Общие
сведения
|
Содержание,
количественные показатели
|
Полное
и сокращенное название организации
|
ОАО
«МАКФА» открытое акционерное общество «МАКФА»
|
Организационно-правовая
форма
|
Открытое
акционерное общество
|
Краткая
история
|
Макаронная
фабрика работает на российском рынке более 60 лет. Сама Челябинская
макаронная фабрика была сдана в эксплуатацию в 1037 году. Первоначально была
оборудована 4 гидравлическими прессами и 1 лапшерезкой. К 1965 году были
установлены фасовочные автоматы, в 1969 году газифицирована котельная
фабрики, построен цех производства гофрированной тары. Производственная
мощность предприятия увеличилась до 30000 тонн в год. В 1951 году фабрика
подверглась реконструкции с установкой шнековых прессов и ленточных сушилок.
Оборудование постепенно модернизировалось. Следующий значительный рост
мощности фабрики - до 40000 тонн получен только в 1992 году, после
строительства цеха «Соломки» с установкой итальянской линии производства
длинных макарон. С 1993 года объединение провело кардинальную реконструкцию
производственных мощностей и сейчас производство оснащено современным
итальянским оборудованием фирмы «Паван» и «Брайбанти». 1996-97 гг. - время
качественного обновления технологии: новые упаковочные материалы, импортное
фасовочное оборудование, новейшая линия производства коротких изделий. В
настоящее время на фабрике загружено 6 линий - 2 российских и 4 итальянских.
Макаронная фабрика «Макфа» на сегодняшний день выпускает макароны более 60
наименований и стремится к дальнейшему расширению ассортимента. «Макфа»
поставляет свою продукцию во все регионы Российской Федерации, в страны
«ближнего» зарубежья (Латвия, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан,
Украина, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Монголия,
Германия). ОАО «Макфа» имеет филиал в г. Москве и участвует в капитале 9
предприятий. Политика в этой области направлена на увеличение объема
производства и обширную политику в области качества. Кроме того, на
предприятии ведется двойной контроль качества: в
производственно-технологической лаборатории фабрики и в городской лаборатории
качества продовольственных товаров. Благодаря этому продукция имеет
безупречное качество. Подтверждая свою «высокую марку» ОАО «Макфа» получила в
2001 году международный сертификат качества.
|
Описание
миссии организации
|
Миссией
предприятия ОАО «Макфа» является производство высококачественных макаронных
изделий и ориентация на нужды взыскательного потребителя.
|
Отрасль
хозяйственной деятельности
|
Пищевая,
перерабатывающая промышленность.
|
Основные
виды деятельности
|
Компания
«Макфа» производит макаронные изделия, муку высшего сорта, рис и гречку в
специальных пакетиках для варки, крупы, фасованные в полипропилен,
полуфабрикаты для блинов и оладий с натуральными добавками, полуфабрикаты для
выпечки хлеба.
|
Основными целями деятельности предприятия
являются:
·
Обеспечение
покупателя только натуральной продукцией.
·
Расширять
географию продаж и осваивать новые рынки сбыта. Выйти на экспорт и завоевать
своего покупателя в странах ближнего и дальнего зарубежья.
·
Стремление
полностью удовлетворить потребность российского рынка экологически чистыми,
качественными изделиями, вытесняя продукцию иностранных производителей.
·
Расширить
ассортимент не только новыми формами, но и разнообразием вкуса.
·
Добиваться
наивысшего качества путем обработки и внедрения новейших технологий, жесткого
контроля сырья, материалов и готовой продукции.
·
Добиться
100% фасованной продукции в оригинальной, красочной и привлекательной для
потребления упаковке.
·
Добиться
понимания и формирования у сотрудников предприятия ответственности за качество
выпускаемой продукции.
·
Бороться
не только за новый уровень производства, но и за человеческий капитал
предприятия.
·
Создание
корпоративного духа в рабочем коллективе с целью дальнейшего динамического
развития предприятия.
Организационно-правовая форма предприятия
Организационно-правовой формой предприятия
является открытое акционерное общество. То есть это коммерческая организация,
уставной капитал которой разделен на определенное число одинаковых долей и
каждая доля выражена ценной бумагой (акцией). Участники (акционеры) не отвечают
по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью,
в пределах стоимости принадлежащих им акций, а также могут отчуждать
принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Учредительным документом ОАО МАКФА является
устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях
выпускаемых акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их
компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об
акционерных обществах».
Организационная структура
управления фирмы
Типом организационной структуры рассматриваемого
предприятия является линейно-функциональная структура управления. Организация
делится на отдельные элементы-отделы, каждый из которых имеет свою четко
определенную, конкретную задачу и обязанности, а также полномочия передаются
непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
Организационная структура соответствует рыночным
отношениям, каждое подразделение имеет свое определенное и важное значение на
предприятии, и осуществляет свою деятельность для достижения поставленных целей
и задач организации.
Характеристика выпускаемой
продукции
Ассортимент продукции ОАО
«Макфа» включает в себя все наиболее популярные в России виды длинных и
короткорезанных макаронных изделий, всего более 60 наименований из твердых
сортов пшеницы. Вся продукция выпускается в расфасованном виде. Упаковка
макаронных изделий «Макфа» по качеству материала и дизайну отвечает мировым
стандартам и не уступает лучшим зарубежным образцам. Отказ от весовой и переход
на сто процентную фасовку в экологически чистые материалы позволяет обеспечить сохранность
продукции на всех этапах транспортировки, хранения и продаж.
Стараясь угодить капризному
покупателю, обогатить макаронные изделия и придать разные привкусы, ОАО «Макфа»
применяет экологически чистые натуральные добавки - яичные, овощные, бета-каротин
и т.п. Эти изделия с добавками обладают противолучевыми, детоксикационнымии и
другими полезными свойствами. Новые виды изделий обогащены добавками
растительных биологически активных веществ, отличаются высокой биологической
ценностью, длительным сроком хранения и отсутствием токсических метаболитов. Не
все предприятия по производству макаронных изделий смогут похвастаться такими
свойствами продукции.
Характеристика стратегии
развития на предприятии
На данный момент основными из выработанных на
ОАО «Макфа» стратегий являются: стратегия роста, стратегия лидерства в снижении
издержек, стратегия улучшения системы менеджмента качества.
Стратегия роста включает:
. Усиление позиции на рынке, при которой
предприятие делает все, чтобы с конкретным продуктом на данном рынке завоевать
лучшие позиции. Предприятие пытается установить контроль над своими
конкурентами;
. Развитие рынка, заключается в поиске новых
рынков для уже производимого продукта, также расширение каналов сбыта
Стратегия лидерства в снижении издержек
направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на
некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой
себестоимости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производителем с
наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ
конкуренции на рынках, где некоторые из покупателей чувствительны к ценам.
Для этих стратегий главными целями являются -
повышение эффективности деятельности и наращивание своего присутствия на
российском и зарубежных рынках за счет увеличения объемов производства и
реализации, расширения географии сбыта и каналов распределения, повышения
эффективности использования имеющихся производственных мощностей и установки
новых, разработки и продвижения новых товарных и ассортиментных групп.
2. Отраслевой и конкурентный анализ
.1 Общая характеристика рынка. Основные
экономические показатели отрасли
Соломка, бантики, ракушки, звездочки, трубочки,
рожки и перья... Макаронные изделия всегда были и остаются на столе российских
потребителей в качестве быстрого и вкусного гарнира. Как показали результаты
исследования, макаронные изделия - это продукт, который неизменно остается в
рационе российских потребителей.
Отечественный рынок макарон в последнее время
показывает невысокие темпа роста - около 1 процента в год в объемном
исчислении. Для сравнения: в 90-е годы прошлого столетия темпы роста рынка
составляли 25-30 процентов в год. По данным ГК “Макфа”, в 2008 году объем
производства “классических” макаронных изделий (без учета вермишели и лапши
быстрого приготовления) составил около 900 тыс. тонн (более 450 млн. долларов в
денежном выражении). Таким образом, среднестатистический объем потребления,
опять же, “классических” макарон в России составляет чуть более 6 кг в год на
душу населения. Если же брать во внимание и лапшу/вермишель быстрого
приготовления, то этот показатель вырастает до 7,1 кг.
Сегодня сегменты фасованных и нефасованных
макарон ведут себя по-разному. Объем потребления весовых макарон (наиболее
дешевый сегмент) падает, а фасованных (средний и премиальный сегменты рынка) -
растет. Рынок макаронных изделий недостаточно консолидирован.
Масштаб конкуренции является международным, ведь
«Макфа» поставляет свою продукцию не только в регионы Российской Федерации, но
и в страны «ближнего» зарубежья (Латвия, Армения, Азербайджан, Грузия,
Казахстан, Украина, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан) и дальнего зарубежья
(Монголия, Германия).
В настоящее время в России насчитывается около
30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с
объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен
предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим
ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет
менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет
более 70% рынка макаронных изделий.
Стадия экономического цикла отрасли - это
насыщение, интенсивный рост этого сегмента закончился. И теперь многое зависит
от маркетинговых стратегий, которые будут предпринимать компании-производители.
Вертикальная интеграция является смешанной.
Крупнейшие компаний интегрированы назад - в собственные мукомольные предприятия
- и вперед - в свои фирменные магазины, сюда относится и «Макфа». Небольшие
компании заняты исключительно в производстве макаронных изделий.
В отрасли достаточно высокие барьеры для входа,
необходим большой капитал для строительства нового предприятия минимально
эффективного размера, не говоря уже о стоимости оборудования по производству
макаронных изделий. Также, в период насыщения рынка, возникла жесткая
конкуренция среди крупнейших производителей, а потребители отдают предпочтение
уже проверенным маркам. Настолько “перегрета” и высоко конкурентна эта отрасль.
Каждый час сотни автоматов на российских макаронных фабриках режут, фасуют и
укладывают километры макаронных изделий. В объемах, значительно превышающих те,
что требуются рынку. Как следствие - крайне высокая стоимость входного “билета”
на рынок. Более того, по мнению экспертов, все попытки новичков сегодня войти
на рынок “с нуля”, ожидает провал. Все изменения, которые происходят последнее
время на рынке, связаны с переходом уже существующих активов от одного
собственника к другому, либо с их консолидацией у одного игрока, например как
“Аркада-Интер” и АПК “Агрос”. Так что прогноз однозначен: при условии
дальнейшей концентрации производства нынешними темпами через несколько лет в
отрасли останется всего четыре-пять крупных производителей”. Некоторые же
компании, которые недавно претендовали на лидерство, уже объявили о том, что
они не прочь пересмотреть свое место на этом рынке и, возможно, уйти из этого
бизнеса. Через три - пять лет трудностей у игроков будет несравнимо больше, чем
сейчас.
В области технологий инноваций, время от
времени, происходят значительные изменения. Это проявляется появлением новых
видов макаронных изделий с определенным вкусом, различными добавками, новыми
формами, с использованием итальянских технологий и т.д.
На сегодняшний день в основном все предприятия
выпускают макароны из твердых сортов пшеницы. Ассортимент макаронных изделий
очень широк, в крупных магазинах и супермаркетах можно найти все виды этой
продукции от спагетти, вермишели, обычных и фигурных макарон до макарон с
начинкой, цветных макарон, макарон с добавлением других злаков. С учетом
инноваций каждая фирма пытается скопировать какой-либо новый шаг, продукт,
стратегию конкурентного предприятия, что и приводит к однообразию продукции.
Что касается производственных мощностей, необходимо
вспомнить “золотой” период для макаронников - августовский кризис 1998-го,
когда продукция, независимо от ее качества, раскупалась запуганными российскими
покупателями мгновенно. Благодаря дефолту, выдавившему на время из РФ весь
импорт, отечественным производителям удалось увеличить свою совокупную долю до
98%. За счет небольших затрат, относительной простоте технологий и небольшим
срокам окупаемости, рентабельность макаронного бизнеса тогда достигала 70-80%.
В результате ежегодного увеличения числа игроков в два-три раза объемы
производства быстро превзошли объемы потребления. В итоге два года назад на
рынок обрушился кризис перепроизводства - около 30% отечественных
производственных мощностей сегодня можно считать явно избыточными.
Говоря о прибыльности отрасли, то она является
выше средней, благодаря этому рынок привлекает конкурентов, но как сказано было
раннее, войти в отрасль не так уж и легко.
Перечисленные экономические характеристики
отрасли имеют большое значение потому, что они оказывают значительное влияние
на стратегию.
.2 Анализ интенсивности конкурентных сил
Хотя конкурентные условия на различных рынках
никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны
настолько, что можно использовать общую аналитическую схему для определения
природы и интенсивности конкурентных сил. Как убедительно продемонстрировал
профессор Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса, состояние конкуренции в
отрасли является результатом действия пяти конкурентных сил:
. Соперничество между конкурирующими продавцами
в отрасли.
. Потенциальное появление новых конкурентов.
. Рыночные попытки компаний из других отраслей
завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
. Рыночная власть и средства воздействия,
используемые поставщиками сырья.
. Рыночная власть и средства воздействия,
используемые потребителями продукции.
Все пять конкурентных сил совместно определяют
интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная
сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования
стратегии.
Проанализируем состояние конкуренции на рынке
макаронных изделий с помощью пяти сил конкуренции.
. Соперничество между конкурирующими продавцами
в отрасли.
Соперничество между действующими конкурентами
принимает известную форму гонки за передовыми позициями с использованием
тактик, основанных на ценовой конкуренции, рекламных битвах, освоении новой
продукции, расширении обслуживания потребителей и предоставлении гарантий.
Конкуренция разгорается, когда один или несколько
участников испытывают давление или видят возможности улучшения своих позиций. В
большинстве отраслей конкурентные действия одной фирмы оказывают заметное
воздействие на ее конкурентов и могут спровоцировать ответные действия.
В России насчитывается около 30 средних и
крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом
выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен
предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим
ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет
менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет
более 70% рынка макаронных изделий.
Основными игрокам на рынке макаронных изделий
являются: ОАО «Макфа», АПК «Агрос», комбинат хлебопродуктов им. Григоровича
«Союз-Пищепром», «Алтан», ИнфоЛинк и Euro Foods. Среди иностранных торговых
марок: Maltagliati, Pasta Zara. Всего 8 крупных компаний, которые занимают
высокие позиции на рынке макаронных изделий.
С каждым годом, в связи с насыщением рынка,
соперничество между компаниями усиливается, и конкуренция имеет место быть. В
отрасли выделено три ценовых сегмента - низкий, средний и премиум. Из
перечисленных выше компаний ИнфоЛинк, Макфа и Агрос захватили все три уровня
сегментации. Остальные пять фирм по одному, по два сегмента. Отсюда следует,
что эти фирмы будут стремится завоевать неохваченные сегменты рынка, укреплять
свои позиции, то есть конкурировать с теми же предприятиями только уже на
данных сегментах. Это еще больше увеличит конкуренцию.
На сегодняшний день на рынке макаронных изделий
происходит усиление позиций лидеров. Продукция конкурентов незначительно
отличается друг от друга, и в связи с этим производитель, чтобы захватить
потребителя, в основном, применяет огромные маркетинговые усилия - продвижение,
сбыт, реклама.
Еще немало важный показатель, это низкие темпы
роста рынка макаронных изделий (2-3 процента в год), он превращает конкуренцию
в отрасли в погоню фирм за расширением, за долей рынка. Конкурентная борьба за
долю рынка значительно более неустойчива, чем конкуренция в ситуации быстрого
роста отрасли, когда фирмы могут улучшать свои результаты.
Также большое соперничество проявляется в
копировании товаров у конкурента. Например, совсем недавно бренд Gallina
Blanca выпустила новую
форму макаронных изделий - детские «Гонки» - макароны в форме машинок,
мотоциклов, созданные для детей. Через определенное время на прилавках
появилась такая же продукция у конкурентов, а также и у Макфы. И Gallina
Blanca не стала уникальной
в этом производстве, что уменьшило ее конкурентное преимущество, по сравнению с
началом внедрения продукта.
Необходимо отметить, что в последнее время
прослеживаются попытки иностранных производителей макаронных изделий (Рasta
Zara и Maltagiati.)
занять более прочное положение на российском рынке, что приводит к усилению
соперничества, особенно если, иностранные конкуренты имеют более низкие
издержки. А на сегодняшний день доля импортных макарон составляет аж 30
процентов.
Конкурентное соперничество является интенсивным,
когда действия конкурентов снижают прибыльность отрасли. Оно является
умеренным, когда большинство компаний могут получать приемлемые прибыли, и оно
является слабым, когда большинство компаний могут обеспечить себе прибыли на
инвестиции выше средних. В нашей ситуации соперничество является интенсивным и
это говорит о большом влиянии на предприятия-конкурентов.
. Потенциальное появление новых конкурентов.
Новые конкуренты, входящие в отрасль, несут с
собой новые производственные мощности, стремление захватить долю рынка, а
зачастую и значительные ресурсы. В результате могут снизиться цены,
предлагаемые покупателями, или повыситься издержки действующих предприятий, что
сокращает прибыльность.
В отрасли макаронных изделий достаточно высокие
барьеры для входа, необходимы большие капиталовложения для строительства нового
предприятия минимально эффективного размера, не говоря уже о стоимости
оборудования по производству макаронных изделий. Настолько “перегрета” и высоко
конкурентна эта отрасль. Каждый час сотни автоматов на российских макаронных
фабриках режут, фасуют и укладывают километры макаронных изделий. В объемах,
значительно превышающих те, что требуются рынку. Как следствие - крайне высокая
стоимость входного “билета” на рынок. Более того, по мнению экспертов, все
попытки новичков сегодня войти на рынок “с нуля”, ожидает провал. Все
изменения, которые происходят последнее время на рынке, связаны с переходом уже
существующих активов от одного собственника к другому, либо с их консолидацией
у одного игрока, например как “Аркада-Интер” и АПК “Агрос”.
Кроме того, проникающие на рынок компании могут
столкнуться с барьерами, связанными с масштабами не только в производстве, но и
в рекламе, маркетинге, распределении, финансировании, послепродажном обслуживании
потребителей, закупке сырья, научных исследованиях и разработках.
Потребители часто предпочитают хорошо известные
торговые марки, такие как Макфа, Экста-М. Макаронным предприятиям придется
истратить достаточно денег на рекламу и стимулирование сбыта для преодоления
существующих предпочтений и создания своей потребительской базы. Это может
потребовать много времени и весьма значительных средств. Им будет нелегко
добиться раскрутки бренда, и занять хотя бы вторые или третьи позиции на рынке
по узнаваемости бренда, не говоря уже об опережении такой известной марки, как
Макфа.
Кроме того, если для потребителей окажется
сложным или дорогим переключение на продукцию другого производителя, то новому
участнику рынка необходимо будет убедить потребителей в том, что его торговая
марка стоит затрат на переключение. Все это ведет к снижению прибылей,
повышению риска и усилению зависимости компании от крупных предыдущих доходов,
необходимых для поддержки новых инвестиций.
Также у новых предприятий возникают проблемы с
реализацией и сбытом продукции. Оптовые торговцы не всегда хотят брать
продукцию, не пользующуюся признанием потребителей. Может потребоваться
создание на пустом месте сети розничных дилеров.
В заключении необходимо отметить, что если все
вышеперечисленные барьеры новая фирма все-таки преодолеет, то существующие на
рынке компании явным образом будут агрессивно защищать свои рыночные позиции,
используя снижение цен, более энергичную рекламу, совершенствование продукции
или какие-то иные меры, направленные против вторгающегося в отрасль. И всяким
образом они будут вытеснять нового конкурента, что и происходит на сегодняшний
день. Отсюда следует, что возможность появления новых конкурентов будет мала и
не нанесет такого большого вреда компаниям.
. Рыночные попытки компаний из других отраслей
завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
Конкуренция в широком смысле происходит не
только в рамках отрасли, но и между всеми фирмами данной отрасли и отраслями,
производящими товары-заменители. Заменители ограничивают потенциальную
прибыльность отрасли, устанавливая потолок цен для действующих в ней фирм. Чем
более привлекательна альтернативная ценовая характеристика заменителей, тем
прочнее преграда, сдерживающая отраслевые прибыли.
Таким образом, определим влияние производителей
товаров-заменителей для отрасли по производству макаронных изделий.
Товарами-заменителями для продукции нашего рынка являются: различные крупы -
рис, гречка, перловка, геркулес и т.д.; картофель. На сегодняшний день эти
товары предпринимают различные шаги для завоевания покупателя. Например, для
удобства потребителей производители товаров-заменителей стали выпускать
различные крупы в порционных пакетиках, которые легки в приготовлении.
Также возрастает давление со стороны продуктов
быстрого приготовления - вермишели, каш, пюре, которые являются гораздо дешевле
пачки макаронных изделий, но нужно заметить и тот факт, что качество продуктов
быстро приготовления гораздо ниже макаронных изделий, это говорит о том, что
влияние товара-заменителя на наш товар не такое большое.
Но на сегодняшний день крупные компании по
производству макаронных изделий уже освоили и отрасли по производству
товаров-заменителей, чтобы перебить покупателей и сохранить прибыль, например
ОАО Макфа выпускает все виды круп, а также лапшу быстрого приготовления. Отсюда
следует, что предприятия по производству макаронных изделий предпринимают
огромные шаги по завоеванию покупателей от товаров-заменителей, но многие
потребители привержены все-таки определенным товарам, будь то это рис или
макароны. Вследствие чего эта сила влияет в умеренной степени на производителей
макарон.
. Рыночная власть и средства воздействия,
используемые поставщиками сырья.
Поставщики способны проявить рыночную власть над
участниками отрасли угрозой повышения цен или снижения качества поставляемых
товаров и услуг. Таким образом, располагающие властью поставщики могут
выкачивать прибыль из отрасли, которая окажется неспособной возместить этот
рост цен повышением собственных цен.
Говоря о рынке макаронных изделий, в основном на
всех предприятиях поставщиками являются мукомольные комбинаты и (или)
сельскохозяйственные угодья по выращиванию пшеницы. Поставщики пшеницы могут
значительно влиять на товар: допустим исходя из больших цен на солярку, цена
пшеницы будет больше, что приведет к увеличению себестоимости товара. Также
следует отметить тот факт, что качество пшеницы, ее своевременная поставка
играет огромную роль в производстве макаронных изделий, что усиливает власть
поставщика. Но отрасль по производству макаронных изделий в частности является
главным покупателем, после производства хлеба, для данного поставщика - это
свидетельствует о слабом влиянии поставщика.
Также на сегодняшний день большинство крупных
предприятий используют вертикальную интеграцию, как сказано было ранее в
отраслевом анализе. У предприятий появляется возможность в получении для себя
лучших условий поставки. Это свидетельствует о том, что роль поставщиков именно
для этих компаний является мало значимой.
. Рыночная власть и средства воздействия,
используемые потребителями продукции.
Покупатели конкурируют с отраслью, вынуждая цены
снижаться, требуя на рынке продуктов более высокого качества или большего
количества услуг, сталкивая конкурентов друг с другом, - и все это за счет
прибыльности отрасли. Власть каждой из важнейших для отрасли групп покупателей
зависит от ряда характеристик рыночной ситуации и относительной доли ее закупок
продукции отрасли по сравнению с общим объемом отраслевого выпуска.
У оптовых покупателей объем реализации зависит
от их местонахождения, численности обслуживающих предприятий розничной
торговли. Оптовики имеют достаточную рыночную власть и воздействуют на
покупательские решения розничных торговцев или других фирм-клиентов, которым
продают товар. Но большинство покупателей привязаны к предприятиям, с которыми
они работают долгое время, издержки переключения покупателя на другого продавца
достаточно большие и они вряд ли перейдут на покупки малознакомых компаний. Не
мало важный факт, что достаточно раскрученная марка будет пользоваться большой
популярностью у покупателей и в этом случае продавец будет ставить свои условии
для продажи.
Для частных покупателей на сегодняшний день
главным при выборе макарон является их качество (чтобы не разваривались, более
жесткие, держат форму) и в не большой мере его цена. По проведенным
исследованиям, макаронные изделия - это продукт, который неизменно остается в
рационе российских потребителей независимо от цены, 91 процент опрошенных
приобретают макаронные изделия с той или иной периодичностью. Эта группа
потребителей играет не настолько важную роль для предприятий.
Значение модели пяти сил заключается в помощи,
которую она оказывает при определении характера и состава конкурентных сил. Для
анализа конкурентной окружающей среды руководители должны оценить величину
каждой из пяти конкурентных сил. Возьмем все пять сил конкуренции за сто
процентов, и определим их значимость в Таблице 2.
Таблица 2. Значимость пяти сил
конкуренции
№
|
Наименование
конкурентной силы
|
Процент
значимости
|
1
|
Соперничество
между конкурирующими продавцами
|
40
|
2
|
Потенциальное
появление новых конкурентов.
|
5
|
3
|
Конкурентное
давление со стороны производителей товаров-заменителей.
|
15
|
4
|
Рыночная
власть поставщиков сырья.
|
20
|
5
|
Рыночная
власть потребителей продукции.
|
20
|
В итоге можно сделать выводы, что определяющей
силой является соперничество между конкурирующими продавцами и в меньшей мере рыночная
власть поставщиков сырья и покупателей. Исходя из этого анализа, предприятия
должны разрабатывать стратегии, чтобы защититься от этих важных сил, т.е.
укреплять свои позиции среди конкурентов, иметь лидерство в издержках и т.д.,
также укреплять отношения с поставщиками и расширять каналы сбыта.
Определив силы, воздействующие на конкуренцию в
отрасли, и лежащие в их основе причины, фирма получает возможность приступить к
выявлению относительных преимуществ и слабостей своей позиции в отрасли. Со
стратегической точки зрения решающими преимуществами и слабостями фирмы
является ее положение по отношению к источникам каждой конкурентной силы.
Анализ движущих сил конкуренции.
Экономические характеристики отрасли и
конкурентная структура могут сказать очень многое об основной природе деловой
окружающей среды, но почти ничего не говорят о направлениях, по которым эта
среда может изменяться. Все отрасли экономики характеризуются тенденциями, и
развитие может медленно или очень быстро создавать важные изменения, требующие
ответной стратегической реакции со стороны работающих в отрасли компаний.
Большее аналитическое значение имеет выявление
специфических факторов, вызывающих фундаментальные изменения в отрасли и
конкурентной обстановке. Условия в отрасли и условия конкуренции изменяются,
потому что действующие силы создают стимулы или давление, вызывающие изменение.
Анализ движущих сил состоит из двух этапов: выявления движущих сил и оценки их
влияния на отрасль.
Проведем анализ движущих сил, которые влияют на
ситуацию конкурентоспособности предприятий по производству макаронных изделий.
·
Изменение
темпов роста отрасли. С каждым годом происходит постоянное снижение темпов
роста рынка макаронных изделий, на сегодняшний день он составляет всего около
двух процентов в год. Это изменение достаточно сильно влияет на конкурентную
ситуацию, предприятия стремятся завоевать большую долю на рынке и постепенно
вытесняют друг друга из отрасли. Вследствие этого эксперты прогнозируют, что на
рынке останется всего 4-6 крупных компаний по производству макаронных изделий.
Что касается барьеров на вход, то они становятся достаточно большими и малым
компаниям практически невозможно вступить в эту отрасль. Эта движущая сила
высоко влияет на конкурентоспособность предприятий.
·
Изменения
в том, кто покупает продукцию и как ее использует. Сдвигов в составе
покупателей в основном нет. Макаронные изделия неизменно остаются в рационе
российских потребителей независимо от цены, 91 процент опрошенных приобретают
макаронные изделия с той или иной периодичностью. Эта движущая сила почти не
влияет на конкурентоспособность.
·
Появление
новых товаров. На рынке макаронных изделий время от времени происходит
появление новых видов макаронных изделий, с добавками, различной формы. Когда у
одного производителя появляется новый товар, то другие производители всячески
стараются его скопировать, уменьшая конкурентное преимущество той компании. Это
еще больше усиливает конкуренцию.
·
Технологические
изменения. Значительных технологических изменений нет. Однако, на некоторых
предприятиях производство оснащено технологическими линиями итальянских фирм
«Паван» и «Брайбанти», которые выпускают продукцию высокого качества, схожего с
итальянскими макаронами. Использование этого оборудования значительно влияет на
конкурентные преимущества компании, так как на сегодняшний день для покупателей
важным элементом является качество макаронных изделий.
·
Новые
подходы к маркетингу. Уникальных подходов в области маркетинга нет. Фирмы
продвигают свой товар обычным стимулированием - реклама, промоакции,
предоставление скидок, подарков при покупке и т.д. Некоторые компании являются
спонсорами на различных мероприятиях, спортивных команд (Макфа), что тоже
продвигает марку. Но каждое предприятие вкладывают не равные усилия для раскрутки
марки, что и приводит к разному спросу на товар.
·
Вход
на рынок крупных компаний. В последнее время прослеживаются попытки иностранных
производителей макаронных изделий (Рasta Zara и Maltagiati.)
занять более прочное положение на российском рынке. Доля иностранных компаний с
каждым годом растет, что приводит к усилению соперничества, особенно если,
иностранные конкуренты имеют более низкие издержки.
Однако несмотря на то, что множество сил может
действовать в данной отрасли, не более чем три или четыре из них следует
рассматривать как движущие силы, исходя из того, что они действуют как главные
факторы, определяющие, как работает и развивается отрасль. Все выше
перечисленные движущие силы в основном влияют на интенсивность конкуренции
среди производителей, что в иной раз показывает насколько важна эта сила.
Основные факторы успеха в отрасли - это подходы
к стратегическим действиям, в которых компания должна быть компетентна,
конкурентные возможности, которыми компания должна обладать, и результаты предпринимательской
деятельности, к которым компания должна стремиться, чтобы добиться
конкурентного и финансового успеха.
Ключевые факторы успеха представлены в таблице 3
Таблица 3
Область
фактора успеха
|
Фактор
успеха
|
В
технологиях
|
В
связи с интенсивной конкуренцией, предприятия должны постоянно пополнять
ассортимент новой продукцией. Если это получается достаточно легко и быстро,
то компания имеет большое преимущество в борьбе.
|
В
производстве
|
Высокое
качество макаронных изделий играет огромную роль для покупателя. Близкое
расположение к сырьевым ресурсам значительно снижает издержки и влияет на
лидерство среди конкурентов.
|
В
сбыте
|
Широкая
сеть оптовых дистрибьюторов дает большие преимущества в распределении товара
по регионам, тем самым укрепляет позиции марки, увеличивает продажи. Низкие
издержки при реализации увеличивают конкурентоспособность фирмы, что влияет
на цену товара.
|
В
маркетинге
|
Широкий
ассортимент и разбиение рынка на сегменты в значительной степени влияет на
продажи и увеличивает конкурентоспособность. Раскручиваемость бренда
различными методами, играет огромную роль для предприятия. Чем больше
узнаваемость марки, тем больше конкурентоспособность.
|
В
профессиональной подготовке
|
Опыт
в применении итальянских технологий дает большое преимущество компаниям и
увеличивает качество продукции.
|
Организационные
возможности
|
Когда
конкурент выдвигает новый продукт на рынок, необходима способность быстро
принимать решения и продвинуть на рынок новую продукцию.
|
Прочее
|
Имидж
компании играет ключевую роль на рынке макаронных изделий, он является второй
составляющей при покупке макарон.
|
Ключевые факторы успеха на рынке макаронных
изделий.
Представленные ключевые факторы в дальнейшем
помогут нам провести оценку конкурентоспособности предприятия.
2.3 Характеристика основных конкурентов по
производству макаронных изделий в России, анализ их деятельности
В настоящее время в России насчитывается около
30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с
объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен
предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим
ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет
менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет
более 70% рынка макаронных изделий.
В данном разделе мы дадим характеристику
основным и главным конкурентам предприятия ОАО «Макфа», а точнее конкурирующим
маркам.
Основными игрокам на рынке макаронных изделий
являются: ОАО «Макфа», АПК «Агрос», комбинат хлебопродуктов им. Григоровича
«Союз-Пищепром», «Алтан», ИнфоЛинк и Euro Foods.
Среди иностранных торговых марок, представленных
в России, наиболее известными среди потребителей считаются Maltagliati, Pasta
Zara, Corona. Рассмотрим каждое предприятие подробней.
Группа компаний ИнфоЛинк.
Компания «ИнфоЛинк» предлагает «полную полку»
макаронных изделий от низкого до премиального сегмента, включая частные марки,
а также широкий ассортимент самых известных в России высококачественных круп,
хлопьев, гарниров, каш и оливкового масла из Испании.
Весь опыт работы с итальянскими
производителями макаронных изделий, включая аутсорсинг на итальянских фабриках,
был вложен в собственный производственный проект под маркой «Шебекинские
<#"702720.files/image001.gif">
Рис. 1 - Стратегический групповой анализ
Исходя из проведенного группового анализа,
представленного на Рисунке 1, мы видим, что близкими и самыми значимыми
конкурентами для Макфы являются марки «Pasta
Zara», «Экстра-М», «Maltagliati».
Эти бренды больше всего создают конкурентное давление для нашего предприятия.
Также необходимо отметить, что чем ближе стратегические группы на карте расположены
друг к другу, тем более жесткой будет конкуренция между компаниями, входящими в
эти группы. Также, марки входящий в эти группы - «Щебекинские» и «Galina
Blanca» тоже будут
конкурировать не только между собой, но и влиять определенным образом на конкурентную
ситуацию для нашей компании.
В связи с этим, для оценки конкурентоспособности
ОАО Макфа в качестве основных конкурентов мы выделяем - «Pasta
Zara», «Экстра-М», «Maltagliati»,
«Щебекинские» и «Galina
Blanca».
.5 Определение ключевых факторов успеха
предприятия ОАО Макфа
Основные факторы успеха - это деловые стороны
бизнеса, которым все компании в отрасли должны уделять внимание, поскольку
конкретные результаты определяют в основном рыночный успех (или неудачу), а
компетентность и конкурентные возможности - непосредственная основа
прибыльности компании.
Для предприятия ОАО Макфа таких конкурентных
факторов успеха достаточно много. Основные преимущества представим в таблице 5.
Область
фактора успеха
|
Факторы
успеха на предприятии
|
В
технологиях
|
На
предприятии время от времени происходят разработки новых товаров. Ассортимент
постоянно совершенствуется для укрепления позиций и завоевания потребителя.
Например, с марта 2009 года Макфа выпускает макаронные изделия, которые
варятся всего 2 минуты. Сейчас на рынке у конкурентов пока нет таких видов
макарон (не считая лапшу быстрого приготовления, которая совершенно
отличается от представленного товара и в принципе макаронами не является). На
данные момент это будет огромным конкурентным преимуществом для предприятия.
В 2007 году Макфа перешла на автоматизацию документооборота системы DIRECTUM,
которая дает возможность территориально распределять работу, имеет широкую
функциональность и предусматривает возможностью быстрой настройки и
модификации системы под потребности клиента, внедрить модули "Управление
договорами", "Управление совещаниями", "Управление
взаимодействием с клиентами" передача документов по Интернет серверам
этой программы и т.д.. Применение средств электронного документооборота
позволило компании "Макфа" существенно повысить эффективность своих
бизнес-процессов, тем самым упрочить свои лидирующие позиции на рынке пищевой
индустрии
|
В
производстве
|
Макфа
выпускает высококачественную продукцию, которая постоянно проходит
лабораторные проверки и исследования. Это достигается за счет покупки
отборного зерна твердых сортов пшеницы и итальянского оборудования. Высокое
качество продукции «Макфа» подтверждено дипломами и наградами всероссийских и
международных выставок - «Продэкспо», «World Food Moscow», «Polagra Food».
|
|
Близкое
месторасположение компании «Макфа» по отношению к сырьевым ресурсам и
независимость от внешних экономических факторов, позволяет компании сохранять
лидерство при гарантированно высоком качестве продукции. «Макфа» - одно из
немногих российских предприятий, где создан полный замкнутый цикл
производства. Там есть свои земельные угодья, мощный перерабатывающий
комплекс, современные производственные и упаковочные линии. На каждом этапе
осуществляется тщательный контроль качества.
|
В
сбыте
|
Достаточно
развита дистрибуция. Положение компании таково, что она может просто
ограничить доступ конкурентов к сбытовой сети. Сбытом занимаются около 12
региональных менеджеров по продажам и торговые представители. Продукция
компании присутствует в прайс-листах всех крупных дистрибуторских компаний.
Основная масса партнеров работает с «Макфой» уже больше пяти лет. У
предприятий не возникает проблем с доступом к точкам розничной торговли.
Розничные цены на свою продукцию «Макфа» контролирует жестко. В некоторых
регионах имеются собственные точки реализации продукции - фирменные магазины,
киоски, павильоны.
|
В
маркетинге
|
Предприятие
изменило ассортиментную политику. Макфа разбила рынок на три класса:
эконом-класс (Смак), стандарт (Макфа) и премиум (Grand
di Pasta).
В связи с этим продажи значительно увеличились. Упаковка макаронных изделий
«Макфа» по качеству материала и дизайну отвечает мировым стандартам и не
уступает лучшим зарубежным образцам. Отказ от весовой и переход на 100%
фасовку в экологически чистые материалы позволяет обеспечить сохранность
продукции на всех этапах транспортировки, хранения и продаж. Наибольшую роль
в продвижении «Макфы» играет телевидение, «Макфа» размещает наружную рекламу
в Челябинске и еще в 23 крупных городах. Предприятие использует
BTL-мероприятия для стимулирования конечных потребителей. Результатом всех
маркетинговых шагов «Макфы» стало то, что на сегодня, по оценкам самой
компании, известность ее брэнда среди целевой аудитории достигает 95%.
|
В
профессиональной подготовке
|
На
предприятии работают высококвалифицированные работники, которые постоянно
следят за качеством продукции. Работники посещают различные курсы по
повышению квалификации за счет предприятия. Постоянно проводятся аттестации
сотрудников, что свидетельствует о контроле за профессионализмом работников.
На предприятии, по сравнению с другими компаниями, происходит достаточно
быстрое внедрение новых товаров в производство.
|
Организационные
возможности
|
Предприятие
для связи с другими филиалами, а также поставщиками и клиентами, использует
Интернет услуги. Это является очень значимым фактором, так как повышает
степень взаимосвязи, происходит быстрая передача информации - в связи с этим,
быстрое принятие решений. Макфа очень быстро реагирует на изменение ситуации
на рынке, а также на конкурентные шаги. Быстро, четко организованное принятие
решений, способность быстро продвинуть на рынок новую продукцию
|
Как видно, у ОАО Макфа очень много факторов
успеха, для достижения этого потребовалось достаточно усилий и затрат. Все
вышеперечисленные факторы играют огромную роль в деятельности предприятия, они
увеличивают конкурентные возможности компании, повышают спрос на продукцию.
Стоит заметить, что ключевые факторы успеха предприятия ОАО Макфа соответствуют
факторам успеха в отрасли, даже превышают их число. Это говорит о том, что у
предприятия достаточно высокий потенциал и конкурентоспособность.
2.6 Оценка конкурентоспособности ОАО Макфа
Чтобы наиболее рационально определить, насколько
прочно компания удерживает свою конкурентную позицию, нужно количественно
оценить, какими преимуществами она обладает перед основными конкурентами по
каждому из ключевых факторов успеха и по каждому из важнейших индикаторов
конкурентоспособности. Значительную часть информации для оценки конкурентной
позиции можно получить из предыдущих анализов.
Для оценки конкурентоспособности нашей марки мы
применим расчетный метод по взвешенным рейтингам ключевых факторов успеха в
отрасли, при этом каждый из этих факторов должен получить оценку (от 0 до 5
баллов). Представим все полученные результаты в таблице 6 и графически на
рисунке 2.
Таблица 6. Оценка конкурентоспособности по
взвешенным рейтингам.
Ключевые
факторы успеха в отрасли
|
Вес
|
Макфа
|
Pasta Zara
|
Экстра-М
|
Maltagliati
|
Galina
Blanca
|
Щебекинские
|
Разработка
новых товаров
|
0,05
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
3
|
Высокое
качество макаронных изделий
|
0,25
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
4
|
Близкое
расположение к сырьевым ресурсам
|
0,05
|
5
|
4
|
3
|
4
|
4
|
5
|
Широкая
сеть оптовых дистрибьюторов.
|
0,05
|
5
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
Низкие
издержки при реализации
|
0,1
|
4
|
3
|
5
|
3
|
4
|
4
|
Широкий
ассортимент
|
0,15
|
5
|
5
|
4
|
4
|
3
|
Опыт
в применении итальянских технологий
|
0,05
|
5
|
5
|
3
|
5
|
4
|
3
|
Быстрое
принятие решений
|
0,1
|
5
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
Имидж
компании, раскручиваемость бренда
|
0,2
|
5
|
4
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Общий
взвешенный рейтинг
|
1
|
4,9
|
4,25
|
4,35
|
4,1
|
4,1
|
3,6
|
Общий рейтинг конкурентоспособности указывает,
обладает ли компания чистым конкурентным преимуществом или нет перед каждым из
конкурентов. Из всех представленных марок, Макфа с самым большим общим
рейтингом конкурентоспособности, значит, она обладает конкурентным
преимуществом перед всеми своими рыночными соперниками. Однако как видно из
таблицы 6, у компании есть некоторые слабости, такие как - высокие издержки при
реализации, необходимо их снижать путем принятия ряда мероприятий.
Рис. 2 - Оценка конкурентоспособности
предприятий по производству макаронных изделий.
2.7 SWOT
- анализ для предприятия ОАО Макфа
Анализ сильных и слабых сторон в деятельности
предприятия позволяет оценить внутреннее состояние предприятия и его
возможности относительно рынка, показывает, какие области деятельности и
функции предприятия нуждаются в улучшении, поскольку по отношению к рынку
являются слабыми сторонами. В то же время такой анализ позволяет определить,
какие области и функции следует более полно использовать, поскольку они
представляют собой сильные стороны рыночной деятельности. Анализ проводится на
основе изучения прошлого и настоящего опыта работы предприятия.
Анализ возможностей и опасностей позволяет
предвидеть изменяющиеся благоприятные и неблагоприятные условия рынка (внешней
среды) с целью приспособления к ним потенциальных возможностей предприятия для
удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. Такой анализ основывается
на изучении вероятных изменений будущих тенденций по сравнению с прошедшими и
настоящими тенденциями. В табл. 7 представлен анализ сильных и слабых сторон
ОАО «Макфа».
Таблица 7. Сильные и слабые стороны, возможности
и угрозы компании.
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
Удобное
месторасположение к ресурсам; Высококачественное сырье; Современное
итальянское оборудование; Большие производственные мощности; Развитая система
дистрибуции. Высококвалифицированный персонал; Широкий ассортимент; Высокие
физические и финансовые активы. Развитая система менеджмента качества;
Огромная клиентская база, налаженные связи с покупателями и поставщиками;
Высокий имидж марки Макфа, узнаваемость 97%. Быстрое внедрение новых товаров.
Наличие вертикальной интеграции вперед и назад.
|
Географическая
удаленность от основных рынков сбыта, в частности центрального района.
Большие издержки по транспортировке продукции; Значительные показатели брака
продукции.
|
ВОЗМОЖНОСТИ
|
УГРОЗЫ
|
Сбыт
продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья; Расширение производства
товаров-премиум, в связи с ростом спроса в данном сегменте. Увеличение
ассортимента продукции для удовлетворения вкусов потребителей; Развитие
научных технологий, которое способствует улучшению качества производимой
продукции и внедрению новых более эффективных ресурсосберегающих технологий.
Распределение производственных мощностей в различных регионах России.
|
Увеличение
доли присутствия иностранных производителей (2 - 4% в год); Усиление
конкуренции среди местных производителей; Уменьшение спроса в связи
финансовым кризисом. Замедление темпов роста рынка.
|
После того, как мы оценили сильные и слабые
стороны компании, а также возможности и угрозы, нам необходимо совместить
каждую из оценок друг с другом и предложить мероприятия по улучшения положения
компании в табл. 8.
Таблица 8. Матрица SWOT-анализа для ОАО Макфа.
Возможности
(5)
|
В
связи с быстрым внедрением новых товаров, высокими физическими активами и
качественными технологиями предприятие сможет расширить ассортимент своей продукции,
чтобы удовлетворить вкус потребителя. Большие производственные мощности и
применение итальянских технологий позволит расширить производство товаров
премиум сегмента. Большая клиентская база, развитая система дистрибуции,
высокий имидж марки и налаженные связи с клиентами помогут провести сбыт
продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья. Финансовые ресурсы
предприятия позволяют проводить исследования в области научных технологий для
улучшения качества продукции Высокий имидж компании и ее лидирующие позиции
на рынке помогут привлечь инвесторов для распределения производственных
мощностей по регионам.
|
1.Рассосредоточение
производственных мощностей в различных регионах России позволит нам расширить
основные каналы сбыта, охватить основные рынки сбыта -центральные районы.
2.Распределение производственных мощностей по регионам, также позволит нам
снизить издержки при транспортировке продукции. 3. Развитие новых научных и
более эффективных ресурсосберегающих технологий, позволит нам снизить показатель
брака.
|
Угрозы
(4)
|
Наличие
итальянского оборудования, высокого качества сырья и новых технологий
качества поможет нам производить продукцию качеством ничуть не хуже
импортного. А также финансовые ресурсы можно вложить в раскрутку бренда - Grand
di Pasta
(премиум сегмент). Для укрепления позиций среди конкурентов, нам необходимо
постоянно следить за вкусами покупателей в связи с этим пополнять
ассортимент, еще больше развивать систему дистрибуции, разрабатывать новые
технологии. А также продолжать держать позиции лидера. Налажены контакты с
клиентами помогут предпринять попытки по снижении наценки на реализуемый
товар. А также интеграция вперед поможет перейти к более экономичной
стратегии, это приведет к снижению цены. При замедлении роста рынка макаронных
изделий необходимо укреплять позиции - расширять каналы сбыта, налаживать
контакты с покупателями и поставщиками.
|
Распределение
мощностей позволит снизить издержки при транспортировке, тем самым снизит
цену на товар и привлечет покупателя в период кризиса. Также распределение
увеличит рынки сбыта, тем самым увеличит конкурентные преимущества среди
других производителей, а также импортных. Необходимо ужесточить контроль над
бракованной продукцией, тем самым укрепить позиции на рынке.
|
В итоге поле сильные стороны- возможности в
дальнейшем помогут нам для разработки мероприятий и путей повышения
конкурентоспособности.
. Пути повышения конкурентоспособности ОАО
«Макфа»
Для разработки мероприятий по повышению
конкуренции необходимо обобщить все вышеприведенные анализы. Основной
конкурентной силой на рынке макаронных изделий является соперничество между
конкурирующими продавцами - это определяет область проведения мероприятий.
Слабым место для Макфы является высокие издержки по реализации продукции.
В результате проведенных анализов могут быть
приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
·
постоянное
изучение и контроль за действиями конкурентов по совершенствованию макаронных
изделий и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
·
выявление
и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в
том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены);
·
возможное
изменение вкусов, форм, видов макаронных изделий с учётом требований
потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к качеству продукции;
·
расширение
ассортимента - чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем
выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант
закупки;
·
определение
возможных модификаций продукта, ноу-хау, например, разработка макарон быстрого
приготовления, пока у конкурентов такого вида продукции еще нет;
·
расширение
производства товаров премиум сегмента, так как темп роста данного сегмента
увеличивается с каждым годом. Необходимо провести активную рекламную компанию,
раскручивать бренд Gran di Pasta. Возможно проведение комбинированной рекламы.
·
выявление
преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и
соответствующее использование этих результатов на своём предприятии - то есть
учиться не на своих ошибках, а на чужих;
·
нахождение
и использование возможных сфер применения продукции, например, наладить сбыт
макаронных изделий в итальянские рестораны;
·
расширение
каналов сбыта, увеличение реализации товаров в страны дальнего и ближнего
зарубежья, наладить отношения с клиентами этих каналов, предприятие должно
выполнять заказы достаточно качественно и стараться соблюдать сроки выполнения;
·
массовое
распределение мощностей, строительство заводов в различных регионах страны, это
поможет охватить те районы, в которых марка практически не узнаваема, а также
охватить центральный район России. Это мероприятие значительно снизит издержки
по реализации;
·
проведение
и развитие новых научных и более эффективных ресурсосберегающих технологий. Это
поможет производить продукцию высокого качества и с низкими издержками;
·
поддержание
активной, даже агрессивной рекламной деятельности, стимулирование сбыта,
раскрутка бренда «Макфа». Проведение различных мероприятий и определения себя в
качестве их спонсора.
·
повышение
уровня квалификации менеджмента, переподготовка существующих управляющих и
создание механизмов естественной ротации кадров. Необходима система контроля и
ответственности, а также - система мотивации.
У Макфы есть некоторые слабости, такие как -
высокие издержки при реализации. Компания берет на себя все затраты при
транспортировке продукции в различные регионы России и других стран, в связи с
этим издержки становятся достаточно большими. Для того чтобы компания была в
исключительном лидерстве среди конкурентов, необходимо придерживаться стратегии
лидерства в издержках, чем сейчас и занимается компания. Также для снижения
этих издержек нужно распределять производственные мощности по регионам страны,
но для этого необходимы большие инвестиции. Фирма должна зарекомендовать себя
инвесторам, как достаточно прибыльное и рентабельное предприятие. В итоге
снижение этих издержек поможет нам направить свободные финансовые потоки в
другое русло, например, на осуществление активного маркетинга и сбыта.
Также предприятию необходимо ужесточить контроль
над браком продукции, в частности усовершенствовать технологии, оборудование,
если дело касается производства, а если брак происходит при транспортировке или
хранении, то совершенствовать систему реализации, транспортировки продукции в
различных, не повреждающих пачку, коробках, стеллажах. Необходимо мотивировать
рабочих, направить их действия за контролем хранения макарон.
В частности предприятию необходимо осуществлять
сбор необходимой информации на рынке. Для успешной и дальнейшей деятельности
среди конкурентов, фирме необходимо постоянно следить за своей позицией на
рынке, а также за действиями конкурентов и использовать в правильной мере такие
преимущества, как большой доступ к источникам сырья, итальянское оборудование,
высокое качество продукции.
Заключение
В условиях рыночной экономики предприятию не
стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного
планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации
как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о
собственных возможностях и перспективах.
Ни одно предприятие не может достичь
превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и
средствам его продвижения на рынке. Необходима разработка путей и мероприятий
по повышению конкурентоспособности, в наибольшей степени соответствующих
тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующих сильные
стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке
все действия предприятия должны быть направлены на обеспечение преимуществ над
конкурентами в долгосрочной перспективе. Для успешной и дальнейшей деятельности
среди конкурентов, предприятию необходимо постоянно следить за своей позицией
на рынке, а также за действиями конкурентов.
В заключение проведенной исследовательской
работы можно сделать следующие выводы. Определяющей силой в отрасли является
соперничество между конкурирующими продавцами и в меньшей мере рыночная власть
поставщиков сырья и покупателей. Все движущие силы направлены на интенсивность
конкуренции между продавцами.
Основными ключевыми факторами в отрасли являются
высококачественное сырье, продукция, широкий ассортимент, а также
раскрученность бренда. У предприятия ОАО Макфа такие преимущества имеются.
В ходе группового анализа основными конкурентами
для нашей фирмы стали - «Pasta
Zara», «Экстра-М», «Maltagliati»,
«Щебекинские» и «Galina
Blanca». Но при оценке
конкурентоспособности предприятие ОАО Макфа выделилось среди этих предприятия,
так как получило наибольший рейтинг по ключевым факторам успеха.
В результате SWOT-анализа
можно сделать вывод, что у Макфы достаточно большой потенциал для улучшения
своих позиций на рынке, однако есть и слабые стороны, например, большие
издержки при транспортировке, а также большие показатели брака.
На базе приведенных анализов мы предложили ряд
конкурентных действий, мероприятий с целью сохранения наилучших позиций в
отрасли. Правильное их применение позволит компании укрепить свои позиции в
такой нелегкой ситуации на рынке.
Библиографический список
1. Виханский О.С.
Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Гардарика, 1998. - 296 с.
. Зайцев Л.Г., Соколова М.И.
Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2002. - 416 с.
. Зуб А.Т. Стратегический
менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс,
2002. - 415 с.
. Лунев В.Л. Тактика и
стратегия управления фирмой. - М.: Финпресс, НГАЗиУ, 1997. - 356с.
. Маркова В.Д., Кузнецова
С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск:
Сибирское соглашение, 2002. - 288 с.
. Родионова В.Н., Федоркова
Н.В., Чекменев А.Н.Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: РИОР, 2005.
- 354 с.
. Томпсон А.А., Стрикленд
А.Дж., Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер.
с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - XX, 412 с.
. Фатхутдинов Р.А.
Стратегический менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб. И доп. М.: Дело, 2001
- 448 с.
. Конкурентная стратегия:
Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.:
Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
. Бочарова Т.А. Повышение
конкурентоспособности за счет персонала// Управление персоналом. - 2003. - №4.
- с. 25 - 28.
. Галкина Т. Методы повышения
конкурентоспособности в условиях кризиса// Риск. - 2008. - №4. - с. 97 - 98.
. Клеймор Г. Механизмы
принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях.
// Вопросы экономики. - 1998. - №9. - С. 46 - 66.
. Мишин Ю. Слагаемые
конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития
производственных структур// Риск. - 1998. - №5 - 6. - с. 82 - 87.
. Мельничук Д.Б. Семь граней
стратегического управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. -
2001. - №5. - С. 3 - 10.
. Рогачев А.Ф. Повышение
конкурентных преимуществ// Маркетинг в России и зарубежом. - 2004. - № 5. - с.
37 - 45.
. Фатхутдинов Р.
Конкурентоспособность России и подготовка кадров// Общество и экономика. -
1998. - №10 - 11. - с.104 - 116.
. www.makfa.ru
. www.marketing.vc/view_subsects.php?num=91
. www.proriv.com/research/obzors/spagetti.php
. www.pro-consulting.com.ua/analiz/pitanie/makarony
. www.oms.ram.ru/mark/research/view/m00062.html
. www.aup.ru/news/2006/09/14/255.html
. www.makaroni.ru
. www.1-mk.ru
. www.altan.ru
. www.spp.ru