Признак
классификации
|
Виды
финансового контроля
|
Субъект
контроля
|
Государственный,
негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
|
Объект контроля
|
Бюджетный,
налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.
|
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль,
выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый
контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный
контроль.
1.2.2
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности
Российский аудит находится в стадии становления.
Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это
касается государственного регулирования аудита, его стандартизации,
совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней
работы аудиторских организаций, международного сотрудничества.
Действующая в России система нормативного регулирования
аудиторской деятельности включает пять уровней:
. Первый уровень - Федеральный закон "Об
аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.
2. Второй уровень - Постановления Правительства РФ,
нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного
регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить
эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных
условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за
деятельностью аудиторов.
. Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской
деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно
интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
. Четвертый уровень - методики аудиторской
деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок
применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения,
финансов и по специальным аудиторским заданиям.
. Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских
организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов)
аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в
выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они
разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход
к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской
организации.
Развитие системы нормативного регулирования аудита в России
предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности
Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов)
аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет
предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила
(стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
осуществление функций федерального органа государственного регулирования
аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями
уполномоченного федерального органа являются:
- издание в пределах своей
компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
- организация разработки и
представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов)
аудиторской деятельности;
- организация в установленном
законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и
повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
- организация системы
надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами
лицензионных требований и условий;
- контроль за соблюдением
аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и
разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности
аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
- аккредитация
профессиональных аудиторских объединений.
Основными документами, определяющими правовые основы
аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:
. Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2008).
2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. №
51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.; часть II от 26.01.96 г. №
14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г.).
. Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. №
146-ФЗ (с измен. от 30.04.2008 г.; часть II от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с
изм. от 30.04.2008 г.)
. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с
изм. от 28.02.2008 г.)
. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в
ред. от 03.11.2006 г.)"О бухгалтерском учете"
. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482
"Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской
деятельности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства
РФ от 06.02.2002 г. № 80).
. Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. №
409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита".
. Правила (стандарты) аудиторской деятельности,
одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
. Методика аудиторской деятельности "Налоговый
аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми
органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.
. Порядок проведения квалификационных экзаменов на
право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г.
протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).
В указанных документах отражены основные положения по
организации аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации
аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов,
осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений и др.
1.3
Основные международные аудиторские стандарты
Аудиторские стандарты формулируют единые международные
основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности
аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки
при их соблюдении.
Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты
проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по
оказанию сопутствующих услуг.
Документы международных стандартов финансовой отчетности
(МСФО) состоят из:
- Международных стандартов
финансовой отчетности (IFRS),
- Международных стандартов
финансовой отчетности (IAS),
- разъяснений,
подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности
(КРМФО) или ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010
N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" организации
составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность,
начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для
применения на территории Российской Федерации, за исключением организаций,
указанных в части 2 этой статьи, которые представляют консолидированную
финансовую отчетность не ранее чем с отчетности за 2015 год.
Порядок признания МСФО и Разъяснений МСФО для применения на
территории Российской Федерации установлен Положением, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения признанный документ МСФО
вступает в силу на территории Российской Федерации поэтапно, если иное не
предусмотрено этим документом.
На I этапе документ МСФО вступает в силу на территории
Российской Федерации для добровольного применения организациями в сроки,
определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования.
На II этапе документ МСФО вступает в силу на территории
Российской Федерации для обязательного применения в сроки, определенные в этом
документе.
В случае если в документе МСФО не определен срок и (или)
порядок вступления в силу либо он признан для применения на территории
Российской Федерации после срока, определенного в нем, то такой документ
вступает в силу на территории Российской Федерации со дня его официального
опубликования.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для
российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало
отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас
испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА.
Международные стандарты аудита охватывают широкий круг
вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с
руководством и бухгалтерами компаний - клиентов. Они открываются вводным
разделом, содержащим два стандарта:
- 100 "Задания,
обеспечивающие уверенность”;
- 120 "Основные
принципы международных стандартов аудита”.
В зависимости от типа оказываемой услуги международные
стандарты допускают две степени уверенности - высокую и среднюю. В любом случае
уровень уверенности аудиторов в адекватности аудиторского заключения при
проведении аудиторской проверки не может быть стопроцентным, но должен быть
высоким.
Второй раздел МСА - "Обязанности" - насчитывает
семь стандартов:
- 200 "Цель и общие
принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности”;
- 210 "Условия аудиторских
заданий”;
- 220 "Контроль
качества работы в аудите”;
- 230
"документирование”;
- 244 "Ответственность
аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой
отчетности”;
- 250 "Учет законов и
нормативных актов при аудите финансовой отчетности”;
- 260 "Сообщение
аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями”.
Третий раздел международных стандартов "Планирование”
состоит из трех документов:
- 300 "Планирование”;
- 310 "Знание
бизнеса”;
- 320 "Существенность
в аудите”.
Планирование обязывает аудиторов проводить проверку
эффективно и своевременно. Для достижения этой цели аудит должен быть тщательно
спланирован с учетом специфики бизнеса клиента, ожидаемых рисков наличия
существенных искажений в финансовой отчетности, а также с учетом потребностей в
персонале и временных рамок проверки. Планирование подразумевает составление
общего плана аудита и конкретизирующей его программы проверки. В последнем
документе прописываются намечаемые аудиторские процедуры и соответствующий
бюджет времени.
Программа аудита является набором инструкций для исполнителей
аудиторских процедур, а также средством контроля и регистрации надлежащего
выполнения работ. В ходе аудита по мере необходимости план и программа аудита
могут пересматриваться в связи с вновь открывающимися обстоятельствами. Причины
внесения существенных изменений в план и программу аудита подлежат отражению в
рабочей документации проверки.
Существенность в аудите оставляет за аудиторами право
применить свое профессиональное суждение для оценки того, какие искажения в
финансовой отчетности необходимо считать существенными. При этом во внимание
принимается характер и количественное значение искажений.
Существенность рассматривается как на уровне финансовой
отчетности в целом, так и в отношении отдельных сальдо счетов и классов
операций. На разных участках учета могут быть получены различные уровни
существенности.
В четвертый раздел международных стандартов аудита
"Внутренний контроль” входят три документа:
- 400 "Оценка рисков и
внутренний контроль”;
- 401 "Аудит в среде
компьютерных информационных систем”;
- 402 "Учет при аудите
особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации”.
Пятый раздел МСА "Аудиторские доказательства” является
самым объемным. Он насчитывает 11 документов:
- 500 "Аудиторские
доказательства”;
- 501 "Аудиторские
доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей”;
- 505 "Внешние
подтверждения”;
- 510 "Первичные
задания - начальные сальдо”;
- 520 "Аналитические
процедуры”;
- 530 "Аудиторская выборка
и другие процедуры выборочного тестирования”;
- 540 "Аудит
оценочных значений”;
- 550 "Связанные
стороны”;
- 560 "Последующие
события”;
- 570 "Непрерывность
деятельности”;
- 580 "Заявления
руководства”.
Шестой радел МСА "Использование работы третьих лиц"
включает три стандарта:
- 600 "Использование
работы другого аудитора”;
- 610 "Рассмотрение
работы внутреннего аудита”;
- 620 "Использование
работы эксперта”.
При оценке результатов работы эксперта аудиторы обязаны
рассмотреть использованные экспертом исходные данные и примененные им методы, а
также сопоставить сформулированные экспертом выводы с другими аудиторскими
доказательствами.
Седьмой раздел МСА "Аудиторские выводы и подготовка
отчетов (заключений) ” состоит из трех документов:
- 700 "Аудиторский
отчет (заключение) по финансовой отчетности”;
- 710 "Сопоставимые
значения”;
- 720 "Прочая
информация в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность”.
Во всех иных случаях аудиторское заключение должно быть
модифицировано. Это означает, что аудиторы прибегают к:
- выдаче мнения с
оговоркой;
- выражению мнения без
оговорки, но с включением абзаца, привлекающего внимание к определенному
аспекту;
- выражению отрицательного
мнения;
- отказу от выражения
мнения по финансовой отчетности.
При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов
обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней
меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью.
2.
Организация и проведение первого этапа аудита
2.1
Цели и задачи аудита
Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора
проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля,
соответствия финансово - хозяйственных операций законодательству, достоверности
отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые
аудиторами предприятиям и организациям.
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской
деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка
ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под
достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской)
отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее
данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности,
финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на
этих выводах обоснованные решения.
В Российской Федерации существуют две формы аудита:
обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых
юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов
деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей.
Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки
в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха,
поскольку "добавочная стоимость" консультаций, осуществляемых
специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют
экономическому успеху клиента.
Целью собственно аудита согласно закону об аудиторской
деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка
ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор
выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во
всех существенных отношениях. Несмотря на то что мнение аудитора может
способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности,
пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в
непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение
эффективности ведения дел руководством данного лица. Такую оценку он может дать
в качестве услуги, сопутствующей аудиту.
Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников
(акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.
Такую оценку он может дать в качестве услуги, сопутствующей аудиту.
Цель аудита учета труда и заработной платы - основываясь на
действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и
выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и
заработной платы.
К числу основных комплексов задач, которые необходимо
проверить при аудите расчетов учета труда и заработной платы, относятся
следующие:
) соблюдение положений законодательства о труде,
состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
2) учет и контроль выработки и начисления заработной
платы рабочим-сдельщикам;
) учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
) расчеты удержаний из заработной платы физических
лиц;
) аналитический учет по работающим (по видам
начислений и удержаний);
) сводные расчеты по заработной плате;
) расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда,
учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
) расчеты по депонированной заработной плате.
В процессе аудита необходимо проверить соблюдение
действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы
и удержаний из нее, документальное оформление и отражение в учете всех видов
расчетов между предприятием и работниками. При этом выполняются следующие
процедуры:
- оценивается система
внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате
труда;
- подтверждается
достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и
отражения их в учете;
- устанавливается
законность и полнота удержаний из заработной платы и других выплат сотрудникам
в пользу организации, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и
физических лиц;
- проверяется организация
аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь
аналитического и синтетического учета;
- контролируется соблюдение
организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по
оплате труда.
Проверка расчетов с работниками по оплате труда может
осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке.
Приступая к проверке расчетов по оплате труда, аудитор должен
установить:
- формы и системы оплаты
труда, применяемые в организации;
- наличие локальных
нормативных документов;
- списочный состав
работников;
- порядок организации
бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
2.2
Формирование плана и программы аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Начальным этапом проведения аудита является планирование
аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы
своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их
отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя
составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения
аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.
Аудитор проводит аудит расчетов с персоналом по оплате труда.
Для этого он разрабатывает план и программу аудита.
Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки
необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Существуют различные мнения специалистов, но в основном аудиторскую проверку
делят на два основных этапа:
- подготовка и планирование
- ознакомление с экономикой и программы проверки;
- документирование и
оформление результатов - проведение аудиторских процедур, сбор и
документирование аудиторских доказательств, формирование информации для
руководства проверяемого учреждения, оценка результатов проведения аудита,
оформление аудиторского заключения.
Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется
на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом
аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования в
каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию
уделяется большая доля времени - 20-25 процентов и более от общего времени,
затрачиваемого на аудиторскую проверку. Цель планирования аудита - определение
его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки,
разработка аудиторской программы.
Процесс планирования аудита проходит несколько стадий - это
предварительное планирование, подготовка и составление общего плана, подготовка
и составление программы.
По завершении стадии предварительного планирования аудитор
должен принять решения о принципиальной возможности аудита бухгалтерской
отчетности и возможности сотрудничества с предприятием. Основные процедуры
предварительного ознакомления аудитора с клиентом включают в себя:
- определение цели проверки
у данного клиента и возможного использования её результатов;
- выяснение особенностей
поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;
- предварительное знакомство
с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через
посещение и осмотр основных производственных помещений;
- знакомство с прежними
аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых
проверок;
- получение сведений о
клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств
массовой информации и т.д.);
- предварительная оценка
трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска.
Источниками получения информации об организации для аудитора
являются: устав, документы о регистрации, учетная политика, финансовая
отчетность, материалы налоговых проверок.
В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения
аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо
учесть: уровень существенности оценку аудиторских рисков. Для повышения доверия
и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с
клиентом. Аудитор составляет план аудиторской проверки. При этом нам надо
оценить уровень аудиторского риска. Так как на анализируемом предприятии
система внутреннего контроля развита хорошо то аудитор полагает, что
неотъемлемый риск равен 20 процентов, риск контроля 20 процентов и риск необнаружения
- 60 процентов. Таким образом, значение аудиторского риска будет равно трем.
Проверка будет выборочной. План аудиторской проверки приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Общий план аудиторской проверки
Период аудита
|
01.01.2010-30.09.2010
гг.
|
Характер
проверки
|
Выборочная
|
Планируемый
аудиторский риск
|
3
|
Чтобы оценить длительность аудиторской проверки, аудитор
составляет план работы аудитора, табл. 2.2.
Таблица 2.2. План работы аудитора
Планируемые
виды работ
|
Период
проверки, (кол-во дней)
|
Примечание
|
Ознакомится с
учетной политикой предприятия, оценить объем услуг
|
2
|
|
Оценить систему
внутреннего контроля
|
3
|
|
Оценить
аудиторский риск, определить характер проверки и составить программу аудита.
|
3
|
|
Проверить
правильность начисления заработной платы, доплат, листов по
нетрудоспособности
|
5
|
|
Проверить
правильность арифметических расчетов по оплате труда, начисления доплат,
расчета листов нетрудоспособности
|
5
|
|
Оформление
результатов проверки
|
4
|
|
Как видно из плана продолжительность нашей аудиторской проверки
составит 22 дня. Следующим шагом аудита является составление программы
аудиторской проверки.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и
представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур,
необходимых для практической реализации плана аудита.
Программа служит подробной инструкцией и является средством
контроля качества работы. (приложение 2) На основании вышеизложенных плана и
программы аудита проведен аудит расчетов с персоналом на проверяемом
предприятии.
Аудиторскую проверку операций по заработной плате в
исследуемой организации планируется на основе анализа деятельности предприятия
и организации учета, а также по результатам оценки контроля на участке учета
труда и его оплаты.
Аудиторская проверка операций по заработной плате ведется
документально, применяются следующие формы контроля: арифметическое,
формальное, правовая и нормативная.
Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и
системы бухгалтерского учета по учету заработной платы в ООО "КОМО"
представлен в приложении 1. По данным тестирования системы внутреннего контроля
ее надежность можно оценить равную как:
вопросов 100%; из них да-5, нет - 2
(5*100) /7=71,4% - внутрихозяйственный аудиторский риск.
Система внутреннего контроля используется для оценки риска
средств контроля. Из полученных данных систему внутреннего контроля в ООО
"КОМО" можно охарактеризовать на среднем уровне, т.к. надежность
равна - 71,4%, и полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя
вопросов 100%; из них да - 3, нет - 2
(3*100) /8=37,5% - внутрихозяйственный аудиторский риск.
По итогам проверки в ООО "КОМО" можно сказать, что
организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда, в общем, не
полностью отвечает требованиям оперативности и достоверности, и в процентном
соотношении составляет 37,5%.
Участок исчисления заработной платы в части внутреннего
контроля и системы учета на предприятии организован достаточно хорошо.
Планируя аудиторскую проверку необходимо установить
существенность - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может
быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как
несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.
Определим уровень существенности на основании данных 2010
года ООО "КОМО" (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Определение уровня существенности
Наименование
базового показателя
|
Значение
базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
|
Доля, %
|
Значение,
применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Балансовая
прибыль
|
(5197)
|
5
|
(260)
|
Наименование
базового показателя
|
Значение
базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
|
Доля, %
|
Значение,
применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
|
Валовый объем
реализации без НДС
|
(5197)
|
2
|
(104)
|
Валюта баланса
|
25275
|
2
|
505
|
Собственный
капитал (итог раздела III баланса)
|
(2480)
|
10
|
(248)
|
Общие затраты
предприятия
|
667
|
2
|
(13)
|
В столбце 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской
отчетности ООО "КОМО" (Приложения). Показатели в столбце 3 определены
внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются на постоянной основе.
Столбец 4 получаем умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3,
разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
( (-260) + (-104) + 505 + (-248) + (-13)) / 5 = - 24 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на
(-24 - (-13)) / (-24) · 100% = 46%.
Наибольшее значение отличается от среднего на
(505 - (-24)) / (-24) · 100% = - 2205%.
Поскольку значения - 260 тыс. руб. и 505 тыс. руб. отличаются
от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших расчётах
наименьшее и наибольшее значения. Новое среднее арифметическое составит
(-104-248 - 13) / 3 = - 122тыс. руб.
Полученную величину округляем до - 125 тыс. руб. и используем
данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности.
Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет
(125 - 257) / 257 · 100% = 2,5%, что находится в пределах
20%.
Распределим рассчитанный уровень существенности между
значимыми статьями баланса в соответствии с их удельным весом в общем итоге
(табл. 2.4).
Таблица 2.4
Распределение уровня существенности между значимыми статьями
баланса
Наименование
базового показателя
|
Строки баланса
|
Значение
базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
|
Доля статьи в
валюте баланса, %
|
Значение уровня
существенности, тыс. руб.
|
I Актив
|
Наименование
базового показателя
|
Строки баланса
|
Значение
базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
|
Доля статьи в
валюте баланса, %
|
Значение уровня
существенности, тыс. руб.
|
Основные
средства
|
120
|
274
|
1
|
2,74
|
Запасы
|
210
|
17072
|
67
|
1143,8
|
Налог на
добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
20
|
0,08
|
1,6
|
Дебиторская
задолженность
|
240
|
7629
|
30
|
2288,7
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
250
|
-
|
-
|
-
|
Денежные
средства
|
260
|
276
|
1
|
2,76
|
300
|
25275
|
|
|
II Пассив
|
Уставный
капитал
|
410
|
10
|
0,04
|
0,4
|
Добавочный
капитал
|
420
|
-
|
-
|
-
|
Нераспределенная
прибыль
|
470
|
(2490)
|
-10
|
249
|
Займы и кредиты
|
610
|
12015
|
47
|
5647
|
Кредиторская
задолженность
|
620
|
15736
|
62
|
9756,3
|
Валюта баланса
|
700
|
25275
|
|
|
2.3
Документы, необходимые аудитору для проведения аудита
Объектами аудита учета труда и заработной платы являются
первичная информация, в качестве которых в основном используются
унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского
учета и отчетность.
Источниками информации, т.е. объектами аудита по учету труда
и заработной платы являются документы по зачислению, увольнению и переводу
работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и
отчетность. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется
на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях
народного хозяйства.
Так, по учету личного состава используются следующие формы:
- Приказ (распоряжение) о
приеме на работу (ф. №Т-1) - составляется на каждого члена трудового коллектива
работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем
указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ
визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его
соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С
приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
- Личная карточка (ф. №Т-2)
- заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся
общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении,
повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные
сведения.
- Приказ (распоряжение) о
переводе на другую работу (ф. №Т-5) - составляется в двух экземплярах в отделе
кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один
экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ
визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и
подписывается руководителем организации.
- Приказ о предоставлении
отпуска (ф. №Т-6) - применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков
других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и
удержаний.
- Приказ о прекращении
трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) - составляется в двух экземплярах в
отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее
руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.
По учету использования рабочего времени и расчетов с
персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего
времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования
рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает
всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный
табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и
заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной
регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и
неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной
работы.
Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как
правило, следующие реквизиты: место работы (цех, участок, отделение); время
работы (дата); наименование и разряд работы; количество и качество работы;
фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; нормы времени и расценки
за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на
которые относится начисленная заработная плата.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные
ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.),
регистры по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в
части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате,
журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга,
баланс (ф. № 1).
Также принимаются во внимание распоряжения, контракты,
договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и
др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит,
регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и
сводные ведомости по заработной плате, журналы-ордера, обороты по счетам,
оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет "Расчеты по налогу на
доходы физических лиц", 69 "Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 73
"Расчеты с персоналом по прочим операциям"; налоговые карточки по
учету налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ), справки о доходах
физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету ЕСН и
взносов на обязательное пенсионное страхование; прочая документация: приказы,
распоряжения руководителя, договоры о материальной ответственности, договоры
займа, заявления работников, акты проверок ревизионных и налоговых органов,
аудиторские заключения.
Проверка расчетов с работниками по оплате труда может
осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке.
3. Методика
проведения второго и третьего этапов аудита
3.1 Формирование
тестов состояния внутреннего контроля
Прежде чем приступить к аудиторской проверке, аудиторы
изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую
помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ООО "КОМО",
проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться
с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы
деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.
Основной целью аудитора при проверке является определение
сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Для составления программы проверки и выбора процедур сбора
аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по
выделенным комплексам задач (таблица 3.1 и таблица 3.2).
Таблица 3.1
Тестирование системы бухгалтерского учета расчетов с
персоналом по оплате труда
№ п/п
|
Вопросы
|
Вариант ответа
|
|
|
ДА
|
НЕТ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Есть ли на
предприятии расчетные и платежные ведомости?
|
+
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
Нумеруются ли
расчетные и платежные ведомости?
|
+
|
|
3
|
Имеются ли в
бухгалтерии записки-расчет на отпуск, при увольнении и по командировкам?
|
+
|
|
4
|
Ведется ли учет
больничных листов?
|
+
|
|
5
|
Ведется ли учет
исполнительных листов?
|
+
|
|
6
|
Имеется ли учет
справок подтверждающих льготы?
|
|
+
|
7
|
Имеются ли на
предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда?
|
|
+
|
8
|
Применяются ли
ПК для расчета удержаний?
|
+
|
|
9
|
Применяют ли ПК
для выполнения расчетов по начислению з/п?
|
+
|
|
10
|
Организовано ли
гашение (проставлением отметки об оплате) первичных документов?
|
+
|
|
11
|
Применяются ли
наряды на бригаду?
|
+
|
|
12
|
Ведутся ли
расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего
времени?
|
+
|
|
13
|
Проверяет ли
отдел кадров или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям
различных видов оплат?
|
|
+
|
14
|
Проставлены ли
в лицевых счетах данные для правильного исчисления удержаний: НДФЛ?
|
+
|
|
15
|
Исполнительных
листов?
|
+
|
|
16
|
Прочих
удержаний?
|
+
|
|
17
|
Ведутся ли
расчетно-платежные ведомости?
|
+
|
|
18
|
Ведутся ли
лицевые счета?
|
+
|
|
19
|
Организовано ли
архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими?
|
+
|
|
20
|
Сопоставляются
ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному, медицинскому
страхованию и пенсионному фонду?
|
+
|
|
|
|
|
|
|
По данным тестирования системы бухгалтерского учета ее
надежность можно оценить равную как:
вопросов - 100%.
ДА - 17;
НЕТ - 3.
- внутрихозяйственный аудиторский риск.
По итогам проверки в ООО "КОМО" можно сказать, что
организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда, в общем,
отвечает требованиям оперативности и достоверности, и в процентном соотношении
составляет 85%.
Систему внутреннего контроля регламентирует федеральный стандарт №
8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый
аудируемым лицом".
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков
аудируемым лицом;
- информационная система, в
том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- контрольные действия;
- мониторинг средств
контроля.
Разделение системы внутреннего контроля на 5 элементов
предоставляет аудиторам удобный подход для анализа того, каким образом
различные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять
на аудит. Такой подход необязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо
организовало и применяет систему внутреннего контроля. Аудитору важно
установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или
выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках
по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия информации. Аудитор может
использовать иную терминологию и подходы при рассмотрении системы внутреннего
контроля и для описания разных элементов системы внутреннего контроля и их
влияния на аудит при условии, что в ходе аудита будут рассмотрены все элементы,
указанные в настоящем правиле (стандарте) .
При определении эффективности систем внутреннего контроля
значение имеют многие факторы:
. Круг работников, участвующих в формировании
информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело.
2. Наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по
ведению дел и формированию информации.
. Наличие технических средств контроля.
. Наличие технологии контроля.
. Контролируемые параметры.
Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено,
что:
. Рабочие места бухгалтерии полностью
автоматизированы. Все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда
соответствуют требованиям нормативной документации;
2. Главный бухгалтер организации не осуществляет
контроль по предотвращению ошибок во время работы расчетной группы.
Из беседы с главным бухгалтером установлено, что:
. Контроль за работой расчетной группы осуществляется
только на конечной стадии расчетов заработной платы, т.е. при составлении чека
и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.
Таблица 3.2
Тестирование системы внутреннего контроля расчетов с
персоналом по оплате труда
№ п/п
|
Вопросы
|
Вариант ответа
|
|
|
ДА
|
НЕТ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Применяются ли
типовые формы документов по учету личного состава Личные карточки (форма №
Т-2)?
|
+
|
|
2
|
Приказ о
предоставлении отпуска (форма № Т-6)?
|
+
|
|
3
|
Приказ о
переводе на другую работу (форма № 15)?
|
+
|
|
4
|
Приказ
(распоряжение) о прекращении трудового договора (ф. № Т-8)?
|
+
|
|
5
|
Ведутся ли на
рабочих трудовых книжки?
|
+
|
|
6
|
Проверяется ли
отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих,
установленных в штатном расписании?
|
|
+
|
7
|
Ведутся ли в
отделах табели учета рабочего времени?
|
+
|
|
8
|
Применяются ли
на предприятии утвержденные отделом кадров нормы и расценки по видам работ?
|
+
|
|
9
|
Используются ли
типовых формы первичных документов?
|
+
|
|
10
|
Все ли
работники предприятия получают оплату труда через кассу?
|
|
+
|
11
|
Есть ли
положение об оплате труда?
|
+
|
|
12
|
Все ли ставки
по оплате труда определяются приказом руководителя?
|
+
|
|
13
|
Проверяет ли
ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях
оплаты труда?
|
+
|
|
14
|
Разработаны ли
инструкции по учету затрат и удержаний с оплаты труда?
|
|
+
|
15
|
Подаются ли
кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?
|
+
|
|
16
|
Выписывают ли
ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением?
|
+
|
|
17
|
Подаются ли
списки уволенных работников в бухгалтерию?
|
+
|
|
18
|
Разработаны ли
должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда?
|
|
+
|
19
|
Сверяет ли
бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда?
|
|
+
|
20
|
Во время
отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?
|
+
|
|
По данным тестирования системы внутреннего контроля ее
надежность можно оценить равную как:
вопросов - 100%
ДА - 15;
НЕТ - 5.
- внутрихозяйственный аудиторский риск.
Система внутреннего контроля используется для оценки риска средств
контроля. Из полученных данных систему внутреннего контроля в ООО
"КОМО" можно охарактеризовать на среднем уровне, т.к. надежность
равна - 75%, и полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя.
.2 Проведение аудита с применением соответствующих процедур для
сбора и формирования аудиторских доказательств
Начнем проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда в
ООО "КОМО" (характеристика предприятия представлена в табл.3.2) с
проверки техники заполнения первичных документов. Основное внимание необходимо
уделить правильности заполнения табелей учета рабочего времени. Проверка показала,
что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах
и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного
состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным
документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных
ведомостях не обнаружено.
Таблица 3.3
Местоположение и правовой статус ООО "КОМО"
Полное
наименование
|
Общество с
ограниченной ответственностью "КОМО"
|
ИНН/КПП
|
6901015331/695001001
|
Почтовый адрес
|
170017, Россия,
г. Тверь, пос. Большие Перемерки, 86.
|
Виды
деятельности
|
Производитель
молочной продукции
|
Виды продукции
|
Молоко, Творог,
Масло, сметана, творог, масло сливочное, молоко питьевое, кефир
|
ОКВЭД
|
15.51.11 -
Производство обработанного жидкого молока
|
При проверке первичных документов аудитор обнаружил следующие
недостатки:
- не во всех учетных листах
труда и выполненных работ стоит подпись начальников участков (2 из 5
проверенных документов содержат только подпись бригадира);
- в нарядах на сдельную
работу (для бригады) не заполнена графа "Параграф единых норм и
расценок";
- в 1 из нарядов на
сдельную работу (индивидуальном) не проставлен шифр синтетического учета.
По итогам проведенной проверки правильности оформления
первичных документов составим рабочий документ аудитора РД-1 "Аудит
оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты"
(Приложение 3). Эту форму можно использовать в ходе дальнейших внутренних
аудиторских проверок данного участка.
В процессе аудита выявлены незначительные нарушения в
организации ведения первичных документов, однако данные нарушения не могут
повлиять на мнение внутреннего аудитора о достоверности бухгалтерской
отчетности за 2010 г.
Далее проведем установление соответствия показателей
аналитического учета расчетов по заработной плате с записями в главной книге и
отчетности на одну и ту же дату. Для этого сверим сальдо по счету 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда" на первое октября 2010 г. в
Главной книге и в балансе предприятия, составляемом во внутреннем учете.
В балансе по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате
труда" развернутое сальдо: кредитовое, отражающее задолженность хозяйства
рабочим и служащим по заработной плате (руководство объясняет его отсутствием
денег на расчетном счете), и дебетовое, показывающее задолженность рабочих и
служащих хозяйству по заработной плате, что свидетельствует о плохой
организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается).
Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с
данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений;
бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных
документах (все исправления подписаны бухгалтером).
Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают,
можно продолжить дальнейшую сверку.
В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны
отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и подоходный налог; проценты
отчислений высчитаны, верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по
каждому работнику (льготы по подоходному налогу определены верно).
Платежных ведомостей на аванс аудитору представлено не было:
авансы уже давно не платятся.
Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной
ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных
листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм
присутствуют, все подписи разные.
Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не
предоставили. При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной
платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится
своевременно. Несмотря на все недостатки в учете, расчет с бюджетом
производится правильно, проценты за несвоевременность уплаты начислены, верно.
Информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует;
рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией
для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются.
3.3
Аудиторское заключение и рекомендации
Подводя итог проведенной аудиторской проверки, отметим, что
нами проведен аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда ООО
"КОМО" за период с 01.01.2010 г. по 30.09.2010 г. в соответствии
статьи 48 с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной
ответственностью" на основании чего было составлено аудиторское
заключение.
При планировании и проведении аудита рассмотрено состояние
внутреннего контроля в ООО "КОМО". Ответственность за организацию и
состояние внутреннего контроля несет руководитель ООО "КОМО".
В процессе аудита не были обнаружены никакие факты, из
которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего
контроля ООО "КОМО" масштабам и характеру его деятельности.
Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного
порядка ведения бухгалтерского учета, в части, касающейся учетной работы,
которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской
отчетности. Руководство уделяет значительное внимание вопросам, связанным с
порядком ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности организации,
система связи между руководством и учетным персоналом организована хорошо.
а) при рассмотрении контрольной среды установлено, что
уровень контрольной среды на проверяемом экономическом субъекте на 81%
соответствует оптимальному. Стиль и основные принципы управления основаны на
достижении поставленных руководством целей при любых обстоятельствах;
организационная структура сформирована с учетом распределения несовместимых
функций, однако фактическое выполнение функциональных обязанностей не
перепроверяется; в соответствии с должностными инструкциями ответственность и
полномочия распределены не оптимально; порядок подготовки бухгалтерской
отчетности предусмотрен только для внешних пользователей, для внутренних
пользователей официально утвержденных сроков нет; хозяйственная деятельность в
целом соответствует требованиям законодательства;
б) при оценке системы бухгалтерского учета установлено, что
операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; операции
в учете зафиксированы в правильных суммах; операции отражены в соответствии с
учетной политикой, нормативными актами, на соответствующих счетах
бухгалтерского учета; не всегда зафиксированы детали операции, имеющие
существенное значение для учета и отчетности; не ограничена возможность злоупотреблений
с первичными документами учета;
в) при изучении средств контроля установлено, что доступ к
активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;
инвентаризация проводится систематически; доступ к данным бухгалтерского учета
ограничен частично.
Уровень системы внутреннего контроля определен как средний.
Рекомендуется реформировать организационную структуру предприятия, создать
постоянно действующую ревизионную комиссию, прибегать к услугам аудиторов и
специалистов по ведению бухгалтерского учета.
При дальнейшем изучении системы внутреннего контроля
установлено:
а) простая повременная оплата труда слабо заинтересовывает
работников управления в конечных результатах труда, для повышения материальной
заинтересованности и улучшения производственных показателей полезно применять
премирование;
б) поступившие в ООО "КОМО" исполнительные
документы не регистрируются в журнале поступления исполнительных документов,
картотека не ведется;
в) отмечены случаи незначительного расхождения записей в расчетно-платежных
ведомостях и первичных документах, неправильное отражение начисленной оплаты
труда, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов,
множество исправлений в Главной Книге (подписанных).
При проведении аудита, рассмотрено соблюдение ООО
"КОМО" применимого законодательства Российской Федерации при
совершении финансово-хозяйственных операций.
Было проверено соответствие ряда совершенных ООО
"КОМО" финансово-хозяйственных операций применимому законодательству
исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что
бухгалтерский учет, в части учета расчетов с персоналом по оплате труда не
содержит существенных искажений.
При проверке первичных документов аудитор обнаружил следующие
недостатки:
·
не во
всех учетных листах труда и выполненных работ стоит подпись начальников
участков (2 из 5 проверенных документов содержат только подпись мастера);
·
в 1
из нарядов на сдельную работу (индивидуальном) не проставлен шифр
синтетического учета.
В процессе аудита выявлены незначительные нарушения в
организации ведения первичных документов, однако данные нарушения не могут
повлиять на мнение внутреннего аудитора о достоверности бухгалтерской
отчетности за 2010 г.
При установлении соответствия показателей аналитического учета
расчетов по заработной плате с записями в главной книге и отчетности выявлены,
суммы совпадают с данными Главной книги. В Главной книге обнаружено много
исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще
в первичных документах (все исправления подписаны бухгалтером).
При проверке периодичности и своевременности выплаты
заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы
производится своевременно. Книгу учета депонированной заработной платы аудитору
не предоставили. Несмотря на все недостатки в учете, расчет с бюджетом
производится правильно, проценты за несвоевременность уплаты начислены, верно.
Привлечение трудящихся к управлению производством, развитие
коллективных форм организации и оплаты труда обуславливают необходимость
повышения объективности его оценки, увязки оплаты труда с достигнутыми
конечными результатами. Такая оценка должна учитывать количество вложенного
труда, измеренного продолжительностью рабочего времени, а также эффективность
производства. Разработать такой механизм оценки труда, используемый в качестве
мерила трудового вклада каждого работника и подразделений - значит найти ключ к
решению глобальной задачи сознательного включения закона экономии времени в
мотивационный механизм управления.
В настоящее время в области оплаты труда руководителей
предприятия сложилась такая ситуация, для которой характерно полное расхождение
ранее провозглашенных принципов с реальной действительностью. Их материальное
благосостояние не только не связанно с эффективностью производства,
общественной полезностью производимой продукции, но даже с объемом
произведенной продукции.
Заключение
Подводя итоги работы, подтверждается актуальность выбранной
темы, что вопросы организации аудиторской проверки учета расчетов с персоналом
по оплате труда представляются достаточно актуальными,
Цель работы достигнута, а задачи решены. Изложим краткие
выводы по проделанной работе:
) Сущность аудита - это предпринимательская
деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других
аудиторских услуг: постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
составлению декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
анализа финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов
экономического субъекта; консультированию в вопросах финансового, налогового и
иного законодательства; обучении.
2) Цель аудита расчетов по оплате труда - выражение
мнения о достоверности показателей по оплате труда финансовой отчетности,
соответствии трудовых отношений нормативным актам, ведения бухгалтерского учета
этих операций требованиям законодательства Российской Федерации, а также целью
аудитора при проверке заработной платы является определение сильных сторон
контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
) Предприятие самостоятельно устанавливает формы,
системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников. Для
оплаты труда работников применяются две формы - сдельная и повременная, которые
подразделяются на системы. Выбор системы оплаты труда зависит от условий
организации производства и труда, особенностей технологического процесса и
других факторов. Система оплаты труда включает три основных элемента: тарифную
систему, норму труда, формы оплаты труда.
) Аудиторская проверка учета расчетов с персоналом по
оплате труда планируется на основе сводного общего плана и сводной программы
аудита экономического субъекта. Для составления программы проверки и выбора
процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник
аудитора по всем комплексам задач. Для разработки общего плана и программы
аудита необходимо рассчитать аудиторский риск и уровень существенности.
) Разработка рекомендаций и предложений по оптимизации
учета. Для достижения цели аудитору необходимо:
– оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;
– определить методы проверки;
– разработать программу аудиторских процедур по
существу. Для разработки эффективного подхода к аудиту учета расчетов с
персоналом по оплате труда на стадии планирования производится предварительная
оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется
непосредственно в ходе проверки. Процедуры тестирования заключаются в оценке
системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение
руководства к системе контроля и созданию условий для него), средств контроля и
системы бухгалтерского учета.
Проведенный в курсовой работе анализ организации производства
и труда в ООО "КОМО" позволяет сделать следующие выводы:
- предприятие реализует работы в
соответствии с графиком реализации в том объеме и ассортименте, который
предусмотрен планом. Это позволяет сделать вывод о том, что предприятие
работает ритмично;
- о ритмичности производства свидетельствует
также отсутствие непроизводительных затрат рабочего времени; доплат за
сверхурочные работы, оплаты простоев по вине предприятия;
расчет персонал аудит оплата
- в условиях рыночной экономики актуальным
становится повышение выработки за счет увеличения числа квалифицированных
кадров, повышения образования работников предприятия, улучшений условий труда,
наличия социальной инфраструктуры и др.)
На основе проведенного в курсовой работе анализа деятельности
предприятия и организации учета, а также по результатам оценки контроля на
участке учета труда и его оплаты спланирована аудиторская проверка операций по
заработной плате в исследуемой организации. При этом разработаны общий план и
программа аудита на основе проведенной оценки уровня существенности и
аудиторского риска. В ходе выполнения курсовой работы рассмотрены как
теоретические аспекты организации проверки, так и проведены основные этапы
проверки заработной платы по учетным и отчетным данным предприятия.
В ходе выполнения курсовой работы я пришла к выводу, что
условия рыночной экономики требуют новых подходов к формам организации труда и
заработной платы на предприятии. Стимулирование работников ООО "КОМО"
включает систему оплаты труда, наличие различных социальных льгот и выплат,
однако в условиях рыночной экономики актуальным становится повышение выработки
за счет увеличения числа квалифицированных кадров, повышения образования
работников предприятия, улучшений условий труда, наличия социальной
инфраструктуры и др.). Переход от тарифной системы оплаты труда к
сдельно-премиальной позволит ликвидировать уравнительный принцип и устранить неоправданные
льготы и привилегии.
Список
литературы
Нормативно-правовые
акты
1. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от
23.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.10.2013) // Российская
газета. - 1998. - N148-149. - 06 августа.
2. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от
23.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.10.2013) // Собрание
законодательства РФ. - 2000. - N32. - Ст.3340.
. Федеральный
закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013)"О порядке формирования и
использования целевого капитала некоммерческих организаций" // Собрание
законодательства РФ. - 2007. - N 1 (1 ч.). - Ст.38.
. Федеральный
закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013)"Об аудиторской
деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 1. - Ст.15.
. Федеральный
закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.07.2013)"О бухгалтерском
учете" // Парламентская газета. - 2011. - N54. - 09-15 декабря.
. Приказ
Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010)"Об утверждении
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998.
- N23. - 14 сентября.
. Приказ
Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении
положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ
1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения
оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте
России 27.10.2008 N 12522) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - 2008. - N44. - 03 ноября.
. Приказ
Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)"Об утверждении Плана
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
Инструкции по его применению" // Финансовая газета. - 2000. - N46.
Специальная
литература
9. Алборов,
Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: учеб. пособ. / Р.А.
Алборов. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 432 с.
10. Алборов,
Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: учебное пособие /
Р.А. Алборов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 464 с.
. Андреев,
В.Д. Практикум по аудиту: учеб. пособ. / В.Д. Андреев, Т.И. Киселев, И.В.
Атаманюк. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 208 с.
. Андреев,
В.Д. Практический аудит / В.Д. Андреев. - М.: Экономика, 2009. - 215 с.
. Ашмарин,
Е.М. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита РФ / Е.М.
Ашмарин. - М.: Юристъ, 2010. - 103 с.
. Байкалова,
С. Российские зарплаты по международным стандартам / С. Байкалова // Московский
бухгалтер. - 2010. - № 7. - С.13-19.
. Вещунова,
Н.Л. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету / Н.Л. Вещунова, Л.Ф.
Фомина. - М.: Проспект, 2009. - 412 с.
. Калистратов,
Л.М. Аудит: учебное пособие / Л.М. Калистратов. - М.: Дашков и К, 2011. - 256
с.
. Кожарский,
В.В. Бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях: учеб. пособие / В.В.
Кожарский, В.Н. Сушкевич. - Мн.: Экаунт, 2010. - 127 с.
. Кондраков,
Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету / Н.П. Кондраков. - 4-е изд., перераб.
и доп. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
. Мельников,
А.К. Комментарий к Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности /
А.К. Мельников // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2012. - № 22. -
С.7-12.
. Палий,
В.Ф. Международные стандарты учета финансовой отчетности / В.Ф. Палий. - М.:
ИНФРА-М, 2009. - 401 с.
. Панкова,
С.И. Международные стандарты аудита / С.И. Панкова. - М.: Экономистъ, 2011. -
123 с.
. Подольский,
В.И. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 112 с.
. Суйц,
В.П. Аудит: общий, банковский, страховой: учебник / В.П. Суйц, А.Н. Ахметбеков,
А.Н. Дубровина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 556 с.
. Трухачев,
В.И. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях: учеб. пособие / В.И.
Трухачев. - Ставрополь: АРГУС, 2009. - 656 с.
. Федотов,
А.В. Бухгалтерский учет: учебник / А.В. Федотов. - М.: Ин-фра-М, 2009. - 318 с.
. Шеремет,
А.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: Инфра-М, 2011. - 360 с.
. Шнейдман,
Л.З. Учет в организациях / Л.З. Шнейдам, А.П. Селезнев. - М.: Дело и Сервис,
2011. - 354 с.
Приложения
Приложение
1
Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и
системы бухгалтерского учета по учету заработной платы в ООО "КОМО"
№ п/п
|
Направления и
вопросы тестирования
|
Ответы
|
Примечания
|
|
|
Нет
|
Да
|
Нет ответа
|
|
А. Внутренний
контроль
|
1
|
Проверяется ли
списочный состав работников (когда и сколько раз)?
|
Х
|
|
|
Необходимость
контроля для целей управления
|
2
|
Проверяется ли
правильность подсчета среднесписочной численности работников?
|
|
Х
|
|
Отделом
организации труда и заработной платы по итогам года
|
3
|
Проверяется ли
по существу начисленная оплата труда (приказы, договоры, контракты,
подлинность первичных документов, объем выполненных работ)?
|
|
Х
|
|
Контролируется
главным бухгалтером
|
4
|
Проверяется ли
штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию?
|
|
Х
|
|
Контролируется
главным бухгалтером
|
5
|
Х
|
|
|
Удержания
производится на основании распоряжений руководства и действующего
законодательства
|
6
|
Проверяется ли
правильность использования тарифов, расценок, разрядов и др. при начислении
оплаты труда?
|
|
Х
|
|
Контролируется
главным бухгалтером
|
7
|
Проверяется ли
обоснованность начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных
(решения, приказы, объем работ, документальное подтверждение)?
|
|
Х
|
|
Контролируется
главным бухгалтером
|
Б. Система
учета
|
1
|
Достоверны ли
первичные документы и правильно ли они составлены?
|
|
Х
|
|
В соответствии
с действующим законодательством
|
2
|
Нет ли случаев
включения в табель и другие документы вымышленных лиц?
|
|
|
Х
|
Необходимо
сверить данные первичного и аналитического учета
|
3
|
Нет ли случаев
повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам?
|
Х
|
|
|
Контролируется
главным бухгалтером
|
4
|
Нет ли в
первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок?
|
|
|
Х
|
Необходимо
провести процедуру пересчета
|
5
|
Имеется ли в
наличии проект организации и ведения учета расчетов по оплате труда?
|
Х
|
|
|
Реализовать по
результатам проверки
|
6
|
Используются ли
во всех случаях типовые документы и регистры учета?
|
|
Х
|
|
Учет
компьютеризирован, типовые бланки ведутся в машинной форме
|
7
|
Правильно ли
отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы?
|
|
|
Х
|
Необходимо
провести сплошную проверку
|
8
|
Сопоставляются
ли записи аналитического учета по сч.70, 73 в части расчетов по
исполнительным листам и депонированной зарплате с записями в регистрах,
Главной книге и балансе?
|
|
Х
|
|
Контролируется
главным бухгалтером
|
Приложение 2
Программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО
"КОМО"
Период проверки
01.01.2010 г.
|
Период проверки
30.09.2010 г.
|
Период аудита с
|
11.10.2010
|
Аудитор
|
Петрова Анна
Викторовна
|
Уровень
существенности
|
1050 тыс. руб.
|
Аудиторский
риск
|
4%
|
Перечень
аудиторских процедур
|
Период
проведения
|
Исполнители
|
Проверяемые
документы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Проверка
правильности оформления первичных документов
|
1.1 Определение
степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени
|
11.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А.
|
Приказы о
приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета рабочего времени,
личные карточки, коллективный договор
|
1.2 Проверка
правильности учета рабочего времени
|
11.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Табели учета
использования рабочего времени, график-календарь
|
1.3 Проверка
правильности оформления расчетно-платежных документов
|
11.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Расчетно-платежные
ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые
ордера
|
2. Аудит
системы начисления заработной платы
|
2.1 Проверка
обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и
работу в ночное время; б) за работу в выходные и праздничные дни; в) за
выполнение работ с тяжелыми условиями труда г) работы в районах с
неблагоприятными климатическими условиями
|
11.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Приказы
руководителя, табели использования рабочего времени, расчетно-платежные
ведомости, лицевые счета (а, б), Перечень работ с вредными и особо вредными
условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций
Государственной ветеринарной службы РФ устанавливаются доплаты к должностному
окладу (тарифной ставке) (постановление Минтруда РФ от 27 мая 1994 г. № 41)
(в)
|
2.2 Проверка
правильности документирования и оплаты простоев
|
12.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Табели учета
рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости
|
2.3 Проверка
правильности документирования и оплаты работы в случае брака
|
13.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Акты о браке,
приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки
|
2.4 Проверка
правильности расчета среднего заработка
|
14.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А.
|
Приказы
руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные
карточки
|
2.5 Проверка
правильности определения дохода для целей налогообложения
|
15.10.2010
|
Петров И.И. Сидоров
А.А
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах
работников
|
2.6 Проверка
правильности отнесения средств на оплату труда на себестоимость
|
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Журналы-ордера
№10, ведомости 12, 15, 18
|
2.7 Проверка правильности
отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными
показателями регистров синтетического учета
|
18.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Журналы-ордера
№10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга
|
3. Аудит
обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
|
3.1 Проверка
правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога
|
19.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А.
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах по
форме 2-НДФЛ
|
3.2 Определение
соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему
законодательству
|
20.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах по
форме 1-НДФЛ, 2-НДФЛ
|
3.3 Проверка
обоснованности удержаний из заработной платы работников
|
21.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Личные
карточки, расчетно-платежные ведомости, регистры аналитического учета
|
4. Аудит
расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
|
4.1 Проверка
правильности удержаний по ЕСН
|
22.10.2010
|
Петров И.И.
Сидоров А.А
|
Журналы-ордера
№10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга
|
Приложение 3
Рабочий документ аудитора Форма РД-1 "Аудит оформления
первичных учетных документов по учету труда и его оплаты"
ООО "КОМО"
Дата начала проверки 11.10.2010 г.
Дата окончания проверки 23.10.2010 г.
Исполнитель Петрова А. В.
Проверяемый период 1.01.2010 г. - 30.09.2010 г.
дата проверки
|
Объект проверки
|
Наименование
проверяемого документа
|
Дата
составления документа
|
Номер документа
|
Заключение
аудитора о характере выявленных нарушений или об их отсутствии
|
11.10.10
|
Документы по
учету личного состава
|
Форма № Т-1
"Приказ (распоряжение) о приеме на работу"
|
1.02.2010
|
128
|
Нарушений не
выявлено
|
20.10.10
|
|
Форма № Т-2
"Личная карточка работника"
|
22.07.2010
|
1302
|
Нет паспортных
данных работника и данных страхового свидетельства государственного
пенсионного страхования
|
23.10.10
|
Документы по
учету рабочего времени и оплате труда
|
Табель учета
рабочего времени
|
01.01-30.09.
2010
|
-
|
Не
распечатываются и не подшиваются в течение года
|
И т.д.
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Рабочий документ использован / не использован при составлении
аудиторского отчета (нужное подчеркнуть)
Аудитор ____________
"23" октября 2010 г.
Приложение 4
Исходящий N 453
.09.20100
Письмо-обязательство
о согласии на проведение аудита
Настоящим официально подтверждаем принятие
Вашего предложения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности
ООО "КОМО". Согласно действующим положениям и нормам аудита проверке
будут подвергнуты бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах,
приложения к балансу, регистры бухгалтерского учета и отдельные первичные
документы с 01.01.2010 - 30.09.2010.
Аудит проводится нами в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, а именно ФЗ "Об
аудиторской деятельности" принятым 13.07.2004 г., Федеральными
аудиторскими стандартами утвержденные Постановлением Правительства РФ от
23.09.2002 № 696, Положениями по бухгалтерскому учету, Приказом на учетную
политику организации, действующим планом счетов и методическими рекомендациями
по его использованию.
Целью аудита является выражение мнения
аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности ООО
"КОМО" за 2010 год во всех существенных аспектах. Для обоснования
своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и
достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации
которых надеемся на помощь работников Вашей организации.
Ввиду большого объема подлежащих аудиту
документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту
ограничений, имеется определенный риск не обнаружения отдельных ошибок и
неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но
(как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем.
О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного
порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений
бухгалтерской отчетности, Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.
Мы будем нести ответственность по
оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об
аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя
обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.
Напоминаем Вам об ответственности
исполнительного органа ООО "КОМО" за составление бухгалтерской
отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета,
обеспечение адекватности бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и
применение учетной политики. Мы просим от руководства ООО "КОМО"
письменного подтверждения достоверности и полноты представленной для аудита
информации.
Надеемся на всестороннее сотрудничество с
Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены
бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация,
необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки. Вашей
обязанностью также является направление в адреса дебиторов и кредиторов писем о
подтверждении (не подтверждении) ими соответствующей задолженности по
предоставленному нами перечню.
Рассчитываем, что на наших сотрудников не
будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о
достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия
является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного
прекращения нами договора на проведение аудита.
Оплата отдельных видов работ может
изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым
уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут
определены в договоре на проведение аудита.
Просим Вас подписать и вернуть приложенную
копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по
аудиту достоверности бухгалтерской отчетности или направить нам замечания по
его содержанию.
Руководитель аудиторской организации
Н.Д. Коробов,
Приложение 5
АУДИТОРСКОЕ Заключение
Аудит проведен аудитором Петровой Анной
Викторовной, имеющей стаж работы аудитором 1 год и 5 месяцев.
Лицензия на проведение общего аудита
№15362 выдана Минфином РФ. Лицензия действительна по 1 октября 2012 года.
Регистрационное свидетельство на занятие
предпринимательской деятельностью №364758.
. Мною проведен аудит оплаты труда
Предприятия ООО "КОМО" за 2010 г.
. При планировании и проведении аудита
оплаты труда мной рассмотрено состояние внутреннего контроля на предприятии ООО
"КОМО". Ответственность за организацию и состояние внутреннего
контроля несет исполнительный орган предприятия ООО "КОМО".
. Я рассмотрела состояние внутреннего контроля
исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для
формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской
отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает
проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля
предприятия ООО "КОМО" с целью выявления всех возможных недостатков.
. В процессе аудита мною не были
обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о
несоответствии системы внутреннего контроля предприятия ООО "КОМО"
масштабам и характеру его деятельности.
. Мое мнение о достоверности отражения в
бухгалтерской отчетности оплаты труда приведено в следующей части Аудиторского
заключения. Мною не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного
порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на
достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.
. При проведении аудита оплаты труда, мною
рассмотрено соблюдение на предприятии "КОМО" применимого
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Ответственность за соблюдение применимого законодательства при свершении
финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган предприятия ООО
"КОМО".
. Было проверено соответствие ряда
совершенных предприятием ООО ""КОМО" финансово-хозяйственных
операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить
достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности
информация об оплате труда не содержит существенных искажений. Однако цель
проведенного мной аудита оплаты труда не состояла в том, чтобы выразить мнение
о полном соответствии деятельности предприятию ООО "КОМО"
законодательству.
. Результаты проведенной мной проверки
показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись на
предприятии ООО "КОМО", во всех существенных отношениях, в
соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части
законодательством.
Аудитор Петрова Анна Викторовна