( Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003 г., C.325).
Сходства:
Относятся к познавательным процессам.
Являются непосредственным чувственным отражением явления (процесса).
В основе обоих лежит работа органов чувств (возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств).
Отличия:
Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.
Ощущения возникают в результате элементарных видов стимуляции, а восприятие задействует высшие когнитивные системы.
Итогом возникновения ощущения является чувство, а восприятия- образ, который включает комплекс различных ощущений, приписываемых сознанием явлению (процессу, предмету).
Способность к ощущению дана человеку и всем живым организмам, обладающим нервной системой с рождения. Способность к восприятию дана только человеку и высшим животным.
2.Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
Ответ:
Факт запоминания дороги при прохождении ее в одиночку и незапоминание дороги при прохождении ее со спутником объясняется свойствами человеческой памяти.
Человеку запоминается прежде всего то, что имеет отношение к цели его деятельности. Именно это возбуждает ориентировочную реакцию, становится доминантным и запоминается. Побочные же детали, которые не относятся к основному предмету деятельности, не замечаются и не откладываются в памяти человека. Таким образом, когда человек идет один, целью его деятельности является нахождение дороги, у него в памяти откладываются зрительные образы предметов, встречающихся по дороге (школа, рынок, поворот, вывеска и т.д.) Когда человек идет со спутником, на первый план выходит общение, и в памяти откладывается не «визуальная картинка» пути, а тема разговора, беседы, поэтому дорога не запоминается.
. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком. Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения
Ответ:
Восприятие времени (англ. time perception) - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. ( Мещеряков Г.Б., Зинченко В.П., 2003 г., C.75).
Восприятие времени обнаруживает склонность к преувеличивать небольших и преуменьшению больших промежутков времени. Точному восприятию поддаются только короткие промежутки времени. Наиболее точной оценке временных интервалов способствуют двигательные и слуховые ощущения.
Восприятие времени зависит от содержания деятельности. Осознание смены событий является условием осознания течения времени. Время, заполненное значимыми, интересными делами, проходит быстро. Если же события малосущественны и неинтресны, время тянется медленно. Предполагаю, что это явление обусловлено избирательностью восприятия.
Установка личности также сказывается на оценке времени. Ожидание неприятных событий влечет восприятие быстротекущего времени. Ожидание событий приятных создает впечатление, что время идет медленно.
Иная оценка времени наблюдается при воспоминании прошлого . Время, в прошлом насыщенное деятельностью, переживаниями, вспоминается как более продолжительное, а жизненные периоды, наполненные однообразными и неинтересными событиями, вспоминаются как прошедшие быстро, так как они бедны событиями, и на воспроизведение их длительности в памяти не требуется большого труда и времени.
4. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины
Ответ:
. Каждое действие человека предполагает ориентирование, исполнение и контроль. Последняя, контрольная часть - есть внимание. Внимание, в отличие от других действий, не имеет отдельного, особенного результата, оно только способствует улучшению действий. Концентрируя внимание в процессе деятельности, человек сосредоточивается на главном, отвлекаясь от всего лишнего, что выходит за пределы решаемой задачи. Поэтому я считаю, что разумная деятельность без внимания невозможна.
. Отсутствие внимания ученика на уроке, с моей точки зрения, объясняется несколькими причинами.
Во время урока у ученика может возникать произвольное и непроизвольное внимание. Если речь преподавателя монотонна, преподаватель не двигается и читает лекцию за столом тихим голосом, без пауз в речи, непроизвольное внимание студента притупляется (раздражитель однообразен, отсутствует интенсивность и новизна, нет контраста и периодичности в действии).
Для возникновения и поддержания произвольного внимания необходимо соблюдение некоторых условий: осознание долга и обязанности, понимание конкретной задачи выполняемой деятельности и т.д. Эти условия не выполняются для ребенка, так как у него, в силу развития, еще слабо определены понятия долга и необходимости.
Внимание может возникать и продолжаться длительное время, если предмет ученику интересен и соответствует его потребностям. Отсутствие практической деятельности во время урока затрудняет процесс познания.
Другими причинами трудностей концентрации внимания могут быть утомление, недосыпание, большая нагрузка, недомогание, нарушение духовного равновесия ребенка. С другой стороны, невнимательность можно объяснить и синдромом детской гиперактивности.
ощущение восприятие внимание рассеянность
5. Чем отличаются студенческая, поэтическая, профессорская и старческая виды рассеянности?
Ответ:
Рассеянность - функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. (А. В. Петровский, Л.А.Карпенко, 2005 г., C.174) .
Выделяют четыре вида рассеянности.
Студенческая рассеянность характеризуется стремительным переключением вниманием с одного предмета на другой, а также низкой концентрацией внимания
Поэтическая рассеянность присуща людям, наполненным разнообразными идеями. Внимание, которое достигает высокой степенени концентрации в каждый момент времени, перескакивает с одного объекта на другой и создает обратный эффект.
Профессорская рассеянность представляет собой псевдо-рассеянность и характеризуется максимальной концетрацией на одном объекте в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства.
Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. При этом низкая концентрация сопровождается плохой переключаемостью. Пожилые люди зачастую «застревают» на одном объекте в течение длительного времени, однако не могут эффективно выполнить действия с ним.
. Есть несколько точек зрения на внимание
что оно есть один из психических процессов;
что оно не какой-то особый, независимый процесс, а сторона или момент любого другого психического процесса (восприятия, мышления и т.д.);
что оно есть такое свойство психики, которое обеспечивает сосредоточенность, направленность деятельности на объект;
что оно есть внутренний контроль за соответствием умственных действий программам их осуществления, т.е. один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности;
по теории установки Узнадзе - внимание связано с установкой: последняя есть «внутренне состояние внимания человека»;
по «моторной теории внимания» Т. Рибо - внимание производно от движений и регулирует движения, вызывается эмоциями и сопровождается ими.
Какая из этих точек зрения представляется Вам наиболее убедительной и почему? Проанализируйте их с позиции деятельностного подхода: какая из названных точек зрения указывает на функцию внимания в деятельности и почему Вы так считаете?
Ответ:
С позиции деятельностного подхода на функцию внимания указывает точка зрения, согласно которой, внимание- акт активного выбора , то есть внимание- есть такое свойство психики, которое обеспечивает сосредоточенность, направленность деятельности на объект. Здесь предполагается активность субъекта в акте внимания. Эта же точка зрения на внимания мне наиболее близка. Считаю, что внимание- это направленное восприятие, и является активным, а не пассивный выбором.
Так же на функцию внимания указывает позиция деятельностного подхода, согласно которой внимание- есть внутренний контроль за соответствием умственных действий программам их осуществления, т.е. один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. С этой позиции внимание предстает как внутренняя деятельность и содержит все те же компоненты, что и внешняя деятельность (деятельность, действие, операция).
. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов
1)Ощущение как психофизиологический процесс начинается с:
а)физического процесса
б)физиологического процесса
в)психологического процесса
г)все ответы верны
д)все ответы неверны.
Ответ: 1) физиологического процесса
2)Основные свойства ощущений - это:
б)интенсивность
в)предметность
г)обобщенность
д)все ответы верны
е)все ответы неверны.
Ответ: 2)интенсивность
3)Самой древней формой восприятия является …:
а)зрительное
б)осязательное
в)слуховое
г)обонятельное
д)все ответы верны
е)все ответы неверны.
Ответ: 2) осязательное
4)При поражении височной коры нарушается …:
а)восприятие цвета
б)слуховое восприятие
в)восприятие времени
г)обонятельное восприятие
д)все ответы верны
е)все ответы неверны.
Ответ: 2)слуховое восприятие
5)Условием возникновения непроизвольного внимания является …:
а)неожиданность раздражителя
б)новизна раздражителя
в)интересы (влечения) человека
г)необычность раздражителя
д)все ответы верны
е)все ответы неверны.
Ответ: 5) все ответы верны
6)Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак …:
а)непроизвольного внимания
б)произвольного внимания
в)послепроизвольного внимания
г)все ответы верны
д)все ответы неверны.
Ответ: 1) непроизвольного внимания
. Проблема измерения ощущений. Психофизика
«Психофизика (англ. psychophysics) - одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека» ( Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003 г., C.405). Основателем психофизики считают Г.Фехнера.
Проблема несовпадения физической шкалы измения раздражителя с субъективной шкалой изменения ощущения ставит вопрос о необходимости изучения закономерностей этих соотношений.
Нижним абсолютным порогом является минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение. Максимальная величина раздражителя, при которой ощущение исчезает, либо качественно меняется называется верхним абсолютным порогом.
Дифференциальным порогом является минимальное изменение интенсивности раздражителя или другого его свойства, которое вызывает изменение ощущения. Чувствительность- величина, обратно пропорциональная порогу ощущения.
Наличие порогов защищает человека от биологически вредных воздействий, а также от информационной перегрузки.
В разное время у одного и того же человека могут быть различные пороги ощущений. Это объясняется воздействием различных факторов. Экстренные факторы изменяют пороги быстро, но ненадолго (утомление, фармакологические препараты). Факторы длительного действия могут вызывать устойчивое изменение порогов ощущений (возрастные особенности).
. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия. Аргументируйте свои ответы
1)Что лучше для восприятия - кататься на саночках или саночки возить?
Ответ: Для восприятия лучше саночки возить.
Объясняется это тем, что активное движение является обязательным условием для правильного формирования восприятия. Когда санки «везут» это условие выполняется, когда катаются-нет. Этот факт был доказан в опытах Хелда и Хейна.
2)Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?
Ответ: Нет, не мог.
Тарзан мог только воспринимать зрительный образ букв, но не смог бы найти соответствия между буквами и звуками, словами и речью самостоятельно.
3)Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские kokэдудлду?
Ответ:
Восприятие звуков у всех происходит неодинаково. В попытке воспроизвести звуки животных, человек ищет звуковую аналогию в своем языке. Так как русский и английский языки имеют различные языковые средства и морфемы, конечное звукоподражательное слово звучит по-разному.
) Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?
Ответ: Восприятие времени зависит от новизны получаемой информации и настроенности на проживание настоящего момента. Постоянно получая и обрабатывая новую информацию, ребенок полностью погружается в настоящее. В огромном потоке новых ощущений, время для него замедляется. Взрослый же человек основную часть времени действует на автомате и практически не затрачивает усилий на восприятие нового, поэтому время для него проходит быстро.
. Какое свойство внимания обнаруживается в следующем примере? Каков, по-Вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?
Изумительная трудоспособность Н.Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера.
Ответ:
В примере показано одно из свойств внимания- распределение. Распределение внимания заключается в способности одновременно выполнять несколько видов деятельности. При распределении должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта в поле внимания.
Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Весьма сложным представляется распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием.
Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением, поэтому вышеуказанную информацию о способностях Н.Г.Чернышевского следует воспринимать скептически.
Список литературы
1)Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм- Еврознак. - 2003. - 672 с.
2)Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб.пособие для вузов / А. Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2007. - 319 с.
)Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2009.-575с.
4)Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, - 494 с.