Определение особенностей самооценки в юношеском возрасте
Введение
То, как человек воспринимает себя, как он
оценивает свои возможности, своё поведение, его отношение к своим успехам и
неудачам называют самооценкой. Интерес человека к своей личности, потребность в
самоутверждении, стремление найти своё место в жизни - является одними из
важнейших потребностей человека. Он постоянно подвергается оценке со стороны
окружающих, особенно для человека важна оценка значимых для него людей. В
зависимости от этого самооценка и доверие к себе может колебаться.
Актуальность темы исследования. Юношеский
возраст является переходом от детства к взрослости, когда происходит
становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; перед человеком
встают вопросы о профессиональном выборе и выборе жизненного пути. Здесь самооценка
играет огромную роль, т.к. её уровень оказывает влияние на социальное развитие
человека, на его адаптацию к дальнейшим социальным условиям. Здесь очевидна
необходимость всестороннего изучения личности старшего школьника, потому что
именно в этом возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека,
формируется его духовный облик, четко определяются черты характера, происходит
становление мировоззрения.
Проблемами самооценки личности и её
исследованиями занимались такие психологи как Ананьев Б.Г., Выготский Л.С.,
Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Липкина А.И., Джеймс У., Кон И.О.
Проблемами юношеского возраста, такими как
взаимоотношение среди сверстников, самооценивание занимались многие
отечественные и зарубежные ученые К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Рубинштейн,
А.К. Маркова и т.д. Изучению этого возрастного периода посвятили много времени
и такие авторы как Кон И., Выготский Л.С., Божович Л.И, Давыдов В.В. и многие
другие.
Самооценка имеет огромное значение в юношеском
возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие человека,
его адаптацию к новым социальным условиям. Исследованиями в этой области
занимались многие психологи - Бернс Р, Божович Л.И, Бороздина Л.В и др.
В настоящее время изучение самооценки как
компонента самосознания и ее связи с личностными чертами представляется
наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоретические
положения, определяющие место самооценки в структуре самосознания (Чеснокова,
1977; Кон, 1978; Бороздина, 1999; и др.), делаются попытки определить структуру
самооценки (Захарова, 1989), ее возрастную динамику (Бороздина и др., 1983;
Бороздина, Молчанова, 1988, 1990, 1996, 1997, 1998, 1999).
На основе вышеописанного представления проведено
большое количество исследований. Во многих из них самооценка определялась через
притязания субъекта (Зейгарник, 1981; Ерофеев, 1983; Резниченко, 1986 и др.);
изучалось, как соотносится самооценка с ожиданиями результатов деятельности
(Алексеев, 1977), как она изменяется при овладении способами учебной работы
(Резниченко, 1986), как самооценка связана со значимостью (для ученика)
учебного предмета (Сафин, 1975). Изучалась связь самооценки с параметрами
учебной деятельности студентов (Бороздина, Рощина, 1987). В исследовании
Э.М.Александровской и Ю. Пиатковской (1990) рассматривалась корреляция
самооценки (которая понималась как процесс когнитивной и аффективной оценки
индивидуумом собственной персоны) учащегося с оценкой педагогов, матерей, со
школьной успеваемостью.
Возрастание положительной самооценки у детей с
возрастом трактовалось авторами как норма, т.к. при сравнении результатов
самооценки с показателями концентрации внимания и интеллекта, при уменьшении
последних (которые определялись тестами Паули и Векслера соответственно),
наблюдается повышение числе аномалий в личностных и социальных сферах.
Авторы говорят о том, что ухудшение школьной
успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость
ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности
адаптации ребенка к школе. Точно также школьная успеваемость может снижаться в
связи с психогенными нарушениями развития.
Связь самооценки с эмоциональной сферой
прослеживается в работе Б.Мейер (1990). Обнаружены половые различия в
самооценке школьников, что связано, по мнению автора, с высокой пре-, пери-, и
постнатальной уязвимостью у мальчиков, различием в темпах созревания, а главным
образом в специфических для полов влияниях. Четырнадцатилетние мальчики по
сравнению с девочками менее склонны к самобичеванию и сомнению, более доверчивы
к своему социальному окружению, оптимистичны, активны и решительны, считают
себя менее эмоционально возбудимыми (эти данные подтверждаются оценками
матерей).
Наиболее существенное влияние на самооценку
ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи
в семье, констатирует Б.Мейер, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные
самооценки. Это приводит, в итоге, к скрытой и явной агрессии,
подозрительности, враждебности.
Цель исследования: определение особенностей
самооценки в юношеском возрасте.
Объект исследования: личность старшего школьника
Предмет исследования: самооценка личности
учащихся.
Гипотеза: старшеклассники с высокой самооценкой
имеют высокий уровень притязаний и, наоборот, старшеклассники с низкой
самооценкой имеют низкий уровень притязаний. Задачи исследования:
проведение теоретического анализа литературы по
данной теме;
проведение исследования, направленного на
определение и анализ особенностей самооценки в старшем школьном возрасте;
корреляционный анализ показателя самооценки по
двум методикам;
разработка рекомендаций для учителей по работе с
старшеклассниками.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы по данной
проблеме;
психодиагностический метод;
математические методы обработки данных.
Методики исследования:
Методика исследования самооценки личности С.А.
Будасси.
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Выборка исследования: В исследовании принимало
участие 20 человек, учащихся средней школы № 16 (8 юношей и 12 девушек) в
возрасте 16-18 лет.
База исследования: СШ № 16 г. *******.
Глава 1. Теоретические основы исследования
проблемы самооценки личности
1.1 Психологические особенности личности
старшеклассников
Хронологические границы старшего школьного
возраста достаточно условна - примерно от 15- 16 до 18-19 лет. Этот возраст -
начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового
развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Прирост веса
становится больше относительно увеличения роста. Нет диспропорции отдельных
частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений.
Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а
значит, и развитие соответствующих функций. Все это определяет готовность
старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие
благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает
широкие возможности для выбора профессии.
Старший школьный возраст относится к ранней
юности. Ключевой проблемой, определяющей интерес человека в юности, является он
сам: состояние его сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть
также притязания на то, чтобы проявить себя в этом мире. Главная отличительная
особенность этого возраста - стабилизация личности. Она проявляется в
эмоциональной сфере: становится более ровным и устойчивым настроение. Дети в
16-17 лет независимо от их темперамента выглядят более сдержанными, чем в 11-15.
Как правило, исчезают частые и резкие аффективные вспышки, которые возникали у
подростков по любому поводу.
Юношеский возраст - важный этап развития
умственных способностей, и если сравнивать юношей с подростками, то у юношей
отмечается значительное развитие теоретической мысли. Старшеклассники чаще
задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности
предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и
самостоятельна. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями
анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования
и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление
причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления,
самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщённому
пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений
действительности. Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода - это
сложная когерентная система, отличная от логики ребёнка; она составляет
сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления».
Однако широта умственных интересов часто
сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши
склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.
Почти во всех старших классах появляется некоторое число безразличных,
скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с
воображаемой интересной жизнью. Овладение сложными интеллектуальными операциями
и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей и
девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к
деятельности взрослого.
Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у
школьников уже имеется система собственных задач и требований как некий
нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех
потребностей и стремлений.
Значительно более сложными и дифференцированными
становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. В принципе,
старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными
отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и
преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной
близости с учениками. Однако целью учителя является не только донесение до
подростка определенных знаний, но и формирование его личности, а для этого
важно сформировать адекватную самооценку. Но чтобы это сделать, важно правильно
определить уровень уверенности подростка в себе, оценку им своих поступков,
понять, что им движет.
Для старшеклассника ведущей деятельностью
является учебно-профессиональная деятельность. Для них, по сравнению с
подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается
новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные
с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы
приобретают личностный смысл и становятся действенными.
Высокое место в мотивационной структуре занимают
такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом
общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической
значимости науки для общества. Старшие школьники лучше осознают свое отношение
к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем
самокритичности старшие школьники, анализируя условия, мешающие учиться,
указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень,
безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль,
настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связывают с присущими им
индивидуальными психическими особенностями.
К концу школьного обучения познавательные
процессы в юности достигают такого уровня, что молодые люди практически готовы
к выполнению всех видов умственной деятельности взрослого человека.
Центральными психологическими новообразованиями
юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.
Старшие школьники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Они
оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает им в пользу
будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Выбор
дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным
центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся
деятельность, все интересы. Именно в этом возрасте мальчики и девочки обычно
определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли
знания и области деятельности.
Так как старший школьный возраст - это пора
выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, в связи с
необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и
в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.
Эмоции играют важнейшую роль в формировании,
закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека.
Однако они всегда являют собой оценку, а не ценность. В то же время при любой
моральной направленности каждый человек хотел бы и лично быть счастлив, а
счастье представляет собой не только объективные достижения человека, но и
определенные его яркие переживания, ценные сами по себе.
В юношеском возрасте, как правило, происходит
формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление
иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний, в частности более
совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может
скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только
скрывать испытываемые им чувства, то юноша умеет не только скрывать
испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с
небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость
- развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть - напускной весёлостью.
Юношество - это последний возраст расширения
круга общения. Дружеские связи, установившиеся в юности, не всегда сохраняются
в последующей жизни. Но способность к таким связям формируется в основном
именно в этот период. Особую значимость сохраняет в юности общение с
родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от
семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное
отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой
жизни. Однако к этому процессу, к отделению от семьи, не всегда готовы как сам
молодой человек, так и его семья.
Общее понятие о личности.
Личность - одна из самых сложных категорий в
психологии. Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру
представленности общественных отношений в индивиде.
Формирование личности - это процесс освоения
общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний,
умений, способов действий. Это, прежде всего, формирование новых мотивов и
потребностей, их преобразование, соподчинение и др. Мотивы и потребности
невозможно усвоить: «знать, что нужно делать, к чему следует стремиться - не
значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться». Новые потребности
и мотивы, а также их соподчинения возникают только в процессе переживания или
проживания ситуации. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека и
является всегда эмоционально насыщенным. Любая личность развивается постепенно,
проходя определенные этапы, каждый из которых поднимает личность на качественно
иную ступень развития.
Критерии сформировавшейся личности. Л. И.
Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность.
Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует
иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные
побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к
опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым
преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Во-вторых,
человек является личностью, если он способен к сознательному руководству
собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных
мотивов - целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что
предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто
поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем
общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания,
как особой инстанции, характеризует человека как личность.
Личность - одно из центральных понятий в
психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою,
отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность
описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в
бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих
данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) - вечная борьба между Ид и Сверх-Я,
в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) - это иерархия мотивов, в
синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность - это ответственный субъект
волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет
каждым человеком.
Все качественно новые особенности личности,
появляющиеся на определенном этапе онтогенеза, связаны не столько с
формированием отдельных психических функций, сколько с кардинальными
изменениями в самой структуре и содержании личности школьника. В старших классах
на первый план зачастую выступают задачи профессионального выбора и
профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса
самоопределения. Специфические внутренние условия выбора профессии в старшем
школьном возрасте: это формирующееся мировоззрение, обобщенная форма
самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с
позиций декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей,
наконец, открытие "Я", переживаемое в форме чувства своей индивидуальной
целостности и неповторимости.
Характерная особенность личности старшего
школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень
требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся
более критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному
облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют
к моральным, нравственным качествам одноклассников. Характерны и половые
различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее число девушек оценивают своих
товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция
выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс
количество таких оценок увеличивается.
Самосознание личности как осознание самого себя,
осознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед
человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как
самооценка, как самоконтроль и самовосприятие.
Самосознание в этом возрасте характеризуется
следующим: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной
целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной
идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и
единства; самоуважение.
1.2 Особенности самооценки старшеклассников
Общее понятие о самооценке.
Самооценка - один из структурных важнейших
компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность,
значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей
личности, деятельности, поведения. Иногда о самооценке говорят как о процессе
оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое
живое мнение или ощущение человека по поводу себя.
Проблема возникновения и развития самооценки
является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является
необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя,
своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей
своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Самооценка включает в себя умение оценить свои
силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку
примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии
с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким
образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех
задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в
каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим
поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании
личности.
По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из
существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она
формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и
соответствовать уровню собственных личностных оценок.
С.П. Рубинштейн под самооценкой понимает
стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и
его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной
структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью
и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения. В
концепции Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для
которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена
мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самооценка представляет собой
центральное образование личности. Она в значительной степени определяет
социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и
деятельности.
У. Джеймс выделял зависимость самооценки от
характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся
идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось
независимо от реальной основы этого общения - практической деятельности.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное
отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек
постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с
окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер
самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например,
адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе,
самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная - неуверенности
или излишней самоуверенности, некритичности).
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд
личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных
способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем,
что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность,
чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя
необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают
другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка приводит к тому, что
человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого
повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его
реальные возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности,
неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто
он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои
реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные
и временные.
Любая неадекватная оценка себя - завышенная или
заниженная - затрудняют жизнь человека.
Самооценка старшеклассников.
Само формирование самооценки происходит в
процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной
степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому
себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к
миру.
В процессе развития самосознания центр внимания
подрастающих школьников все более переносится от внешней стороны личности к ее
внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С
этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к
духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек
самоопределяется как личность на более высоком уровне
Изменение оценочных суждений от подросткового
возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков,
определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую
очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он
похож на них. У юношей же оценочные суждения, определяемые собственным идеалом,
направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих,
насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей
определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами
деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого
себя.
Подростки с адекватной самооценкой имеют более
высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и
наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с тенденцией
к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах
деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным
тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка
предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие - что
депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую
самооценку.
Агрессивные подростки характеризуются крайней
самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной
тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом,
неумением находить выход из трудных ситуаций
Общими для всех подростков, независимо от
различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе
которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и
быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного
образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет»
психологических особенностей, специфических для подросткового кризиса.
Уровень самооценки подростков существенно влияет
как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так
и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы
(например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности
и др.). У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в
эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков
с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше.
Самооценка зависит и от уровня притязаний, но не
напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает
самооценку, а низкий - опускает, скорее самооценка зависит от адекватности
притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.
Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным
или заниженным) притязаниям.
Согласно У.Джеймсу, самооценку можно представить
в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе - притязания
личности. Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая
успех (числитель дроби), либо понижая притязания (знаменатель). Сам Джеймс
отдавал предпочтение второму пути, полагая: «что всякое расширение нашего «Я»
составляет лишнее бремя и лишнее притязание».
Учитывая всю специфику юношеского возраста,
нужно уделять внимание становлению адекватной самооценки. Необходимо оказывать
помощь в преодолении трудностей, связанных с возникшим чувством взрослости,
открытием своего внутреннего мира, становлением своего "Я", чтобы в
последующем у подростка не развивались различные комплексы неполноценности и
страхи.
Глава 2. Экспериментальное исследование
самооценки старшеклассников
2.1 Организация и методы исследования
Для исследования самооценки личности
старшеклассника были использованы две методики - методика С.А. Будасси и
методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Методика исследования самооценки личности С.А.
Будасси.
Эта методика позволяет проводить количественное
исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики
лежит способ ранжирования.
В предложенной методике исследования самооценки
ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я
реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или
на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества,
которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.
Целью данной методики является выявление уровня
самооценки ученика 11 класса по заранее заданным качествам личности; выбор тех
или иных качеств личности обусловлен целями исследования.
Тест проводился в средней школе №16 города Бишкек,
в 11 "А" классе, в количестве 20 человек, из них 8 мальчиков и 12
девочек в возрасте 16-18 лет.
Ученикам был предложен список из 48 слов,
характеризующих качества личности человека. В него входили и моральные и
волевые качества. Ученикам надо было выбрать из них 20 наиболее значимых
качеств и расположить их в два столбика. В правой колонке эти качества
ранжируются в той мере, в какой они выражены у самого испытуемого. Затем в
левой колонке испытуемый ранжирует 20 выбранных им качеств в той мере, в какой они
выражены в идеале.
В соответствии с методикой проведения
тестирования, учащиеся должны были в течение урока заполнить бланки тестов
(Приложение 2).
После того как ученики заполнили свои бланки, в
последние два столбика вносятся значения d и d2 (d - разность номеров рангов,
d2 - квадрат разности номеров рангов). После заполнения подсчитывается
коэффициент корреляции рангов (R) по формуле Спирмена. Величина коэффициента
корреляции рангов указывает на уровень самооценки:
если R находится в пределах [-1; 0], то это
свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому
типу;
если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка
заниженная;
если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка
адекватная;
если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена
по невротическому типу;
если R = 1, то самооценка завышенная.
В предложенной методике исследования самооценки
ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я
реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или
на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества,
которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Методика основана на непосредственном оценивании
(шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье,
способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных
линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных
качеств (актуальную), также такую их степень выраженности, которую бы
испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания), и ту
степень выраженности, которую б смог достичь, объективно оценивая свои возможности.
Уровень притязаний. Норму притязаний, составляют
величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их уровень для
личностного развития - от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100 баллов обычно
удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным
возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне
притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до
74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную)
самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше
свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения
в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную
незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности,
сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные
искажения в формировании личности - «закрытое для опыта», нечувствительности к
своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов
ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует
о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу
риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два
совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и
«защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения,
отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Для выявления связи между уровнем самооценки и
уровнем притязаний был использован метод корреляционного анализа. В зависимости
от коэффициента корреляции различают следующие корреляционные связи:
сильная, или тесная при коэффициенте корреляции
r>0,70;
средняя (при 0,50<r<0,69);
умеренная (при 0,30<r<0,49);
слабая (при 0,20<r<0,29);
очень слабая (при r<0,19).
2.2 Анализ и интерпретация результатов
экспериментального исследования самооценки старшеклассников
С помощью методики С.А. Будасси у
старшеклассников были выявлены уровни самооценки. Результаты представлены в
диаграмме 1.
Диаграмма 1
Данные, отраженные в диаграмме 1, показывают,
что завышенную самооценку имеет 40% участников исследования (8 человек).
Испытуемые с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты
деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по
силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключается
на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно
расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к
другим. Основный акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне
деятельности.
% класса (9 человек) имеет адекватную
самооценку. Для данных юношей характерна тенденция к позитивному отношению к
себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.
У 15% (5 человек) выявлена заниженная
самооценка, которая может быть связана с негативным отношением к себе,
непринятием себя, ощущением собственной неполноценности. Так же, как и
завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на
старшего школьника. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой
ситуации таланты и способности не будут развиваться и могут вообще не
проявляться. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень
ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки. Сосредоточенность на себе,
собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение со сверстниками и
взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему
тому, что повысило бы их самооценку.
С помощью методики Дембо-Рубинштейн (в
модификации А.М. Прихожан) были определены уровни притязания и уровни
самооценки. Результаты представлены в диаграммах 2 и 3.
Диаграмма 2
Как видно из Диаграммы 2, высокий уровень
притязаний имеет 10 % участников исследования (2 человека). Данным испытуемым
свойственно достижение высоких целей и постановка перед собой задачи, с
которыми он справиться может, соответствующих его реальным возможностям. Этот
уровень притязаний может сочетаться у юношей с уверенностью в ценности
собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью,
коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных
планов.
% класса (17 человек) имеет средний уровень
притязаний. Этот уровень характерен для людей, уверенных в себе, общительных,
не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил
и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.
Низкий уровень притязаний имеет 5% (1 человек).
Он зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с низким уровнем притязаний
часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение
и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать
планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с
перспективой. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита
социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и
глобальную боязнь трудностей.
Диаграмма 3
Данные, отражённые в Диаграмме 3, показывают,
что 80% (16 человек) испытуемых имеют средний уровень самооценки, т.е.
адекватный - для них характерна тенденция к позитивному отношению к себе, к
самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.
У 10% класса (2 человека) выявлена заниженная
самооценка, которая может быть связана с негативным отношением к себе,
непринятием себя, ощущением собственной неполноценности. Так же, как и
завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на
старшего школьника. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой
ситуации таланты и способности не будут развиваться и могут вообще не
проявляться. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень
ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки. Сосредоточенность на себе,
собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение со сверстниками и
взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему
тому, что повысило бы их самооценку.
Высокую самооценку имеют тоже 10% учеников (2
человека). Испытуемые с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности,
результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им
явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же
переключается на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не
обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие,
критичны к другим.
Выявление корреляционной связи между уровнем
самооценки и уровнем притязаний.
Проведён корреляционный анализ показателей
самооценки и уровня притязаний учащихся. Результат представлен в таблице 1.
№
|
Показатель
уровня самооценки
|
Показатель
уровня притязаний
|
1
|
76,83333
|
76,83333
|
2
|
65,66667
|
66,33333
|
3
|
32,33333
|
69,33333
|
68,83333
|
88
|
5
|
62,66667
|
80,83333
|
6
|
81
|
90,16667
|
7
|
74
|
86,5
|
8
|
58,5
|
67,16667
|
9
|
55,33333
|
71,66667
|
10
|
38,66667
|
77
|
11
|
77
|
77,66667
|
12
|
44,5
|
44,5
|
13
|
60
|
96,5
|
14
|
73,33333
|
79,83333
|
15
|
60,33333
|
71,16667
|
16
|
65,83333
|
74
|
17
|
59,5
|
66,33333
|
18
|
72,16667
|
77,16667
|
19
|
67,83333
|
77
|
20
|
75,16667
|
88
|
|
корреляция:
|
0,524568
|
Таблица 1. Корреляционный анализ показателей
самооценки и уровня притязаний
самооценка старшеклассник
психологический притязание
Коэффициент корреляции равен 0,524568 - это
означает, что между показателями существует связь средней значимости, т.е.
существует зависимость между самооценкой и уровнем притязаний.
В результате проведённого исследования был
выявлен уровень самооценки старшеклассников - в классе преобладает адекватная
самооценка, что позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно
соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Также была определено, что между уровнем самооценки и уровнем притязаний есть
связь. Высокому уровню самооценки соответствует высокий уровень притязаний. Но
у тех учеников, у которых была выявлена заниженная самооценка, уровень
притязаний был достаточно высок. От уровня притязаний самооценка зависит, но не
напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает
самооценку, а низкий - опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от
адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню
притязаний.
Таким образом, наша гипотеза подтверждена только
в одном предположении - старшеклассники с высокой самооценкой действительно
имеют высокий уровень притязаний. Но то, что старшеклассники с низкой
самооценкой имеют низкий уровень притязаний, в результате исследования не
подтвердилось.
Заключение
В старшем школьном возрасте главной проблемой,
определяющей интерес человека в юности, является он сам: состояние его
сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть также притязания на
то, чтобы проявить себя в этом мире. Главная отличительная особенность этого
возраста - стабилизация личности. В этом возрасте у школьников уже имеется
система собственных задач и требований как некий нравственный образец,
становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и
стремлений.
Уровень самооценки подростков существенно влияет
как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так
и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например,
стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.). У
подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных
ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой
самооценкой, а время выполнения деятельности больше.
Самооценка зависит от адекватности притязаний,
от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.
Проведённое исследование показало, что в классе
большинство испытуемых имеет адекватную самооценку и уровень притязаний, что
свидетельствует о том, что в старшем школьном возрасте ученики начинают
адекватно оценивать себя, объективно соизмерять степень трудности поставленных
задач со своими возможностями. Адекватная самооценка способствует формированию
у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Юноши и девушки
с такой самооценкой лучше учатся, у них нет резких скачков успеваемости, и
наблюдается более высокий общественный и личный статус. Такие дети имеют
большое поле интересов, активность их направлена на различные виды
деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны,
направлены на познание других и себя в процессе общения. Но наряду с адекватной
самооценкой у многих учеников была выявлена тенденция к завышению самооценки.
Такие подростки могут проявлять достаточную ограниченность в видах
деятельности. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует
обучению и конструктивному личностному развитию. Высокий же уровень притязаний
говорит об уверенности в ценности собственных действий, о стремлении к
самоутверждению и наличии устойчивых жизненных планов. Имела место среди
испытуемых и заниженная самооценка. У таких учеников возникает чувство страха,
неуверенности, апатии. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только
неудачи. Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах
затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Низкий уровень притязаний,
развивающийся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать
снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.
Рекомендации учителю по работе со
старшеклассниками можно дать следующие:
Для продуктивной деятельности ученика между ним
и учителем должен установиться и поддерживаться доброжелательный контакт.
Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует
захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких
результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме
малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного
ребенка. Педагог не должен каких-то учеников ставить выше остальных и наоборот
- каких-то ниже. Либо как только учитель начинает усреднять, загонять в
определенные рамки и навязывать ученикам жесткие правила, они сразу начинают
протестовать. Уважительное отношение к ученикам - залог развития адекватной
самооценки. Об уровне развития личности и самооценки юноши нельзя судить на
основе работы ученика в пределах только школьного материала. В ряде случаев
именно в занятиях, выходящих за пределы школьных заданий и учебных предметов, у
некоторых учащихся мы обнаруживаем высокий уровень развития самооценки.
Уровень самооценки старших школьников
существенно влияет как на качественные показатели эффективности
интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, поэтому учителю
нужно быть внимательнее к личности старшеклассника, к особенностям его
самооценки.
Список использованной литературы
1.
Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших
школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990.
.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
.
Векилова С.А., История психологии: конспект лекций, М., «АСТ»; СПб, «Сова»,
2005 г., 156 с.
.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический
Проект: Трикса, 2006. - 256 с. - ("Gaudeamus").
.
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. 'Рабочая книга школьного психолога'
- Москва: Просвещение, 1991 - с.303.
.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
.
Кон И.С. Психология старшеклассника. - Москва: Просвещение, 1980 . -192 с.
.
Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до
одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.: ТЦ «Сфера»,
1999. - 192 с.
.
Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф.
Екатеринбург, 23 - 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. -
Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.
.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога М.:
Изд-во Эксмо, 2005. - 896 с.
.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121
«Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф.
Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др--М.: Просвещение, 1984.-256с.
.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник., 10-е изд.,
перераб. и доп., М., 2006, 608 с.
.
Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное
пособие. - М., 2007.
.
Практикум по возрастной психологии под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф.,
СПб, 2002, с. 559.
.
Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного
психолога // Научно-методические основы использования в школьной
психологической службе конкретных психологических методик. - М., 1988. - С-110-118.
.
Психология человека от рождения до смерти под ред. Реана А.А,Учебник, 2002
-656с
.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО
"Речь", 2003. - 350 с.
.
Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций : учеб. пособие. - М. : ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.
.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология, М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
.
Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 1994.
24.
Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника
[Электронный ресурс] / Педагогическая и возрастная психология М., 1979 Режим
доступа: <http://www.voppsy.ru/issues/1982/825/825072.htm>
.
Личность в основных психологических теориях [Электронный ресурс] /Режим доступа:
Приложение №1
Методика Дембо-Рубинштейн
Инструкция. На примере шкалы «Здоровье».
«…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый
человек в мире, внизу - самый больной человек… а между ними - все остальные
люди, в том числе и мы с вами.
Отметьте черточкой на шкале, как вы себя
оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?
Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали
находиться в идеале между этими полюсами?
Отметьте галочкой на шкале, где вы можете
оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться,
объективно оценивая свои возможности?»
Нормативные показатели уровня притязаний и
самооценки:
Уровень притязаний. Норму притязаний, по мнению
автора, составляют величины в диапазоне от 60 до 89 баллов, а оптимальный их
уровень для личностного развития - от 75 до 89 баллов. Результат от 90 до 100
баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к
собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном
уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до
74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную)
самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует
о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании
личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость,
неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с
другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в
формировании личности - «закрытое для опыта», нечувствительности к своим
ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45
указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о
крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу
риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два
совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и
«защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения,
отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Уровни
притязаний и самооценки
|
Количественная
характеристика (балл)
|
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
Уровень
притязаний
|
менее
60
|
60-89
|
90-100
75-100
|
Уровень
самооценки
|
менее
45
|
45-74
|
|
Приложение №2
Методика самооценки личности С.А. Будасси.
Методика предполагает следующую процедуру
проведения:
Предложенные качества: аккуратность,
беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость,
доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость,
злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность,
медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, надёжность, настойчивость,
нежность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, отзывчивость, обаяние,
осторожность, педантичность, принципиальность, высокомерие, радушие,
развязность, рассудительность, решительность, сдержанность, стыдливость,
трудолюбие, трусость, увлечённость, упорство, уступчивость, упрямство,
черствость, честность, чуткость, эгоизм.
Инструкция.
этап. - В колонке «Качества» Вам предлагается
список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо
выбрать 20 наиболее значимых качеств. Из них 10 описывают идеального, с вашей
точки зрения человека и 10 - отрицательные - которые ни к в коем случае не
должны быть у идеального человека.
этап. - Этими 20-ю выбранными вами качествами в
колонке «Я реальное» теперь как можно точнее опишите себя таким образом, чтобы
на первом месте стояло качество, которое присуще вам в наибольшей степени; на
втором месте - присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т.
д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое вам свойственно менее
всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не
учитывается. Главное - максимально достоверно описать себя.
этап. - В колонке «Идеал» этими же 20-ю
выбранными качествами теперь опишите свой идеал человека, поставив на первое
место в колонке то качество, которое, на ваш взгляд, должно быть выражено у
идеального человека больше всего, на втором - выражено, но менее, чем первое и
т. д. Под №20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не
должно быть. В данном случае не ориентироваться на колонку «Я реальное», а
работать только с выбранными 20-ю качествами из колонки «Качества».
Идеал
|
Качества
|
Реальное
Я
|
d1
|
d2
|
|
Аккуратность
|
|
|
|
|
Беспечность
|
|
|
|
|
Вдумчивость
|
|
|
|
|
Вспыльчивость
|
|
|
|
|
Восприимчивость
|
|
|
|
|
Гордость
|
|
|
|
|
Грубость
|
|
|
|
|
Доброта
|
|
|
|
|
Жадность
|
|
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
|
|
Завистливость
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
|
Злопамятность
|
|
|
|
|
Искренность
|
|
|
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Медлительность
|
|
|
|
|
Мечтательность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Мстительность
|
|
|
|
|
Надёжность
|
|
|
|
|
Настойчивость
|
|
|
|
|
Нежность
|
|
|
|
|
Нерешительность
|
|
|
|
|
Несдержанность
|
|
|
|
|
Обидчивость
|
|
|
|
|
Отзывчивость
|
|
|
|
|
Обаяние
|
|
|
|
|
Осторожность
|
|
|
|
|
Педантичность
|
|
|
|
|
Принципиальность
|
|
|
|
|
Высокомерие
|
|
|
|
|
Радушие
|
|
|
|
|
Развязность
|
|
|
|
|
Рассудительность
|
|
|
|
|
Решительность
|
|
|
|
|
Сдержанность
|
|
|
|
|
Стыдливость
|
|
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
|
|
Трусость
|
|
|
|
|
Увлечённость
|
|
|
|
|
Упорство
|
|
|
|
|
Уступчивость
|
|
|
|
|
Упрямство
|
|
|
|
|
Черствость
|
|
|
|
|
Честность
|
|
|
|
|
Чуткость
|
|
|
|
|
Эгоизм
|
|
|
|
Обработка результатов методики самооценки
личности
. Найти значения d, d2 , Σd2
где d - разность номеров рангов; d2 - квадрат
разности рангов; Σd2 - сумма
квадратов разности рангов. Заполнить оставшиеся колонки.
. Подсчитать коэффициент ранговой корреляции по
Спирмену:
R = 1 - 6Σd2/(n3 - n), где n -
количество сравниваемых пар.
Нормативы:
если R находится в пределах [-1; 0], то это
свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому
типу;
если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка
заниженная;
если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка
адекватная;
если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена
по невротическому типу;
если R = 1, то самооценка завышенная.