Психологическое сопровождение женщин в период после развода

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическое сопровождение женщин в период после развода

1. Теоретические основы изучения проблемы психологического сопровождения женщин в период после развода

1.1Развод как социально-психологический феномен

Развод - это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары.

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом годовщины) [7; 13; 31].

В психологическом плане развод рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для её реорганизации, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно. Разведённые перестают быть супругами, но остаются родителями.

В работах Е.И. Артамоновой, Е. С Калмыковой, В. В Мартыновой и др. анализируются психологические причины разводов, которые, как правило, так или иначе связаны с ощущением одного или обоих супругов, что личное счастье и любовь в данном браке невозможны по ряду причин, и уже ничего нельзя изменить, даже если очень постараться. Среди таковых причин, по результатам социологических опросов, можно выделить следующие: затяжные супружеские конфликты; недовольство распределением супружеских ролей и обязанностей; материальные и бытовые проблемы; пьянство; супружеская неверность (измена); ревность (если она носит патологический характер); физическое или психологическое насилие со стороны одного из супругов (в основном мужа); проблемы в сексуальной сфере; новая привязанность; психологическая несовместимость; большая разница в возрасте; охлаждение в эмоциональных отношениях; однообразие и скука в семейной жизни; несовместимость уровня духовности и культуры; бездетный брак (бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей); депрессивное расстройство.

Также в качестве причин разводов отмечаются следующие: укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины; ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви; недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров; разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи [10; 39; 57].

По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, - это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

Анализируя причины разводов, мы пришли к выводу, что важным условием изучения этой проблемы для большинства авторов является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность [14].

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской верности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия).

Перечень причин, по которым супруги решаются на развод, может быть продолжен еще.

Однако, несмотря на довольно обширный список этих причин, последствие у развода с психологической точки зрения одно - это всегда острая, крайне болезненная для членов семьи ситуация: как сама ситуация развода, так и ситуация после развода. По шкале стрессогенности жизненных событий развод стоит на втором месте по силе негативного влияния на человека.

Когда собственно развод становится свершившимся фактом, бывшим супругам предстоит пережить другой, не менее сложный, - постразводный (послеразводной) период. Главной целью послеразводного периода является стабилизация положения и достижение обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни. В первую очередь каждому из них необходимо овладеть новой ситуацией, возникшей при разрыве супружеских отношений, предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции, имеющие тенденцию к фиксации в этих условиях.

К специфическим проблемам собственно послеразводного периода относится продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами. Этому особенно способствует совместное проживание после развода в одной квартире. Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, - регулирование встреч детей с оставившими семью родителями (в большинстве случаев с отцами).

Главной задачей в данный период является достижение нового, удовлетворяющего равновесия в отношениях с бывшим брачным партнером (нескончаемые споры, чувство несправедливости, стремление к мести), устранение возможности генерализации отрицательного опыта и, следовательно, поддержание в себе способности к заключению нового удовлетворительного брака.

Метафорически послеразводную фазу можно назвать «разрушенный дом». Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Основная проблема этой фазы - одиночество и противоречивые чувства, переживаемые расставшимися супругами: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Продолжительность этой фазы различна (от нескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.

Основная цель послеразводной фазы - построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи [4; 9; 24; 26; 27]. Соответственно, задачами развития семьи выступают:

) преодоление эмоционального дефицита и дефицита делового сотрудничества, возникших после ухода одного из супругов;

) восстановление экономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономической самостоятельности разведенного супруга, позволяющей максимально приблизить уровень функционирования семьи к прежнему, «доразводному»;

) приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов;

) построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности, то есть осознание и принятие себя в новом социальном статусе разведенного человека.

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, - проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера).

В случае, когда один из партнеров не желал развода и настаивал на сохранении брака, но развод всё же состоялся, его психическому здоровью наносится серьезная травма. При этом он проходит через следующие стадии:

.Стадия протеста: травмированный партнер повышает активность, чтобы избежать развода. Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, тем лишь ухудшая свое положение.

.Стадия отчаяния: обороняющаяся сторона чувствует, что уже не владеет ситуацией и впадает в депрессию, иногда доходит до самообвинений.

.Стадия отрицания: обороняющаяся сторона ожесточается и приходит к выводу, что не стоит сохранять брак с таким неподходящим партнером.

.Стадия примирения с ситуацией: обороняющаяся сторона избавляется от чувства несправедливости и видит ситуацию более реалистично.

Американский психолог А. Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам [1].

Эмоциональный развод - разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.

Время размышлений и отчаяния перед разводом. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе терапевт может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, терапию в ситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.

Юридический развод - оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семьи, так и для каждого индивидуально.

Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости. Своевременная консультация адвоката или посредника, в качестве которого может выступать и социальный работник, помогает семье сохранить свои имущественные и социальные права (привилегии). На этом этапе развода в психологической помощи особенно нуждаются дети.

Экономический развод может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль («Жизнь разрушена, какое значение имеют деньги»). Терапевтическое сопровождение может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой - для детей.

Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового и страх не справиться с проблемами.

Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода - одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи. В это время возможна индивидуальная терапия для взрослых членов семьи и для детей, групповая - для одиноких.

Психологический развод - на эмоциональном уровне - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом - синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям.

Негативные социально-психологические последствия разводов разнообразны. По мнению М.М. Аксенова, в результате разводов разрушается важный вид социальных контактов между людьми - кровно-родственные связи, значение которых в жизни каждого человека весьма велико, поскольку они во многом способствуют преемственности культурных и духовных традиций и формированию позитивных семейных взаимоотношений [3].

Таким образом, развод, понимаемый многими авторами как разрыв супружеских отношений, является кризисной ситуацией, спровоцированной психологическими при чинами, часто сопровождающейся болезненными переживаниями и переходом бывших супругов в постразводную фазу существования семейных отношений, основная проблема которой - противоречивые чувства, складывающиеся в отношении ситуации развода и последствия психологического характера.

1.2Психологические последствия развода для женщин

Каждая женщина по-своему переживает развод, но для каждой женщины это большой стресс.

Не всегда женщина после развода чувствует себя полностью опустошенной. Конечно, негативный опыт семейной жизни может повлечь за собой появление таких качеств, как циничность, недоверчивость и неспособность радоваться жизни. Тем не менее, разрыв может восприниматься еще и как освобождение. В этом случае женщина ощущает эйфорию, а ее душевное состояние приходит в норму. Более того, может быть замечено улучшение здоровья [57].

В противоположных случаях (которых, к сожалению намного больше), женщина ощущает себя покинутой, брошенной, никому не нужной. Если женщина любила своего муж и считала, что у них крепкая семья, а развод стал неожиданностью и большим потрясением, то переживания могут быть более глубокие, затяжные, женщина может впасть в депрессию, у неё возникают мысли: «Как жить дальше и стоит ли жить?» Если у женщины имеются какие-то психические расстройства, то на почве развода, могут возникнуть мысли о самоубийстве. В это время очень важна чуткость и помощь родных и близких людей, они должны с пониманием отнестись к проблеме женщины, всячески оберегать и подбадривать её.

Часто после развода одинокая женщина теряет связи с друзьями мужа, а иногда и с замужними подругами, так как подруги видят в ней угрозу своему браку, могут воспринимать, как соперницу. Да и сама разведённая чаще всего отказывается от совместного времяпровождения с семьями знакомых, так как стесняется появляться одна. Конечно, в большинстве случаев, подруги и знакомые стараются как-то поддержать свою несчастную подружку, пытаются познакомить её с кем-то из своих знакомых свободных мужчин, чтобы скрасить её одиночество.

По мнению Т.В. Андреевой, тяжелее всего развод переживают женщины, прожившие в браке много лет, если муж внезапно уходит из семьи к молодой сопернице. Женщина остаётся одна, хорошо, если взрослые дети поддерживают свою мать, помогают ей, и если у неё есть внуки, они скрашивают её одиночество. Но часто бывает что, взрослые дети живут своими семьями вдалеке или не считают нужным общаться со своей брошенной матерью. Если в семье есть дети, как правило, после развода они остаются с мамой [7].

В неполной семье часто возникают материальные трудности, уменьшаются доходы семьи и женщина вынуждена подыскивать другую работу, более высокооплачиваемую или устраиваться на вторую работу, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым, при этом женщина больше устаёт и меньше уделяет внимания своим детям. Часто измученная трудностями, работой, опустошенная морально, обиженная своим бывшим мужем, женщина настраивает детей против своего отца, выставляя его предателем и подлецом.

Часто после развода молодая женщина с маленьким ребёнком возвращается в родительскую семью. Если семья благополучная и родители любят и всячески поддерживают свою дочку и её малыша, помогают ей в воспитании ребёнка, то горечь от развода уменьшается и женщина легче переживает трагедию. Но бывает, что родители попрекают дочь в том, что не смогла уберечь от развода свою семью, что осталась одна с ребёнком на руках, без работы, и им приходится теперь кормить её и еще её ребёнка. Женщина испытывает боль не только от предательства бывшего мужа, а еще большую боль от того, что она со своим ребёнком является обузой для семьи своих родителей.

Когда причиной развода является алкоголизм или наркомания мужа, женщина сама решает избавиться от такого брака. Часто у женщины остаётся горечь от того, что её бывший муж, любимый когда-то человек, обменял её и детей на бутылку, потерял себя как личность. Но осознание того, что он больше никогда не будет терзать её душу своим пьянством, никогда больше не поднимет на неё и на детей руку, не будет трепать нервы - даёт женщине силы и позитивный настрой на преодоление всех трудностей, которые будут присутствовать в её неполной семье. Женщины труднее переживают развод, чем мужчины, у женщин меньше шансов создать новую семью, так как дети остаются с мамой.

Психологические исследования Т. Глушко, показывают, что женщина, брачная жизнь которой была относительно безоблачна и длительна (5-7 лет), после развода уже никогда не сможет обрести полное душевное спокойствие. Ее психическое состояние необратимо нарушено [16]. По современной статистике, полученной западными учёными-психологами, каждая восьмая разведенная совершает хотя бы одну попытку к самоубийству, а каждая четвертая обращается за помощью к психологу. Больше 50% женщин, которые разошлись со своими мужьями, впадают в депрессию, которая требует лечения специальными медикаментозными средствами. И по той же статистической информации в первый год после расставания женщины принимают половину всех продаваемых антидепрессантов. Данная проблема уже давно носит научное название - «постразводный синдром». Это связано, прежде всего, с ярко выраженной эмоциональной стороной жизни женщины и материнским инстинктом.

В послеразводном периоде возможна фиксация невротических и депрессивных реакций, особенно у немолодой женщины с детьми. «Возникающая при разводе эмоциональная нестабильность, стрессовое или депрессивное состояние могут повлечь и более тяжелые последствия, например депривацию, неврозы и другие психические отклонения, которые практически не поддаются исправлению и ведут и дальнейшем к тяжелым нарушениям интеллектуальных и личностных функций» [31, С. 17].

Данная ситуация объясняется тем, что во-первых, для женщин очень важны эмоциональные привязанности. Во-вторых, слабая половина человечества гораздо больше сильной ценит стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Мужчина зачастую рассматривает развод, как способ уменьшить груз ответственности, возможность встречаться с несколькими партнершами или шанс найти некий идеал женщины, существующий в его воображении. Для женщины расставание - это, прежде всего, необходимость заново организовать собственную жизнь, в одиночку вырастить и воспитать детей, без посторонней помощи решить бытовые проблемы.

Как правило, развод порождает сложности - бессонные ночи, чувство одиночества, тревогу за будущее детей, оставшихся без одного из родителей.

Постразводной синдром по женскому варианту характеризуется низкой самооценкой, отчаянием, депрессией.

Постразводный синдром, включающий переживание депрессии, безысходности, утраты смысла жизни, страха и отчаяния, низкой самоценности, более характерен для женщин. Как правило, переживания после развода по поводу распада семьи тянутся остро примерно полгода-год. При этом у мужчин чаще всего - полтора: представителей сильного пола прошлое не «отпускает» гораздо дольше. Некоторые долго и страстно ненавидят женщину, с которой расстались, и как бы в отместку ей завязывают новые знакомства чересчур прямолинейно, даже с вызовом. Однако им не всегда удается закрепить возникший контакт, удержать его, облечь в определенную форму - дружескую или любовную. В этот период человек словно раздваивается: то чувствует какую-то ущербность, то предъявляет слишком завышенные требования, и от этого еще больше мечется и мучается.

Психологами описаны переживания бывших супругов после развода. По силе переживаний, связанных с разводом, всех условно можно разделить на две группы (различия между мужьями и женами оказались незначительными): тяжело переживающие развод и легко переживающие развод. Обобщенные психологические портреты и тех и других отличаются следующими характеристиками.

К первой группе относятся люди с высоким уровнем эмоциональной нестабильности. Они часто страдают от резких перепадов настроения, расстройством сна, вплоть до невралгических болей и нарушений сердечного ритма. Они, как правило, признают предстоящий развод неудачей, которая серьезно осложнит их жизнь, не собираются повторно вступать в брак. Для них характерны появление мыслей о самоубийстве или попытки суицида, которые во многих случаях приводят к трагической развязке. Их друзья склонны не одобрять предстоящий развод. Для женщин этой группы существенное значение имеет осуждение развода родителями. Еще одна чисто женская особенность: чем раньше состоялся первый разговор о разводе, тем больше женщины внутренне готовы к нему и легче его переносят.

Для второй, противоположной, группы характерна эмоциональная устойчивость. Они считают предстоящий развод освобождением от обременительных обязанностей, полагая, что расторжение брака должно изменить их жизнь в лучшую сторону. Поэтому собираются сразу же или в скором будущем вступить в новый брак и не сожалеют о прошлом, рассматривают себя в качестве инициатора развода, а к супругу испытывают неприязнь или равнодушие. Обычно друзья их поддерживают. Свои планы относительно ухода из семьи они долгое время держат в тайне, иногда само обсуждение возможности развода откладывают до последнего момента. Промежуток времени между таким обсуждением и подачей заявления о разводе у них составляет месяц и менее [11; 14; 21].

Основная направленность психологического состояния человека в период развода в большой степени зависит от преобладающего типа темперамента. Так, исследования практических психологов показали, что опрошенные, которых можно отнести к холерикам обозначают свое состояние, как «мятущееся, сумбурное, сумасшедшее, агрессивное…», флегматики замечали наличие у себя «внешнего спокойствия, за которым таился ступор и растерянность», меланхолики говорили о состоянии «подавленности, беспомощности и глубокой обиды», ответы сангвиников можно обобщить понятием «ощущение препятствия, которое надо преодолеть». Однако, интересно то, что все опрошенные однозначно замечали крайнюю неустойчивость своего состояния. В зависимости от происходящих событий в этой ситуации их внутреннее самочувствие могло приобретать оттенки, свойственные всем типам темперамента.

Возникшие психологические проблемы после развода нередко усугубляются ухудшением производительности труда. Не всем разведенным супругам удается сосредоточиться на деле, окунувшись с головой в работу. Но бракоразводный стресс может отразиться и на здоровье, и на эмоциональном состоянии человека, что может обернуться для него возникновением конфликтов на рабочем месте, вплоть до увольнения. После развода у многих людей обостряются хронические заболевания, обнаруживаются новые физические недомогания. Риск оказаться на больничной койке возрастает на треть, как среди мужчин, так и среди женщин. Кроме того, на послеразводном этапе у ряда людей могут обостриться заболевания психического характера. У кого их прежде никогда не было, могут заостриться негативные черты характера. Например, подозрительный человек становится еще более подозрительным. У большинства людей возрастает степень конфликтности с окружающими людьми.

Раньше считалось, что женщина переживает развод тяжелее мужчины, т. к. это связано с материальными трудностями, воспитанием детей, ограниченными возможностями создать новою семью и т.д.

Женщины воспринимают эмоциональные трудности развода более интенсивно, но зато скорее приходят к психологическому равновесию. При этом могут возникать слезы отчаяния и вспышки бессильной ярости.

Следствием развода может быть чувство одиночества и сопровождающее его противоречивые чувства: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение.

Одинокие женщины часто испытывают подавленность, неуверенны, пассивны, недовольны собой. Они убеждены в своей непривлекательности и других качеств, которые исключают для них возможность установления дружеских или любовных отношений.

Для многих женщин после развода полезно выговориться, ведь обычно, даже не желая вспоминать о бывшем муже, женщина говорит о нем по любому поводу и ведет бесконечные мысленные монологи. Большинство женщин признаются, что развод действует на них крайне негативно и им трудно поддерживать нормальные отношения с бывшим супругом.

Жизнь после развода может способствовать снижению самооценки женщины. Особенно это может проявиться в ситуации, когда инициатором развода был муж. В таком случае осознание того, что в ней что-то не так может глубоко поселиться в ее душе. Снижение самооценки негативно отражается на всех аспектах жизни женщины - в общении с ребенком, с окружающими людьми, с коллегами по работе. В результате общие депрессивные настроения в семье и ухудшение успехов и качества жизни [25].

При разрыве важных отношений люди очень часто испытывают печаль. Многие переживают страх снова остаться в одиночестве, возможно, на долгое время (или даже навсегда); возникает необходимость самому справляться со всеми делами, зарабатывать на жизнь и вести хозяйство. Женщина может злиться на бывшего супруга за упрямство, мелочность, оскорбления или предательство, а также сама чувствовать вину за то, что не смогла создать счастливую семью.

О.В. Галустова в своих исследованиях поднимает проблему утраты, которая понимается как потеря близкого человека в результате различных событий. Развод, расставания с партнером - спутником жизни является частным случаем утраты. Утрата сопровождается возникновением кризиса у человека. Кризис может оказывать влияние на различные сферы личности и проявляться по-разному [15].

О.В. Галустова выделяет следующие проявления кризиса, связанного с утратой: 1) возникновение депрессии, апатии и безразличия ко всему; 2) снижение жизненной активности и жизненного тонуса; 3) замкнутость, «уход в себя»; 4) ощущение потери смысла жизни; 5) суицидальные проявления в речи или в поведении; 6) обострение старых и возникновение новых соматических заболеваний, имеющих психологическую природу; 7) частая смена настроений от гиперактивности до гиппомании; 8) повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность, конфликтность; 9) неряшливость из-за нежелания ухаживать за собой, вплоть до пренебрежения повседневной гигиеной [15].

Развод супругов сопровождается переживанием утраты отношений, воспринимаемой как символическая смерть отношений, привычного уклада жизни, установок и норм, связанных со своим социальным статусом, образом жизни до развода. Для переживания утраты в связи с разводом, расставанием партнеров свойственны те же стадии, что и для переживания утраты в связи со смертью близкого человека. При этом существуют и характерные особенности этого процесса, выражающиеся в специфике переживаний, чувств и действий на каждой из стадий.

О.В. Галустова выделяет следующие специфические особенности прохождения стадий переживания утраты при разводе:

озлобленность, направленная на бывшего супруга, партнера, являющаяся своеобразной защитой от душевной боли, возникшей в результате произошедшего события. Поиск сторонников, которыми часто стараются сделать детей;

переговоры, которые направлены на восстановление брака, отношений через различные манипуляции: детей, секс, беременность, чувство вины, чувство ответственности и долга и т.п.;

депрессия, наступающая в том случае, если предыдущие стадии не принесли желаемых результатов по восстановлению отношений. На этой стадии происходит осознание случившегося и переживание различных чувств и эмоций, на начальных этапах работы, когда еще сильна боль и отрицание утраты отношений, - это оказание поддержки, при этом консультанту следует постепенно подводить клиента к осознанию своего положения и ситуации (часто у клиента возникает сильная потребность в советах по поводу того, как вернуть супруга. Здесь консультант должен в первую очередь обратить внимание клиента на то, зачем ему это нужно, необходим глубокий анализ переживаний клиента и работа с этими переживаниями);

-на стадии агрессии консультанту также не следует давать советов, а сосредоточить свое внимание на осознании клиентом своих истинных мотивов и чувств, чтобы клиент понял, что данная стадия является неотъемлемой частью прохождения всего процесса переживания разрыва отношений (иногда клиент может испытывать сильное чувство вины из-за того, что не смог сохранить отношения, В этом случае консультант должен помочь проанализировать истинную природу этих чувств и проработать чувство вины клиента);

-переход на следующую стадию - стадию адаптации возможен только в том случае, если у клиента произошло осознание своих чувств и переживаний по поводу случившегося, и проработка этих чувств.

Теоретический анализ исследований, приведенных выше, позволяет нам сделать вывод о том, что наиболее частыми психологическими последствиями для женщин, находящихся в ситуации после развода, являются: депрессия, тревожность, агрессивность и озлобленность, частая смена настроения, замкнутость, «уход в себя», конфликтность.

1.3 Направления психологического сопровождения женщин в период после развода

Возникает вопрос: «Как женщине в ситуации после развода успешно пройти этот этап жизни и как адаптироваться к новым жизненным условиям и изменяющимся социальным ролям? Кто окажет помощь на данном этапе?»

Мы сможем ответить на этот вопрос, и решить поставленную задачу, предложив психологическое сопровождение женщин, попавших в кризисную ситуацию после развода. Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание благоприятных условий психологического комфорта, понимания ситуации, помощи в разрешении серьезных противоречий и конфликтов, а также психологическое просвещение.

Рядом авторов (Битянова М.Р., Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Кринчик Е.П., Романов В.Я., Сапогова Е.Е., Шевкиева Н.Б., Яничева Т.Н.) сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Психологическое сопровождение рассматривается как не директивная форма помощи, направленная на активизацию собственных ресурсов человека и способствующая запуску деятельности субъекта по переводу возникающих противоречий и трудностей в задачи и поиску путей их разрешения. Эффективность сопровождения предполагает хорошее понимание особенностей сопровождаемой деятельности, характера и содержания решаемых задач, возникающих трудностей.

Согласно «Словарю русского языка» «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем либо в качестве спутника или провожатого». Отсюда психологическое сопровождение - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное нахождение возможных путей адаптации, при необходимости помощь и поддержка».

Кто же осуществляет это сопровождение? Сопровождающих много: это дети, родственники, друзья. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение оказывает психолог. Психолог оказывает человеку помощь и поддержку в выборе методов социальной адаптации, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия адаптации. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально - экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь человеку в формировании социальных навыков, качеств, свойств личности, необходимых для безопасного и комфортного существования в социальном окружении, ответственность за действия в котором он несет сам.

Одна из важных задач психологического сопровождения - преодоление дезадаптирующих факторов, сдерживающих укрепление и функционирование личности человека, оказание своевременной помощи и поддержки. Еще одна задача - научить ее (личность) самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своей самоадаптации. Психологическое сопровождение предполагает благополучное прохождение адаптационных процессов, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности личности.

Психологическое сопровождение женщин в ситуации после развода, на наш взгляд, может предполагать оперативную профессиональную помощь психолога, направленную на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются женщины в постразводной ситуации.

При оказании психологической помощи разводящимся супругам очень важна поддержка со стороны психолога, так как в постразводном состоянии они часто чувствуют себя одинокими, брошенными, неинтересными, скучными и т.д. Позитивное влияние на психологическое состояние разводящихся супругов в этот период оказывают помощь и поддержка со стороны близких людей - родственников и друзей, что может существенно облегчить последствия развода. Однако, без профессиональной помощи психолога, реализующего профессиональное психологическое сопровождение, не обойтись.

Постразводная терапия помогает клиенту обрести достаточную субъективную удовлетворенность, эмоциональное равновесие в отношениях с бывшим партнером (устранить нескончаемые споры, чувство обиды, стремление к мести) предотвратить генерализацию отрицательного опыта и, следовательно, поддержать способность к заключению нового удовлетворительного брака.

По мнению ряда авторов (Алешина Ю.Е., Бодалев А.А., Меновщиков В.Ю., Мишина Т.И., Эйдемиллер Э.Г. И др.), в качестве основных направлений психологического сопровождения человека после развода необходимо рассматривать индивидуальное консультирование клиентов и групповую терапию [4; 32; 33; 55; 56].

Основная цель психологического консультирования - помочь клиенту в преодолении эмоциональных стрессов, в стремлении к свободе, в обучении адаптивному поведению, в поиске полноценного самовыражения. В советский период в практике психологической помощи, консультирование в ситуации развода не выделялось как особый вид работы, поскольку эта проблема не считалась актуальной. Это происходило не потому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней связанные, а в силу того, что развод считался явлением, не показательным для советского образа жизни. Поэтому вопрос о помощи в этой ситуации практически не мог быть поставлен. Люди, переживающие ситуацию развода, как показывает опыт зарубежных коллег, нуждаются в помощи на разных уровнях: социальном, материальном, физическом и др.

Как нами было отмечено в параграфе 1.2., последствия потери партнера бывают весьма серьезными - женщины могут жаловаться на отсутствие сна, постоянное плохое настроение, обострение хронических недугов, депрессивные состояния.

Большую помощь в консультировании в подобных случаях может, по мнению Ю.Е. Алешиной, оказать:

-реорганизация жизни клиента, переориентация ее на то, что может отвлечь от переживаний и переключить на что-то новое;

-изменение отношений с партнером [4].

По мнению В.Ю. Меновщикова, развод можно отнести к категории утраты, потери (горя) и с этой позиции работа с потерявшими партнера сходна с теми процессами, которые связаны с утратой. Просто рекомендация - отвлечься - ничем не поможет. Необходима проработка чувств обиды, вины, утраты, испытываемых клиенткой. Только после этого женщина может стать восприимчива к интеллектуальному овладению ситуацией, к возможным инсайтам и переменам в собственном поведении. Только тогда можно переходить к планированию иных сторон жизни, поиску резервов. Тогда становится возможным подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересно именно этому человеку.

В.Ю. Меновщиков утверждает, что немалое значение при этом играет круг общения. По мнению автора, стоит вспомнить друзей и знакомых, где и как обычно клиентка встречалась с ними, что делали вместе, что особенно приятно было делать раньше. Бывает полезно в ходе приема наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что можно интересного и приятного сделать, кому позвонить и куда зайти, где можно искать новые знакомства и близкие связи [32].

Ощущение брошенности любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что он вообще никому не нужен, неинтересен, скучен и т.д. Несмотря на подобные переживания, обычно в разговоре выясняется, что у клиентки есть и одинокие друзья, и подруги, которые были бы рады встрече, и чья судьба напоминает нынешнюю ситуацию пострадавшего. Кроме дружеских связей, существуют и различные клубные, общественные, развлекательные организации, которые тем или иным образом могут заинтересовать человека и стать источником новых друзей и знакомств.

Ю.Е. Алешина также считает, что стоит специально обсудить с клиенткой, что вообще ей нравится и интересно в жизни, а затем попытаться подобрать подходящую форму активности. Большую роль в процессе «возвращения к жизни» может сыграть наличие у клиентки детей, любимой работы или хобби, увлечения [4].

Дальнейшим этапом работы в индивидуальном консультировании клиентов в ситуации развода, согласно позиции Ю.Е. Алешиной, является реорганизация отношений с партнером. По мнению автора, часто весьма негативную роль, усугубляющую состояние клиента, играют продолжающиеся в той или иной форме отношения с бывшим партнером. Сохранение таких отношений порой обусловлено необходимостью, когда клиент продолжает жить с бывшим мужем / женой в одной квартире, у них есть дети, за которыми требуется уход и т.п., но бывают и более странные ситуации, когда бывший партнер постоянно звонит, предлагает помощь, считая, что он/она таким образом облегчает страдания партнера, помогает ему. Любой разговор с уже ушедшим партнером многими клиентами воспринимается как «соль на рану», но отказаться от него бывает не так просто, поскольку всегда есть надежда, что разрыв не окончательный. Тем не менее, для того чтобы «забыть» партнера, лучше какое-то время не встречаться, уехать, изменить ситуацию. При этом клиенту следует рекомендовать ориентироваться на собственные интересы, пусть даже в ущерб партнеру. Например, если в квартире у клиента продолжают храниться вещи бывшего супруга, а он сам давно живет в другом месте, по каким-то причинам не забирая их, стоит посоветовать клиенту настоять на том, чтобы эти вещи были убраны. Или, если бывший супруг приходит навещать детей в то время, когда он/она неминуемо сталкивается с клиентом, следует порекомендовать изменить часы этих встреч [4].

Еще одним важным моментом индивидуального консультирования в ситуации развода, по мнению Ю.Е. Алешиной, является обесценивание бывшего партнера. Работа по обесцениванию бывшего партнера часто уже активно идет в сознании клиента. Вспоминается не только хорошее и привлекательное в другом, но и черты, привычки, личностные качества, которые, казалось бы, уже давно свидетельствовали, что совместная жизнь не будет безоблачной - партнер был порою эгоистичен, ненадежен, боязлив, самолюбив и т.п. Тогда и только тогда, когда консультант обнаруживает свидетельства такого процесса обесценивания в сознании клиента, он сам может подключиться к нему, активно демонстрируя на основании полученной информации, что он/она «на самом деле» не столь привлекателен, как раньше казалось клиенту. Тот факт, что уходу часто предшествует некоторый период охлаждения в отношениях, может облегчить консультанту решение задачи, поскольку за это время другой обычно успевает проявить себя недостаточно корректно [4].

Необходимо также, с точки зрения Ю.Е. Алешиной, специально уделить время в индивидуальном консультировании обсуждению вопроса о единственности любви. Для многих клиентов серьезным препятствием, затрудняющим разлуку с партнером, является ощущение, что это единственная или последняя любовь в его жизни. Представление о том, что в жизни у человека бывает лишь одна настоящая любовь, весьма распространено. Для многих клиентов представление о единственности любви имеет определенную привлекательность. Оно возводит само переживание любви на пьедестал, соответствует наиболее романтическому и поэтическому отношению к этому чувству, возвышая тех, кто действительно испытал «такое». Ю.Е. Алешина обращается к словам одного из исследователей межличностной аттракции, который как-то заметил: «Большинство людей никогда не полюбило бы, если бы не имело возможности на основании книг и кинофильмов представить себе, как это бывает» (Berscheid E., Walster E.H., 1969).

Подвергая сомнению идею «только одной любви» и, таким образом, создавая для клиента перспективу будущих близких отношений, консультант может попытаться критически переосмыслить это убеждение, обратиться к опровергающим его жизненным и литературным примерам. Можно при это повысить и ценность переживаний клиента высказываниями типа: «Человеку дается не любовь сама по себе, а способность любить», «Если вы полюбили однажды, значит, вы способны переживать это чувство в принципе и обязательно со временем полюбите еще». В это случае консультант подчеркивает, что есть надежда на будущие близкие отношения. Психологу можно также поддержать веру в будущее и целесообразность происшедшего: «Может быть, это и хорошо, что он ушел сейчас. Значит, у него было такое стремление и рано или поздно проявилось бы. Но на сегодняшний день, пока вы еще молоды («у вас много друзей» или «у вас такая интересная работа»), у вас гораздо больше шансов наладить свою жизнь найти себе другого человека [4].

Еще одна проблема, которая очень сильно переживается во время развода, и которой должно быть уделено значимое внимание в индивидуальном консультировании женщин после развода - страх одиночества, боязнь, что потеряв одну семью (какой бы плохой она ни была), она никогда не обзаведется другой. Обсуждая страхи женщины, связанные с разводом, целесообразно активно использовать рациональную терапию. Например, говоря о возможном ухудшении отношения к женщине со стороны референтной группы, следует подчеркнуть, что к человеку во многом относятся так, как он позволяет к себе относиться. Если он чувствует себя изгоем, не достойным внимания, не интересным, виноватым, к нему соответственно будут относиться окружающие. Веселый, уверенный в себе и собственных решениях человек независимо от семейного положения будет вызывать к себе уважение и любовь [4; 32; 33].

Интересное, на наш взгляд, решение по выходу из разводного кризиса, предлагается в социальной психологии и психотерапии. Социальная психология и психотерапия исходят из положения о том, что надежная связь позитивно влияет на психическое и физическое самочувствие человека социальными отношениями между членами семьи, родственниками, подругами. Сеть из этих контактов содействует социальному обмену и обратной связи, поддерживает чувство принадлежности к группе, семье и чувство самоценности. Лица, которые располагают сетью, богатой ресурсами, лучше справляются с кризисами и факторами риска для здоровья, чем люди с сокращенной, урезанной сетью.

При исследовании сети используются различные варианты визуального представления социальных отношений. К. Ленц использовал в своих консультациях, в особенности по разводу, следующий анализ сети в рамках индивидуальной консультации. Консультант в процессе консультирования предлагает углубленно рассмотреть сеть социальных отношений. Карта сети представляет возможность сделать свои отношения наглядными и их структуру ясной. Перед клиентом необходимо положить лист бумаги, на котором изображено множество концентрических кругов. В центре внутреннего круга стоит слово «Я». Клиенту предлагается сделать первый шаг, он должен представить себе людей, с которыми чувствует себя особенно тесно связанным, без которых ему трудно представить свою жизнь. Эти люди группируются в первом круге вокруг «Я». После этого спрашивают о людях, которые тоже важны для него, но с которыми он связан не так тесно, как с людьми из первого круга. Эти люди размещаются в более удаленных кругах. В конце размещают людей, с которыми социальные контакты существуют, но эмоциональные связи слабее. Это могут быть коллеги, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент. В заключении при составлении карты сети особыми значками отмечаются люди, связанные с поставленными проблемами, отношения с которыми особенно конфликтны, напряжены. Подобная визуализация помогает клиенту изучить и максимально использовать ресурсы своей социальной сети в ситуации после развода.

Второе направление психологического сопровождения в ситуации развода - групповая терапия. Наиболее оптимальной формой для этого направления психологического сопровождения многие авторы считают психологический тренинг.

В последнее время психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное поведение. Под психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе тренинга происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами. Понятие «опыт» является общим и ключевым для понимания психологического тренинга. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Центральной категорией для психологического тренинга выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой [44].

В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа опытного ведущего в личностно ориентированном психологическом тренинге заключается не столько в развитии личности, сколько в ее «пробуждении» и активизации.

Психологический тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за то, кто он есть, и дает им возможность стать «скульпторами» собственной личности.

2. Экспериментальная работа по оптимизации психологического состояния женщин после развода

.1 Этапы и методы исследования

. Подготовительный этап:

-определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель;

-определена база исследования, сформулирован его объект и предмет;

-поставлены исследовательские задачи.

. Теоретический этап:

-осуществлен поиск и теоретический анализ научных источников по проблеме психологического сопровождения женщин в период после развода;

-выявлены и проанализированы сущностные характеристики развода с психологической точки зрения, причины развода;

-проанализированы характерные признаки и негативные последствия «постразводного синдрома» для женщин;

-определены направления психологического сопровождения женщин в период после развода.

. Экспериментально - подготовительный этап

-определены принципы и научно обоснованы перспективы организации и осуществления опытно-экспериментальной работы по психологическому сопровождению женщин в период после развода;

-на основе сформулированных выводов, полученных в параграфе 1.2. теоретической части дипломного исследования, подобран комплекс психодиагностических методик, которые составили психодиагностический инструментарий при осуществлении экспериментальной диагностики испытуемых;

Для экспериментального подтверждения гипотезы нами были выбраны следующие методики: методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; методика «Изучение самоотношения» Р.С. Пантелеева; шкала депрессии (адаптация Балашовой Т.И.), методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

. Опытно-экспериментальный этап:

-осуществлена первичная психологическая диагностика по подобранному комплексу психодиагностических методик, на основе которой была сформирована экспериментальная группа испытуемых (с высоким уровнем тревожности, конфликтности, агрессивности, признаками депрессии);

-апробирована система психологического сопровождения женщин в период после развода, включавшая два направления деятельности психолога: индивидуальное консультирование и групповую терапию;

-осуществлена вторичная психологическая диагностика, проанализированы ее результаты, проведен сравнительный анализ данных психологической диагностики, полученных в констатирующем эксперименте и данных, полученных после внедрения экспериментальной системы психологического сопровождения женщин в период после развода.

5.Описательно - аналитический этап. На данном этапе были оформлены результаты осуществленного теоретического и экспериментального исследования, сформулированы выводы об эффективности и результативности проведенной экспериментальной программы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе социально-психологической службы НОУ ВПО СКСИ. На констатирующем этапе в эксперименте участвовали женщины в период после развода в количестве 16 человек. После первичной психологической диагностики для экспериментальной работы была сформирована группа женщин в количестве 12 человек.

Рассмотрим подробнее методики, применяемые при проведении эксперимента.

Ввиду того, что одним из негативных последствий «постразводного синдрома» для женщин является наличие тревожного состояния, нами была выбрана методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Шкалы тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д. Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции автора методики, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение личности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самповоспитания.

Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного, безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

При анализе самооценки надо иметь ввиду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и более баллов высокая тревожность.

Еще одним негативным последствием «постразводного синдрома» является наличие у женщин депрессивных состояний. Ввиду этого, следующей методикой, включенной в наш психодиагностический инструментарий, стала шкала депрессии (адаптация Балашовой Т.И.)

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний, близких к депрессии, в целях предварительной доврачебной диагностики. В результате использования методики, исследователь получает уровень депрессии, который может колебаться от 20 до 80.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о низкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

Методика «Изучение самоотношения Р.С. Пантелеева» была значима для нас потому, что благодаря использованию шкал №6 «самопринятие» и №8 «внутренняя конфликтность» мы смогли продиагностировать еще несколько характерных признаков, наглядно демонстрирующих последствия «постразводного синдрома» - конфликтность с самой собой с наличием чувства вины, снижение самооценки, негативный эмоциональный фон по отношению к себе.

Низкий полюс свидетельствовал об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

В шкале №8 «внутренняя конфликтность» высокие значения свидетельствовали о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых чувством вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит самооблегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

Умеренное повышение значений по шкале являлось показателем повышенной рефлексии, глубокого проникновения в себя, осознания своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствия вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствовали об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. С помощью данной методики диагностики показателей и форм агрессии, авторами которой являются А. Басс и А. Дарки, нами оценивалась выраженность показателей различных форм агрессии испытуемых. В западных экспериментальных исследованиях эта методика является одной из наиболее часто используемых личностных шкал для определения меры агрессии и враждебности и отличается валидностью и надежностью.

При достаточно небольшом для личностных опросников числе утверждений методика дает много количественной информации о различных формах агрессии.

При составлении опросника А. Бассом и А. Дарки использовались следующие принципы:

)вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

)вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Авторы методики выделили 8 видов агрессивной и враждебной реакции, которые в опроснике соответствуют восьми шкалам.

. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

В связи с целью и задачами проводимого исследования нас особо интересовали балльные оценки, полученные по шкалам: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, обида.

2.2 Описание экспериментальной системы психологического сопровождения женщин в период после развода

Как нами было отмечено в параграфе 1.2., развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведенными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату.

Главная цель, которую мы преследовали, разрабатывая и апробируя экспериментальную систему психологического сопровождения женщин в период после развода - подвести женщину к осознанию своего нового статуса, пониманию своих будущих возможностей, ответственности за свою жизнь и возможности самостоятельно делать выбор. Сопутствующая цель - снижение уровня тревожности, депрессии, агрессивности и повышение уровня позитивного самопринятия и самооценки.

Главная задача системы психологического сопровождения - помощь и поддержка женщины в сложном и трудном процессе адаптации и выработки нового взгляда на ситуацию, жизнь, свое место в ней и тех качеств, которые способствует успешной адаптации в ситуации развода.

Внедряя систему психологического сопровождения, мы решали также следующие задачи:

-прорабатывали чувства обиды, отчаяния, злости, вины и т.д., испытываемые женщиной;

-выявляли фрустрированные потребности, стоящие за предъявляемыми чувствами, и осуществляли поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации;

-подвергали переосмыслению и позитивной реинтерпретации полученный опыт;

-осуществляли поиск внутренних ресурсов и помогали строить планы на будущее.

Экспериментальная система психологического сопровождения женщин в ситуации после развода включала два основных направления - индивидуальное консультирование (6 часов) и групповая психотерапия (10 часов). В экспериментальную группу вошли 12 женщин в ситуации после развода в возрасте от 25 до 40 лет. Средний возраст - 28 лет.

При реализации системы психологического сопровождения женщин в ситуации после развода в направлении индивидуального консультирования нами были реализованы этапы индивидуального консультирования в ситуации после развода по Г.И. Колесниковой.

Этап 1. «Начало работы»

Первой процедурой на этом этапе, была встреча с клиентками - женщинами в ситуации после развода. Техники, которые применялись нами для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта:

.Техника приветствия. Осуществлялась при помощи стандартных фраз: «Рада Вас видеть…», «Приятно познакомиться…»

.Техника «Проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом».

Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента - установление раппорта-то, что может произвести приятное впечатление - опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.

Третья процедура: снятие психологических барьеров с помощью специальных техник: дать клиенту побыть некоторое время одному - извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела; спокойная, ненавязчивая музыка, способствующая созданию благоприятной атмосферы; прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…».

Этап 2. «Сбор информации»

Процедура первая: диагностика личности клиента. В рамках данной процедуры нами применялись техники: беседа, интервью, наблюдение. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью. Интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. В случае консультирования клиентов после развода более подходит свободное интервью, так как стандартизированное интервью полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме, а в нашем случае проблема уже обозначена, также при этом виде беседы теряется эмоциональный контакт с клиентом, что совсем недопустимо в конкретном консультативном процессе. Наблюдение - эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Этот метод нам позволил собрать информацию о клиентке, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение ее состояния на разных этапах консультативного процесса.

Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиентки, определение ее ресурсов. Основные техники, применяемые нами: диалог, слушание. Используя данные техники, мы обращали внимание на «язык тела» клиентки, психофизиологические реакции, голосовые характеристики. Использовали приемы «активного слушания» которые позволяют расположить клиента, завоевать его доверие, собрать максимально полную информацию о нем и его проблеме (кивание головой и использование междометий «да», «угу»; вопрос-эхо; дословное повторение основных положений, высказанных клиентом; приемы уточнения и переформулирования, отражения эмоций).

Процедура третья: активизация памяти клиента. Техники, применяемые нами: «Помощь в определении истинных чувств и формулировании высказываний», «Психологическая поддержка клиента», «Насыщение пауз», «Провоцирование клиента». Для оказания клиентке помощи в определении истинных чувств и их вербализации мы использовали приемы активного слушания, которые были рассмотрены в рамках второй процедуры. Техника «Психологическая поддержка клиента» применялась нами на всем протяжении процесса консультирования и особенно была важна при данном виде консультирования клиентки - в ситуации развода. Заключалась в выражении эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях. Техника «Насыщение паузы» заключалась в заполнении пауз несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу». Техника «Провоцирование»: слова клиентки ставились под сомнение. Цель, с которой мы использовали провоцирование, состояла в том, чтобы помочь клиентке взглянуть на проблему с другой стороны.

Этап 3. «Стратегический»

Процедура первая: определение возможных решений. Техники, при меняемые нами: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение. Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность. Техника «совет». Совет - мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение. Предложение советов близко предоставлению информации. Отличие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно высказывает личное мнение в то время, как в основе информирования лежит, прежде всего, безоценочность. Прямого предложения советов целесообразно избегать. Однако совет, данный в косвенной форме может иметь большой психотерапевтический эффект. Техника «убеждение». Убеждение - логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Как правило, должно в своей основе иметь факты. Техника «разъяснение». Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель - сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента. Может включать в себя эмоционально-личностный аспект.

Процедура вторая: согласование плана действий. Техники, применяемые нами: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата. Прежде чем выработать конкретный план по разрешению проблемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. С этой целью разумно применить методику творческого решения проблем Дилтса. Предложить клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решения данной проблемы. Подумать, насколько желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероятные последствия могут возникнуть. Выбрать оптимальный вариант (возможно, что некоторые из предложенной клиентом «двадцатки» станут элементами плана достижения). Стимулирующие вопросы уместно применять на протяжении всего стратегического этапа. Однако особенно они помогут во время второй процедуры, поскольку, клиенты, как правило, затрудняются в проявлении творческой активности. Если специалист достаточно искусно применил две предшествующие техники, то алгоритм достижения возникнет естественно. Однако при его детализации необходимо тщательно прояснить, как именно понимает клиентка каждый из этапов и каким образом собирается его реализовывать. Это позволит как прояснить непонятные для клиентки моменты, так и инициировать возникновение новых идей. Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиентка сможет определить, что проблема разрешена. Они должны быть конкретны и предельно ясны. Конкретизировали ожидаемый результат мы при помощи вспомогательных уточняющих вопросов. Техника «конкретизации результата» может применяться на разных этапах консультирования.

Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана. В рамках данной процедуры могут применяться те же техники, что и в рамках предшествующей, но здесь они касаются способов контроля и оценок ожидаемых результатов. Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» взаимосвязаны. Они применяются на протяжении всего процесса консультирования. Наиболее эффективны были невербальные средства и психологические поощрения: «Вы просто молодец…», «У Вас огромный потенциал…».

Четвертый этап «Реализация плана клиентом» проводился клиенткой самостоятельно, без присутствия и вмешательства психолога. Это объяснялось спецификой данного вида психологической помощи - любой психически здоровый человек способен самостоятельно решить свои проблемы. Консультант - проводник в горах, для заблудившегося в сумерках путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на нее должен сам человек.

Индивидуальное консультирование осуществлялось по индивидуальному графику, удобному для клиентки. Групповая психотерапия, проводимая в форме группового тренинга, предполагала график занятий, единый для всех.

психологический развод терапия женщина

График проведения занятий групповой терапии

Дни неделиОписание занятийПонедельникУпражнения «Обсуждение» и «Изобрази животное»ВторникУпражнения «Стихотворение с выражением», «Ты - родитель»СредаУпражнения «Интонация», «Я за тебя отвечаю»ЧетвергУпражнения «Подарок», «Сочинение»ПятницаУпражнения «Рисунок Я», «Выход из ситуации»ПонедельникУпражнения «Робот», «Гомеостаз»ВторникУпражнения «Критик», «Зеркало»СредаУпражнения «Анабиоз», «Киногерои»ЧетвергУпражнения «Дискуссия», «Сценка»ПятницаПодведение итогов работы в группе

Кроме того, после индивидуального консультирования и групповой работы каждой женщине были предложены и с каждой женщиной были обсуждены рекомендации, содержащие информацию о том, как наладить свою жизнь после развода, что следует делать в обязательном порядке, а чего следует избегать.

Заключение

В современной психологической литературе (Аксенов М.М., Андреева Т.В., Галустова О.В., Навайтис Г.А., Олифирович Н.И. и др.) развод понимается как ненормативный кризис супружеских отношений, приводящий к их разрыву. В психологическом плане развод рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимы для её реорганизации, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно. Разводы в большем своем количестве спровоцированы психологическими причинами, часто сопровождаются болезненными переживаниями и переходом бывших супругов в постразводную фазу существования семейных отношений, основная проблема которой - противоречивые чувства, складывающиеся в отношении ситуации развода (от гнева, страха, печали, чувства неполноценности и одиночества до, ощущения освобождения и эйфории) и последствия психологического характера. Психологические причины развода, как правило, так или иначе связаны с ощущением одного или обоих супругов, что личное счастье и любовь в данном браке невозможны по ряду причин, и уже ничего нельзя изменить, даже если очень постараться.

Теоретические исследования авторов, приведенные в данной работе, показали, что любой развод - даже желанный наносит серьезную психологическую травму обоим супругам в той или иной степени. Проблемы, которые стоят перед разводящимися, касаются таких аспектов жизни, как раздел имущества, создания новых взаимоотношений с друзьями и родственниками, с детьми, формирования нового отношения к жизни, в случае необходимости поиска работы.

Как нами было отмечено в работах Ю.Е. Алешиной, Е.И. Артамоновой, С. Глэддинга, А.Н. Елизарова и др. все чаще с этой психологической травмой приходится работать профессиональному психологу, оказывая целенаправленную психологическую помощь и оказывая психологическую поддержку.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

2.Авдеев А.А. Браки и разводы в России: устойчивость и изменчивость. Доклад, представленный на российско-французском семинаре «Браки, разводы и семья в XX веке». 2-4 февраля 2004. - М., 2005. - С. 15-18.

.Аксенов, М.М. Психология развития личности и поведения детей в семьях разводящихся родителей / М.М. Аксенов, Л.Н. Авдеенок // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 5 (83). - С. 124 - 128.

.Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2005. - 208 с.

.Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М., 1987. - 64 с.

.Алешина, Ю.Е. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование / Ю.Е. Алешина, К.Е. Данилин, Е.М. Дубовская. - М., 1989. -

7.Андреева, Т.В. Социально-психологические особенности замужних и разведенных женщин / Т.В. Андреева, А.П. Мусакина /Ананьевские чтения-99. Тез. научн.-практ. конф. 26-28 окт. 1999. - СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 250 с.

.Андреева, Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андрееева. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.

9.Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. / ред. Е.Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 136 с.

10.Баранова, Е.В. Современная семья: психологическая помощь в кризисе / Е.В. Баранова // Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - №3. - С. 3-12.

.Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - СПб: Питер, 2001. - 220 с.

.Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. - СПб., 2002 - 256 с.

.Видра, Т. Помощь разведенным родителям и их детям. От трагедии к надежде / Т. Видра. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 224 с.

.Витакер, К. Танцы с семьей / К. Витакер. - М, 1998. - 123 с.

15.Галустова, О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций / О.В. Галустова. - М.: А-Приор, 2007. - 240 с.

.Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.

.Гукова, Е.Г. Устойчивость брака и критерии / Е.Г. Гукова // Семья в России. - 1994. - №4. - С. 167-179.

19.Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

20.Дементьева, И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания / И.Ф. Дементьева. - М., 2000. - 40 с.

.Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М., 1996. - 224 с.

22.Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

23.Калмыкова, Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е.С. Калмыкова // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 83-90.

.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.

.Ковпак, Д.В. Депрессия. Диагностика и методы лечения / Д.В. Ковпак, Л.Л. Третьяк. - СПб: Наука и Техника, 2009. - 320 с.

.Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 350 с.

.Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2005. - 463 с.

.Кратохвил, С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний / С. Кратохвил. - М.: Медицина, 1991. - 80 с.

.Лысова, А.В. Психология семьи / А.В. Лысова. - Часть 2. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. - 244 с.

.Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 992 с.

.Мартынова, В.В. Социально-педагогические проблемы развода / В.В. Мартынова, Ю.С. Жиров // Социально-педагогическая работа. - 2006. №3. - С. 14-18.

.Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М., 2000 - 109 с.

.Мишина, Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений / Ред. М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - Л., 1983. - 145 с.

34.Навайтис, Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов / Г.А. Навайтис // Психологический журнал. - 1983. - №3. - С. 17-25.

35.Нейпир, О. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь / О. Нейпир, К. Витакер. - М.: Когито-Центр, 2005. - 344 с.

Похожие работы на - Психологическое сопровождение женщин в период после развода

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!