресурсов.
Ответ: 4.
) материальные, к которым относятся капитал и
земля;
) социальные, в составе которых выделяют труд и
предпринимательский талант.
В современной экономике рынки факторов
производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается
ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются
задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются
хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.
Домашние хозяйства представляют собой самый
массовый экономический субъект, от результатов деятельности которого, во многом
зависит благосостояние всего населения. Особое значение это приобретает в
переходный период отечественной экономики, когда общественное воспроизводство
переживает кризис, спад объемов национального производства сопровождается
снижением уровня удовлетворения жизненных потребностей населения. В этих
условиях важнейшим направлением адаптации становится всемирная активизация и
интенсификация деятельности домохозяйств.
3. Решение задач
3.1 Спрос и предложение
Рынок некоторого товара характеризуется
следующими функциями спроса и предложения:d=400
и Qs=-200+3P.
Налог, вводимый на каждую единицу товара и вносимый в бюджет его
изготовителями, увеличивает расходы покупателей данного товара на 50%.
Определите размер введенного налога (в ден. ед.)
Решение:
Равновесие на рынке достигается при равенстве
спроса и предложения:
QD
= QS(1)
Равновесие до введения налога:
= -200 + 3Р
РЕ = 200 ден. ед. - равновесная цена
до введения налога
QE
= 400 ед. - равновесный объем до введения налога
Предложения после введения налога:
QS
= -200 + 3(Р-х),
где х - размер введенного налога.
Равновесие после введения налога:
400
= -200 + 3(Р-х)
РЕ’ = 200 + х ден. ед. - равновесная
цена после введения налога
QE’
= 400 ед. - равновесный объем после введения налога
До введения налога: РЕ
× QE
= 200×400 ден. ед.
После введения налога: РЕ’
× QE’
= (200 + х)×400 ден. ед.
По условию покупатели стали платить на 50%
больше.
РЕ’ × QE’
= 1,5 × РЕ’ × QE’
(200 + х)×400 =
1,5×200×400
200 + х = 300
х = 100 ден. ед.
Ответ: 100 ден. ед.
3.2 Эластичность спроса
Функция спроса на условный товар А имеет вид: QDA=120-5PA+4РB,
где РA
и РB
- цены за единицу товаров А и В, ден. ед.
Определите коэффициент перекрестной эластичности
спроса на товар А по цене на товар В,
если известно, что РA
= 8 ден. ед., а РB
= 5 ден. ед.
Ход решения:
Формула перекрестной эластичности:
(2)
Рассчитаем объем товара А при цене РА
= 8 ден. ед. и РВ = 5 ден. ед.:
ед.
Затем, находим первую производную из
функции спроса на товар В
Q=120+4b
Q`= 4
Теперь подставляем в формулу
перекрестной эластичности:
E=4*5/100=0,2
Ответ: 0,2.
3.3 Издержки
В таблице 1 представлена зависимость общих
(валовых) издержек предприятия от количества производимой продукции.
Таблица 1. Зависимость общих издержек
предприятия от количества производимой продукции.
Выпуск
продукции в единицу времени, шт
|
0
|
1000
|
2000
|
3000
|
4000
|
5000
|
6000
|
7000
|
Общие
затраты, ден. ед.
|
1000
|
1400
|
1800
|
2200
|
2600
|
3000
|
3400
|
3800
|
Рассчитайте средние постоянные и средние
переменные издержки предприятия, если оно будет выпускать 5000 ед. продукции.
Ход решения:
При объеме производства Q=0
шт. общие затраты (ТС) составляют 1000 ден. ед. Следовательно, общие постоянные
затраты FC=1000 ден.
ед.
Средние постоянные издержки:
, (3)
AFC - средние
постоянные издержки,
Q - объем
производства.
ден. ед.
Средние переменные издержки:
, (4)
AVC - средние
переменные издержки,
VC - общие
переменные затраты,
TC - общие
затраты.
ден. ед.
Ответ: 0,2 ден. ед. и 0,4 ден. ед.
3.4 Доходы и издержки фирмы. Индекс
Лернера
На рисунке представлена графическая
модель доходов и издержек фирмы-монополиста:
Рисунок 3. Графическая модель
доходов и издержек фирмы-монополиста.
Определите выручку монополиста от продажи
оптимального объема производства и индекс монопольной власти фирмы (Индекс
Лернера).
Решение:
Оптимальный объем производства монополиста
достигается там, где
MR=MC.
(5)
В данном случае MR=MC
при Qm=20
тыс.шт. Затем фирма устанавливает цену Рm,
которая требуется, чтобы побудить покупателей приобрести количество товара Qm=20
тыс.шт. товара готовы приобрести покупатели при цене Pm
= 60 ден.ед.
Выручка монополиста определяется по формуле:
, (6)
TR - общий
доход,
Р - цена товара,
Q - объем
производства.
тыс. ден. ед.
Выручка монополиста от продажи
оптимального объема производства составит 1,2 млн. ден. ед.
Индекс Лернера, подсчитывается по
формуле:
, (7)
IL
- Лернеровский индекс,
Pm
- монопольная цена,
МС - предельные издержки.
Подставим ранее значения и определим индекс
Лернера:
При чистой монополии коэффициент Лернера равен IL
= 1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти.
Мы получили IL
= 0,5. Скорее всего на рынке монополистическая конкуренция.
Ответ: 1,2 млн. ден. ед.; 0,5.
3.5 Равновесие фирм
Известно, что функция средних издержек фирмы в
краткосрочном периоде описывается уравнением
АТС (q) = 16 - 6q + q2, (8)
q - объем выпуска. Известно также, что
производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба независимо от
объема выпуска. Зависимость объема рыночного спроса от цены описывается
уравнением Qd = 190 - 19P. Определите параметры долгосрочного равновесия
фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Решение:
Предельные издержки определяются по формуле:
, (9)
q - объем выпуска.
Предельные издержки составят:
Приравняем средние издержки и
предельные издержки и определим равновесный выпуск:
ATC = MC
(10)
ед.
Равновесная цена:
Р = МС = 16 - 12×3 +
3×32 = 7 ден.
ед.
Рыночный спрос:
Qd (P=7) = 190 -
19×7 = 57 ед.
Ответ: 57 ден. ед.
3.6 Начисление процентов
Какой величины достигнет долг, равный $ 150 000,
через 7 лет при ставке 12 % годовых при ежемесячном начислении процента?
Решение:
FV = PV*(1+r)n, (11)
FV - текущая стоимость дохода;- будущая
стоимость;- ставка банковского процента;- число лет =
150000 *(1+0,12)^7
FV = 331602, 21
Ответ: долг составит $ 331602, 21.
3.7 Цена и спрос на землю
Функция спроса на землю описывается уравнением:
QL=500-5R,
где Q- площадь земли, R-арендная плата. Определить цену земли, если площадь
земельного участка составляет 40 га, а ставка банковского процента 4% годовых.
Решение:
Уровень ренты из условия:
- 5R
= 40
R = 92 ден. ед.
Цена 1 га земли определяется по формуле:
, (12)
r - ставка
банковского процента.
Ответ: 2300 ден. ед. за 1 га земли.
Заключение
В результате написания данной курсовой работы
мной были достигнуты поставленные цели и выполнены основные задачи. Я
разобралась в алгебраической теории анализа «затраты - выпуск», рассмотрела
биографию Василия Леонтьева и раскрыла для себя понятие национальной экономики
.
Поскольку метод «затраты - выпуск» доказал свою
полезность в качестве аналитического инструмента в сфере региональной экономики,
шахматные балансы по методу Леонтьева стали составляться для хозяйства
отдельных американских городов. Постепенно составление таких балансов стало
стандартной операцией. Этот метод стал главной составной частью систем
национальных счетов большинства стран мира, применяется и совершенствуется до
сих пор правительственными и международными организациями и исследовательскими
институтами во всем мире. Анализ по методу «затраты - выпуск» признан
классическим инструментом экономического анализа, а его автор считается ученым,
внесшим крупнейший вклад в экономическую науку XX века.
Библиографический список
Метод «затраты - выпуск». Василий
Леонтьев. ://www.iq-coaching.ru/nauchnye-otkrytiya/ekonomika/97.html
Люди. Peoples.ru.
Василий Леонтьев.://www.peoples.ru/science/economy/leontief/
Википедия. Свободная библиотека.
Василий Леонтьев.://ru.wikipedia.org
Сервер Василия Васильевича
Леонтьева.://www.wleontief.ru/
Василий Леонтьев и его вклад в
мировую экономическую науку.://institutiones.com/strategies/71-2008-06-12-11-10-29.html